Главная страница

СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
Дата27.11.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
ТипУчебник
#10478
страница11 из 42
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42

Чье самолюбье не умножит?

И чьих не обольстит очей


Нарядной маскою своей?

(М. Ю. Лермонтов)

Особое внимание обратите на правила постановки смысловых ударений в инверси-

рованной фразе, где встречается не прямой, а обратный порядок слов. Ударение прихо-

дится на слово, которое бы выделялось при прямом порядке слов. Перенесение этого

слова в инверсированной фразе на необычное для него место делает это слово еще бо-

лее весомым, значимым, "зримым".

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

(М. Ю. Лермонтов)

И вместе с тем, вновь напоминаем: учитывая эти общие закономерности речи, нель-

зя соблюдать их механически. При определении важных по смыслу слов надо сначала

выяснить их значимость по отношению ко всему тексту.

Кроме того, не следует перегружать фразу большим количеством смысловых ударе-

ний, что делает речь однообразной, монотонной, либо настырной, навязчивой. Снимать

ненужные, случайные в данной ситуации акценты не менее важно, чем найти единствен-

но необходимые.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ИНТОНАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Прочтите следующие тексты вслух. Не торопитесь их произнести. Старайтесь хоро-

шо понять, увидеть, о чем идет речь. Кинолента видений, смысл происходящего подска-

жет вам и место смысловых пауз, и их длительность, и смысловые ударения. Если вы

108

встретили затруднения в лепке фразы, сомневаетесь в точности смыслового ударения —

вспомните указанные выше законы и правила.

Мы приводим большие фразы, среди них встречаются и периоды. Это сложные син-

таксические конструкции, состоящие из двух частей. Первая часть состоит из однород-

ных отрезков и произносится с интонацией повышения (восходящая мелодика), а вто-

рая, как правило, не расчленяется и произносится с интонацией понижения (нисходящая

интонация). Периоды часто имеют определенную ритмическую организованность (син-

таксический параллелизм, применение повторяющихся слов — анафоры, эпифоры), ко-

торая создает ритмическое интонирование отдельных речевых отрезков этой сложной

фразы. При произнесении таких сложных фраз надо помнить о перспективе развития

мысли. Она не должна останавливаться там, где возникает пояснение, дополнение, сопо-

ставление, вводная — иногда достаточно большая — часть. Все детали, все нюансы, по-

вороты мысли важны, но за ними не должно исчезать главное, магистральное ее направ-

ление. Вспомните, как помогают нам авторские знаки препинания держать смысловую

паузу. Паузы позволят вам не торопиться как можно скорее проговорить всю фразу, что-

бы добраться до последней точки. Не делайте мелодических понижений перед смысло-

выми паузами, тогда будет понятно, что мысль не окончена, она разовьется дальше.

Работая над произнесением длинных, сложных фраз, вы научитесь распределять

главное и второстепенное; развивать свою мысль, идти вперед, а не "топтаться" на месте,

научитесь объединять слова в речевом такте слитным их произношением, кантиленным

звучанием; распределять фонационное дыхание. Вы научитесь нести перспективу переда-

ваемой мысли. К. С. Станиславский, подчеркивая, сколь необходимо владеть актеру в

роли перспективой речи, писал, что имеет в виду логическую перспективу, перспективу

переживаемого чувства и художественную перспективу, которая искусно раскладывает

по планам краски, иллюстрирующие повествование, рассказ или монолог.

1. Через несколько минут он должен был увидеться с женщиной, которая была

постоянно его мечтою в продолжение нескольких лет, с которой он был связан прошед-

шим, для которой он был готов отдать свою будущность, — и сердце его трепетало от

нетерпения, страха и надежды.

(М. Ю. Лермонтов)

2. Я верю, обещаю верить,

Хоть сам того не испытал,

Что мог монах не лицемерить

И жить, как клятвой обещал,

Что поцелуи и улыбки

Людей коварны не всегда,

Что ближних малые ошибки

Они прощают иногда,

Что время лечит от страданья,

Что мир для счастья сотворен,

Что добродетель не названье

И жизнь поболее, чем сон.

(М. Ю. Лермонтов)

109

3. Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

(М. Ю. Лермонтов)

4. Дома у себя, в мастерской он завел опрятность и чистоту в высшей степени,

определил двух великолепных лакеев, завел щегольских учеников, переодевался несколь-

ко раз в день в разные утренние костюмы, завивался, занялся улучшением разных манер,

с которыми принимать посетителей, занялся украшением всеми возможными средствами

своей наружности, чтобы произвести ею приятное впечатление на дам; одним словом,

скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал ког-

да-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.

(Я. В. Гоголь)

5. Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского

человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его; шла ли речь о ло-

шадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и

здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произ-

веденного казенною палатою, — он показывал, что ему не безызвестны и судейские про-

делки; было ли рассуждение о бильярдной игре, — ив бильярдной игре не давал он

промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже

со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о тамо-

женных надсмотрщиках и чиновниках, — и о них он судил так, как будто бы сам был и

чиновником и надсмотрщиком.

