Главная страница
Навигация по странице:

  • С ее красою несравненной

  • На зыбкое крылечко поджидаешь Кого вдали, прикрывши ручкой глазки,На полотне зари румяной ищешь

  • И слез поток, и брань, и поцелуй

  • СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
    АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    Дата27.11.2017
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    ТипУчебник
    #10478
    страница13 из 42
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   42

    Дочь Рима, Флора, перл бесценный?

    Архиппа где? Таида с ней,


    Сестра — подруга незабвенной?

    Где Эхо, чей ответ мгновенный

    Живил когда-то тихий брег, —


    С ее красою несравненной?

    Увы, где прошлогодний снег!

    (Ф. Вийон. О женщинах былых времен)

    13. Димитрий

    ...Игра войны кровавой,

    Судьбы моей обширные заботы

    Тоску любви, надеюсь, заглушат.

    О, как тебя я стану ненавидеть,

    Когда пройдет постыдной страсти жар!

    Теперь иду — погибель иль венец

    Мою главу в России ожидает,

    124

    Найду ли смерть, как воин в битве честной,

    Иль как злодей на плахе площадной,

    Не будешь ты подругою моею,

    Моей судьбы не разделишь со мною;

    Но — может быть, ты будешь сожалеть

    Об участи, отвергнутой тобою.

    (Л. С. Пушкин)

    14. Марина

    Но — слушай:

    Пора, пора! проснись, не медли боле;

    Веди полки скорее на Москву —

    Очисти Кремль, садись на трон московский,

    Тогда за мной шли брачного посла;

    Но — слышит бог — пока твоя нога

    Не оперлась на тронные ступени,

    Пока тобой не свержен Годунов,

    Любви речей не буду слушать я.

    (А. С. Пушкин)

    15. Курбский

    Вот, вот она! вот русская граница!

    Святая Русь, Отечество! Я твой!

    Чужбины прах с презреньем отряхаю

    С моих одежд — пью жадно воздух новый:

    Он мне родной!., теперь твоя душа,

    О мой отец, утешится, и в фобе

    Опальные возрадуются кости!

    Блеснул опять наследственный наш меч,

    Сей славный меч, гроза Казани темной.

    Сей добрый меч, слуга царей московских!

    В своем пиру теперь он загуляет

    За своего надежу-государя!..

    (А. С. Пушкин)

    16. Дон Гу а н

    Мне, мне молиться с вами, Дона Анна!

    Я не достоин участи такой.

    Я не дерзну порочными устами

    Мольбу святую вашу повторять —

    Я только издали с благоговеньем

    Смотрю на вас, когда, склонившись тихо,

    Вы черные власы на мрамор бледный

    Рассыплете -— и мнится мне, что тайно

    Гробницу эту ангел посетил,

    В смущенном сердце я не обретаю

    Тогда молений. Я дивлюсь безмолвно

    И думаю — счастлив, чей хладный мрамор

    Согрет ее дыханием небесным

    И окроплен любви ее слезами...

    (А. С. Пушкин)

    125

    17. Молодой человек

    Почтенный председатель! Я напомню

    О человеке, очень нам знакомом,

    О том, чьи шутки, повести смешные,

    Ответы острые и замечанья,

    Столь едкие в их важности забавной,

    Застольную беседу оживляли

    И разгоняли мрак, который ныне

    Зараза, гостья наша, насылает

    На самые блестящие умы.

    Тому два дня наш общий хохот славил

    Его рассказы; невозможно быть.

    Чтоб мы в своем веселом пированье

    Забыли Джаксона! Его здесь кресла

    Стоят пустые, будто ожидая

    Весельчака — но он ушел уже

    В холодные подземные жилища...

    (А. С. Пушкин)

    18. Царь Берендей

    Откройся мне: кого порой вечерней


    На зыбкое крылечко поджидаешь?

    Кого вдали, прикрывши ручкой глазки,


    На полотне зари румяной ищешь?

    Кого бранишь за медленность, кому

    Навстречу шлешь и радости улыбку,


    И слез поток, и брань, и поцелуй?

    Кому? скажи, девица!

