Главная страница

СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
Дата27.11.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
ТипУчебник
#10478
страница38 из 42
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42

лосу. Большое значение имеет правильная осанка, свободные от напряжения мышцы

шеи, плеч и вместе с тем ощущение подтянутых нижнебрюшных мышц.

При начальной работе над голосом внимание сосредоточивается на нахождении удоб-

ной для данного студента середины диапазона (центра голоса) и координации звука с ды-

ханием. В дальнейшем голосовые упражнения связываются с движением. Для этого мож-

но использовать материал, помещенный в главе "Дыхание, артикуляция, резонирование".

Работая над голосом, не надо спешить с расширением диапазона. При работе над

освоением звука в верхней и нижней частях диапазона исходим из правильно сформиро-

ванной середины его. Выработка в середине диапазона легкого, свободного, естественно-

го звучания создает необходимые предпосылки и для формирования звуков в нижней и

верхней частях диапазона. Если учащийся начинает чрезмерно увлекаться низкими или

высокими звуками своего голоса, не укрепив его середины, это приводит к "выпадению"

середины голоса: голос становится неустойчивым, сиплым внизу и резким вверху, быст-

ро наступает усталость.

В основе обучения владению голосом лежит задача добиться полнозвучного, ровно-

го, однородного по характеру звучания на протяжении всего диапазона.

Комплекс тренировочных голосовых упражнений, используемых в течение всех лет

обучения, предусматривает утверждение и дальнейшее развитие правильного звучания,

найденного в первоначальных упражнениях. Переходя к новому заданию, не надо забы-

вать предыдущих упражнений. Их нужно систематически повторять. Даже когда в про-

цессе постоянной тренировки накапливается много упражнений, возвращение к первич-

ным упражнениям полезно, а иногда и необходимо.

К работе над специальными голосовыми упражнениями следует приступить в конце

первого или в самом начале второго семестра (в зависимости от освоения подготови-

тельных упражнений).

При тренировке речевого голоса используются два приема: напевный и речевой. На-

чинать следует с того приема, на котором учащемуся легче удается верное звучание. На-

певные упражнения обычно помогают удерживать звук на заданной высоте, освоить по-

вышение и понижение голоса на новую ступень. Напевные упражнения развивают музы-

кальный слух. В речевых упражнениях необходимо добиваться естественной, разговор-

ной, плавной речи. Эти упражнения помогают развитию речевого слуха.

В напевных упражнениях повышение и понижение голоса идет по полутонам. В ре-

чевых упражнениях повышение и понижение происходит по ступеням, зависящим иск-

лючительно от речевого слуха учащегося.

Упражнения на распев не являются вокальными (певческими), они приближены к

речевому звучанию.

Если у учащегося плохая координация слуха и голоса(довольно частое явление в на-

чале занятий по голосу), то начинать следует с речевых упражнений; напевные же в

этом случае полезно проверять в сопровождении инструмента.

448

Все упражнения по голосу, за исключением первоначальных, тренируем на материа-

ле стихотворных текстов. Мы считаем необходимым брать для тренировки голоса имен-

но словесную ткань, а не отдельные слоги. Во-первых, потому, что гласные звуки в без-

ударном положении в русском языке редуцируются, а при тренировке голоса нужно со-

хранить и в неударных слогах верное направление звука и опору дыхания; во-вторых,

потому, что никакие упражнения со слогами не в состоянии охватить все многообразие

звукосочетаний, встречающихся в словах.

Переход от первоначальных упражнений по голосу с сонорными звуками к произне-

сению слов становится возможным через 2—3 недели после начала тренировок (для не-

которых учащихся и раньше). К этому времени студент уже привыкает слушать и конт-

ролировать себя, звучание своего голоса, повышать и понижать его в пределах среднего

регистра (центра своего голоса).

Вся тренировочная работа по голосу предусматривает одновременную тренировку

произношения и дыхания (смешанно-диафрагматического). Учащимся, у которых в жиз-

ни наблюдается многоударность (равновеликость слогов) или "проглатывание" слогов в

конце слов, следует больше работать над медленным произнесением слов в голосовом

упражнении, особо обращая внимание на соотношение ударных и безударных гласных.

Учащимся с вялой артикуляцией следует обращать внимание на четкость, ясность, точ-

ность произношения.

При нормальном, здоровом состоянии голосового аппарата и при достаточной тре-

нировке в течение всего первого года учащиеся приходят ко второму курсу, уже освоив

правильное направление звука и плавный переход из регистра в регистр при хорошей

опоре дыхания.

На втором курсе в голосовых упражнениях расширяется звуковысотный диапазон

голоса: закрепляется грудной (нижний) регистр, а также и головной (верхний). Идет ра-

бота над развитием темпоритмического и силового (динамического) диапазона.

Уже на втором курсе, при работе над творческим освоением литературных текстов,

возможно использование голоса как одного из выразительных речевых средств.

Каждому студенту надо иметь для тренировки несколько текстов. Новый текст вы-

бирается, когда несколько окрепнет голос, когда студент утвердится в правильном звуча-

нии на предыдущем тексте. Периодическая смена тренировочных текстов рекомендуется

начиная со второй половины второго курса.

Студент должен уметь применять все выработанные навыки по речи, дыханию.голо-

су в работе над художественными произведениями и в занятиях по мастерству актера.

Эти требования последовательно возрастают, исходя из задач 1, 2, 3, 4-го курсов. На 2 и

3 курсах следует проверить и закрепить успехи студентов в работе над голосом, органи-

зуя специальные, контрольные уроки или вынося упражнения по голосу на зачет.

Чрезвычайно важна для актера выносливость, т. е. умение, не уставая, пользоваться

различной силой голоса. Для развития выносливости к первоначальным упражнениям

присоединяются специальные упражнения на использование силы звука. "Силовые" уп-

ражнения применяются лишь после того, как усвоен весь комплекс предыдущих упраж-

нений.

Сила звука, рождаемая в гортани, зависит от интенсивности выдыхаемой струи и ис-

тользования резонаторов. Всегда надо помнить, что сила звука зависит прежде всего не

)т количества набранного в легкие воздуха, а от правильного его расходования.

449

Сила заключается не в резком и отрывистом крике, а в мощности, полноте, яркости

и широте звучания, во внутренней наполненности текста большими действенными зада-

чами.

К концу 2 курса учащиеся должны уметь пользоваться всем комплексом упражне-

ний. На 3 и 4 курсах уже требуется умение применять приобретенные навыки в диплом-

ных спектаклях. Большая нагрузка в выпускных спектаклях или программах по художе-

ственному слову — это, в частности, проверка выносливости голосового аппарата уча-

щихся, а также проверка их умения владеть своим голосом.

