Главная страница
Навигация по странице:

  • Что же Разве я обижу вас

  • Кому б прочесть — Анисье иль Настасье

  • Скажи, к лицу была сегодня я одета Ты щива, я бледна, как смерть бледна;Но в Петербурге кто не бледен, право

  • Задумался хоть раз о мужике О том, чтоб дать ему немного воли172От кабалы, от крепостного зла

  • Чудесный князь Пожарский Вы-то как Вы подымаете родную РусьСупротив ляха. Верю: победите!А дальше что

  • Где ты росла, где ты цвела Каких холмов, какой долиныТы украшением была

  • Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел Или русских женщин лики все в тебе слиты

  • Кружась, что шепчут, что говорят

  • СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
    АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    Дата27.11.2017
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    ТипУчебник
    #10478
    страница16 из 42
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42

    С кем вы сажали? Кто засеял поле?

    163


    Когда-нибудь родило так, как нынче?

    А видишь, как украсила цветами

    Под окнами — и посмотреть-то любо!

    (Л. Украинка. "Лесная песня")

    Задание: найти и переписать стихотворные тексты, в которых есть переносы. Твор-

    чески оправдать ритмические межстиховые паузы при переносах. Психологическая мо-

    тивированность паузы при переносе должна быть соотнесена с авторским замыслом, что

    предполагает знание студентами предложенного им материала. На занятиях по сцениче-

    ской речи прочитать выбранные тексты вслух (желательно наизусть), соблюдая все меж-

    стиховые паузы.

    Пауза в свободном стихе

    Полезно тренировать внимание будущих актеров и режиссеров к межстиховой паузе

    в свободном стихе (фр. — верлибр). Верлибр лишен многих ритмообразующих факто-

    ров: строки в свободном стихе не равны между собой по длине, это неравенство не упо-

    рядочено, нет и внутренней симметричности, нет метра, размера, упорядоченного чередо-

    вания ударных и безударных гласных; часто нет и рифм. Однако в свободном стихе есть

    интонационная обособленность, и границей "интонационной волны" служит именно рит-

    мическая межстиховая пауза — определяющий признак строкового членения верлибра.

    Читая свободный стих, учащиеся понимают, что невнимание к межстиховой паузе

    лишает этот стих главного — и порой единственного — признака ритмической структу-

    ры, что ведет к превращению стиха в прозу. При чтении верлибра необходимо выдержи-

    вать межстиховые паузы, понимая при этом, что деление строк возникает здесь не меха-

    нически, а вызвано внутренними закономерностями стиха. Надо постараться открыть для

    себя эти закономерности, оправдать психологически прихотливое обособление строк в

    свободном стихе.

    Свободный стих встречается у В. Брюсова, А. Фета, К. Бальмонта, А. Блока, М. Во-

    лошина, А. Вознесенского, Э. Верхарна, Ж. Превера, У. Уитмена и др. Приводим не-

    сколько примеров свободного стиха.

    1. Когда вы стоите на моем пути,

    Такая живая, такая красивая,

    Но такая измученная,

    Говорите все о печальном,

    Думаете о смерти,

    Никого не любите

    И презираете свою красоту —


    Что же? Разве я обижу вас?

    О, нет! Ведь я не насильник,

    Не обманщик и не гордец,

    Хотя много знаю,

    Слишком много думаю с детства

    И слишком занят собой.

    Ведь я — сочинитель,

    Человек, называющий все по имени,

    Отнимающий аромат у живого цветка.

    164

    Сколько ни говорите о печальном,

    Сколько ни размышляйте о концах и началах,

    Все же, я смею думать,

    Что вам только пятнадцать лет.

    И потому я хотел бы,

    Чтобы вы влюбились в простого человека,

    Который любит землю и небо

    Больше, чем рифмованные и нерифмованные

    Речи о земле и небе.

    Право, я буду рад за вас,

    Так как — только влюбленный

    Имеет право на звание человека.

    (А. Блок)

    2. Сквозь розовый утром лепесток посмотреть на солнце,

    К алой занавеске медную поднести кадильницу, —

    Полюбоваться на твои щеки.

    Лунный луч чрез желтую пропустить виноградину,

    На плоскогорье уединенное встретить озеро, —

    Смотреться в твои глаза.

    Золотое ровное шитье — вспомнить твои волосы.

    Бег облаков в марте — вспомнить твою походку,

    Радуги к небу концами встали над вертя-

    щейся мельницей — обнять тебя.

    (М. Кузмин)

    3. Монологи и диалоги из драматической поэмы С. Есенина "Пугачев" (например,

    сцены "Уральский каторжник", "Ветер качает рожь", "Конец Пугачева"). Здесь студенты

    встретятся со свободным рифмованным стихом.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

    Определить системы стихосложения. Прочитать текст вслух, соблюдая закон меж-

    стиховой паузы.

