Главная страница

СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
Дата27.11.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
ТипУчебник
#10478
страница9 из 42
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   42


определенную интонацию, к его многочисленным восклицаниям, многоточиям, и тире?

Всегда ли мы задумываемся над тем, что неоконченные предложения, гневные вопроси-

тельные строки помогают понять внутреннее состояние героя, ход его мыслей? А между

тем это богатый источник познания образа" .

Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно, расставлять

знаки препинания на письме, то в театральной школе мы развиваем особое внимание к

индивидуальной авторской пунктуации, учим понимать смысловые и выразительные фун-

кции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ. Мысль

является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка

фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь. Воспитывая в себе способность к об-

разному мышлению, развивая фантазию, надо приучаться выстраивать свой рассказ по

перспективе в определенной автором логике, последовательности. И в этом большую по-

мощь оказывает пунктуация. Но не следует рассматривать само знание правил пунктуа-

Ефимов А._И. О языке художественных произведений. М., 1954. С. 245.

** Дикий А. Язык и характер в драматургам Горького. — Сб. "Слово в спектаклях Горького". М., 1954.

С. 23.

85

ции как ключ, которым можно открыть любую дверь. Этот ключ действует только в ру-

ках мыслящего, творческого, много практически работающего человека.

Знаки препинания возникли из потребности разделить письменный текст на опреде-

ленные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. Однако не все за-

кономерности ритмомелодики устной речи получили отражение в письменности и не все

правила пунктуации полностью соответствуют этим закономерностям.

В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с

запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире; к

ним можно причислить еще абзац, скобки и кавычки. Все они могут употребляться для

отделения одних частей текста от других, и тогда называются "отделяющими". Некото-

рые из этих знаков служат и для выделения, подчеркивания отдельных слов и выраже-

ний, выступая как парные знаки. Тогда они называются "выделяющими". Это могут быть

две запятые, два тире, скобки, кавычки.

Каждый из знаков препинания имеет ему одному присущие качества. Однако спосо-

бов их использования мастерами слова множество. В тех случаях, когда устному выра-

жению каждого знака пытаются приписать всегда одну и ту же интонацию, речь обедня-

ется, становится "рубленой", однообразной. Знаки препинания обладают многозначно-

стью и в определенных условиях расширяют свое значение. Мы считаем полезным для

студентов, запомнив логические функции каждого знака препинания, проверить их в

процессе изучения практически на самом разнообразном литературном материале. Надо

много и внимательно читать вслух произведения различных авторов. Важно также про-

слушивать в записи рассказы, сцены и монологи в исполнении выдающихся актеров, бы-

вать на вечерах чтецов.

На занятиях надо иметь тексты перед собой, для того чтобы следить, как разнооб-

разно воплощается в живой, образной речи авторская пунктуация. Все, что вы узнаете,

усвоите из специальных упражнений, которые мы предлагаем для ознакомления с функ-

циями знаков препинания, все, что поймете и запомните из прослушиваний, зафиксируе-

те при чтении вслух, — все это будет еще и еще раз проверяться и закрепляться на ма-

териале тех текстов, которые берутся в работу с первого курса до последнего.

Понятие "знаки препинания" не должно расцениваться как обязательный сигнал к

остановке мысли, к завершению ее. В литературных произведениях мы часто имеем

большие куски текста, объединенные одной мыслью, одной действенной задачей. Точки,

запятые и другие знаки препинания, которые встречаются внутри большого куска, отде-

ляют части, но не препятствуют дальнейшему развитию мысли. И только когда рассказы-

вающий "добивается цели", он заключает свою речь "окончательной" точкой. Часто та-

кие большие куски текста отмечаются в письменной речи абзацем. Хотя абзац, по суще-

ству, не является знаком препинания, он оказывает непосредственное влияние на инто-

нирование точки или восклицательного, вопросительного знака.

Изучение знаков препинания в авторском тексте органично связано с интонацион-

но-логическим анализом текста, является частью этого процесса и подчинено основной

задаче исполнителя — вернее и глубже передать идею, главную мысль произведения.