    (А. Н. Островский)

    19. С и р а н о

    ... Ужель вам непонятно,


    Что говорит теперь у нас в сердцах так внятно?

    Мы оба здесь стоим, от страсти трепеща.

    Вы видите лишь тень от длинного плаща,

    Я вижу белизну одежды вашей белой,

    Я полон нежности неясной и несмелой,

    Я — только тень для вас, вы для меня — лишь свет!

    Не позабуду я мгновений этих! Нет!

    Да, если раньше я бывал красноречивым,

    То никогда еще от сердца моего

    Я так не говорил.

    (Э. Ростан)

    Практическое освоение студентами законов и правил логики речи в стихе, верное

    вьщеление смысловых ударений в зависимости от интонационно-ритмической структуры

    текста приучает будущих актеров и режиссеров мыслить стихом, действовать поэтиче-

    ским словом, использовать свои выразительные голосовые средства.

    Итак, в работе над стихом и прозой много общего. Вместе с тем, в стихе надо "раз-

    говаривать с аудиторией, но помнить, что разговор этот будет вестись в стихах" .

    * Яхонтов В. С. С трибуны. "Московский комсомолец". 1940. 14 апреля.

    126

    ОТЛИЧИЕ СТИХА ОТ ПРОЗЫ

    В чем же состоит отличие "разговора в стихах" от "разговора в прозе"? Что свойст-


    венно только поэзии?

    На эти вопросы часто слышатся скорые ответы студентов. В стихе, говорят они,

    есть рифмы, а в прозе они не встречаются. На это легко возразить, приведя пример:

    Трудно дело птицелова:

    Заучи повадки птичьи,

    Помни время перелетов,

    Разным посвистом свисти.

    Но, шатаясь по дорогам,

    Под заборами ночуя,

    Дидель весел, Дидель может

    Песни петь и птиц ловить.

    (Э. Багрицкий. "Птицелов")

    Здесь нет рифмы, но никто не станет отрицать, что это стихи.

    Затем студенты вспоминают занятия по теории стиха в средней школе и называют

    отличительным признаком стиха четкую слогоударность, систематическое чередование

    ударных и неударных слогов. Но фраза "Оленин постучал в окно, никто не откликался"

    (Л. Н. Толстой. "Казаки") воспринимается нами как фраза прозаическая, хотя в ней

    присутствует чередование ударений, падающих на четные слоги. И рядом — стихи, хотя

    в них нет четкого чередования ударных и неударных слогов:

    Она пришла с мороза,

    Раскрасневшаяся,

    Наполнила комнату

    Ароматом воздуха и духов,

    Звонким голосом

    И совсем неуважительной к занятиям

    Болтовней.

    (А. Блок)

    Может быть, эмоциональная насыщенность — привилегия стиха? Да, стихи эмо-

    циональны. А. Фадеев называл эмоциональность стиха подводным течением, волны ко-

    торого захлестывают читателя, овладевают им. Но эмоциональна и проза. Вспомним

    произведения Лермонтова, Достоевского, Бунина...

    Главное отличие стиха от прозы — его ритмичность, ритмическая организован-

    ность, упорядоченность. Ритм — (от греческого "такт", "соразмерность") — "повтор-

    ность тех или иных сходных явлений через определенные, соизмеримые промежутки"*.

    В.Маяковский считал ритм основной энергией стиха. Известный поэт Ю. Леви-

    танский называет ритм "душою стиха", его основой. В ритме "и осуществляется, и живет

    поэтическая индивидуальность, неповторимость ее интонации, все ее модуляции и от-

    тенки, ее речь живая, и голос, и жест. Поэзии нет без ритма, как нет дерева без ствола

    и ветвей. Рифмы — они как цветы на дереве, и может не быть их вовсе. В ритме, как

    Словарь литературных терминов. — Ред. составитель Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974.

    С. 321.

    127

    в генетическом коде, заключена программа. Без рифмы поэзия вполне обходится, и

    примеров тому сколько угодно, (...) а без ритма поэзии нет"*.

