СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений
Скачать 0.85 Mb.
|
Глава 3 ДИКЦИЯ В главе об орфоэпии мы касались освоения единых норм литературного произноше- ния, которыми актер и чтец должны владеть. Есть и еще одно качество речи, неотъемле- мое для людей "речевых профессий", — это хорошая дикция. Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого глас- ного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актеру выразительно и точно доно- сить свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (кар- тавость, шепелявость и т. п.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи. К органам артикуляции, принимающим непосредственное участие в образовании звуков речи, относятся гортань, ротовая и носовая полость, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, язык, губы. Одни части речевого аппарата — язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо с маленьким язычком, гортань — являются подвижными, другие — зубы, верхняя челюсть, твердое нёбо — неподвижными. Четкость произношения гласных и согласных звуков зависит от нормального уст- ройства всех частей речевого аппарата и от правильной артикуляции. Так, звучание за- висит от подвижности мягкого нёба, которое при произнесении гласных и большинства согласных звуков закрывает проход в нос; при малоподвижном мягком нёбе речь имеет неприятный гнусавый оттенок. Большое значение для актера имеют зубы (за ними надо тщательно следить). Осо- бенно важен правильный прикус — сближение верхней и нижней челюстей, осуществля- емое благодаря подвижности нижней челюсти. Слишком выдвинутая нижняя или верх- няя челюсть, редкие, криво поставленные зубы образуют неверный прикус и порождают неправильное произнесение шипящих звуков ш, ж, щ, свистящих звуков с, з и аффри- кат ц, ч. Неповоротливый, толстый язык мешает правильному образованию многих звуков. Ко- роткая уздечка под языком не позволяет кончику языка подняться к твердому небу и к корням верхних передних зубов, что мешает правильному образованию звуков р, ш, ж, ч. Указанные недостатки — органического происхождения; они требуют вмешательст- ва логопедов и стоматологов. Но существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуля- ции, усвоенной с детства, небрежного отношения к речи в семье, в средней школе. Наи- более распространенный недостаток — вялая, неразборчивая речь. К. С. Станиславский сравнивал такую речь с мухами, попавшими в мед. Губы при этом еле двигаются. Зубы почти сжаты, нижняя челюсть плохо опускается. При наличии недостатков неорганического происхождения каждодневная работа в театральной школе и систематический самоконтроль дают хорошие результаты. Залогом успеха является выработанная привычка к четкой артикуляции каждого согласного и гласного, как того требует природа данного языка. Известный французский актер и пе- 271 дагог Коклен-старший называл четкую артикуляцию "вежливостью актера". Да и в жиз- ни небрежная артикуляция воспринимается как неуважение к собеседнику. Внимание к артикуляции актеру необходимо также и при озвучивании фильмов, при постановке му- зыкальных фильмов и телеспектаклей, когда один актер поет или говорит за кадром, а другой действует на экране. Прежде всего учащимся надо с помощью педагога осознать причины недостатков своей речи и научиться сознательно исправлять эти недостатки. По словам К. С. Ста- ниславского, "произношение на сцене — искусство не менее трудное, чем пение, требу- ющее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности"*. Прежде чем начать тренировку произношения гласных и согласных, полезно каж- дый раз проводить подготовительные упражнения для губ, языка (см. упражнения в главе "Подготовка речевого аппарата к звучанию"). АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Гимнастика для губ" 1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Верхняя губа слегка приподнята. Затем выполняем упражнения, рассчитанные на борьбу с вялыми, малоподвижными губами. 2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы (на улыбку); десны верх- них зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты. 3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам, обнажая нижние зубы, челюсть не на- пряжена. 4. Чередовать движения верхней и нижней губы: а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы); б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы); в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы); г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы). Во время этих движений челюсть свободна, зубы не сжаты. 5. Исходное положение: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Верхняя гу- ба, закрывая верхние зубы, крепко натягивается на них, так, чтобы край верхней губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение. Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы. 6. Исходное положение то же. Нижняя губа, закрывая нижние зубы, крепко натяги- вается на них, так, чтобы край нижней губы загибался внутрь рта. Недолго задержав- Станиславский К. С. О музыкальности слова. Собр.соч. в 8-ми т., М., 1955. Т.З. С.322. Упражнения для губ и языка взяты из учебника Е. Ф. Сарычевой "Сценическая речь" (1955) и из кни- ги М. Е. Хватцева "Логопедия" (1959). 272 шись в таком положении, нижняя губа оттягивается вниз, обнажая нижние зубы, и воз- вращается в исходное положение. 7. Одновременное скользящее движение обеих губ. Исходное положение и характер движений такие же, как в 5-м и 6-м упражнениях. Гимнастика для языка 1. Исходное положение: рот широко открыт; язык лежит плоско, с небольшим уг- лублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опу- щен, как бы в момент зевка. Высунуть язык как можно больше изо рта, а затем втяги- вать как можно глубже, так, чтобы образовался лишь мышечный комок, кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение. 2. Исходное положение то же. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то под- нимается к корням верхних передних зубов, то опускается в исходное положение. 3. Исходное положение в основном то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык на- ружу "лопатой" (т. е. языку придается плоская, широкая форма), так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Затем уложить язык в исходное положение. 4. Исходное положение то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу "жа- лом" (т. е. языку придается возможно более заостренная форма). Затем вернуть его в ис- ходное положение. 5. Поочередно высовывать язык то "лопатой", то "жалом". 6. Рот полуоткрыт. Присасывать язык к нёбу, затем отрывать его со щелканьем. Методические указания к упражнениям для губ и языка Делать упражнения надо четко, точно, выполняя указанные движения губ, челюстей, языка. Чтобы контролировать себя во время тренировки, рекомендуем вначале пользо- ваться маленьким зеркалом. Начинайте делать эти упражнения медленно, а затем уско- ряйте темп. Актеру необходима хорошо развитая, оттренированная моторика артикуля- ционных органов. Ведь в потоке речи происходит быстрая смена микродвижений языка, губ, мягкого нёба. С самого начала следите за тем, чтобы работали только речевые органы: челюсти, губы, язык. Лоб, глаза, нос и весь корпус должны находиться в спокойном состоянии. Повторение движений хорошо разогревает мышцы артикуляционного аппарата, готовит его к звучанию. Включайте эти упражнения в ежедневный речеголосовой тренинг. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Звуки речи, как мы уже знаем, делятся на гласные и согласные. Струя выдыхаемого воздуха из легких по дыхательному горлу попадает в гортань, а затем — в полость рта. Если воздушная струя, попадая в ротовую полость, не встречает препятствий, проходит почти свободно, образуются гласные звуки. Если воздушная струя встречает препятствие, образуются согласные звуки. Это — артикуляционное различие. Иногда считают, что гласных и согласных звуков столько, сколько гласных и со- гласных букв в русском алфавите. И. А. Бодуэн де Куртенэ писал, что тот, кто смешива- 273 ет язык и письмо, звук и букву, с трудом отучится или не отучится вовсе смешивать че- ловека с паспортом, человеческое достоинство с чином и званием, то есть сущность с чем-либо внешним. ! Устная, звучащая речь и речь письменная — две формы существования языка. Пись- менная речь связана с устной через посредство языка. Буквы соотносятся с мельчайши- ми незнаковыми единицами языка — фонемами. "Фонемы — это минимальные единицы звукового строя языка, служащие для складывания и различения значимых единиц язы- ка: морфем, слов" *. Таким образом, алфавит, буквы соответствуют фонемам. Орфогра- фия не передает тонких звуковых различий, переходных оттенков, существующих в жи- вой речи. Она упрощает, огрубляет языковую действительность. На письме все передает- ся определенно, однозначно, здесь принимается одно, условное, решение. Московская фонологическая школа исходит из того, что в русском языке 37 согласных фонем (п, п', б, б', ф, ф', в, в', м, м', т, т', д, д', с, с', з, з', н, н', р, р', л, л', ] , ш, ж, щ, ж , ц, ч, к, к', г, г', х, х1) и 5 гласных (а, о, у, и, э). ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Итак, гласных фонем — 5, а звуков в потоке живой речи, конечно, больше. Кроме о, а, у, и, э есть звук ы, который слышится после твердых согласных (сравните: мил, мыл). Е, ё, ю, я не обозначают самостоятельных гласных звуков: они либо свидетельству- ют о мягкости предшествующего согласного (мел, мял в отличие от мол, мал), либо пе- редают на письме два звука: е—из, ё—йо, ю—йу, я—йа (ель, ёж, лью, змея). Первый из этих двух звуков, обозначаемый иногда в транскрипции как /и/, является согласным зву- ком. Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха проходит между языком и нёбом, и в зависимости от поло- жения, которое принимает язык, и от формы губ мы получаем определенный гласный звук. В зависимости от участия губ в образовании гласных они делятся на лабиализо- ванные, или губные, и нелабиализованные (латин. 1аЫа — губа). При активном уча- стии губ образуются гласные о, у (губы округляются и вытягиваются вперед) — это ла- биализованные гласные. Остальные — а, э, и, ы — нелабиализованные: в их образова- нии губы столь активного участия не принимают. В зависимости от направления движения языка и степени его подъема гласные звуки делятся на гласные переднего, заднего и среднего ряда и верхнего, нижнего и среднего подъема. Гласные переднего ряда — и, э: язык при их образовании продвигается вперед; гласные заднего ряда — о, у; при их образовании язык отодвигается назад; гласные среднего ряда — а, ы; при их образовании язык не продвигается ни впе- ред, ни назад; Реформатский А. А. Введение в языковедение. Изд. 4-е , М., 1967. С. 211. ] обозначает согласный и (йот). *** ж обозначает долгий двойной мягкий звук ж (например, в словах: позже, приезжать). 274 гласные верхнего подъема — и, ы, у; спинка языка (средняя его часть) высоко под- нимается к нёбу; гласный нижнего подъема — а; спинка языка находится в горизонтальном положе- нии; гласные среднего подъема — э, о; спинка языка поднимается, но незначительно*. Известный лингвист М. В. Панов приводит более детальную, из 25 клеток, таблицу русских гласных , включающую 15 звуков. Но и ее нельзя назвать, как считает сам уче- ный, исчерпывающе точной, способной передать многочисленные оттенки гласных. Подъем Верхний Верхне-средний Средний Средне-нижний Нижний Ряд передний И Э Э — — передне- средний У Эи 0 А — средний Ы Ыэ ъ — А средне- задний — — — — А задний У — Л,0 — — В главе "Орфоэпия" уже говорилось, что звук, обозначаемый [ъ], звучит как звук, средний между а/ы в заударных и предпредударных слогах: к[ъ]русёлъ, к[ъ]локдльчик, пос[ъ]х. Это гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный. Этот звук необходимо тренировать в словах, где встречаются заударные и предударные она. От- дельно или в ударном слоге этот звук [ъ] не встречается. Лишь в междометии "чтоб те- бе!" его можно встретить под ударением: штъп тебе. Гласные [а], [э], [б], [у] сравнительно с гласными а, э, о, у продвинуты артикуляци- онно вперед или вверх, как показано в таблице. Примеры [с' а т\ [«' э т"}, \т' 6 т' ъ], [ч' у т1] (сядь, петь, тетя, чуть). Гласный [а], или "а напряженный", встречается в словах: ал, бал, вал, перед [л]. Гласный [о] встречается в тех случаях, когда в предударном слоге на месте она звучит не [а], как этого требует орфоэпия, а нелабиализованный о. Тогда слышится в[ы]да, в[э]да. Этот звук не следует тренировать. Напротив, его надо устранять, так как он характерен для речи диалектной. Об этом говорилось в главе "Орфоэпия". Гласный Ыэ не существует изолированно или в ударных слогах, он звучит лишь в предударных слогах после ш, ж, ц: ж[ыэ]лток, ш[ыэ]птать, ц[ы3]пная, поц[ы3]луй. А также в некоторых словах на месте А предударного после Ш, Ж: лошадей, по больша- ку, жасмин, жалеть, к сожалению, жакет, ржаной. Об этом также говорилось в главе "Орфоэпия". И наконец, [эи]. Этот звук встречается в первых предударных слогах: [п1 э" т' и], [л1 э" т' эт'] (пяти, лететь). И об этом говорилось в главе "Орфоэпия" при описании про- изношения Е и Я предударных. Однако, там мы использовали транскрипцию, рекоменду- Эти сведения даются не для заучивания, а для понимания часто употребляемых в дальнейшем терми- См. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. С. 32. 275 емую Р. И. Аванесовым и наиболее распространенную в пособиях и учебниках теат- ральных институтов и школ: [ме]. А теперь рассмотрим подробно артикуляцию основных гласных звуков, встречаю- щихся в ударном слоге. Гласный и, переднего ряда, верхнего подъема При артикуляции и рот слегка раскрыт, зубы обнажены, губы чуть-чуть разведены в стороны. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот. Профильная схема располо- жения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука и. Гласный э, переднего ряда, среднего подъема Рот раскрыт больше, чем на звуке и. Кончик языка у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух прохо- дит через рот. Гласный о, заднего ряда, среднего подъема, губной Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мяг- кому нёбу (но не высоко). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот. См. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. М., 1985. С.633, § 37. 276 Гласный у, заднего ряда, верхнего подъема, губной Губы активно выдвигаются вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем на о. Спинка языка высоко поднята к мягкому нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот. Гласный а, среднего ряда, нижнего подъема При произнесении а нижняя челюсть опуще- на, рот раскрыт широко в вертикальном направ- лении, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Воздух прохо- дит через рот. Гласный ы, среднего ряда, верхнего подъема При артикуляции ы рот раскрыт, как на звуке и; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу; кончик языка не касается нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Воздух проходит через рот. Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависи- мости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наимень- ший объем, а глоточная — наибольший. На а раскрытие рта наибольшее, а глоточной полости — наименьшее. Прежде чем переходить к тренировке артикуляции гласных звуков, остановимся на согласном, условно обозначенном нами в транскрипции как /и/. Буква и обозначает этот согласный на письме далеко не всегда — только в конце слова (май, пой), в конце слога перед согласными (майка, пойте} или в начале слова (йод, йог, Йорк). Согласный и яв- ляется сонорным, т. е. он образуется с преобладанием голоса над шумом. Этот согласный понадобится нам при тренировке гласных Э, О, У, А, когда он предшествует им (йэ — съезд, йо — объем, йу — поют, йа — яма). 277 Среднеязычный сонорный согласный и При его артикуляции зубы обнажены, как при произнесении гласного и. Кончик языка каса- ется нижних зубов, а спинка языка высоко подня- та к твердому нёбу. Края языка прижаты к боко- вым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При произнесении каждого йотированного гласного сначала спинка языка активно поднимается к твердому нёбу, а затем язык занимает положение основного гласного. Для тренировки произнесения гласных звуков мы предлагаем упражнения по табли- цам, состоящим из основных гласных и так называемых йотированных гласных звуков и из различных сочетаний звуков. Таблица основных гласных: и, э, а, о, у, ы Таблица йотированных гласных: е /йэ/, я /йа/, ё /йо/, ю /йу/* Методические указания. Произнесите каждый гласный сначала беззвучно, затем вслух, сознательно относясь к его артикуляции, контролируя себя. Внимательно посмот- рите на профильное положение языка на рисунке и на положение губ при произнесении каждого гласного звука. С помощью зеркала еще раз проверьте правильность движения речевых органов (челюстей, губ, языка). При произнесении йотированных гласных поло- жение губ то же самое, но язык вначале занимает положение согласного /и/. Движения органов речи должны быть легкими, мягкими, эластичными, ненапряжен- ными. Проверьте, свободна ли при этом шея, нет ли напряжения в лице. Следите за ды- ханием. Каждое упражнение произносится на одном выдохе, как фраза с точкой в конце. После того как освоите артикуляцию основных и йотированных гласных, переходи- те к тренировке гласных в различных сочетаниях. Обратите внимание на разницу в зву- чании основных и йотированныых гласных. э ё и э , э и а и о и аЛ и а г э а а э о э о ё и 6 , э о а 6 о а у ю иу , ЗУ ау оу ы и и ы 1 э ы а ы о ы ы и я и е и ё и ю и ы э / Л Э / е э ёэг ю э ы а я а е а ё а ю а ы о я 6 е 6 ё 6 ю 6 ыу яу еу ёу ю у я ы е ы ё ы ю ы Произношение и с и (с Йотированием) встречается в окончании некоторых слов (например, оладьи, полыньи, судьи). 278 После тренировки упражнений подберите слова с этими сочетаниями гласных. На- пример: аист, паинька, аэронавт, каэтано, аутодафе, ауканье, воин, приударить, приук- расить и др. В работе над дикцией, так же как в работе над орфоэпией, большую роль играет развитие слухового внимания. С первых занятий по дикции учитесь слушать себя. Доби- вайтесь правильного формирования звука, следите за свободой звучания, за дыханием. Избегайте так называемого "открытого" (резкого, напряженного) произнесения гласных, не форсируйте голос. Форма губ имеет большое значение не только для четкой дикции, но и для верного голосового звучания. Не следует долго задерживаться на тренировке от- дельных слогов. Переходите к работе над произношением гласных в словах. Смысл каж- дого слова должен быть понятен. Если он неизвестен, найдите объяснение в словаре. Произносите каждое слово как отдельную смысловую единицу, контролируя слухом его произношение. Наиболее четко оформляется ударный слог. Правильно произнесенное слово — это прежде всего правильно поставленное ударение. Без четко выделенного ударного слога слово не имеет законченной формы. В каждом слове один ударный слог, остальные без- ударные. Гласные в ударном слоге произносятся внятно, четко, полноценно. Задание. Определите ударные слоги в словах и произнесите слова беззвучно и вслух, выполняя данные выше методические указания. иволга героизм изверг заика эхо дуэль экстра поэзия арка реальность адрес реакция остров наотмашь отрочество сообщник утварь наука узость переулок ястреб вальяжный яркость боярин егерь карьер ересь вольер ёмкость проём ёрзать серьёзность юрта приют юность завьюжить Но правильно произнесенное слово это не только верно поставленное ударение в слове. Наряду с ударным слогом, ударным гласным в слове есть безударные слоги. В за- висимости от места по отношению к ударению гласные в безударных слогах звучат по- разному. Добиваясь четкости, ясности произношения гласных в ударном слоге, мы долж- ны следить и за произношением слова в целом, т. е. параллельно с работой над дикцией работать над литературным произношением. Умение произносить гласные в безударном положении — обязательное условие для устранения диалектного произношения. 