Мы берем для примеров и первоначальных упражнений фрагменты из произведе-

ний, содержание которых хорошо известно учащимся.

Точка. "Точкой обозначается конец предложения, не заключающего в себе ни пря-

мого вопроса, ни эмоционального оттенка, к которому пишущий намерен привлечь вни-

86

мание читателя. В устной речи такие предложения характеризуются постепенным спо-

койным понижением тона в конце."

Как мы уже говорили, понижение тона на точке может быть разным, в зависимости

от того, где эта точка стоит: в конце фразы, абзаца или рассказа. Исполнитель в первую

очередь думает не о том, насколько он должен понизить голос и какой длительности

должна быть пауза, но о значении этого знака в развитии мысли. Голосовые изгибы, не

подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны,

как бы низко мы ни опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на воп-

росе.

Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчи-

вающиеся точкой, помогают созданию особого ритма речи. Часто в этих случаях одно

слово составляет целую фразу, и произносится оно энергично, четко.

Мы предлагаем прочитать вслух небольшие тексты, подобранные в качестве упраж-

нений. Обратите внимание на разнообразие интонаций и пауз на точке и на те общие

качества, которые присущи передаче этого знака препинания. Предварительно выясните,

знакомо ли вам содержание всего произведения, из которого взят отрывок, уточните, о

чем будет рассказ, что в нем происходит.

Первый пример — отрывок из поэмы Пушкина "Полтава". В этом отрывке поэт ис-

пользует короткие фразы, завершающиеся точками. Такой прием подсказывает энергич-

ный ритм речи, что помогает созданию атмосферы напряженности, тревоги — ведь речь

идет о казни Кочубея, отца Марии. Каждая точка звучит по-разному, хотя везде голос на

ней понижается.

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют барабаны. Скачут сердюки.

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой помост.

Второй пример — монолог Бессеменова из пьесы Горького "Мещане".

"Я говорю — пиленый сахар тяжел и не сладок, стало быть, невыгоден. Сахар всегда нужно покупать го-

ловой... и колоть самим. От этого будут крошки, а крошки в кушанье идут. И сахар самый он легкий, слад-

кий..."

Здесь содержание текста и само построение фраз подсказывают однообразное инто-

нирование точек. Этот монолог как бы долбит душу слушателя.

Следующий пример — из "Войны и мира". Это рассказ о том, как переменилось от-

ношение окружающих к князю Андрею после его аудиенции у императора Франца:

"Император сказал, что он благодарит, и наклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон

был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вче-

рашний флигель-адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом.

Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии 3-й степени, которым жаловал его импе-

ратор. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не

знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к

окну и стал говорить с ним".

* Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. М., 1966. С. 84.

87

Обратите внимание, что все точки находятся внутри абзаца. Каждая короткая фра-

за — отдельная картина, раскрывающая характеры людей, окружающих князя Андрея, и

его собственное отношение к тому, что происходит. Устное выражение точки тут крайне

разнообразно.

Запятая ставится только внутри предложения и служит для отделения простых фраз

внутри сложных. Как указывают лингвисты, запятая по своей значимости часто соответ-

ствует другим знакам препинания, которые ставятся только внутри фраз.

В случаях противопоставления или сопоставления запятая заменяется тире, двоето-

чием или точкой с запятой.

Запятая очень многозначна и поэтому требует в разных случаях разной интонации.

При перечислении она требует последовательного повышения голоса. Это особенно важ-

но помнить при передаче сложного синтаксического построения — периода, в котором

удивительно ярко концентрируется мысль. Вот пример из "Двух гусаров" Л. Толстого,

признанного мастера периода:

"В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни

стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стек-

лышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше

время, — в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой

целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили

в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, — когда в длинные осенние вечера нагорали

сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись

восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не

одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались под-

нимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные ру-

кава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного

света, — в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдо-

вых, Пушкиных, — в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы".