    Безусловно, и прозе свойственна упорядоченность. Писатели организуют речь, ищут

    единственно необходимые слова, порядок их во фразе. Бунину важно было "найти звук",

    музыкальность звучания. Но в прозе нет сходных, сопоставимых между собой явлений,

    которые повторялись бы через определенные промежутки. Произнося прозаическую

    фразу, мы делим ее на речевые отрезки (такты) интонационно смысловыми паузами.

    Место и длительность пауз в значительной степени зависят от нашей трактовки текста.

    Одни речевые отрезки короче, другие длиннее. Вариантность членения фразы исключает

    интонационную повторяемость, каждая фраза имеет свою интонацию, не повторяющуюся

    в других фразах. И потому проза лишена четкой ритмической организованности, кото-

    рая характерна для стиха.

    Для того, чтобы яснее выявилось отличие стиха от прозы, рассмотрим один и тот

    же текст, напечатав его в виде прозы и в виде стиха. Вот реплики Царя и Басманова из

    пушкинского "Бориса Годунова":

    Царь

    Возможно ли? Расстрига, беглый инок на нас ведет злодейские дружины, дерзает нам писать угрозы!

    Полно, пора смирить безумца! — Поезжайте, ты, Трубецкой, и ты, Басманов; помочь нужна моим усердным

    воеводам. Бунтовщиком Чернигов осажден. Спасайте град и граждан.

    Басманов

    Государь, трех месяцев отныне не пройдет, и замолчит и слух о самозванце; его в Москву мы привезем,

    как зверя заморского, в железной клетке. Богом тебе клянусь.

    Если мы будем читать этот текст, как текст прозаический, то уже во фразе "рас-

    стрига, беглый инок..." и т.д. может возникнуть вариантность членения на речевые так-

    ты. Так, после слова "инок" мы можем сделать паузу, а можем пренебречь ею. После

    слова "поезжайте" не было бы паузы, так как дальше идет обращение — "ты, Трубец-

    кой...", а перед обращением в середине фразы, как правило, пауза не держится. Скорее

    всего, не было бы пауз и после слов "помочь", "Богом", а было бы произнесено одним

    речевым тактом: "помочь нужна моим усердным воеводам", "Богом тебе клянусь". "Как

    зверя заморского" — неделимое синтаксическое целое, в прозе оно наверняка прозвуча-

    ло бы как цельный речевой такт.

    Итак, мы могли бы произнести:

    "Бедный инок на нас ведет злодейские дружины";

    "Его в Москву мы привезем, как зверя заморского";

    "Помочь нужна моим усердным воеводам";

    "Богом тебе клянусь".

    Но речь Царя и Басманова — речь стихотворная, а не прозаическая. Стихотворная

    речь делится на сопоставимые между собой, относительно законченные интонационно-

    синтаксические единицы — строки, что зафиксировано в графике стиха.

    Царь

    Возможно ли? Расстрига, беглый инок

    На нас ведет злодейские дружины,

    Левитанский Ю. "Четырехстопный ямб мне надоел..." — "Литературная газета. 1976. № 48.

    128

    Дерзает нам писать угрозы! Полно,

    Пора смирить безумца! — Поезжайте,

    Ты, Трубецкой, и ты, Басманов; помочь

    Нужна моим усердным воеводам.

    Бунтовщиком Чернигов осажден.

    Спасайте град и граждан.

    Басманов

    Государь,

    Трех месяцев отныне не пройдет,

    И замолчит и слух о самозванце;

    Его в Москву мы привезем, как зверя

    Заморского, в железной клетке. Богом

    Тебе клянусь.

    Здесь в стихе возникает четкая ритмичность именно потому, что фразы — эти об-

    щеязыковые интонационные единицы — заключены в особые единицы строки (стихи), в

    конце которых присутствуют фиксированные паузы, заданные структурой стиха. Таких

    ритмических единиц — строк с фиксированной паузой — в прозе нет.

    Таким образом, верное прочтение реплик Царя и Басманова, при котором стихи ос-

    тались бы стихами, требует внимательного отношения к графике, отделения одной стро-

    ки от другой. Здесь исчезает вариантность членения, допустимая в прозе, и после слов

    "инок", "поезжайте", "помочь", "зверя", "Богом" паузы возникают непременно.

