СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений
Скачать 0.85 Mb.
|
основан на том, что во время прочтения фразы работает центральная нервная система, активизируется весь дыхательно-артикуляционный аппарат. Артикуляционно-фонетиче- ский способ заключается в том, что в упражнении произносится только согласный звук, а гласный артикулируется медленно, беззвучно. После проделанного упражнения актер всегда попадает на свойственный только ему центр голоса. Подобный артикуляционно- фонетический способ выявления центрального звучания речевого голоса имеет преиму- щество в том, что воспитывает мышечные ощущения, речевой слух, внимание, самоана- лиз, осязательное и вибрационное чувства, т. е. те необходимые качества, которые тре- буются для развития голоса актера. Итак, центр речевого голоса — это тот голос, который возвращается к исходному положению после ряда повышений и понижений. АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Упражнения, которые помогают выявить индивидуальный центр речевого голоса) Кроме того, что эти упражнения помогают выявить середину голоса каждого учаще- гося (при произнесении вслух), они являются хорошими упражнениями по дыханию: тренируют нижнебрюшные мышцы в момент артикуляции согласных и межреберные мышцы в момент длинного теплого выдоха. Кроме того, теплый выдох помогает органи- зации звука в передней части ротовой полости, снимает напряжение окологортанной му- скулатуры. Мы дали такое название упражнениям, так как внимание при тренировке их фикси- руется на точной артикуляции внешней и внутриглоточной, а произнесение согласных и гласных происходит по законам фонетики русского языка. Упражнения тренируются беззвучно и со звуком. Ощущение освобождения мышц ротоглоточной области воспринимается через их предварительное закрепощение, т. е. сначала создается препятствие, после чего, согласно законам физиологии, одни мышцы расслабляются, а парные им включаются в работу, предоставляя свободный проход воз- 414 душной струе. Ь результате вырабатывается свобода действия и умение управлять мыш- цами. Все артикуляционно-фонетические упражнения служат укреплению мышц речеголо- сового аппарата, организации звука в передней части ротовой полости (резонированию), снятию напряжения окологортанной мускулатуры и, кроме того, тренировке фонацион- ного дыхания. Артикуляционно-фонетические упражнения не требуют громкого звучания (что то- же немаловажно), но включают в работу всю группу резонаторов — грудных и головных, что проверяется на проверочных текстах, произносимых сразу же после тренировочного упражнения. Это, в свою очередь, воспитывает ощущения слуховые и мышечные. Занятия на среднем и тихом звучании вовсе не лишают голос звонкости, а приучают к сознательному, вдумчивому управлению дыханием и резонированием. Недаром извест- ный миланский педагог-вокалист Д. Барра, подготовивший в течение 10 лет многих рус- ских певцов, считал полезной тренировку не в полную силу голоса. Форсировка приуча- ет к крикливости, однообразию, а постоянное излишнее напряжение голосовых складок утомляет их и лишает речевой слух тонкости и гибкости восприятия и контроля при уп- равлении голосом. В процессе тренировки, как мы уже говорили, результат каждого упражнения про- веряется и фиксируется произнесением вслух определенной фразы, либо стихотворной строчки того текста, на котором ведется тренировка. Таким образом, технические достижения тут же проверяются и закрепляются в тек- стах, произносимых вслух осмысленно и разговорно. В работу берутся тексты хорошо знакомые, лучше описательные, не нагруженные психологическими и эмоциональными задачами, небольшие по объему (особенно в нача- ле занятий). Образцы текстов мы предлагаем ниже. Эти упражнения полезны и доступны каждому самостоятельно занимающемуся. Тре- нировать их можно в любом помещении на воздухе (в лесу, в поле, саду, в горах), во время выполнения несложной привычной домашней работы. Как говорил великий физи- олог И. П. Павлов: "...