Главная страница
Навигация по странице:

  • Давно ль мы были неразлучны

  • 17. Что стыд Марии Что молва

  • / Ей, деве робкой, открывает

  • Где цвел Когда Какой весною И долго ль цвел И сорван кем Чужой, знакомой ли рукою И положен сюда зачем

  • В тиши полей, в тени лесной И жив ли тот, и та жива ли И нынче где их уголок

  • 23. Что смолкнул веселия глас

  • СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
    АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    Дата27.11.2017
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    ТипУчебник
    #10478
    страница10 из 42
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   42

    Он вернулся?

    Он вернулся!

    5. Придешь домой, поешь, уснешь.

    Придешь домой — поешь, уснешь.

    6. Я не видел брата товарища и его сестру.

    Я не видел брата, товарища и его сестру.

    7. Статья может быть напечатана.

    Статья, может быть, напечатана.

    8. Отряд остановился: у переправы не было лодок.

    Отряд остановился у переправы: не было лодок.

    9. Мне нравились эти наивные детские мысли.

    Мне нравились эти наивные, детские мысли.

    10. Он подошел молча, положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.

    Он подошел, молча положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.

    11. Свет не горел: я повернул выключатель.

    Свет не горел — я повернул выключатель.

    12. Тонкий, птичий нос.

    Тонкий птичий нос.

    94

    Задание 2. Прочтите следующие тексты. В первом случае проставлена автор-

    ская пунктуация, во втором — она изменена нами. Сравните интонацию текстов. Что из-


    менилось в вашем восприятии этих текстов?

    1. Тиха украинская ночь.

    Прозрачно небо. Звезды блещут.

    Своей дремоты превозмочь

    Не хочет воздух. Чуть трепещут

    Сребристых тополей листы.

    (А. С. Пушкин)

    Тиха украинская ночь,

    Прозрачно небо, звезды блещут,

    Своей дремоты превозмочь

    Не хочет воздух, чуть трепещут

    Сребристых тополей листы.

    2. "Я умирал со скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не полу-

    чал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпи-

    ма. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в

    наездничестве".

    (А. С. Пушкин)

    "Я умирал со скуки, время шло, писем из Белогорской крепости я не получал, все

    дороги были отрезаны, разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, неиз-

    вестность о ее судьбе меня мучила, единственное развлечение мое состояло в наездниче-

    стве".

    3. Черный вечер.

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

    На ногах не стоит человек.

    (Д. Блок)

    Черный вечер,

    Белый снег,

    Ветер, ветер,

    На ногах не стоит человек.

    4. Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу.

    (С. Есенин)

    Еду, тихо, слышны звоны

    Под копытом на снегу.

    5. На темно-сером небе кое-где мелькают звезды; влажный ветерок изредка набе-

    гает легкой волной; слышен сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят,

    облитые тенью.

    / (И, С. Тургенев)

    95

    На темно-сером небе кое-где мелькают звезды, влажный ветерок изредка набегает

    легкой волной, слышен сдержанный, неясный шепот ночи, деревья слабо шумят, обли-

    тые тенью.

    6. Счастливцев. "...Ну, вижу, конец мой приходит. Как я пробормотал

    сцену, уж не помню; подходит он ко мне, лица человеческого нет, зверь-зверем; взял ме-

    ня левой рукой за ворот, поднял на воздух; а правой как размахнется, да кулаком меня

    по затылку как хватит..."

    (А. Н. Островский)

    Ну, вижу, конец мой приходит. Как я пробормотал сцену, уж не помню, подходит

    он ко мне, лица человеческого нет, зверь-зверем, взял меня левой рукой за ворот, под-

    нял на воздух, а правой как размахнется, да кулаком меня по затылку как хватит...

    7. Мария. "Неправда: ты со мной хитришь.


    Давно ль мы были неразлучны?

    Теперь ты лаек моих бежишь;

    Теперь они тебе докучны;

    Ты целый день в кругу старшин,

    В пирах, разъездах — я забыта;

    Ты долгой ночью иль один,

    Иль с нищим, иль у езуита;

    Любовь смиренная моя

    Встречает хладную суровость".

    (Л. С. Пушкин)

    Мария. "Неправда: ты со мной хитришь.


    Давно ль мы были неразлучны?