279 Предлагаем несколько упражнений для тренировки произношения безударных глас- ных. 1. Определите в каждом слове ударный слог. Слова произносите беззвучно и вслух. Обратите внимание, как произносятся безударные гласные о, а в начале слова. абрикосовый обезвредить акробат обернуть апартаменты обмундирование аннотация обнаружить аноним обезуметь авангард обильный администрация обзор альпинизм обман апостол обыденный апостроф ободрить 2. Определите ударный слог в каждом слове. Слова произнесите беззвучно и вслух. Обратите внимание, как произносятся безударные е, я в начале слова. явление европейский язвительный енот ягненок елейный язык ермолка ядро ежевика ярмо единый якобинец еретик языкастый единица янычар египтяне 3. Определите ударный слог в каждом слове. Обратите внимание, как произносятся безударные о, а в первом предударном слоге. Слова произнесите беззвучно и вслух. дарить корсар носок задаром ворона парад комар порок наряд загар сова рога 4. Определите ударный слог в каждом слове. Обратите внимание, как произносятся безударные а, о на втором и третьем месте перед ударением и в заударном слоге. Одина- ково или по-разному произносятся безударные гласные в этих положениях? парадокс просо воротник мрачно косоворотка неосторожно носорог место садовод честность тарантелла просто катавасия каста каторжанин паста 280 материк несколько математик нисколько В словах несколько, столько и т. п. не пропускайте ль, не говорите: нескоко, стоко. Тренировка произношения сочетаний безударных гласных: оо, аа, оа, ао, ау, оу, еу, ео, еа, ей, ои, аи. В главе "Орфоэпия" даны указания, как произносить подобные сочета- ния. Для тренировки предлагаем короткие фразы, каждую из которых следует произно- сить как единую и законченную по смыслу группу слов. Обратите внимание на знаки препинания, которые стоят в конце фраз. Задание: Выпишите и запомните 2 — 3 примера на каждое сочетание. Безударные сочетания оо, аа, оа, ао Входите по-одному! Переехал на Арбат! Живут на островах. Учиться на акробата. Не соответствуют стандарту! Делать по образцу. Вышел на орбиту. Хирург на операции? Прочтите на обороте! Сказать наобум. Работать с воодушевлением. Вооруженные силы. Перенести на апрель? Иду за авансом. Безударные сочетания ео, еа Говорил неоднократно. Необыкновенное сооружение. Необоснованное заявление! Неодинаковы по размеру. Неаккуратный человек. Необъяснимый поступок! В неоплатном долгу. Необходимо сделать. Не оказалось дома? Неожиданное известие? Неопределенный ответ! Неодушевленный предмет! Нельзя объять необъятное! Он не актер! Безударное сочетание еу Неуживчивый характер! Неусидчивый человек. Неудовлетворительный ответ! Неутомительная прогулка. Не удосужился выучить. Не унывайте! Неуправляемый снаряд. Неужели сделали? Не удостоился чести! Неутоленная жажда. Неурожайный год? Неутешительное известие. Безударные сочетания ау, оу Несмотря на упреки! Надеюсь на участие. Всем на удивление. Живу за университетом. Таблица умножения. Ответите за укрывательство! Дело за уликами? На узловой станции? Спасибо за удовольствие! Надейтесь на утешение! Продажа по удешевленным ценам. Ехать по утрамбованной дороге. Безударные сочетания аи, ои Посмотрите на изображение! Взгляните на иллюстрации! Трудные наименования? Действовать по инерции. 281 Придумайте что-ниОудь поинтереснее. лот ртом» 0«^„^^. По истечении времени. Вывернуть наизнанку! Безударное сочетание ей Неискушенный человек. Неизгладимое впечатление. Неиссякаемый источник? Вину не искупить! Неизъяснимое волнение! Не искажайте факты! Неизбежный конец! Неисполнимое желание? Не извольте беспокоиться! Не играйте с огнем! Неинтеллигентный человек. Не издевайтесь над ним! Пути неисповедимы. Не идите на поводу. Следующий тренировочный материал — на произношение звука и после твердых согласных (см. правило в главе "Орфоэпия"). В истекшем году. "Лунин и Бабурин" (И. Тургенев). Пожалуйста, без извинений! "Контрабас и флейта" (А. Чехов). Попал в историю. "Лев и комар" (И. Крылов). Без истерик не обойдется! "Крестьянин и змея" (И. Крылов). Всего в избытке. "Лев и волк" (И. Крылов). Жить без идеалов. "Язык и ум теряя разом..." (А. Пушкин). Печь в изразцах. "Пред испанкой благородной..." (А. Пушкин). Упал в изнеможении. "Был и я среди донцов..." (А. Пушкин) Сделано без изящества. С изысканными манерами. "Руслан и Людмила"(А. Пушкин). С именем на устах. "Хозяин и работник "( Л. Толстой). Вот именно. "Лес и степь" (И.