В распоряжении студентов 3 и 4 курсов широкий круг упражнений по голосу, из

которых они могут самостоятельно выбирать для каждодневной тренировки то одно, то

другое. Это упражнения различной трудности, и комбинировать их учащийся может по

своему желанию.

Время, отводимое для упражнений по голосу в самостоятельной работе, начинается

с 5—10 минут подряд на первом курсе, 15—30 минут на втором. Длительность трени-

ровки на третьем и четвертом курсах может быть увеличена до 30—45 минут. Трениров-

ку полезно проводить с утра.

Если тренировка проводится правильно, учащемуся легко и приятно выполнять уп-

ражнение, голос его звенит, нет ощущения усталости. При появлении усталости необхо-

димо выяснить причину. Если виною мышечный зажим, надо снять его и только тогда

продолжать занятия. После тренировки полезно почитать вслух любимые стихи.

Начиная работу над голосом, обратите внимание на основное положение частей го-

лосового аппарата при подготовке к правильному звучанию:

1) нижняя стенка живота (брюшного пресса) подтянута;

2) при вдохе грудная клетка слегка расширена в своей средней и нижней части,

плечи свободно отведены назад и опущены вниз; при выдохе грудная клетка остается

расширенной, нижнебрюшные мышцы регулируют равномерный, плавный выдох;

3) мягкое небо с маленьким язычком приподнято (глотка принимает положение зев-

ка);

4) челюсть опускается свободно; губы принимают положение тех гласных, с кото-

рых начинается упражнение.

Упражнения на развитие голоса

I курс

Упражнения на правильное направление звука

с использованием сонорных м, н, л

Для первоначальных упражнений полезно использовать сонорные согласные в соче-

тании с гласными. Гласные образуются вследствие свободного прохождения звука, рож-

денного гортанью, по глоточной и ротовой полостям, а согласные м, н, л формируются

при участии губ или кончика языка, который упирается в передние зубы; воздушная

струя при произнесении сонорных непосредственно попадает в верхние резонаторы.

Упражнения на сонорные звуки и 'на сочетания их с гласными помогают первому

ощущению вибрации резонаторных частей надставной трубы и грудной клетки (головно-

го и грудного резонаторов). Необходимо следить, чтобы мышцы гортани были свободны-

450

ми и звучащая струя воздуха направлялась вперед. Если звук идет правильно, то губы и

кончик языка ощущают легкое дрожание (вибрацию). Надо найти наиболее удобную для

себя высоту звучания. Упражнение повторяется по нескольку раз (3—4 раза) на одной

высоте. Вдох делается в тот момент, когда запас взятого воздуха иссякает.

При дальнейших тренировках закрепляется найденное верное звучание, запомина-

ются мышечные и вибрационные ощущения.

Во время звучания следует сохранять опору дыхания: постепенно расслаблять мыш-

цы-выдыхатели, дольше сохранять ощущение вдоха, экономно расходуя воздух.

Во время тренировки необходимо учиться слушать себя, ощущать вибрацию в обла-

сти лицевого костяка и грудной клетки, избегать форсирования звука, напряженности

окологортанной мускулатуры.

В первоначальных упражнениях, когда находится и утверждается средний регистр

(центр голоса), произносить звуки следует осторожно, негромко, без резких толчков, все

время прислушиваясь к ровности звучания. При повышении и понижении звука надо

следить за подачей ровной струи воздуха вперед — в резонаторы. При переходе от про-

должительного звучания звука м, н или л к упражнениям с гласными звуками необходи-

мо сохранить найденное ощущение попадания звука в передние резонаторы и ровности

воздушной струи.

1. Продолжительное произнесение сонорных звуков на одной высоте. Принять ос-

новное положение; протянуть звук м, н или л на одной высоте 3—4 раза, каждый раз

вдыхая носом. Проверять работу головного и грудного резонаторов по вибрациям, кото-

рые ощущают руки, положенные на голову и грудь. Свободу звучания проверять ощуще-

нием свободы мышц шеи, гортани, челюсти, ощущением звука "на губах":

вдох — мммммм — вдох — ммммм — вдох — ммммм (и т. д.);

вдох — нннннн — вдох - — ннннн — вдох — ннннн (и т. д.);

вдох — лллллл — вдох — ллллл — вдох — ллллл (и т. д.).

2. Постепенно, на одном дыхании, плавно переходить от одного сонорного к друго-

му, соблюдая одну высоту:

вдох — ммннлл — вдох — ммннлл — вдох — ммннлл (и т. д.).

3. Протянуть на одном дыхании и на одной высоте сонорный м, затем вдохнуть, по-

высить голос, опять протянуть м. Повышать по 3—4 ступени вверх, затем так же посте-

пенно понижать голос. Перед каждым повышением или понижением делать вдох.

4. Проделать то же со звуком н.

5. Проделать то же со звуком л.

6. Проделать то же, соединяя три звука: м, н, л.

Задание: проделайте эти упражнения дома, самостоятельно.

7. Повышать и понижать нараспев (по полутонам) сонорные звуки в сочетании с

таблицей гласных:

а) вдох — мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

б) вдох — нни, ннэ, нна, нно, нну, нны;

в) вдох — лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы.

Каждое из сочетаний повышать на 3—4 ступени вверх и затем так же, по ступеням,

понижать. Нараспев повышение и понижение голоса идет по полутонам.

8. Повышать и понижать гласные в закрытом слоге (оканчивающемся на согласный)

речевым и напевным приемом:

451

а) вдох — ммимм, ммэмм, ммамм, ммомм, ммумм, ммымм;

б) вдох — ннинн, ннэнн, ннанн, ннонн, ннунн, ннынн',

в) вдох — ллилл, ллэлл, ллалл, ллолл, ллулл, ллылл.

Порядок таблицы может быть изменен, если учащемуся удобнее начать упражнение

с других гласных (и — о — у — ы — э — а, у — о — а — э — и — ы и т. д.).

