Главная страница
Навигация по странице:

  • В чем отличие прозаического материала второго курса от материала первого курса

  • — Мама, он мечту мечтает Или что

  • СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
    АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    Дата27.11.2017
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    ТипУчебник
    #10478
    страница6 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

    Как именно работать над текстом от первого лица?

    В качестве примера приведем отрывок из книги О. Берггольц "Дневные звезды" (в

    сокращенном виде) и рассмотрим метод работы над ним.

    "Синим июльским днем прошлого года отчалил маленький теплоход "Георгий Седов" от Химок и напра-

    вился по каналу имени Москвы, по Волге, к Угличу. Мы вошли в Большую Волгу, когда поднималась огром-

    ная, тяжелая, темно-золотая луна в прозрачном и тихом небе и еще не совсем погас розоватый свет на западе.

    Несказанный покой царил вокруг, и милая, добрая, не давящая, не поражающая дикой красой, а ласкающая

    своим простором русская природа взахлеб, настежь, щедро раскрывалась перед глазами и сердцем... Наш теп-

    лоходик осторожно, тихо, как будто бы с глубоким уважением, огибал колокольню полузатопленного города, а

    она в ясном и добром лунном свете, вся до маковки отраженная в воде, была так прекрасна, что, как в де-

    тстве, хотелось протянуть к ней руку и воскликнуть: "Это мое!"

    Была у нас в детстве, в Угличе, такая игра... да нет, пожалуй, не игра, а что-то серьезное: вот если уви-

    дишь что-нибудь поразившее воображение — красивого человека, необыкновенный домик, какой-то удиви-

    тельный уголок в лесу — и если первый протянешь к этому руку и крикнешь: "Чур, это мое!" — то это и бу-

    дет твоим, и ты можешь делать с этим что хочешь. "Моей" была картина Куинджи "Лунная ночь на Днепре",

    "моей" была старшеклассница Таня Козлова, девушка с круглым русским лицом и тихими, большими серо-го-

    лубыми глазами, не красавица, даже немножко курносая, но такая милая, что нельзя было глаз отвести; она и

    не знала, что она — "моя". "Моим" стал Севастополь, матрос Кошка и адмирал Нахимов, когда мы прочитали

    книжки Лукашевич и Станюковича об обороне Севастополя; Муська мне ужасно завидовала, и хотя я велико-

    душно уступала ей французов и даже Наполеона, она говорила: "Куда мне их..." Потом еще "моим" был один

    ручеек в лесу, выбегавший из-под зелено-мшистого, точно плюшевого камня, прозрачный, неистово светящий-

    ся и ужасно ворчливый. Он ворчал и бормотал почти по-человечески, во всяком случае одно слово, которое

    он баском упрямо твердил, — "буду-буду-буду-буду"... — было слышно совершенно ясно... Кем он собрался

    быть — он не говорил... Наверное, каким-нибудь чудным водопадом, но где-то так далеко, куда мы не могли

    дойти".

    Этот отрывок отвечает всем требованиям, которые мы предъявляем к литературному

    материалу на первом курсе: он написан разговорным литературным языком, невелик по

    объему и при этом имеет законченный характер; мысли и чувства автора близки всем,

    кто любит свою родину.

    49

    Рассказывает человек, которому дан талант ьидсгь

    чего другой проходит равнодушно, человек, тонко и глубоко чувствующий "милую, до-

    брую русскую природу". Говоря о природе, автор находит удивительно точные и емкие

    слова: "несказанный покой", "...русская природа взахлеб, настежь, щедро раскрывалась

    перед глазами и сердцем" и т. д. Писатель отстаивает свое понимание прекрасного в

    жизни, отстаивает убежденно и увлеченно. Мне дорог, говорит автор, прозрачный, ворч-

    ливый, неистово светящийся ручеек, он — "мой", он навсегда в памяти. Мне нравятся

    девушки с милыми русскими лицами — это тоже "мое". И как забыть "огромную, тяже-

    лую, темно-золотую луну в прозрачном и тихом небе", "розоватый свет на западе" и до

    маковки отраженную в воде "колокольню полузатопленного города"! Или мужественный

    город-герой Севастополь и легендарного матроса Кошку! Все это — "мое". Уже тогда, в

    далеком детстве в Угличе, бессознательно отбирали мы то, что кажется мне и сегодня

    подлинным, нетленным,Что и сегодня делает меня счастливой.

