Главная страница

СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
Дата27.11.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
ТипУчебник
#10478
страница31 из 42
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   42
ЧТО ТАКОЕ "ТРЕНИРОВКА"?

Как мы уже говорили в главе "Анатомия и физиология речевого аппарата", цент-

ральная нервная система является главным органом управления. В продолговатом мозгу

находится дыхательный центр. "В коре головного мозга сосредоточен весь индивидуаль-

376

ный опыт человека — все, что он знает и умеет делать" . В коре происходит высший

анализ и синтез сигналов, поступающих по чувствительным нейронам. Путь, по которо-

му идет определенное раздражение или сигнал (от рецептора по чувствительным нервам

в кору головного мозга) И. П. Павлов назвал анализаторами. Под влиянием тренировки

анализ различных видов чувствительности может становиться все более и более тонким.

Этот процесс сводится к умению включать в работу все меньшие и меньшие группы

мозговых клеток, тормозя остальные клетки ядра анализатора.

В двигательном анализаторе, анализирующем мышечно-суставное чувство, совер-

шенствование двигательной функции будет выражаться в уменьшении лишних движений,

ликвидации ненужных напряжений...

"Всякое движение есть строго согласованная последовательная работа многих

мышц. Сокращение мышцы вызывается возбуждением соответствующих двигательных

нейронов. Расслаблению мышцы соответствует тормозное состояние двигательных ней-

ронов. В то время как одни мышцы сокращаются, их антагонисты расслабляются. Сте-

пень, сила, последовательность сокращения и расслабления разных групп мышц, участ-

вующих в каком-либо двигательном акте, должны осуществляться очень точно. Только

гакая согласованная работа делает движение ловким, свободным.

Так, постепенно, в результате тренировки вырабатывается новый двигательный на-

зык: лишние движения тормозятся, а нужные закрепляются повторением, в результате

1его движение делается легким, свободным, автоматическим" .

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

На групповых занятиях, в классе, учащиеся знакомятся с упражнениями, необходи-

1ыми для всех, и, освоив их под наблюдением педагога, включают их в свою каждоднев-

[ук> тренировку. Но у каждого, кроме того, есть свои излюбленные индивидуальные уп-

1ажнения, при помощи которых самостоятельно занимающийся снимает возникающие

1ышечные и психологические зажимы, организует звук в резонаторных полостях, устра-

[яет одышку и т. д. Заведите специальную тетрадку.

1. Проверьте на себе все группы рекомендуемых упражнений.

2. Отберите, запишите и запомните те, которые особенно вам помогают дышать и

вучать.

3. Выпишите из главы "Дикция" небольшие фразы или четверостишия, в которых

асто встречаются удобные для тренировки звуки, запомните и используйте их для про-

ерки звучания после тренировочных упражнений.

4. Когда наберется большое количество упражнений, а время тренировки увеличит-

я от 5 до 45 минут подряд — распределите их так, чтобы в них входили и чередовались

пражнения для дыхания, освобождения окологортанной мускулатуры, выведения звука

перед, освоения грудного и головного резонатора.

Дмитриев Л. Б. Голосовой аппарат певца. М., 1964. С.5.

Там же. С. 6.

477

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ.

УПРАЖНЕНИЯ

Верхними дыхательными путями называют нос с придаточными пазухами, глотку,

гортань, трахею.

Нос иногда образно называют "воротами легких", так как отсюда берет начало

длинный извилистый путь, по которому непрерывно циркулирует вдыхаемый и выдыхае-

мый воздух. Проходя через полость носа, воздух согревается, увлажняется и очищается.

Носовая полость выполняет дыхательную, обонятельную и резонаторную функцию.

В слизистой оболочке носа расположены нервные окончания (рецепторы). Импуль-

сы, возникающие в слизистой оболочке носа во время вдоха и выдоха, имеют важное

значение для поддержания нормальной функции всей системы органов дыхания.

Многочисленные исследования наших ученых доказали преимущество носового ды-

хания перед ротовым. Кроме этого, они выявили развитие серьезных нарушений при вы-

ключении носового дыхания.

