СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений
Скачать 0.85 Mb.
|
Интересно отметить, что в мутационный период дети не владеют интонированием знаков препинания, недостатки речи и голоса усиливаются, дети избегают разговоров и плохо воспринимают речь окружающих. Внешние проявления мутационного периода вы- 408 ражаются в гримасах, покраснении лица во время речи, мышечных усилиях лица, шеи, конечностей. 3. Послемугационный период. Происходит дальнейшее оформление гортани и все- го голосового аппарата. Гортань делается взрослой с остаточными явлениями мутации. Голосовой аппарат быстро утомляется, звук приобретает устойчивый характер, но рече- вой голос в это время может претерпевать перемены, прежде чем окончательно сформи- руется голос взрослого. Длительность периода мутации колеблется от одного или нескольких месяцев до двух лет. Сформировавшийся речевой голос обеспечивает слышимость речи на большом рас- стоянии, звучность которой зависит от произношения гласных звуков. Согласные звуки оформляют слова. Речевой голос является одним из элементов речи и правильно формируется в том случае, если нет препятствий со стороны слуха, психики и речеголосообразовательных органов. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Под физиологическими свойствами речевого голоса понимают такие свойства голо- са, которые вызывают в органе слуха человека соответствующие ощущения. 1. Сила речевого голоса регулируется в значительной степени произвольно и зави- сит главным образом от напора выдыхаемого воздуха, силы смыкания и амплитуды голо- совых складок. Значительное влияние на силу речевого голоса оказывают и резонатор- ные полости речевого аппарата, которые усиливают звук. 2. Тембр речевого голоса обусловливается присоединением к основному тону изда- ваемого звука обертонов (добавочных тонов). Тембр речевого голоса зависит от анатоми- ческого устройства речевого аппарата и умения пользоваться резонаторными полостями. "Индивидуальный тембр голоса определяется прежде всего особенностями строения и функций гортани данного человека. Размеры гортани и голосовых складок, мощность мускулатуры гортани, тонус мышц, как и мышц дыхательного аппарата, наконец, смыка- ние связок — все это создает неповторимые индивидуальные отличия одного голоса от другого"*. 3. Высота речевого голоса зависит от частоты колебания голосовых складок, полу- чивших импульс от центральной нервной системы. Изменения высоты речевого голоса обеспечиваются работой мышечного аппарата. 4. Диапазон (объем голоса) зависит от количества речевых тонов. Диапазон взрос- лого человека при разговоре 4—5 тонов, у детей диапазон значительно меньше — 2—3 тона, причем диапазон мальчиков и девочек почти не отличается друг от друга. Диапазон речевого голоса может увеличиваться с возрастом и в процессе правильной тренировки. К профессиональным свойствам речевого голоса драматического актера, чтеца, дик- тора, лектора и т.д. можно отнести звучность, красоту, легкость, силу, гибкость, полет- ность, плавность, мелодичность, владение регистрами и способность длительное время выдерживать профессиональную нагрузку без усталости речеголосового аппарата. Дмитриев Л. Б. Голосовой аппарат певца. С. 25. 409 "Такой речью от природы мало кто обладает, и для большинства людей нужна ее специальная обработка, приспособление для профессионального звучания — постановка голоса. От поставленного голоса требуется прежде всего повышенная степень разборчи- вости, а также большая звучность, громкость голоса"*. В профессиональном речевом голосе различают высокий речевой голос и низкий речевой голос. На практике высокий и низкий речевой голос встречается как у мужчин, так и у женщин. Причем певческий тип голоса не всегда совпадает с речевым. Высокий речевой голос всегда определяется хорошим звучанием в верхнем и сред- нем регистрах и неудобством в нижнем регистре. Низкий речевой голос определяется хорошим звучанием в низком и среднем реги- страх и неудобством в верхнем регистре. "Успехи в развитии и воспитании голоса зависят от наличия данных, от способно- сти ученика и методики обучения. "Есть голоса богатые от природы. Для актера этого недостаточно. Для него важно не только этот природный дар иметь, но и суметь его сохранить. А самое главное — уметь им пользоваться, владеть им. Если актер не владеет своим голосом, если голос не подчиняется его воле, темпераменту и нервам, то никакие эмоции и мысли не могут быть им выражены полностью, со всей тонкостью и богатством творческого замысла" . НЕДОСТАТКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Афония — отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи. Наблюда- ется в результате заболевания гортани или при неправильном воспитании речевого голо- са. Дисфония — частичное расстройство голоса, т.