СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений
Скачать 0.85 Mb.
|
тиляцию. Нарушение деятельности органов дыхания во время сценического движения прежде всего сказывается на самочувствии актера и его голосе. Актеру становится тяжело гово- рить, голос хрипнет, наступает общее утомление. Во время сценического движения может нарушаться и артикуляционно-резонатор- ная система, возникать зажимы в области окологортанной мускулатуры. Предварительные тренировочные упражнения подготавливают речеголосовой аппа- рат к звучанию голоса в процессе сценического движения. 1. Короткий вдох носом, фиксированный выдох. Не прекращая его , 3—5 раз под- нять руки, разводя их в стороны. Повторить 3—5 раз. 2. Короткий вдох носом. Фиксированный выдох. Не прекращая его, ходьба на месте 10—15—20 шагов. Повторить 3 раза. 3. Короткий вдох носом. Фиксированный выдох. Не прекращая его , 3—5 приседа- ний. Руки поднимаются вперед. Повторить 3 раза. Поза отдыха. 419 4. Вдох носом. На выдохе протяжно "тянуть" на сочетании жнн или змм, гмм, гнн. Не прекращая звука, сделать 2—3 наклона вперед. Повторить 3 раза. Поза отдыха. 5. Вдох носом. На выдохе протяжно "тянуть" одно из сочетаний, указанных в уп- ражнении 4. Не прекращая звука, сделать 10 подскоков. Повторить 3 раза. Поза отдыха. Дальнейшей тренировкой процесса дыхания и голоса в сценических условиях явля- ется воспитание ритмического дыхания во время бега. Тренировочные упражнения бега со звуком и дыханием названы нами фонационным бегом. 1. Короткий вдох носом. Прыжки на месте 30 раз, выдох фиксированный. Повто- рить 3 раза. Поза отдыха. 2. То же самое, но на каждом прыжке взмах руками в стороны. 3. То же самое, но чередовать приземление прыжка, расставляя ноги в положение шага. 4. Короткий вдох носом. Вибрационный бег в течение 30 секунд. "Тянуть" сочета- ния змммм...вмммм...бмммм... и т. д. 5. Бег с упражнениями на расслабление: а) короткий вдох; вибрационный бег в течение 30 секунд, одновременно расслаб- ленно покачивать руки вперед и назад; б) короткий вдох; вибрационный бег в течение 30 секунд, одновременно расслаб- ленно сбрасывать вниз и запрокидывать назад голову; в) короткий вдох; вибрационный бег в течение 30 секунд, одновременно поднимать руки за голову и опускать их. В дальнейшем все упражнения во время бега можно тренировать как с фиксирован- ным выдохом, так и с произношением звукосочетаний вммм...бммм...дммм...зннн... бннн...дннн или же на гласных. Из всего сказанного следует, что одышка появляется не от нехватки воздуха, а от его избытка, от судорожного, поспешного, частого вдоха. Чтобы избавиться от излишка воздуха, надо его регулярно сбрасывать. 6. Подпрыгивая ритмично, на ударном слоге каждого слова,произносить вслух не- большой стихотворный текст, сбрасывая дыхание после каждых трех слов и не прекра- щая прыжков: Дама сдавала в багаж: — быстрый сброс дыхания Диван, чемодан, саквояж, — Картину, корзину, картонку — И маленькую собачонку. — -"- Выдали даме на станции — сброс дыхания Четыре зеленых квитанции — О том, что получен багаж: — -"- Диван, чемодан, саквояж, — сброс дыхания Картина, корзина, картонка — -"- И маленькая собачонка. — -"- и т.д. (С. Маршак "Багаж") Домашнее задание: 420 Закрепление полного смешанного дыхания в повседневной жизни (во время ходь- бы, при подъеме на лестницу). 1. Вдох носом на один шаг. Выдох — на три шага — фиксированный, через ма- ленькое отверстие между губами, мысленно считать. 2. Вдох носом на два шага. Выдох на четыре шага — через широко открытый рот. 3. Вдох носом на три шага. Выдох носом на 6 шагов. 4. Вдох носом на два шага. Выдох носом на 5—6 шагов. Дыхание во время подъема на лестницу: 1. Вдох носом, подъем на несколько ступеней (3—4). Выдох через маленькое отвер- стие между губами при дальнейшем подъеме (6—8 ступенек). 2. Вдох носом — уменьшить число ступенек. Выдох носом, увеличивая число ступе- ней. 3. Вдох носом — уменьшить число ступеней. Выдох ртом — резкий, короткий. 4. Вдох носом на одну ступеньку. Выдох — резкий в три приема. 5. Вдох носом на одну ступеньку. Выдох через маленькое отверстие между губами на 5—6 ступеней. Данные в пособии дыхательные упражнения и соответствующие комплексы дыха- тельной гимнастики вполне достаточны для постановки правильного дыхания, необходи- мого выявления лучших качеств и профилактики речевого голоса. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГИМНАСТИКА РЕЧЕГОЛОСОВОГО АППАРАТА ПРИ НЕСМЫКАНИИ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК Несмыкание голосовых складок — одно из функциональных заболеваний гортани, при котором голосовые складки смыкаются неполно. На практике несмыкание голосо- вых складок приводит к общему расстройству голосообразования и бывает от неправиль- ных приемов голосообразования. Среди многих рекомендованных нами мероприятий заслуживает внимания следую- щая специализированная гимнастика речеголосового аппарата. 1. Открыть рот, как при показе врачу, язык свободно выдвинут вперед, такое от- крытие рта способствует близкому светлому звучанию . 2. Сделать небольшой вдох и произнести близким шепотом гласную "а" на высо- ком тоне, продержав ее 5 —7 секунд. 3. После окончания шепотного произнесения — пауза 5 секунд. Во время паузы нельзя отвлекаться, кашлять, разговаривать. 4. По истечении паузы проба голоса на следующих звукосочетаниях: абба, абба, аб- ба, адда, адда, адда, амма, амма, амма, анна, анна.анна, алла, алла, алла, арра, арра, арра. Произнести эти звукосочетания при повороте головы вправо, влево, а также при легком наклоне туловища вперед (движения, повороты и наклоны вперед должны быть мягкие, атака звука при произнесении звукосочетаний мягкая). Мышечный прием взят из статьи С. Е. Комякова "О лечении несмыкания голосовых складок у певцов при помощи приема, вызывающего сужение входа в гортань" (См. "Журнал ушных, носовых, горловых болез- ней", 1976, № 6). 421 В течение первых суток следует выполнять упражнения через два часа в течение дня. На следующий день можно подключить небольшие тексты. Срок исправления не- смыкания голосовых складок при правильном применении гимнастики — 2 —3 дня. В момент заболевания можно проводить специальную парадоксальную дыхательную гимнастику, цель которой — активизация процесса фонационного дыхания путем моби- лизации мускулатуры, участвующей в процессе звукообразования. 1. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднять руки в стороны — выдох, в этом положении — вдох. Опустить руки — выдох, в этом положении — вдох. Повто- рить 5 раз. 2. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднять руки за голову — выдох, в этом положении — вдох. Опустить руки — выдох, в этом положении — вдох. Повто- рить 5 раз. 3. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднять руки вверх — выдох, в этом положении — вдох. Опустить руки — выдох, в этом положении — вдох. Повто- рить 5 раз. ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Тренируя мышцы, которые участвуют в процессе голосообразования, мы обращаем внимание на развитие их выносливости, управляемости, развитие их силы. Следует ска- зать, что кроме способности своевременно мышцы напрягать, не менее важной стороной тренировки является умение сознательно расслаблять мышцы, т. е. приобретать навык расслабления неработающей мускулатуры. Умение расслаблять мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением. В процессе воспитания навыков дыхательной и голосовой деятельности расслабле- ние мышц очень важно, особенно когда многократно повторяются однообразные движе- ния. В этот момент секундное расслабление неработающей мышцы снижает общую утомляемость занимающегося. Известно, что мышечный тонус и эмоциональное состоя- ние тесно связаны. Чем сильнее напряжение мышц, тем интенсивнее нервные импульсы, которые они посылают головному мозгу. Уменьшение тонуса мышц снижает нервное возбуждение и в дальнейшем приводит мышцы в рабочее состояние. Умение снимать напряжение мышцы не равнозначно дряблости и недоразвитости мускулатуры. Излишняя расслабленность — такое же препятствие для свободных движе- ний, как и скованность. Расслабленность ничего общего со свободой мышц не имеет. Нетрудно, однако, заметить, что, расслабляя одни мышцы, мы напрягаем другие, напри- мер при расслаблении мышечного кольца затылочной области напрягаются мышцы мяг- кого неба. Аналогичны взаимоотношения и других скелетных мышц — у всех у них есть свои мышцы-антагонисты. Поэтому необходимо помнить, что одновременно расслабить все мышцы невозможно. Разные ученые в разное время в фонопедии и для развития го- лоса применяли методики как силового напряжения, так и расслабления. Состояние релаксации (даже частичной) сопровождается легкими торможениями коры головного мозга. Этого бывает достаточно для повышения работоспособности, сня- тия явлений волнения и страха. 422 Гимнастику с приемами релаксации следует считать подготовительным периодом аутогенной тренировки. Хорошим приемом релаксации, то есть освобождения мышц от напряжения, являет- ся массаж. Кроме этого, массаж — это одна из разновидностей активно-пассивных дви- жений. Аутогенная тренировка, то есть приемы самовнушения, — это воздействие на про- цессы, которые совершаются в нашем организме автоматически, помимо нашей воли. Человек начинает сознательно корректировать некоторые автоматические процессы в своем организме. Тренировка концентрирует внимание, помогает самонаблюдению, ук- репляет память. Аутогенная тренировка не имеет противопоказаний и может проводиться самим за- нимающимся. "Внушаемость есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека" (В. Бехтерев). Кроме того, следует учитывать, что аутогенная тренировка может помочь в овладе- нии основными элементами голосообразования (дыханием, ощущением резонирования, дикцией и т. д.). Следует отметить, что мышечное расслабление вызывает в участках головного мозга торможение, которое необходимо для полноценного отдыха. Словесные формулировки для нервно-мышечного расслабления подбираются так, чтобы вызвать представление, связанное с ощущением, которое испытывает человек при расслаблении частей речевого аппарата, участвующих в процессе голосообразования. В настоящее время аутогенной тренировкой занимается огромное количество людей самых разных профессий. Практика показывает, что аутогенная тренировка очень полез- на актерам, чтецам, лекторам. Проводить ее следует утром или вечером, после специали- зированной дыхательной гимнастики, в перерыве между спектаклями, а также в момент усталости речеголосового аппарата. Мы предлагаем примерный комплекс упражнений на релаксацию и аутогенную тре- нировку для занимающихся воспитанием речевого голоса. ДЫХАНИЕ И ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ В процессе аутогенной тренировки большое место занимает дыхательная гимнасти- ка. Благодаря исключительной возможности дыхательного центра работать в автоматиче- ском и произвольном режимах, специальные дыхательные упражнения дают возмож- ность не только выявить лучшие качества голоса, но и быстро отдохнуть, успокоиться, управляя своим нервно-мышечным состоянием. Заслуживает внимания гипотеза о том, что регулярные тренировки дыхания в замед- ленном темпе являются хорошим средством активизации механизмов, защищающих го- ловной мозг от недостатка кислорода. Лечение воздухом называется пневмотерапия. (Это одна из областей древневосточной медицины.) Суть дыхательных упражнений состоит в овладении смешанно-диафрагматическим полным дыханием с активизацией мышц брюшного пресса. Различают мобилизующие и успокаивающие дыхательные упражнения. 423 Растягивающий вдох и энергичный выдох являются мобилизующими приемами, их следует выполнять по утрам; а удлиненный выдох с укороченным вдохом — успокаива- ющие приемы, их применяют вечером. Итак, если вы хотите мобилизовать себя, т. е. несколько возбудить, нужно строить дыхательную гимнастику по "утреннему типу" (рас- тянуть вдох и короткий энергичный выдох). Небольшая пауза после вдоха. Если же вы хотите успокоиться, снять возбуждение, проделайте "вечернее дыхание" (короткий вдох и растянутый выдох). Небольшая пауза после выдоха. Итак, воспитывая навыки правильного дыхания на уроках по развитию речевого го- лоса актера, рекомендуем пользоваться коротким вдохом и растянутым выдохом, соблю- дая после выдоха небольшую паузу. Такое дыхание выявляет в речевом звуке все лучшие его качества, способствует профилактике голосовых заболеваний, создает спокойный эмоциональный фон для занятий. Какой бы тип дыхания вы ни выбрали, мобилизующий или успокаивающий, он обя- зательно должен оставаться смешанно-диафрагматическим с активизацией брюшного пресса. Произвольное управление дыханием позволяет не только закалить и оздоровить организм, но и легче переносить нервные стрессы, так как в результате вентиляции лег- ких ликвидируется избыточное возбуждение дыхательного центра ("невроз дыхания"). РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯЦИИ, РЕЗОНИРОВАНИЯ ЗВУКА Цель этой гимнастики — воспитание навыков спокойного дыхания, положительное воздействие на физическое и психическое состояние занимающегося. 