Главная страница
Навигация по странице:

  • КАК ФОРМИРУЕТСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

  • СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
    АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    Дата27.11.2017
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    ТипУчебник
    #10478
    страница30 из 42
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42
    Глава 1

    ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ, РЕЗОНИРОВАНИЕ

    КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АНАТОМИИ И

    ФИЗИОЛОГИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

    Для того чтобы научиться владеть своим голосовым аппаратом, необходимо иметь

    представление о его строении и механизмах управления.

    Голосовой аппарат человека включает в себя два основных компонента: членораз-

    дельное произношение и управление произносимой речью.

    Произнесение звуков речи обеспечивается работой голосовых складок, органов ды-

    хания и артикуляции — это исполнительный аппарат речи, или периферический.

    В управлении произносимой речью и ее регулировании принимают участие различ-

    ные отделы головного мозга — это регулирующий аппарат речи, или центральный. Без

    влияния импульсов или приказов, поступающих из центрального аппарата речи, движе-

    ние периферических отделов невозможно. И членораздельная речь невозможна.

    СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО

    АППАРАТА РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ

    Согласованная работа речевой системы человека, движение мышц ротоглоточной

    полости, голосовых складок, а также мышц, участвующих в речевом дыхании, соверша-

    ется в результате управления ими центральной нервной системы.

    Центральная нервная система состоит из ГОЛОВНОГО и СПИННОГО мозга. Отхо-

    дящие от них нервы с многочисленными разветвлениями и сплетениями образуют пери-

    ферическую нервную систему. Нервная система регулирует жизнедеятельность органов

    и всего организма. Сокращение мышц, обмен веществ, работа сердца, желез внутренней

    секреции и все процессы, которые постоянно совершаются в организме, протекают под

    контролем нервной системы. Нервная система объединяет между собой все органы и си-

    стемы человека, согласует их деятельность и тем самым обусловливает целостность орга-

    низма и единство его с внешней средой.

    Головной мозг находится в черепной коробке человека, спинной мозг помещается

    в позвоночном канале. Головной мозг связан со всем организмом особыми проводника-

    ми, называемыми нервами. По одним нервам проводятся раздражения от всех органов и

    тканей организма в головной мозг, по другим наоборот — из головного мозга к рабочим

    органам, мышцам и железам.

    Головной мозг — центральный аппарат речи. Он называется отделом управления и

    регулирования звуковой речью, так как все движения ротоглоточной полости, голосовых

    357

    ными отделами головного мозга.

    Ш- Л - «

    1 — лобная доля большого мозга; 2 — централь-

    ная борозда; 3 — теменная доля головного мозга;

    4 — слуховая зона; 5 — боковая борозда; 6 — зо-

    на восприятия речи (слухоречевая зона); 7 — за-

    тылочная доля головного мозга; 8 — мозжечок;

    9 — Варолиев мост (стволовая часть мозга); 10 —

    продолговатый мозг (стволовая часть мозга); 11 —

    спинной мозг; 12 — задняя стенка глотки; 13 —

    тела шейных позвонков; 14 — просвет трахеи;

    15 — зона производства речевых движений; 16 —

    зона мышечно-суставного чувства речевых орга-

    нов; 17— височная доля мозга; 18— твердое

    нёбо; 19 — носоглотка; 20 — ротовая полость;

    21 — мягкое нёбо; 22 — язык; 23 — глоточная

    полость; 24 — корень языка; 25 — надгортанник;

    26 — вход в гортань; 27 — черпаловидные хрящи,

    покрытые мягкими тканями; 28 — голосовые

    складки.

    Рис. 1 Зоны коры головного мозга, связанные со слухом и речью.

    Схема расположения артикулярных органов и гортани

    Головной мозг человека состоит из двух полушарий, продолговатого мозга и моз-

    жечка. Большие полушария — это парное образование, состоящее из правой и левой

    половин, соединенных между собой большой спайкой ("мозолистым телом").

    В полушариях головного мозга располагается масса нервных клеток, которая назы-

    вается корой больших полушарий и является органом высшей нервной системы.

    Из нижних отделов головного мозга выходят корешки, которые образуют двенад-

    цать пар черепно-мозговых нервов: обонятельные, зрительные, три пары нервов, двигаю-

    щих глазное яблоко, тройничные лицевые, слуховые, языкоглоточные, блуждающие, до-

    бавочные и подъязычные.

    В больших полушариях представлены анализаторы (сложные нервные механизмы,

    обеспечивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых организмом) как

    внешней среды (глазной, ушной, кожной, носовой, ротовой), так и внутренней, которые

    подвергают анализу процессы, происходящие в самом организме. Различными отделами

    головного мозга управляются те или иные виды деятельности анализаторов. Так, височ-

    ная область преимущественно связана со слуховым анализатором, затылочная — со зри-

    тельным.

    Речь представляет собой сложный вид слаженной работы всей коры головного мозга

    и присуща только человеку.

    Ведущим в управлении речью и ее регуляции является левое полушарие. В полуша-

    рии есть поля, с которыми связана деятельность речевой системы. Поля эти — задние

    Рисунки к главе даются из наглядного пособия: Дмитриев. Л. Голосовой аппарат певца. М, 1964 (с не-

    которыми изменениями и сокращениями).

    358

    отделы нижней лобной извилины, верхние височные извилины и нижняя теменная доль-

    ка. Нормальная деятельность этих полей обеспечивает управление речевой системой и

    ее регуляцию, правильный подбор слов и восприятие обращенной речи. У человека в

    мозгу имеется три речевых поля. Они расположены не в одном месте, а на некотором

    отдалении друг от друга. Это обеспечивает избыточность и повышает надежность нерв-

    ной системы, связанной с речевой активностью. Поэтому если из строя по каким-либо

    причинам выходит одна речевая область коры головного мозга, то в речевом процессе

    участвует другая.

    Рис. 2. Схема управления работой голосового аппарата

    А — головной мозг; Б — продолговатый и спинной мозг; В — двигательные пути, идущие в составе черепно-

    мозговых нервов к органам артикуляции и гортани; Г — двигательные пути, идущие в составе спинно-мозго-

    вых нервов к мышцам шеи, грудной клетки, диафрагмы, брюшного пресса; Д — чувствительные пути от ре-

    цепторов мышц (мышечное чувство) сухожилий и суставов, мимической мускулатуры, мышц шеи, грудной

    клетки, диафрагмы, брюшного пресса; Е — чувствительные пути от артикулярных органов и гортани; Ж — чув-

    ствительные пути от барорецепторов трахеи, голосовой щели, гортани, глотки (чувство подсвязочного, щелево-

    го, гортанного и глоточного воздушных давлений); 3 — чувствительные пути от рецепторов, воспринимающих

    вибрации, в частности так называемого грудного и головного резонаторов; И — пути слухового анализатора.