    Вспомни, найди в своей жизни самое прекрасное, дорогое, сокровенное и сумей от-

    стоять, сберечь это — вот сверхзадача отрывка.

    В связи с чем может возникнуть разговор на такую тему среди слушателей? Ведь ес-

    ли поднимается какая-то проблема, значит, есть сегодня в этом необходимость, есть раз-

    ногласие по ней. В этом тексте очень важно нафантазировать конфликтные отношения

    исполнительницы со слушателями, иначе рассказ не только лишится контрдействия, но

    и перерастет в бездейственную констатацию собственных радостей, в умиление тонко-

    стью и поэтичностью своей натуры.

    Поводом к исполнению рассказа может стать расхождение во взглядах исполнитель-

    ницы и части ее однокурсников на подлинно прекрасное в жизни. Мне, рассказчице,

    горько, что "поиски радостей" порой уводят моих друзей от того, что действительно

    обогащает человека. "Современные ритмы", "поток информации" — говорим мы порой,

    оправдывая этими стереотипными фразами свое неумение вглядеться в мир. Как часто

    слышишь, что современному человеку некогда любоваться небом и луной, вслушиваться

    в ворчание какого-то там крошечного ручейка, что такое внимание к природе, восторги

    по поводу ее красок были уделом людей прошлого века. Нет, как бы утверждает рас-

    сказчица, и современный человек не может жить полно, если не способен увидеть вдруг

    необычно розовое от заката небо, расслышать настойчивое "буду-буду-буду" в журчаньи

    ручейка, задохнуться при виде древней русской церквушки...

    Объектом внимания исполнительницы может быть не весь курс, а лишь часть его.

    Трудно представить, что рассказчица одинока в своем понимании прекрасного в жизни,

    что у нее нет единомышленников. Таким образом, можно общаться с теми, кто, по мне-

    нию рассказчицы, не согласен с нею, кого ей предстоит "перетянуть на свою террито-

    рию". Может быть и два объекта внимания: оппоненты и единомышленники. Если с оп-

    понентами у исполнительницы возникнут конфликтные отношения, то к единомышлен-

    никам она будет обращаться за одобрением, поддержкой.

    Кроме того, у исполнительницы может быть бессловесный партнер — сестра

    "Муська", действующая в рассказе. Ее роль можно поручить кому-то из учениц. Разуме-

    ется, этой второй ученице не следует играть Муську, вставлять в текст свои слова, са-

    диться рядом с рассказчицей. Но, зная содержание, она должна помочь исполнительнице

    сделать рассказ живым, ярким, как бы возникшим сию минуту. Помощь второй студент-

    ки окажется действенной лишь в том случае, если она овладеет внутренним монологом,

    50

    который мог бы возникнуть у настоящей Муськи при воспоминании о детстве, о радо-

    стях, поражениях и победах сестер в поисках "моего". И если ее внутренний монолог

    будет точен, то "Муська" вовремя кивнет, улыбнется, сокрушенно вздохнет...

    Подобные рекомендации в той или иной степени могут быть использованы и при

    работе над другими отрывками в первый год обучения.

    Второй год обучения. Принцип выбора текста от первого лица остается тот же: ге-

    рой рассказа — единомышленник исполнителя; их точка зрения, их жизненная позиция

    сразу во всем совпадают или очень близки.


    В чем отличие прозаического материала второго курса от материала первого курса?

    Во второй год обучения студенты работают над художественной прозой. Язык худо-

    жественной прозы отличается от языка публицистического произведения большей образ-

    ностью, отточенностью. Это ставит перед учащимися более сложные задачи по сравне-

    нию с первым курсом, где значительное место занимали очерки, публицистика, мемуары.

    Рассказчик по-прежнему единомышленник автора, но автора, излагающего свои

    мысли языком поэтическим, образным и не всегда разговорным. Поэтому процесс рож-

    дения звучащего слова требует еще большего проникновения в материал, еще более кон-

    кретных и многообразных видений, еще большей тонкости нахождения слова. Чтобы ос-

    воить художественный текст, студенту уже недостаточно собственных ассоциаций и жиз-

    ненного опыта — требуется изучение биографии автора, эпохи, в которую происходили

    события произведения.

    Такой материал явится следующей ступенькой на пути ученика к овладению образ-

    ным сценическим словом.

    Время звучания отрывка может несколько увеличиться — до 3-5 минут, поскольку

    студенты уже в достаточной степени владеют фонационным дыханием, умеют, как пра-

    вило, устранять свои орфоэпические и дикционные недостатки, голос их начинает при-

    обретать хорошее тембральное звучание. Владение этими элементами речевой техники

    дает им право на тексты более сложные и объемные.