    Теперь ты ласк моих бежишь,

    Теперь они тебе докучны,

    Ты целый день в кругу старшин,

    В пирах, разъездах — я забыта,

    Ты долгой ночью иль один,

    Иль с нищим, иль у езуита,

    Любовь смиренная моя

    Встречает хладную суровость".

    Задание 3. Сколько абзацев в данном отрывке? Читая вслух, обратите внимание

    на разнообразное звучание точек в середине абзаца и в конце. Попробуйте прочитать от-

    рывок вслух, подменяя большинство точек запятыми. Как вы думаете, почему автор в


    этом отрывке расставил знаки препинания именно так?

    "Они осторожно спустились с берега в заросли кактусов. Из-под ног шарах-

    нулась чья-то тень. Мохнатый клубок побежал по отсветам двух лун. Заскрежета-

    ло. Пискнуло — пронзительно, нестерпимо, тонко. Шевелились поблескивающие

    листья кактусов. Липла к лицу паутина, упругая, как сеть.

    Вдруг вкрадчивым, раздирающим воем огласилась ночь. Оборвало. Все стих-

    ло. Гусев и Лось большими прыжками, содрогаясь от отвращения и ужаса, бежали

    по полю, высоко перескакивая через ожившие растения.

    Наконец в свете восходящего серпа блеснула стальная обшивка аппарата. Добежа-

    ли. Присели, отпыхиваясь."

    (А. Н. Толстой)

    Задание 4. Прочтите внимательно следующие отрывки. Обратите внимание на

    расстановку знаков препинания и, читая тексты вслух, следуйте тем указаниям, которые

    изложены выше.

    Обратите специальное внимание на разнообразные функции запятых. Отметьте слу-

    чаи, где на запятых не нужна пауза.

    Расскажите, чем вы объясните многоточие, тире, восклицательные и вопроситель-

    ные знаки, поставленные автором.

    1. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное, накло-

    нение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой

    кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожи-

    тельно.

    (М. Ю. Лермонтов)

    2. "Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все,

    что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять те-

    бя — ты поступил со мной, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня

    как собственность, как источник радостей и печалей, сменявшихся взаимно, без кото-

    рых жизнь скучна и однообразна".

    (М. Ю. Лермонтов)

    3. Речь — музыка. Текст роли и пьесы — мелодия, опера или симфония. Произ-

    ношение на сцене — искусство не менее трудное, чем пение, требующее большой под-

    готовки и техники, доходящей до виртуозности. Когда артист с хорошо упражненным

    голосом, обладающий виртуозной техникой произношения, звучно говорит свою роль на

    сцене, он захватывает меня своим мастерством. Когда он ритмичен и, помимо воли, сам

    увлекается ритмом и фонетикой своей речи, он волнует меня.

    (К. С. Станиславский)

    4. Нина. "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчали-

    вые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть гла-

    зом, — словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли..."

    (А. П. Чехов)

    5. Н и н а. "И не странно ли, знаменитый писатель, любимец публики, о нем пи-

    шут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на иностранные языки, а он

    целый день ловит рыбу и радуется, что поймал двух головлей."

    (А. П. Чехов)

    6. Гуров был москвич, вернулся он в Москву в хороший, морозный день, и когда

    надел шубу и теплые перчатки и прошелся по Петровке, и когда в субботу вечером ус-

    97

    го все очарование.

    (А. П. Чехов)

    I. Публику она так же, как и он, презирала за равнодушие к искусству и за неве-

    жество, на репетициях вмешивалась, поправляла актеров, смотрела за поведением музы-

    кантов, и когда в местной газете неодобрительно отзывались о театре, то она плакала и

    потом ходила в редакцию объясняться.

    (Л. Я. Чехов)

    8. Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кава-

    леры рассматривают серьезно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и драз-

    нят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смот-

    рят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спе-

    шат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он

    смотрит.

    (Я. В. Гоголь)

    9. В начале июля Лиля заболела, объевшись малиной, лежала, медленно поправ-

    ляясь, в своей комнате и все рисовала цветными карандашами на больших листах бума-

    ги, пришпиленных к доске, какие-то сказочные города, а она поневоле не отходила от

    ее кровати, сидела и вышивала себе малороссийскую рубашечку, — отойти было нельзя:

    Лиля поминутно что-нибудь требовала.

    (И. А. Бунин)

    10. Вчера вечером на деревне был шум, крик, трусливый лай и визг собак: с уди-

    вительной дерзостью, когда по избам уже ужинали, волк зарезал в одном дворе овцу и

    едва не унес ее — во-время выскочили на собачий гам мужики с дубинами и отбили ее,

    уже околевшую, с разорванным боком.