е. потеря его звучности. В отличие от афонии речевой голос сохраняется, но звучит слабо, хрипло, дрожит и срывается. Фонастения — повышенная утомляемость речевого аппарата. Неприятные ощуще- ния в речевом аппарате во время речи. Псевдофонастения — прерывистый речевой голос, возникающий от волнения чаще всего у актеров, не овладевших навыками поставленного голоса. Следует сказать, что причины вышеназванных недостатков речевого голоса, часто встречающиеся среди актеров, дикторов, чтецов, могут быть различны. Недостатки голоса могут зависеть от раннего курения, злоупотребления алкоголем, от постоянного пребывания в загрязненной атмосфере, от перегрузки речеголосового ап- парата, а также от нарушения слуха. Следует отметить, что неправильное воспитание на- выков речевого голосообразования может привести речевой голос актера к одному или нескольким перечисленным недостаткам речевого звучания. ТЕОРИЯ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ В отношении механизма голосообразования в свое время существовала единая мы- шечно-эластическая (миоэластическая), или механическая, теория, предложенная Мюллером в 1835 году. Дмитриев Л. Б. Гласные в пении // В сб.: Вопросы вокальной педагогики. М., 1962. С.87. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. С. 98. 410 Вот как представлен в ней механизм голосообразования. Под сомкнутыми голосовы- ми складками образуется избыточное давление. Прорываясь через сомкнутые голосовые складки, воздушный поток раздвигает их в стороны, а затем складки смыкаются и снова размыкаются под давлением новой воздушной струи. Таким образом, колебания голосо- вых складок по мышечно-эластической теории рассматривались как результат взаимо- действия двух сил: силы дыхания и эластической силы напряженной голосовой мышцы. С этой точки зрения поведение голосовых складок приравнивалось к поведению ту- го натянутой струны. Процесс голосообразования рассматривался как явление чисто пе- риферическое. Нервной системе отводилась роль регулирования этих двух сил (подсвя- зочного давления и натяжения голосовой мышцы), которые происходят по принципу ав- токолебаний. В 1932 году врач-фониатр Л. Д. Работнов отметил, что раздражение голосовых цен- тров коры головного мозга приводит в движение весь звукопроизводящий аппарат. Опыты крупного отечественного ученого профессора-фониатра Е. Н. Малютина (1934 год) и его учеников показали, что голосовые складки колеблются без подсвязочно- го давления — под влиянием только одних импульсов нервного возбуждения. Это откры- тие у нас и за рубежом расценивается как решающее, оно дает начало новой теории го- лосообразования — нервно-мышечной, или нейрохроноксической. В дальнейшем французский ученый и певец Р. Юссон и его сотрудники А. Джианом и А. Муланге в результате применения методов электрофизиологии и большого количе- ства экспериментальных работ подтвердили опыты Л. Д. Работнова и Е. Н. Малютина, выдвинув нервно-мышечную теорию голосообразования. Ведущая роль в процессе голосообразования отводится центральной нервной си- стеме. Согласно нервно-мышечной теории голосообразования голосовые складки имеют сложную неврологическую связь с центральной нервной системой. Вибрация их проис- ходит в результате активного сокращения волокон голосовых мышц под воздействием нервных импульсов, идущих из головного мозга по нижнему гортанному нерву. Частота колебаний голосовых складок задается не в гортани, а нервными импульсами, идущими из центральной нервной системы. Недостатком этой теории следует признать игнорирование влияния воздушного по- тока на частоту колебания голосовых складок. И. М. Сеченов и И. П. Павлов в свое время установили, что любой двигательный орган, в том числе и голосовой аппарат, находится в непрерывной связи с центральной нервной системой. В настоящее время большинство специалистов разделяют точку зрения, согласно которой процесс голосообразования находится под контролем центральной нервной сис- темы, но в то же время подчеркивают, что развитие речевого голоса должно проходить в координированном единстве дыхания, артикуляции, резонирования, под контролем слуха и высшей нервной деятельности. ПЕВЧЕСКИЙ И РЕЧЕВОЙ ГОЛОС Изучение вокальной литературы дает возможность сделать выводы о том, что в ре- зультате целевых установок в речи и пении один и тот же анатомофизиологический ап- 411 парат используется неодинаково. Механизмы его деятельности значительно отличаются друг от друга. 1. В речи на первом плане стоит передача ее действенного содержания. В пении со- держание находится в непрерывной связи с музыкальной мелодией. 2. У одного и того же человека певческий голос не всегда соответствует речевому: бывает высокий речевой голос при низком певческом и наоборот. 3. У одного и того же человека в речи и пении может быть различное положение гортани, т. е. пение на повышенной гортани, а речь — на пониженной и наоборот. 4. Тембр речевого и певческого голосов не всегда сходен. За некрасивым речевым голосом часто скрывается прекрасный певческий и наоборот — речевому голосу краси- вого тембра может соответствовать некрасивый певческий. 5. Певческий голос свободно укладывается в определенную часть нотных знаков. Речевой голос, не фиксированный мелодией, состоит из множества речевых скольжений, не укладывающихся в определенную рамку нотных знаков. 6. Сложность голосового движения в речи — в быстрой смене направления скользя- щих движений рядом стоящих слогов, как ударных, так предударных и заударных, а так- же скольжения на каждой гласной. 7. Дыхание во время речи не идет сплошным потоком, а дробится по слогам, диаф- рагма совершает сложные движения, остановка дыхания происходит после каждого глас- ного звука. Такое членение дыхания очень важно для правильного формирования звуков речи. 8. Артикуляция в пении осуществляется с помощью мягких тканей надгортанного пространства (зева, мягкого неба, глотки, носоглотки) при пассивности передней части рта. Во время речи она происходит в основном за счет передней части ротоглоточной полости при относительном покое ее глубинной части. 