мы, занятые, главным образом, одним делом, одной мыслью одно- временно можем исполнять другое дело, очень привычное для нас, то есть работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения" (цит. по: На- горный В. Э. Гимнастика для мозга. М., 1972). Для нас "основным" будет голосовое упражнение. И, как подтверждает практика, во время определенных привычных, несложных движений, не требующих большого физиче- ского напряжения и специального внимания, голос звучит свободно, окологортанные мышцы не напряжены и после тренировки голос не устает, звенит и льется свободно. В нашей работе много, казалось бы, парадоксального: например, — если надо снять напряжение с гортани, не надо специально фиксировать на этом внимание учащегося, так как зажим гортани станет сильнее. Надо тут же переключить внимание на другие, сопутствующие звучанию явления — на дыхание и резонирование, и при помощи усво- енных упражнений (дыхательных и резонационных) снять напряжение с гортани. В этом эффективность косвенных приемов воздействия, оправданного изучением психологических процессов. Добиваясь определенного, необходимого качества звучания, не надо "пробиваться" через преодоление недостатка, назойливо напоминая о нем. Опре- делив характер мышечного, а в большинстве случаев психологического зажима, необхо- 415 димо отвлечь внимание, успокоить и привести к необходимому результату "обходным" путем. Нельзя, чтобы человек терял веру в возможность избавиться от недостатка. Если после или во время тренировки ученик устает, сипнет — это сигнал для педа- гога, что работа построена неверно и надо менять задания, надо найти удобные и полез- ные для данного человека тренировочные упражнения (еще лишнее доказательство инди- видуализации в работе). При артикуляционно-фонетических упражнениях широко практикуется "мысленная речь" (про себя), при которой очень мягко активизируется весь речеголосовой аппарат, поэтому мы практикуем ее применение для тренировки голоса после некоторых заболе- ваний: после перенесения простуды, когда уже закончился острый воспалительный про- цесс, но осталась сипота, связки еще не полностью смыкаются, узелки еще не рассоса- лись и т. д. Первое из предлагаемых нами упражнений обладает еще одним свойством — выявить у каждого его центральное звучание — "золотую середину" голоса. Ученика не надо предупреждать об этом, но после того как он произнес проверочную фразу, не ду- мая, "куда" он посылает звук, но вместе с тем ощущая свободу и легкость звучания, ука- зать, что вот отсюда и начнется дальнейшая работа над совершенствованием голоса. Упражнение 1. Упражнение делается беззвучно. Губами воспроизводится точная артикуляция взрыв- ного согласного б или п. (Мысленно мы его проговариваем.) Губы как бы слиплись, и мы никак не можем их разомкнуть. При этом усилии невольно подтягиваются нижнеб- рюшные мышцы. Это длится недолго — всего 1 —2 секунды, затем губы приоткрывают- ся, опять мысленно мы "тянем", проверяя внутриглоточную артикуляцию, один из глас- ных (и, э, а, о, у, ы). Гласные "произносятся" на теплом выдохе, теплоту которого мы проверяем, поднеся ладонь ко рту. На теплом выдохе активизируется работа межребер- ных мышц, которые регулируют долготу выдоха: чем теплее выдох, тем он длиннее. При тренировке, как мы уже говорили, губы крепко сжимаются при мысленном произнесении б, п, затем, не сливая его в слог с гласным, раскрыв губы, долго тянем теплый выдох. Упражнение выглядит следующим образом: Б-иии...б-эээ...б-ааа..,б-ооо...б-ууу...б-ыыы... Затем тренируются следующие пары взрывных согласных: д—т и г—к, при которых затворы создаются при смыкании кончика языка с альвеолами верхних передних зубов и при смыкании средней и задней части языка с твердым небом. Мы назвали это упражнение "Хочу сказать, но не могу". Потренировав указанным способом каждый согласный звук, предлагаем тут же, на тех же мышечных пристройках произнести небольшую фразу с большим количеством в ней тренируемого звука. ("Добыл бобов бобыль", "Сидел тетерев на дереве", "Кукушка кукушонку купила капюшон"). После этого упражнения голос на фразах прозвучит невольно на естественной для данного человека середине. При повторении упражнения это звучание закрепляется. При тренировке дома или в классе с педагогом проверка звучания обязательна. Тренировка этого упражнения помогает форсированию звука на губах, регулирова- нию подсвязочного давления, тренировке мышц дыхания, определению и закреплению середины голоса, с которой и начинается работа над расширением диапазона голоса. 