    На втором курсе студенты работают над произведениями русских классиков (Пуш-

    кин, Лермонтов, Толстой, Тургенев и др.) и современных писателей.

    По-прежнему можно обращаться и к публицистике, но на втором курсе это будут

    отрывки более сложные по содержанию. В качестве примера возьмем отрывок из книги

    К. Паустовского "Золотая роза". В нем говорится о том, что такое вдохновение. Язык

    рассказа несколько дидактичен, и студенту придется преодолевать эту трудность, ища

    разговорных действенных пристроек. Кроме того, отрывок потребует от исполнителя

    зрелости и ответственности суждений, способности убедительно отстоять свою точку

    зрения.

    Приводим этот отрывок из книги К. Паустовского "Золотая роза" (в сокращенном

    виде).

    "Существует много предвзятых мнений и предрассудков. Некоторые из них могут привести в отчаяние

    своей пошлостью. Больше всего опошлено вдохновение.

    Почти всегда оно представляется невеждам в виде выпученных в непонятном восхищении, устремленных

    в небо глаз поэта или закушенного зубами гусиного пера.

    Многие, очевидно, помнят кинокартину "Поэт и царь". Там Пушкин сидит, мечтательно подняв глаза к

    небу, потом судорожно хватается за перо, начинает писать, останавливается, вновь возводит глаза, грызет гу-

    синое перо и опять торопливо пишет. Сколько мы видели изображений Пушкина, где он похож на восторжен-

    ного маньяка!

    51

    На одной художественной выставке я слышал любопытный разговор около скульптуры кургузого и как

    бы завитого перманентом Пушкина с "вдохновенным" взором. Маленькая девочка долго смотрела, сморщив-

    шись, на этого Пушкина и спросила мать:


    — Мама, он мечту мечтает? Или что?

    — Да, доченька, дядя Пушкин мечтает мечту, — разнеженно ответила мать.

    Дядя Пушкин "грезит грезу"! А если "святое" вдохновение "осеняет" (обязательно "святое" и обязательно

    "осеняет") композитора, то он, вздымая очи, плавно дирижирует для самого себя теми чарующими звуками, ка-

    кие, несомненно, звучат сейчас в его душе, — совершенно так, как на слащавом памятнике Чайковскому в

    Москве.

    Нет! Вдохновение — это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в теат-

    ральной позе и приподнятости. Пушкин сказал о вдохновении точно и просто: "Вдохновение есть расположе-

    ние души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий, что и способствует

    объяснению оных". "Критики, — сказал он вдобавок, — смешивают вдохновение с восторгом".

    В этом отрывке есть четкая и активная авторская позиция. Уже при первом его

    прочтении у студента может возникнуть ощущение, что автор — его единомышленник.

    Паустовский ярко, эмоционально, умно отвергает то, чего не принимаю и я, что и мне

    кажется пошлостью, ничего общего не имеющей с подлинным вдохновением, — тем ду-

    шевным подъемом, который возникает порой во время творческого процесса, будь то

    чтение стихов, сочинение этюдов или работа над пьесой...

    Основная тема отрывка? Ее точно формулирует сам Паустовский: "Больше всего

    опошлено вдохновение". И перечисляет один за другим "приводящие в отчаяние своей

    пошлостью" примеры изображения "вдохновенного" состояния: то это кинофильм, где

    Пушкин представлен этаким "восторженным маньяком", то скульптура того же Пушки-

    на, "как бы завитого перманентом" и с "вдохновенным" взором. А вот памятник, изобра-

    жающий "вдохновенного" композитора...

    Автор горячо, взволнованно спорит с теми, кто так банально понимает состояние,

    знакомое не только людям искусства, но и каждому человеку, если он — творец, а не

    ремесленник в своем деле.

    Автор не только борется с пошлостью, но и утверждает свое понимание вдохнове-

    ния. Вдохновение — не волшебный миг, на мгновение озаряющий художника; оно не

    приходит извне, сколько бы мы ни ждали его появления. Вдохновение знакомо лишь

    тем, для кого постоянный труд, жажда совершенствования стали органической потребно-

    стью, самой жизнью. Лишь увлеченным, одержимым своим делом людям знакомо то

    "строгое рабочее состояние", когда душа расположена "к живому приятию впечатлений",

    когда ощущаешь свои творческие возможности и работаешь во всю меру сил.