    1. Этот год

    видал,

    чего не взвидят сто.

    День

    векам

    войдет

    в тоскливое преданье.

    Ужас

    из железа

    выжал стон.

    По большевикам

    прошло рыданье.

    (В. Маяковский)

    Держать и здесь паузу при слоговом переносе.

    165

    2. Пойду я, младеныса, погуляю,

    Я на свои новые на сени;

    Посмотрю-ка я далече в чисто поле,

    Хорошо ли в поле луги зеленеют,

    Лазоревые цветы расцветают,

    Зеленеют в чистом поле луги,

    Лазоревые цветы расцветают.

    (Л. Пестов)

    3. Ох, лето красное, любил бы я тебя,

    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи!

    Ты, все душевные способности губя,

    Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи,

    Лишь как бы напоить, да освежить себя, —

    Иной в нас мысли нет; и жаль зимы-старухи,

    И, проводив ее блинами да вином,

    Поминки ей творим мороженым и льдом.

    (А. С. Пушкин)

    Задание: найти и переписать стихотворные тексты, относящиеся к различным сис-

    темам стихосложения. Прочитать их на занятиях по сценической речи (желательно наи-

    зусть), обращая внимание и на мысль, заключенную в тексте, и на межстиховые паузы.

    БЕЛЫЙ, ВОЛЬНЫЙ, СВОБОДНЫЙ СТИХ

    Определить: белым, вольным или свободным стихом написаны следующие тексты.

    Прочитать их осмысленно и соблюдая ритмическую инерцию стиха, выдерживая меж-

    стиховые паузы.

    1. Я люблю многое, близкое сердцу,

    Только редко люблю я...

    Чаще всего мне приятно скользить по заливу

    Так, — забываясь

    Под звучную меру весла,

    Омоченного пеной шипучей, —

    Да смотреть, много ль отъехал

    И много ль осталось,

    Да не видать ли зарницы...

    (А. Фет)

    2. Погасло дневное светило;

    На море синее вечерний пал туман.

    Шуми, шуми, послушное ветрило,

    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

    Я вижу берег отдаленный,

    Земли полуденной волшебные края;

    С волненьем и тоской туда стремлюся я,

    Воспоминаньем упоенный...

    И чувствую: в очах родились слезы вновь;

    Душа кипит и замирает;

    Мечта знакомая вокруг меня летает;

    Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

    И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

    166

    Желаний и надежд томительный обман...

    Шуми, шуми, послушное ветрило,

    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

    (А. С. Пушкин. "Погасло дневное светило...")

    3. Безмолвное море, лазурное море,

    Стою очарован над бездной твоей.

    Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

    Тревожною думой наполнено ты.

    (В. Жуковский)

    Задание: найти и переписать тексты, написанные белым, вольным и свободным

    стихом. Осмысленно и ритмически верно прочитать эти тексты вслух (желательно наи-

    зусть) на занятиях по сценической речи.

    ОСВОЕНИЕ ЗАКОНА АВТОРСКОГО УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ

    Знакомясь с метрическими схемами хорея, ямба, дактиля, амфибрахия, анапеста,

    студенты на первых порах не всегда понимают практическую необходимость изучения

    этих схем. Их можно убедить в этом, предложив тексты на освоение закона авторского

    ударения в слове. В этих текстах одно и то же слово встречается в двух разных стихах и

    произносится по-разному, то есть с разным словесным ударением, в зависимости от

    ритмического движения стиха. Вначале слово это в тексте подчеркнуто. Студенты долж-

    ны определить (после скандирования или уточнения метрической схемы на листке бума-

    ги) размер стиха и подчинить ему словесное ударение в интересующем нас "контроль-

    ном" слове. Педагогу надо объяснить учащимся, чем вызвано различие словесных ударе-

    ний в одном и том же слове.

    1. Онегин, добрый мой приятель,

    Родился на брегах Невы,

    Где, может быть, родились вы

    Или блистали, мой читатель...

    (А. С. Пушкин)

    2. Кто родился мужчиною, тому

    Рядиться в юбку странно и напрасно.

    (А. С. Пушкин)

    Прочитав текст, студент определяет, что в обоих случаях стихи написаны ямбом (в

    1 примере — четырехстопным ямбом, во 2 — пятистопным ямбом); ударения падают

    только на четные слога. Следовательно, в первом случае произносится "родился", "ро-

    дились", а во втором — "родился". Вариантность произношения этого слова связана с

    тем, что уже давно, во времена Пушкина, было акцентологическое варьирование в этих

    словах. У современных поэтов мы также встречаем вариантность произношения: "ро-

    дился" и "родился'"*.

