|
СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений
Глава 1
ОРФОЭПИЯ
Литературный язык — это исторически сложившийся, обработанный, нормирован-
ный язык, который служит средством общения во всех сферах деятельности и является
языком художественной, научной и общественно- публицистической литературы.
Литературный язык имеет нормы (правила) лексические — связанные с употребле-
нием слов, грамматические — охватывающие употребление и изменение грамматиче-
ских форм, орфографические — устанавливающие единообразную передачу языка на
письме — и произносительные (фонетические), т. е. нормы устной речи.
Произносительные нормы современного русского языка устанавливает особый раз-
дел лингвистики — орфоэпия. Слово "орфоэпия" по происхождению греческое и озна-
чает: "правильная речь". Современная русская орфоэпия исторически складывалась вме-
сте с развитием литературы и драматического искусства.
Театр справедливо считается хранителем образцовой речи и школой общепринятого
литературного произношения. На сцене всегда утверждалось то, что было наиболее пра-
вильным и красивым в языке. Из поколения в поколение в театрах и театральных шко-
лах воспитывались определенные традиционные нормы произношения, которые всегда
были в соответствии с общепринятыми нормами своего времени и употреблялись как
общий нейтральный фон в пьесах любых жанров.
Естественно, что в разные исторические отрезки времени к произношению на сцене
предъявлялись различные требования. В XVIII веке в трагедиях полагалось говорить
"высоким штилем". Это, по свидетельству современников, было "книжное" произноше-
ние, изобиловавшее церковно-славянизмами. Актеры точно воспроизводили в своем про-
изношении написанное. Такая речь очень отличалась от бытовой. В комедиях использо-
вался "низкий штиль" речи — просторечье, чаще всего московский диалект.
Начиная с XIX века вместе с утверждением реалистического направления в литера-
туре и в драматургии, деятели сцены стремились к тому, чтобы речь на сцене была есте-
ственной и произношение было единым и общепринятым как для драмы, так и для ко-
медии. Отклонения от норм используются лишь в отдельных случаях как определенная
речевая краска. Наш современный литературный язык в основе своей сохранил эту сис-
тему произношения. Изменения произошли и происходят лишь в отдельных, частных
случаях. Совершенно естественно и закономерно в жизни языка наличие двух вариантов
произношения в течение определенного отрезка времени. Поэтому нормы современного
литературного произношения отличаются в отдельных случаях от старых норм.
Основные же правила окончательно утвердились и не требуют пересмотра. Так,
умеренное "аканье", произношение "взрывного" г и другие нормы уже не первое столе-
тие лежат в основе литературного произношения и не подлежат пересмотру. В то же
время театр должен говорить со зрителем современным языком, понятным и близким
224
всем. Поэтому устаревшие нормы, которые отвлекают внимание зрителя от содержания
пьесы, периодически пересматриваются. Утверждается тот вариант, который прочно во-
шел в произношение многочисленной современной интеллигенции.
Эти правила закрепляются в речи актеров и учащихся театральных школ.
В процессе изменения и становления норм произношения в устной речи часто на-
блюдается двоякое произношение некоторых сочетаний, одинаково имеющих право на-
зываться "литературными". Это явление закономерно в процессе развития языка. Так,
например, мы наблюдаем, как в устной речи современных людей под влиянием письмен-
ности и новых однотипных слов все меньше остается таких, в которых сочетание чн
произносится как шн, хотя во многих диалектах и в речи старой московской интелли-
генции сохраняется большой запас слов с шн (булошная, прачешная и т. д.). Эта особен-
ность произношения отмечается часто авторами в прямой речи персонажей, подчеркива-
ется рифмой в стихотворных произведениях, сохраняется в написании таких фамилий,
как Калашников, Свешников, Сабашников. Наряду с этим такие понятия, как поточный
метод, ленточное производство, или слова точный, сочный, прочный никогда не произ-
носятся и не произносились с шн. Уже во времена Пушкина существовали два варианта
произношения сочетания шн: одно — "книжное" (письменное), другое — разговорное. В
"Евгении Онегине" мы читаем:
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скудны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом;
И скоро стали неразлуныы.
(глава 3-я, XIII строфа)
В диалоге Татьяны с няней:
Не спится, няня, здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
— Что, Таня, что с тобой?
— "Мне скунно,
Поговорим о старине.
(глава 3-я, XVII строфа)
Актер, режиссер, лектор, оратор, педагог должны воспитывать в себе способность
различать стилевые оттенки того или иного варианта произношения.
Произношению в театре уделяется особое внимание, так как на сцене ставятся пье-
сы, отражающие жизнь различных эпох, стран, социальных групп, где действуют персо-
нажи, наделенные различными характерами со свойственными им языковыми особенно-
стями. Актер не импровизирует слова роли — ему дается готовый авторский текст, ко-
торый он должен сделать "своим". По-разному звучит текст Гоголя, Островского, Чехо-
ва, Леонова, Шукшина. Наиболее поверхностный "дешевый" прием — излишнее увлече-
ние на сцене говорами при создании бытовых ролей, особенно там, где нет на то указа-
ний автора. В свое время А. П. Чехов возмущался тем, что в Художественном театре
при постановке "Мещан" Горького актеры "окали". "Зачем вы играете пьесу Горького на
О? — писал он жене. — Что вы делаете?!! Это такая же подлость, как то, что Дарский
говорил с еврейским акцентом в Шейлоке".
225
газноооразие мраматургичздклли материала 1рсиус1 «л аьлсрив
речного владения едиными нормами произношения, тонкого ощущения чувства меры и
знания особенностей родного языка. Театр, с одной стороны, тяготеет к строгой
нормативности, к созданию единого речевого фона, с другой стороны — стремится
использовать все богатство и разнообразие языка для создания определенных речевых
характеристик.
В главе "Орфоэпия" мы будем касаться современных норм литературного произно-
шения, которые являются обязательными для культурных людей, особенно для актеров
и режиссеров театра и кино, работников радио, телевидения и др. "Общественная дея-
тельность, пресса, литература, радио, звуковое кино, — писал С. И. Ожегов, — стали
достоянием широких масс, вошли в быт советского человека. Вполне понятно поэтому
стремление к тому, чтобы речь, как средство общения, была образцовой, правильной,
точной и выразительной, чтобы не было в ней всего того, что мешает общению и
обедняет язык" .
Существуют разные стили произношения, зависящие от содержания речи, ее назна-
чения, условий произнесения. Можно говорить о стиле произношения в художественно-
поэтической или прозаической речи, в речи публицистической, ораторской, в речи раз-
говорной, бытовой. На сцене стиль произношения зависит, как мы говорили выше, от
жанра произведения, от социальной среды, к которой принадлежит герой, от характера
героя и от многих других особенностей.
При освоении норм литературного произношения необходимо уделить особое вни-
мание вопросам словесного ударения (ударения в слове). В некоторых языках оно падает
на определенный слог. Во французском языке — всегда на последний слог (бульвар,
адюльтер, купе, вагон); в польском — на предпоследний (радость, ненависть).
А в русском языке ударение разноместное, оно может приходиться на 1, 2, 3, 4, 5
слог (розан, проект, мимикрия, мировоззрение, многовековой); и подвижное (головы,
головка, голова, головорез). Существует много слов с одинаковым написанием, но с раз-
ным значением, в зависимости от ударения на том или ином слоге — то есть ударение
имеет смыслоразличительное значение (уже—уже, пропасть—пропасть, скачки—
скачки, дорогой—дорогой и др.). Кроме того, со временем в некоторых словах ударение
меняется, ведь наш язык живой. Например: мышление, наверх, иностранные языки —
вместо прежних: мышление, наверх, языки. Разноместность, подвижность, смыслоразли-
чительность, частичное изменение ударений создают большую сложность даже для тех,
кто с детства говорит по-русски, и требуют постоянного внимания, изучения верных
словесных ударений. В настоящее время увеличилось количество ошибок в словесных
ударениях, поскольку телевидение стало широко транслировать спонтанную живую рус-
скую речь представителей различных регионов, для кого русский язык не является наци-
ональным, родным, основным.
Вопросами языка, наблюдением за развитием, изменением живой устной речи, отбо-
ром нового в произносительных нормах, в словесных ударениях занимаются лингвисты.
Результаты своих наблюдений они собирают в толковые словари и словари-справочники,
которые являются необходимыми пособиями для всех, чья практическая деятельность
связана со словом. Авторитетным арбитром служит для деятелей театра "Орфоэпический
Правильность русской речи. / Под ред. С. И. Ожегова. М., 1962. С.З.
226
словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы по ред.
Р. И. Аванесова, 1985. В словаре есть шкала нормативности, которая адекватно отража-
ет современные языковые процессы. Здесь есть равноправные произносительные и ак-
центные варианты (волнам и волнам). Основные и допустимые (творог и творог). Допу-
стимые, но устаревшие варианты: горничная (доп. устар. шн). Эти пометы обозначают
слова, находящиеся в пределах нормы. Есть и профессиональные варианты: дубляж, -а
(в профес. речи дубляжа).
Есть и запретительные пометы для вариантов, выходящих за пределы литературной
нормы. Здесь тоже есть шкала: "не рекомендуется", "неправильно" и даже "грубо непра-
вильно".
Варианты с пометой "не рек." — не рекомендуется — могут когда-нибудь стать
нормативными, так как соответствуют общим тенденциям языкового развития. Пометка
"неправильно" стоит рядом с верным вариантом произношения. Например: "территори-
альный, -ая, -ое [рь] неправ. [тэ]рриториальный."
Эти "неправильности" — стилистические варианты, подсказ актеру архаического
или просторечного произношения, которое может пригодиться для речевой характери-
стики образа. "Орфоэпический словарь", таким образом, не только определяет верное
ударение и произношение, но и воспитывает языковое чутье деятелей театра, их речевую
культуру.
В понятии "культура речи" Г. О. Винокур разграничивал речь "правильную" и речь
"искусную". Речь правильная, нейтральная, стилистически немаркированная, остается ос-
новой культуры речи, ее ядром, но это как бы низшая ступень освоения литературного
языка. "Искусная" речь предполагает более высокий уровень речевой культуры человека,
способность говорить мастерски, умело, использовать языковые средства с учетом рече-
вой ситуации, владеть различными функциональными стилями. Г. О. Винокур рассмат-
ривал языковое чутье как величину развивающуюся, которая может стать предметом вос-
питания. Если почаще заглядывать в словарь — не будет безграмотных ударений. Вы на-
учитесь подходить к норме диалектически, станете корректировать свое произношение,
приводя его в соответствие с нормой.
Тренировочный материал на освоение литературных орфоэпических норм произно-
шения и ударения — слова, фразы, стихотворные тексты — необходимо произ-
носить.
Слух является органом чувств, благодаря которому мозг получает всю звуковую ин-
формацию из окружающего мира. Голосовой аппарат и слух — две органически связан-
ные части речеголосового аппарата. С первых дней занятий необходимо воспитывать
слуховое внимание, контролировать слухом всю работу по речи. Это и будет означать
практическое, а не только теоретическое освоение норм. Только так можно научиться
слушать себя и своих товарищей, отмечать ошибки в произношении, запоминать пра-
вильное произношение, исправлять свои недостатки.
Большую помощь может оказать запись на магнитофон слов и текстов, произноси-
мых студентами, а затем прослушивание этой записи. Замечания, сделанные педагогом,
позволят учащимся при прослушивании еще лучше уяснить свои недостатки в произно-
шении и скорее избавиться от них.
227
Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неодно-
родное произношение ударных и безударных гласных: ударные гласные длительнее без-
ударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е.
произносятся короче). Различаются гласные также по "качеству", по характеру звучания:
ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые
гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная
редукция безударных гласных зависит от места, которое безударный гласный занимает в
слове по отношению к ударному слогу (ближе или дальше).
Для того чтобы передать на письме особенности произношения безударных гласных,
используют фонетическую транскрипцию, т.е. запись устной речи с помощью специаль-
ных знаков. Мы будем транскрибировать не все звуки, а только те, о которых говорится
в данном правиле.
1. В русском языке все гласные под ударением звучат полноценно, в соответствии с
написанием: искра, автор, ягода, эхо, ересь, ордер, ёж, умник, юг, корыто.
2. Гласный э в немногочисленных русских словах, в частности в местоимениях это,
эта, этот, этого, этому, поэтому, в междометиях эх, эй, а также в словах, заимство-
ванных из других языков, почти не меняет произношения в зависимости от ударения.
Удаляясь от ударного слога, э становится только чуть короче.
Произнесите вслух следующие слова: экстра, эгоизм, экскалатор, элегия, экономия,
Элиза, Эней, Эльзас, поэт, поэзия, маэстро, поэтика.
3. Гласные и, ы, у, ю тоже изменяются в зависимости от ударения только количест-
венно, т. е. в безударном положении звучат чуть короче: лил — лиловый, сыр — сырок,
лук — лучок, люди — людской.
4. Безударные гласные а,оъ начале слова (независимо от места по отношению к удар-
ному слогу) и в первом предударном слоге произносятся одинаково — как а, но несколь-
ко короче, чем а в ударном положении. В транскрипции этот звук обозначим как /а/.
Примеры на безударные а, о в начале слова:
Пишется Произносится
аркан /а/ркан
академический /а/кадемйческий
обрыв /а/брыв
определение /а/пределёние
Примеры на безударные гласные а, о в первом предударном слоге:
Пишется Произносится
дары д/а/ры
поток п/а/ток
Напоминаем, что транскрибируется в данном случае только звук а, поэтому он заключен в скобки. Ос-
тальные звуки даются в орфографическом обозначении.
228
мгновенье мгн/а/вёнье
караван кар/а/ван
5. Безударные гласные а, о на втором и третьем месте перед ударением и в заудар-
ных слогах подвергаются количественному и качественному изменению (редукции) и
звучат как звук, средний между а и ы. В транскрипции этот звук имеет обозначение /ъ/.
Пишется Произносится
дармоед д/ъ/рмоёд
поговорка п/ъ/говорка
зорька зорьк/ъ/
гадко гадк/ъ/
6. Сочетания ао, оа, аа, оо произносятся как аа. Подобные сочетания встречаются
внутри слова и на стыке слов, когда одно заканчивается, а другое начинается на О
или А.
Пишется Произносится
наобум н/аа/бум
зааплодировали з/аа/плодйровали
соответственно с/аа/твётственно
работаю на огороде работаю н/аа/гордде
иду по Арбату иду п/аа/рбату
1. В сочетаниях ау, оу гласный а во втором и третьем предударном слоге произно-
сится как редуцированный звук ъ.
Пишется Произносится
паутина п/ъу/тйна
по уговору п/ъу/говдру
на удачу н/ъу/дачу
8. В сочетаниях аи, ои безударные а т о произносятся как редуцированный звук ъ.
Пишется Произносится
наиграть н/ъи/гратъ
поисковая п/ъи/сковая
на инвалидность н/ъи/нвалйдность
по истории п/ъи/стдрии
9. Безударные я, е после мягкого согласного в первом предударном слоге произно-
сятся как звук, средний между и и е. В транскрипции он обозначается /ме/. Такой же
звук произносится вместо гласного А после мягких согласных ч, щ.
Пишется Произносится
вязать в/и/затъ
перо п/и /ро
229
чалма ч/и'/лма
чадра ч/ие/дра
щадить щ/и'/дйтъ
10. Безударные я, е в начале слова, в середине после гласного, а также после ъ и ь
произносятся как звук, средний между и и е, с предшествующим ему и: йие.
Пишется Произносится
язвить /йи/звйтъ
пояснить по/йие/снйть
единый /йие/дйный
поезда по/йие/зда
въезжать в/йи /зжать
11. Безударные гласные я, е во втором, третьем и других предударных слогах, а так-
же в заударном слоге произносятся как ие, но с сильной редукцией. В транскрипции
этот звук имеет обозначение ь.
Пишется Произносится
серебро с/ь/ребро
лягушонок л/ь/гушонок
переключиться п/ь/р/ь/ключйться
горе гор/ь/
поле пол/ь/
12. Безударные гласные я, е в начале слова, но стоящие далеко от ударного слога,
произносятся как редуцированный звук и с предшествующим й, в транскрипции йь.
Пишется Произносится
Енисей /йь/нисёй
единодушный /йь/динодушный
яровизация /йь/ровизация
ясновидящий /йь/сновйдящий
13. Безударный гласный е после согласных ш, ж, ц в предударном слоге произносит-
ся как средний между ы и э: в транскрипции он обозначается ыэ.
Пишется Произносится
желток ж/ыэ/лток
шептать ш/ыэ/птатъ
цепная ц/ы/пная
поцелуй поц/ы /луй
14. Гласный а в предударном слоге после ш, ж в некоторых словах тоже произно-
сится как средний между ы и 5 — ыэ.
230
Пишется Произносится
лошадей лош/ыэ/дёй
жасмин ж/ыэ/смйн
к сожалению к сож/ыэ/лёнию
ржаной рж/ы/ной
жалеть ж/ы/лётъ
жакет ж/ыэ/кёт
15. В сочетаниях ей, еу, еа, ео звук е редуцируется; в транскрипции мы имеем такие
обозначения: /ьи/, /ьу/, /ьа/ (последние на месте — ео и еа).
Пишется Произносится
неизмеримый н/ьи/змерймый
неизгладимый н/ьи/з гладимый
неуживчивый н/ьу/жйвчивый
неуправляемый н/ьу/правляемый
неоднократно н/ьа/днократно
необыкновенный н/ьа/быкновённый
неаккуратный н/ьа/ккуратный
не академическое н/ьа/кадемйческое
16. Гласный и в качестве союза, стоящего после слова, которое оканчивается на
твердый согласный, а также гласный и в начале слова, когда этому гласному предшеству-
ет во фразе слово, оканчивающееся на твердый согласный, при слитном произношении
звучит как ы.
Пишется Произносится
как вы, так и мы как вы, так/ы/мы
отправились в Италию отправились в/ы/талию
он и она он/ы/она
вышел из игры вышел из/ы/гры
Если же во фразе между словами по смыслу должна быть пауза (например, в назва-
нии произведения), гласный и произносится без изменений.
Кот и повар
Слон и моська
Лес и степь
17. Предлоги и отрицательная частица не произносятся слитно со словом, и произ-
ношение гласных в них подчиняется правилам звучания гласных в безударном поло-
жении.
Пишется Произносится
на словах н/ъ/словах
по стакану п/ъ/стакану
не понимает н/ь/понимает
231
18. Окончания прилагательных множественного числа именительного падежа -ие,
-ые произносятся как ии, ыи.
Пишется Произносится
весенние весённ/ии/
красивые красйв/ыи/
Методические замечания. К работе по освоению норм литературного произноше-
ния следует отнестись сознательно. Не надо сразу начинать с заучивания правил. Мы ре-
комендуем на уроках сначала несколько раз произнести слова, сочетания слов на какое-
либо правило, проверить свое произношение, мобилизуя слуховое внимание. И только
после этого прочитать и запомнить каждое правило. Постепенно правильное произноше-
ние станет привычным, а правила будут практически освоены.
ТРЕНИРОВКА ПРОИЗНОШЕНИЯ УДАРНЫХ
И БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ НА СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ
Освоение технической стороны речи проводится не формально, не изолированно от
интонационно-логического анализа текста. Как известно, одной из главных задач в овла-
дении мастерством сценического слова является умение действовать словом. Мы в жизни
говорим то, что нам хочется сказать кому-либо ради определенной цели, ради подлин-
ного, продуктивного и целесообразного действия.
С самого начала занятий по сценической речи учащийся должен очень внимательно
относиться к смыслу произносимых слов, фраз, текстов, к обязательному пониманию со-
держания текста и к точной передаче мысли своим слушателям (педагогу, товарищам по
курсу). Работая над текстом (прозаическим или стихотворным), помните: фраза — смыс-
ловое и интонационное целое.
Приступая к работе над иллюстративным текстом, прочтите данный литературный
материал несколько раз, чтобы понять мысль и определить действенную задачу (обод-
рить, убедить, пошутить и т. д.). Проведите логический анализ. Определите речевые
звенья (речевые тексты). Найдите главные по смыслу слова. После этого прочтите текст
вслух, соблюдая следующие методические указания:
— обращайте внимание на знаки препинания;
— не останавливайте мысль в конце каждого речевого звена: фраза имеет свое на-
чало, развитие и завершение, и, пока мысль не окончена, мелодия фразы развивается;
лишь в конце фразы, когда мысль завершена, возникает мелодическое понижение.
В стихотворном тексте, как вы помните, после каждой строки должна быть ритми-
ческая пауза, но, соблюдая эту паузу, также не рвите мысль, не заканчивайте ее после
каждой строки. Будьте внимательны при определении логических ударений (смысловых
центров). Они, как известно, могут быть в любом месте, а не только в конце рифмую-
щихся строк. И не злоупотребляйте силовым выделением смысловых центров — логиче-
ское ударение, говорил К. С. Станиславский, не должно быть "зуботычиной".
Прочтите внимательно вслух тексты, предлагаемые в задании, следя за всем указан-
ным выше и за ясным четким произношением звуков, за правильным произношением
ударных и безударных слогов.