1. Фонационное смешанно-диафрагматическое дыхание. Встать прямо, ноги на ширине плеч, подтянуть низ живота, на вдохе заполнить воз- духом полость живота, нижние ребра при этом раздвигаются в стороны, спина выпрям- ляется. На выдохе воздух постепенно выходит, начиная с полости живота, а затем из по- ясничной и грудной областей. Вдох и выдох носом проделать 3—4 раза. Во время вдоха мысленно произнести: "Хочу научиться правильно дышать..." Во время выдоха мысленно произнести: "Я совершенно спокоен. Все мышцы моего лица расслаблены. Я выдыхаю совершенно спокойно и свободно". 2. Ритмическое дыхание выполнять во время ходьбы, равномерно шагая, расслабив мышцы лица, шеи, опустив плечи. Дыхание произвольное. Вдох и выдох делать на рав- номерное количество шагов: три шага — вдох, три шага — выдох. 3. Фиксированное энергичное дыхание. Сделать полный смешанно-диафрагматиче- ский вдох. Выдохнуть в 3 приема через рот, предолевая сопротивление в губах. Выпол- нять упражнение активно, энергично. Повторить 3 раза. 4. Стимулирующее шипящее дыхание. Сделать полный смешанно-диафрагматиче- ский вдох. Вьщыхая, протяжно произнести звук ш (сопротивление выходящему воздуху создает язык). Повторить 3 раза. 5. Очищающее дыхание. Сделать полное смешанно-диафрагматическое дыхание, на выдохе расслабить мышцы шеи и резко выдохнуть через широко открытый рот. При этом свободно выходящий воздух как бы издает звук. Повторить 3 раза. 6. Дыхание, способствующее резонации звука: 424 а) легкий бег трусцой в течение одной минуты (одна ноздря зажата); то же, зажав другую ноздрю; б) стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой; наклониться вперед, опуская руки вниз, вдохнуть, тут же расслабиться и спокойно выдохнуть; вернуться в исходное поло- жение — активно вдохнуть, тут же расслабиться и выдохнуть; повторить 5—6 раз. 7. Носовое-брюшное дыхание. Быстро втянуть внутрь брюшные мышцы, которые расположены внизу живота и одновременно сделать резкий выдох через нос; повторить 5 раз. 8. Воздушный массаж резонирующей полости: а) медленно, поочередно вдыхайте то левой ноздрей, прижимая правую, то наобо- рот; проделайте 3 раза. б) нос зажмите пальцами, медленно вслух считайте до 10, а затем, убрав пальцы, произведите вдох и выдох через нос. Проделайте 3 раза. 9. Дыхание, расслабляющее мышцы шеи: а) исходное положение: голова приподнята; поворот головы — вдох, возвращаясь в исходное положение — выдох; б) поворот головы влево — вдох, возвращаясь в исходное положение — выдох; вдох и выдох носом; проделайте 20 раз. Известный отечественный ученый В. М. Бехтерев заметил, что сильно напряженная мышечная мускулатура лица четко реагирует на изменения в психическом состоянии че- ловека. Поэтому особую ценность во время воспитания навыков развития речевого голоса представляют упражнения в релаксации мышц шеи и лица (мимических, жевательных и речевых мышц). Упражнения на мышечное расслабление развивают процесс торможе- ния, поэтому очень полезны для речевого аппарата. Они увеличивают выносливость нер- вно-мышечного аппарата и способствуют профилактике заболеваний голоса. Большое значение для резонирования речевого голоса имеет релаксационная гимна- стика артикуляционного аппарата. Свободное резонирование речевого голоса возможно лишь тогда, когда активно работает внутриглоточная артикуляция (полость глотки) и со- вершенно раскрепощена внешняя артикуляция. ЦЕЛЬ ЭТОЙ ГИМНАСТИКИ — ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОЩУЩЕНИЯ РЕ- ЛАКСАЦИИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ, ПОДГОТОВКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА К СВОБОДНОМУ РЕЗОНИРОВАНИЮ. 1. Сожмите челюсти, почувствуйте напряжение мышц шеи и челюстей. Усильте это напряжение и запомните его. Теперь расслабьте мышцы рта и челюстей, слегка открыв рот, почувствуйте облегчение от снятого напряжения. Мысленно повторите: "Мышцы лица полностью расслаблены, нижняя челюсть расслаблена и неподвижна". 2. Откройте рот, сконцентрируйте внимание на мягком небе, сильно поднимите его, зафиксируйте напряженное состояние. Расслабьте мягкое небо, опустите нижнюю че- люсть, мысленно повторите: "Полость глотки свободна, мягкое небо свободно поднима- ется и опускается". 3. Закройте глаза, сконцентрируйте внимание на мягком небе, поднимите и удержи- те его 2—3 секунды. Мысленно повторите: "Мягкое небо свободно поднимается. Путь голосу освобождается". 425 право, затем налево, напрягая мышцы шеи (как бы хочу повернуть голову, но не могу), полностью расслабьте мышцы шеи. Мысленно повторите: "Шея и плечи полностью рас- слаблены, теплые, неподвижные". 5. Напрягите язык (1 сек), расслабьте его и покажите кончик (3 сек). Повторите 5 раз. 6. Напрягите мышцы затылка (1 сек), расслабьте их. Уроните голову на спину (3 сек). Повторите 5 раз. 7. Напрягите мышцы шеи (1 сек), расслабьте их и уроните голову на грудь (3 сек). Повторите 5 раз. 8. Напрягите нижнюю челюсть (1 сек), расслабьте нижнюю челюсть, откройте рот (3 сек). Повторите 5 раз. 9. Рот закрыт, напрягите губы (1 сек), расслабьте губы, откройте рот (3 сек). Повто- рите 5 раз. 10. Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, лба, не напрягая веки, про себя мыс- ленно произнесите: Мне удобно и хорошо, Я совершенно спокоен, Мое лицо, язык и челюсть свободны, Мой голос звучит свободно. Повторите 3 раза и прочитайте вслух. 11. Расслабьте мышцы шеи и с легким поворотом головы вправо-влево мысленно произнесите: Мое дыхание свободно, Мышцы шеи свободны, Мой голос образуется правильно, Я слышу грудной, свободный голос. Повторите 3 раза и прочитайте вслух. 12. Расслабьте мышцы рук, грудной клетки, надплечья, мысленно произнесите: Мой голос звучит объемно, Моя грудь заполнилась звуком, Полость глотки совершенно свободна, Я способен добиться хорошего звучания. 13. Расслабьте мышцы живота, чуть-чуть наклонившись вперед, мысленно произне- сите: Мне приятен мой голос, Я чувствую бесконечное дыхание, Я вижу свободное лицо, шею, челюсть, Я слышу свой свободный голос, Мне нравится его звучание. 