    Увлечь поэзией труда, поэзией постоянных творческих поисков — вот что может

    стать сверхзадачей рассказчика.

    Нужна ли студенческой аудитории такая тема? На наш взгляд, нужна чрезвычайно.

    О сущности творческого процесса, о радостях и трудностях его знают далеко не все сту-

    денты — или знают весьма приблизительно. Не ладится этюд, не выходит упражнение,

    отрывок — и вот ученик уже готов бросить репетицию: нет вдохновения, нет подъема...

    И еще: если мне, рассказчику, или кому-то из моих слушателей придется сыграть поэта,

    композитора, любого талантливого человека, — мы не повторим ошибки создателей

    упомянутого фильма "Поэт и царь". Мы постараемся найти точные выразительные сред-

    ства для передачи внутреннего мира, который настроен в момент творчества тонко и

    верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, са-

    мые незаметные звуки жизни.

    52

    Третий год обучения. Основное отличие текстов на старшем курсе состоит в том,

    что здесь остро и определенно ставится задача овладеть образным мышлением людей,

    разных по своей профессиональной и социальной принадлежности, живших в разные

    эпохи, отличающихся друг от друга мировоззрением, культурой, темпераментом и т. д.

    Убеждения этих людей, их жизненная позиция теперь не всегда совпадают с убеждения-

    ми ученика, а порой и прямо противоположны им. Но требование "личной причастно-

    сти" к рассказу остается: исполнителю надо стать на позицию человека, от имени кото-

    рого идет рассказ, понять и сделать "своими" его заботы, мечты, взгляды. Надо стать

    единомышленником героя, причем не только мыслить, как он, но и овладеть строем его

    речи, передать ее своеобразие.

    Переход к работе над таким разнообразным материалом продиктован тем, что в те-

    атре актеру далеко не всегда приходится играть человека, близкого себе по характеру,

    способу мышления, темпераменту. Тем не менее актер должен сделать роль своею, "най-

    ти в ней внутреннюю сущность, родственную собственной душе", как говорил Станис-

    лавский. Поэтому студенты учатся на уроках сценической речи мыслить и говорить от

    имени человека другой эпохи, других убеждений, другого образа жизни. Учатся кропот-

    ливо анализировать рассказ, чтобы уяснить для себя мотивировку поступков и суждений

    героя. Учатся находить в себе качества, составляющие суть характера персонажа, пусть

    даже эти качества присутствуют в них самих лишь в намеке, в зародыше. Найдя в себе

    такие качества, студенты в период работы над рассказом развивают их, утверждаются в

    них, делают их органичными для себя, естественными, вполне приемлемыми. Без этого

    невозможна личная причастность к рассказу, мышление в образе, — без этого исполни-

    тель неминуемо будет "сидеть между двумя стульями": между позицией героя и собствен-

    ной. А это приводит лишь к имитации личного присутствия в рассказе.

    Например, в работе над каким-либо отрывком романа Ф. М. Достоевского "Подро-

    сток" ученику понадобится вспомнить, как безапелляционен и категоричен в своих суж-

    дениях был он сам в 15-17 лет, как ясно виделись ему границы между черным и белым,

    между добром и злом. Подросток самолюбив — ведь он уже "взрослый"; ему претят на-

    ставления, советы и предостережения, он сам "все прекрасно понимает" и даже "лучше

    старших" разбирается в жизни, — уж очень "устарели" их взгляды.

    Безапелляционность высказываний героя, запальчивость, с какой он судит о поступ-

    ках людей, уверенность в собственной правоте продиктованы не вздорностью, а незнани-

    ем жизни, неопытностью. Суждения героя часто не соответствуют истинному положению

    дел. Вспомним, в каких безысходно мрачных тонах характеризует он всю женскую по-

    ловину рода человеческого: "Я не люблю женщин за то, что они грубы, за то, что они

    неловки, за то, что они несамостоятельны, и за то, что носят неприличный костюм". По-

    сле такой уничтожающей тирады выясняется, что прогневили его длинные платья, кото-

    рыми женщины на улице "пылят". Исполнителю надо с той же убежденностью осудить

    "грубость, неловкость и несамостоятельность" женщин, с какой это делает подросток.

    Жизненная позиция героя подскажет и необходимую речевую манеру: мальчишескую

    уверенность интонаций, силу голосового звучания, активность речевого темпо-ритма.