416 Мы предлагаем еще одну форму тренировки этого чрезвычайно полезного упражне- ния. Его можно делать в любых условиях (правда, без проверки вслух) — на ходу, в транспорте, и т. д. Артикуляция губ может быть незаметной — главное ощутить подтягивание нижнеб- рюшных мышц. Это будет хорошей настройкой к звучанию и дыханию. Потренировав мысленно каждый из взрывных согласных со всеми гласными, мы уже в течение 10 ми- нут позанимались подготовкой речеголОСОБОГО аппарата к звучанию. Упражнение 2. Берется фраза, в которой встречается много взрывных согласных, звонких и глухих. Согласные произносятся вслух, без напряжения, негромко, легко, отрывисто (изолиро- ванно от гласных, как в упражнении 1). Гласные же "тянутся" долго-долго, беззучно (мысленно), на теплом выдохе. Дыхание подхватывается носом произвольно, по мере на- добности. После произнесения фразы артикуляционно-фонетическим способом ее произносят вслух. Речевым слухом мы констатируем правильность звучания. Упражнение повторяет- ся 3—4 раза. Примерные тексты: "Добыл бобов бобыль"; "Все бобры для своих бобрят добры". Упражнение 3. Тренировка производится на тех же текстах, что и в упражнении 2, только гласны- ми на выдохе надо беззвучно "полоскать" горло, обращая особое внимание на раскрытие глотки. Затем фраза произносится вслух. Упражнение повторяется 3—4 раза. Упражнение 4. Тренировка проводится на небольших текстах с преобладанием сонорных соглас- ных и звонких щелевых в, ж, з. Согласные "тянутся" вслух как можно дольше, как бы "переливаясь" один в другой, в то время как гласные "произносятся" коротко и про себя (мысленно). Встречающиеся взрывные произносятся легко, отрывисто. После упражнения проверочный текст произносится вслух, лучше небольшими час- тями (речевыми тактами). Примерные тексты: "Метанья болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не вы- болтала"; "Верзила Вавила весело ворочал вилы"; "Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла" и т. д. Упражнение 5. Тренировка проводится на сонорных и звонких щелевых согласных:/?, л,м, н, ж, з, в. Берется хорошо знакомый стихотворный текст, например "У лукоморья дуб зеле- ный". Про себя, мысленно проговаривается текст с точным соблюдением логической ин- тонации, вслух же в это время "тянется" один из вышеуказанных согласных, точно восп- роизводящий интонационный рисунок каждой строчки текста. После каждой строчки добирается дыхание и повторяется, но уже "нормально" вслух этот же текст. Слуховыми, мышечными и резонаторными ощущениями проверяется верность и свобода звучания, попадания в резонаторы. 417 Согласные берутся произвольно, могут меняться по желанию. В процессе трениров- ки проверяется звучание на каждом согласном, отмечаются для себя наиболее удоб- ные — "любимые". Это упражнение, кроме всего, служит для проверки и тренировки речевого слуха, вырабатывает плавность и кантиленность звучания, свойственные русской речи. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОНОРНЫХ СОГЛАСНЫХ М, Н, Л, Р В РАБОТЕ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Ощущение звука в позиции резонаторов — одно из главнейших условий воспитания и развития речевого голоса. Благодаря соединению головного и грудного резонирования при активной работе артикуляционного аппарата и органов дыхания речевой голос при- обретает мощность, красоту и силу, необходимые для профессиональной работы актера. Для воспитания навыка использования ощущения звука в позиции резонаторов при- меняются согласные — сонорные звуки м, н, л, р. Они имеют определенные преимуще- ства при воспитании речевого голоса: 1. При произнесении сонорных согласных звуков объем глоточного резонатора су- жен, увеличиваются громкость звука и его импеданс (акустическое сопротивление возду- ха в ротовом резонаторе). 