9. Чередовать сочетания гласных с сонорными напевным и речевым приемами. Про-

изнести таблицу напевным способом. Затем, взяв дыхание, повторить ее речевым спосо-

бом, не меняя высоты. Повторить такое чередование, поднимая всю таблицу по полуто-

нам в пределах своего среднего регистра:

Распев Речь

вдох — мми, ммэ, мма, ммо, вдох — ми, мэ, ма, мо, му, мы

мму, ммы

Во всех упражнениях обязательны: постоянная подача ровной струи воздуха; ров-

ное, непрерывное звучание; правильное формирование гласных и согласных звуков; ощу-

щение звука в резонаторах; ощущение свободы мышц окологортанной мускулатуры. На-

чинать тренировку с того приема (напевного или речевого), который легче удается. В

упражнениях, проводимых речевым способом, следует добиваться постепенности рече-

вых ступеней, без больших интервалов. Необходимо определить, сколько ступеней повы-

шения и понижения имеется в распоряжении учащегося на данный период тренировки.

Переходя от продолжительного произнесения изолированного звука м, н или л к его

сочетанию с гласными звуками, не всегда следует брать всю таблицу гласных. Первона-

чально можно взять три звука, наиболее легких для учащегося (и — э — а — или а —

о —у).

Задание. Повышая постепенно таблицу и затем понижая, определите на сколько

ступеней высоты вам удается продвинуться при ощущении свободы окологортанных

мышц.

Учащиеся с заметным носовым оттенком звучания начинают тренировку голоса по

таблице гласных в сочетании не с сонорными согласными, а со взрывными б, д, г.

Задание. Проделайте эти упражнения дома, самостоятельно, отдельно с каждым

взрывным звуком, повышая таблицы:

сначала би, бэ, ба, бо, бу, бы;

затем ги, гэ, га, го, гу, гы;

и ди, дэ, да, до, ду, ды.

Таким образом при помощи первоначальных упражнений выясняется: 1) на каком

приеме легче удерживать звук на одной высоте — на распевном или речевом; 2) с каки-

ми согласными звук легче идет вперед, не вызывая напряжения, и приближается к резо-

наторам. Кроме сонорных звуков м к н, которые активизируют выдох, возможно для не-

которых студентов подбирать и другие согласные, произнесение которых подводит вы-

дыхаемую струю воздуха вперед (б, д, г, з, ж).

Переход от напевного упражнения к речевому или наоборот совершается в зависи-

мости от того, в каком упражнении голос учащегося звучит естественнее, свободнее. Ес-

ли свободу звучания, равномерное распределение выдоха, свободу глоточной полости,

концентрацию звука в резонаторах студент скорее ощутил в напевном упражнении, то

ему надо впоследствии перенести эти ощущения на речевое звучание, и наоборот.

.у иралпспил нриьидии^л сжсдпсопи, капитал ни ^—/ мип_у1. иьрвипапальпшм уи-

ражнениям с сонорными звуками уделяется приблизительно 10—14 дней. Особенно за-

держиваться на них не нужно, так как иногда свобода звучания легче удается на упраж-

нениях со словами.

Если у студента во время голосового упражнения замечаются мышечные зажимы и

недостатки в использовании дыхания, то ему следует вернуться к упражнениям, связан-

ным с движением, и на них убрать зажимы.

Тренировка правильного звучания на тексте

пословиц и коротких стихотворных текстах

Упражнения с сонорными согласными и их сочетаниями с гласными помогли офор-

мить звук, установить верное его направление. Следующий этап — упражнения со слова-

ми. Для этой цели могут служить счет, пословицы, строчки стихотворного текста. При

работе следим за тем, чтобы сохранить найденное удобное, свободное, полетное звуча-

ние, которого мы добились в слоговых упражнениях с сонорными звуками.

При этом первом обращении в голосовых упражнениях к словам необходимо внима-

ние к тому, чтобы ударные гласные попадали точно в резонатор, а неударные не снима-

лись с дыхания; чтобы не пропадали согласные звуки, которые формируют слово.

Пословицы и другие тексты надо подбирать так, чтобы под ударением встречалось

больше гласных, на которых учащемуся легче закрепить правильное звучание, и соглас-

ных, которые помогают удерживать звуки в резонаторах. При наличии открытого ("бело-

го") звука лучше взять строчки с преобладанием звука о. Учащимся с зажатой челюстью

лучше тренироваться на строчках, где часто встречается ударный а. Ударные гласные

помогают держать тон всей строки.

В упражнениях добиваемся ровности характера и силы звучания, устойчивой высо-

ты, без провалов и качаний при переходе от слога к слогу и от слова к слову. Для более

точного выполнения этих условий вспомним подготовительные упражнения с мыслен-

ным чтением и предварительно проделаем упражнение про себя, следя внутренним слу-

хом за верностью и точностью звучания.

Пословицы и стихотворные строчки вначале тренируем в пределах среднего регист-

ра. Когда установится точное понимание объема середины своего голоса и появится уме-

ние управлять звуком при повышении и понижении, будем понемногу расширять диапа-

зон, каждые 5—6 дней прибавляя по одной ступеньке, звучащей сначала ниже, а затем и

выше среднего регистра. В процессе тренировки для каждого учащегося постепенно ус-

танавливается количество полутонов (в упражнениях нараспев) и количество речевых

ступенек (в упражнениях на речь). К концу второго курса диапазон голоса студента дол-

жен быть расширен в зависимости от его индивидуальных успехов.

Перед каждым повышением и понижением текста пословицы или стихотворной

строчки следует делать вдох. В упражнениях на чередование напевных и речевых стро-

чек начинать надо с той, в которой голос учащегося звучит естественнее, легче. В даль-

нейшем надо добиваться свободного выполнения упражнений как напевного, так и рече-

вого звучания.

Длина стихотворной строчки при тренировке зависит от степени освоения дыха-

тельных упражнений, длинного выдоха.

453

Как и в предыдущем комплексе упражнений, при расширении диапазона голоса на-

до следить за одновременным использованием грудного и головного резонаторов, за точ-

ностью артикуляции, за свободой окологортанной мускулатуры, опорой дыхания.

Мы начинаем отсчет строчек снизу при повышении голоса и сверху при пониже-

нии. Каждая строчка повышается (или понижается) на одну ступень высоты.

1. Повышение и понижение голоса при произнесении пословицы нараспев. От

удобного нижнего звучания, повышая пословицу по полутонам, довести голос до удоб-

ной высоты и затем, постепенно понижая его, вернуться к исходному звучанию. Произ-

нести нараспев, на одном дыхании, на одной высоте всю пословицу. Вдохнуть и произ-

нести пословицу, повысив голос на полтона.

Повышение и понижение голоса сначала происходит в пределах его середины. Все

слова пословицы произносятся на одном дыхании, все ударные гласные звучат на одной

высоте.

Отсчет строчек начинается снизу.

3. (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.

