Главная страница

СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
Дата27.11.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
ТипУчебник
#10478
страница1 из 42
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

СЦЕНИЧЕСКАЯ

РЕЧЬ

Учебник для студентов

театральных учебных заведений

3-е издание

ГИТИС

Москва 2002

РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Предисловие и научная редакция

И. П. Козлянинова — профессор

И. Ю. Промптова — профессор

Рецензенты

О. Ю. Фрид — профессор Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко

при МХАТ им. А. П. Чехова

А. А. Шагидевич — профессор Белорусской академии театрального искусства

Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляшшовой и И. Ю. Промптовой.

3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002. — 511 с.

15ВМ 5—7196—0249—6

Книга является теоретическим и практическим руководством по овладению культурой

техникой речи. Большое внимание уделено искусству художественного слова, работе над стихш

верной драматургией. Учебник иллюстрирован схемами.

©Российская академия театрального искусства, 2002.

Коллектив авторов учебника, 2002.

©Оформление издательства «ГИТИС», 2002.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник является переизданием учебника "Сценическая речь" 2000 года.

Со времени издания первого учебного пособия "Сценическая речь" (М., 1976) многое в мето-

дике предмета уточнилось, конкретизировалось, получило свое развитие. Учтено и состояние со-

временной науки — театроведения, филологии, психологии, фониатрии, логопедии, и уровень со-

временного преподавания предмета "Сценическая речь", поиски новых путей совершенствования

выразительных речевых средств будущих актеров.

Развивая методику кафедры, отстаивая то лучшее, что выработано за 65 лет ее существова-

ния, педагоги стремятся использовать все наиболее эффективное, плодотворное. Кафедра знакома

с новыми научно-методическими трудами, методиками своих коллег в отечественных и многих за-

рубежных школах. Среди них необходимо отметить учебно-методическое пособие А. Н. Петровой

"Сценическая речь" (М., 1981) и учебное пособие В. Н. Галендеева "Учение К. С. Станиславского

о сценическом слове" (Л., 1990). В пособии А. Н. Петровой обстоятельно и подробно исследуется

процесс становления речевого искусства русского театра, привлечен большой материал из смеж-

ных дисциплин. В. Н. Галендеев исследует наследие великого реформатора сцены — учение о

сценическом слове — с позиций современности.

Учебник "Сценическая речь" не может включить всего, чем владеет кафедра. Практика всегда

неизмеримо шире, богаче, разнообразнее. Вместе с тем в учебник вошло все, что составляет осно-

ву обучения, "школу". Это — "взлетная полоса", фундамент, без которого нет пути в профессио-

нальный театр.

Учебник написан коллективом авторов. Это педагоги кафедры сценической речи Российской

академии театрального искусства, а также доктор искусствоведения, профессор Школы-студии

им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова А. Н. Петрова и доцент Уральской

консерватории им. М. П. Мусоргского Э. М. Чарели.

Основная задача учебного курса "Сценическая речь" — подготовка творческой личности ак-

тера, воспитание умения логично, образно, эмоционально действовать словом, "заражать" им своих

партнеров, зрительный зал. Методической основой предмета является учение К. С. Станиславско-

го. Совершенствование и развитие речеголосовых возможностей студента, его орфоэпической

культуры, воспитание языкового чутья, способности овладения авторским словом осуществляется

во взаимодействии с мастерством актера, в тесном контакте с художественными руководителями

актерских курсов.

В программе сценической речи (Сценическая речь. Программа для театральных вузов, сред-

них специальных учебных заведений. 1989) подчеркивается, что основной формой сценической

речи служит диалог. Это предполагает необходимость овладения навыками, законами диалогиче-

ской речи на всех этапах обучения, в том числе и в тренинге.

Это не значит, что на уроках сценической речи отныне идет работа лишь над драматургией,

то есть происходит дублирование курса мастерства актера. В пятом семестре (середина 3 года обу-

чения), действительно, идет работа над монологами и диалогами стихотворной драматургии. Мы

считаем это необходимым, поскольку в стихотворной драме действуют свои, особые законы, влия-

ющие на рождение поэтического слова.