    Чередование строк с фиксированными паузами на конце создает первичный ритм

    стихотворной речи*, то есть основу ритма. "...Членение на строки — минимальный

    родовой показатель стиха, резко отделяющий его от прозы" . Стихотворение А. Блока

    "Она пришла с мороза...", написанное свободным стихом, в котором нет рифм, метриче-

    ской упорядоченности, является стихом именно потому, что в нем есть строки — еди-

    ницы стихотворного ритма, и есть фиксированные ритмические паузы, — то есть при-

    сутствует первичный ритм. Известный стиховед Б. В. Томашевский пишет: "Различие

    между стихом и прозой заключается в двух пунктах:

    1) стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а

    проза есть сплошная речь;

    2) стих обладает внутренней мерой (метром), а проза ею не обладает"***. И затем

    подчеркивает: "Я ставлю эти два пункта именно в такой последовательности, так как, по

    крайней мере для современного восприятия, первый пункт значительнее второго"

    Вероятно, именно потому прозаические фразы не воспринимаются как фразы сти-

    хотворные, несмотря на присутствие в них иногда четкой слогоударности. Строки сти-

    хотворного типа как бы "гаснут" в прозе, поскольку "не создают ритмического ряда, и

    потому, что растворяются в интонационно-фразовом членении прозы, имеющем совсем

    иную периодичность..."*****. Л. И. Тимофеев приводит интересные статистические дан-

    ные: в первых двух главках "Преступления и наказания" Достоевского есть более ста

    * В стихотворении различают первичный ритм (он образуется чередованием строк) и вторичный (по-

    вторение определенных элементов — слогов, внутристроковых пауз и др.)

    Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. С. 53.

    Томашевский Б. В. Стих и язык. Филологические очерки. М.; Л., 1954. С. 10.

    **** Там же.

    Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976. С. 266.

    129

    строк четырехстопного ямба ( Я... глаз ее боюсь... да... глаз , 1огда я сам к тебе пой-

    ду"). Но эти строки не воспринимаются как стихотворные, поскольку перед нами со-

    вершенно иной интонационно-фразовый строй речи в целом.

    Но стоит эту фразу написать в виде стиха, возникнут сопоставимые между собой

    интонационные единицы — строки, и внутренняя мера фразы сразу заявит о себе. На-

    пример:

    Оленин постучал в окно,

    Никто не откликался.

    В связи с этим приведем еще один интересный пример. Перед нами прозаический

    текст, автор которого — Л. И. Тимофеев:

    "Лаборант Петровский, до обеда вышедший из университета, встретил свою дочку

    по дороге в магазин аптекарских товаров. День был неприветливый. Навстречу било

    мокрым снегом. Лаборанту явно нездоровилось, к тому же он с утра, как на зло, не

    поладил с ректором и был обеспокоен. Девочка была не в духе: руку ей оттягивал тяже-

    лый ранец с дневником, в котором, как пиявка, нежилась изогнутая двойка".

    В этом тексте ударения приходятся только на нечетные слоги, но это слышит здесь

    лишь четкое ухо. Л. И. Тимофеев предлагает написать этот же текст в форме стиха:

    Лаборант Петровский, до обеда

    Вышедший из университета,

    Встретил свою дочку по дороге

    В магазин аптекарских товаров.

    День был неприветливый. Навстречу

    Било мокрым снегом. Лаборанту

    Явно нездоровилось, к тому же

    Он с утра, как на зло, не поладил

    С ректором и был обеспокоен.

    Девочка была не в духе, руку

    Ей оттягивал тяжелый ранец

    С дневником, в котором, как пиявка,

    Нежилась изогнутая двойка".

    Паузы, отделяющие одну строку от другой, возникли без строгой синтаксической

    мотивировки и внесли в речь новые смысловые оттенки, и — заметим — сделали ее

    более эмоциональной. Иное (чем в прозаическом варианте) интонационно-фразовое

    членение создает симметричность возникновения пауз, увеличивает их количество. Рит-

    мическая упорядоченность делает ощутимым и чередование ударных слогов хореической

    ритмической инерции.