2. (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.

1. (вдох) Красно поле пшеном, а речь умом.

2. Повышение и понижение голоса при произнесении пословицы речевым при-

емом. В этом упражнении пословица тренируется по речевым ступеням, в речевой инто-

нации. Ударные слоги произносятся на одной высоте, которая фиксируется речевым слу-

хом учащегося. Вся пословица, как и в упражнении 1, произносится на одном дыхании.

Характер речевой интонации утвердительный, конкретный, но мягкий (не рваный, не

резкий).

Домашнее задание. Закрепить упражнение на повышение и понижение голоса в по-

словице "Весна красна цветами, а осень — снопами". Сначала тренироваться речевым

способом, а затем напевным.

3. Тренировка голоса в чередовании речевого и напевного звучания пословицы.

Произнести пословицу "Красно поле пшеном, а речь умом" с напевным звучанием;

затем, взяв дыхание, произнести пословицу в речевой интонации на той же высоте:

Распев Речь

(вдох) Красно поле пшеном, а (вдох) Красно поле пшеном, а речь

речь умом. умом.

Повышая пословицу по полутонам нараспев и повторяя ее в речевой интонации, по-

степенно довести голос до удобного, естественного верхнего звучания и затем постепен-

но вернуться к исходной высоте.

Произнести пословицу один раз речевым способом; затем, взяв дыхание на той же

высоте, повторить ее нараспев. Повышать пословицу по речевым ступеням и, повторяя

ее нараспев, довести до верхнего звучания; постепенно возвратиться по речевым ступе-

ням к исходной высоте:

Распев Речь

(вдох) Красно поле пшеном, а (вдох) Красно поле пшеном, а речь

речь умом. умом.

454

Домашние задания: а) закрепить упражнение на чередование, начиная с напевного

звучания пословицы; б) закрепить упражнение, начиная с речевого звучания пословицы.

Для тренировки взять несколько пословиц. Например, кроме указанной выше, сле-

дующие: "Где песня льется, там легче живется"; "Красна песня ладом, а сказка складом;

"В зимний холод всякий молод"; "Береги нос в большой мороз"; "Хорош цветок, да ос-

тер шипок"; "Плохое начало и дело стало"; "Где взросла сосна, там она и красна". Как

видите, в этих пословицах преобладают звуки а и о в ударном положении.

Тренировка голоса на стихотворных

строчках (3—4 слова в строке)

Цель этих упражнений — закрепить правильное звучание голоса на различных сло-

вах (а следовательно, на различных звукосочетаниях).

1. Повышение и понижение голоса по строчкам речевым приемом. Принцип уп-

ражнения тот же, что в предыдущем упражнении с пословицей. Стихи для тренировки

следует взять сначала четырехстопного размера. Например:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

(А. Пушкин. "Зимняя дорога")

Каждую строчку текста постепенно повышать до удобной для студента верхней сту-

пени диапазона и затем так же понижать до исходной высоты звучания. Интервалы меж-

ду строчками зависят от степени развития речевого слуха учащегося. Перед каждой

строчкой необходимо взять дыхание.

Начинайте с нижней строки этой таблицы:

4. (вдох) 4-я строчка: Льет печальный свет она.

3. (вдох) 3-я строчка: На печальные поляны

2. (вдох) 2-я строчка: Пробирается луна,

1. (вдох) 1-я строчка: Сквозь волнистые туманы

2. Повышение и понижение голоса по строчкам нараспев. Поднимать каждую

строчку текста, приведенного в предыдущем упражнении, на полтона выше; дойдя до

удобной высоты, соответственно опускать голос.

Внимание к устойчивости ударных гласных и точное повышение и понижение стро-

чек делают дальнейшую работу над голосом более эффективной, помогают сознательно

расширять диапазон. Умение добиться точности звучания каждого ударного гласного яв-

ляется результатом развития речевого слуха.

Во время тренировок надо следить за согласованной работой грудного и головного

резонаторов при повышении или понижении голоса.

3. Чередование строчки напевной со строчкой речевой. Текст для тренировки:

Уже полдневная пора

Палит отвесными лучами,

И задымилася гора

С своими черными тенями.

(Ф. Тютчев. "Снежные горы")

455

Каждая напевная строчка должна звучать выше предыдущей на полтона. Речевая

строчка придерживается высоты напевной, но произносится в речевой интонации. На-

чать первую строчку нужно в грудном регистре.

Распев Речь

4. 4-я строчка (вдох): С своими черными те- (вдох) С своими черными тенями.

нями.

3. 3-я строчка (вдох): И задымилася гора (вдох) И задымилася гора

2. 2-я строчка (вдох): Палит отвесными луча- (вдох) Палит отвесными лучами,

ми,

1. 1-я строчка (вдох): Уже полдневная пора (вдох) Уже полдневная пора

4. Чередование речевой строчки с напевной. В отличие от предыдущего, это уп-

ражнение надо начинать с произнесения строчки речевым способом, а затем повторить

строчку нараспев (после вдоха) на одной высоте с речевой. После произнесения послед-

ней строчки все четверостишие повторяется до предельной высоты для данного периода

тренировки.

В упражнениях на чередование напевной и речевой строчек следует определить ко-

личество повышений и понижений. В упражнении 3 определить количество полутонов, а

в упражнении 4 — количество речевых ступенек подъема голоса.

5. Переход с напева на речь. При этом при повторном произнесении строчки вдоха

не происходит.

6. То же самое — переход с речи на распев.

II курс

Тренировка звуковысотного, темпоршпмического,

динамического диапазона речевого голоса на удлиненной строчке

Приступать к тренировке голоса на удлиненных строчках полезно при достаточно

натренированном дыхании. Эти упражнения предусматривают дальнейшее развитие и ук-

репление дыхания и слуха учащихся. Две строчки указанного текста должны произно-

ситься на одном выдохе и на одной высоте (в двух строчках 6—7 слов).

От темного леса далёко,

На почве бесплодно сухой

Дуб старый стоит одиноко,

Как сторож пустыни глухой.

(И. Никитин. "Дуб")

Упражнения на развитие звуковысотного диапазона голоса

1. Повышение и понижение голоса речевым способом на удлиненной строке. По-

вышать и понижать по речевым ступеням текст двух строчек, следующих друг за другом,

на одном выдохе. Начать упражнение с нижних ступеней диапазона (в грудном регист-

ре). Повышение и понижение зависит от степени развития речевого слуха учащегося;

вдох следует брать через каждые две строки:

456

(вдох) От темного леса далёко, / На почве бесплодно сухой

(вдох) Дуб старый стоит одиноко, / Как сторож пустыни глухой,

(вдох) От темного леса далёко, /На почве бесплодно сухой...