Тургенев). Вот и мы! Работать с интересом. В историческом освещении. "Он и она" (А. П. Чехов). После тренировки дикции и орфоэпии на словах и коротких фразах переходим к литературным текстам, чтобы закрепить полученные навыки. При этом, как всегда, од- ной из наших главных задач является умение действовать словом, связанное с понимани- ем текста и желанием поделиться мыслями с партнером. Работа над дикцией и орфоэ- пией не принесет пользы, если учащийся будет механически произносить слова, обра- щая внимание только на четкость артикуляции и правильность произношения. На протя- жении всех лет обучения сохраняется принцип комплексной работы над всеми раздела- ми предмета. Первыми литературными текстами служат нам пословицы и поговорки — хороший материал для тренировки не только дикции и орфоэпии, но и умения доносить мысль и то, что стоит за текстом. Пословицы — мудрые народные изречения, в которых отображена жизнь, трудовая деятельность людей, их взаимоотношения, обычаи, нравы, привычки. В пословицах на- род высмеивает тунеядцев, трусов, глупцов, утверждает мужество, трудолюбие, правди- вость, честность. ч 282 Всегда утверждая что-либо как неоспоримую истину, пословицы в то же время не остаются равнодушно-спокойными. Богатство оттенков чувств и отношений, заложенное в пословицах, помогает найти верное решение и подсказывает действенную задачу. Работа над пословицами знакомит, в частности, с очень распространенным синтак- сическим явлением — противопоставлением. Интонационное выделение противопостав- ляемых элементов играет важную роль в раскрытии смысла произносимого: "Не тот хо- рош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож"; "Вещь хороша новая, а друг — старый" и т. д. Задание. Продумайте содержание каждой пословицы. Наметьте слова, которые вы- ражают основную мысль. Решите, к каким фактам жизни можно отнести данную посло- вицу, в каких случаях и с какой задачей вы ее произносите. В каждой пословице, подобранной нами, под ударением стоят те или иные гласные, в том числе йотированные. Они повторяются в данной пословице в нескольких словах, как в ударном, так и в безударном положении. Запомните три пословицы или поговорки на каждый звук. а, я Ворона и за море летала, а ума не достала. Желанному гостю — горячий привет, незванному гостю — хозяина дома нет. Петр да Иван волокут чурбан; Петр надувается, спину ломает, а Иван ухмыляется, дурака ва- ляет. Язык болтает, а голова не знает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Страшивай не старого — спрашивай бывалого. о, ё Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не плох, кто хлеб-соль помнит. В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору. Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто попусту слов не тратит. На языке мёд, а под языком лёд. Это ёж — его руками не возьмёшь. Соврёшь — не помрёшь, да вперед не поверят. и, ы С родной земли умри — не сходи. Каковы встречи, таковы и речи. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. Поспешишь — людей насмешишь. Думу трижды вокруг головы оберни да раз выскажи. Без дела жить — только небо коптить. Ученью без уме н•ья — не польза, а беда. Велик телом, да мал делом. Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. 283 у, 14 Кто языком штурмует, немного навоюет. Беды мучат, да уму учат. Думай ввечеру, — делай поутру. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Какову чашу другу нальешь, такову и сам выпьешь. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Артикуляция согласных звуков требует особого внимания. Если при произнесении гласных струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость, то при формировании согласных струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути разнооб- разные преграды, и произнесение согласных требует четкой и тонкой работы артикуля- ционных органов. Классификация согласных определяется следующими признаками*: 1) способ образования; 2) место образования (указывается активный орган артикуляции — на I месте; пас- сивный на II месте); 3) звонкость — глухость; 4) твердость — мягкость. По способу образования согласные делятся на две группы: смычные и щелевые (фрикативные). У щелевых звуков — неполное смыкание, остается щель, через кото- рую просачивается воздух. Есть щелевые срединные — ф, ф', в, в', с, с', з, з', ш, ш', ж, ж', х, х' и др. (воздух просачивается через щель, образованную в середине полости рта — между языком и зу- бами или нёбом; и боковые — л, л' к др. (воздух просачивается сбоку полости рта, — между боковой частью языка и зубами). У смычных согласных возникает полное смыкание, которое с шумом преодолевает- ся воздушной струей. Это — взрывные, слитные, носовые, щелчковые, взрывно-боковые, дрожащие. Взрывные — п, п', т, т', д, д', к, к', г, г' и др. (воздух разрывает смычку органов речи). Слитные (аффрикаты) — ц, ч, дз и др.) — образуется полная смычка, воздух ее преодолевает, и образуется щель, через которую