Главная страница

Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


Скачать 0.76 Mb.
НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
Дата29.09.2022
Размер0.76 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
ТипУчебник
#704559
страница31 из 39
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постиг- нуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.

Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обес- печении ее достоинства. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности челове- ка. Философия есть творчество в обретении человеком свободы и ответственности. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза сопряжено с определенными трудностями. Но решать философские проблемы надо, ибо в про- тивном случае человеку уготовлено безвольное барахтанье в ов- рагах технократизма и моральной неполноценности.

Много раз пытались найти философии равноценную замену, но все эти попытки заканчивались полнейшими неудачами. Не надо искать замену философии, она прославила себя в веках, намного целесообразнее направить усилия на усвоение ее дости- жений и дальнейшее развитие. Вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной.

Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше фило- софия необходима человеку. Это в полной мере относится к мо- лодым. Кто более других дерзает? Молодые. Где их дерзость на- ходит максимальную поддержку? В философии. В философии не легкомысленной, не бездумной, а наполненной глубокими жиз- ненными исканиями. Юный Ромео, влюбленный в Джульетту, назвал философию «несчастья сладким молоком». В беззаботной легкой жизни чудный голос философии заглушается выкрика- ми необузданных страстей и грубых поступков. Но как только человек возвращается к самому сокровенному в себе, так сразу же в шумовом оркестре жизни философские мелодии начинают звучать и весомо, и привлекательно.

Философия не повинна в том, что некоторые воспринимают ее золотые башни, выложенные из истины, красоты и добра, за ка менные стены. Высоты философии манят не всех, это так. Но кто к ним стремится, тот подобно смелому альпинисту, совершаю щему восхождение, открывает ранее неведомое. Дерзайте, кто смел!

228


В ТАБЛИЦАХ
Приложение 1 КНРС ФИЛОСОФИИ

Таблица1.Четыре эпохи в философии

Историческая эпоха философии

Главный философский ин- терес

Античность VI в. до н.э.-III в. н.э.

Космос

Средние века IV—XIV вв.

Бог

Новое время XV-XIX вв.

Человек и общество

Новейшее время XX в.

Язык



Таблица2. Античная философия


Этап

Главный философский интерес

Натурфилософия

Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)

Атомы + пустота (Левкипп, Демок- рит и др.)

Числа (Пифагор и др.)

Интеллектуализм

Идеи (Сократ, особенно Платон и

ДР-)

Форма (Аристотель и др.)

Эллинистическая философия

Самодостаточность человека (кини- ки)

Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)

Человек и его космическая судьба (стоики)

Мудрое молчание (скептики)

Неоплатонизм

Иерархия:

Единое-Благо Мировой Ум Мировая Душа Материя



229

Таблица3.Средневековая философия

Этап

Основной интерес

Основные идеи

Фило-

Люби Бога и тогда делай что хо-

Монотеизм

софство-

чешь

Теоцентризм

вание в вере (Ав-

Воля как сущность личности Свобода как черта воли не ра-

Креационизм Вера в Бога

густин)

зума)

Любовь к Богу

Гармони-

Вера ведет разум, разум подкреп-

Надежда на спасение

зация ве- ры и ра-

ляет веру

Философия это введение к ре-

Добрая воля Совесть

зума

лигии

Духовность человека

(Фома

Свобода человека как разумная

Символизм

Аквин-ский)

воля движения к совершенству Бога





Таблица4.Философия Нового времени


Этап

Авторы основных философских концепций

Основной интерес

XV-XVI вв.




Гуманизм

Эстетическое отношение к действи- тельности

XVII в.

Декарт

Ясные идеи и дедуктивные построе- ния теории

Локк

Теория познания: сенсуализм

XVIII в.

Кант

Априорные принципы и их вопло- щение в науке и морали

XIX в.

Гегель

Универсальная системная филосо- фия идей

Маркс

Концепция общественного труда, критика капитализма

Ницше

Критика «разумных» ценностей


Примечание.В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика

«Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Воз- рождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как НиколайКузанский,МарсилиоФичино,ДжорданоБруно,заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпо- хи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштаб- ности с творениями Декарта,Локка,Канта.
330

Таблица5.Философия XX века


Главное философское направление

Главный философский интерес

Феноменология

«Работа» сознания с феноменами

Герменевтика

Бытие человека в мире, поиск сущего

Аналитическая философия

Логический анализ языка, употребление языка

Постмодернизм

Деконструкция принятых в обществе пра- вил поведения и ценностей; плюрализм


Таблица6.Философия о человеке

231

Таблица7.Философия об обществе


Историческая эпоха философии

Что такое общество?