12-е и 13-е упражнения повторить вместе 3 раза, а затем сказать эти фразы вслух. КОМПЛЕКСНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель этой гимнастики — чередование напряжения и расслабления мышц для того, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением. 426 1. Встать прямо, поднять руки вперед, напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча. Пальцы сжать в кулак. При расслаблении руки свободно падают вниз и делают маят- никообразные движения. 2. То же самое, только поднимая и напрягая руки, наклонитесь вперед. 3. Стоя, напрячь мышцы ног (как бы хочу оторваться от пола), расслабить ноги и сильно наклониться вперед. 4. Сидя, крепко сжать мышцы ягодиц, расслабить, уронить голову вперед. 5. Лечь на живот. Напрягаясь — прогнуться, расслабиться, принять исходное поло- жение. 6. Лечь на спину. Напрягаясь, прогнуться, расслабиться, принять исходное положение. 7. Лежа на спине, напрячь мышцы живота, расслабить их. 8. Лежа на спине, напрячь мышцы спины и поясницы, расслабить их. 9. Свободно поворачивать голову с расслабленными мышцами шеи направо и нале- во, протяжно "протянуть" зм...гм...бм... 10. Расслабить опущенную нижнюю челюсть, кончик языка поднять на верхнюю гу- бу, протяжно "протянуть" гн... 11. Стоя, наклонить туловище вперед, возвращаясь в исходное положение, протяж- но "тянуть" бм...дм...гм... Постепенно вы научитесь расслаблять "безработные" в данной ситуации мышцы. Это повысит вашу работоспособность и создаст дополнительный резерв звучанию голоса. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЛАКСАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Для того чтобы почувствовать расслабление (релаксацию), надо научиться напрягать заданные группы мышц. Напряжению всегда соответствует короткий вдох, а расслаблению длинный теплый выдох с полуоткрытым ртом. НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ Основным средством, которое используется в аутогенной тренировке с целью рас- слабления мышц, является самовнушение. Для сеанса самовнушения необходимо удоб- ное положение тела. Таких положений несколько: 1. Сесть на стул, согнуть спину, слегка опустить голову, предплечья положить на бедра, кисти расслаблено опустить вниз. 2. Лечь на спину, голову положить на невысокую подушку, руки свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз. 3. Сесть свободно в кресле, облокотиться на спинку. Все тело расслаблено, руки свободны, лежат на бедрах, ноги расслаблены. Проводить аутогенную тренировку можно 2 раза в день по 5—7 минут, утром и ве- чером, лучше всего лежа на спине. Днем или перед спектаклем проводить сидя, закрыв глаза. 427 ПРИМЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМУЛ САМОВНУШАЕМОЙ МЫСЛИ 1. Я хочу иметь яркий, звучный голос. 2. Мое желание — постоянно заниматься голосовой тренировкой. 3. Я вижу и слышу себя как актера с хорошим звучанием голоса. 4. Я способен тренировать свой дыхательный аппарат систематически, длительно, активно. 5. Я уверен в звучании моего голоса. 6. Моя нижняя челюсть освобождается от скованности, напряжения. 7. Я вижу свободные движения челюсти. 8. Мимические жевательные мышцы расслабились, я их ощущаю. 9. Глазные мышцы отдыхают. 10. Все складки на лице расправляются, разглаживаются. 11. Я вижу свое лицо. 12. Мое лицо спокойно. 13. Все тело успокоилось, расслабилось, брюшные мышцы активно работают, выдох длинный, сильный. 14. Полная свобода, легкость, непринужденность. 15. Я освободился от мышечного напряжения, я это чувствую. 16. Я вижу и ощущаю работу речевого аппарата. 17. Я прилагаю огромные волевые усилия в работе над голосом. 18. У меня сильная воля. 19. Я вижу и представляю работу всего речевого аппарата. 20. Я слышу свой мягкий, объемный, приятный голос. Кроме аутогенной тренировки общего характера можно применять небольшие ауто- генные паузы голосового аппарата. 1. Сидя, глаза закрыты, язык высунут изо рта, рот приоткрыт. Медленно произне- сти: "Мое лицо свободно. Язык, нижняя челюсть освобождены. Голос свободный, груд- ной". Открыть глаза и протяжно произнести гм...зм...дм...вм...лм... 2. Стоя, наклон туловища вперед, расслабиться. В этом положении прочесть: "До- был бобов бобыль". Встать, повторить скороговорку. 3. Сидя, стоя: загнуть язык чашечкой к верхней губе, нижняя челюсть расслаблена, протяжно "протянуть" гм...гм...гм... Убрать язык, прочесть: "Добыл бобов бобыль". 4. Сидя, стоя надуть щеки и губы, легко "протянуть": бу...бу...бу.., расслабляя губы и нижнюю челюсть. По окончании прочесть: "Добыл бобов бобыль". Проводя сеансы аутогенной тренировки, можно прибегнуть и к специальной дыха- тельной гимнастике. Дыхание — хороший индикатор малейших изменений эмоциональ- ного состояния человека. Приводим несколько вариантов упражнений "вечернего" и "ут- реннего" релаксационного дыхания. Вечернее дыхание успокаивающее, вдох и выдох с мысленным счетом. Вдох Выдох Пауза 4 4 2 4 5 2 4 6 3 428 3 6 3 2 8 4 Утреннее дыхание (возбуждающее), вдох, выдох с мысленным счетом. Вдох Пауза Выдох 4 4 2 5 4 3 6 4 3 6 4 3 6 3 2 7 3 2 Релаксационная дыхательная гимнастика ускоряет восстановительные процессы, снижает нервно-мышечную эмоциональную возбудимость и приводит голосовой аппарат в спокойное состояние. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ В МУТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ Мутацией голоса, как говорилось в главе о физиологии голоса, принято считать со- стояние подростка в период полового созревания (у мальчиков примерно с 14-20 лет, у девочек — с 13-16 лет). Мутационный период — это период, когда формирование звука подростка находит- ся в прямой зависимости от изменения структуры голосового аппарата. В мутационном периоде у подростков замечается часто хрипота, скрипучесть голо- са, усиливаются недостатки произношения, голос становится непостоянным. Врачи-ларингологи отмечают покраснение голосовых складок, наличие слизи, набу- хание сосудов. Все эти явления обусловлены быстрым ростом гортани и частей речевого аппарата в этот период. У мальчиков в период мутации гортань увеличивается в полтора раза, поэтому смена голоса в период мутации у них резко выражена. Самой ответственной порой в работе над воспитанием навыков дикции и голоса подростков является мутационный период. Следует помнить, что период мутации — это перестройка всего организма. Пере- стройка не только органов голосообразования, а также нервно-психологической сферы, сердечно-сосудистой, гормональной и дыхательной систем. В период мутации следует оберегать подростка от перегрузки, не допускать крикли- вого чтения и ограничить выступления на концертах. Мальчикам в это время категори- чески запрещается петь. Очень полезны осторожные занятия по дикции, которые содействуют быстрому формированию нового речевого звука. В этот период следует заниматься дыхательной гимнастикой с мысленным чтением, исключать гимнастику артикуляционного аппарата, заниматься общеукрепляющей гимнастикой и несложными дикционными упражнениями. Во время работы над дикцией нужно следить за свободными движениями артикуляцион- ного аппарата, а в голосе добиваться яркого, ненапряженного звучания. 