(И т.д.)

2. Повышение и понижение голоса напевным способом на удлиненной строке.

Повышение и понижение двух строчек нараспев следует по полутонам (см. упражнение

№ 2 предыдущей группы упражнений).

3. Чередование двух напевных строк с двумя речевыми (см. упражнение № 3 пре-

дыдущей группы). Начать с напевного звучания двух строчек. Дыхание распределять так-

же на две строки. Каждые две строки повышать и понижать по полутонам. Эти же две

строчки на той же высоте тренировать речевым способом.

4. Чередование двух речевых и двух напевных строчек (см. упражнение № 4 пред-

ыдущей группы). Начать с речевого звучания двух строчек. Каждые две строки повышать

и понижать по речевым ступеням и эти же две строки на той же высоте тренировать на-

распев.

5. Переход с распева на речь в середине строки. Повышать и понижать голос по по-

лутонам (или речевым ступеням) на длинной строке. В середине строки, не делая вдоха,

переходить с распева на речь. Затем вдохнуть, повысить голос на ступеньку, опять на-

чать с распева и перейти в середине сдвоенной строки на речь — и так по всему диапа-

зону, сначала поднимаясь по полутонам, затем опускаясь по полутонам.

Распев Речь

(вдох) От темного леса далеко, На почве бесплодно сухой

(вдох) Дуб старый стоит одиноко, Как сторож пустыни глухой.

6. Переход с речи на распев в середине сдвоенной строки. Упражнение делается

так же, как предыдущее, но теперь первая половина удвоенной строки звучит как речь, а

вторая — нараспев.

Речь Распев

(вдох) От темного леса далёко, На почве бесплодно сухой...

Дыхание берется на обе строчки один раз.

Повышение и понижение голоса по словам

Эти упражнения способствуют дальнейшему развитию гибкости и плавности звуча-

ния, расширению диапазона голоса на речевом и напевном приемах, выравниванию пе-

реходов из регистра в регистр по всему диапазону. В этих упражнениях каждому следует

установить точное количество длинных строк, в которые укладывается диапазон его го-

лоса на данном этапе (по мере тренировки диапазон будет расширяться).

Тренировочный текст — знакомое четверостишие "Уже полдневная пора...". Произ-

носить его надо сначала негромко, осторожно, мягко, внимательно слушая себя, повы-

шая каждое слово (в пределах своего диапазона); затем соответственно понижать каждое

слово. Все время следить за ровностью и полетностью звучания (проверять работу резо-

наторов). Дыхание следует брать после каждой длинной строчки.

457

Низким от природы голосам иногда легче начинать с верхнего звучания, постепенно

понижая голос на каждом слове — в распеве по полутонам, в речи по установленным

ступеням — а затем подняться по словам. Постепенно надо добиться, чтобы повышение

и понижение голоса по словам заняло 4 удлиненные строки. Интервалы между словами

при речевом приеме зависят от слуха учащегося, при напевном приеме ступенькой явля-

ется полутон. Повышение слова нараспев (по хроматической гамме) можно проверять у

инструмента.

В речевом ступенчатом движении используется минимальное повышение или пони-

жение, которое уже отмечает речевой слух. Необходимо добиваться мягкого, ровного пе-

рехода от слова к слову в повышении и понижении, не рубить слова. Голос как бы пе-

реливается от одного слова к другому.

1. Повышение и понижение голоса по словам речевым способом. Каждое слово в

строчке повышать на одну ступеньку от своего низкого (грудного) звучания до удобной

высоты и соответственно так же понижать голос:

тенями,

черными

с своими

гора

И задымилася

лучами (вдох),

отвесными

палит

пора

полдневная

(вдох) Уже

2. Повышение и понижение голоса по словам нараспев (по хроматической гамме).

Каждое слово сначала повышать, а затем понижать по полутонам в пределах своего диа-

пазона.

3. Повышение голоса по словам (речь) и понижение (нараспев). Таким образом,

первая половина упражнения (повышение) тренируется по типу упражнения 1, вторая

половина (понижение) — по типу упражнения 2.

4. Повышение голоса по словам нараспев, понижение — речевым способом. Пер-

вая половина упражнения тренируется по типу упражнения 2, вторая половина — по ти-

пу упражнения 1.

В этих упражнениях учащиеся уточняют определение своего диапазона на данном

этапе тренировки и в дальнейшем следят за его расширением. В речевом упражнении

диапазон может быть больше, чем в напевном. Дыхание взять только в начале упражне-

ния и в переходе к понижению.

Упражнения на использование различных темпов

В творческой практике актер иногда встречается с необходимостью произносить

текст в быстром темпе. Нередко ему приходится мгновенно переключаться с быстрой

речи на медленную или, наоборот, с медленной на быструю. Цель предлагаемых ниже

458

упражений — использовать при быстром темпе найденную в предыдущих упражнениях

легкость, верное направление звука в резонаторы и закрепить длинный, плавный выдох.

Ускоренные строчки должны быть легкими, точными. Скорость не должна мешать раз-

борчивости слов.

Упражнения на использование различных темпов, как и все предыдущие, проводят-

ся в распевном и речевом звучании. Ускоренное повышение по хроматической гамме и

по словам в речи первоначально производится с добором дыхания после двух-трех удли-

ненных строчек. При достаточной тренировке в дальнейшем оно должно производиться

от нижних ступеней диапазона до верхних на одном выдохе (вдох делать только перед

понижением голоса).

1. Чередование медленных и быстрых строчек речевым способом при одновре-

менном повышении и понижении голоса на длинной (сдвоенной) строке.

Тренировочный текст

Смотрит солнце с небес — и блестит и горит,

По полям и лугам разливается.

Не шелохнется лес, только песня звенит,

Гулким эхом вдали откликается...

(С. Дрожжин. "Привал на Волге")

Первая строчка произносится в нижнем регистре и в медленном темпе (как можно

медленнее). После вдоха эта строчка повторяется на той же высоте, но уже в быстром

темпе. Делается вдох, голос повышается на ступеньку речевого диапазона, опять строчка

произносится медленно, а после добора дыхания — быстро и т. д.

2. Чередование медленных и быстрых сдвоенных строк напевным способом при

одновременном повышении или понижении голоса по двум строчкам. Тренировка

проводится так же, как в предыдущем упражнении, но строчки произносятся нараспев и

повышение происходит по полутонам.