    (И. А. Бунин)

    II. Мне не нравилось, как все они говорят; воспитанный на красивом языке ба-

    бушки и деда, я вначале не понимал такие соединения несоединимых слов, как "ужасно

    смешно", "до смерти хочу есть", "страшно весело"; мне казалось, что смешное не может

    быть ужасным, веселое — не страшно и все люди едят вплоть до дня смерти.

    (М. Горький)

    12. Зобунова. "Есть недуги — желтые, есть — черные. Желтый недуг — его

    и доктор может вылечить, а черный ни поп, ни монах не замолит! Черный — это уже от

    нечистой силы, и против него — одно средство".

    (М. Горький)

    13. Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осто-

    рожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава,

    холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых

    листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью

    и в траве горят светляки.

    (К. Паустовский)

    14. Бывало зимой, в сырой гостинице Рима, он просыпался среди ночи и начинал

    шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розо-

    вый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост

    над заросшей речкой и по изволоку — вверх в корабельный бор.

    (К. Паустовский)

    15. Лакей мой сказал мне, что заходил Вернер, и подал мне две записки: одну от

    него, другую... от Веры... Я долго не решался открыть вторую записку... Что могла она

    мне написать?.. Тяжелое предчувствие волновало мою душу.

    (М. Ю. Лермонтов)

    16. Л а р и с а. "Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голо-

    ва, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть! (подумав). Вот хо-

    рошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закру-

    жится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь

    чувствовать!"

    (А. Н. Островский)


    17. Что стыд Марии? Что молва?

    Что для нее мирские пени,

    Когда склоняется в колени

    К ней старца гордая глава,

    Когда с ней гетман забывает

    Судьбы своей и труд, и шум,

    Иль тайны смелых, грозных дум


    / Ей, деве робкой, открывает?

    (А. С. Пушкин)

    18. "Что говорю? Когда великий Глюк

    Явился и открыл нам новы тайны

    (Глубокие, пленительные тайны),

    Не бросил ли я все, что прежде знал,

    Что так любил, чему так жарко верил,

    И не пошел ли бодро вслед за ним

    Безропотно, как тот, кто заблуждался

    И встречным послан в сторону иную?"

    (Л. С. Пушкин)

    19. Цветок засохший, безуханный,

    Забытый в книге вижу я;

    И вот уже мечтою странной

    Душа наполнилась моя:


    Где цвел? Когда? Какой весною?


    И долго ль цвел? И сорван кем?


    Чужой, знакомой ли рукою?


    И положен сюда зачем?

    На память нежного ль свиданья,

    99

    Или разлуки роковой,

    Иль одинокого гулянья


    В тиши полей, в тени лесной?


    И жив ли тот, и та жива ли?


    И нынче где их уголок?

    Или уже они увяли,


    Как сей неведомый цветок?

    (А. С. Пушкин)

    20 . "Т ы скажи, скажи, Еремеевна,

    А куда девалась, затаилася


    В такой поздний час Алена Дмитревна?

    А что дети мои любезные —

    Чай, забегались, заигралися,

    Спозаранку спать уложилися?"

    (М. Ю. Лермонтов)

    21. Кормилица.

    О горе! Горький, горький, горький день

    Из всех, что в этой жизни я видала!

    Ужасный день! О ненавистный день!

    Чернее дня на свете не бывало!

    О горький день! О горький день!

    (В. Шекспир)

    22. Репетилов.

    "... Царь небесный!

    Анфиса Ниловна! Ах! Чацкий!

    Бедный! Вот!

    Что наш высокий ум! И тысячи забот!

    Скажите, из чего на свете мы хлопочем!"

    (А. С. Грибоедов)


    23. Что смолкнул веселия глас?

    Раздайтесь вакхальны припевы!

    Да здравствуют нежные девы

    И юные жены, любившие нас!

    Полнее стакан наливайте!

    На звонкое дно

    В густое вино

    Заветные кольца бросайте!

    Подымем стаканы, содвинем их разом!

    Да здравствуют музы, да здравствует разум!

    Ты, солнце святое, гори!

    Как эта лампада бледнеет

    Пред ясным восходом зари,

    Так ложная мудрость мерцает и тлеет

    Пред солнцем бессмертным ума!