    1. Когда будете, дети, студентами,

    Не ломайте голов над моментами,

    Над Гамлетами. Лирами, Кентами,

    См.: Горбачева К. С. Нормы ударения и современная поэзия / Русская речь. 1972. № 3.

    167

    Над царями и президентами,

    Над морями и континентами...

    (А. Апухтин)

    2. Я — Гамлет. Холодеет кровь,

    Когда плетет коварство сети,

    И в сердце первая любовь

    Жива к единственной на свете.

    (А. Блок)

    Прочитав стихи вслух, студент определяет размер стихов А. Апухтина (трехстопный

    анапест) и А. Блока (четырехстопный ямб). Поэтому у Апухтина звучит "Гамлетами", у

    А. Блока "Гамлет". Раньше в России существовала вариантность произношения имени

    шекспировского героя. Произношение в английском языке и современное русское лите-

    ратурное произношение требуют ударения на первом слоге.

    3. Копыта забирают круче,

    Бьют по Аничкову мосту.

    И вот дворец, огни. И кучер

    С вожжами замер на лету.

    (Л. Ошанин)

    4. Рвутся кони Аничкова моста,

    Скованные бронзой навсегда.

    (В. Луговской)

    Студент определяет размер: стихотворение Л. Ошанина написано четырехстопным

    ямбом, следовательно, надо сделать ударение "по Аничкову". Стихотворение В. Лугов-

    ского написано пятистопным хореем, здесь должно произноситься "Аничкова". В стихах

    Ошанина и Луговского отразился спор, который часто возникает при упоминании Анич-

    кова моста. Есть много приверженцев произношения фамилии Аничков с ударением на

    первом слоге, не меньше сторонников и произношения Аничков — с ударением на вто-

    ром слоге. Вариантность произношения слова в жизни породила и различие произноше-

    ния в стихах поэтов.

    Кроме сопоставления двух разных текстов с одним и тем же словом, полезно по-

    добрать примеры, которые развивают чувство ритма стиха и одновременно языковое

    чутье будущих актеров и режиссеров, учат их верному литературному произношению.

    Все это было немножко досадно

    И довольно нелепо.

    Впрочем, она захотела,

    Чтобы я читал ей вслух "Макбета".

    (А. Блок)

    "Макбета" рифмуется здесь с "нелепо" (акустическая, или ассонансная рифма).

    Внимание учащихся будет обращено на верное произношение "Макбет". В театре не-

    редко встречается неправильное произношение "Макбет". Сторонники такого произно-

    шения утверждают, что, поскольку слово Макбет — английского происхождения, оно

    должно произноситься с ударением на первом слоге. Это не так. Во-первых, не все сло-

    ва в английском языке произносятся с ударением на первом слоге (соп1го1, (НзшгЪ,

    Па§Шош). Во-вторых, "мак" — частица, указывающая на дворянское происхождение

    семьи "Бет". И в Англии произносится Макбет, то есть ударение падает на второй слог.

    168

    Полезно приводить и примеры отхода от литературного произношения в сторону

    просторечья или устаревшего сегодня произношения, что поэты применяют для социаль-

    ной характеристики персонажа или для передачи колорита, аромата эпохи. Это воспи-

    тывает у студентов чуткость к стилистическим оттенкам речи.

    На неприступный Измаил

    Ведя полки под вражьи клики,

    Он барабанный бой ценил

    Превыше всяческой музыки.

    (К. Симонов)

    Здесь слух улавливает тенденцию к расположению словесных ударений на четных

    слогах (четырехстопный ямб). Выделенное слово надо произнести поэтому "музыки", с

    ударением на втором слоге. Так произносили это слово в XVIII—XIX веках: "Музыки

    грохот, свеч блистанье", "Одной любви музыка уступает". Современное произноше-

    ние — "музыки", но К. Симонов в исторической поэме применяет для создания речево-

    го колорита прежнее произношение.

    С той поры тот москвич поразумнел:

    И наряды он мне отмечал,

    И выписывал новый инструмент.

    А как будто не замечал.

    (Е. Евтушенко. "Братская ГЭС")

    Литературное произношение требует в этом слове ударения на последнем слоге. Но

    Евтушенко нарушает литературное произношение для речевой характеристики бетонщи-

    цы; ударение на втором слоге подсказано размером — трехстопным анапестом. Предла-

    гаем студентам прочитать на занятиях по сценической речи следующие тексты. В них

    подчеркнуты слова, ударение в которых должно быть подчинено ритмической инерции

    стиха. Читая тексты, студенты, разумеется, должны понять, ради чего произносится ими

    текст, должны действовать словом и одновременно соблюдать ритм стиха, держать стро-

    ку. В конце приведенных здесь примеров выделенные слова написаны с тем ударением,

    которое диктует ритмическая структура стиха.