429 Во время занятий с подростками в мутационном периоде следует учесть, что ( ное отношение к их речи — залог будущего здорового голоса актера, чтеца, лекто] даго га... Комплекс упражнений на расслабление мышц Цель их — ослабление мышечного напряжения, уменьшение физической наг подготовка аппарата к голосовой нагрузке. Расслабление рук. 1. Исходное положение — руки вперед. Напрячь мышцы. Пауза. Медленно р бить мышцы, "уронить" руки, покачивая ими внизу. 2. Исходное положение — руки вверх. Напрячь мышцы. Пауза. Расслабить М1 "уронить" руки вниз. Туловище наклонить вперед. Покачивать руками внизу. 3. Исходное положение — наклонить туловище вперед, руки расслабить и оп) Покачивать туловище вправо и влево. 4. Исходное положение — руки согнуть вместе. Встряхнуть расслабленными р (как бы стряхивая их). 5. Исходное положение — наклонить туловище вперед, руки расслабление стить. Потряхивать плечами. Расслабление туловища. 1. Исходное положение — руки вверху. Встать на носки, напряженно потя; вверх. Расслабляясь и опуская руки, голову, туловище, присесть. Обнять руками тые колени. Пауза. 2. Исходное положение — ноги врозь. Наклониться вперед, руки в стороны слабляясь, опустить туловище и покачивать руками. Пауза. 3. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Напрячь мышцы (к ногами и руками хочу оттолкнуться от пола), быстро расслабиться. Пауза. Расслабление шейных мышц и мышц нижней челюсти. 1. Исходное положение — сидя, поднять плечи, напрячь мышцы, расслабить цы шеи. Сбросить плечи. Пауза. 2. Исходное положение — стоя (хочу повернуть голову вправо, но не могу прячь мышцы шеи. Расслабить мышцы шеи. Пауза. То же самое влево. 3. Взять руками нижнюю челюсть. Надавить нижней челюстью на руки. Напря Расслабить нижнюю челюсть. Пауза. Дополнительный комплекс дыхательной звуковой гимнастики, проводимой в мутационном периоде Цель — тренировка полного носового дыхания, способствующая устранени стойных явлений в носоглотке, длительному выдоху с активацией мышц брюшного са. 1. Ноги на ширине плеч, поднять руки в стороны, вдох. Руки опустить, со с вслух 1, 2, 3, 4, 5 — выдох. Повторить 3 раза. 2. Ноги вместе, руки на поясе — вдох. Приседая, поднять руки в стороны ("т$ звук бнннн) — выдох. Возвращаясь в исходное положение — вдох. Повторить 3 ра: 3. Стоя, медленно вдыхать левой половиной носа, а выдыхать правой и наоборот. Повторить 3 раза. 4. Медленно поглаживать шею сверху вниз, движение производится до подмышеч- ных впадин, одновременно "тянуть" сочетание звуков бм—бм—бм. Повторить 3 раза. Дополнительный комплекс звуковой гимнастики артикуляционного резонаторного аппарата в мутационном периоде Цель — снять мышечное напряжение артикуляционно-резонаторного аппарата, спо- собствовать свободному, ненапряженному звучанию речевого голоса подростка, укреп- лять нервно-мышечный аппарат произносительных органов. 1. Открыть рот (вертикально), спокойно произнести аммм, аммм, аммм, "протя- нуть" согласный звук мммм, мммм, аммм, аммм. Повторить 3 раза. 2. Произнести амммм, амммм, амммм и слегка погладить горло и верхнюю часть груди сверху вниз. Повторить 3 раза. 3. Произнести анннн, анннн, анннн с поворотом головы направо, правой рукой по- гладить левую половину шеи от уха до плеча. Повернуть голову налево и погладить ле- вой рукой правую половину шеи от уха до плеча. Повторить 3 раза. 4. "Тянуть" сочетание гнннн—гнннн—гнннн, подтягивая вместе с произношением звука вверх верхнюю губу. Проделать 3 раза. 5. "Тянуть" сочетание асссс—асссс—асссс, опуская вниз вместе с произнесением звука нижнюю губу. Проделать 3 раза. 6. Наклонить голову вниз — вдох, возвращаясь в исходное положение, произнести на выдохе анг, анг, анг. Повторить 3 раза. 7. Круговое движение головы справа-налево, а затем слева-направо с произнесением сочетаний гм, бм, зм, дм. Повторить со следующими сочетаниями: зн—зн—зн, гн—гн—гн, бн—бн—бн зл—зл—зл, гл—гл—гл, бл—бл—бл зр—зр—зр, гр—гр—гр, бр—бр—бр Утренняя звуковая гигиеническая гимнастика Цель — способствовать пробуждению организма, приливу крови к органам голосо- образования, тренировка свободного дыхания с элементами релаксации (мышечной сво- боды). 1. Открыть и закрыть глаза; открыть и закрыть рот; пошевелить ноздрями, как бы раздувая их; промассировать рот круговыми движениями языка по часовой стрелке. 2. Промассировать уши, следуя по ходу их извилин, затем провести пальцами от се- редины лба к ушам. 3. Промассировать затылок движением справа-налево и наоборот. 4. Наклон вперед — вдох (спина прямая), возвращаясь в исходное положение — выдох (с широко открытым ртом). Повторить 5 раз. 5. Лежа, прижать ноги к животу — вдох, возвращаясь в исходное положение, про- тяжно "тянуть" бммммм. Повторить 3 раза. 431 6. Ходить на месте, высоко поднимая колени, и протяжно "тянуть" бммм, зммм, гммм. 1. Небольшой (фонационный) бег на месте, в течение счета 20—30 секунд протяж- но "тянуть" бннннн, зннннн, гннннн. 8. Произнести текстовой материал, где встречается много сонорных и звонких со- гласных, а логические и грамматические паузы позволяют брать дыхание. ПРОФИЛАКТИКА РАССТРОЙСТВ РЕЧЕГОЛОСОВОГО АППАРАТА. Формы и средства по профилактике расстройств голосового аппарата направлены на повышение профессиональной работоспособности, снижение утомляемости, ускоре- ние восстановительных процессов. Они содействуют предупреждению заболеваний рече- вого голоса и верхних дыхательных путей. Предложенные упражнения и самомассаж приводят в действие резервные силы ре- чевого аппарата человека и всего организма. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ За последние годы появилось много работ по иглотерапии и точечному массажу. Цель этих работ — лечение и предупреждение болезней. Мы, знакомясь с этим материа- лом, выбирали то, что может быть полезным для дыхания и звучания, что служит сня- тию мышечных зажимов гортанной мускулатуры, принимающей участие в голосообразо- вании. Массажи — гигиенический и вибрационный — нам помогают, с одной стороны, расслабить мускулатуру речеголосового аппарата (снять лишнее напряжение, "успоко- ить"), с другой — активизировать те нервные окончания (рецепторы), которые мобили- зуют, разогревают, готовят речевой аппарат к звучанию (мышцы шеи, затылка, челюстей, дыхательные мышцы, зоны резонирования). Точечный массаж мы рекомендуем проводить в такой последовательности: гигиени- ческий массаж, несколько дыхательных упражнений и затем уже точечный самомассаж. 1. Гигиенический самомассаж.. 2. Дыхательные упражнения: а) поворот головы направо — вдох носом, исходное положение — выдох (либо носом, либо фиксированный на губах); повороты головы со- провождаются движением глаз вправо, влево, вверх, вниз; б) полунаклон туловища вниз — вдох, выпрямление — выдох. Каждое упражнение повторить 5 раз. Дыхательная гимнастика с движением головы помогает снять напряжение гортанной мускулатуры и этим самым тренирует мышцы полости глотки. "Точками" принято называть место конечного разветвления нерва. Врач лечебной физкультуры К. Динейка и врачи иглорефлексотерапии Э. Д.Тыкочинская и А. А. Уман- ская рекомендуют точечный самомассаж как элемент психофизической тренировки, спо- собствующей расслаблению мышц, снятию нервно-эмоциональных напряжений. Отбирая и систематизируя упражнения, мы принимаем во внимание ощущения об- щемышечной свободы и концентрации звука в резонаторных полостях. 432 Кроме тех упражнений, которые подготавливают речеголосовой аппарат к звучанию, мы выделили также те зоны массирования, которые способствуют профилактике заболе- ваний голоса и верхних дыхательных путей. Врач А. А. Уманская в статье "Зоны бодрости и здоровья" (газета "Социалистиче- ская индустрия" 1983 г., 9сент.) предлагает самомассаж активных точек для предупреж- дения простудных заболеваний. Массировать эти точки нужно кончиками указательного или среднего пальца враща- тельными движениями — сначала по часовой стрелке, затем против, 3—4 секунды в каждую сторону. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия. Если в какой-то зоне вы ощутите болезненность, процедуры следует повторять че- рез каждые полчаса, вплоть до исчезновения болевых ощущений. Высокую сопротивляемость организма поддерживают только регулярные повторения упражнений — лучше всего выполнять их утром и перед сном. В предлагаемой нами схеме точечного массирования использованы рисунки и рекомендации из работ К. Ди- нейки, А. А. Уманской и Д. М. Табиевой, с добавлением некоторых разработанных на- ми звуковых упражнений, усиливающих вибрационную чувствительность и ощущение звука в позиции резонаторов. 1. Снятие напряжения артикуляционного аппарата (рис. 22). 2. Воспитание ощущения грудного резонирования. Во время массирования протяж- но произносить одно из следующих сочетаний: гм, жм, дм, гн, дн (рис. 23). 3. Воспитание ощущения головного резонирования. Во время массирования протяж- но тянуть одно из вышеназванных сочетаний (рис. 24). 4. Воспитание ощущения освобождения нижней челюсти от мышечного напряже- ния. Протяжно тянуть одно из вышеназванных сочетаний (рис. 25). 5. Снятие напряжения гортанной мускулатуры (рис. 26). 6. Снятие напряжения гортанной мускулатуры. Массаж делает партнер (рис. 27). 7. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (рис. 28). 8. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (рис. 29). 9. Антистрессовые точки (снятие эмоционального напряжения) (рис. 30, 31). Массирование антистрессовой точки на тыльной стороне обеих кистей рук, как ут- верждают специалисты по иглорефлексотерапии, снимает возбуждение нервной системы и действует успокаивающе. Кроме всего вышесказанного следует отметить, что самомассаж ушных раковин яв- ляется одним из средств, снимающих усталость и повышающих работоспособность чело- века. На ушной раковине имеются точки, которые связаны со всеми внутренними орга- нами человека. Массируя ушные раковины, мы воздействуем на все внутренние органы, стимулируя их деятельность. Массаж следует производить ладонями обеих рук: прижав ладонями уши, проделать движения от лица к затылку, а при обратном движении уши заворачиваются вперед. Проделать эти движения 10—15 раз (рис. 32). 433 Рис. 2 2 Рис. 2 5 Рис. 2 3 Рис. 2 4 Рис. 2 6 Рис. 27 Рис. 2 8 Рис. 2 9 Рис. 3 0 Рис. 31 Рис. 3 2 ПНЕВМОТЕРАПИЯ Среди профилактических мер, принимающих участие в профилактике речеголосо- вых расстройств, важное место занимает ПНЕВМОТЕРАПИЯ— ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (одна из областей индивидуальной медицины). Цель специализированной дыхательной гимнастики — активизировать процесс фо- национного дыхания, включить и активизировать в процессе голосообразования фонаци- онную мускулатуру. Предлагаем небольшую серию дыхательных упражнений ПАРАДОКСАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ, необходимого людям речевых профессий в момент усталости голосового аппарата: 434 а) исходное положение: стоя, руки опущены; поднять руки в стороны — выдох и в этом положении — вдох; опустить руки — выдох и в этом положении — вдох; б) исходное положение: стоя, руки опущены; поднять руки вверх — выдох и в этом положении — вдох; опустить руки — выдох и в этом положении — вдох; в) исходное положение: стоя, руки опущены; наклон туловища вперед — выдох и в этом положении — вдох; вернуться в исходное положение — выдох и в этом положе- нии — вдох. Каждое упражнение повторить по 3—5 раз. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель упражнений: подготовка основных элементов звукообразования и работа над развитием голоса, активизация мышечных групп, принимающих участие в голосообразо- вании, профилактика голосовых расстройств. Упражнения могут применяться как дыхательно-голосовая тренировка перед выступ- лением или спектаклем. Из предложенных упражнений следует составить (подобрать) индивидуальный комплекс для работы речеголосового аппарата в голосовом режиме человека. 1. Фиксированный выдох — 3 раза по 10 секунд (стоя). 2. Фиксированный выдох — 3 раза по 10 секунд (сидя). 