    А вот у Любови Онисимовны, героини повести Н. С. Лескова "Тупейный худож-

    ник", не может быть таких резких суждений: Любовь Онисимовна — крепостная

    актриса.

    53

    "А мучительства у нас были такие, — говорит она, — что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. И

    дыба, и струна, и голову крячком скрячивали и заворачивали, — все это было. Казенное наказание после этого

    уже за ничто ставили. Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях, как мед-

    веди, сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах

    стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело

    вступаться. И долго тут томили людей, а иных на всю жизнь".

    Исполнительница должна проникнуть в ту далекую эпоху, взглянуть на события и

    на поступки персонажей глазами Любови Онисимовны. Не следует осовременивать про-

    изведение, наделяя его героев качествами, им несвойственными, качествами, которыми

    не мог наделить их автор, следуя жизненной правде. Если ученица сможет принять, оп-

    равдать для себя жизненную позицию Любови Онисимовны, она "услышит" и характер

    речи своей героини: и тихий голос, и певучую интонацию, свойственную русской народ-

    ной речи.

    На старших курсах берется очень разнообразный литературный материал. Студенты

    выбирают рассказ от первого лица и в отечественной, и в зарубежной литературе. Дли-

    тельность звучания рассказа может быть увеличена до 5-10 минут, так как учащиеся уже

    в значительной степени владеют своими голосовыми данными, речь их дикционно чище

    и яснее, произношение литературно правильное. Совершенствуется и внутренняя техни-

    ка учеников. Тем не менее мы не рекомендуем стремиться к передаче текста большого

    объема. Далеко не каждый студент обладает такими выразительными речевыми средства-

    ми, которые позволяют ему лишь действенным словом, интонационным и произноси-

    тельным звучанием подолгу держать внимание слушателей. Пяти-семи минут вполне до-

    статочно и для студента старшего курса, чтобы проявить свое умение мыслить в образе

    логично и эмоционально.

    Приводим примерный список произведений, отрывки из которых (или целые рас-

    сказы) мы рекомендуем для работы над рассказом от первого лица на старших курсах:

    Ф. Достоевский. "Дядюшкин сон". "Белые ночи". "Неточка Незванова". "Подросток".

    И. Тургенев. "Дневник лишнего человека". "Переписка". "Степной король Лир".

    Н. Лесков. "Очарованный странник". "Тупейный художник". "Грабеж". "Полуношни-

    ки".

    И. Бунин. "Лика". "Суходол". "Ворон". "Ида". "Антоновские яблоки".

    А. Куприн. "Олеся". "Как я был актером". "Гоголь-моголь". "Листригоны".

    Л. Андреев. "Рассказ, который никогда не будет окончен". "Смех". "Мысль". "Рас-

    сказ змеи о том, как у нее появились ядовитые зубы". "Два письма".

    А. Чехов. "Рассказ госпожи N14". "Красавицы". "Рассказ идеалиста". "Скучная исто-

    рия". "Дом с мезонином". "Страх". "Шуточка". "Из записок вспыльчивого человека".

    "Шампанское". "Пустой случай".

    А. Платонов. "Неодушевленный враг". "Родина электричества". "В прекрасном и

    яростном мире". "Усомнившийся Макар".

    Б. Шергин. "Машенька Кярстен". "Для увеселенья". "Мимолетное виденье". "Старые

    старухи".

    В. Набоков. "Дар". "Отчаяние". "Лолита". "Соглядатай". "Случай из жизни". "Пись-

    мо в Россию". "Гроза". "Благость". "Ужас". "Бахман". "Весна в Фиальте". "Облако, озе-

    ро, башня".

    54

    М. Булгаков. "Театральный роман". "Записки юного врача".

    Б. Зайцев. "Полковник Розов". "Ожерелье". "Изгнание". "Грех". "Мгла".

    К. Чапек. "Редкий ковер". "Взломщик-поэт".

    Э. Хемингуэй. "Праздник, который всегда с тобой". "И восходит солнце" ("Фиеста").

    "Прощай, оружие!"

    Б. Нушич. Автобиография.

    Джером К. Джером. "Трое в одной лодке".

    Рассмотрим "Рассказ госпожи ММ" А. П. Чехова. Его можно читать лишь на стар-

    ших курсах, так как он требует не только владения литературной речью, но и достаточ-

    но развитых выразительных средств, высокой профессиональной подготовки. Все это

    позволит исполнительнице последовательно, эмоционально и убедительно мыслить и го-

    ворить в значительном по объему и психологически сложном материале.