    В продолговатом мозгу находятся центры: дыхательный, сердечно-сосудистый, а

    также центры мимической мускулатуры, кроме того, жевательный, глотательный и пр.

    В продолговатый мозг вступают центростремительные нервы, несущие возбуждение

    от нервных окончаний кожи лица, слизистых оболочек глаза, полости рта, носа, горта-

    359

    ни, трахеи, от органов слуха и т. д. Не менее важное значение имеют центробежные

    нервы, идущие от продолговатого мозга. Они обеспечивают защитные реакции глаз, ра-

    боту мышц языка и гортани, движение всей мускулатуры лица, выделительную работу

    слюнных, околоушных, желудочных и других желез, регулируют деятельность сердца и

    пищеварительного тракта. Роль продолговатого мозга в жизни человека огромна.

    Мозжечок является органом, согласующим движения человеческого организма.

    Основными процессами активности нервной системы являются возбуждение и тор-

    можение, т. е. концентрация и координация. Процесс возбуждения всегда сопутствует

    процессу торможения. Возбуждение в одном участке коры головного мозга вызывает

    торможение в другом участке, и наоборот. После начального распространения возбужде-

    ния в коре головного мозга появляется обратный процесс — концентрация, сосредоточе-

    ние возбуждения и торможения в исходных пунктах их возникновения.

    Согласованная деятельность различных органов и систем является результатом уточ-

    нения соотношений между возбуждением и торможением в центральной нервной систе-

    ме. Нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения может привести

    к "срыву" нервной деятельности и развитию невроза.

    Опираясь на физиологическое учение И. П. Павлова, речевую деятельность человека

    следует рассматривать как единое целое, причем это единство обеспечивается в первую

    очередь нервной системой, и особенно ее высшим отделом — корой головного мозга,

    которая, по словам И. П. Павлова, "держит в своем ведении все явления, происходящие

    в теле".

    Основной формой нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс — это ответная

    реакция организма на раздражение, идущее из внешней и внутренней среды, осуществля-

    емая центральной нервной системой.

    И. П. Павлов на основании многочисленных исследований доказал, что существуют

    двоякого рода рефлексы — безусловные и условные.

    Безусловные рефлексы присущи человеку от рождения, называются врожденными

    и не требуют личного опыта или обучения. Безусловные рефлексы могут осуществляться

    без участия коры головного мозга нижележащими отделами его.

    Условные рефлексы не являются врожденными. Они возникают и отрабатываются в

    процессе жизни при определенных условиях или обстоятельствах. Если воздействие ка-

    кого-либо ряда условных рефлексов повторяется много раз в одной и той же последова-

    тельности, то это приводит к закреплению определенного ряда условных рефлексов как

    единого целого. Такую "объединенную деятельность" коры головного мозга, т. е. опреде-

    ленную сумму условных рефлексов, когда непривычное стало привычным, И. П. Павлов

    назвал динамическим стереотипом. Воспитание навыков правильного голосообразова-

    ния по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного

    динамического стереотипа.

    Когда сложился динамический стереотип, все действия, процессы, входящие в него,

    совершаются легко, без особого напряжения. Ломка и разрушение стереотипа соверша-

    ется с большим трудом и требуют сильного напряжения высшей нервной деятельности.

    И. П. Павлов раскрыл и принципиально качественное отличие высшей нервной дея-

    тельности человека от высшей нервной деятельности животных.

    360

    В мозгу животных и человека раздражение возникает в результате непосредственной

    реакции (цвет, запах, ощущение теплоты и пр.), и этот вид временных связей И. П. Пав-

    лов назвал первой сигнальной системой, которая, таким образом, является общей у жи-

    вотных и у человека. Но в отличие от животных в головном мозгу человека временные

    связи возникают не только под влиянием непосредственных раздражителей, но и под

    воздействием опосредованного раздражителя — слова. Слова заменяют человеку бесчис-

    ленное множество непосредственных раздражителей, они являются сигналами, вызываю-

    щими условные рефлексы. Систему же нервных связей, которые возникают под действи-

    ем словесных раздражителей, И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой.

    Первая и вторая сигнальные системы у человека взаимодействуют и, представляют

    единое целое.

    Физиологическое учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности представля-

    ет собой естественно-научную основу воспитания речевого голоса актера.


    КАК ФОРМИРУЕТСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК?

    Навык представляет собой новую форму деятельности организма, связанную с обра-

    зованием и закреплением условных рефлексов. При этом в центральной нервной системе

    формируется особый для каждого навыка комплекс связей, т. е. динамический стереотип.

    При формировании двигательных навыков в развитии речевого голоса наблюдают-

    ся три фазы с различной физиологической характеристикой.

    В первой стадии формирования речевого голоса возбуждение распространяется по

    всей коре полушарий головного мозга и обучающийся должен усвоить процесс развития

    голоса как единого целого.

    Во второй стадии из общего процесса вырабатываются наиболее целесообразные

    координированные действия. Все лишние движения подавляются — тормозятся. Таким

    образом вырабатывается корковый динамический стереотип, который и является физио-

    логической основой развития речевого голоса.

    В этой стадии очень важно, чтобы развитие голоса происходило в услових физиоло-

    гической координации всех частей речеголосового аппарата, не разрушая их взаимодей-

    ствия.

    В третьей стадии динамический стереотип закрепляется и обучающийся приобре-

    тает основные технические навыки сформированного речевого голоса.

    Следует отметить, что при длительном отсутствии тренировки двигательный навык

    нарушается.

    В формировании двигательного навыка большое значение имеют умственные уси-

    лия, цель которых подчинить выполнению определенного упражнения как свои дейст-

    вия, так и свои мысли.

    Большое значение имеет мысленное воспроизведение и в дальнейшем сознательное

    выполнение занимающимся данных ему упражнений, т. е. совершенствование определен-

    ного двигательного навыка.

    Умение думать о каком-то движении означает мысленно воспроизводить его. При

    этом из нервных центров идет поток раздражений к мышцам-исполнителям. Таким об-

    разом, мысленная тренировка играет заметную роль в проторении нервных путей для со-

    361

    вершенствования координированных движении, а следовательно, такая тренировка в

    дальнейшем облегчает последующие "мышечные запоминания" двигательного акта.

    Состояние нервной системы заметно сказывается на организме человека и в его го-

    лосе. В этой связи нельзя не упомянуть об эмоциях. Эмоция — это сложная реакция ор-

    ганизма, в которой участвует не тот или иной из нервных центров, а вся нервная систе-

    ма в целом. При этом положительные эмоции мобилизуют резервы организма и голоса,

    отрицательные, наоборот, угнетают их. Положительные эмоции, по выражению

    И. П. Павлова, усиливают "разрядку из подкорки", повышая тонус коры головного мозга,

    улучшают процесс дыхания и голосообразования, повышают тонус нервной системы.

    Такой нейрофизиологический подход к формированию профессиональных качеств

    речевого голоса обеспечивает правильное звукообразование и звуковедение, а также пре-

    дохраняет голосовой аппарат от профессиональных заболеваний.

    СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО АППАРАТА РЕЧЕВОЙ

    СИСТЕМЫ

    Периферический отдел звуковой членораздельной речи состоит из трех отделов.

    К первому отделу относится аппарат, образующий голос, — гортань и голосовые

    складки.

    Гортань представляет собой трубку, расположенную между трахеей и глоткой. Она

    занимает переднюю часть шеи по срединной ее линии. Гортань является органом, у ко-

    торого три функции: защитная, дыхательная и голосовая. В речевой системе гортань яв-

    ляется органом, образующим голос.

    Сама гортань граничит с пищеводом, с боков — с крупными сосудами и нервами;

    верхний край подходит к подъязычной кости, нижний переходит в трахею (дыхательное

    горло).

    Скелет гортани образуют хрящи. Основной хрящ — перстневидный — по форме

    напоминает перстень. Узкая часть его обращена вперед, а так называемая печатка перст-

    ня — внутрь к глоточной поверхности. Над перстневидным хрящом располагается ЩИ-

    ТОВИДНЫЙ ХРЯЩ, который состоит из двух пластинок, поставленных под углом, у

    места соединения их образуется вырезка.

    Щитовидный хрящ у мужчин резко выдается на шее и носит название АДАМОВА

    яблока или КАДЫКА. Сзади, на верхней поверхности перстневидного хряща, раполага-

    ются два черпаловидных хряща, имеющих у своего основания два отростка — мышеч-

    ный и голосовой. К последнему прикрепляется голосовая мышца. Кроме того, вход в

    гортань закрывается особым хрящом — НАДГОРТАННИКОМ, укрепленным при помо-

    щи связок у верхнего края щитовидного хряща. Все хрящи гортани, помимо суставов,

    скреплены еще многочисленными связками.

    Мышцы гортани разделяются на наружные и внутренние. Наружные мышцы, соеди-

    няясь с другими частями скелета, поднимают и опускают гортань или фиксируют ее в

    определенном положении. К ним относятся грудинно-подъязычные мыщцы, прикреп-

    ленные своими концами к подъязычной кости и грудине. Эти мышцы фиксируют подъ-

    язычную кость, оттягивая ее книзу. Грудинно-щитовидные мышцы прикреплены к щи-

    товидному хрящу и подъязычной кости. Эти мышцы укорачивают расстояние между

    362

    подъязычной костью и гортанью. Щитоперстневидная передняя мышца находится между

    краем перстневидного хряща и нижним краем щитовидного хряща. Эта мышца способ-

    ствует движению щитовидного хряща вперед и вниз.

    Рис. 3. Строение гортани

    А — профильный разрез гортани и артикулярных органов; Б — схема этих органов, снятая с профильного ре-

    нтгеновского снимка; В — разрез гортани в профиль, более темным выделены голосовые и перстне-щитовид-

    ные мышцы; Г — схема расположения косых мышечных пучков голосовой мышцы.

    1 — верхняя губа; 2 — верхние зубы; 3 — купол твердого нёба; 4 — мягкое нёбо; 5 — язык; б — глоточная

    полость; 7 — задняя стенка глотки; 8 — подъязычная кость; 9 — надгортанник; 10 — вход в гортань; 11 —

    щитовидный хрящ гортани; 12 — перстневидный хрящ гортани; 13 — щитовидная железа; 14 — щито-грудин-

    ная и подъязычно-грудинная мышцы; 15 — ложная голосовая складка; 16 — морганиев желудочек; 17 — ис-

    тинная голосовая складка; 18 — черпаловидный хрящ, покрытый мягкими тканями; 19 — просвет трахеи;

    20 — контуры шейных позвонков; 21 — мембрана, натянутая между подъязычной костью и щитовидным хря-

    щом; 22 — подъязычно-надгортанная связка; 23 — передний конец края эластичного конуса (голосовой склад-

    ки); 24 — голосовая (вокальная) мышца; 25 — задний конец края эластичного конуса (голосовой складки);

    26 — перстне-щитовидная мышца; 2 7— • черпало-перстневидное сочленение; 28 — печатка перстневидного

    хряща; 29 — жировое тело, заполняющее пространство между надгортанником, подъязычной костью и щито-

    видным хрящом; 30 — надсвязочная полость гортани.

    363

    Рис. 4. Хрящи гортани

    А — хрящи гортани сбоку; Б — хрящи гортани сзади; В — хрящи гортани в профильном разрезе; Г —

    щитовидный хрящ спереди (вверху), сбоку — сзади (посередине) и сзади (внизу); Д — хрящи гортани и подъ-

    язычная кость сбоку и сзади; Е — перстневидный хрящ и черпаловидные хрящи; спереди (вверху), сбоку —

    сзади (посередине) и сзади (внизу). 1 — тело подъязычной кости; 2 — подъязычно-щитовая мембрана; 3 — бо-

    ковая пластина щитовидного хряща; 4 — косая выступающая линия щитовидного хряща, служащая для при-

    крепления мышц; 5 — передний, выступающий вперед край щитовидного хряща; 6 — нижняя часть эластич-

    ного конуса гортани; 7 — щитоперстневидное сочленение (нижние рожки); 8 — кольцевидная часть перстне-

    видного хряща; 9— хрящевые кольца трахеи; 10— листовидная часть надгортанника; 11 — задние концы

    больших рожек подъязычной кости; 12 — верхние рожки щитовидного хряща; 13 — передний конец утол-

    щенной части эластичного конуса (внутреннего края голосовой складки); 14 — верхушка черпаловидного хря-

    ща; 15 — внутренний край голосовой складки; 16 — задний конец утолщенной части эластичного конуса,

    прикрепляющийся к голосовому (вокальному) отростку черпаловидного хряща; 17 — мышечный отросток чер-

    паловидного хряща; 18 — перстне-черпаловидное сочленение; 19 — связка щитоперстневидного сочленения;

    20 — печатка перстневидного хряща; 21 — мембранозная часть трахеи; 22 — стебелек надгортанника; 23 —

    голосовой (вокальный) отросток черпаловидного хряща; 24 — верхний угол боковой пластины щитовидного

    хряща; 25 — вырезка щитовидного хряща; 26 — нижний край щитовидного хряща.

    364

    А — мышцы шеи после снятия ко-

    жи и подкожно-жирового слоя;

    Б — группа глубоких мышц, не-

    посредственно связанных с гор-

    танью; более поверхностные мыш-

    цы удалены; В — сжиматели глот-

    ки и мышц языка; череп в проф-

    ильном разрезе; слева дана схема

    действия мышц, прикрепляющихся

    к гортани и к подъязычной кости.