    Да здравствует солнце, да скроется тьма!

    (А. С. Пушкин)

    100

    24. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая

    туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам.

    Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы,

    которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слы-

    шится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в пре-

    рывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и

    поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают

    шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхи-

    ваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее ка-

    тит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обраща-

    ется в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце, вот оно

    выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось.

    Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер.

    (Л. Я. Толстой)

    25. Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно

    было на душе. Ну скорее же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка,

    дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томление!

    Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только слов-

    но пухла да темнела...

    И вот наконец сорвалась буря — и пошла потеха!

    Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие,

    словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался

    отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из

    пушки отрывистый гром, запахло серой...

    (И. С. Тургенев)

    26. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало

    тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете

    с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в гроз-

    ном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели серди-

    тые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, хо-

    лодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.

    (М. Горький)

    СМЫСЛОВЫЕ ПАУЗЫ

    Прочитайте текст, который произносит плотник Пигва в роли Пролога

    Пролог

    Не думайте. Коль мы не угодим,

    Что может быть. У нас желанья мало

    Искусством скромным вас занять своим.

    * Шекспир В. Сон в летнюю ночь. — В кн.: Шекспир. Комедии. — М., 1987. С. 304.

    101

    Мы не жалеем своего труда

    Вас оскорбить. Не входит в наши цели

    Вас развлекать. Явились мы сюда

    Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели,

    Актеры здесь. Их стоит показать,

    Чтоб вы узнали все, что надо знать.

    Речь его феноменально бессмысленна и, конечно, производит прямо противополож-

    ное, чем ему бы хотелось, впечатление. "Этот молодец не очень-то считается со знаками

    препинания"; "он пустил свой пролог, как необъезженного жеребца: он не знает, где ему

    остановиться. (... )

    Недостаточно говорить, надо еще говорить правильно"; "... он сыграл свой пролог,

    как ребенок играет на флейте: звук есть, но управлять им он не умеет," "Его речь похо-

    жа на спутанную цепь: все звенья целы, но в беспорядке," — иронически переговарива-

    ются слушатели.

    Попробуйте прочитать этот текст, восстановив его смысл. Вы увидите, что паузы

    возникнут в иных местах, а многие из них станут короче и исчезнут вовсе. Это говорит

    о том, что паузы несут важную смыслоразличительную функцию. Они делят фразу на ре-

    чевые такты (синтагмы). В синтагме слова группируются по смыслу вокруг одного, наи-

    более важного, значительного слова. Возьмем, например, такую фразу: "В каждом произ-

    ведении сценического искусства | существует как бы несколько "смысловых слоев"

    (Г. Бояджиев. "Душа театра").

    В этой фразе два речевых такта, отделяемых в устной речи паузой (она обозначена

    нами вертикальной чертой). И, чтобы пауза возникла в нужном месте, необходимо хоро-

    шо понимать, о чем идет речь. Иначе не поможет и пунктуация. Паузу подсказывает

    смысл, и потому условимся называть эти паузы "смысловыми" .

    Смысловые паузы бывают действительные и мнимые. Действительные паузы выра-

    жаются перерывом в звучании. В письменной речи они чаще обозначены пунктуацией

    (на месте точки, тире, точки с запятой и т. д.), возникают на границах абзацев, фраз,

    стихотворных строк. Действительные паузы бывают и перед соединительным союзом и,

    в особенности тогда, когда он встречается в сложной фразе (после союза и, стоящего

    перед деепричастным оборотом, пауза не соблюдается). При мнимых паузах нет переры-

    ва в звучании, но границы синтагм отмечены интонационным перепадом. Это выражает-

    ся изменением тонального контура ("перелом" в мелодике, или прекращение падения то-

    на и начало нового подъема); изменением темпа. Мнимая пауза возникает и на стыке

    смысловых ударений. Например:**

    Встает заря | во мгле холодной.

    (А. С. Пушкин)

    Мнимую паузу в практике театральной школы чаще называют интонационной. Нау-

    читься владеть ею необходимо, это делает речь кантиленной, мысль не рвется, не преры-

    вается бесконечными остановками, а устремляется вперед, развивается.

    Нам представляется верной мысль В. Н. Галендеева называть паузу в речи "смысловой", "чтобы

    отмежевать ее от физиологической остановки, необходимой при дыхании". См. в кн.: Галендеев В. Н. Учение

    К. С. Станиславского о сценическом слове. —Л., 1990. С. 85 (прим. ред.).

