СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений
Скачать 0.85 Mb.
|
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ Как известно, при изучении стиха необходимы практические занятия. Лишь в зву- чащем слове могут научиться студенты нести мысль произведения и одновременно ощу- щать, чувствовать его ритмический пульс. Причем чувство ритма стиха приходит к ис- полнителю не сразу, нужны специальные занятия для его развития. Их целесообразно не откладывать, а начинать с первых занятий по предмету "Сценическая речь". Как говорилось выше, педагогический опыт позволяет утверждать, что в театраль- ные институты и школы очень часто приходят люди, чувство ритма стиха которых не развито или развито чрезвычайно слабо. И чтобы развить в себе это чувство, учащиеся должны прочитать большое количество стихотворных текстов, разнообразных по рит- момелодике. Читать стихи студенты должны вслух, а не про себя. С. В. Шервинский, тонкий и глубокий исследователь поэтической речи, неоднократно подчеркивал, что "...стих начинает жить своей подлинной жизнью лишь тогда, когда он произнесен, и произнесен не механически, а выразительно, с учетом смыслового содержания" . Только при чтении вслух студенты могут научиться чувствовать ритм стиха, так как все элемен- ты стиха (рифма, интонация, звукопись) — явления звуковые . Ниже приводятся специально подобранные тексты, которые фиксируют внимание учащихся на той или иной особенности ритмической организации стихотворной речи (межстиховые паузы, характер рифм и способы рифмовки, различие напевного и говор- ного стиха и т. д.). Осмысленное прочтение текстов с непременным соблюдением их ритмико-интонационной организации будет способствовать развитию у будущих актеров и режиссеров чувства ритма стиха. Эффективность занятий повысится, если чтение студентами стихов будет записано на магнитофонную пленку. После прочтения текстов педагог отмечает, что было верно, а где были допущены ошибки. С учетом сделанных педагогом замечаний студент про- слушивает магнитофонную запись, после чего стихи можно записать вновь. Как показы- вает опыт, запись чтения стихов на магнитопленку с последующим прослушиванием ее дает студентам возможность яснее понять свои ошибки, точнее услышать, в чем именно они состоят. МЕЖСТИХОВАЯ ПАУЗА Практическое освоение особенностей стихотворной речи следует начинать именно с этого закона: как говорилось выше, первичный ритм стиха создается членением стиха на строки с фиксированной — межстиховой — паузой в конце каждой строки. * Шервинский С. В. Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. М., 1961. С. 36. См.: Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. С. 7. 155 Тексты подобраны по следующему принципу: А. Ритмическая межстиховая пауза совпадает со смысловой паузой. Б. Межстиховая пауза не совпадает со смысловой паузой (пауза при переносе). В. Пауза в свободном стихе (где соблюдение межстиховой паузы особенно важно, поскольку именно эта ритмическая пауза служит иногда единственным "регулятором стихового потока"*). Совпадение ритмической межстиховой паузы со смысловой паузой На занятиях по сценической речи прочитать вслух стихотворные тексты, соблюдая межстиховые паузы в конце строк. Чтение должно быть не формальным, но осмыслен- ным. О способах выделения межстиховой паузы говорилось выше. 1. Последним сияньем за рощей горя, Вечерняя тихо потухла заря, Темнеет долина глухая; В тумане пустынном чернеет река. Ленивой грядою идут облака, Меж ими луна золотая. (А. С. Пушкина) 2. Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. (М. Ю. Лермонтов) 3. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором, Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. (М. Ю. Лермонтов) 4. Он проиграл коляску, дрожки, Трех лошадей, два хомута, Всю мебель, женины сережки, Короче — все, все дочиста. (М. Ю. Лермонтов) 5. Как увижу ее, я и сам не свой: Опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие; Скучно, грустно мне, православный царь, Одному по свету маяться. Опостыли мне кони легкие, Опостыли наряды парчевые... (М. Ю. Лермонтов) 6. И вот средь общего молчанья Чингура стройное бряцанье * Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. С. 53. 156 И звуки песни раздались; И звуки те лились, лились, Как слезы, мерно друг за другом. (М. Ю, Лермонтов) 7. Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, — я у ног твоих! (М. Ю. Лермонтов) 8. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей. (М. Ю. Лермонтов) 9. Вчерашний день часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. (Я. А. Некрасов) 10. Тяжелый год — сломил меня недуг, Беда застигла, — счастье изменило, — И не щадит меня ни враг, ни друг, И даже ты не пощадила! (Н. А. Некрасов) 11. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые... Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные, страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. (И. Тургенев) 12. Осень! обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. К. Толстой) 13. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной. Нежно-светлоткаными Ландышами пьяными, 157 Что победно расцвели В остром запахе земли. Солнце светит звонами, Листьями зелеными. Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц. (К. Бальмонт) 14. Утром, в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. (С. Есенин) 15. Снежная замять дробится и колется. Сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, Через метель огонек у окна. (С. Есенин) 16. И странной близостью закованный, Смотрю на темную вуаль, И вижу берег очарованный, И очарованную даль. (А. Блок) 17. И вскользь мне бросила змея: "У каждого судьба своя!" Но я-то знал, что так нельзя — Жить, извиваясь и скользя. (Л. Мартынов) 18. Я взнуздал отличного коня — Горизонт уходит от меня. Я перескочил в автомобиль — Горизонта нет, а только пыль. Я купил билет на самолет. Он теперь, наверно, не уйдет. (М. Светлов) 19. Лиза. Смотрите на часы, взгляните-ка в окно! Валит народ по улицам давно; А в доме стук, ходьба, метут и убирают. Софья. Счастливые часов не наблюдают. (А. С. Грибоедов. "Горе от ума") 20. Царь Сношения с Литвою! Это что?.. Противен мне род Пушкиных мятежный, И Шуйскому не должно доверять: Уклончивый, но смелый и лукавый... Входит Шуйский. 15 8 Мне нужно, князь, с тобою говорить. Но кажется — ты сам пришел за делом: И выслушать хочу тебя сперва. (А. С. Пушкин. "Борис Годунов") 21. Мнишек Мы, старики, уж нынче не танцуем, Музыки гром не призывает нас, Прелестных рук не жмем и не целуем — Ох, не забыл старинных я проказ! Теперь не то, не то, что прежде было: И молодежь, ей-ей — не так смела, И красота не так уж весела — Признайся, друг: все как-то приуныло. (Л. С. Пушкин. "Борис Годунов") 22. Самозванец Нет — легче мне сражаться с Годуновым Или хитрить с придворным езуитом, Чем с женщиной — черт с ними; мочи нет. И путает, и вьется, и ползет, Скользит из рук, шипит, грозит и жалит. Змея! змея! — Недаром я дрожал. Она меня чуть-чуть не погубила. Но решено: заутро двину рать. (А. С. Пушкин. "Борис Голунов") 23. Мамка Княгинюшка, мужчина что петух: Кири куку! мах-мах крылом и прочь. А женщина, что бедная наседка: Сиди себе да выводи цыплят. Пока жених — уж он не насидится; Ни пьет, ни ест, глядит не наглядится. Женился — и заботы настают. То надобно соседей навестить, То на охоту ехать с соколами. То на войну нелегкая несет, Туда, сюда — а дома не сидится. (А. С. Пушкин. "Русалка") Задание: найти и переписать стихотворные тексты из поэзии и стихотворной дра- матургии, в которых межстиховая пауза совпадает с паузой смысловой. На уроке по сценической речи прочитать текст вслух (желательно наизусть), неся мысль, соблюдая межстиховые паузы. Межстиховая пауза при переносе На занятиях по сценической речи прочитать вслух тексты, в которых встречаются переносы (несовпадение ритмической межстиховой паузы и паузы смысловой). Соблю- дать межстиховые паузы в конце каждой строки. 159 1. В сей утомительной прогулке Проходит час-другой, и вот У Харитонья в переулке Возок пред домом у ворот Остановился. К старой тетке, Четвертый год больной в чахотке, Они приехали теперь. (А. С. Пушкин. "Евгений Онегин") 2. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя, В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой... Мы будем нашего героя Звать этим именем. Оно Звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно, Прозванья нам его не нужно, Хотя в минувши времена Оно, быть может, и блистало И под пером Карамзина В родных преданьях прозвучало; Но ныне светом и молвой Оно забыто. Наш герой Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине. (А. С. Пушкин. "Медный всадник") 3. Уж время шло к закату дня, И сел Арсений на коня, Стальные шпоры он в бока Вонзил ему — ив два прыжка От места битвы роковой Он был далеко. (М. Ю. Лермонтов. "Боярин Орша") 4. На берегу, под тенью дуба, Пройдя завалов первый ряд, Стоял кружок. Один солдат Был на коленях; мрачно, грубо Казалось выраженье лиц, Но слезы капали с ресниц, Покрытых пылью... на шинели, Спиною к дереву, лежал Их капитан. Он умирал; В груди его едва чернели Две ранки; кровь его чуть-чуть Сочилась. Но высоко грудь И трудно подымалась, взоры Бродили страшно, он шептал... "Спасите, братцы. — Тащат в горы. Постойте — ранен генерал... Не слышат..." Долго он стонал, 160 Но все слабей, и понемногу Затих и душу отдал богу; На ружья опершись, кругом Стояли усачи седые... И тихо плакали... потом Его останки боевые Накрыли бережно плащом И понесли... (М. Ю. Лермонтов. "Валерик"} 5. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. (А. Фет ) 6. Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ногу ножкой называть?.. (Д. Ахматова) 1. Ни к городу и ни к селу — Езжай, мой сын, в свою страну, — В край — всем краям наоборот! — Куда назад идти — вперед Идти, особенно — тебе, Руси не видывавшее Дитя мое... Мое? Ее — Дитя! То самое былье, Которым порастает быль. Наша совесть — не ваша совесть! Полно! — Вольно! — О всем забыв, Дети, сами пишите повесть Дней своих и страстей своих. Дети! Сами сводите счеты С выдаваемым за Содом — Градом. С братом своим не дравшись — Дело чисто твое, кудряш! Ваш край, ваш век, ваш день, ваш час, Наш грех, наш крест, наш спор, наш — Гнев. Нас родина не позовет! Езжай, мой сын, домой — вперед — В с в о и край, в с в о и век, а с в о и час, — от нас — В Россию — вас, В Россию — масс, В н а ш-час-страну! все й-час-страну! В на-Марс-страну! в без-нас-страну! (М. Цветаева) 161 о. м е д е я Прощения за то, что здесь ты слышал, Я у тебя прошу. Ясон, любовь Жила меж нас так долго, что горячность Мою поймешь ты, верно. Я же, царь, Додумалась до горького упрека Самой себе. Безбожница, зачем Я в самом деле так беснуюсь, злобой На дружбу отвечая, на властей И мужа поднимаясь? Если даже Женился муж на дочери царя И для детей моих готовит братьев, Так я должна же помнить, что для нас Он это делает... Неужто гнев Так дорог сердцу? Что с тобой, Медея? (Еврипид. "Медея") 9. Макбет Когда конец кончал бы все, — как просто! Все кончить сразу! Если бы убийство Могло свершиться и отсечь при этом Последствия, так, чтоб одним ударом Все завершилось и кончалось здесь, Вот здесь, на этой отмели времен, — Мы не смутились бы грядущей жизнью. Но суд вершится здесь же. Мы даем Кровавые уроки, — им внимают И губят научивших. Правосудье Подносит нам же чашу с нашим ядом. Здесь он сугубо охранен. Во-первых, Я — родственник и подданный ему, Прямой защитник; во-вторых, — хозяин И должен дверь захлопнуть пред убийцей, А не с ножом идти. (В. Шекспир. "Макбет") 10. Борис Ты, отче патриарх, вы все, бояре, Обнажена моя душа пред вами: Вы видели, что я приемлю власть Великую со страхом и смиреньем. Сколь тяжела обязанность моя! Наследую могущим Иоаннам — Наследую и ангелу — царю!.. (А. С. Пушкин. "Борис Годунов") 11. Барон Я, государь? Я как теперь вас вижу. О, вы были Ребенок резвый. — Мне покойный герцог Говаривал: Филипп (он звал меня Всегда Филиппом), что ты скажешь? а? Лет через двадцать, право, ты да я, 162 Мы будем глупы перед этим малым... Пред вами, то есть... Герцог Мы теперь знакомство Возобновим. Вы двор забыли мой. Барон Стар, государь, я нынче: при дворе Что делать мне? Вы молоды; вам любы Турниры, праздники. А я на них Уж не гожусь. Бог даст войну, так я Готов, кряхтя, взлезть снова на коня; Еще достанет силы старый меч За вас рукой дрожащей обнажить. (А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь") 12. Лаура Только Смотри — чтоб не увидели тебя. Как хорошо ты сделал, что явился Одной минутой позже! у меня Твои друзья здесь ужинали. Только Что вышли вон. Когда б ты их застал! (А. С. Пушкин. "Каменный гость") 13. Луиза Не в моде Теперь такие песни. Но все ж есть Еще простые души: рады таять От женских слез и слепо верят им. Она уверена, что взор слезливый Ее неотразим, — а если б то же О смехе думала своем, то, верно, Все б улыбалась. Вальсингам хвалил Крикливых северных красавиц: вот Она и расстоналась. Ненавижу Волос шотландских этих желтизну. (А. С. Пушкин. "Пир во время чумы") 14. Русалка Здесь будут люди, что живут под крышей Соломенной! Я их не выношу! Я не терплю соломенного духа! Я их топлю, чтобы отмыть водою Тот ненавистный дух. Защекочу — Пускай только придут! (Л. Украинка."Лесная песня") 15. Л у к а ш И кто вам только угодит — не знаю! Как хату ставили, то не она ли Деревья приносила? Огород |