    1 — шилоязычная мышца; 2 — за-

    днее брюшко двубрюшной мышцы;

    3 — мышца дна полости рта; 4 —

    переднее брюшко двубрюшной

    мышцы; 5 — шилоподъязычная

    мышца; 6 — мышца языка, идущая

    от подъязычной кости; 7 — сред-

    ний сжиматель глотки; 8 — тело

    подъязычной кости; 9 — щи-

    топодъязычная мышца; 10 — ниж-

    ний сжиматель глотки; 11 — верх-

    нее брюшко лопаточно-подъязыч-

    ной мышцы; 12 — подъязычно-гру-

    динная мышца; 13 — щитогрудин-

    ная мышца; 14 — грудино-ключич-

    но-сосковая мышца; 15 — сухожи-

    лия грудино-ключично-сосковой

    мышцы; 16 — задняя группа мышц

    шеи; 17 — нижнее брюшко лопа-

    точно-подъязычной мышцы; 18 —

    носоглоточная миндалина; 19 —

    носоглотка; 20 — глоточное отвер-

    стие слуховой (евстахиевой) трубы;

    21 — разрез мышцы верхнего сжи-

    мателя глотки; 22 — разрез мышц

    мягкого нёба; 23 — косая линия

    щитовидного хряща; 24 — перстнещитовидная мышца; 25 — кольцо перстневидного хряща; 2•6 — кольца тра-

    хеи; 27 — волокна мышц пищевода; 28 — мышца, поднимающая мягкое нёбо; 29 — подбородочно-подъязыч-

    ная мышца; 30 — щитоподъязычная мембрана.

    Рис. 5. Мышцы шеи, управляющие движениями гортани.

    Внутренние мышцы гортани служат для выполнения дыхательной и гшюсообразу-

    ющей деятельности.

    К ним относится щиточерпаловидная внутренняя мышца, или голосовая (парная),

    заложенная в толще голосовой складки. Благодаря колебаниям складок образуется звук:

    звук-голос. Мышца эта натянута между внутренним краем щитовидного хряща и голосо-

    вым отростком черпаловидного хряща соответствующей стороны. В спокойном состоя-

    нии голосовые складки образуют треугольное отверстие для прохождения воздуха, назы-

    ваемое голосовой щелью.

    365

    А, Б, В — действие перстнещито-

    видных мышц, растягивающих го-

    лосовые складки: А — вид гортани

    в профиль (показан ход волокон

    перстнещитовидных мышц); Б —

    схема действия этих мышц (сплош-

    ной контур — положение хрящей в

    покое; прерывистый контур — по-

    ложение в результате действия пер-

    стнещитовидных мышц; голосовая

    складка выделена черным цветом);

    В — схема действия этих мышц

    (вид сверху: слева — положение в

    покое; справа — в результате дейст-

    вия перстнещитовидных мышц).

    Г, Д, Е — вид на область входа в

    гортань сверху и сзади (схематизи-

    ровано), задние группы мышц от-

    препарированы: Г — фальцетное

    положение голосовых связок; Д —

    максимальное раскрытие голосовой

    щели при глубоком вдохе; Е — фо-

    национное положение голосовых

    складок при грудном звучании голо-

    са; Ж — схема действия мышц при

    фальцетном голосе; 3 — схема дей-

    ствия мышц при глубоком вдохе;

    И — схема действия мышц при

    грудном голосе.

    1 — надгортанник; 2 — подъязычная кость; 3 — подъязычно-щитовидная мембрана; 4 — передний край щи-

    товидного хряща; 5 — прямое брюшко перстнещитовидной мышцы; 6 — косое брюшко перстнещитовидной

    мышцы; 7 — прикрепление перстне-щитовидной мышцы на передней поверхности кольца перстневидного

    хряща;8 — перстне-щитовидное сочленение; 9 — переднее прикрепление голосовой складки; 10 — голосовая

    складка; 11 — заднее прикрепление голосовой складки на вокальном отростке черпаловидного хряща; 12 —

    печатка перстневидного хряща; 13 — ложная голосовая складка; 14 — морганиев желудочек; 15 — голосовая

    складка; 16 — верхушка черпаловидного хряща; 17 — мышечный отросток; 18 — косая черпаловидная мыш-

    ца; 19 — поперечная черпаловидная мышца; 20— задняя перстнечерпаловидная мышца; 21 — боковая перст-

    нечерпаловидная мышца; 22 — наружная щиточерпаловидная мышца.

    Рис. 6. Действие внутренних мышц гортани

    Во время речи голосовые складки сближаются. Над истинными голосовыми склад-

    ками располагаются по бокам две складки слизистой оболочки, называемые ЛОЖНЫ-

    МИ ГОЛОСОВЫМИ СКЛАДКАМИ, а между истинными и ложными голосовыми склад-

    ками имеются углубления — так называемые морганиевы желудочки, слизистая которых

    имеет много желез, увлажняющих голосовые складки.

    Дыхательная деятельность гортани обеспечивается одной парой мышц перстнечер-

    паловидной задней, которая только одна расширяет голосовую щель, все остальные

    мышцы прямо или косвенно содействуют сужению голосовой щели.

    Таким образом, антагонистом перстнечерпаловидной задней мышцы является перст-

    нечерпаловидная боковая мышца, которая сближает голосовые складки.

    При образовании звука помимо напряжения голосовых складок сближаются основа-

    ния черпаловидных хрящей, чтобы полностью закрыть просвет голосовой щели. Это вы-

    полняется межчерпаловидными поперечной и косой мышцами гортани, принимающими

    366

    участие в голосообразовании. Еще одна мышца гортани — перстнещитовидная пере-

    дняя, — идущая от перстневидного хряща косо к задней части щитовидного хряща, при

    своем сокращении удлиняет переднезадний размер гортани и тем самым вызывает натя-

    жение голосовых складок. Родившись в гортани, звуковая волна распространяется вверх

    и вниз по воздушным путям и тканям, окружающим гортань. Специалистами установле-

    но, что 1/10 — 1/50 часть звуков, родившись в гортани, выходит из ротового отверстия.

    Другая же часть поглощается внутренними органами и вызывает вибрацию тканей голо-

    вы, шеи, груди.

    Гортань иннервируется (снабжается) ветвями блуждающего нерва — верхним и

    нижним гортанными нервами, дающими двигательные веточки к мышцам гортани и —

    чувствительные — к слизистой. Все внутренние мышцы гортани иннервируются нижним

    гортанным нервом, за исключением перстне-щитовидной мышцы, которая иннервирует-

    ся гортанным нервом. Он же снабжает слизистую оболочку гортани чувствительными

    волнами.

    Ко второму отделу речеголосового аппарата относится звукопроизводящая, или ар-

    тикуляционная, система. Это полость рта, носа и глотки, мягкое нёбо, язык с нёбным

    сводом, зубы, губы и нижняя челюсть.

    Образованный при движении голосовых складок звук усиливается благодаря резони-

    рующим полостям глотки, которая представляет собой трубку. Она начинается у основа-

    ния черепа и доходит до пищевода. Научными исследованиями последних лет доказано,

    что полость глотки принимает активное участие в звукообразовании, глоточный резона-

    тор выполняет важную роль в звучании речевого голоса. Верхняя часть глотки посредст-

    вом хоан (отверстий) сообщается с полостью носа и называется носоглоткой. Полость

    носа разделена носовой перегородкой. Спереди она открывается двумя отверстиями (ноз-

    дрями). Полость носа покрыта слизистой оболочкой, имеет придаточные полости: гай-

    морову, лобную, решетчатую и основную. Полость носа выполняет дыхательную и резо-

    наторную функции. Вместе с придаточными пазухами принимает участие в образовании

    голоса. Раздражение звуковыми волнами придаточных полостей носа повышает тонус го-

    лосовых мышц, отчего усиливается звук и улучшается тембр речевого голоса.

    Для правильного произнесения звуков речи и для тембрального характера голоса со-

    стояние носовой полости и придаточных пазух имеет большое значение.

    Французский исследователь Р. Юссон полагает, что вибрационные ощущения в по-

    лости носа и придаточных пазухах раздражают обширные зоны нервных окончаний тро-

    йничного нерва и рефлекторно стимулируют деятельность голосовых складок, а это

    способствует яркости и блеску голоса. Резонаторное участие полости носа и придаточ-

    ных пазух в речевом голосе усиливает его основной тон.

    К органам артикуляции относятся полость рта, мягкое нёбо и полость глотки, язык

    с нёбным сводом, зубы, губы и нижняя челюсть.

    В полости рта сверху находится твердое нёбо, переходящее в заднее. Снизу полость

    рта ограничена подвижным языком, спереди — зубами, с боков — щеками, сзади распо-

    ложены зев и глотка.

    Глотка представляет собой не только часть дыхательных и пищеварительных путей,

    но и вспомогательный орган, участвующий в образовании звука. Полость глотки являет-

    ся одним из резонаторов звука совместно с полостью носа и придаточными полостями.

    367

    Рис. 7. Полость носа и придаточные полости (пазухи) носа

    А — профильный разрез через правую носовую полость; Б — вид носовых ходов при осмотре носа спереди;

    В — фронтальный разрез через нос и лицевую часть черепа; Г — проекция носовых полостей и придаточных

    полостей носа на наружные покровы лица.

    1 — полость черепа; 2 — лобная кость; 3 — лобная (фронтальная) пазуха; 4 — отверстие канала, ведущего из

    лобной пазухи в полость носа; 5 — верхняя стенка носовой полости; 6 — обонятельная область слизистой

    оболочки верхней раковины носа; 7 — верхняя носовая раковина; 8 — средняя носовая раковина; 9 — сред-

    ний носовой ход; 10 — нижняя носовая раковина; 11 — нижний носовой ход; 12 — мышцы верхней губы;

    13 — твердое нёбо; 14 — мягкое нёбо; 15 — носовая перегородка; 16 — верхний носовой ход; 17 — глазни-

    ца; 18 — пазухи решетчатого лабиринта; 19 — щель верхнего отдела носовой полости; 20 — гайморова (верх-

    нечелюстная) полость; 21 — зубной отросток верхней челюсти; 22 — верхний большой коренной зуб; 23 —

    пазуха основной кости; 24 — хоана; 25 — глоточное отверстие слуховой (евстахиевой) трубы; 26 — носогло-

    точная миндалина; 27 — носоглотка.

    368

    Не случайно многие иссследователи устанавливают связь между формой ротоглоточного

    канала и качеством голоса.

    Твердое нёбо принимает активное участие в образовании голоса. В работах фран-

    цузского ученого Р. Юссона имеются указания на то, что звуковые волны через твердое

    нёбо передают раздражение второй ветви тройничного нерва, которая разветвляется на

    нёбном своде. В результате улучшается качество звука: его яркость и способность не-

    стись вдаль.

    Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, играет в развитии речевого голоса также боль-

    шую роль. При ее малой активности голос приобретает "гнусавый" характер.

    Напряжение мышц глотки и мягкого нёба (внутриглоточная артикуляция) снимает

    напряжение мышц языка, нижней челюсти, гортани, улучшая условия голосообразова-

    ния. В связи с этим Р. Юссон назвал "центральным голосообразующим участком" мягкое

    нёбо. Подъем мягкого нёба, раскрытие полости глотки обеспечивают большую мощность

    звука. Тренировка этих мышц (внутриглоточная артикуляция) осуществляется специаль-

    ными упражнениями.

    Следует напомнить, что мягкое нёбо связано нервными окончаниями со многими

    участками органов образования речи. Хорошо иннервирована и слизистая оболочка. Лю-

    бое движение мягкого нёба вверх является стимулятором для настройки всех органов го-

    лосообразования.

    Важным органом, принимающим участие в речи, является нижняя челюсть. Благо-

    даря ее активности и подвижности формируются гласные звуки.

    В строении языка различают: кончик (заостренный передний конец), спинку (верх-

    няя поверхность), края (по обеим сторонам), корень (задняя поверхность). При смыка-

    нии языка с твердым нёбом поток воздуха задерживается либо, прорываясь через затвор,

    образует звуки т-д-н. Если язык сближается с твердым нёбом, не смыкаясь с ним, воз-

    никает длительный шум благодаря трению о стенки суженной полости (звуки с-ш-з-ж).

    Задержки и замедления воздушного потока могут создаваться смыканием губ, сближени-

    ем губ, зубов (звуки б-п, м, в-ф). (Подробно об артикуляции губ и языка при произнесе-

    нии гласных и согласных звуков смотрите в главе "Дикция".)

    Важная часть речевого аппарата — резонаторно-произносительная система, кото-

    рая объединяет ротовую и носоглоточную части речевого аппарата.

    Дыхательная система дает энергию, необходимую для голосообразования.

    Механизм вдоха и выдоха срабатывает "автоматически", но дыханием можно управ-

    лять и произвольно. "В результате систематического и частого повторения дыхательных

    упражнений они становятся условным раздражителем для коры головного мозга и могут

    изменить характер дыхания, его ритм, глубину и пр." .

    Дыхательный аппарат состоит из трахеи (дыхательного горла), бронхов с бронхио-

    лами (бронхиального дерева) и легочной ткани, где в легочных пузырьках (альвеолах)

    совершается газообмен между воздухом и кровью. Трахея разветвляется на два бронха,

    которые образуют в легких мелкие веточки — бронхиолы, заканчивающиеся, как уже

    говорилось выше, альвеолами.

    Таким образом, на двух главных ветвях бронхиального дерева (своим видом строе-

    ние легких очень напоминает дерево с ветвями и веточками) образуются два легких,

    * Иванов С. М. Лечебная физкультура при хронической пневмонии у детей. М., 1968.

    369

    основание легких лежит на диафрагме; боковыми частями легкие прилегают к стенкам

    грудной полости.

    Легкие покрыты двойной гладкой и скользкой оболочкой — плеврой. В легких нет

    собственной мускулатуры и, поскольку они прилегают к внутренним стенкам грудной

    клетки и к диафрагме, все движения стенок грудной полости и диафрагмы передаются

    легким.

    При вдохе вдыхательные межреберные мышцы и диафрагма сокращаются. Расшире-

    ние грудной клетки, опущение и уплощение купола диафрагмы влекут за собой расши-

    рение легких и заполнение их воздухом. Как только мышцы расслабляются, легкие сжи-

    маются благодаря гладкой мускулатуре бронхов и эластичности тканей легких, но при

    полном дыхании и звучащем выдохе вдох и выдох совершаются произвольно при актив-

    ном участии мышц вдыхателей и мышц выдыхателей. Диафрагма — мощная мышца

    вдоха, при ее участии заполняется воздухом нижняя, более широкая часть легких.

    Брюшной пресс является ее антагонистом — это очень сильная мышца выдоха. Сокра-

    щение мышечных пучков диафрагмы влечет за собой уплощение и снижение купола ди-

    афрагмы, увеличение объема грудной полости, расширение легких и заполнение их вды-

    хаемым воздухом.

    При сокращении диафрагма надавливает на органы, находящиеся в брюшной поло-

    сти, живот слегка выпячивается вперед. Хотя диафрагма является основной вдыхатель-

    ной мышцей, ее роль во время звучащего выдоха очень значительна. Выдох, как уже го-

    ворилось, обеспечивается мышцами брюшного пресса и межреберными мышцами, ко-

    торые поддаются волевому управлению.

    По современным данным, основную энергию звучащего выдоха (певческого или ре-

    чевого) дают основные мышцы-выдыхатели грудной клетки и брюшного пресса, но ди-

    афрагма — мышца вдоха — и гладкие мышцы, заключенные в стенках бронхиального

    дерева, также активно участвуют в этом выдохе, противодействуя ему.

    При помощи мышц-выдыхателей человек может регулировать струю выдыхаемого

    воздуха, подаваемую к голосовым складкам, может корректировать подсвязочное давле-

    ние, необходимое для более сильного или легкого звучания.

    Гладкие мышцы, о которых мы упоминаем, заключены в слизистой оболочке сте-

    нок бронхов. Они "регулируют просвет воздухоносных путей и тем самым дают возмож-

    ность гибко менять объем воздуха, идущий к голосовым складкам". Гладкие мышцы не

    поддаются управлению, мы можем влиять на их работу только косвенным путем.

    В жизни наблюдаются различные типы дыхания, при которых работают все мышцы

    вдоха и выдоха, только движения их разные. "Выбор" дыхания в жизни совершается и

    устанавливается в зависимости от физического воспитания с детских лет.

    Процесс дыхания у человека состоит из трех взаимосвязанных этапов: внешнее ды-

    хание, перенос газов кровью и тканевый обмен. Обмен между газами и кровью — сущ-

    ность внешнего дыхания — происходит в легких и достигается сменой вдохов и выдохов.

    В состоянии покоя человек делает 16—18 дыхательных циклов в минуту, вдыхая

    примерно 500 мм воздуха за один вдох. Этот объем воздуха называется дыхательным

    воздухом. Но при усиленном дыхании можно вдохнуть еще 1500 мм3. Этот объем назы-

    вается дополнительным воздухом. Точно так же после обычного выдоха человек может

    370

    еще выдохнуть 1500 мм . Этот объем назы-

    вается резервным воздухом. Сумма пере-

    численных объемов воздуха (дыхательного,

    дополнительного и резервного) составля-

    ет 3500 мм3 и называется жизненной ем-

    костью легких. Следует заметить, что за-

    нятия спортом, дыхательной гимнастикой,

    развитием голоса значительно повышают

    жизненную силу легких и благотворно дей-

    ствуют на здоровье человека.

    Дыхание человека может быть различ-

    ным в зависимости от обстановки. Во вре-

    мя сна оно ритмично и спокойно, в ста-

    тичном положении может быть ритмичным

    и глубоким. И во время резких движе-

    ний — поверхностным. Человек может со-

    Рис. 8. Схематическое изображение трахеи и легких знательно управлять СВОИМ дыханием.

    Главным регулятором дыхания является дыхательный центр, расположенный в про-

    долговатом мозгу. Кроме того, в разных участках центральной нервной системы имеются

    отделы, которые определенным образом также регулируют дыхание. Большое значение

    имеют для актера условно-рефлекторные влияния на дыхательный процесс, т.е. волнение

    перед выступлением или даже мысленное представление о выступлении.

    Таким образом, периферическая часть речевого аппарата состоит из трех систем:

    системы, образующей звук, резонаторно-артикуляционной и дыхательной систем. А ра-

    бота всего аппарата достигается одновременно деятельностью всех трех систем перифе-

    рического отдела под управлением и регуляцией центрального отдела речи — головного

    мозга с его проводящими путями.

    В дальнейшем, осваивая дикцию и дыхание, мы будем на практике убеждаться в

    возможности и необходимости сознательного управления своим речевым аппаратом.

    РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

    1. Влияние работы дыхания на речеголосовое звучание

    Человек дышит постоянно: во сне, при приеме пищи, во время физической и умст-

    венной работы. Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кис-

    лорода из окружающей среды и выделения углекислого газа.

    Особое значение имеет процесс дыхания в связи с голосовой и речевой деятельно-

    стью человека, это один из самых существенных и важных элементов воспитания рече-

    вого голоса и правильного произношения звуков речи.

    От того, как дышит актер, т. е. как он умеет пользоваться своим дыханием, зависят

    красота, сила и легкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи.

    Современные данные о влиянии коры головного мозга на все основные процессы в

    организме относятся и к деятельности дыхательного аппарата, так как процесс дыхания

    может изменяться произвольно. От силы подсвязочного давления, которое образуется

    371

    при выдохе, зависит амплитуда колебаний голосовых складок. Кроме того, дыхание под-

    нимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность голоса и в какой-то

    мере его тембр.

    Выдыхаемый воздух, собирающийся под закрытой голосовой щелью, производит

    давление на многочисленные окончания чувствительных нервов, подходящих к слизи-

    стой оболочке подсвязочного пространства.

    Пунктиром показано положение

    при вдохе, а черным контуром —

    при выдохе.