    См. в кн.: Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1989. С. 13.

    102

    Не только место, но и длительность смысловых пауз может быть различной, в зави-

    симости от сверхзадачи, контекста, киноленты видений, характера общения и т. д. Кро-

    ме того, важно помнить, что паузы не только отделяют синтагмы, но и организуют их.

    Слова внутри синтагм должны звучать слитно, без перерывов в речи, иначе синтагма

    разрушается, становится бессмысленной. Приведем пример деления фраз на синтагмы

    смысловыми паузами. В случае их совпадения с грамматическими паузами мы не будем

    их специально отмечать. В случае несовпадения поставим грамматический знак пунктуа-

    ции в скобки (когда смысловая пауза отсутствует). При отсутствии знака препинания

    обозначим смысловую паузу вертикальной чертой.

    "На Старице | по берегам — песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах | растет

    трава, ее зовут | живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. Если вы-

    рвать такой шарик из песка | и положить корнями вверх, он начинает медленно ворочаться, как перевернутый

    на спину жук, расправляет с одной стороны лепестки, упирается на них | и переворачивается опять корнями к

    земле". (К. Паустовский, "Мещерская сторона".)

    Задание 1. Прочтите примеры. Обратите внимание на то, как влияет место и

    количество смысловых пауз на смысл высказывания.

    1. Очень огорчили | ее слова | отца.

    Очень огорчили ее | слова отца.

    Прочтите и следующие фразы, используя варианты расстановки пауз в зависимости

    от смысла.

    2. Я занимал его стихами своего приятеля.

    3. Гости новые танцы затеяли.

    4. Мы снабжали его книгами наших товарищей.

    5. Дня недруга балтийцев натиск страшен.

    (Я. Тихонов)

    Задание 2. Прочтите следующие тексты, проставьте смысловые паузы. Помни-

    те, что прежде всего необходимо понимать, о чем вы говорите. Грамматика, синтаксис

    лишь помогают нам понять смысл. Подумайте, что вы хотите передать слушателям, ка-

    кую картину нарисовать, с какой целью.

    1. Ветер весело шумит,

    Судно весело бежит

    Мимо острова Буяна

    К царству славного Салтана,

    И желанная страна

    Вот уж издали видна.

    Вот на берег вышли гости;

    Царь Салтан зовет их в гости,

    И за ними во дворец

    Полетел наш удалец.

    (А. С. Пушкин)

    2. И вот мы опять идем по Москве. Очень странный, сумасшедший какой-то вечер.

    Начинается дождь, мы прячемся в гулкий подъезд и, задыхаясь от быстрого бега, смот-

    рим на улицу.

    (Ю. Казаков)

    103

    3. Як вам влезу через окно! — решительно говорю я и вспрыгиваю на окно. Я

    очень легко и красиво вспрыгиваю на окно, перебрасываю одну ногу через подоконник

    и тут только замечаю насмешливое удивление подруга и замешательство Лили. Я сразу

    догадываюсь, что сделал какую-то неловкость, и застываю верхом на окне: одна нога на

    улице, другая в комнате. Я сижу и смотрю на Лилю.

    (Ю. Казаков)

    СМЫСЛОВОЕ УДАРЕНИЕ

    Как уже говорилось, в синтагме слова группируются вокруг главного слова. Оно на-

    зывается ударным. К. С. Станиславский считал неудачным это название: оно провоциру-

    ет напор, звуковой удар, в то время как выделение главного слова должно осуществлять-

    ся не только усилением, но и сменой высоты тона, темпа и постановкой паузы. Силой

    выделяется ударение при формальной, механической его передаче. Для К. С. Станислав-

    ского в главном ударном слове скрыта душа, основные моменты подтекста, внутренняя

    сущность, точные видения. Таким образом, ударные слова зависят от смысла высказыва-

    ния, как и смысловые паузы. Основное слово в синтагме называется синтагматическим.

    Во фразе, как правило, несколько синтагм. Существует определенная закономерность

    русской речи: во фразе наиболее ярко, рельефно выделяется ударное слово последней

    синтагмы. Это — фразовое ударение, оно отмечает границу фразы.

    Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на лю-

    бой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания, природы

    общения и т. д. "Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением

    предложения, с выделением ремы* высказывания. Логическим признается смысловое уда-

    рение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (...) и вы-

    полняющее функцию выделения "психологического сказуемого", нового во фразе или/и

    функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления" .