3. Фиксированный выдох — 3 раза по 10 секунд (лежа). 4. Фиксированный выдох, в конце выдоха — умммм — 20 секунд. 5. Фиксированный выдох, в конце выдоха — бумммм — 20 секунд. 6. Фиксированный выдох, в конце выдоха — гумммм — 20 секунд. 7. Фиксированный выдох, в конце выдоха — думммм — 20 секунд. 8. Фиксированный выдох, в конце выдоха — хруммм — 20 секунд. 9. Фиксированный выдох, в конце выдоха — зммм, вммм, бммм, рммм — 20 се- кунд. 10. Фиксированный выдох, прерываемый произнесением звука хххх — 20 секунд. 11. Фиксированный выдох, прерываемый произнесением звука фффф — 20 секунд. 12. Фиксированный выдох во время легкого бега — 20—30 секунд. 13. Фиксированный выдох во время легкого бега, прерываемый звуком фффф — 20—30 секунд. 14. Фиксированный выдох с поворотом головы в одну сторону — 20—30 секунд. 15. Вдох, пальцами постукивать по ноздрям — 5—10 секунд (2 раза). 16. Вдох, пальцами постукивать по ноздрям и наклоняться вперед — 5—8 раз. 17. Вдох через маленькое отверстие между ноздрями, закрывая пальцами нос — 5— 10 секунд (2 раза). 18. Вдох через маленькое отверстие между ноздрями, закрыв пальцами нос, в конце вдоха произнести мммммммм. 19. Вдох через маленькое отверстие между губами (пить через соломинку) — 10 се- кунд. 20. Вдох через маленькое отверстие между губами, на выдохе протяжно "тянуть" бумммм (5 раз). 435 21. Вдох через зажатый нос — 2—5 секунд, 22. Вдох через зажатый нос, на выдохе произнести аммммм, аммммама. 23. Вдох через зажатый нос, на выдохе произнести аннннана, анннна. 24. Произнести звуки: п, п, п, п, п (как бы хочу сказать, но не могу). 25. Произнести звуки: т, т, т, т, т (как бы хочу сказать, но не могу). 26. Произнести звуки: к, к, к, к, к так же. 27. Произнести звуки: п, т, к, п, т, к так же. 28. Произнести звуки: б, б, б, б так же. 29. Произнести звуки: д, д, д, д так же. 30. Произнести звуки: г, г, г, г так же. 31. Произнести звуки: б, д, г, б, д, г так же. 32. Произнести звуки: к, к, к, к, высунув язык, — 10 секунд. 33. Произнести звуки: г, г, г, г, высунув язык, — 20 секунд. 34. Произнести звуки: м, м, м, м, высунув язык, — 20 секунд. 35. Произнести звуки: н, н, н, н, высунув язык, — 20 секунд. 36. Произнести звуки: м, м, м, м, загнув язык чашечкой к верхней губе. 37. Произнести звуки: н, н, н, н, загнув язык чашечкой к верхней губе. 38. Вдох и выдох носом при открытом рте — 1 — 10 секунд. 39. Вдох и выдох носом при открытом рте с поворотами головы, 10 секунд. 40. Выдох, постукивая пальцами по ноздрям, 20 секунд. 41. Выдох, постукивая пальцами по ноздрям, в конце выдоха — змммммм, 5—6 раз. 42. Вдох носом при открытом рте, на выдохе отрывисто — х, х, х — 10 секунд. 43. Вдох носом при открытом рте, на выдохе шепотом — хр, хр, хр — 10 раз. 44. Протяжно "тянуть" мммммм, постукивая пальцами по ноздрям — 10 —1 5 секунд. 45. Протяжно "тянуть" нннн, постукивая пальцами по ноздрям — 10 —15 секунд. 46. Закрыв нос пальцами, произнести мммам, мимам, повторить, убрав пальцы. 47. Закрыв нос пальцами, произнести нннан, нннан, повторить, убрав пальцы. 48. Произнести змм, бмм, дмм, гмм с наклоном туловища вперед — 5 раз. 49. Произнести знн, бнн, дня, гнн с наклоном туловища вперед — 5 раз. 50. Произнести ум—м—мам, ум—м—мам, ум—м—мам с поворотом головы — 5 раз. 51. Произнести ун—н—нан, ун—н—нон, ун—н—нан с поворотом головы — 5 раз. 52. Произнести зв—зв—зв, зж—зж—зж, зм—зм—зм, зн—зн—зн, зл—зл—зл, зр—зр— зр (перед произношением — вдох, постукивая пальцами по ноздрям). 53. Произнести же—же—же, жз—жз—жз, жм—жм—жм, жн—жн—жн, жл—жл—жл, жр—жр—жр (при произношении закрыв пальцами левую ноздрю). 54. Произнести мв—мв—мв, мз—мз—мз, мж—мж—мж, мн—мн—мн, мл—мл—мл, мр—мр—мр (при произношении закрыв пальцами правую ноздрю). 55. Произнести не—не—не, нз—нз—нз, нж—нж—нж, нм—нм—нм, нл—нл—нл, нр— нр—нр (одновременно поднимая пальцем кончик носа). 56. Произнести лв—лв—лв, лз—лз—лз, лж—лж—лж, лм—лм—лм, лн—лн—лн, лр— лр—лр (одновременно нажимая пальцем в центре нижней челюсти). 57. Произнести ре—ре—ре, рз—рз—рз, рж—рж—рж, рм—рм—рм, рл—рл—рл, рн— рн—рн (одновременно нажимая пальцем углы нижней челюсти). 58. Произнести звукосочетание дзух — 10 раз. 59. Произнести звукосочетание брух — 10 раз. 436 60. Произнести звукосочетание фрух — 10 раз. 61. Произнести звукосочетания бугу, буду, гуду, — 10 раз. 62. Крепко сжать губы и дышать носом 20 секунд. 63. Крепко сжать губы, дышать носом с поворотом головы влево-вправо — 30 се- кунд. 64. Крепко сжать губы, дышать носом 30 секунд, во время ходьбы. 65. Произнести: амба, амба, амба — 15 раз. 66. Произнести: ом—ба—ма, ом—ба—ма, ом—ба—ма — 10 раз. 67. Крепко сжать губы, дышать носом 10 секунд, затем произнести внл — 15 раз. 68. Крепко сжать губы, дышать носом 10 секунд, затем произнести вир — 15 раз. 69. Произвести выдох через широко открытый рот (как бы согревая руки) — 10 се- кунд. 70. Произвести выдох, как в № 69, с поворотами головы вправо-влево. 71. Произвести выдох, как в № 70. В конце выдоха произнести храм-хром — 10 раз. 72. Произнести: врушш, брушш, друшш — 15 раз. 73. Произнести: анда, анда, анда. 74. Произнести: ан—да—да, ан—да—да, ан—да—да. 75. Произнести: ал—га—га, ал—га—га, ал—га—га. 76. Закрыть уши пальцами, произнести хны, хни, хни, повторить, не закрывая ушей. 77. Закрыть уши пальцами, произнести бни, бни, бни, повторить, не закрывая ушей. 78. Закрыть уши пальцами, произнести гни, гни, гни, повторить, не закрывая ушей. 79. Поставить кончик языка за верхние зубы — вдох, имитируя звук шшшш — 10 секунд. 80. Выполнить вдох как в № 79, поворачивая голову вправо-влево. 81. Произнести ммммим, ммммам, ммммум. 82. Произнести ннннин, ннннан, ннннун. 83. Поднять плечи к ушам, произнести аннма, аннма, аннма. 84. Поднять плечи к ушам, произнести аммна, аммна, аммна. 85. Произнести шепотом гррр, бррр, нррр, повторить вслух. 86. Высунув язык, произнести ннух, ввух, ггух, ммух. Повторить при нормальном по- ложении языка. 87. Высунув язык произнести ухх, ахх, охх. Повторить при нормальном положении языка. 88. Произнести буммм, гуммм, думмм, луммм. 89. Произнести ах-ха-ха, ах-ха-ха, ах-ха-ха. 90. Произнести уух, оох, аах — 10 раз. 91. Произнести артикуляционно-фонетическим методом: около кола колокола. 92. Произнести как в № 91: добыл бобов бобыль. 93. Произнести, хах, хах, хах — 10 раз. 94. Произвести вдох углами рта — 7 раз, выдох носом. 