К. С. Станиславский сравнивал запятую при перечислении с поднятой для предуп-

реждения рукой и называл интонацию запятой "звуковым изгибом запятой". Он говорил

также, что свойственная запятой интонация различается по резкости или плавности по-

вышения голоса, а также по величине интервала. В приведенном примере там, где Тол-

стому хотелось ярче оттенить какую-либо подробность, кроме запятой, есть еще и тире.

Естественно, что в этих случаях "звуковой изгиб" становится более резким, пауза увели-

чивается. Но наибольшей интенсивности комбинация из тире и запятой достигает в по-

следнем случае, когда после них идет обобщающая, завершающая часть периода. Все

введение в рассказ Толстого выражено одной этой широко разветвленной фразой.

Запятая может делить фразу и при сопоставлении или противопоставлении явлений.

Такая запятая отличается большей длительностью, чем при перечислении (но не в пери-

оде), и акцентируется иначе:

"НАТАША. Вчера в полночь прохожу через столовую, | а там свеча горит". (А. П. Чехов. "Три сестры".)

"А ведь счастья много, так много, парень, | что его на всю округу бы хватило, | да не видит его ни одна

душа!" (А. П. Чехов. "Счастье".)

В последнем примере мы видим также один из случаев, когда пауза на запятой в ус-

тной речи не соблюдается. Имеется в виду пауза перед обращением "парень". Такое не-

совпадение пунктуации с ритмомелодикой почти всегда происходит, когда обращение

стоит в середине предложения. Мы говорим: "А ведь счастья много, так много (,) па-

рень, что..." Но если обращение стоит в начале фразы, запятая соблюдается. Мы сказа-

ли бы: "Парень, а ведь счастья много..."

Случаев несоблюдения запятой в устной речи довольно много. Запятая обычно

"снимается" перед одиночным деепричастием, так как она создает с уточняемым им гла-

голом как бы одно понятие, единый образ; "снимается" запятая и перед соединительны-

ми союзами.

"Михаила сидел (,) насупившись". (А. Н. Толстой. "Петр Первый").

"ВЕРА. — Сперва мы смотрели (,) как плотину копают, а потом Алексей Михайлович за белкой на де-

рево полез". (И. С. Тургенев. "Месяц в деревне".)

Без пауз произносятся в устной речи такие вводные слова, как конечно, вероятно,

пожалуй, кажется, может быть, впрочем, чего доброго, по-моему, к несчастью, нако-

нец и т. д. Мы, например, говорим:

"Я (,) кажется (,) понимаю, ты (,) чего доброго (,) обиделся".

Крупный исследователь и знаток языка А. Н. Островского В. А. Филиппов часто

рассказывал о постановке пьес великого драматурга. По его словам, корифеи Малого те-

атра считали, что запятые в пьесах Островского способствуют слитности, плавности ре-

чи, паузы на них должны быть почти снятыми, интонации — певучими, мягкими, нерез-

кими. Это особенно относится к речи женских персонажей. Для проверки звучания за-

пятых мы рекомендуем послушать в записи сцены из пьес Островского в исполнении ак-

теров Малого театра.

Из приведенных примеров уже видна многозначность запятой: она может и разъеди-

нять две части одной мысли (при сопоставлениях или противопоставлениях), и концент-

рировать, собирать внимание (при перечислениях). Она нередко исчезает перед обраще-

нием, при вводных словах, перед деепричастием и во многих других позициях.

Мы предлагаем быть очень внимательными к этому знаку, который обладает таким

большим количеством значений и так часто употребляется.

Точка с запятой. "Точка с запятой является разграничительным знаком, занимаю-

щим среднее положение между точкой и запятой; она помогает устанавливать градации

между деталями описания и повествования..." .

Как отмечал языковед А. Б. Шапиро, "большинство писателей XIX века, а также не-

которые писатели начала XX века чаще, чем в наше время, употребляли точку с запятой,

причем тонко различали случаи, когда ставили этот знак и когда ставили запятую"***.