    Например, во фразе "Мы были в Эрмитаже" логическое ударение может быть на

    любом слове, в зависимости от того, что содержит в себе новое понятие (рему), является

    скрытым или явным противопоставлением.

    "Мы были в Эрмитаже" (а не вы).

    "Мы были в Эрмитаже" (да, это уже случилось).

    "Мы были в Эрмитаже" (именно там, а не где-либо еще).

    В живой разговорной речи логические ударения встречаются очень часто. Важно

    отметить, что в потоке речи, в конкретной ситуации, в определенном контексте "пози-

    ция логического ударения оказывается вполне определенной. При этом оно всегда совпа-

    дает с синтагматическим либо фразовым ударением, "поглощая" их. Принимая во внима-

    ние это совпадение, а также тот факт, что в организованной письменно-художественной

    речи используется целая система "указателей" позиций смысловых ударений, (...) мы бу-

    дем пользоваться термином "смысловое ударение" для обозначения всех перечисленных

    Рема — новое (примеч. ред.).

    Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. С. 10.

    104

    видов ударения — и логического, и синтагматического, и фразового (...)"*• Теоретически

    смысловое ударение может падать на любое слово. И все же художественная речь, дейст-

    вительно, имеет много "указателей", пренебрежение которыми делает речь актера искус-

    ственной. М. В. Панов в качестве примера предлагает вспомнить пушкинскую строфу:

    "Я помню чудное мгновенье..." Здесь, справедливо утверждает известный ученый, все

    ударения падают на последние такты в каждой стихотворной строке, и невозможно пе-

    ренести их на иное место (например, выделив "Я", или "помню" и т. д.). Здесь сама

    структура текста ведет исполнителя, наиболее точно выявляя смысл.

    В русском языке есть ряд законов и правил выделения смысловых ударений. Как

    известно, понятие о законе связано с представлением о существенности, всеобщности,

    многообразии его проявления. К законам относятся закон о новом понятии, закон про-

    тивопоставления, закон сравнения .

    Закон нового понятия проявляется в выделении слов, несущих новую информацию,

    развивающих мысль. Это пружина действенного речевого взаимодействия.

    По деревне ехал царь с войны.

    Едет — черной злобой сердце точит.

    Слышит — за кустами бузины

    Девушка хохочет.

    Грозно брови рыжие нахмуря,

    Царь ударил шпорами коня,

    Налетел на девушку, как буря,

    И кричит, доспехами звеня...

    / (М, Горький)

    Обратите внимание на то, что здесь выделяются как смысловые центры впервые

    упомянутые царь и девушка. А затем надобность в этом исчезает, новое содержится уже

    в поведении царя.

    Сильное выразительное средство языка — противопоставление. Противо-

    поставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение. Каждое из

    правил постановки смыслового ударения имеет оговорку: ".. . если здесь нет противопо-

    ставления".

    На противопоставлении построены многие пословицы: "Ученье свет — неученье

    тьма"; "Что посеешь, то и пожнешь", и т. д. Как видим, смысловое ударение несут на

    себе оба противопоставляемых слова.

    Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании смыслового ударения с

    других главных слов на противопоставление:

    "Он понял, что между надменным йешгу, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золоти-

    стом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галсту-

    ке и поношенном фраке, — ничего не было общего".

    (Л. С. Пушкин)

    В. Н. Галендеев подчеркивает, что какой бы термин ни использовался, важно понимать, что за ним

    стоит. "...Ударение во фразе или периоде мы должны понимать для себя как определение внутренне главного,

    того, что ведет по сквозному действию, концентрируя в себе живое, сиюминутное видение". — в кн.:

    Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. С. 88 (примеч. ред.).

    " См. в кн.: Петрова А. Н. Сценическая речь. — М., 1981. С. 96.

    105

    Они сошлись. Волна и камень.

    Стихи и проза, лед и пламень

    Не столь различны меж собой.

    (А. С. Пушкин)

    Задание. Внимательно прочтите примеры, вьщелите в них противопоставляемые

    явления и передайте это в чтении вслух.

    Лаура

    Приди — открой балкон. Как небо тихо;

    Недвижим теплый воздух, ночь лимоном

    И лавром пахнет, яркая луна

    Блестит на синеве густой и темной,

    И сторожа кричат протяжно: "Ясно!.."