    Рассказ этот — короткое, но исчерпывающее повествование о погибшей жизни двух

    людей. Рассказ-откровение, рассказ-исповедь. О сокровенном, дорогом говорят редко.

    Значит, назрела необходимость в этом откровении; значит, есть конфликт рассказчицы

    со зрителями, и она не может не рассказать историю своей жизни, чтобы предостеречь

    их от такой же ошибки, спасти их счастье. Но это конфликт со слушателями человека,

    любящего их, и, кроме того, человека тонкого, деликатного, уважающего мнение других.

    Поэтому конфликт здесь не может быть выражен в форме дидактических нравоучений

    или безапелляционных утверждений. Рассказчица, скорее, деликатно намекает слушате-

    лям на то, в чем сама она теперь убеждена. Она не навязывает своего мнения, но внут-

    ренне горячо желает, чтобы ее слова запали в душу людей.

    Рассказ необходимо подчинить точной сверхзадаче, иначе он может превратиться в

    сентиментальный плач по ушедшей молодости, в нем зазвучат ноты безнадежности. Надо

    очень ясно понять, ради чего написан рассказ, и точно прочертить сквозное действие ис-

    полнителя.

    Да, это рассказ о погибшей жизни, о несостоявшейся любви двух духовно близких

    людей. Но через весь рассказ проходит мысль героини о том, что и она и Петр Сергеич

    сами виноваты в этом. Все, что "нравилось, ласкало, давало надежду — шум дождя, рас-

    каты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, — все это стало одним воспоминани-

    ем" и впереди — лишь пустынная даль. В этом именно их вина. Девять лет назад они,

    не сумевшие стать выше общепринятых предрассудков, воздвигли между собой невиди-

    мую стену. Для молоденькой девушки из богатой семьи самым важным было ее высокое

    положение в обществе. А Петр Сергеич постоянно помнил о своем незавидном обще-

    ственном положении, о своей бедности. Даже признавшись в любви, он тут же спешит

    успокоить девушку, что не питает никаких надежд на взаимность: "Я знаю, вы не може-

    те быть моей женой, но ничего я не хочу, ничего мне не нужно, только знайте, что я

    люблю вас".

    И вот двое увлеченных друг другом молодых людей воздвигают между собой стену и

    считают ее "очень высокой и толстой".

    "Нет такой стены, которая не рухнула бы перед свободными, сильными, духовно не-

    зависимыми людьми!" — мысль, которую выстрадала героиня, к которой она пришла

    так трагически поздно. Надо уметь отстаивать свое счастье, а не пассивно критиковать

    жизнь, якобы обманувшую нас. Иначе может оказаться уже поздно. Творите свое счастье

    55

    сами, и пусть жизненные мелочи, мишура предрассудков, внешний блеск не закроют для

    вас истинного, сокровенного, дорогого, — ради этой мысли выходит рассказчица к слу-

    шателям. К этой сверхзадаче тянутся все нити, все подробности повествования.

    Рассказ начинается картиной беззаботного счастья, а заканчивается признанием рас-

    сказчицы об "одиночестве вдвоем": "Вот он сел у камина; молча глядит на огонь... Я, не

    зная, что сказать, спросила: "— Ну, что?" — "Ничего..." — ответил он. И опять молча-

    ние". Ушла из этих людей сама жизнь, ее радость и неповторимое очарование. Неспро-

    ста Чехов заканчивает рассказ фразами: "Красные уголья подернулись пеплом и стали

    потухать. Мороз еще сердитее застучал в окно, и ветер запел о чем-то в каминной тру-

    бе. Вошла горничная, и, думая, что я уснула, окликнула меня". "Подернулись пеплом",

    "стали потухать", "мороз", "ветер", "уснула" — все эти слова в конце рассказа как бы

    напоминают об увядании, о безрадостном, тоскливом существовании. Но очень важно,

    чтобы они прозвучали не как жалоба рассказчицы на свое одиночество, — она не ищет

    сочувствия, жалости к себе. Героиня рисует реальное будущее любого человека, не уме-

    ющего отстоять свое счастье. Она предостерегает, спасает дорогих ей людей — слушате-

    лей — от своего настоящего.

    Понять сверхзадачу, сквозное действие, сущность конфликта, распределить свое

    внимание между разными группами слушателей или сосредоточить его на всех сразу —

    все это задачи, как видим, непростые, требующие и серьезной работы по анализу текста,

    и отточенной речевой техники.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта