Главная страница

СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
Дата27.11.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
ТипУчебник
#10478
страница37 из 42
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42
"Что дадите мне за вестку?

Бьет свекровь свою невестку:

Посадила на шесток,

Привязала за шнурок.

Ручки к ножкам притянула,

Ножку правую разула:

"Не ходи ты по зарям!

Не кажися молодцам!"

Это присказка велася,

Вот и сказка начапася.

(П. Ершов. "Конек-горбунок")

Я тетерочку пасу

Во кленовом во лесу.

Вдруг тетерочка за куст...

Я тетерочку за хвост!

Удержать не удержал,

Только вырвал перо...

Как из этого пера

Смастерил я дуду.

Стал на дудке играть,

Стал людей потешать.

Я на дудке гу-гу-гу! —

Мне несут по пирогу:

Мне мамка пирог,

Мне батька пирог,

Мне бабка пирог,

Мне дедка пирог,

Мне братец пирог,

Мне сестрица пирог,

Мне тетка пирог,

Мне дядька пирог,

Мне соседка пирог,

Мне сосед пирог...

Притащили, принесли

Тридцать три пирога!

Запрягу я вола,

441

Повезу я пироги!

А мой вол не везет,

Он и с места не сойдет...

Запрягу я коня,

Повезу я пироги!

А мой конь не везет,

Он и с места не сойдет...

Запрягу я комара —

Ловкача, силача!

Он повез целый воз —

Тридцать три пирога.

Хочешь есть пироги —

Поскорей ко мне беги!

(Присказка из сборника "Тридцать три пирога")

Прибаутки

Кот на печи сухари толчет,

Кошка в окошке ширинку шьет,

Свинья в огороде овес толчет,

Курочка в сапожках избушку метет;

Вымела избушку, положила голичок под порожичок.

Пошел полковник погулять,

Поймал птичку-перепелочку,

Птичка-перепелочка пить хотела,

Поднялась полетела,

Пала-пропала,

Под лед попала,

Попа поймала,

Попа поповича,

Петра Петровича.

Долгоговорки

Как на горке, на пригорке

Стояли двадцать два Егорки.

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка... (И так — до 22-х.)**.

Шли семеро стариков,

Говорили старики про горох.

Первый говорит: "Горох хорош!"

Второй говорит: "Горох хорош!"

Третий говорит: "Горох хорош!"

Четвертый говорит: "Горох хорош!"

Пятый говорит: "Горох хорош!"

Шестой говорит: "Горох хорош!"

Седьмой говорит: "Горох хорош!"

Ширинка — платок (устар.).

Тексты прибауток и первая долгоговорка взяты из кн.: Народные русские сказки. Сост. А. Н. Афа-

насьев. В 3-х т, т. 3. М, 1957.

442

"Докучные сказки"

Эти сказочки рассказываются медленно, как полагается рассказывать длинные сказ-

ки со множеством приключений. Концы докучных сказок повторяются до тех пор, пока

хватит дыхания. Темп при этом убыстряется, но говорить надо плавно, звучно. Перед по-

следней фразой-вопросом дыхание добирается.

Каждому учащемуся полезно брать для тренировок всего 2—3 текста, чтобы они не

произносились механически, не становились скучными. Рассказывать их надо, включая

внимание всех слушающих.

Про журавля

Слушайте-послушайте! Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую, длинную-

предлинную, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел

свататься. Вот идет он по болоту — ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать —

хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет... (тут


можно удлинять повторение, насколько хватит дыхания). Хороша ли моя сказочка?

Про сороку и рака

Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока — в реку смотрит. А рак вылез из

воды и лезет.

Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.

Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.

Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.

Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет... (Повторяется

столько раз, на сколько хватит дыхания.)

Пусть ворона м о к н е т

Шел я как-то через мост,

Гладь — ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост —

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Гладь — ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост —

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Гладь — ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост —

Пусть ворона сохнет! (И т. д.) .

Считалки, присказки, прибаутки, долгоговорки, "докучные сказки" выносятся на за-

чет после первого семестра. На нем каждый показывает свое умение владеть дыханием и

голосом. Текст на зачете рассказывается товарищам.

Тексты "докучных сказок" взяты из сборника "Тридцать три пирога".

443

В дальнейшем для проверки дыхания подбираются стихи, в которых встречаются

перечисления и большие периоды, произнесение которых требует хорошо тренирован-

ного дыхания. Содержание этих стихотворений несложное, мысли просты, но тут требу-

ется умение подчинить весь текст точной действенной задаче и при чтении уметь де-

ржать логическую перспективу, т. е. точно знать, к чему ведет рассказ. Очень хороши

стихотворения С. Я. Маршака "Багаж", "Дом, который построил Джек".

Дополнительный материал

Король империи Перу

(Точнее, император)

В делах знал толк и меру,

Ума имел палату

И повторял считалку,

Полезную для всех.

Когда очки, к примеру,

Терял владыка Перу,

Когда, съезжая с горки,

Он падал носом в снег,

Когда горшок с цветами

Ронял на платье даме,

Когда на шляпу новую

Садился невзначай,

Когда, бродя по лужам,

Он забывал про ужин,

Опаздывал в столовую

И пил остывший чай,

Когда он был не в духе.

Когда кусались мухи,

И никому не жалко

Бывало короля, —

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше,

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

"Шестью восемь — сорок восемь,

На два делим, пять выносим:

Пятью девять — сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот —

Выйдет время пить компот!"

Чтобы сделать волшебным

Весенний рассвет,

Надо долго, долго, долго идти

И охапку сияющих

Желтых лучей

Самому по дороге найти.

И добавить к сияющим

Желтым лучам

Охапку зеленых веток,

Краешек неба,

Когда его супруга

(Мадам императрица)

Брала стирать кольчугу

Для праздника в столице

И тут же забывала

Отдать ее в крахмал,

А в день его рождения

Шел дождь, как наводнение,

И буря бушевала,

И ветер крыши рвал,

Когда владыка Перу

Икал в палате пэров

Так, что ронял корону,

Основу всех основ!

Когда он против правил

На подпись кляксы ставил,

Когда он падал с трона

В присутствии послов!

Когда король пугался,

Когда он спотыкался

И никому не жалко

Бывало короля, —

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше,

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

"Шестью восемь — сорок восемь,

На два делим, пять выносим:

Пятью девять — сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот —

Выйдет время пить компот!"

(А. Милн. "Королевская считалка")

Пенье ручья

И маленьких птиц

Всевозможных расцветок.

И добавить немного

Теплого ветра,

Запах ландыша,

Звон травы

И потом ладошкой

Плеснуть на это

Совсем немножко

444

Речной синевы.

И все это вместе

Перемешать,

Закрыть глаза

Джонатан Билл,

который убил

медведя

в Черном Бору,

Джонатан Билл,

который купил

в прошлом году

кенгуру,

Джонатан Билл,

который скопил

пробок

два сундука,

Джонатан Билл,

который кормил

финиками

быка,

Целый месяц

Под дождем

Мокнет

Крыша,

Мокнет

Дом,

Мокнут

Листья

И цветы,

Мокнут лужи

И почти

Не дышать!

Клянусь, это будет

Волшебным рассветом.

(Овсей Дриз. "Как сделать утро волшебным ?")

Джонатан Билл,

который лечил

ячмень на левом глазу,

Джонатан Билл,

который учил

петь по нотам

козу,

Джонатан Билл,

который уплыл

в Индию

к тетушке Трот, —

так вот,

этот самый Джо Билл

очень любил

компот.

(В. Левин. "Джо Билл")

И зонты,

Мокнут парки

И поля,

Мокнет

Мокрая

Земля.

И далеко от земли

Мокнут

В море

Корабли.

(В. Левин. "Маленькая песня о большом дожде")

Молчаливые тролли

Жили-

Были

Трое

Троллей

на вершинах

Дальних гор.

Жили тролли,

Не скучали,

Хоть молчали

С давних

Пор.

Как-то раз,

Никто не знает,

От каких таких причин,

В той стране

Раздался грохот.

— Что за шум! —

Спросил один.

Но затих

Ужасный грохот,

И опять в горах

Покой.

Двести лет прошло в молчанье.

— Это мышь! —

Сказал другой.

А когда еще столетье

Протекло над краем снов,

Третий тролль сказал:

— Прощайте!

Ненавижу болтунов!

(Сисбье'рн Обстфельдер)

445

Глава 2

РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Наличие здорового, хорошего голоса в первую очередь определяет профессиональ-

ную пригодность поступающего на актерский или режиссерский факультет.

"Ни один музыкальный инструмент не обладает такой восприимчивостью и исклю-

чительной выразительностью, как человеческий голос. Тонкость чувств человека и слож-

ность его психики не будут по-настоящему восприняты зрителем, если актер не владеет

своим голосом, если голос не подчиняется его воле, его замыслам, его темпераменту и

нервам" .

Всем известно, какими высокими образцами выразительности являлись голоса про-

славленных мастеров русской сцены М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской,

А. А. Остужева, В. И. Качалова, М. И. Бабановой...

Голосовые данные актера нуждаются в постоянной тренировке, развитии, совершен-

ствовании.

"Быть в голосе!" — Какое блаженство для певца, так точно, как и для драматиче-

ского артиста! Чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе,

что он звучно и сильно передает все малейшие детали, переливы, оттенки творчества!..

"Быть не в голосе!" — Какое это мучение для певца и для драматического артиста. Чув-

ствовать, что звук не повинуется тебе, что он не долетает до зала, переполненного слу-

шателями! Не иметь возможности высказать того, что ярко, глубоко и не видимо создает

внутреннее творчество! Только сам артист знает об этих муках <... >. Только он один мо-

жет сравнить то, что зародилось у него в душе, с тем, что появилось вовне, что и как

передается голосом и словом. Если голос фальшивит, артист испытывает чувство обиды,

потому что созданное внутри переживание искажается при внешнем воплощении его" .