При выключении носового дыхания нарушается газообмен в легких (количество ки-

слорода в крови уменьшается на 25—30%). Постоянное дыхание через рот нарушает вен-

тиляцию среднего уха, которое сообщается с носоглоткой, и может нарушить слух. По-

стоянное дыхание через рот ведет к тому, что в носовой полости и полости черепа наблю-

даются застойные явления и может повыситься внутричерепное давление. Частое выклю-

чение носового дыхания вызывает хронический насморк, гайморит, головные боли и пр.

Все перечисленные недостатки при выключении носового дыхания сказываются на

качественной стороне речевого дыхания и звучания, появляется гнусавость, голос звучит

неровно, хрипло. Все это происходит оттого, что не работают такие важные для голоса

резонаторы, как нос и носоглотка.

Носовое дыхание вызывает раздражение резонаторов, заложенных в носовой поло-

сти, вследствие чего рефлекторно усиливаются и углубляются дыхательные движения ди-

афрагмы. Гимнастика, воспитание навыков носового дыхания подготавливают артикуля-

ционно-резонаторную систему занимающегося к верному звучанию голоса.

Во время выступления актеру, лектору, чтецу часто приходится "подхватывать" ды-

хание и через рот, но в принципе должен быть воспитан "носовой вдох". Все трениро-

вочные упражнения по дыханию и голосу закрепляют привычку брать вдох носом даже

при открытом рте.

При первом ознакомлении с упражнениями для носового дыхания выдох следует де-

лать беззвучно, а затем на выдохе протяжно произносить (тянуть) согласные м и н.

Упражнение 1. Прижать правую ноздрю пальцем, взять вдох левой ноздрей, затем,

зажав ее, выдохнуть воздух через правую ноздрю; зажать левую ноздрю, взять воздух пра-

вой, затем, зажав ее, выдохнуть воздух через левую ноздрю. Повторить 4—6 раз.

Упражнение 2. Поглаживая нос (боковые части "хребта" носа) от кончика носа к пе-

реносице средними или указательными пальцами обеих рук, делать вдох. На выдохе по-

стукивать указательными и средними пальцами обеих рук по ноздрям. Повторить 4- —6 раз.

Упражнение 3. Поглаживать нос при вдохе тем же движением, что и в упражнении

2. На выдохе концы указательных пальцев упереть в крылья носа и, по мере прохожде-

ния воздушной струи через нос, делать вращательные движения, как бы "ввинчивая"

концы пальцев. Повторить 4—6 раз.

378

Упражнение 4. На вдохе коротким, быстрым движением провести указательными

пальцами по нижней части носовой перегородки от желобка под носом к кончику носа,

слегка поднимая его кверху. Во время выдоха то прикрыть на короткое время ноздри

большим и указательным пальцами правой руки, прерывая выдох, то открывать проход

для воздушной струи (6—8 движений). Повторить 4—6 раз.

Упражнение 5. Вдох — поглаживать нос, как в упражнении 2. На выдохе похлопы-

вать круговыми движениями кончиками пальцев обеих рук боковые части носа, лоб, ще-

ки. Повторить 4—6 раз.

Упражнение б. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом 10—12 раз.

Упражнение 7. Расширить ноздри — вдох. На выдохе ноздри принимают положение

покоя. Повторить 4—6 раз.

Специальными исследованиями установлено, что самомассаж крыльев носа оказыва-

ет полезное действие при насморке. Этот прием известен у древневосточных актеров и

использовался в народной медицине.

Во время насморка можно воспользоваться следующим дыхательным массирующим

упражнением: стоя или сидя, помещаем указательный палец в место соединения бровей,

а средний и большой — на крылья носа слева и справа. Закрывая левую половину носа

средним пальцем, вдох правой половиной носа, выдох — левой и наоборот. Вдох и вы-

дох должен быть шумным. Повторить 10—15 раз.

После того как освоена техника самомассажа и упражнений для носового дыхания,

следует соединять их в процессе тренировки.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ С ДВИЖЕНИЕМ

(Мы рекомендуем те движения, которые способствуют правильному использованию

носового дыхания.)

Упражнение 1. Поворот головы влево — вдох носом (посмотреть влево), возвраща-

ясь в исходное положение, выдох носом. То же самое вправо. Повторить 10 раз.

Упражнение 2. Откинуть голову назад до касания затылком спины (посмотреть

вверх). Вдох носом, возвращаясь в исходное положение выдох носом. Повторить 10 раз.