232
Задание 1. Выпишите слова, в которых встречаются гласные а, о в предударном
слоге, на втором и третьем месте перед ударением и в заударном слоге. Выпишите слова
с безударными гласными е, я. Выпишите прилагательные во множественном числе на
-ые, -ие. Выписанные слова произнесите вслух, соблюдая ударение, следя за правильным
произношением безударных гласных и внимательно слушая себя. После такой предвари-
тельной работы еще раз прочтите вслух каждый стихотворный пример, соблюдая осо-
бенности стиха и нормы литературного произношения.
1. Промчались годы заточенья:
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
(А. С. Пушкин)
2. И я, средь бури жизни шумной,
Искал вниманья красоты.
Глаза прелестные читали
Меня с улыбкою любви;
Уста волшебные шептали
Мне звуки сладкие мои...
(А. С. Пушкин)
3. Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Дешевых гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес.
(Н. Некрасов)
4. Умрете, но ваших страданий рассказ
Поймется живыми словами,
И за полночь правнуки ваши о вас
Беседу не кончат с друзьями.
(Н. Некрасов)
5. Вспоминаю очи ясные
Дальней странницы моей,
Повторяю стансы страстные,
Что сложил когда-то ей.
(Н. Некрасов)
6. Мы шли босые, злые,
И, как под снег ракита,
Ложилась спать Россия
Под конские копыта.
(А. Тарковский)
Задание 2. Подберите из знакомых вам стихов тексты, в которых были бы отраже-
ны правила произношения тех или иных гласных звуков и их сочетаний.
233
ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ*
При произнесении согласных звуков в полости рта создаются препятствия, на кото-
рые наталкивается струя выдыхаемого воздуха.
По способу образования согласные делятся на смычные и щелевые (или
фрикативные**), в зависимости от характера препятствия, образуемого артикуляци-
онными органами: губами, зубами, языком. Например, если струя выдыхаемого воздуха
резко разрывает препятствие, создаваемое речевыми органами, образуются взрывные
звуки: и — б, т — д, к — г. Если струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, со-
здаваемую артикуляционными органами, образуются щелевые (фрикативные) звуки с —
з, ш — ж, ф — в, х.
По месту образования согласные делятся: в зависимости от положения языка по от-
ношению к твердому и мягкому нёбу — на переднеязычные, среднеязыч-
ные, заднеязычные — и в зависимости от участия губ — на г у б н ы е (ла-
биализованные) и губно-зубные.
В зависимости от степени участия голоса (голосовых складок) согласные бывают
глухие, звонкие и сонорные. Глухими называют согласные, в произно-
шении которых голос не участвует: п, т, к, х, с, ф, ш, ч, ц. Эти согласные образуются
одними шумами. Звонкими называются согласные, в произнесении которых участву-
ют шум и голос; голосовые складки сомкнуты и вибрируют: б, д, г, з, в, ж. Некоторые
глухие и звонкие согласные составляют пары: п — б, к — г, т — д, ф — в, с — з, ш —
ж. Сонорными называются согласные, при произнесении которых голосовые
складки сомкнуты, вибрируют и голос преобладает над шумом: м, н, л, р. Они не имеют
парных глухих звуков.
В русском языке два составных звука — так называемые аффрикаты : ц (слитые
воедино т и с) и ч (слитые воедино мягкий т и мягкий ш). Оба глухие.
Большинство согласных могут быть и твердыми и мягкими: был — бил (б — б'),
вол — вёл (в — в') и т. д.
При произнесении согласных мягкое нёбо с маленьким язычком приподнимается и
закрывает проход в носовую полость. Только два звука — сонорные м к н — составляют
исключение: при их произнесении мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха
проходит через нос.
С самого начала надо усвоить, что звонкость и глухость, твердость и мягкость при-
сущи самим согласным.
Многие иностранные слова, имена, фамилии и географические наименования, со-
держащие согласный с е после него, произносятся с твердым согласным звуком, и вме-
сто е звучит э.
Более подробно о классификации согласных звуков говорится в главе "Дикция".
**
Фрикативный — от лат. {пса(е — "тереть" (звук образуется трением струи воздуха о стенки
преграды).