Внимательно читая, например, произведения И. С. Тургенева, мы видим, как часто

он прибегает к точке с запятой, когда рисует широкое полотно, в котором каждая под-

робность неотделима от всей картины. Выделяя внутри большого куска текста какую-ни-

будь подробность, Тургенев приостанавливает на ней наше внимание, а потом ведет

дальше и дальше, из отдельных картин составляя единое целое.

Приведем пример из рассказа Тургенева "Певцы". При описании пения рядчика пи-

сатель редко прибегает к точке с запятой. Но вот начинает петь Яков. Меняется ритм

рассказа, меняется и расстановка знаков препинания, каждая фраза изобилует точками с

Запятые, не требующие паузы, поставлены в скобки.

Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 2. С. 291.

*" Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С. 113.

89

запятой. Они как бы направляю! впитан»*, .



всех случаях точка с запятой сохраняет интонацию понижения, но вместе с тем каждый

раз она разная и по мере развития мысли требует все более яркой и богатой интонации:

"...Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая

степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и подни-

мались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня... Я оглянулся — жена целоваль-

ника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще

прежнего. Николай Иваныч потупился, Моргая отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув

рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному

лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик

поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился..."

А вот как, используя точку с запятой, А. С. Пушкин создает единую и очень дина-

мичную сцену в эпизоде сна Татьяны:

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит, он все вослед:

И сил уже бежать ей нет.

Короткие насыщенные паузы, отмечающие каждую подробность, способствуют вег.

ной передаче кошмара, привидевшегося героине.

Двоеточие. "Широкое распространение в современном литературном русском язык

получили бессоюзные сложные предложения, в которых соединяемые части относятс

одна к другой как поясняющая к поясняемой. Последнее следует понимать в широко

смысле; здесь возможно несколько разновидностей. Характерной чертой таких предо

жений в устной речи является обязательная пауза между поясняемой частью и поясшп

щей. Кроме того, на одном из слов первой части, стоящем в конце или близко к кон!

ее, делается повышение тона, указывающее на следующее далее, после паузы, продолж

ние сложного предложения. Прочно утвердившимся знаком препинания для обозначен

паузы между частями такого сложного предложения усиленно "соперничает тире" .

Интересен пример, иллюстрирующий последнее замечание о двоеточии и тире:

"Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его

трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзаете

душу слушателя..."

В этом примере оба знака служат пояснению. Причем пояснение после тире сод

жит и элемент противопоставления, поэтому интонационный перелом речи здесь бу

еще более четким и ярким.

Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С. 132

90

ичень часто двоеточие используется как знак, отделяющий авторский текст от пря-

мой речи. Пауза в этом случае меньше, чем на двоеточии внутри фразы. Авторский

текст, подготавливающий реплику, произносится в том же ритме, в том же ключе, что и

сама реплика. Характерное для двоеточия повышение голоса как бы "перехватывается"

репликой.

Герой повести Чехова "Моя жизнь" рассказывает:

"Управляющий сказал мне: "Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у

меня давно полетели". Я ему ответил: "Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я

умею летать". И потом я слышал, как он сказал: "Уберите этого господина, он портит мне нервы".

Тире. Знакомясь с историей русской пунктуации, мы узнаем, что ученик Ломоносо-

ва А. А. Барсов впервые указал на новый знак препинания — "молчанку". Позже этот

знак получил название "тире". "Эта "молчанка", — писал Барсов, — начатую речь пре-

рывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для

приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или дей-

ствию впоследствии" . Современные логико-грамматические функции тире близки к это-

му толкованию. Только со временем эмоциональная наполненность тире несколько сгла-

дилась, "жестокая страсть" чаще стала обозначаться с помощью других знаков, а вот

"приготовление" к какому-либо неожиданному слову или действию осталось. Паузы эти

обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой, так как они ука-

зывают на появление новых мыслей, что в устной речи выражается в ярких и вырази-

тельных интонациях.

Тире — знак с очень широкими и разнообразными функциями, он относится к зна-

кам, стоящим обычно внутри фразы. Два тире являются знаками выделяющими: ими от-

мечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение. Тире часто служит для

разделения противопоставляемых явлений.