(Я. В. Гоголь)

6. Когда дорога понеслась узким оврагом в чащу огромного заглохнувшего леса и

он увидел вверху, внизу, над собой и под собой трехсотлетние дубы, трем человекам в

обхват, вперемежку с пихтой, вязом и осокором, перераставшим вершину тополя, и ког-

да на вопрос: "Чей лес?" ему сказали: "Тентетникова"; когда, выбравшись из леса, по-

неслась дорога лугами, мимо осиновых рощ, молодых и старых ив и лоз, в виду тянув-

шихся вдали возвышений, и перелетела мостами в разных местах одну и ту же реку, ос-

тавляя ее то вправо, то влево от себя, и когда на вопрос: "Чьи луга и поемные мес-

та?" — отвечали ему: "Тентетникова"; когда поднялась потом дорога на гору по ровной

110

возвышенности с одной стороны мимо неснятых хлебов: пшеницы, ржи и ячменя, с дру-

гой же стороны мимо всех прежде проеханных им мест, которые все вдруг показались в

картинном отдалении, и когда, постепенно темнея, входила и вошла потом дорога под

тень широких развилистых дерев, разместившихся врассыпку по зеленому ковру до са-

мой деревни, и замелькали избы мужиков и крытые красными крышами господские

строения; когда пылко забившееся сердце и без вопроса знало, куда приехало, — ощу-

щенья, непрестанно накоплявшиеся, исторгнулись, наконец, почти такими словами: "Ну

не дурак ли я был доселе? Судьба назначила мне быть обладателем земного рая, прин-

цем, а я закабалил себя в канцелярию писцом!

/ (Я. В. Гоголь)

1. Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо, и весь

чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и

собственной прихотью, — когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья

перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе

добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спе-

шат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на ули-

цу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер — истратить его

в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга;

кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий

этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претен-

зиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов,

гуляний, — словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким

квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с

копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время

сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и

ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем

говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что

подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента, — словом, даже тогда, когда все

стремится развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

(Я. В. Гоголь)

8. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние де-

ятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и

что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не

было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что

никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая-то

кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело.

(Л. Я. Толстой)

9. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые были еще в

гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, моло-

децки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал

догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном,

но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполне-

111

нии обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и

опять звал обедать.

(Л. Н. Толстой)

10. Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал

его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чу-

жой человек. Верил ли он тем разумным доводам, которые были в речи масона, или ве-

рил, как верят дети, интонациям, убежденности и сердечности, которые были в речи ма-

сона, дрожанию голоса, которое иногда почти прерывало масона, или этим блестящим

глазам, состарившимся на том же убеждении, или тому спокойствию, твердости и зна-

нию своего назначения, которые светились из всего существа масона и которые особен-

но сильно поражали его в сравнении с своей опущенностью и безнадежностью, — но он

всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновле-

ния и возвращения к жизни.

(Л. Н. Толстой)

11. На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два арши-

на, глухой барьер перед самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирланд-

ская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала, утыканного

хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна

была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна

сухая, — и конец скачки был против беседки.

(Л. Н. Толстой)

12. Это ночное мытье производилось самою Катериной Ивановной, собственно-

ручно, по крайней мере, два раза в неделю, а иногда и чаще, ибо дошли до того, что пе-

ременного белья уже совсем почти не было, и было у каждого члена семейства по одно-

му только экземпляру, а Катерина Ивановна не могла выносить нечистоты и лучше со-

глашалась мучить себя по ночам и не по силам, когда все спят, чтоб успеть к утру про-

сушить мокрое белье на протянутой веревке и подать чистое, чем видеть грязь в доме.

(Ф. М. Достоевский)

13. В начале июля Лиля заболела, объевшись малиной, лежала, медленно поправ-

ляясь, в своей комнате и все рисовала цветными карандашами на больших листах бума-

ги, пришпиленных к доске, какие-то сказочные города, а она поневоле не отходила от

ее кровати, сидела и вышивала себе малороссийскую рубашечку, — отойти было нельзя:

Лиля поминутно что-нибудь требовала.

(И, А. Бунин)

14. Дочь господина из Сан-Франциско стояла на палубе рядом с принцем, вчера

вечером, по счастливой случайности, представленным ей, и делала вид, что пристально

смотрит вдаль, куда он указывал ей, что-то объясняя, что-то торопливо и негромко рас-

сказывая; он по росту казался среди других мальчиком, он был совсем не хорош собой и

странен, — очки, котелок, английское пальто, а волосы редких усов точно конские,

смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована, —

но девушка слушала его и от волнения не понимала, что он ей говорит; сердце ее би-

112

лось от непонятного восторга перед ним: все, все в нем было не такое, как у прочих, —

его сухие руки, его сухая кожа, под которой текла древняя царская кровь; даже его ев-

ропейская, совсем простая, но как будто особенно опрятная одежда таили в себе неизъ-

яснимое очарование.