с трением просачивается воздух**. Но- совые — м, м', н, н' и др. (полное замыкание ротовой полости, воздух проходит через носовую полость). Щелчковые (фаухальные — от латин. гаих — глотка) — пм, п'м', бм, б'м', тн, т'н', дн, д'н'. Например: дно, дня, отнять, обман (замыкается ротовая полость с одновременным щелчком увулы. Увула находится в верхней части гортани, недалеко от глотки. Воздух протекает в открывшуюся носовую полость). Взрывно-боковые — тл, т'л', дл, д'л'. Например: седло, подлить, тля, отлогий. (Язык примыкает к зубам, и одно- временно отщелкивается боковая сторона языка от зубов и щеки. Воздух протекает в Классификация приводится по кн.: Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979, С.21—25. М. В. Панов приводит в таблице 68 согласных звуков (см. с.25). ДЗ — например, в слове Шпицберген — Шпи[дз]берген. Дужка над знаками транскрипции показывает, что это единый звук. 284 образовавшуюся сбоку щель.) Дрожащие — р, р' и др. (при их произношении чередуют- ся размыкания и смыкания ротовой полости). По месту образования согласные делятся на: губно-губные п, п', б, б', м, м', пм — п'м', б'м', бм\ губно-зубные (ф, ф', в, в'); переднеязычные зубные (с, с', з, з', л, л', т, т', д, д', ц, дз, н, н', тн, т'н', дн, д'н', тл, т'л', дл, д'л', и др.); переднеязычные передненеб- ные (ш, щ, ж, ж', т, т', ч, р, р' и др.); среднеязычные, средненёбные (и) и др.; задне- язычные, задненёбные (х1, г', к' и др.). Мягкие согласные — передняя часть языка приподнимается к твердому нёбу (в', ф', с', з', ш', ж', х', п', б', т', д', к', г', ч', м', н', р', л', п'м', б'м', т'н', д'н' и др.) Твердые согласные — задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (в, ф, с, з, ж, ц, т, д, м, н, п, р, пм, бм и др. Йот (м) — не твердый и не мягкий, это сред- ненёбный согласный. Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. Глухие (к, п, с, т, ш и др.) произносятся без участия голоса, только одним шу- мом. Шум может возникать в результате трения воздушной струи о стенки щели, кото- рая создает преграду; так образуются щелевые, или фрикативные, глухие со- гласные: с, с', ф, ф', х, х', ш, щ и др. Или шум создается в результате того, что воздуш- ная струя мгновенно разрывает преграду; так образуются смычные, глухие соглас- ные: к, к', п, п', т, т' и др. Звонкие согласные, образуемые не только шумом, но и голосом, также могут быть щелевыми либо смычными. Щелевые звонкие согласные — в, в', з, з', ж, ж' и др., смычные — б, б', г, г', д, д' и др. Кроме того, звонкие согласные делятся на шумные и сонорные. В образовании шумных звонких (б, б', в, в', г, г' и др.) шум преобладает над голосом (тоном); в образовании сонорных (л, л', м, м', н, н', р, р', а также и) голос (тон) преобладает над шумом. Уже из этой краткой характеристики согласных видно, как они разнообразны и на- сколько внимательными надо быть к их артикуляции. Иногда из-за небрежной артикуляции вместо звонких согласных звуков б, б', г, г', д, д' произносят глухие звуки п, п', к, к', т, т', т. е. вместо слова бабушка говорят папушка, вместо голос — колос, вместо Дон — Тон, вместо дело — тело и т. д. В подобных случаях нечеткого разграничения согласных по звонкости-глухости ре- комендуем заняться специальной тренировкой: приложить ладонь к выступу щитовидно- го хряща (кадыку) и произносить по очереди парные звуки — звонкий, глухой — не- сколько раз подряд. При произнесении звонкого звука рука ощутит работу голосовых складок, при произнесении глухого звука этого ощущения не возникает. Обратите внимание: большинство согласных в русском языке могут быть как твер- дыми, так и мягкими (образуют пары по твердости-мягкости). Но некоторые согласные являются всегда твердыми: это ж, ш, ц (жест, шелест, цифра). Звуки ч и щ всегда мяг- кие: чашка, чай, чулан, щеголь, щавель, щиколотка. Звуки ж, ш — всегда твердые в одиночном положении — нередко становятся мяг- кими, когда удваиваются: вожжи — во/ж'ж'/и, уезжаем — уе/ж'ж'/аем*, двойной мягкий Сочетание зж произносится как двойной мягкий звук ж. 285 согласный ш — ш'ш'— обычно на письме обозначается буквой щ: блестящий — бле- стя/ш'ш'/ий, щетина—/ш'ш'/етина. Все согласные звуки, за исключением м и н, требуют активной работы мягкого нёба, которое закрывает проход в носовую полость. Это очень важно, так как иначе зву- ки будут иметь неприятное, гнусавое звучание. Ясность, внятность речи прежде всего зависит от четкого произношения согласных, в то время как мелодика речи определяется главным образом произнесением гласных, Станиславский называл гласные — рекой, согласные — берегами. Артикуляционные движения, необходимые для последующего звука, начинаются уже на предыдущем звуке. Предыдущий как бы подготавливается к произнесению последую- щего. В то же время и последующие звуки явственно влияют на предыдущие. Это мы знаем, например, из закона оглушения-озвончения или смягчения предьщущего