Голос обычно при этом идет на повышение. Вот эпизод из "Каменного гостя" Пуш-

кина — встреча Дон Гуана с Дон Карлосом у Лауры:

Дон Г у а н

... Вот нечаянная встреча!

Я завтра весь к твоим услугам.

Дон Карлос

Нет!

Теперь — сейчас.

Лаура

Дон Карлос, перестаньте!

Вы не на улице — вы у меня —

Извольте выйти вон.

Интонационно интересны все три случая употребления тире в этом примере. Сцена

очень динамична; бурным темпераментом обладают все трое, конфликт острый, и логика

поведения диктует резкие повышения и понижения голоса.

Цит. по: Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С. 19.

91

Частое употреоление тире характерно длл ипл л1« . и^/ипши . ^„ . . „_ г __.

пользуется свойство тире приготавливать слушающего к неожиданному слову или дейст-

вию.

"Когда — так, идите по своим делам. Дело-то у вас — есть?" Это Булычев отсылает

от себя "других", слетающихся к нему, как воронье на падаль, — пишет А. Дикий в вос-

поминаниях об этом спектакле. — Прочитайте вторую половину фразы без тире, и она

окажется рядовым, конкретным, будничным вопросом, относящимся к данному времени,

к настоящему моменту. Прочтите ее же с учетом тире, и она сразу зазвучит обобщенно,

заставит задуматься: а есть ли вообще у людей какое-нибудь настоящее дело? Именно об

этом спрашивает Булычев, выступающий в пьесе по отношению к "другим" как проку-

рор и обличитель..." .

Восклицательный знак. "Восклицательный знак служит для обозначения эмоцио-

нальности речи... Вместе с тем наряду с точкой восклицательный знак служит разграни-

чителем предложений"**.

Так же как точка, восклицательный знак обычно завершает предложение. Он может

быть выражен в устной речи очень разнообразно, в зависимости от содержания и дейст-

венных задач. Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голо-

са, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интона-

ция. Голос не "повисает", как это бывает при многоточии, — он звучит определенно,

конкретно, утвердительно. За исключением тех случаев, когда автор ставит рядом с вос-

клицательным знаком знак вопроса. Но решающую роль играет контекст. Чувст во— •

всегда результат оценки определенных событий.

"Как ты это читаешь! — шепотом заговорил он. — На разные голоса... Как живые все они... Апросыса!

Пила... дураки какие! Смешно мне было слушать... А дальше что? Куда они поедут? Господи боже! Ведь это

все правда. Ведь это как есть настоящие люди... всамделишные мужики... И совсем как живые и голоса, и

рожи... Слушай, Максим! Посадим печь — читай дальше!" (М. Горький. "Коновалов".)

Этот монолог насыщен восклицательными знаками, требующими яркой, сильной и

разнообразной интонации. В прямой речи восклицательные знаки встречаются чаще все-

го. Они широко используются в драматургии и указывают на взволнованность говоряще-

го. Поводов для волнения бывает много, и способы их выражения могут быть различны.

Вопросительный знак чаще всего ставится в конце фразы, заключающей в себе

прямой вопрос, т. е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа. Такие

фразы могут быть как простыми, так и сложными. Вопросительный знак имеет множе-

ство оттенков, зависящих от того, что спрашивается, кем, у кого, с какой целью. Но во

всех случаях слова, в которых заключен вопрос, отмечаются повышением голоса: "Вы

откуда, молодой человек?" — "Я здешний, из городка".

Для верного интонирования прямого вопроса надо активно хотеть получить ответ,

добиваться его. О том, как именно задает вопрос герой литературного произведения, мы

обычно узнаем из ремарки автора.

Вопросительная форма не всегда заключает в себе прямой вопрос. Часто она ис-

пользуется как особый прием эмоциональной речи — риторический вопрос. Он тесно

Дикий А. Язык и характер в драматургии Горького. — Сб. "Слово в спектаклях Горького". М., 1954.

С. 23.

Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 2. М., 1958. С. 289.