9. Речевой голос возник и развивается на базе среднего регистра, на котором мы и разговариваем, звуки имеют скользящий характер, небольшую силу и короткое звучание. 10. В речевом голосе и потоке речи согласные звуки являются как бы каркасом сло- ва, а гласные — его мелодическим рисунком. В потоке речи согласные и гласные оказы- вают друг на друга определенное влияние. Пение же — это определенный мелодией зву- ковой поток гласных, прерываемый согласными звуками для формирования слов. 11. В речевом голосе гласный звук скользит по звуковой шкале так быстро, что на одном речевом звуке не успевает образоваться вибрация, характерная для певческого го- лоса. 12. Речевой слух также отличается от музыкального. При помощи речевого слуха осуществляется тональное развитие речевого голоса, приспособление к тональному ан- самблю партнера, контроль над звучанием своего голоса, над произносимым текстом. 13. Речевые и певческие приспособления у одного и того же лица различны (по данным Л. Б. Дмитриева). ПРОБЛЕМА МЫСЛЕННОЙ (ВНУТРЕННЕЙ) РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Одной из эффективных форм тренировочной работы над речевым голосом является внутренняя речь, т. е. мысленная "речь про себя". 417 Мысленная внутренняя речь может быть использована в процессе дыхательной гим- настики, внутриглоточной артикуляции, центрального звучания речевого голоса, а также резонаторной настроенности голосового аппарата. Во время мысленного чтения фразы сама мысль вызывает движение органов артику- ляции (языка, губ, гортани). С другой стороны — движения органов речи в свою очередь действуют на головной мозг, заставляя его работать в требуемом направлении. Внутрен- няя речь, когда мы мыслим "про себя", отличается так называемыми идеомоторными движениями речевых органов, хотя они и не воспроизводят в это время звуков. Если человек выдыхает воздух и мысленно "про себя" одновременно произносит фразу или поговорку, он тренирует тем самым как дыхательный, так и произноситель- ный аппарат. Экспериментально доказано, что человек думает словами той же речи, на которой говорит, но в несколько раз быстрее. "...Любые даже самые незначительные движения голосового аппарата целиком дик- туются "приказаниями" нервных центров. Эти движения обнаруживаются в процессе не только реального пения, но и мысленно. Представление рождает движение"*. Во время речи в действие вовлекается вся речевая система человека — дыхание, ар- тикуляция, голос и т. д. При тренировочной работе отдельных частей речеголосового ап- парата мысленно происходит то же самое, только в значительно меньшей степени. В дальнейшем, после тренировки в мысленном прочтении, при произнесении вслух части речеголосового аппарата будут работать точнее. Известный отечественный психофизиолог Л. А. Чистович занимается изучением мысленной речи. Ей удалось выявить и зарегистрировать с помощью приборов мысли "про себя". Оказывается, когда человек думает, он как бы говорит. На основе "внутрен- ней речи" Л. А. Чистович разработала моторную теорию восприятия. Из нее следует, что человек во время разговора воспринимает речь партнера не пассивно (просто слушая), а активно, т. е. беззвучно имитирует ее, сам того не замечая. "Главнейшая особенность этих мышечных движений, сопутствующих голосовым представлениям, — их непроизвольность. В основе этого свойства лежит давно извест- ное физиологам явление — так называемый идеомоторный акт. Сущность идеомоторно- го акта заключается в том, что мысленное представление какого-либо движения неиз- менно и, главное, — непроизвольно порождает это движение" . Занимаясь тренировкой отдельных элементов речевого голоса с мысленным чтени- ем, учащийся точно распределяет мышечные движения и мышечную энергию, что спо- собствует сохранению голоса, так как освобождает речеголосовый аппарат от излишней форсировки звучания и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Определение правильного центрального звучания речевого голоса, его рабочей сере- дины, имеет огромное значение вообще, и особенно в начале обучения. У каждого чело- века имеется свой индивидуальный центр речевого голоса, т. е. исходное положение, с * Морозов В. С. Вокальный слух и голос. Л., 1965. С.43. ** Там же. С.40. 413 которого следует всегда начинать раооту по его воспитанию, речевого голоса называется та часть речевого диапазона, которая звучит наиболее легко и свободно, то количество речевых звуков, которое учащийся произносит без мышечно- го напряжения. Это те звуки, на которые нервная система уже выработала удобные при- емы звукоподачи. Для центрального звучания речевого голоса или середины его существуют уже гото- вые, привычные двигательные импульсы, которые в процессе воспитания голоса уточня- ются, развиваются, переносятся на соседние звуки, не имеющие этих привычных уста- новок. Выявлению центрального звучания практически может себе помочь сам учащийся, фиксируя ощущение легкого и ненапряженного, "удобного" участка диапазона своего го- лоса. Выявлению центрального звучания речевого голоса помогает активное мысленное чтение небольших фраз с последующим переходом на чтение вслух. Хорошо помогает и активизирует весь речеголосовый аппарат чтение артикуляционно-фонетическим спосо- бом с дальнейшим переходом на чтение вслух. Артикуляционно-фонетический способ |