СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений
Скачать 0.85 Mb.
|
О любви не меня ли вы мило молили? \ И в туманы лимана манили меня? ПРИМЕЧАНИЕ. По данным отечественных врачей-фониатров, произнесение сонор- ных согласных м и н при зажатом носе во время тренировочных занятий по развитию речевого голоса рефлекторно вызывает сильное поднятие небной занавески и тем самым активизирует ее, устраняя местные застойные явления. Воздушная волна, встретив пре- пятствие (зажатый нос), при последующем нормальном произношении непроизвольно подбрасывает воздух вперед и снимает напряжение с мышц гортани. Эти упражнения очень полезны при частых насморках или дурной привычке говорить в нос. УПРАЖНЕНИЯ НА СТАККАТО Следует особенно рекомендовать для активизации работы голосовых складок рече- вые упражнения приемом стаккато. Стаккато — это легкое отрывистое произношение звуков. Голосовые упражнения на стаккато активизируют глубинные части резонаторов по- лости глотки. Упражнения на стаккато при физиологически верном звукоизвлечении способствуют быстрому возбуждению в подсвязочном участке гортани и глоточном про- странстве нервных окончаний. Стаккато является активным раздражителем рефлексоген- ной зоны фонационного дыхания. Пусковой момент стаккато должен быть активным, но не громким, не резким. Стаккатные. упражнения гласных звуков» снимают-ос-иплоеть-и-о-хринлоеть^олоса^и танавливают гортань в соответствии с индивидуальными особенностями занимающегося. — Начинать лучше со звука а, так как гортань занимает среднее положение: а'+э'+о'. — Если речевой голос занижен, то к исходному звуку а добавляются и—э: а'и'э'. — Если речевой голос завышен, то к исходному а добавляются звуки о—у. После упражнений произнести слова, в начале которых и под ударением были бы звуки а'о'у'. УПРАЖНЕНИЯ 1. а'э'о'. Повторить 4—5 раз. Произнести слова: амба, амбра, Алла, эхо, эра, Эмма, Оля, омуль, образ. 2. а'и'э' — слова: Инга, Ира, ил. 3. а'о'у' — слова: улей, ухо, ум. ПРИМЕЧАНИЕ. При всех расстройствах голоса (афония, дисфония, несмыкание голосовых складок) полезно проводить занятия с наиболее удобным и правильно звуча- щим у ученика гласным при различном положении тела и головы (повороты головы — 403 вправо, влево, то на одно, то на другое плечо) в течение 2 минут до 10 раз в день. За- канчиваются стаккатические упражнения фонационным бегом (бег на звучащем выдохе на гласных или сонорных) с ощущением резонирования в грудной клетке и лицевом ко- стяке. Такие упражнения еще называются вибрационными. Цель фонационного бега — расслабиться, снять мышечное .напряжение не только с гортани, но и со всего организ- ма, включить весь организм в резонирование. Руки во время фонационного бега болта- ются свободно в локтевых и плечевых суставах, голова свободно покачивается. ЮЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Слух — это способность человека воспринимать и различать звуковые колебания. В зависимости от характера звуковой волны возникают различные звуковые ощущения: звуки речи, музыкальные звуки, звуковые удары, шумы. Большое значение в работе речевого голоса и деятельности речевой системы имеет слуховой анализатор, под контролем которого осуществляется управление и регули- рование речевой системы. Сведения о произносимых словах постоянно фиксируются слуховым анализатором и передаются в органы центральной нервной системы (головной мозг) для управления и регулирования. Поэтому первым условием нормального процесса речевого голоса являет- ся достаточная острота слуха. Учитывая тот факт, что слух — один из главных регулято- ров потока речи, всякое отклонение от нормы сказывается на звучности и выразительно- сти, а также четкости речи. Органом слуха у человека является ухо, которое представляет собой сложно устро- енный орган, соединенный с нервными проводниками центральной нервной системы. Ухо человека представляет систему полостей, заложенных в височной кости, и име- ет различные по своему строению и деятельности системы: звукопроводящую и зву- копринимающую. Ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Звукопроводящая система включает в себя наружное и среднее ухо. К наружному уху относят ушную раковину и наружный слуховой проход, который заканчивается у барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего. Барабан- ная перепонка представляет собой мембрану, непроницаемую для жидкости и воздуха. Мембрана защищает среднее ухо от попадания инородних тел из внешней среды. Под влиянием звуковой волны разные участки барабанной перепонки колеблются с различ- ной амплитудой. Функции ушной раковины и наружного слухового прохода состоят в улавливании и отбрасывании на барабанную перепонку звуков. Кроме того, ушная рако- вина и наружный слуховой проход помогают улавливать направление звука. Среднее ухо покрыто слизистой оболочкой, заполненной воздухом. Оно состоит из нескольких полостей. Центральная часть лежит выше барабанной перепонки. Из бара- банной полости в носоглотку ведет труба, называемая по имени описавшего ее автора — евстахиевой. Внутри барабанной полости три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стре- мечко. (Названия даны из-за сходства с указанными предметами.) Звуковые колебания распространяются с барабанной перепонки на цепь слуховых косточек, которые образуют рычажный механизм. Основной