Античность

Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости

Средние века

  • Град земной», стремящийся к «граду небес- ному»

Новое время

Люди, живущие в соответствии с ими же ус- тановленным общественным договором (Локк, Руссо)

Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)

XX в.

Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.)

Коммуникация, взаимосвязь людей по нор- мам, устанавливаемым в хорошо организо- ванной дискуссии (Хабермас и др.)

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризует- ся в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: фе- номенологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица8.Три главные ценности


Сфера жизнедеятельности человека

Главная ценность

Практическая жизнь

Добро

Чувственно-эстетическая жизнь

Красота

Научная деятельность

Истина

Примечание. Ценность это интерпретация, в которой субъект или груп- па людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершает- ся посредством использования определенных философских методов.

232

Таблица9.Философия о красоте


Историческая эпоха философии

Что такое красота?

Античность

Космически гармоничное и соразмерное

Средние века

Символ божественного

Новое время

Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенно сти композиций (классицизм)

Характеристика произведения искусства, во- площающая многообразные способности лич- ности, в том числе юмор, иронию, игру, са- тиру (романтизм)

XX в.

Ценность, выработанная на основе феномено- логического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология)

Сущность произведения искусства, ее откры- тие человеку в качестве истины (герменевтика)

Эмоция (аналитическая философия)

Воображение реально непредставимого, вы- зывающее чувство возвышенного (постмодернизм)


Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная цен- ность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.


233

Таблица10.Философия о добре


Историческая эпоха филосо- фии

Идеалы добра

Основные добродетели человека

Античность

Благо

Мудрость, справедли-

вость, мужество

Средние

века

Бог

Вера, любовь, надежда,

совесть

Новое время

Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо)

Абсолютный нравствен- ный закон (Кант) Общество без эксплуата- ции (Маркс)

Сверхчеловек (Ницше)

Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) Разумность, свобода (Кант)

Преданность делу проле- тариата (Маркс)

Воля к власти (Ницше)

XX в.


**



i

Положительные ценности

Умение пользоваться фе-

(феноменологи)

номенологическим мето-




дом

Достижение единства с

Адекватно отвечать на зов

сущим, с сущностью ве- щей (герменевты)

вещи, соответствовать ему

Умение посредством ана-

Быть последовательным в

лиза языка учитывать

своих действиях

последствия поступков [аналитики)




Деконструкция лого- и

Умение «рассеивать» ус-

других центризмов 'постмодернисты)

тоявшиеся ценности

Таблица11.Три концепции чувственного познания


Философская концепция

Основное содержание концепции

Локка

Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи

Канта

Чувства упорядочиваются в соответствии с априор- ными принципами

Гуссерля

Чувства вовлекаются в потоке воображения, так об- разуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства

234

Таблица12.Что такое рациональное познание?


Историческая эпоха философии

Природа рационального познания

Античность

Идеи это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон)

Сущность это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в прави- лах логики (Аристотель)

Средние века

Рациональное познание оперирует универса- лиями, которые выражают общее; общее суще- ствует в Боге, в мыслях человека, в самих ве- щах (средневековые реалисты)

Общее не существует, слова обозначают еди- ничные вещи (номиналисты)

Общее представляет собой мысли обобще- ния, концепции (концептуалисты)

Новое время

Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рациона- лизм.

Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант)

Мысли — это продукт обработки чувств сенсуализм Локка)

Мышление это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель)

Мышление и логика есть отображение, прак- тики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)

XX в.

Рациональное познание — это обобщение, дос- тигаемое в процессе феноменологической рабо- ты (феноменологи)

Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)


235

Таблица13.Три современные концепции истины


Концепция исти- ны

Определение истины

Соответствия

Соответствие высказываний фактам

Когерентности

Согласованность высказываний, их непротиворе- чивость

Прагматическая

Убеждения, способствующие успеху практики



Таблица14. Что такое истина?


Историческая эпоха философии

Природа истины

Античность

Истина это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)

Средние века

Бог, вот что является истиной

Новое время

Истина это соответствие чувств и идей фак- там

XX в.