    Строгая ритмическая упорядоченность стиха, как мы отметили, приводит к усиле-

    нию эмоционального звучания. Обращение поэта к стиху — своего рода сигнал, что

    сейчас пойдет разговор о чем-то далеком от обыденного. Стих вводит в более эмоцио-

    нальную речевую атмосферу, это ощущается наиболее остро при переходе от прозы к

    стиху, как, например, это бывает в пьесах Шекспира. Вот что пишет П. Брук: "Как

    только мы доберемся до сферы возвышенного, мы сразу получим сигнал, идущий от

    самого Шекспира: грубое написано прозой, все остальное — стихами. В так называемых

    прозаических сценах нам на помощь приходит собственная фантазия — чтобы придать

    этим эпизодам аромат полнокровной жизни, требуются дополнительные детали. Работая

    над поэтическими отрывками, надо помнить: Шекспиру потребовались стихи, потому

    130

    что он хотел вложить в них более глубокий смысл, облечь многозначность в скупую

    форму. Нам приходится быть крайне осторожными: за каждым словом, обозначенным на

    бумаге, кроется смысл, который трудно сразу уловить. Чтобы передать все это, нам

    меньше потребуется непринужденность, больше сосредоточенность, меньше широта,

    больше глубина проникновения" .

    РИТМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ СТИХА

    Повторность ритмических единиц — строк следует понимать не как полное их ра-

    венство, но как сопоставимость отрезков. В зависимости от того, какие элементы речи

    чередуются в строке, различают три системы стихосложения: силлабическое, тоническое

    и силлабо-тоническое.

    Силлабическое стихосложение основано на чередовании стихов с одинаковым ко-

    личеством слогов в строке. Как правило, в силлабическом стихе присутствует рифма.

    Ударные слоги располагаются свободно, лишь на предпоследний слог всегда падает по-

    следнее в строке ударение. В строке — одиннадцать или тринадцать слогов, после седь-

    мого располагается расчленяющая строку на два полустишия ритмическая пауза. Она

    называется цезура (от латинского слова "рассечение").

    Тот в сей жизни лишь блажен, ' кто малым доволен,

    В тишине знает прожить, ' от суетных волен

    Мыслей, что мучат других, ' и топчет надежну

    Стезю добродетели ' к концу неизбежну.

    (Кантемир. 1738 г.)

    Нашему современнику такие стихи иногда вовсе не кажутся стихами, наш слух не

    всегда воспринимает ритмическую упорядоченность силлабического стиха. Но современ-

    ники С. Полоцкого, А. Кантемира, молодого Тредиаковского улавливали ритмичность

    силлабического стиха благодаря определенной манере декламации. Стихи декламирова-

    лись нараспев, торжественно, в медленном темпе; отчетливо выделялась цезура и ритми-

    ческая пауза в конце каждой строки — межстиховая пауза. Слово скандировалось по

    слогам, каждый слог звучал одинаково по темпу и силе произнесения. Ударные слоги

    звучали ослабленно, зато каждый слог был заметен:

    Царь не-кий пре-бо-га-тый ' дщерь крас-ну и-мя-ше

    Ю-же от все-го серд-ца ' сво-е-го лю-бя-ше

    Тоническое стихосложение основано на чередовании стихов с определенным коли-

    чеством ударных слогов, причем количество и расположение безударных слогов в строке

    остается произвольным. В связи с этим в тоническом стихе возрастает интонационная

    самостоятельность слова, оно часто приобретает значение целой фразы. Это особенно

    ощущается в тоническом стихе Вл. Маяковского, где строка пишется поэтом в виде

    ступенек лесенки. Такое графическое изображение не разрушает строку и, вместе с тем,

    подчеркивает значимость каждого ударного слова:

    Было:

    Социализм —

    восторжественное слово!

    Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 146.

    131

    С флагом,

    с песней

    становились слева,

    И сама

    на головы

    спускалась слава.

    Сквозь огонь прошли,

    сквозь пушечные дула.

    (В. Маяковский)

    Современные поэты также часто используют ритмическое своеобразие тонического

    стиха (А. Вознесенский, Р. Рождественский и др.).

    Наиболее характерно для русской поэзии силлабо-тоническое стихосложение.