функцией среднего уха яв- 404 ляется звукопроведение. От звучащего предмета по воздуху распределяются звуковые волны, которые, пройдя через наружный слуховой проход, вызывают колебания барабан- ной перепонки с цепью слуховых косточек. Эти колебания передаются далее в так назы- ваемую звуковоспринимающую систему. Звуковоспринимающая система — очень сложный и тонко устроенный отдел внут- реннего уха, который расположен в височной кости в глубине черепной коробки челове- ка. Это сложное образование состоит из двух отделов: улитки, в которой заложен на- чальный отдел звуковоспршшмающего аппарата, и преддверия с тремя полуокружными каналами. В них находится аппарат равновесия. Улитковый отдел внутреннего уха име- ет форму улитки. В ней расположены звуковоспринимающие волосковые клетки, слож- ный прибор под названием кортиев орган. От кортиева органа к коре больших полушарий мозга идет слуховой нерв, по кото- рому передается слуховое раздражение. Это центральный конец слухового аппарата. Пе- реданные сюда звуковые колебания воспринимаются как ощущение звука. В отличие от животных в коре головного мозга человека все звуки осмысливаются. Таким образом, человек может в виде речи воспринимать отображенный мир. Все колебания, воспринимаемые человеческим ухом, делятся на периодические и непериодические. К периодическим относятся такие колебания, которые повторяются через равные промежутки времени. Они имеют правильную, ритмическую форму и воспринимаются как тоны. К непериодическим колебаниям относятся такие, при которых нет полного повто- рения процессов. Такие колебания имеют сложную (неправильную) форму. Они воспри- нимаются как шум. Тоны бывают высокой, низкой и средней частоты. К низкочастотным относятся то- ны с числом колебаний до 500 в секунду. К среднечастотным — до 3000 колебаний. От 3000 колебаний и больше — к высокочастотным. Воспринимаемые нашим ухом звуки называются областью слухового восприятия. Выносливость человеческого уха не безразлична — бывают звуковые колебания, ед- ва воспринимаемые ухом, существуют и такие, которые воспринимаются в виде болевых ощущений. В 1961 году шведский профессор Гунар Фант выдвинул акустическую теорию рече- образования, точно объяснив, как возникают речевые колебания. Из акустической тео- рии Г. Фанта следует, что различается музыкальный слух и речевой. Речевой слух в воспитании навыков сценической речи рассматривается не только как обострение слуховых восприятий, а значительно сложнее. "Речевой слух — это способность человека различать самые разнообразные оттенки в звучании тех или иных слов, сочетаний, предложений и фраз. При помощи речевого слуха человек овладевает уменьем грамотно читать и говорить"*. "Речевой слух необходим прежде всего для понимания и выражения мысли, а в свя- зи с этим и для лучшего осмысления синтаксической конструкции и пунктуационного правила, для усвоения звуковой стороны речи. Стало быть, речевой слух необходим для " Язовский Е. В. Говорите правильно! Л., 1969. С. 101. 405 повышения общей культуры речи, ибо человек, улавливающий ударения, паузы, мелоди- ку тона, тембр голоса и темп речи с их смыслоразличительными функциями в процессе общения, может более гибко пользоваться ими в своей устной речи, делая ее тем самым более точной, выразительной и, следовательно, действенной" . К акустическим свойствам речевого слуха относятся: 1. Физический слух — способность воспринимать звучащую речь. 2. Фонематический слух — способность различать и воспринимать звуки речи. 3. Звуковысотный слух — способность воспринимать и ощущать в речи ритм, то- нальность. При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, при- способление к тональному ансамблю партнеров, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса. Речевой слух преподавателя сценической речи во многих случаях является критери- ем формирования и развития профессиональных качеств речевого звучания. Наличие профессиональных качеств речевого слуха очень важно для актера и тем более для пре- подавателя. "Голос делает ухо педагога!" — гласит итальянская пословица. "Слух делает голос" — изречение древневосточных врачей. "Слух — судья и совесть голоса," — гово- рили наши отечественные врачи-фониатры. "Люди приобретают дар речи путем слу- шанья речей". Словом, слуховое восприятие — первый этап на пути приобретения навы- ков формирования профессиональных качеств речевого голоса. Интересно, что во время разговора человек слышит себя не так, как его слышат ок- ружающие. Это объясняется тем, что голосовые звуки, издаваемые другими людьми, до- стигают нашей слуховой системы благодаря воздушной звукопроходимости, тогда как собственные речевые звуки мы слышим не только извне, но и благодаря костно-ткане- вой проводимости звука. В последнем случае звуки низкочастотные передаются лучше, чем высокочастотные. Поэтому говорящий слышит себя в искаженном звуковом спектре: сильнее в низкой и средней тональности по сравнению с высокой. Эта особенность наиболее четко проявляется при прослушивании записи своего голоса на магнитофонной пленке. К профессиональным качествам речевого слуха следует отнести: 1. Звуковую память, способность запомнить тембр, интонационный строй речи, ее разнообразные оттенки. 2. Способность различать звуки по их высоте, громкости и окраске. 