    1. Теперь сомненья решены:

    Они на мельницу должны

    Приехать завтра до рассвета,

    Взвести друг на друга курок

    И метить в ляжку иль в висок.

    (А. С. Пушкин)

    2. На лазоревые ткани

    Пролил пальцы багрянец.

    В темной роще, на поляне,

    Плачет смехом бубенец.

    (С. Есенин)

    3. Хотя мы знаем, что Евгений

    Издавна чтенье разлюбил,

    Однако ж несколько творений

    Он из опалы исключил...

    (Л. С. Пушкин)

    169

    4. Какая мудрость в каждом сочлененье

    Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!

    И кто придумал это сочиненье!

    Какая это радость — перья грызть!

    Быть хоть ненадолго с собой в согласье

    И поражаться своему уму!


    Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?

    Ей-богу, Пушкин, все равно кому!

    И за полночь пиши, и спи за поддень,

    И будь счастлив, и бормочи во сне!

    Благодаренье богу — ты свободен.

    В России, в Болдине, в карантине...

    (Д. Самойлов)

    5. Вы были при Державине,

    Вы были при Некрасове,

    Вы были при Никитине,

    Вы были при Толстом,

    О вы — подобны лавине!

    И как вас ни выбрасывай,

    Что новое ни вытяни, —

    Вы проситесь в мой том.

    (И. Северянин. "Поэма о старых размерах")

    6. Марина

    Часы бегут, и дорого мне время —

    Я здесь тебе назначила свиданье

    Не для того, чтоб слушать нежны речи

    Любовника. Слова не нужны. Верю,

    Что любишь ты; но слушай: я решилась

    С твоей судьбой и бурной и неверной

    Соединить судьбу свою...

    (А. С. Пушкин. "Борис Годунов")

    7. А л ь б е р

    О! мой отец не слуг и не друзей

    В них видит, а господ; и сам им служит.

    И как же служит? как алжирский раб,

    Как пес цепной. В нетопленной конуре

    Живет, пьет воду, ест сухие корки,

    Всю ночь не спит, все бегает да лает.

    А золото спокойно в сундуках

    Лежит себе. Молчи! когда-нибудь

    Оно послужит мне, лежать забудет.

    (А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь")

    8. ДонГуан

    Счастливец! он сокровища пустые

    Принес к ногам богини, вот за что

    Вкусил он райское блаженство! Если б

    Я прежде вас узнал, с каким восторгом

    Мой сан, мои богатства, все бы отдал,

    Все за единый благосклонный взгляд;

    Я был бы раб священной вашей воли,

    170

    Все ваши прихоти я б изучал,

    Чтоб их предупреждать; чтоб ваша жизнь

    Была одним волшебством беспрерывным.

    (А. С. Пушкин. "Каменный гость")

    9. Председатель

    Клянись же мне, с поднятой к небесам

    Увядшей, бледною рукой — оставить

    В гробу навек умолкнувшее имя!

    О, если б от очей ее бессмертных

    Скрыть это зрелище! Меня когда-то

    Она считала чистым, гордым, вольным —

    И знала рай в объятиях моих...

    Где я? Святое чадо света! вижу

    Тебя я там, куда мой падший дух

    Не досягнет уже...

    Женский голос

    Он сумасшедший, —

    Он бредит о жене похороненной!

    (Л. С. Пушкин. "Пир во время чумы")

    10. Арбенин

    Надейся и мечтай — вдали надежды много,

    А в прошлом жизнь твоя бела!

    Ни сердца своего, ни моего не зная,

    Ты отдалася мне — и любишь, верю я,

    Но безотчетно, чувствами играя,

    И резвясь, как дитя.

    (М. Ю. Лермонтов. "Маскарад")

    11. Нина

    Мой муж меня пугает, отчего,

    Не знаю! он молчит, и странен взгляд его.

    (Служанке)

    Мне что-то душно; верно от корсета —


    Скажи, к лицу была сегодня я одета?

    Ты щива, я бледна, как смерть бледна;


    Но в Петербурге кто не бледен, право?

    Одна лишь старая княжна,

    И то — румяны! свет лукавый!

    (М. Ю. Лермонтов. "Маскарад")

    12. Фамусов

    Сергей Сергеич, к нам сюда-с,

    Прошу покорно, здесь теплее;

    Прозябли вы, согреем вас,

    Отдушничек отвернем поскорее.

    (А. С. Грибоедов. "Горе от ума")

    171

    Словесные ударения в подчеркнутых словах:

    1. Друг на друга (четырехстопный ямб)

    2. Багрянец (четырехстопный хорей)

    3. Издавна (четырехстопный ямб)

    4. Корысть, ненадолго, за полночь, счастлив, в карантине (пятистопный ямб)

    5. Лавине (четырехстопный ямб)

    6. Не нужны (пятистопный ямб)

    7. Конуре (пятистопный ямб)

    8. Волшебством (пятистопный ямб)

    9. С поднятой, похороненной (пятистопный ямб)

    10. Резвясь (вольный разностопный ямб)

    11. Ты права (вольный разностопный ямб)

    12. Отвернем (вольный разностопный ямб)

    После того, как студенты научились в подчеркнутых словах подчинять словесное

    ударение ритмической инерции стиха, полезно неожиданно предложить тексты, в кото-

    рых непременно присутствуют такие контрольные слова, но слова эти не подчеркнуты.

    Это позволит выяснить, насколько развили в себе будущие актеры и режиссеры чуткость

    к ритму стиха. Чаще всего в результате практических занятий по стиху, упражнений на

    освоение законов стиха у студентов уже достаточно развито чувство ритма стиха, и они

    сделают в контрольном слове верное словесное ударение. Итак, можно предложить сле-

    дующие тексты:

    1. Домовой

    Что вечерняя красная зорюшка

    Догорает, чуть краюшком теплится,

    Загораются частые звездочки,

    Рассаждаются по небу чистому.

    Докачались головки, домаялись

    До пуховых цветных изголовьицев,

    Ходит сон по сеням, по новым дрема.

    Ты поди, сон-дрема, в головах постой!

    (А. Н. Островский."Воевода")

    2. Домовой

    Ты на счастье, на радость рожоная,

    Не про старого мужа рощеная,

    Старику-то чернеть да горбы растить,

    А тебе-то алеть .спелой ягодкой.

    Я поглажу тебя лапой бархоткой

    На богатство, на радость с милым дружком.

    Тихий сон — угомон ясным глазынькам,

    В изголовье тебе грезы девичьи.

    (А. Н. Островский."Воевода")

    3. Габриэль

    ... Но кто


    Задумался хоть раз о мужике?

    О том, чтоб дать ему немного воли

    172


    От кабалы, от крепостного зла?

    Болотников — тот думал. Ну, а вы,


    Чудесный князь Пожарский? Вы-то как?

    Вы подымаете родную Русь

    Супротив ляха. Верю: победите!


    А дальше что?

    (И. Сельвинский. "Царевна-Лебедь")

    В 1 примере учащиеся должны произнести: по небу, по сеням, по новым дрема,

    сон-дрема (трехстопный анапест, ударения на 3, 6, 9 слогах).

    Во 2 примере: рожоная, с милым, девичьи (трехстопный анапест, ударения на 3, 6,

    9 слогах).

    В 3 примере: супротив (пятистопный ямб, ударения на четных слогах).

    Задание: найти и переписать стихотворные тексты, в которых встречаются слова с

    устаревшим в наши дни словесным ударением (либо с ударением, сознательно подчи-

    ненным автором ритмической инерции стиха). На уроке по сценической речи прочитать

    тексты вслух (желательно наизусть), подчинив ударение в слове ритму стиха.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИФМ (КЛАУЗУЛ), ХАРАКТЕРА РИФМОВКИ

    Определить характер клаузул

    Ветки темным балдахином свешивающиеся,

    Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,

    Звезды в ясном небе слабо вздрагивающие,

    Штампы роз свои цветы протягивающие,

    Запах трав, что в сердце тайно вкрадывается,

    Теней сеть, что странным знаком складывается,

    Вкруг луны живая дымка газовая,

    Рядом шепот, что поет, досказывая,

    Клятвы, днем глубоко затаенные,

    И еще, — еще глаза влюбленные,

    Блеск зрачков при лунном свете белом,

    Дрожь ресниц в движении несмелом,

    Алость губ, не отскользнувших прочь,

    Милых, близких, жданных... Это — ночь!

    (В. Брюсов. "Ночь")

    Задание: найти и переписать стихотворные тексты с различными клаузулами. Ос-

    мысленно и соблюдая ритм стиха, прочитать эти тексты вслух (желательно наизусть).

    Определить характер рифмовки

    1. Скажи мне, ветка Палестины,


    Где ты росла, где ты цвела?

    Каких холмов, какой долины


    Ты украшением была?

    (М. Ю. Лермонтов)

    2. В ауле, на своих порогах

    Черкесы праздные сидят.

    Сыны Кавказа говорят

    О бранных, гибельных тревогах.

    (А. С. Пушкин)

    173

    3. Мне ни к чему одические рати

    И прелесть элегических затей.

    По мне, в стихах все быть должно некстати,

    Не так, как у людей.

    Когда б вы знали, из какого сора

    Растут стихи, не ведая стыда,

    Как желтый одуванчик у забора,

    Как лопухи и лебеда.

    Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

    Таинственная плесень на стене...

    И стих уже звучит, задорен, нежен,

    На радость вам и мне.

    (А. Ахматова)

    4. Стародавней Ярославне тихий ропот струн:

    Лик твой скорбный, лик твой бледный, как и прежде, юн.

    Раным-рано ты проходишь по градской стене,

    Ты заклятье шепчешь солнцу, ветру и волне,

    Полететь зегзицей хочешь в даль, к реке Каял,

    Где без сил, в траве кровавой, милый задремал.

    Ах, о муже господине вся Твоя тоска!

    И, крутясь, уносит слезы в степи Днепр-река.

    Стародавней Ярославне тихий ропот струн.

    Лик Твой древний, лик Твой светлый, как и прежде, юн.

    Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто в "Слове" пел,


    Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?


    Или русских женщин лики все в тебе слиты?

    Ты — Наташа, ты — и Лиза, и Татьяна — ты!

    На стене ты плачешь утром... Как светла тоска!

    И, крутясь, уносит слезы песнь певца — в века!

    (В. Брюсов)

    Задание: найти и переписать стихотворные тексты, отличающиеся друг от друга ха-

    рактером рифмовки. На уроке по сценической речи прочитать эти тексты вслух (жела-

    тельно наизусть), ощущая ритмико-интонационное своеобразие стиха, передавая его мысль.

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ

    В приведенных текстах найти звуковые повторы; указать, в чем именно проявляется

    созвучие. Прочитать примеры, сохраняя в речи эти звуковые повторы, постараться опре-

    делить художественно-выразительное значение созвучия в каждом из приведенных тек-

    стов.

    Снеговая блистает роса;

    Налила серебра на луга;

    Жемчугами дрожат берега;

    В светлоглазых алмазах роса.

    Мы с тобой — над волной голубой,

    Над волной — берегов перебой;

    И червонное солнца кольцо;

    И — твое огневое лицо.

    (А. Белый. "Асе")

    174

    Брожу ли я вдоль улиц шумных,

    Вхожу ль во многолюдный храм,

    Сижу ль меж юношей безумных,

    Я предаюсь моим мечтам.

    (А. С. Пушкин)

    Пунш и полночь. Пунш и Пушкин,

    Пунш — и пенковая трубка

    Пышущая. Пунш и лепет

    Бальных башмачков по хриплым

    Половицам. И — как призрак —

    В полукруге арки — птицей —

    Бабочкой ночной — Психея!..

    (М. Цветаева. "Психея")

    Сухие листья, сухие листья,

    Сухие листья, сухие листья.

    Под тусклым ветром, кружась, шуршат.

    Сухие листья, сухие листья,

    Под тусклым ветром сухие листья,


    Кружась, что шепчут, что говорят?

    (В. Брюсов. "Сухие листья")

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

    Величавый возглас волн.

    Близко буря. В берег бьется

    Чуждый чарам черный челн.

    (К. Бальмонт)

    Мазурка раздалась. Бывало,

    Когда гремел мазурки гром,

    В огромной зале все дрожало,

    Паркет трещал под каблуком,

    Тряслися, дребезжали рамы:

    Теперь не то, и мы, как дамы,

    Скользим по лаковым доскам.

    (А. С. Пушкин)

    В ее имени слышится плеск аплодисментов.

    Она рифмуется с плакучими лиственницами,

    С персидской сиренью,

    Елисейскими полями, с Пришествием.

    (А. Вознесенский. "Портрет Плисецкой")

    Раненым медведем мороз дерет,

    Сани по Фонтанке

    летят вперед.

    Белыми копытами

    лед колотя,

    тени по Литейному

    дальше летят.

    Тени по Литейному

    летят назад.

    Брови из-под кивера дворцам грозят...

    175

    Что ж это,

    что ж это,

    что ж это за песнь?!

    Голову

    на руки белые

    свесь

    Тихие гитары,

    стыньте, дрожа:

    Синие гусары

    под снегом лежат!

    (Я. Асеев. "Синие гусары")

    Шшо да шшо да не нашшоками

    А впроползь брюшиной шша —

    Жри кувырдовыми шшоками

    раздобыривай лешша.

    (В. Каменский. "Каторжная-таежная")

    Муломнг

    улва

    глулов кул...

    амул ягул валгул

    за-ла-е

    у гул

    волгала гыр

    марча

    (А. Крученых. "Глухонемой")

    Сиинь соон сиий селле соонг се

    сиинд сеельф сиийк сигналь сеель

    лиий левиш ляак ляйсиньлюк

    ляай луглет лаяв лилиин лед

    (А. Труфанов. "Весна")

    Бобэоби пелись губы,

    Вээоми пелись взоры,

    Пиээо пелись брови,

    Лиэээй пелся облик,

    Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

    Так на холсте каких-то соответствий

    Вне протяжения жило Лицо.