    Силлабо-тоническими стихами, в основном, написаны и все произведения стихотворной

    драматургии (пьесы Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, А. К. Толстого, переводные

    пьесы Шекспира, Лоне ле Вега, Шиллера, Мольера, Ростана и др.). В связи с этим мы

    придаем особое значение работе будущих актеров и режиссеров над силлабо-тоническим

    стихом.

    Силлабо-тоническое стихосложение — это система метров (размеров), основанная

    на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Группа слогов, состоящая

    из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов, называется стопой.

    Понятие это крайне условно, поскольку в тексте мы встречаемся с речевым потоком, а

    не с отдельными стопами. Русскому классическому стиху свойственны стопы, состоящие

    из двух слогов (двусложные стопы) и стопы, состоящие из трех слогов (стопы трехслож-

    ные).

    Двусложные размеры:

    1. Хорей - и ; ударения падают на нечетные слоги (1, 3, 5, 7)

    Мчатся | тучи, | вьются | тучи...

    -и -и -и -и

    (А. С. Пушкин)

    2. Ямб и - ; ударения падают на четные слоги (2, 4, 6, 8)

    И вновь I обыч | ным ста|ло мо|ре...

    и- и - и - и- и

    (А. А. Блок)

    Трехсложные размеры:

    1. Дактиль - и и ; ударения падают на 1, 4, 7, 10 слоги

    Как хоро | шо ты, о | море, ноч|ное...

    - и и - и и - и и -и

    (Ф. И. Тютчев)

    Знаком (-) обозначается ударный слог, знаком (и) — безударный слог.

    132

    2. Амфибрахий и - и ; ударения падают на 2, 5,8,11 слоги

    В песчаных степях а равиискои | земли.,

    и-и и-и и-и и-

    (М. Ю. Лермонтов)

    3. Анапест ий-; ударения падают на 3, 6, 9,12 слоги

    Почернел и скривил | ся бревен чатый мост

    ий- ий- ий- и и -

    (А. А. Ахматова)

    Знакомя студентов со схемой той или иной стопы, необходимо особо подчеркнуть,

    что стопы определяются в пределах целой строки (а не в каждом слове отдельно).

    Отдавая должное схематическому изображению размера стиха, мы в то же время

    считаем, что это лишь одно из средств определения размера. Весь ритм стиха должен в

    дальнейшем улавливаться актером и режиссером на слух, поскольку это ритм звучащего

    слова. При определении размера можно проскандировать стихи — то есть произнести

    их, отвлекаясь на время от смысла и подчеркивая лишь размер (как читают маленькие

    дети). Читать, улавливая слухом закономерность чередования ударных и безударных

    слогов. Советуем скандирование сопровождать хлопками рук, более сильным, энергич-

    ным хлопком отмечая ударный слог.

    Кроме того, надо выучить на слух схему каждого размера, чтобы не прибегать к

    помощи графического ее изображения:

    Двусложные размеры:

    Хорей: раз-два, раз-два, раз-два...

    Ямб: раз-два, раз-два, раз-два...

    Трехсложные размеры:

    Дактиль: раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три...

    Амфибрахий: раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три...

    Анапест: раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три...

    При скандировании необходимо помнить, что определить размер можно не по од-

    ной, а по нескольким строкам. Ритмическая структура стиха при чередовании строк

    становится более ощутимой. К тому же по одной строке, взятой в отрыве от других,

    неопытному человеку уловить ритмическую инерцию стиха трудно, поскольку в этой

    строке могут быть пропуски метрических ударений (так называемые пиррихии), о кото-

    рых пойдет речь несколько позднее.

    Ритм стиха определяется совокупностью многих факторов. К ним относится, на-

    пример, длина строки, то есть количество стоп в строке.

    Двустопный дактиль:

    Дай-ка спро-1 шу тебя, |

    Батюшка, | светлый царь, |

    Клятвы-то I слушать ли,

    В совесть-то верить ли.

    (Л. Н. Островский)

    133

    Трехстопный дактиль:

    Буря на ! нёбе ве- чёрнем,

    Моря сер-1 литого шум —

    Буря на 1 море и | думы,

    Хбр возрас-1 тающих I дум..