3. Чередование двух медленно произносимых строк речевым способом с двумя

быстрыми нараспев. Дыхание берем после каждых двух строк. Текст:

Смотрит солнце с небес — и блестит и горит,

По полям и лугам разливается, —

произносится как одна строка в медленном темпе.

Далее следует повторить эти две строчки в быстром темпе, или в быстром темпе

звучат последующие две строчки четверостишия.

Речь (медленно) Смотрит солнце с небес — и блестит и горит,

По полям и лугам разливается.

Вдох. Распев Не шелохнется лес, только песня звенит,

(быстро) Гулким эхом вдали откликается...

4. Чередование двух медленных строк (распев) с двумя быстрыми (речь) при од-

новременном повышении или понижении строк в пределах установленного диапазо-

на.

Медленно — Смотрит солнце с небес — и блестит и горит,

Распев По полям и лугам разливается.

Быстро — Не шелохнется лес, только песня звенит,

Речь Гулким эхом вдали откликается...

459

Л-* ^ 1 Г1Л ^ Ч.^ГЬЛ.ЛЪ.ЧЪЛ.Ч^Ш. Х1Ч^ЧУ V У^ ЧУ^-1,* 11И V/ \^./»Ч^АЛ,Г» 1 Ыр I » ЧУЧУЧ-»» 1144^1^/1^11111Д «Г 1 1 Ч/1П.11 1^ V ^Ч^1А^-- V

паузами между словами, а медленным произнесением самих слов. Тренируясь системати-

чески, следует в конце концов добиться, чтобы упражнения легко звучали в удвоенных

строчках. Полезно проводить эти упражнения — на чередовании медленных и быстрых

строк — и в обратном порядке: начинать с быстрых строк, а повторять медленно.

Задание. Потренируйте самостоятельно эти упражнения, начиная с быстрого произ-

несения строк. Помните: высота при чередовании медленных и быстрых строк не меня-

ется.

5. Ускоренное повышение и понижение по словам речевым способом. Это упра-

женение проводится так же, как упражнение 1 из предыдущей группы упражнений, но

теперь каждое слово произносится быстро, бегло — и при этом очень четко, разборчи-

во. Вдох добирается во время упражнения 1 —2 раза. Возможно добрать в середине уп-

ражнения при подъеме, затем перед понижением.

6. Ускоренное повышение и понижение по словам нараспев (по хроматической

гамме). Начиная работать над освоением хроматической гаммы в ускоренном темпе, не-

обходимо сначала выполнить упражнение 2 из предыдущей группы упражнений. Вдох

следует делать 2—3 раза, не нарушая плавности переходов от слова к слову.

7. Повышение по словам на речь в медленном темпе и понижение по словам на

речь в быстром темпе.

8. Повышение по словам на речь в быстром темпе и понижение по словам на

речь в медленном темпе.

Задание. Потренировать упражнения 7 и 8 напевным способом.

9. Постепенное изменение скорости при одновременном повышении и пониже-

нии по строчкам речевым способом. Каждая длинная строка изменяется в темпе.

На самых верхних (удобных для данного голоса) ступенях речевого диапазона

строчки произносятся с наибольшей скоростью и легкостью, после чего проводится по-

нижение и одновременно замедление каждой длинной строки по речевым ступеням. На

самой нижней ступени дипазона строчка произносится наиболее медленно.

Тренировочный текст:

Над хлебными нивами скоро Желанное время покоса

Цветенья поднимется дым, Пришло между тем наяву,

А там уж из темного бора Седые обильные росы

Потянет настоем грибным. К земле пригибают траву.

(В. Солоухин. "Верность")

10. Повышение или понижение голоса по строчкам с одновременным изменением

скорости (нараспев). Это упражнение проводится так же, как и предыдущее, только по-

вышение и понижение голоса происходит по полутонам. Выполнять оба эти упражнения

следует так, чтобы не было резкого перехода от медленного темпа к быстрому. Строчки

используются сдвоенные.

11. Чередование одной медленной строчки и трех быстрых (речь) на одном дыха-

нии и на одной высоте. Цель упражнения — выработать устойчивость дыхания и звука

на большом речевом периоде при резких сменах темпа.

460

Текст для тренировки:

Люблю грозу в начале мая, Как бы резвяся и играя,

Когда весенний первый гром, Грохочет в небе голубом.

(Ф. Тютчев. "Весенняя гроза")

Упражнение выполняется так:

Медленно Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Быстро Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

12. Чередование одной медленной строки и трех быстрых, тренируемых нараспев

на одном дыхании и на одной высоте. Упражнение выполняется так же, как предыду-

щее, но повышение и понижение происходит по полутонам.

13. Чередование одной медленной строчки (распев) и трех быстрых (речь):

(вдох) Люблю грозу в начале мая (медленно, распев),

Когда весенний первый гром,

(вдох) Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом (быстро, речь).

Все четыре строчки должны звучать на одной высоте. Последние три строчки про-

износятся без пауз, как одна строка, на одном выдохе.

Во всех упражнениях на ускорение по строчкам следует избегать слишком высоких,

а также слишком низких ступеней диапазона, так как при очень низком звучании пропа-

дает полетность звучания, а на очень высоких ступенях голос иногда приобретает визг-

ливую окраску. Следует также помнить, что при быстром темпе не нужна большая сила

звука.

Упражнения на развитие силы звука

Цель этих упражнений — соединить силу звучания с найденным ранее ощущением

свободы, полетности; учиться придавать голосу широту (объемность). При этом не нуж-

но путать звучность и широту с грубостью, резкостью звука, с криком.

Голос актера оценивается также по мягкости, легкости, тонкости интонаций. Необ-

ходимо сохранять чистоту звучания и правильное, ровное направление звука при смене

силы, распределять напряжение и ослабление, владеть силой и легкостью, управлять ды-

ханием.

Одно из первых упражнений на использование силы и легкости звучания — упраж-

нение "Эхо". Оно помогает выработать умение быстро и без особого напряжения для го-

лосового аппарата переключать голос с громкого звучания на сдержанное, легкое, не на-

рушая при этом условий правильного голосообразования. Голосу таким образом прида-

ются дополнительные качества интонационной выразительности. Упражнение "Эхо" по-

могает ощутить полетность звука, дальний его прицел с наиболее полным использовани-

ем резонаторной системы, способствует развитию слуховых ощущений.

Придерживаясь правила не увлекаться громкостью звука, не следует и бояться ее,

так как в процессе творчества порой приходится использовать свой голос в полную силу.