95. Наклон головы назад — вперед с произнесением аммн, аммн, аммн. 96. Подъем и опускание плеч с произнесением аррн, аррн, аррн. 97. Шепотом на высокой ноте произнести ааааааааа, пауза 6 секунд, повторить ам- ма, амма, амма. 437 98. Шепотом на высокой ноте произнести ааааааааи, пауза и ^скуид, ичшиуию ип- на, анна, анна. 99. Фиксированный выдох, не прерывая его, три раза поднять руки вверх и опустить их. 100. Фиксированный выдох, не прерывая его, сделать три приседания. 101. Язык высунуть на губы, губы сжать, подышать 10 секунд. 102. Произнести пппп, тттпг, кккк, бббб, дддд, гггг (хочу сказать, но не могу). ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА Ведущее место в гигиеническом образе жизни должно занимать предупреждение ка- таров верхних дыхательных путей, чему способствует общее и местное закаливание, а также звуковая и дыхательная гимнастика. Общее закаливание производится путем водных и воздушных процедур комнатной температуры. Местное закаливание рекомендуется во время умывания в виде нескольких бросков воды комнатной температуры на область гортани и умывание такой же водой шеи и последующее растирание. Часто актеров настораживает сухость в горле, что вызывается недостаточной смаз- кой голосовых складок слизью, которая выделяется особыми железами. Для уменьшения сухости следует полоскать горло минеральными водами (теплыми) или щелочными растворами. Полоскание нужно проводить, запрокинув голову, беззвучно произнося уууууууу—аааааааа—ооооооооо. Актеру никогда не следует работать в больном состоянии. Не следует злоупотреб- лять голосом и женщинам в период месячных. Актеру следует знать, что курение и алкоголь разрушающе действуют на здоровье и особенно на голосовой аппарат. Наукой доказано, что содержащийся в табачном дыме аммиак раздражает слизистую оболочку рта и слюнные железы, гортань, трахею и брон- хи. Десны у курильщиков бывают очень разрыхлены и легко повреждаются при жева- нии. При курении воспаляется зев и создается предрасположение к частым ангинам. Влияние табачного дыма особенно сказывается на работе голосовых складок. При дли- тельном курении на голосовых складках происходит разрастание фиброзной ткани, что приводит к сужению голосовой щели и к резкой охриплости речевого голоса. Известно, что у актеров-курильщиков очень часты бронхиты, трахеиты и т. д. Алкоголь, так же как и никотин, является ядом. Исследования ученых показали, что даже малые дозы алкоголя нарушают деятельность дыхания, ведут к заболеваниям слизи- стой оболочки ротоглоточной и носовой полости, отрицательно влияют на работу цент- ральной нервной системы. Регулярное курение и употребление спиртных напитков приводит к постепенному разрушению внутренних органов, физическому и умственному истощению, ослаблению памяти, снижению работоспособности и активности, волевых качеств и отрицательно сказывается как на общем здоровье, так и на голосе. Речевой аппарат человека — очень сложный по своей конструкции организм. Он наделен сложными физическими, физиологическими и акустическими свойствами. Пра- вильное его использование, правильная тренировочная работа, соблюдение правил гигие- 438 нического режима — залог профессионализма, обеспечивающий здоровье и творческое долголетие актера и его речеголосового аппарата. ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДЛИННОГО ВЫДОХА После первых упражнений по дыханию, когда освоен принцип правильного вдоха и выдоха, уже проведена тренировка со счетом на фиксированном вьщохе и каждый мо- жет свободно, плавно, не утомляясь, выдыхать на счете 10—15, берутся для тренировки тексты считалок, прибауток, присказок, долгоговорок, маленьких шуточных стихотворе- ний. Голос в считалках звучит легко, задача проста: стоит вспомнить как "считались" в детстве перед началом игры. Дыхание на текст считалки следует сначала проверить на фиксированном вьщохе. Если считалка длинная и еще не хватает дыхания на весь текст, делим ее на части и постепенно увеличиваем выдох. Но обычно считалка проговаривает- ся на одном дыхании. При произнесении считалки вслух надо, как это бывает в жизни, считать товари- щей, принимающих участие в "игре". Тот, на кого приходятся последние слова (кому следует "водить"), начинает свою считалку, стараясь подгадать так, чтобы "водил" тот, кто еще не отвечал. Тексты считалок Лиса по лесу ходила. Громким голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела: Мужу двое, Себе трое И детишкам По лаптишкам! На зеленом кусту, На дубовом мосту По лебедю крылатому, По волку лохматому. Волк в лес бежит, Лебедь за море летит! Берем-берем ягодки: Черную чернику, Красную бруснику, Землянику спелую! Собираем в кузовки Белые грибочки, Крепкие груздочки, Подосиновички! Дедушке — ягоды. Бабушке — грибочки, А медведю лохматому Листа гнилого, 439 Моху сухого! Ехал я через мостище, Стоит на мостище волчище, Серый хвостище, Зеленые глазищи, Острые зубищи. Я редьку схватил Да бросил в волчище, Попал ему прямо в бочище. Волчище испугался, Хвостище поджал И с мостища убежал, А редька в реке утонула . Следующий материал — шуточные, веселые прибаутки, присказки и долгоговорки. В них нет глубокого смысла, их задача — зазвать, заинтриговать, сбить с толку неожи- данными веселыми выдумками. В прибаутках и особенно в присказках каждая новая выдумка требует предваритель- ного вдоха и нового голосового выражения ("приспособления"). Главное, при каждой новой "перемене" заставить слушающих поверить, что вот тут-то и начинается сказка, продолжения которой все с таким нетерпением ждут. Тексты присказок Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди, Сказка будет впереди. Как на море-окияне И на острове Буяне Новый гроб в лесу стоит, В гробе девица лежит; Соловей над гробом свищет, Черный зверь в дубраве рыщет. Это присказка, а вот Сказка чередом пойдет. (П. Ершов. "Конек-горбунок") Тексты приведенных здесь считалок взяты из сборника "Тридцать три пирога. Игры, считалки, скорого- ворки..." (сост. М. Булатов, М., 1962). 440 Та-ра-рали, та-ра-ра! Вышли кони со двора; Вот крестьяне их поймали Да покрепче привязали. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу; Как во трубушку играет, Православных потешает: "Эй, послушай, люд честной! Жили-были муж с женой; Муж-то примется за шутки, А жена за прибаутки, И пойдет у них тут пир, Что на весь крещеный мир!" Это присказка ведется, Сказка послее начнется. Как у наших у ворот Муха песенку поет: |