Истина это открывающаяся сущность вещи (герменевты)

Истина это свойство высказывания, которо- му соответствуют факты (аналитики)


Таблица15. Уровни научного исследования

Уровень научного исследования

Цели исследования

Эмпирический

Добыть новые экспериментальные факты

Сопоставить с фактами теорию, проверить сте- пень ее эффективности

Теоретический

Провести теоретическую интерпретацию экс- периментальных фактов

Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой


236

Таблица16.Три теоретических метода

Теоретический метод

Характеристика

Аксиоматический

Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставле- ние знания с экспериментальными фак- тами не проводится

Гипотетико- дедуктивный

Выдвигаются гипотезы, из них дедуциру- ются новые сведения. Эффективность ги- потез выявляется в процессе сопоставле- ния теории с экспериментальными фак- тами

Описательный

Проводится накопление и описание фак- тов, их сопоставление, ведется поиск ре- гулярностей



Таблица17.Философия языка

Философская концепция языка

Главное содержание философских концепций языка

Философия имени

Имя это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных при- знаков (номиналисты)

Философия пред- ложения

Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложе- ние, если оно построено правильно, обла- дает значением и смыслом, функцией ис- тинности/ложности

Философия ценно- стных установок

Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные ус- тановки автора, те цели, достижения ко- торых он добивается


237

Таблица18.Философия техники


Историческая эпоха философии

Интерпретации природы техники

Античность

Техника это воплощение умений ре- месленника. Знание общего выше тех- нического знания

Средние века

Техника это творчество человека в качестве отблеска божественного творче- ства

Новое время

Техника опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы.

Техника это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда опре- деляет развитие общества (Маркс)

XX в.

i

Техника при недостатке феноменологи- ческой работы выступает как продолже- ние науки и вместе с тем умаление жиз- ненного мира человека (Гуссерль и дру- гие феноменологи)

Техника — это преграда, опасность, ко- торую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника со- ответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевты)

Техника это воплощение рациональ- ности человека(аналитики)

Техника это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи тех- нического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровиц- кий)


238

Таблица19.Философия природы


Историческая эпоха философии

Интерпретация специфики природы

Античность

Природа это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной

Средние века

Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог человек приро- да именно последним звеном является природа

Новое время

Природа это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчи- нить ее себе

XX в.

Природа — это стихия, которая благодаря соз- нательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой

(В.И. Вернадский, Т. де Шарден)

Природа это мир проживания человека. Че- ловек может понять природу благодаря герме- невтическому методу (герменевты)

Природа это наш дом, который должен бла- гоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельно- сти человека(аналитики)

Природа это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совме- стную эволюцию природы и общества синергетическое понимание)


Таблица20.Второй (неприродный) пол



239

Таблица21.Две интерпретации образования



Приложение 2 СОВЕТЫ СТЯДЕНТАМ


  1. Относитесь к изучению философии максимально серьезно. Поставь- те перед собой цель понять основные идеи великих философов. При долж- ной целеустремленности эти идеи доступны каждому студенту.

  2. Составьте себе представление о структуре учебника, вниматель- но ознакомьтесь с его оглавлением. Обратите особое внимание на назва- ния глав. В кратком виде они дают представление о содержании кур- са философии. Научитесь пользоваться приложениями.

  3. При подготовке к учебным занятиям сначала бегло ознакомьтесь с содержанием очередной главы, а затем приступайте к тщательной про- работке материала.

  4. Читайте учебник абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, вы- делите его главное положение, выработайте свое личное отношение к нему (согласны ли вы с ним, нравится ли оно вам).

  5. Стремитесь выразить главное положение кратко, одним предло- жением. Затем конкретизируйте его. Чем больше вы обнаружите про- явлений главной идеи, тем лучше. Значит, эта идея приобретает в ва- ших представлениях должный вес.

  6. Старайтесь разглядеть философское содержание везде — в изла- гаемых дисциплинах, в газетных статьях, романах и детективах, пози- циях политиков и ваших друзей, в своих собственных воззрениях.

  7. Изучая философию, стремитесь к основательности, открытости, справедливости. Путь постижения философии требует и монолога (раз- мышлений про себя) и диалога (общения с другими). С самим собой каж- дый может поговорить в любое удобное ему время. Намного сложнее об- стоит дело с налаживанием диалога. Здесь нет другого пути, кроме как искать себе интересных собеседников. В первую очередь это великие фи- лософы, в философском отношении их никто не может заменить. Же- лательно поэтому не упускать всякую возможность ознакомления с воз- зрениями выдающихся философов. Чтение книг самих великих фило- софов или же книг и статей о них — для читателя это также участие в диалоге. Разумеется, заочный диалог с профессиональными филосо- фами желательно дополнить живым разговором с друзьями, родителя- ми, преподавателями.

  8. Следуйте древнему призыву: «познай себя». Это предполагает вни- мательнейшее и критическое отношение к своему собственному уров- ню философствования. «Каковы мои главные ценности?» — вот глав- ный вопрос к себе философски настроенного человека.

  9. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день, не до- вольствуйтесь соблазнами технической цивилизации. Благородное фи- лософствование не умаляет, а украшает человека.

241


Приложение 3
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   39


написать администратору сайта