3. Способность определить по слуху местонахождение звука и ориентироваться в пространстве. 4. Способность различать движение речевого голоса в связи с ударением в слове, логическим ударением во фразе. 5. Способность различать мелодичность и тональность речевого звука. 6. Способность слухового анализатора к физиологическому приспособлению при воздействии на него звука или шума. Особое значение в развитии речевого голоса имеет воспитание навыков профессио- нального внутреннего слуха актера, т. е. умение мысленно читать, считать без голоса, Ломиэов А. А. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М., 1968. С. 10. 406 иметь представление о хорошем речевом звучании, обогащаться мысленными слуховыми ассоциациями. я » Рис. 21 Схема строения слухового аппарата. 1. — ушная раковина. 2. — наружный слуховой про- ход. 3. — барабанная перепонка. 4. — мембрана в окне преддверья. 5. — евстахиева труба. 6. — улитка. 7.— • преддверье. 8. — полукружные каналы. 9. — слуховые косточки. Таким образом, формирование определенных профессиональных качеств речевого слуха в развитии речевого голоса имеет большое значение. Создается своеобразный крут — хорошо развитый речевой слух способствует лучшему формированию речевого голоса и наоборот. Известно, что при всех искажениях слуха вслед за тем искажается и голос. Воспри- ятие речи возможно благодаря связи между звуковым анализатором и речедвигатель- ным аппаратом. Разработаны упражнения, которые за счет слухового рефлекса положительно сказы- ваются на голосообразовании, а также формируют ощущение грудного, головного и сме- шанного типов звучания. Благодаря способности ушных раковин менять расположение создаются и разные возможности, чтобы ощущать грудной, головной или смешанный типы звучания. Упраж- нения акустически приближают звук, формируют ясное ощущение резонирования, спо- собствуют освобождению окологортанной мускулатуры от излишнего напряжения. Упражнения Упражнение 1. Поставить собранные ладони за уши, "как бы собрав и увеличив их". Прочитать текст или проделать голосовое упражнение. Упражнение способствует грудному резонированию речевого голоса. Упражнение 2. Сделать из ладоней ушные раковины, "как бы повернув их обратно". Прочитать текст или проделать голосовое упражнение. Упражнение способствует ощущению головного резонатора речевого голоса. Упражнение 3. Сделайте из ладоней ушные раковины, "как бы повернутые вверх". Прочитать текст или проделать голосовое упражнение. Упражнение способствует ощущению смешанного звучания речевого голоса — груд- ного и головного. 407 РАЗВИТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Под понятием "речевой голос" подразумевается сложное явление, которое объединя- ет звуки, исходящие из ротоглоточной полости человека, независимо от того, выражают они мысли и чувства, или рождаются в результате таких рефлекторных мышечных дви- жений, как стон, крик, смех или звучный кашель. Голосовая деятельность человека начинается с момента рождения, т. е. с первого крика ребенка, носящего рефлекторный характер. Дыхание ребенка неглубокое, грудное резонирование по объему маленькое, поэтому голос носит фальцетный характер. К концу второго месяца у ребенка начинают появляться звуковые комплексы с не- которыми согласными. Издаваемые звуки могут быть разными по силе, но, как правило, одинаковыми по высоте. В основном в этот период формирования речевого голоса про- исходит колебание краев голосовых складок, что характерно для мягкой атаки звука. В период дальнейшего формирования речевого голоса появляется более определен- ное звучание, но разговорный голос детей первого года жизни характерен узостью диапа- зона и слабостью, несмотря на то, что дети ясельного возраста могут говорить очень громко. Формирование в дальнейшем речевого голоса у детей дошкольного и школьного возраста отличается заметным расширением диапазона. Голос становится звонким, хотя в нем еще мало обертонов, диапазон остается ограниченным, и звук преимущественно головного звучания. При форсированном голосе у детей обычно верхний регистр звучит высоко и визгливо, низкий — напряженно. Наиболее заметно меняется голос в период полового созревания. Этот период назы- вается периодом мутации, т. е. сменой или переменой голоса. У мальчиков он бывает от 14 до 20 лет, у девочек от 13 до 16 лет. Время мутации речевого голоса следует разделить на три периода. 1. Предмутационный период. В это время оформляется нервно-мышечная система голосового аппарата, происходит некоторая смена механизмов голосообразования. Появ- ляются признаки приближающейся мутации речевого голоса. У детей появляются при- знаки охриплости и осиплости в речевом звуке. 2. Мутационный период. В это время происходит заметный рост всей гортани, го- лосовые складки увеличиваются в длину, ширину, становятся толще, и совершается пе- реход от колебания их краев к колебанию всей их массы. В это время наблюдается уве- личение объема глотки, языка, напряжение артикуляционной и мимической мускулату- ры. В этот период наблюдается нарушение ритмичности дыхания. В полости гортани врачи-фониатры отмечают значительные изменения — краснота слизистой оболочки гортани и голосовых складок, их неполное смыкание, частые кровоизлияния. Речевой голос в этот период бывает сиплый, крикливого характера. Речевой голос начинает срываться, "петушить". Резко выражен перелом голоса. |