    (А. Фет)

    Четырехстопный дактиль:

    Тучки не-1 бёсные, | вечные | странники!

    Степью ла-1 зурною, | цепью жем-1 чужною

    Мчитесь вы, | будто как | я же, из-1 гнанники ]

    С милого | севера | в сторону | южную. |

    (М. К>. Лермонтов)

    Сверхдлинные размеры встречаются в русской поэзии редко. Например:

    Настигаю. Настигаю. Огибаю. Обгоню.

    Я колдую. Вихри чую. Грею сбрую я коню.

    (8-стопный хорей. — К. Бальмонт. "Кто кого")

    В глухой колодец, | давно забытый, | давно без жизни и без воды,

    Упала капля | — не дождевая, | упала капля | ночной звезды.

    Она летела | стезей падучей | и догорела | почти дотла,

    И только искра, | и только капля I одна сияла I еще светла.

    (8-стопный ямб. — К. Бальмонт. "Капля")

    Как правило, короткая строка звучит легче, живее, чем строка длинная. Сравните:

    Ночной | зефир

    Струит |эфир, |

    Шумит,

    Бежит |

    Гвадал | квивир... (двустопный ямб) и:

    Зима. | Что де-1 лать нам | в дерев-1 не? Я | встреча-1 ю

    Слугу, I несу- щего I мне ут-1 ром чаш-1 ку ча-1 ю... (шестистопный ямб)

    В шестистопном и пятистопном стихе встречается еще один ритмообразующий

    фактор — цезура, о которой выше уже шла речь. В пятистопном стихе цезура стоит

    после второй стопы:

    На старости ' я сызнова живу,

    Минувшее ' проходит предо мною.

    (А. С. Пушкин)

    В шестистопном стихе цезура стоит после третьей стопы:

    Я признаюсь, люблю ' мой стих александрийский,

    Ложится хорошо ' в него язык российский...

    (Я. Вяземский)

    Классицистские трагедии писались александрийским стихом — шестистопным ям-

    бом с цезурой после третьей стопы и смежной рифмовкой (концевым созвучием двух

    смежных строк). Александрийский стих звучал мерно, торжественно, величаво. С начала

    XIX века получает наибольшее распространение пятистопный ямб. Здесь цезура, стоя-

    134

    щая после второй стопы, делит стих на две неравные части, что создает большее инто-

    национное разнообразие. Цезурованным пятистопным ямбом написана, например, траге-

    дия А. С. Пушкина "Борис Годунов".

    В поэзии и стихотворной драматургии встречается неупорядоченное чередование

    длинных и коротких строк, что также влияет на ритм стиха. Это так называемый воль-

    ный стих (не путать со свободным!). Вольным называется стих, в котором есть четкое

    чередование ударных и безударных слогов, присутствуют рифмы, но строки имеют раз-

    ную длину. Вольным разностопным ямбом, например, написаны Торе от ума" Грибоедо-

    ва, "Маскарад" Лермонтова, "Сирано де Бержерак" Ростана и др. Длина строки в воль-

    ном стихе зависит от длины фразы. Поэтому в вольном стихе — многообразие живых

    разговорных интонаций.

    Фамусов

    Вкус, батюшка, отменная манера; (пятистопный ямб)

    На все свои законы есть: (четырехстопный ямб)

    Вот, например, у нас уж исстари ведется, (шестистопный ямб)

    Что по отцу и сыну честь; (четырехстопный ямб)

    Будь плохонький, да если наберется (пятистопный ямб)

    Душ тысячки две родовых — (четырехстопный ямб)

    Тот и жених. (двустопный ямб)

    Вариантность ритма зависит и от наличия пиррихия и спондея. Их количество и

    расположение в строке оказывают значительное влияние на ритмико-интонационное

    звучание стиха. Пиррихий и спондей не существуют отдельно и встречаются только в

    ямбе и хорее. Их присутствие вызвано тем, что в русском языке много слов, состоящих

    не только из двух-трех, но и из четырех-пяти слогов. Поэтому в стихе могут встретиться

    облегченные стопы, в которых нет ударного слога. Такие облегченные стопы и называ-

    ются пиррихием. Это условное обозначение пропуска метрического ударения на том

    месте стопы (ямбической или хореической), где наш слух уже уловил определенную

    ритмическую инерцию нескольких строк в стихотворном произведении.