    А — смешанный реберно-диафраг-

    матический тип дыхания, называе-

    мый также грудодиафрагматиче-

    ским; Б — смешанный реберно-ди-

    тием голоса, активизация мышечных

    групп, принимающих участие в го-

    лосообразовании, профилактика го-

    лосовых расстройств.

    Упражнения могут применяться как

    дыхательно-голостенка идет вперед;

    Г — нижне-реберно-диафрагматиче-

    ский тип дыхания с преобладанием

    диафрагматического дыхания; Д —

    реберно-диафрагматический тип ды-

    хания; Е — чисто грудной (ребер-

    ный) тип дыхания, когда при вдохе

    грудная клетка расширяется и под-

    нимается, а диафрагма не включена

    в работу; передняя стенка живота

    при таком вдохе втягивается.

    1 — легкие; 2 — сердце; 3 — диаф-

    рагма при выдохе; 4 — диафрагма

    при вдохе; 5 — грудная стенка при

    выдохе; 6 — грудная стенка при

    вдохе; 7 — брюшная стенка при вы-

    дохе; 8 — брюшная стенка при

    вдохе.

    Рис. 9. Типы дыхания

    Таким образом, выдыхаемый воздух является не только средой, в которой происхо-

    дят колебания голосовых складок, но также одновременно и раздражителем для перифе-

    рических рецепторов голосового аппарата.

    Правильное и рациональное использование речевого дыхания способствует нор-

    мальному протеканию жизненных процессов в организме, снимает утомление (как об-

    щее, так и речевого аппарата), способствует развитию речеголосового аппарата актера и

    его жизнедеятельности.

    "Драматическому актеру, чтецу часто приходится сталкиваться с условиями, требую-

    щими от него умения и расчета в использовании дыхания. Длинная фраза, большой и

    трудный по силе нарастания монолог, стихотворная строка, быстрая, легкая речь в коме-

    372

    дийном или водевильном диалоге, речь во время движения (при беге, прыжке, борьбе,

    фехтовании и танце) — все это требует очень закаленного, умелого, обработанного, пра-

    вильно поставленного дыхания. В противном случае будут нарушаться: структура стиха,

    течение мысли в фразе, сила, ровность, звучность голоса" .

    Умелое использование дыхания обогащает голос актера и благотворно действует на

    его здоровье. Дыхание может помочь приобрести в речевом голосе яркость, легкость, ок-

    руглость, полетность, владение регистрами и т.д. Неумелое пользование дыханием может

    лишить речевой звук всех этих качеств и вызвать голосовые заболевания.

    2. Особенности газообменного (физиологического)

    и речевого (фонационного) дыхания

    Когда человек молчит, находится в состоянии покоя, задача дыхания заключается в

    вентиляции легких. Такое дыхание не связано с речью и голосообразованием, его приня-

    то называть газообменным.

    При дыхании во время речи к функции газообмена присоединяется голосовая дея-

    тельность, т. е. вовлекается голосовой и артикуляционный аппарат. Такое дыхание назы-

    вается фонационным, т. е. участвующим в голосообразовании .

    Физиологическое и фонационное дыхание по ряду существенных качеств различает-

    ся между собой.

    Дыхание газообменное вне Дыхание фонационное в процессе

    речи речи

    1. Дыхание совершается автоматически. 1. Дыхание в большей степени подчине-

    2. Вдох совершается чаще через рот. но воле.

    3. Вдох по продолжительности равен 2. Вдох совершается чаще через нос.

    выдоху.

    4. Порядок элементов дыхательного 3. Вдох короткий, быстрый, а выдох —

    процесса: вдох, выдох, пауза. замедленный.

    4. Порядок элементов дыхательного

    процесса: вдох, выдох прерывистый в

    связи с произношением слов, фраз,

    пауза.

    Учитывая разницу между газообменным и фонационным дыханием, следует разли-

    чать виды тренировочной работы по воспитанию навыков в работе над дыханием: уп-

    ражнения, укрепляющие мышцы, обеспечивающие полное, правильное дыхание. Это мо-

    гут быть упражнения по оздоровительной лечебной физкультуре и спортивной гимнасти-

    ке. Но, кроме этого, для развития речевого голоса необходима тренировка дыхания со

    звуком или мысленным чтением.

    В связи с этим заслуживает внимания концепция о рефлекторной деятельности ды-

    хания и речевого голоса, которая изучалась и изучается нашими отечественными учены-

    Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М., 1963. С.87—88.

    Фонация (франц.) — произнесение звуков речи (восходит к греч. Пюпе — "звук").

    373

    ми. Согласно этой концепции, главную роль в физиологии дыхательного аппарата игра-

    ют бронхиальные мышцы, регулируемые внутрибронхиальным давлением. Соотношение

    работы голосовых складок и работы внутрибронхиального давления в речевом голосооб-

    разовании имеет большое значение.

    Сторонники этой концепции доказывают, что перебор дыхания вредно отражается

    на звучании голоса. Поэтому стремление занимающихся воспитанием голоса набрать как

    можно больше воздуха надо считать ошибочным. Они поднимают плечи, переполняя

    легкие воздухом. При таком дыхании голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавлен-

    но и неприятно.

    Крупный советский ларинголог Л. Д. Работнов доказывает, что чем больше набира-

    ется воздуха перед звучанием, тем больше расширяются легочные пузырьки и, следова-

    тельно, тем большее количество воздуха замыкается и не используется для активного

    участия в поддерживании давления. Учитывая это обстоятельство, следует подчеркнуть,

    что образование голоса происходит лишь при помощи воздуха, находящегося в бронхи-

    альной системе и равного объему его при максимальном расширении. Отсюда вытекает

    вывод, что вдыхание большого количества воздуха во время пения и речи бесполезно

    и даже вредно. Потому что сильное раздувание легких ведет к развитию чрезмерного

    давления в бронхах и к расстройству легочного кровообращения. От этого может насту-

    пить приступ удушья и одышки, несмотря на достаточный запас кислорода в легких.

    Методы произвольной регуляции дыхания со звуком известны с давних времен. Они

    всегда входили в арсенал средств народной медицины (Древнего Востока и Тибета).

    Предлагаемая ими дыхательная гимнастика положительно влияет на систему голосообра-

    зования.

    Как известно, эта дыхательная гимнастика называлась "пневмотерапия" и осуществ-

    лялась путем изменения грудной клетки за счет движения ребер, диафрагмы, брюшных и

    спинных мышц. Особое внимание уделялось вдоху через нос.

    Полное дыхание, или, как принято говорить, смешанно-диафрагматическое, давно

    изучается не только преподавателями сценической речи, но и физиологами, а также спе-

    циалистами лечебной физкультуры.