*** Аффриката — от лат. аШсаСа — "притертая".
**** Значком ' обозначается мягкость согласного звука.
234
Пишется Произносится
дельта д/э/лыпа
сервис с/з/рвис
термос т/э/рмос
Вольтер Вольт/э/р
Марсель Марс/э/ль
Отелло От/э/лло
Мериме М/э/рим/э/
Твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных часто служат для различения
слов по смыслу:
мал — мял дом — том
пыл — пыль баба — папа
ныл — Нил год — кот
был — бил зуб — суп
турки — тюрки бар — пар
жар — жарь жар — шар
Перечислим основные правила произношения согласных в словах.
1-ое правило. Звонкие согласные в конце слов оглушаются — переходят в пар-
ные им глухие звуки. Этому правилу подчиняются все звонкие согласные.
Пишется Произносится
озноб озно/п/
единорог единоро/к/
перевод перево/т/
кров кро/ф/
волнорез волноре/с/
гараж гара/ш/
особь осо/п 7
наледь нале/т'/
кровь кро/ф'/
изморозь изморо/с 7
Звук г в конце слова заменяется звуком к (например, мог звучит как мо/к/, круг —
как кру/к/ и т. п. И только в слове Бог г заменяется звуком х. Произношение этого слова
надо запомнить и не путать со словом бок.
Задание. А. Прочтите стихотворные примеры вслух, соблюдая методические указа-
ния, изложенные выше. Б. Обратите внимание на концы строк, в которых рифма отра-
жает правило оглушения согласных. В. Выпишите все слова, в которых звонкие соглас-
ные в конце слов оглушаются, и произнесите эти слова вслух, соблюдая правила произ-
ношения и согласных, и безударных гласных.
На этой земле я был человек
Не лучше, не хуже других.
235
Зеленые травы и белый снег
Жили рядом в стихах моих.
(К. Кулиев. "На этой земле")
Пятому глядя
В глаза,
Тридцать первый
Сказал:
"Там, где струится
Обь,
Есть деревушка
Топь
И очень хороший
Вокзал".
(С. Есенин. "Поэма о 36")
Много в России
Троп.
Что ни тропа —
То гроб.
Что ни верста —
То крест.
До Енисейских мест
Шесть тысяч один
Сугроб.
(С. Есенин. "Поэма о 36")
2-е правило. Уподобление (ассимиляция*) согласных по звонкости и глухости.
Если в слове или на стыке слов стоят рядом два согласных, из которых первый звонкий,
а второй глухой или наоборот, то первый уподобляется второму:
Пишется Произносится
колодка коло/тк/а
мужской му/шс/кой
перевозка перево/ск/а
сдобный /зд/обный
вторник /фт/орник
Этому правилу не подчиняются согласные, стоящие перед сонорными: шлак, шляпа,
круг, срочный, слава, фрак и т. п. Обратите внимание на звук в. Сам он, находясь на
первом месте, уподобляется следующему за ним глухому, т. е. оглушается:
Пишется Произносится
всякий /фс/який
ковш ко/фш/
повторный по/фт/орный
Но, занимая второе место в сочетании согласных, звук в не уподобляет себе пред-
шествующий звук: сверху, сваливать, швырять, творец, кворум.
' От лат. а551гш1аио — "уподобление", "отождествление".
236
Звук г под действием закона уподобления в двух словах мягкий и легкий — ив про-
изводных от них оглушается, но переходит не в смычный звук к, а в щелевой х.
Пишется Произносится
мягкий мя/хк/ий
мягко мя/хк/о
легкий ле/хк/ий
легко ле/хк/о
легче ле/хч/е
Примеры на ассимиляцию согласных на стыке слов: сижу под тентом — по/тт/ен-
том, под пальмой — по/тп/алъмой, иду к городу — /гг/ороду, приехал из Крыма —
и/ск/рыма, вернулся из Сибири — и/с'с'/ибири.
Задание 1. А. Внимательно, осмысленно прочтите вслух стихотворные примеры.
Б. Найдите слова, в которых звонкие согласные переходят в глухие, а глухие в звонкие,
и выпишете их. Произнесите каждое слово вслух, выделяя ударный слог и подчиняя ему
произношение безударных гласных. При этом внимательно слушайте себя. В. Отработав
произношение отдельных слов, ещё раз прочтите все предлагаемые стихотворные приме-
ры, следя за произношением слов с уподоблением согласных.
Промочила ножки и хоть выжми шубку...
Было мне заботы обсушить голубку!
(Н. Некрасов. "Буря")
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
|
|
|