В остальном же любой литературный материал — будь то слово, скороговорка, поговорка,

строфа, период, рассказ, композиция и т. д. — должен способствовать включению учащихся во

взаимодействие, борьбу, конфликт. Здесь важны оценки, восприятие, внутренний монолог, импро-

визационность существования. Тогда нет разрыва между занятиями сценической речью и мастерст-

вом актера.

Природу диалога, его законы студенты постигают и на предмете "сценическая речь" — важ-

нейшей профилирующей дисциплине.

Все разделы предмета осваиваются в комплексе, в тесной связи и взаимообогащении. Но для

удобства изложения в учебнике говорится отдельно о работе над текстом, об освоении речевой

техники. При этом даются рекомендации использования материала по курсам. Мы считаем пра-

вильным начать работу над текстом не с творческого освоения определенных правил, не с расста-

новки смысловых пауз и выделения главных слов, а с общего самостоятельного восприятия текста,

с развития умения логически и образно мыслить, самостоятельно решать, ради чего я выска-

зываю ту или иную мысль, кому и с какой целью. С первой сказанной фразы мы при-

учаемся к точной, тонкой передаче "своей" мысли окружающим — товарищам по курсу, педагогу.

Чрезвычайно важна яркость оценок, убежденность в том, что сказанное интересно, нужно,

что "я не могу не сказать" того, что думаю, во что верю. Рассказчику необходимо заставить своих

товарищей видеть и оценивать факты и явления так, как оценивает он сам. Мы всячески предо-

стерегаем от бессмысленного, бездушного механического проговаривания вслух пустых слов, как и

от декламационной, сентиментальной, псевдоэмоциональной — моторной — речи.

Работая над литературными произведениями, студенты не только по-новому узнают жизнь

людей, но и усваивают прекрасный русский язык во всем его многообразии, знакомятся с различ-

ными способами изложения мысли, передачи тонких и сложных переживаний. Творческая работа

над литературным текстом развивает образное мышление и речь, обогащает внутренний мир, ук-

репляет память. И, главное, способствует раскрытию творческой индивидуальности, развитию по-

тенциальных возможностей.

С первых шагов надо учиться находить в тексте главное, постигать его смысл всем своим су-

ществом, разумом, чувством. Очень важно, чтобы исполнитель пусть медленным, но самостоятель-

ным путем пришел к рождению своего собственного способа выразительной передачи мыслей ав-

тора. А для этого необходимо уметь накапливать видения, оценивать факты и события, нести ло-

гическую перспективу, выявлять основной конфликт и в то же время не забывать о четкой и пра-

вильной дикции.

Работая над содержанием, необходимо бережно относиться к авторскому тексту, так как

только через точное соблюдение лексики, синтаксических особенностей произведения, а часто и

через пунктуацию, можно придти к верному пониманию идейного замысла писателя, стать как бы

его соавтором. Ф. М. Достоевский определял художественность произведения как "способность до

того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершен-

но так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение".

(Достоевский Ф, М. Грибоедов и вопрос об искусстве. — Сб. "Ф. М. Достоевский об искусст-

ве". — М., 1973, с.68-69.)

Особого внимания требуют тексты, написанные от первого лица. Рассказ от первого лица

требует максимального "присвоения" мыслей, позиции автора. Речь должна быть предельно разго-

ворной, естественной. При освоении на старших курсах более сложного литературного материала,

написанного от первого лица, решается проблема создания образа, характера и, в первую очередь,

образного способа мышления.

В учебнике говорится и о принципах работы над коллективным рассказом, над созданием

композиций. Такие формы работы над текстом, рекомендуемые новой программой, также весьма

эффективны для развития у студентов навыков ведения сценического диалога. В разделе "Коллек-

тивный рассказ" дается пример практической работы над "Сказкой о мертвой царевне и о семи

богатырях" А. С. Пушкина. Приводится конкретный, подробный, событийно-действенный анализ

4

сказки, рассказывается, как именно и по каким принципам происходит персонификация текста,

как студенты учатся взаимодействовать в развитии общей для них темы произведения.

Для верного понимания авторского текста полезны пересказы своими словами содержания

взятых в работу произведений после первого прочтения и после того, как текст уже запомнился.

При пересказе проверяется умение учащегося схватывать главное, а также его внимание к деталям,

нюансам, способность понимать отношение автора к событиям и героям, улавливать подтекст.

Осваивая текст, студенты учатся "лепить фразу", ориентироваться в сложных периодах, чи-

тать текст с листа. Все это — необходимый признак культуры речи. Вместе с тем, внутренний

контроль за произносимым текстом, за членением речи на звенья, выявлением смысловых ударе-

ний (смысловых центров) должен находиться в неразрывной связи с действенными задачами.

Процесс освоения техники теснейшим образом связан с психологическими процессами. В

этом особенность и сложность нашего предмета. Тренируя дыхание, совершенствуя дикцию, устра-

няя признаки говоров, необходимо помнить, что хорошая, отточенная речь — не самоцель. Устой-

чивое дыхание, выразительный голос, литературное произношение, четкость и ясность произнесе-

ния звуков — средство раскрытия духовного богатства человека, донесения до зрителя всех нюан-

сов движения его мысли, чувства. Звуки речи — "это отдельные, самостоятельные существа с ин-

дивидуальной душой и им одним свойственным звуковым содержанием, — писал М. Чехов. — Все

эти "индивидуальности" тысячелетиями воздействовали на человека, развивая и формируя аппарат

его речи. Все они жили вокруг человека, ища своего выражения через человеческую речь." (Че-

хов М. Литературное наследие в двух томах. — М., 1986, т.1, с.218).

Как правило, работа над техни ко•й — процесс трудоемкий, длительный. Здесь нужны воля,

сознательное отношение к занятиям. Это в большой степени относится к освоению литературных

норм, к устранению дикционных недостатков. Орфоэпия и дикция — два раздела, которые нераз-

рывно, органически связаны, так как оба призваны утверждать чистоту русской речи. Распростра-

ненность говоров и нарушений правил литературного произношения потребовали включить раздел

об индивидуальной работе с теми студентами, в речи которых встречается много орфоэпических

ошибок. Для студентов с очень плохой дикцией включен специальный раздел, где излагаются ло-

гопедические тесты на выявление причин сигматизмов, ротацизмов и пр.

Правильность, чистота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. Актеру необходимо

владеть хорошо тренированным дыханием и гибким, звучным, большим по диапазону голосом.

Людям "речевых" профессий постоянная тренировка дыхания и голоса необходима и для сохране-

ния профессиональных качеств голоса как профилактика против заболеваний голосового аппара-

та. На первых же занятиях по дикции и орфоэпии требуется правильное использование дыхания и

голоса. А в первых упражнениях по дыханию и голосу проверяются и закрепляются правильно и

четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты.

Богатство голоса тесно связано с богатством мысли и воображения, с эмоциональной насы-

щенностью звучащего слова. К. С. Станиславский в "Работе актера над собой" писал о том, что

"хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они и встречаются, то оказываются недоста-

точными по силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для

пения, но и для речи."

За последние годы многое сделано в области изучения механизмов речи, слуха, теории голо-

сообразования. Естественно, что современная педагогика нашла новые источники для совершенст-

вования методики работы над дыханием, слухом. В основу новых приемов легли работы врачей-

ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило

найти более верный и доступный путь к освоению правильного фонационного дыхания, к умению

самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные

зажимы, которые мешают работе над голосом.

Дыхательные упражнения должны быть освоены в течение первого года обучения. Голосовые

упражнения начинают осваивать в конце первого курса, и работа над ними идет в течение всех

лет обучения. Нами дан примерный порядок их прохождения. Изменять его мы считаем возмож-

5

ным с учетом индивидуальных особенностей студентов. Эти упражнения успешно апробированы в

работе с очень многими поколениями актеров.

Большинство упражнений по дыханию могут осваиваться на групповых занятиях под наблю-

дением педагога с проверкой на индивидуальных занятиях и с дальнейшим заданием отрабатывать

их дома. Голосовые упражнения осваиваются и в группе, и на индивидуальных занятиях также под

систематическим наблюдением педагога. Большое внимание уделяется умению осознать, запомнить

и закрепить те мышечные и вибрационные ощущения, которые возникают в процессе тренировки

голоса.

Известный исследователь механизмов голосообразования Л. Б. Дмитриев писал, что под влия-

нием тренировки анализ различных видов чувствительности становится все более тонким. В рабо-

ту включаются все меньшие и меньшие группы мозговых клеток. В двигательном анализаторе, ана-

лизирующем мышечно-суставное чувство, совершенствуется двигательная функция. Это выражает-

ся в уменьшении лишних движений, ликвидации ненужных напряжений.

Это наблюдение можно с полным правом отнести и к тренировке речеголосового аппарата.

Процесс освоения и закрепления нового требует постепенности и систематической работы дома.

Упражнения построены таким образом, что сначала невольно, потом сознательно учащийся начи-

нает управлять голосовым аппаратом; в результате тренировки навыки закрепляются и становятся

автоматическими.

Для снятия зажимов мышечного или психологического характера применяется метод "косвен-

ного воздействия". Педагогическая практика показывает, что прямой приказ: "Пошли звук вперед",

"Не перебирай дыхания" — очень часто приводит к обратному результату. Рекомендуя то или

иное упражнение, мы всякий раз учитывали анатомию и физиологию речевого аппарата и строили

само упражнение так, чтобы не допустить возможных ошибок. Например, для того, чтобы учащие-

ся не перебирали дыхания и не поднимали плечи при вдохе (это бывает часто), мы предлагаем в

начальных упражнениях по дыханию делать при вдохе небольшой наклон вперед от исходного

положения стоя, ноги на ширине плеч, руки на бедрах, спина прямая. В этом положении пере-

брать дыхание невозможно, а нижнебрюшные мышцы невольно оказываются подтянутыми.

Перебор дыхания влечет за собой резкий выдох, голос звучит прерывисто, грубо, форсиро-

ванно. Поэтому количество вдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Силу и цен-

ность голоса обусловливает давление в подсвязочном пространстве, а не количество воздуха, по-

ступающего в легкие при вдохе. В подсвязочном пространстве находятся рецепторы, которые воз-

буждаются под давлением воздуха. Как слишком большие, так и слишком малые количества воз-

духа, концентрирующиеся под голосовыми складками, не являются нормальными раздражителями

для нервных центров, регулирующих функцию дыхания.

Большое значение мы придаем выработке правильной осанки (положения головы и спины),

умению подтягивать мышцы брюшного пресса, т. е. движению, необходимому для опоры и регули-

рования дыхания в процессе фонации (звучания). Хорошо подтянутый низ живота способствует

освобождению зажимов в плечах. Правильная осанка уже сама по себе создает верные условия для

оформления звука. Постоянная проверка свободы мышц окологортанной мускулатуры также бла-

гоприятно действует на качество звучания.

Опираясь на законы артикуляции (внешней и внутриглоточной), анатомии и физиологии все-

го процесса голосообразования, авторы подобрали цикл упражнений с определенными движения-

ми и использованием голоса при выдохе. Отобраны движения, непосредственно активизирующие

работу мышц дыхательного аппарата. При этом артикуляция предлагается такая, которая невольно

(косвенно) подводит звук к резонаторам. В основе упражнений с движением лежит закон работы

мышц-антагонистов.

В тренировке чередуются мышечное закрепощение (подтянутость мышц) с их расслаблением

(отдыхом). Это развивает подвижность дыхательного аппарата, приводит к автоматизму процесса

дыхания.

Мы избегаем больших задержек дыхания, неблагоприятно действующих на сердечно-сосуди-

стую систему. В упражнениях используется тот принцип, который наблюдается в жизни при фона-

ции: короткий вдох — длинный выдох (со звуком: счет, звукосочетания, небольшие тексты) — па-

уза.

"Звучащий выдох" предлагается в дыхательных упражнениях потому, что звуковая волна хо-

рошо массирует внутренние стенки гортани, глотки, носа, где в слизистой оболочке пролегает

гладкая мускулатура, не подлежащая нашему управлению. Следовательно, звуковая волна косвенно

воздействует на работу голосового аппарата.

Большое значение придается в учебнике тренировке носового дыхания. Как один из приемов

косвенного воздействия на органы артикуляции и дыхания, оправдавший себя на практике, в под-

готовительную работу вводится самомассаж лица, шеи, грудной клетки, поясничных и нижнеб-

рюшных мышц. Самомассаж в нашей стране широко применяется при тренировочных упражнени-

ях оздоровительного характера и для профилактики ряда заболеваний дыхательных путей и голо-

сового аппарата. Самомассаж активизирует работу нервных рецепторов, принимающих деятельное

участие в процессе голосообразования и, с другой стороны, разогревая аппарат, предупреждает

возникновение мышечных зажимов.