    Исследования отечественных физиологов еще раз говорят о том, что дыхательная

    гимнастика широка и многообразна. В нее входит большое количество упражнений, по-

    зволяющих оказывать на организм человека различное воздействие. Человек может в из-

    вестных границах управлять своим дыханием — удлинять или укорачивать вдох и выдох,

    делать между ними паузы, изменять характер дыхательных движений.

    Педагогическая практика и врачебные наблюдения подтверждают целесообразность

    проведения воспитательной работы над навыками дыхания во время занятий речевым го-

    лосом со звуком или мысленным чтением.

    Следует придавать большое значение тренировочной работе воспитания дыхания

    вместе с движением рук, ног, корпуса: ходьбой, танцем, бегом.

    По существу все упражнения делаются с движениями, которые косвенным путем ут-

    верждают правильное дыхание. Упражнения делаются вначале плавно, легко, без резких

    движений, затем по мере освоения и убыстрения усложняются. Правильное использова-

    ние дыхания проверяется в ходьбе, беге, танце и т. п.

    Дыхание, тренированное долгое время в статичном положении и без звука, во время

    движения расстраивается, нарушается его правильность и ритмичность, дискоординиру-

    374

    ется грудное и брюшное дыхание, выключается носовой вдох, что ведет на практике к

    ухудшению речевого звучания и появлению одышки.

    Известно, что дыхательную гимнастику можно успешно использовать для регуляции

    нервных процессов. Методу дыхательных движений большое значение придавал осново-

    положник отечественной физиологии И. М. Сеченов. Он установил, что от ритма дыха-

    тельных движений зависят ритмы электрических потенциалов в продолговатом мозгу.

    Итак, рациональная тренировка речевого дыхания должна, в конечном счете, приве-

    сти к тому, чтобы ею можно было заниматься во время движения (бег, ходьба и пр.), не

    задыхаясь и используя лучшие качества речеголосового звучания.

    Овладение "азбукой" дыхания, необходимого для воспитания лучших качеств рече-

    вого голоса, требует выполнения специального комплекса дыхательной гимнастики. Сле-

    дует отметить, что тренировочная дыхательная гимнастика благоприятно действует на

    общее здоровье человека, повышает его работоспособность.

    3. Типы дыхания, наблюдаемые в жизни, и их

    краткая характеристика (см. рис.9)

    В зависимости от того, какая группа мышц преобладает в акте дыхания во время

    речи, определяется тот или иной тип дыхания.

    В литературе принята следующая классификация типов дыхания:

    1. Грудное дыхание, при котором вдох происходит за счет поднятия верхней и

    средней части грудной клетки.

    2. Брюшное дыхание, при котором дыхательные движения совершаются в нижних

    отделах грудной клетки.

    3. Смешанно-диафрагматическое, или полное, дыхание, наблюдается в жизни у

    здоровых людей с хорошей осанкой.

    Как доказано наукой, изолированного типа дыхания практически не встречается

    (Л. Д. Работнов, Ю. П. Фролов, И. И. Левидов, М. И. Малютин, Ф. Ф. Заседателев). В

    любом типе дыхания принимает участие в большей или меньшей степени вся система

    дыхания, координируемая центральной нервной системой. Однако преобладание одной

    группы мышц в работе дыхания над другой ведет к недостаткам речевого голоса, что и

    тормозит работу по воспитанию его.

    Грудное дыхание. Дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отде-

    лах грудной клетки. Вдох напряженный, участие диафрагмы слабое, нагрузка при выдо-

    хе на мышцы плечевого пояса и груди, при вдыхании поднимаются плечи. Недостаток

    грудного дыхания — недостаточная активизация мышц брюшного пресса и диафрагмы, а

    это препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебо-

    ру воздуха и утомлению голоса актера.

    Брюшное дыхание. При нём дыхательные движения совершаются в нижнем отделе

    грудной клетки при сильном опускании диафрагмы, которая при выдохе поднимается.

    Положительная сторона брюшного дыхания — легкость и быстрота вдоха, отрицатель-

    ная - — ограниченность выдоха, его нединамичность, затруднения при движении. А пас-

    сивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается отрицательно на каче-

    стве речевого звука.

    375

    Таким образом, вышеописанные типы дыхания в изолированном виде недостаточны

    для воспитания речевого голоса. При воспитании навыков правильного дыхания не сле-

    дует разбивать внимание на отдельные части, или элементы, дыхания, а нужно сразу же

    обучаться полному смешанно-диафрагматическому дыханию с активизацией мышц

    брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

    Научившись управлять мышцами брюшного пресса, диафрагмы, спинными мышца-

    ми и т. д., в конечном счете можно влиять на мускулатуру бронхов и трахеи.

    Учитывая этот факт, мы предлагаем полное смешанно-диафрагматическое дыхание

    с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

    Полное дыхание выгодно отличается от других типов дыхания и, как мы уже гово-

    рили, наблюдается в жизни у здоровых людей. Активная работа всей дыхательной муску-

    латуры обеспечивает одновременно функционирование мышц грудной клетки и брюшно-

    го пресса. Смешанно-диафрагматический тип дыхания лежит в основе формирования ре-

    чевого голоса. Он осуществляется при расширении грудной клетки в продольном, попе-

    речном и передне-заднем направлениях. Он выгодно отличается от других изолирован-

    ных типов дыхания работой дыхательной мускулатуры и создает благоприятные условия

    для одновременного функционирования мышц грудной клетки и брюшного пресса. Вос-

    питание правильных навыков полного дыхания при занятиях речевым голосом является

    обязательным для приобретения профессиональных качеств голоса и здоровья актера.

    ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ

    В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

    Под осанкой понимается правильное положение тела в покое и движении. Полно-

    ценное здоровье и воспитание навыков правильного дыхания возможно только при со-

    хранении осанки. Голова держится прямо, плечи свободно опущены и отведены назад,

    спина прямая, грудь немного выступает вперед, нижняя часть живота слегка подтянута.

    В такой позе следует держаться непринужденно, свободно, без напряжения. Нарушение

    осанки почти всегда ведет к нарушению правильного процесса дыхания и звучания. Пси-

    хологи считают, что опущенная голова и сгорбленная спина — признак пассивности, не-

    смелости, неуверенности в себе.

    Следует отметить, что в процессе воспитания речевого голоса правильная осанка

    развивает именно те мышцы, которые принимают активное участие в акте дыхания. Сис-

    тематический контроль за своей осанкой (коррекция осанки) помогает освоить в корот-

    кий срок полное дыхание. Следует приучать себя ходить и сидеть, чуть-чуть откинув

    верхнюю часть корпуса назад и развернув плечи. При таком положении тела расширя-

    ется грудная клетка, усиливается обмен воздуха в легких, активно работают мышцы

    брюшного пресса. Правильная осанка создает ощущение подтянутости, готовность быст-

    ро включаться в работу.


    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42


    написать администратору сайта