(И, А. Бунин)

15. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металличе-

ский вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук де-

рева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то

глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат, — все эти звуки слива-

ются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над га-

ванью, — к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков — то глухие, ро-

кочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие — рвут пыльный, зной-

ный воздух.

(М. Горький)

16. Не за то ли благодарны мы Толстому, что он дал нам силу и право презирать

и отвергать Каренина; вместе с Наташей волноваться у постели раненого жениха; пла-

кать от гордого восхищения перед подвигом тушинской батареи; возмущаться фальшью

и преступным равнодушием сословного судилища над Масловой, их же безвинной жерт-

вой; вместе с Левиным жадно испить сладкой усталости в знаменитой сцене покоса; на-

вечно и благодарно запомнить зрительное и нравственное потрясение от той, на пределе

мастерства исполненной разоблачительной встречи на Аустерлицком поле Болконского


со своим кумиром, осуществляющим истребление жизни?

(Л. Леонов)

17. Плывет серебряная паутина, застрявшая между небом и землей с бабьего ле-

та, набухают почки на вербах, желтеет березовый лист, осина сбрасывает багрец, цве-

тут фруктовые деревья, раскрываются чашечки белых водяных лилий, тянут на юг утки

и гуси, а тетерева, похоже, собрались не откладывать на весну брачных турниров и

свадеб: вместо робкого, сонного осеннего токования они разоряются на неистовый ве-

сенний лад, а за ними тянется глухарь, — ишь, костяно пощелкивает несуществующими

зубами!..

(Ю. Нагибин)

18. У него был полный Корнель, Расин, Мольер, Вольтер, Буало, сочинения Ма-

лерба, Фенелона, Барклая, шестнадцатитомная "Римская история" Ролленя, его же

"Древняя история", Кревиеровы "Истории об императорах"; были у него книги англий-

ских, итальянских, немецких, голландских, испанских, португальских прозаиков и поэ-

тов, греческие и латинские грамматики, жизнеописания великих воинов, государствен-

ных мужей, служителей духа, оды Горация и любовные песни Катулла, множество сочи-

нений по философии, географии, медицине, языкознанию, теологии, астрологии и, ко-

нечно, вся русская поэзия от виршей князя Хворостинина и творений Сильвестра Мед-

ведева, Федора Поликарпова, Кариона Истомина в русле церковно-дидактической тради-

113

ции до острых сатир князя Антиоха Кантемира, а равно записи народных песен, коме-

дий, сказок, раешников, жития святых мучеников и редкое издание Евангелия...

(Ю. Нагибин)

19. В деревню,

Где кашивала,

В деревню,

Где пахивала,

В деревню,

Где плясывала,

В деревню,

Где плахивала,

Хоть та: — Не оставь! —

Настаивала,

В ту бедную,

Что покинула,

Хоть та: — Не покинь,

Погибну я! —

Молила, держала за полы,

Ободья колес обхватывала

Колосьями зацветающими,

Ромашками, чуть кивающими,

И речками, и пожнями,

И елками придорожными...

Не жать, не вязать,

Не рожь молотить,

Себя показать,

Народ удивить

Платьем богатым,

Станом необъятным

(была-то худа,

Нонь — что ягода!)

Долей успешной,

Говорей нездешней,

Умницей сыном,

Дочкой красивой,

Баловнем-внуком

К прежним подругам,

Нарядная и гордая,

Приехала из города.

(О. Фокина)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Станиславский К. С. Собр.соч. в 8-ми т.; т.т.1-4, М., 1954-1961.

2. Немирович-Данченко Вл. И. О творчестве актера: Хрестоматия. — М., 1984.

3. Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М., 1977.

4. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтического речи. — М., 1963.

5. Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. — Л., 1990.

6. Гончаров А. А. Поиски выразительности в спектакле. Изд.2-е. — М., 1964.

7. Дикий А. Д. Избранное. — М. , 1976.

8. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. — М., 1978.

9. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. — М., 1971.

10. Культура сценической речи: сборник статей./ Под ред. Козляниновой И. П. —

М.,1979.

11. Петрова А. Н, Сценическая речь. — М., 1981.

12. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. — М., 1959.

13. Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

14. Симонов П. В. Метод Станиславского и физиология эмоций. — М., 1962.

15. Слово в спектаклях Горького. — М., 1954.

16. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. — М., 1976.

17. Топорков В. О. Четыре очерка о К. С. Станиславском. — М., 1963.

18. Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М.,

1989.

19. Чехов М. А. Об искусстве актера: т.2. — М., 1986.

20. Юрский С. Ю. Кто держит паузу. — М., 1989.

21. Яхонтов В. Н. Театр одного актера. — М., 1958.

ЧАСТЬ II

СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42


написать администратору сайта