    (В. Хлебников)

    Задание: 1. Найти, переписать и прочитать вслух текст, в котором встречается ка-

    кой-либо звуковой повтор (слов, звуков, созвучий внутри строки, рифм).

    2. Определить, на чем основана звуковая ощутимость рифмы в следующих текстах

    (рифмы: графико-акустическая, акустико-графическая, акустическая). Прочитать эти

    стихотворные строки, следя за созвучием строковых окончаний.

    Прогулки, чтенье, сон глубокий,

    Лесная тень, журчанье струй,

    Порой беглянки черноокой

    Младой и свежий поцелуй.

    (А. С. Пушкин)

    176

    Он мчит ее лесной дорогой;

    Вдруг меж дерев шалаш убогой;

    Кругом все глушь; отвсюду он

    Пустынным снегом занесен...

    (А. С. Пушкин)

    В свою деревню в ту же пору

    Помещик новый прискакал

    И столь же строгому разбору

    В соседстве повод подавал:

    По имени Владимир Ленский,

    С душою прямо геттингенской...

    (А. С. Пушкин)

    Сперва взаимной разнотой

    Они друг другу были скучны;

    Потом понравились; потом

    Съезжались каждый день верхом;

    И скоро стали неразлучны.

    (А. С. Пушкин)

    "Не спится, няня: здесь так душно!

    Открой окно да сядь ко мне."

    — Что, Таня, что с тобой? — "Мне скучно,

    Поговорим о старине".

    (А. С. Пушкин)

    И тих мой будет поздний час;

    И смерти добрый гений

    Шепнет, у двери постучась:

    "Пора в жилище теней!.."

    (А. С. Пушкин. "Мечтатель")

    Кругом

    тонула

    Россия Блока...

    Незнакомки,

    дымки севера

    шли

    на дно,

    как идут

    обломки

    и жестянки

    консервов.

    (В. Маяковский)

    РИТМОМЕЛОДИКА СТИХА

    Сопоставьте стихи различного ритмико-интонационного звучания.

    Для того, чтобы развить у студентов чуткость к смене ритмомелодики в стихе, по-

    лезно "сталкивать" два стиха, подобранных по принципу сопоставления их ритмической

    структуры, интонации. Как правило, вначале студенты улавливают разницу ритмомело-

    дики стихов, очень отличающихся друг от друга; нюансы, тонкости ритмомелодического

    различия они начинают улавливать позже. Предлагаем прочитать вслух стих говорной и

    177

    напевный, или текст с длинными строками и текст со строками очень короткими. Чи-

    тая, надо вслушаться в мелодику стиха, отметить различие его ритмико-интонационного

    звучания.

    1. и ночи —

    Короче,

    И тени —

    Светлей,

    Щебечет,

    Лепечет

    Весенний ручей.

    (В. Брюсов)

    Я, признаюсь, люблю мой стих александрийский.

    Ложится хорошо в него язык российский,

    Глагол наш великан, плечистый и с брюшком,

    Неповоротливый, тяжелый на подъем,

    И руки что шесты и ноги что ходули,

    В телодвижениях неловкий. На ходу ли

    Пядь полновесную как в землю вдавит он,

    Подумаешь, что тут прохаживался слон...

    (П. Вяземский)

    2. Коммунизм —

    Знамя всех свобод.

    Ураганом вскипел

    Народ.

    На империю встали

    В ряд

    И крестьянин

    И пролетариат.

    Там, в России,

    Дворянский бич

    Был наш строгий отец

    Ильич.

    А на Востоке

    Здесь

    26 их было,

    26.

    (С. Есенин)

    Шаганэ ты моя, Шаганэ!

    Потому, что я с севера, что ли,

    Я готов рассказать тебе поле,

    Про волнистую рожь при луне.

    Шаганэ ты моя, Шаганэ.

    Потому, что я с севера, что ли,

    Что луна там огромней в сто раз,

    Как бы ни был красив Шираз,

    Он не лучше рязанских раздолий.

    Потому, что я с севера, что ли.

    Я готов рассказать тебе поле,

    Эти волосы взял я у ржи,

    178

    Если хочешь, на палец вяжи —

    Я нисколько не чувстую боли.

    Я готов рассказать тебе поле...

    (С. Есенин)

    3. Мери

    (поет)

    Было время, процветала

    В мире наша сторона:

    В воскресение бывала

    Церковь божия полна;

    Наших деток в шумной школе

    Раздавались голоса,

    И сверкали в светлом поле

    Серп и быстрая коса.