Таким образом, отбирая движения, которые способствуют развитию полного дыхания и на-

правленности голоса в резонаторы, мы проверяем правильность тренировочных упражнений при

произнесении отдельных звуков, звукосочетаний, фраз или небольших стихотворных текстов.

Тексты для проверки и закрепления приобретенных навыков подобраны с расчетом на посте-

пенное усложнение задач. Само содержание подобранного материала требует усиления или ослаб-

ления звука, изменения темпа, длинного выдоха, использования всего объема диапазона и т. д.

В качестве проверочного материала или материала для снятия зажимов (мышечных, психоло-

гических) мы считаем возможным применение маленьких "игр-этюдов" с очень простыми задача-

ми. Как только зажим снят, следует вернуться к тренировке.

Широко используются на занятиях новые открытия физиологов и психологов в области

"мысленной речи", при которой весь дыхательный и речевой аппарат работает, но с меньшей на-

грузкой, без особого мышечного напряжения. Мысленная речь открывает большие возможности

для самостоятельной тренировки, для снятия мышечных зажимов, для восстановления голоса. Тре-

нировка мысленной речи тесно связана с воспитанием речевого слуха, с правильным и точным ин-

тонированием.

Мы приводим в учебнике пример организации пройденного материала по всем разделам

предмета на зачете и экзамене первого года обучения. Это один из возможных вариантов. Каждый

педагог решает сам, что именно вынести на зачет и экзамен, конкретизирует задачи, построение,

содержание. Это зависит от состава студентов, требований художественного руководителя курса,

опыта педагога по речи и пр.

Предписания программы по сценической речи дают магистральное, стратегическое направле-

ние работе. Владение разнообразными методиками, приемами дает возможность педагогу варьиро-

вать сценарии зачетов и экзаменов, искать каждый раз соответствие требованиям времени, новым

научным данным. И, главное, процесс возникновения сценария всегда остается творчеством, в ко-

тором, безусловно, участвуют и студенты.

Предлагаемый примерный план зачета и экзамена на первом курсе призван помочь молодым

педагогам продумать его содержание, равномерно распределить материал по темам. Необходимо

помнить, что на зачет и экзамен выносится лишь небольшая часть того, что подробно, последова-

тельно изучается и тренируется в течение семестра. Вместе с тем каждый из разделов должен

найти свое место в общем сценарии. Точность задач и логическое, последовательное, хорошо про-

думанное построение зачета и экзамена дают возможность в сжатой, концентрированной форме

раскрыть новые стороны актерской заразительности студентов, выявить развитие их выразитель-

ных средств.

Мы считаем, что речеголосовой тренинг, включающий упражнения по дыханию, голосу, дик-

ции, орфоэпии, должен сопутствовать студентам в течение всех лет обучения. Он необходим как

эффективное средство подготовки психофизического аппарата перед выходом на сценическую

площадку, к работе над ролью. На это следует обратить особое внимание, поскольку русский ак-

тер, как правило, пренебрегает систематическим тренингом.

Тренинг обретает притягательность не только в тех случаях, когда студент "врабатывается" в

него, когда тренировки проходят системно и систематически, но и когда тренинг одухотворен,

когда в нем есть "воздух", возможность для новых вариантов, поисков, импровизаций. Кроме то-

го, студенты не должны заниматься тренингом иждивенчески.

Осмысленность, понимание задач тренировки и принципов их выполнения позволяют студен-

там не только тренироваться самостоятельно, но и проводить тренинг со своей группой, причем

ведущие меняются поочередно. Техническую часть, тренинг, входящий в зачеты и экзамены с 1 по

5 семестры включительно, проводят не педагоги, а студенты. Они же корректируют неверно сде-

ланные упражнения, что свидетельствует об их осмысленном восприятии и выполнении тренинга.

Авторы приносят свою глубокую благодарность рецензентам: профессору Школы-студии

им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова О. Ю. Фрид и профессору А. А. Ша-

гидевич, сделавшим авторам в процессе работы над учебником ценные замечания. Мы будем так-

же благодарны всем, кто пришлет свои замечания и пожелания.

ЧАСТЬ I

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


написать администратору сайта