461

При силовых упражнениях должно создаваться впечатление, что голос может зву-

чать еще сильнее.

При выполнении упражнений на усиление по строчкам требуется умение очень точ-

но распределять дыхание. Для каждого учащегося в этих упражнениях необходимо уста-

новить предел высоты, на которую падает самая сильная по звуку строчка (в данный пе-

риод тренировки). Самая сильная строчка должна звучать на высоте, наиболее удобной

для голоса (на его середине). Самая тихая строчка тоже должна звучать на удобной

(нижней) ступени диапазона (там, где откликается головной резонатор).

1. "Эхо"-речевой способ.

Текст для тренировки:

Как солнце зимнее прекрасно,

Когда, бродя меж серых туч.

На белые снега напрасно

Оно кидает слабый луч!..

(М. Лермонтов. "Солнце")

Произнести первую строчку громко, прислушиваясь, как "летит" звук, но не очень

низко (чтобы не терять полетности). Затем повторить строчку на этой же высоте, ими-

тируя отзвук (эхо), какой мы слышим в лесу или в горах. Вдох делается после каждой

строчки.

Громко Тихо (эх о)

(вдох) Как солнце зимнее (вдох) Как солнце зимнее

прекрасно, прекрасно,

Когда, бродя меж серых туч... Когда, бродя меж серых туч...

Все четверостишие идет при повышении каждой новой строки по речевым ступень-

кам. Достигнув удобного предела высоты, надо проделать упражнение, понижая голос на

каждой новой строчке по речевым ступенькам. Важно внимательно прислушиваться к

отзвуку своего голоса и воспроизводить его.

2. "Эхо" — нараспев. Повышать и понижать строчки по полутонам. Упражнение

"Эхо" может звучать и на сдвоенных строчках.

Задание. Проделать дома самостоятельно упражнение "Эхо" на распев и на речь,

используя сдвоенные строчки.

3. Постепенное усиление голоса с одновременным повышением или понижением

по строчкам речевым способом.

Все последующие упражнения тренируем на длинной строчке.

Первые две строчки начать с самого тихого звучания на нижней ступени диапазона.

Повышать по две строчки на речевую ступень, одновременно усиливая звучание голоса

по отношению к предыдущей длинной строке. Рассчитать так, чтобы самое сильное зву-

чание голоса совпадало с самой удобной для него высотой на середине (где голос звучит

без напряжения, свободно), и затем продолжать повышать строчки по речевым ступеням

до предела высоты, постепенно затихая. После этого, понижая голос с каждой удвоен-

ной строчкой, опять усилить звук на центре голоса и снова постепенно снижать силу

звука.

462

Перед произнесением каждой сдвоенной строчки необходимо брать дыхание.

4. Постепенное усиление голоса с одновременным повышением и понижением по

строчкам нараспев. Выполняется так же, как упражнение 3, но повышение и пониже-

ние строчек совершается по полутонам.

5. Изменение голоса по силе в течение одной-двух сдвоенных строчек речевым

приемом. Первое слово строки начать с сильного звучания, но не с самого низкого зву-

ка. Продолжая произносить всю строку на одной высоте, постепенно, при произнесении

каждого слова, ослаблять силу звука, удерживая его в резонаторах. Последнее слово

строки должно прозвучать совсем легко. Следующая строчка повышается, начинаясь с

легкого звука. С каждым словом звук усиливается, расширяется и доходит к концу стро-

ки до самого сильного звучания. Так, чередуясь, то ослабевая, то усиливаясь, происходит

повышение строк по речевым ступенькам.

Текст для тренировки:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

(Ф. Тютчев. "Лазурь небесная...")

Повторяем, выполнять упражнение следует на удлиненной строке:

(вдох) Лазурь небесная смеется, / Ночной омытая грозой,

(вдох) И между гор росисто вьется / Долина светлой полосой.

В первой удлиненной строке слово "лазурь" произносится с наибольшей силой, все

остальные слова последовательно звучат слабее. Следующая строчка начинается с легко-

го звука и заканчивается сильным звучанием и т. д. С наибольшей силой произносятся

слова "грозой", "и между гор".

Необходимо следить, чтобы в этих упражнениях вся строка звучала на одной высо-

те, в одной позиции и слова были понятны.

6. Усиление голоса в пределах длинной строки при произнесении нараспев. Каж-

дая строчка должна повышаться и понижаться по полутонам, начинаясь с самого силь-

ного звучания и кончаясь наиболее легким, так же, как в упражнении 5.

7. Одновременное изменение силы и высоты звука при повышении и понижении

каждого слова (речевом способ). Каждое слово, повышаясь в речевой интонации, одно-

временно усиливается по отношению к предыдущему. Несколько сильных звуков (3—4)

придется на середину голоса; затем звуки начнут затихать, доходя до предельной высоты.

Когда идет понижение голоса по словам, сначала звук усиливается, а затем каждое слово

звучит тише предыдущего, затихая внизу.

8. Одновременное изменение силы и высоты звука при повышении и понижении

каждого слова нараспев (хроматическая гамма). Изменение силы звучания происходит

в том же порядке, как в упражнении 7. Начиная с удобной высоты нижнего регистра,

необходимо вместе с повышением каждого слова пройтись по своему объему голоса до

самой высокой ступени верхнего регистра. Сила звука (3—4 слова) придется на удобной

463

для каждого учащегося высоте (середине голоса). Дыхание нужно брать через каждую

удвоенную строку.

На третьем курсе студенты вместе с педагогом составляют свой, индивидуальный,

комплекс освоенных ранее упражнений, включающих тренировку звуковысотного, тем-

поритмического и силового диапазона голоса. Здесь возможны разнообразные комбина-

ции упражнений, наиболее эффективных, плодотворных для каждого ученика. Такие

тренировочные комплексы включаются в зачет 5-го семестра (середина 3-го года обуче-

ния). В дальнейшем (конец 3-го курса, 4-й курс) педагог периодически проверяет и кор-

ректирует правильность выполнения индивидуальных комплексов речеголосового тре-

нинга студентов.

ТЕКСТЫ ДЛЯ РЕЧЕГОЛОСОВОГО ТРЕНИНГА

На младших курсах тексты для тренировки упражнений кроме указанных выше мо-

гут быть, например, следующими:

1. Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла кругом.

(А. Фет)

2. И ярким золотом, и чистым серебром

Змеились облаков прозрачных очертанья;

Над разыгравшимся, казалося, Днепром

Струилися от волн и трав благоуханья.