    Ныне церковь опустела;

    Школа глухо заперта;

    Нива праздно перезрела;

    Роща темная пуста;

    И селенье, как жилище

    Погорелое, стоит, —

    Тихо все. Одно кладбище

    Не пустеет, не молчит, (и т. д.)

    (Л. С. Пушкин. "Пир во время чумы")

    Председатель

    Благодарим, задумчивая Мери,

    Благодарим за жалобную песню!

    В дни прежние чума такая ж, видно,

    Холмы и долы ваши посетила,

    И раздавались жалкие стенанья

    По берегам потоков и ручьев,

    Бегущих ныне весело и мирно

    Сквозь дикий рай твоей земли родной;

    И мрачный год, в который пало столько

    Отважных, добрых и прекрасных жертв,

    Едва оставил память о себе

    В какой-нибудь простой пастушьей песне,

    Унылой и приятной... Нет, ничто

    Так не печалит нас среди веселий,

    Как томный, сердцем повторенный звук!

    (А. С. Пушкин. "Пир во время чумы")

    4, Купава

    Снегурочка, а я-то как счастлива!

    От радости и места не найду,

    Вот так бы я ко всякому на шею

    И кинулась, про радость рассказала,

    Да слушать-то не все охочи. Слушай,

    Снегурочка, порадуйся со мной!

    Сбирала я цветы на Красной горке,

    Навстречу мне из лесу молодец,

    Хорош-пригож, румяный, круглолицый,

    Красен, кудряв, что маковый цветок.

    179

    Сама суди, не каменное сердце,

    Без милого не проживешь; придется

    Кого-нибудь любить, не обойдешься,

    Так лучше уж красавца, чем дурного...

    (А. Н. Островский. "Снегурочка"}

    Купава

    Всех-то забыла я,

    Батюшку родного,

    Близких и сродников,

    Милых подруженек,

    Игры веселые,

    Речи заветные.

    Знаю да помню лишь

    Друга любезного.

    Встретясь, целуемся,

    Сядем, обнимемся,

    В очи уставимся,

    Смотрим, любуемся.

    Батюшка, светлый царь,

    Видно, людское-то

    Счастье не надолго.

    Вздумали, в лес пошли,

    Взяли подруженек,

    Звали Снегурочку.

    Только завидел он

    Злую разлучницу,

    Коршуном воззрился,

    Соколом кинулся,

    Подле разлучницы

    Вьется, ласкается,

    Гонит, срамит меня,

    Верную, прежнюю.

    Сам же он выкланял,

    Выплакал, вымолил

    Сердце у девушки,

    Сам же корит, бранит;

    При людях девушку

    Назвал бесстыжею...

    (А. Н. Островский. "Снегурочка")

    Рекомендуем также читать вслух стихотворные произведения, в которых присутст-

    вует частая смена ритмомелодического рисунка, что, в свою очередь, потребует и разно-

    образия интонационного речевого звучания (например: "Двенадцать" А. Блока, "Моя ро-

    дословная" Б. Ахмадулиной, "Коррида" Е. Евтушенко, "Мастера" А. Вознесенского и др.).

    Развитие чувства ритма стиха — процесс длительный, здесь не обойтись несколь-

    кими уроками, несколькими упражнениями. Для того, чтобы будущие актеры и режиссе-

    ры действительно научились мыслить, действовать и говорить в стихе, органически

    ощущая и передавая в звучащей речи своеобразие ритмомелодики стиха, надо создать на

    курсе особую среду, атмосферу, в которой стихи звучали бы как можно чаще. Мы уже

    говорили о пользе магнитофонных записей чтения стихов учащимися. Плодотворно и

    180

    посещение студентами вечеров поэзии, на которых читают стихи поэты. Слушая поэтов,

    будущие актеры и режиссеры особенно ясно услышат, как остро ощущают и передают

    поэты в своем чтении ритмический пульс стиха, как четко обособляют ритмическими

    паузами одну строку от другой, как отчетливо звучат в их речи ассонансы, аллитерации.

    Можно прослушать и магнитофонные записи чтения стихов известными российскими

    поэтами, такими, как: П. Антокольский, Э. Багрицкий, М. Светлов, И. Сельвинский, К. Си-

    монов, О. Берггольц, А. Ахматова, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, А. Вознесенский и др.

    На зачет (3-ий семестр) выносятся поэтические произведения в зависимости от со-

    става курса, задач, которые ставит педагог. Здесь в поле зрения педагога и студентов —

    весь мировой репертуар. Важно найти в этом безбрежном море поэзии тот материал,

    который заденет струны души и сердца исполнителя, будет созвучен нашему времени,

    найдет отклик в зрительном зале. И, главное, поможет раскрыть индивидуальность сту-

    дента, развить его актерские выразительные средства.

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   42


    написать администратору сайта