согласно- го под влияним последующего. Таким образом, звуки речи взаимно влияют друг на друга. В связи с этим обращаем ваше внимание на то, что при произнесении ударного слога губы принимают форму гласного этого слога. Слог — согласный вместе с гласным — составляет одно целое. Так же, как в работе над гласными звуками, мы соединяем работу по дикции с ос- воением норм литературного произношения. Тренируя согласные звуки на словах, следу- ет обращать внимание не только на ударный слог, но и на произошение гласных в без- ударном положении. После отдельных слогов и слов даются для тренировки пословицы, поговорки, фра- зы и стихотворные тексты (последние в конце главы). Весь текстовой материал необхо- димо сначала разобрать по мысли. Посмотрите еще раз методические указания, которые даны в начале главы (см. "Гласные звуки"). Все, что там говорилось о дыхании, внима- нии к слову, к мысли, остается в силе. Напоминаем и о необходимости пользоваться словарями — толковыми и словарями литературного произношения и ударения. Характеристика согласных звуков Согласные п, п' (пь) — б, б' (бь), губно-губные, смычные (взрывные); п, п' — глухие; б, б' — звонкие Звуки п — б — м Звуки п' — б' — м' В начале артикуляции звуков п — б губы крепко сомкнуты. Струя выдыхаемого воз- духа проходит через рот и разрывает эту преграду — в результате образуется шум. Звук 286 л произносится только шумом, без голоса. Звук б образуется с участием и шума и голо- са. Нёбная занавеска поднята. При артикуляции мягких п' — б' спинка языка приподнимается к твердому нёбу. Для освоения разницы между звонким б и глухим п произнесите поочередно: п — б, п— б, п — б... Произнося эти звуки, старайтесь, чтобы к ним не примешивались глас- ные. Слоговые упражнения п — б, п' — б' пэ па по пу пы пи пе пя пё пю бэ ба бо бу бы би бе бя бё бю бэп бап боп буп бып бипь бепь бяпь бёпь бюпь Задание: Подберите слова, оканчивающиеся на п — б, пь — бь. Двойные взрывные (или смычные) согласные пп — бб произносятся слитно, с так называемым "долгим затвором". Каждое двусложное сочетание надо произносить с уда- рением на первом слоге: пйби — пйбби, пэбэ — пэббэ, паба — пабба, побо — пдббо, пубу — пуббу, пыбы — пыббы, бйпи — бйппи, бэ'пэ — бэппэ, бапа — баппа, бдпо — боппо, бупу — буппу, бь'ты — быппы Задание: сравните и зафиксируйте разницу в произношении одинарного согласного звука и рядом с ним двойного в упражнении и в словах: бэби — хобби, липа — хиппи. Подберите сами слова и сочетания с удвоенными согласными и составьте из них фразы. Слоговые упражнения на освоение разницы в артикуляции твердых и мягких — п — б. пэ — пе, па — пя, по — пё, пу — пю, пы — пи бэ — бе, ба — бя, бо — бё, бу — бю, бы — би Напоминаем, что при произнесении слога губы принимают форму гласного в дан- ном слоге: в слоге пи — форму гласного и и т. д. Для тренировки произношения согласных звуков п — п', б — б' сразу же после сло- говых упражнений произносятся слова, в которых твердые и мягкие п — б встречаются в ударном слоге — в начале, середине и в конце слова (закрытый слог): пашня лопата сноп парк капот потоп помпа непонятый • стоп пуля напуганный клоп пыль копыто галоп башня табунщик сугроб/п/ Помните о законе оглушения согласного в конце слова. Образец произношения даем только в первом из таких слов. 287 бомба проооина будка набухший краб быль забытый клуб Слова сп' — б': пихта копилка выпь пение кипение насыпь пёстрый напёрсток накипь пять запястье зыбь битва обида зябь /п7 белый победа рябь бешенство забегался прорубь Обратите внимание на произношение звука б в следующих словах: объем объезд объект объятие объегоритъ объяснение объединение объедки объявление В этих словах б произносится твердо в отличие от слов бью, воробьи, дробью, рябью, зыбью и т. п. Проспрягайте глаголы бить и пить. Следите за тем, чтобы звуки б — п были мягки- ми, а перед гласными был слышен и: бью бьем пью пьем бьешь бьете пьешь пьете бьет бьют пьет пьют Такая работа очень полезна, так как в речи согласный и в таком положении часто пропадает. По этому же принципу проспрягайте глаголы разбить, отбить, набить, пробить. Просклоняйте данные ниже слова и внимательно прослушайте себя: как у вас зву- чит б твердый и б мягкий? объем объем воробьи воробьев объема объемом воробьев воробьями объему об объеме воробьям о воробьях Пословицы и поговорки для проверки правильного произношения звуков п — б, п' — б' Лучше врага бить, чем битым быть. Фаддей, не робей — робких жизнь не любит. Трус — что плохой пес: хвост поджал и побежал. 288 На народ плевать — себе в глаза попадешь. К доброму плохое не пристало. После этого переходите к работе над согласными и текстах (они помещены в конце этой главы). б, п' — б' в стихотворных Согласные к, к'/кь/ — г, гУгь/заднеязычные, задненёбные, смычные (взрывные) к, к' — глухие; г, г' — звонкие При артикуляции твердых звуков глухого к и звонкого г язык оттянут назад; задняя |