(А. Фет)

3. С полей несется голос стада,

В кустах малиновки звенят.

И с побелевших яблонь сада

Струится сладкий аромат.

(А. Фет)

4. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А. Толстой)

5. И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом...

(В. Жуковский)

6. В саду зеленом блеск и тени,

На солнце искрится роса;

Веселых птичек голоса

Перекликаются в сирени;

464

Прохлада свежая давно

Плывет в открытое окно.

(И. Никитин)

7. Заря погасла. Месяц всходит,

На стекла бледный свет наводит;

За лес свалились облака;

В тумане город и река.

(И. Никитин)

8. Здесь гуще древесные тени,

Отчетливей волчьи следы,

Свисают сухие коренья

До самой холодной воды.

(В. Солоухин)

9. Зима разгулялась над городом южным.

По улице ветер летит ледяной.

Промозгло и мутно, туманно и вьюжно...

А горы сверкают своей белизной.

(В. Солоухин)

10. За тысячи верст

От родимого дома

Вдруг ветер завеет

Знакомо, знакомо.

За тысячу верст

От родного порога

Проселочной, белой

Запахнет дорогой.

(А. Твардовский)

11. Вот стелется просо зеленым ковром,

Склоняяся к почве густыми кистями;

С ним рядом желтеет овес золотой,

Красиво качая своими кудрями;

А воздух струится прозрачной волной

И солнце так ярко, приветно сияет!

Вот коршун лукавый над рожью плывет,

Вдали колокольчик звенит, замирает.

И мир насекомых немолчно поет.

(И. Никитин)

12. Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь.

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

(Ф. Тютчев)

465

Кроме того, начиная со 2-го курса, используется текст с длинными строками, что

способствует выработке длинного выдоха, устойчивости звучания. К примеру, это могут

быть строки Гомера, написанные гекзаметром (6-стопный дактиль):

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который

Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,

Много людей, города посетил и обычаи видел,

Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну сопутников: сами

Гибель они на себя навлекли святотатством, безумцы,

Съевши быков Гелиоса, над нами ходящего бога...

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;

Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одисеев:

Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил,

После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,

Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.

Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он

Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян.

Целый мы день до вечернего сумрака сидя на бреге,

Ели прекрасное мясо и сладким вином утешались:

Солнце тем временем село, и тьма наступила ночная;

Все мы заснули под говором волн, ударяющих в берег.

Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос.

К твердо-высоким стенам многославного града пришедши,

Все мы от них недалёко, в кустарнике, сросшемся густо,

Между болотной осоки, щитами прикрывшись, лежали

Тихо. Была неприязненна ночь, прилетел полуночный

Ветер с морозом, и сыпался шумно-холодной метелью

Снег, и щиты хрусталем от мороза подернулись тонким.

Речи окончивши, поднял с земли бронеблещущий Гектор

Гривистый шлем; и пошла Андромаха безмолвная к дому,

Часто назад озираяся, слезы ручьем проливая.

Скоро достигла она устроением славного дома

Гектора мужегубителя; в оном служительниц многих,

Собранных вместе, нашла и к плачу их всех возбудила.

Рати троянские, всей их громадой, как пламень, как буря,

Гектору вслед с несмиримой горячностью к бою летели

С шумом, с криком неистовым: взять корабли у данаев

Гордо мечтали и всех истребить перед ними данаев.

Снова у быстрых судов запылала свирепая битва.

Можно б сказать, что еще не усталые, свежие рати

В бой соступилися: так горячо ратоборцы сражались.

Духом таким управлялися воинства: мужи ахейцы

Боле не мнили избыть от беды и решились погибнуть.

С ужасом в город вбежав, как олени младые, трояне

Пот прохлаждали, пили и жажду свою утоляли,

Вдоль по стене на забрала склоняяся; но аргивяне

П од стену прямо неслися, щиты к раменам приклонивши.

Гектор же в оное время, как скованный гибельным роком,

В поле остался один перед Троей и башнею Скейской.

466

Девять носилися дней Аполлоновы стрелы по стану.

В день же десятый созвал Ахиллес народ на собранье,

Это внушила ему белокурая Гера богиня:

Скорбью терзалась она, погибающих видя данайцев.

Стали сбираться они, и, когда на собранье сошлися,

С места поднявшись, пред ними сказал Ахиллес быстроногий:

"Видно, придется, Атрид, после долгих скитаний обратно

Нам возвращаться домой, если смерти избегнуть удастся:

Страшный и гибельный мор, и война истребляет ахейцев".

Вниз по ступеням высоким поспешно сошла Пенелопа,

Старца Икария дочь многоумная; вместе сошли с ней

Две из служанок ее; и она, божество меж женами,

В ту палату вступив, где ее женихи пировали,

Подле столба, потолок там высокий державшего, стала,

Щеки закрывши своим головным покрывалом блестящим.

Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос.

Путники, снова в свою колесницу блестящую ставши,

Быстро на ней со двора через портик помчалися звонкий,

Часто коней погоняя, и кони скакали охотно.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ НАВЫКОВ

ПО РАЗВИТИЮ ГОЛОСА НА ТЕКСТАХ

Приведенные выше тексты помогают студентам закрепить, развить навыки, получен-

ные при выполнении упражнений. Можно использовать сначала отдельные фразы или

строчки стихотворений, а затем четверостишия. Можно взять любые фразы из трениро-

вочного текста, например две строчки из стихотворения Дрожжина, которые использу-

ются при тренировке:

Смотрит солнце с небес — и блестит и горит,

По полям и лугам разливается.

Произнести их, уже не удерживая звук на одной высоте, как это требовалось в уп-

ражнении, а с другой задачей — произнести сначала в пределах нижнего регистра, затем

в пределах среднего регистра и, наконец, в пределах верхнего регистра (можно начать с

любого регистра). Текст следует произносить с определенной задачей, например расхва-

ливать нарисованную автором картину природы. Произнося текст в трех регистрах, не-

обходимо найти оправдание такого повторения именно этой фразы. Голос при этом дол-

жен сохранять приобретенную полетность, легкость, свободу звучания в резонаторах.

Материалом для такой работы может служить любой текст, взятый ранее учащимся

для тренировки голоса или дикции. В конце 2-го, на 3-м курсах могут быть и более

сложные тексты, содержание которых невольно требует повышения звука, изменения си-

лы, смены темпа. Прежде всего следует провести логический анализ, определить дейст-

венные задачи.

Возьмем, например, стихотворение К. Кулиева "Что тебе милей всего?":


1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


написать администратору сайта