    А далеко, на севере — в Париже —

    Быть может, небо тучами покрыто,

    Холодный дождь идет и ветер дует.

    (А. С. Пушкин)

    Борис

    ...Безумны мы, когда народный плеск,

    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

    Бог насылал на землю нашу глад,

    Народ завыл, в мученьях погибая;

    Я отворил им житницы, я злато

    Рассыпал им, я им сыскал работы —

    Они ж меня, беснуясь, проклинали!

    Пожарный огнь их домы истребил,

    Я выстроил им новые жилища.

    Они ж меня пожаром упрекали!

    Вот черни суд: ищи ж ее любви.

    (А. С. Пушкин)

    Закон сравнения проявляется в том, что смысловое ударение падает на то, с чем

    сравнивается явление.

    На святой Руси, нашей матушке,

    Не найти, не сыскать такой красавицы:

    Ходит плавно — будто лебедушка,

    Смотрит сладко — как голубушка,

    Молвит слово — соловей поет.

    (М. Ю. Лермонтов)

    Задание. Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чте-

    нии вслух вьщелите их.

    1. Всегда скромна, всегда послушна,

    Всегда как утро весела,

    Как жизнь поэта простодушна,

    Как поцелуй любви мила;

    Глаза, как небо, голубые;

    Улыбка, локоны льняные,

    Движенья, голос, легкий стан,

    Все в Ольге... но любой роман

    106

    Возьмите и найдете, верно,

    Ее портрет...

    (А. С. Пушкин)

    2. "Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый

    зверь — тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач".

    (Д. Фурманов)

    Кроме законов, есть правила выделения смысловых ударений. Они часто связаны с

    произнесением устойчивых словосочетаний, в которых существуют определенные смыс-

    ловые, синтаксические связи, порядок слов. Это именно правила, а не законы; они часто

    соблюдаются, но могут быть и опровергнуты в живом речевом взаимодейтвии, либо зако-

    нами противопоставления, сравнения .

    Например, правило определения и определяемого: при наличии определяемого сло-

    ва (существительного) и определения (прилагательного) и обычного порядка слов (при-

    лагательное перед существительным) выделяется обычно определяемое слово ("зимняя

    вьюга", "темная ночь", "симпатичный человек").

    "Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание

    птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые

    колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда

    из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки."

    (К. Паустовский)

    Если определение-прилагательное обособлено и стоит после существительного,

    смысловое ударение переходит на обособленное прилагательное.

    "Потом я, когда уже вернулся домой, получал от нее письма. Письма умные, теплые, интересные: она не

    жаловалась, но я чувствовал, что она глубоко несчастна; что ни строчка, то больной, натянутый нерв.

    (А. П. Чехов)

    "Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своей трудностью, длинный и однооб-

    разный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и

    ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от на-

    пряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему".

    (А. П. Чехов)

    Правило родительного падежа: если понятие представляет собой существительное с

    определением, выраженным тоже существительным в родительном падеже (т. е. мы име-

    ем так называемое "несогласованное определение"), то смысловое ударение падает на

    определение: "брат жены", "дом соседа", "книга сестры". В устной речи, как пра-

    вило, не выделяются местоимения, числительные:

    "Они не стары, но успели уже побывать по два, по три раза во всех европейских столицах. Им уже надо-

    ела Европа, и они стали поговаривать о поездке в Америку и будут поговаривать до тех пор, пока их не убе-

    дят, что у нее не такой уж замечательный голос, чтобы стоило показывать его обоим полушариям."

    (А. П. Чехов)

    Смысловые ударения, как правило, падают:

    — на перечисляемые слова, являющиеся однородными членами предложения:

    * См. в кн.: Петрова А. Н. Сценическая речь. С. 99-100.

    107

    "Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы,

    ненавистницы, лгунишки до мозга костей, суетливы, мелочны, безжалостны!"

    (А. П. Чехов)

    — на слово, обобщающее то понятие, которое выражается перечислением однород-

    ных членов предложения. Такими словами могут быть — все, ничто, нигде, всегда,

    никогда, везде и т. д.

    "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, мор-

    ские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, — словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив

    печальный круг, угасли..."

    (А. П. Чехов)

    Смысловой центр часто представляет собой слово, которое содержит вопрос, эмо-

    циональную оценку события, явления, человека.

    Но свет чего не уничтожит? \

    Что благородное снесет,

    Какую душу не сожмет,

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   42


    написать администратору сайта