92

связан с эмоциональной оценкой явления. Мы нередко встречаем в драматургии моноло-

ги, изобилующие вопросительными знаками. Так, Сальери просматривает, проверяет

весь свой жизненный путь, взвешивает все за и против, толкающие на убийство. Он

страстно желает найти себе оправдание. Он задает себе вопросы и отвечает на них. И

таким образом логически последовательно, точно подводит себя к страшному решению.

Это можно понять из последних слов монолога.

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Многоточие. "Перерывы в предложении обозначаются многоточием, независимо от

причин, их вызывающих, и от длительности паузы.

Перерывы в диалогической речи могут вызываться тем, что собеседник перебивает

говорящего, либо воздействием какой-либо внешней причины...

Перерывы, особенно вызываемые причинами внутреннего характера, могут происхо-

дить даже в середине слова...

Высказывание может представлять собой формально законченное предложение, но

существенное и понятное слушателю или читателю на основании того, что уже сказано...

В конце такого "недосказанного" предложения на письме ставится многоточие (которое

часто называют многозначительным)" .

Для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует от

исполнителя большого мастерства, умения переключать звучащую речь в мысленную и

снова продолжать говорить вслух. Обычно многоточие требует и длительной паузы.

Причин, вызывающих перерыв в речи, много, и в зависимости от причины изменя-

ется голосовое выражение многоточия. Перерыв в речи может объясняться волнением, а

может и скудостью мысли. В первом случае остановка может потребоваться в момент

кульминации, а во втором — интонации могут быть очень бедными, монотонными, од-

нообразными. Вот, например, монолог Акулины из "Мещан" Горького.

"А на дворе-то опять дождик пошел. Холодно у нас чего-то. Топили, а холодно. Старый дом-то... проду-

вает... охо-хо! А отец-то, ребятишки, опять сердитый... поясницу, говорит, ломит у него. Тоже старый... а все

неудачи да непорядки... расходы большие... забота".

Ровная интонация этого монолога, ритм отрывистых, прерываемых частыми много-

точиями фраз передает нерешительность, забитость и пассивную доброту Акулины.

А вот рассказ старика Красильникова из повести П. И. Мельникова-Печерского

"Красильниковы". Властный, деспотичный отец сломал жизнь любимого сына, ему горь-

ко и стьщно рассказать о своем несчастье постороннему. Он мучительно подбирает нуж-

ные слова, вспоминает подробности:

"Двадцать девятый Митьке пошел: давно пора своих детей наживать... И стал я Митьке советовать: пора-

де тебе и закон совершить... Только выбирай, говорю, жену не глазами, а ушами, слушай речь, разумна ли, уз-

навай, в хозяйстве какова...

* Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. С. 142-144.

93

Говорю этак Митьке, а он как побледнеет, а потом лицо все пятнами... Что за притча такая?.. Пытал,

пытал, неделю пытал — молчит, ни словечка... Ополовел индо весь, ходит голову повеся, от еды откинулся,

исхудал, ровно спичка..."

Здесь трудный, мучительный подбор слов идет не от скудости лексического запаса,

как может показаться с первого взгляда, — человек вспоминает, видит перед собой тяж-

кие события прошлого. Ровная интонация на многоточиях была бы здесь психологиче-

ски неверной.

Работа над изучением функций знаков препинания проводится с первого года обуче-

ния. При подготовке к занятиям надо привлекать студентов к поискам интересных лите-

ратурных примеров. Время от времени полезно повторять пройденный материал, читая с

листа розданные отрывки. Все, что студент узнает из примеров, должно закрепляться на

текстах, взятых в работу.

Предлагаем несколько заданий для закрепления изложенного материала.

Задание 1. Прочтите примеры вслух. Обратите внимание на то, как изменяются

смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

1. Жарко, солнце стоит над головой.

Жарко: солнце стоит над головой.

2. Зима суровая, лето знойное.

Зима суровая — лето знойное.

3. Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают

и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.

Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и

жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

4. Он вернулся.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   42


написать администратору сайта