    В безмол-1 вии I садов, | весной, | во мгле | ночей,

    Поёт I над ро-1 зою I востбч-1 ный со-1 ловёй. I

    (Д. С. Пушкин)

    Здесь вторая стопа первой строки и третья, пятая стопы второй строки облегчены

    пиррихием (стопы пиррихия выделены в приведенном тексте).

    Спондей — вспомогательная стопа, в которой ударения падают на два рядом стоя-

    щих слога. Спондей утяжеляет строку, придает ей особо напряженное звучание, делает

    более значительной, весомой.

    Скучна мне 6т-1 тепель; I вбнь, грязь | — весной I я 66- лен.

    Спондей встречается сравнительно редко, пиррихий — чрезвычайно распространен.

    Пиррихии способствуют возникновению разнообразных ритмических оттенков стиха,

    что хорошо ощущается при сравнении пушкинских строк, написанных одним и тем же

    размером (четырехстопным ямбом) :

    Примеры взяты из книги В. Е. Холшевникова "Основы стиховедения. Русское стихосложение". Л.,

    1972. С. 31.

    135

    Пора,| пора,] Р°™1 трубят... (пиррихия нет)

    И не| пуска-| я тьму| ночну-|ю... (пиррихий на первой стопе)

    Почу-|я ро-|ковой | огонь|... (пиррихий на второй стопе)

    Богат | и сла-|вен Ко-|чубёй|... (пиррихий на третьей стопе)

    Адми-|ралтёй-|ская | игла|... (пиррихий на первой и третьей стопах)

    И кла- нялся| непри-|нуждён-|но... (пиррихий на второй и третьей стопах)

    При чтении вслух легко уловить различие ритмомелодики этих строк, несмотря на

    общность размера.

    Ритмообразующим фактором служит и клаузула — группа заключительных слогов в

    стихе, начиная с последнего ударного слога. Клаузулы присутствуют в любом стихе —- в

    рифмованном и в нерифмованном. Есть они и в так называемом белом стихе. Белым

    стихом называют метрические (стопные) стихи без рифм. В стихотворной драматургии

    наиболее распространен именно белый стих (обычно пятистопный ямб). Например,

    белым стихом написаны "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина.

    Клаузулы различаются в зависимости от места ударения. Клаузулы с ударением на

    последнем слоге называются мужскими:

    То было раннею весиМ-..

    (А. К, Толстой)

    Клаузулы с ударением на предпоследнем слоге называются женскими:

    Отворите мне темщдгу...

    (М. Ю. Лермонтов)

    Клаузулы с ударением на третьем от конца слоге называются дактилическими:

    Страшно припомнить душой оробелою...

    (А. Фет)

    Клаузулы с ударением на четвертом (и дальше) от конца слоге называются гипер-

    дактилическими:

    Очи — звезды умирающие...

    (А. Блок)

    Дактилические и гипердактилические клаузулы встречаются реже, чем мужские и

    женские. В рифмованных стихах созвучны именно клаузулы, поэтому часто говорят не о

    клаузулах, но о мужских, женских и других рифмах.

    Рифма — это "повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих две (или бо-

    лее) строки и тяготеющие к их концу"*.

    Например, поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" написана с применением лишь муж-

    ских рифм. В речи Купавы в "Снегурочке" А. Н. Островского встречаются дактиличе-

    ские клаузулы:

    у М. Ю. Лермонтова у А. Н. Островского

    Напрасно в бешенстве пород Время весеннее.

    Я рвал отчаянной рукой Праздники частые.

    Терновник, спутанный плюшем: Бродишь, гуляючи.

    Все лес был, вечный лес кругом, По лугу, по лесу.

    Страшней и гуще каждый час: Долго ли встретиться.

    ' Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 133.

    136

    И миллионом черных глаз Долго ль знакомиться

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   42


    написать администратору сайта