2. При произнесении сонорных звуков уменьшается напряжение окологортанной мускулатуры и создается наиболее щадящий режим работы голосовых складок. 3. При произнесении сонорных звуков создаются вибрационные ощущения. Эти ощущения являются сигналом правильного использования звука в позиции резонаторов. Вибрационные ощущения или раздражения подают сигналы в центральную нервную сис- тему о работе резонаторов. Вибрации, вызываемые сонорными звуками, раздражают нер- вные окончания, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение. 4. При произнесении сонорных согласных усиливается деятельность не только по- лости лицевого костяка, но и органов грудной клетки. Отсюда увеличиваются звонкость, красота и полетность речевого голоса. К выбору согласного сонорного звука для ощущения резонаторов следует подходить индивидуально. Так, иногда сонорные мин звучат глухо или гнусаво, тогда лучше для начала взять согласный л или р. Из четырех сонорных в начале работы над воспитанием речевого голоса следует выбирать наиболее удобный и звучащий, атака звука всегда мяг- кая. 5. При образовании голоса на сонорных звуках важно получить свободное легкое его звучание, а вибрационный контроль помогает ощутить звук в позиции резонаторов, а также поймать его "на губах", "собрать", или "сконцентрировать", его. В дальнейшем качество сонорности зависит от присоединения к этим звукам глас- ных звуков. Гласные — открытые звуки, они и будут соединять звучание гортани с виб- рационным ощущением. Именно поэтому следует начинать упражнения с прямого слога: ми—мэ—ма—мо— му—мы... ни—нэ—на—но—ну—ны и т. д. При многократном повторении прямого слога важно добиться слога в "позиции резонаторов". 418 Вслед за прямым слогом следует произносить обратный слог ом—ом—ум—им—эм... ан—он—ун—ин—эк. Затем закрытым слогом: мум—мом—мам—мэм—мим... нун—нон— как—нэк—кмн. Особенно важно, чтобы гласный звук следовал сразу же после согласного без ка- ких-либо дополнительных звуков: ма—мэ—мо; на—нэ—но; ла—лэ—ло; ра—рэ—ро. При произнесении сонорных согласных отдельно и в сочетании с гласными следует следить за ощущением вибрации в резонаторах. Ощущать вибрацию можно при помощи слуха и при помощи осязания. Для ощуще- ния головного резонирования прикладывать руку к темени, к лицевому костяку, затылку. Для ощущения грудного резонирования положить руку на грудь или на спину. ДВИЖЕНИЕ И ГОЛОС В СЦЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Воспитание навыков правильного голосообразования во время сценического движе- ния должно занимать одно из важнейших мест в воспитании актера. Исполнительская и педагогическая практика показывает, что актеры испытывают большие затруднения в умении пользоваться своим голосовым аппаратом во время движения. Это особенно ка- сается дыхания. Такие затруднения не случайны, так как специфика работы драматиче- ского актера требует не только свободного владения дыханием и голосом во время дви- жения (бега, ходьбы, танца, прыжков), но и после выполнения всевозможных других дви- жений, умения не терять профессиональных качеств голоса при любых обстоятельствах. Актеры с нетренированным, слабым дыханием испытывают одышку во время сцени- ческого движения, совершают частые поверхностные вдыхания, которые приводят к на- рушению всего дыхательного процесса. Такие частые, поверхностные вдыхания утомля- ют и способствуют возникновению различных ларингических заболеваний. Во время сценического движения имеет место значительная физическая нагрузка, а в связи с этим усиливается деятельность органов дыхания. Кроме основных дыхательных мышц в работу включаются вспомогательные мышцы плечевого пояса, позвоночника. Участие в акте дыхания вспомогательных мышц говорит о том, что основные дыхатель- ные мышцы не могут обеспечить подачу воздуха. Такая усиленная работа органов дыха- ния выражается в увеличении частоты и глубины дыхания, что повышает легочную вен- |