Упражнение 3. Положить голову на правое надплечье, правым ухом касаясь над-

плечья, — вдох носом. Возвращаясь в исходное положение ,- — выдох носом. То же са-

мое в левую сторону. Повторить 10 раз.

Упражнение 4. Вдох носом. На выдохе носом сделать вращательные движения голо-

вой слева-направо. То же самое справа-налево. Повторить 10 раз.

Упражнение 5. Вдох носом, на выдохе носом поднять и опустить плечи 3—5 раз на

одном дыхании. Повторить 5 раз.

ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПОЛНОГО

СМЕШАННО-ДИАФРАГМАТИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ

Напоминаем, что все упражнения по воспитанию навыков правильного дыхания слу-

жат цели воспитания полного смешанно-диафрагматического дыхания, свойственного в

жизни здоровым людям и необходимого при работе над голосом.

379

Практика показала эффективность упражнений на звучащем выдохе (вслух и на

мысленной речи). Для того чтобы голос с самого начала звучал правильно, мы рекомен-

дуем начинать с упражнений по дыханию, во время которых на выдохе следует мыслен-

но считать или произносить какой-либо текст, фиксируя внимание на тоненькой струе

воздуха, которая пропускается через сжатые губы. Эти упражнения помогают сознатель-

но рассчитывать длину выдоха и "собирают" звук в передней части рта. То сопротивле-

ние, которое создается сжатыми губами при "фиксированном выдохе" (так мы будем на-

зывать выдох через маленькое отверстие сжатых губ при мысленном произнесении тек-

ста), активизирует работу мышц брюшного пресса, спинных мышц и диафрагмы. Воз-

душная струя, активно выходящая из небольшого отверстия между сжатыми губами, уже

подготавливает косвенным путем посыл звука вперед. Струя воздуха, сдерживаемая губа-

ми, создает в трахее и бронхах условия, при которых активизируется работа гладкой му-

скулатуры. Мысленная речь на фиксированном выдохе — одна из форм тренировки го-

лоса, но при минимальном напряжении голосового аппарата, как мы говорили выше, что

очень важно при начальной работе.

Перед выполнением дыхательных упражнений следует проветрить помещение, так

как в спертом воздухе находятся газообразные вещества, которые отрицательно влияют

на организм человека и его голос.

Все упражнения желательно проделывать утром или в середине дня. Во время заня-

тий необходимо полностью сосредоточиться и тщательно следить за правильностью вы-

полнения.

Как при любой гимнастике, требующей мышечного напряжения, при тренировке

полного дыхания необходима разрядка — чередование напряжения и расслабления

мышц. Построенная таким образом тренировка сообщает упругость, эластичность мыш-

цам, снимает излишнее напряжение и излишние движения, не утомляет. Мы предлагаем,

сделав 2—4 упражнения, обязательно расслабить мышцы, использовать "позы отдыха" в

положении стоя и сидя.

Расслабление мышц рук, ног, шеи, поясницы в положении лежа не требует особых

поз. Лежа на спине или на животе, свободу мышц проверяйте ощущением мягкости, ос-

вобождения в шее, плечах, кистях рук, коленях, ступнях.

Особое внимание в тренировке следует уделять работе мышц брюшного пресса, ко-

торые являются антагонистами мощной мышцы вдоха — диафрагмы, и создают совмест-

но необходимую для голоса опору. Как объясняют специалисты-фониатры, опора — это

специальный термин, определяющий сознательное замедление фазы выдоха, благодаря

контролированию напряжения мышц-выдыхателей, т. е. прежде всего мышц брюшного

пресса.

Активизация мышц брюшного пресса и сохранение вдыхательной установки во вре-

мя выдоха создает опору дыхания, регулирует ровность звучания.

ОПОРА ДЫХАНИЯ

Опора дыхания связана со следующими ощущениями:

1. Ощущение опоры корпуса (правильная осанка).

2. Ощущение напряжения мышц брюшного пресса и нижнереберных мышц.

380

3. Ощущение свободы в области ротоглсточной полости и головного резонирова-

ния во время звучания.

4. Ощущение свободы в области грудной клетки и грудного резонирования во время

звучания.