Голос актера должен быть звучным, гибким, с достаточно широким диапазоном, а

также выносливым в любых условиях сцены и зрительного зала. Все эти качества приоб-

ретаются в процессе тренировки при наличии природных голосовых данных и здорового

речевого аппарата.

Поставить голос — это значит выявить природные данные и развить, обогатить,

улучшить их для профессионального звучания. Это значит создать такие условия работы

голосового аппарата, при которых голос может служить актеру долгие годы. Подобные

условия должны оградить голос актера от многих случайностей, травм, от преждевремен-

ной изношенности.

Драматический актер обязан всю жизнь сохранять, укреплять и развивать свой го-

лос. Условные рефлексы, которые приобретаются в театральной школе, могут быстро

исчезнуть при отсутствии постоянной, систематической тренировки.

Саричева Е. Ф. Сценическая речь. С. 164.

Станиславский К. С. Работа актера над собой. С. 60.

446

Пользуясь советами педагога, внимательно выполняя задания, студент театральной

школы добивается нужных мышечных и слуховых ощущений в процессе работы над ды-

ханием и голосом, приобретает уверенность в использовании голоса, необходимую для

дальнейшей работы в театре. Иными словами, студент учится подчинять своей воле про-

цесс звуковедения. Правильная организация работы над голосом есть единый процесс

развития всех, без исключения, навыков речи.

Работа над дикцией и дыханием с первого курса является, по существу, началом ре-

чевой постановки голоса. Преподаватель уже тогда следит, чтобы упражнения по дикции

производились только после предварительного вдоха носом, чтобы студенты пользова-

лись полным вдохом и умели распределять выдох. При произнесении звуков соблюдается

точная их артикуляция (положение губ, языка, раствор рта). Во время дикционной и ды-

хательной тренировки снимаются мышечные зажимы окологортанной мускулатуры, оп-

ределяется свободное звучание голоса в резонаторах.

С первых же уроков обращается внимание на голосовые недостатки: зажим гортани,

носовое звучание, открытый, резкий звук и т. д.

Работа над артикуляцией и дыханием (тренировка полного дыхания), проверка резо-

наторов обеспечивают ясность произношения, достаточное дыхание и звучность голоса.

Эти подготовительные упражнения делают более легким процесс освоения специ-

альных голосовых упражнений. Задача специальных упражнений — научиться управлять

своим голосом, развить координацию слуха и голоса, дыхания и звучания. В результате

систематической тренировки голос приобретает "металл", звучность, полетность, богат-

ство тембра.

При голосовых упражнениях обращается внимание на одновременное использование

головного и грудного резонаторов. Головной резонатор придает звуку полетность, вклю-

чение грудного резонатора обеспечивает его "тембральность". Проверять работу резона-

торов во время тренировки можно, положив одну руку на верхнюю часть грудной клет-

ки, а другую прикладывая к темени, к костяку лица, к затылку и ладонью ощущая виб-

рацию.

На протяжении всех лет обучения работа над голосом ведется в индивидуальном по-

рядке. Приводимые ниже упражнения распределены по степени их трудности. Первосте-

пенное значение имеет слух педагога, распознающего отличительные особенности каж-

дого голоса и устанавливающего, с каких упражнений вернее и легче начинать работу

над данным голосом.

Мы придерживаемся системы голосовых упражнений, разработанной Е. Ф. Сариче-

вой. На этой системе воспитано не одно поколение актеров драматического театра. Уп-

ражнения, которые входят в наш цикл, создают основу, необходимую для развития всех

положительных качеств голоса будущего актера драматического театра: полетности,

звучности, гибкости, легкости и силы. Работа над голосовыми упражнениями является

одновременно и работой над воспитанием слуха. Эти упражнения могут служить актеру

всю жизнь. Навыки, приобретенные во время упражнений, следует закреплять при чте-

нии специально подобранных текстов.

В результате систематической работы над голосом свобода звучания сохраняется

при наличии самых сложных и тонких смысловых задач, с которыми встретится актер в

своей творческой практике. В работе над голосом необходима осторожность и постепен-

ность, так как восприятие новых задач требует наличия речевого слуха, умения сосредо-

447

точить внимание на мышечных, артикуляционных и резонаторных ощущениях. Эта на-

строенность имеет особое значение во время первых проб голоса, когда учащийся дол-

жен концентрировать свое внимание на "технических" задачах.

Природные данные голоса развиваются и совершенствуются в меру способности

учащегося осваивать и закреплять новое, при условии соблюдения определенного режи-

ма. В процессе работы необходимо осознанное отношение к дыханию, артикуляции, го-
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


написать администратору сайта