Необходимо очень точно определять дозировку напряжения мышц при звучащем

выдохе. Все движения во время тренировочной гимнастики дыхания и голоса должны

быть плавными, даже если они делаются в быстром темпе. Прерывистые, сильные толч-

ки мышц подталкивают воздух к голосовым складкам, усиливают подсвязочное давление,

дыхание вырывается толчками, звук получается резкий, прерывистый, грубый.

Подтянутый низ живота (напряженные мышцы брюшного пресса) невольно застав-

ляет человека выпрямиться и создает тем самым условия для правильной осанки, пре-

дупреждает перегрузку дыхания, вредную для голоса.

Очень важно понять и усвоить, как и когда надо подтягивать низ живота. Для точ-

ной оценки мышечных ощущений и сознательного управления мышцами предлагаем

следующие упражнения.

Упражнения

Упражнение 1. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Крепко сжать мышцы ягодиц,

затем быстро и легко вдохнуть носом. После чего, фиксируя внимание на губах, выды-

хать воздух через узкое отверстие между сжатыми губами и мысленно считать до 10, 12,

15 и т. д. Одна рука лежит на брюшной полости, другая — на ребрах. Руки отмечают

при вдохе расширение нижней и средней части грудной клетки и легкое выпячивание

живота вперед. Это сохраняется почти до конца выдоха, так как брюшной пресс, посте-

пенно и мягко надавливая на опустившийся при вдохе купол диафрагмы, подталкивают

его вверх и воздух ровной струей выходит через отверстие между губами. Живот и груд-

ная клетка опадают постепенно. Регулятором служат нижне-брюшные мышцы.

Следовательно, процесс дыхания происходит следующим образом: сначала сжима-

ются мышцы ягодиц, при этом движении невольно подтягивается низ живота, затем бе-

рется короткий вдох носом, потом через нос или через рот воздух медленно выдыхается

с мысленным счетом, потом наступает небольшая пауза отдыха, во время которой мыш-

цы отдыхают.

ПРИМЕЧАНИЕ. Следует обратить внимание на одну очень важную для нас подроб-

ность: при напряжении мышц ягодиц человек невольно (косвенно) выпрямляется, сво-

бодно и легко откидываются плечи назад, голова держится прямо, подтягивается низ жи-

вота. В этом положении невозможен перебор дыхания.

Мышечное напряжение при работе над фонационным дыханием должно быть даль-

ше от работающего органа — гортани.

Упражнение 2. Сидя на стуле, крепко сжать мышцы ягодиц, взять носом воздух, по-

степенно выдыхать между сжатыми губами, мысленно считая до 10, 12, 15 и т. д. После

каждого заданного счета расслаблять мышцы. Внимание фиксируется на губах, на то-

ненькой струе выдыхаемого воздуха. Чем длиннее выдох, тем тоньше и острее струя вы-

дыхаемого воздуха.

После 2—3 повторений на мысленном счете, когда дыхание уже свободно укладыва-

ется в заданное время, следует произвести счет вслух, стараясь так же постепенно и ос-

381

торожно тратить дыхание, как это было с фиксированным выдохом. Говорить (считать)

надо плавно, не кричать и стремиться к тому, чтобы после произнесения заданного тек-

ста оставался бы еще небольшой запас воздуха.

ПРИМЕЧАНИЕ. Несмотря на то, что вдох через нос уже был освоен специальной

тренировкой, как только внимание переводится на работу межреберных мышц, диафраг-

мы и брюшного пресса, возможны некоторые ошибки — поднятие верхней части груд-

ной клетки, втягивание верхней части живота при вдохе. В таких случаях мы рекомен-

дуем следующий прием, помогающий вспомнить те движения, которые ощущали руки,

положенные на боковую поверхность ребер и на нижнюю часть брюшной полости: сде-

лать предварительный выдох, затем медленно через маленькое отверстие между губами,

как бы через соломинку, втянуть воздух. При таком вдохе плечи не поднимаются и воз-

дух поступает непосредственно в среднюю и нижнюю часть легких, низ живота подтяги-

вается, а верхняя его часть слегка выпячивается вперед. Но это лишь прием, нужный для

приведения в порядок вдоха, а не упражнение для тренировки.

Если в начале работы над освоением правильного вдоха мы рассматриваем движе-

ние грудной клетки, диафрагмы, нижне-брюшных мышц как в замедленной "съемке", то
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   42


написать администратору сайта