Главная страница

СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
Дата27.11.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
ТипУчебник
#10478
страница29 из 42
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   42

Упражнения для укрепления мускулатуры губ и щек

1. Используем комплекс упражнений из раздела "Дикция".

2. "Полоскание". Катаем воздушный шарик в полости рта, загоняя его то за одну

щеку, то за другую, под верхнюю губу, под нижнюю губу. Затем, напрягая щеки и губы,

пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть воздух из полости рта наружу. По-

сле выполнения упражнения в губах должно ощущаться легкое покалывание. Сбрасыва-

ем напряжение кучерским "тпрррр", как бы останавливая лошадь.

3. "Надуваем шарик". Максимально втягиваем щеки в полость рта, как бы "всасыва-

ем" их, а затем максимально надуваем.

4. "Рыбий рот". Большими или указательными пальцами обеих рук вдавить щеки

между верхней и нижней челюстью в полость рта, сблизив его уголки. Обе губы при

этом будут выдаваться вперед, напоминая рыбий рот. В таком положении произносить

скороговорки, насыщенные губно-губными звуками, требующими активного смыкания

губ: б и п. Например: "Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа",

"От топота копыт пыль по полю летит, "Купи кипу пик" и другие (см. главу "Дикция").

Затем без паузы после проделанного упражнения произнести скороговорки.

Упражнения для укрепления мышц языка

1. Используем приведенные выше упражнения-тесты: "Качели", "Крестик", "Маляр",

"Ну-ка, дотянись!", "Горка", "Прилипала", "Болтушка" и др.

2. "Вертушка". Вращать языком по кругу между челюстями и губами, то справа на-

лево, то наоборот, с задержкой и упором кончика языка в правую щеку, в левую щеку.

3. "Печем пироги". Выполняется в три этапа:

а) "месим тесто" — хорошо размять язык зубами;

б) "лепим пирог" — похлопать губами по языку;

в) "остужаем пирог" — подуть на кончик языка, находящийся в распластанном по-

ложении на нижней губе.

4. "Коврик". Подвернув кончик распластанного языка кверху и зацепив его верхни-

ми зубами с нижней стороны, всасывать, втягивать (как бы свертывать) его в полость

рта так, чтобы он коснулся мягкого нёба. Помассировать мягкое нёбо кончиком языка.

Зевнуть, "развернув" язык. Упражнение выполнять почти при закрытом рте.

342

5. "Чистим зубы". Открыть рот, кончиком языка тереть из стороны в сторону попе-

ременно то за верхними, то за нижними зубами. При выполнении движения кончик язы-

ка должен напрягаться, как будто язык пытается очистить зубы от налипшей на них

ириски или жевательной резинки.

6. "Барабанщик". Открыть рот, кончиком языка, как барабанной палочкой, ударять

по бугоркам за верхними зубами: д!д!д!д!д! с разным ритмическим рисунком, постепен-

но ускоряя темп произношения. Можно добавить к звуку д звук т: дт.'дт.'дт.'дт.'дт!

или тд!тд!тд!тд!тд!

1. "Дырявый барабан" — вариант предыдущего упражнения. После произнесения

цепочки звуков д!д!д! произносим звук, близкий по звучанию к звуку з, но за верхними

зубами, не сдвигая язык с альвеол. "Барабан" прорывается, и вместо четких и резких

ударов слышится дзж. При этом язык напряжен и плотно прижат боковыми краями к

верхнему зубному ряду. Воздушная струя, выходя по центру языка, заставляет его немно-

го вибрировать. Необходимо чередовать постукивание с жужжанием многократно.

8. "Вкусное варенье". Открыть рот и широко распластанным языком (форма "ков-

ша") облизывать верхнюю губу снаружи вовнутрь, задвигая язык за верхние зубы.

9. "Экскаватор". Открыть рот, придать языку форму "ковша", выдвигать его как

можно дальше вперед и задвигать как можно глубже в полость рта, удерживая на уровне

верхней челюсти.

Для правильного произнесения многих согласных звуков важна не только мышечная

активность органов артикуляции, способность придавать им определенную форму и

удерживать ее. Нужна и верная направленность воздушной струи.

Упражнения для выработки верного направления воздушной струи

1. "Трубочка". Положить язык на нижнюю губу и попробовать свернуть его в тру-

бочку, приподняв боковые края. Вдыхая через нос, выдыхать сквозь "трубочку".

2. "Свисток". Просунуть расслабленный язык между зубами. Вдыхать через нос, вы-

дыхать через рот, направляя струю на кончик языка и в горлышко пустого пузырька.

3. "Футбол". На плоскости стола из каких-либо двух предметов составить "ворота".

Скатав из небольшого кусочка ваты "мяч", "забивать" его в "ворота" струей выдыхаемого

воздуха. Язык находится в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Воз-

душная струя должна быть плавной и достаточно сильной. При выполнении упражнения

важно не менять положения головы и рта относительно плоскости стола и "ворот". По-

мимо выработки центрального направления струи выдыхаемого воздуха это упражнение

помогает развивать долгий, плавный выдох, что необходимо в работе над речевым дыха-

нием.

4. "Пушинка". Положить на кончик носа ватку. Открыть рот и, приподняв широкий

язык на верхнюю губу (как в упражнении "Вкусное варенье"), подуть на ватку так, что-

бы она взлетела вертикально вверх. При выполнении упражнения необходимо следить,

чтобы голова не запрокидывалась: она должна оставаться неподвижной в естественном

положении покоя.

Все эти упражнения выполняются обычно при дефектном боковом произнесении

звуков, вызванном слабостью боковых краев языка, что приводит к искривлению направ-

ления воздушной струи.

343

Этап постановки звука с физиологической точки зрения представляет собой созда-

ние нового условного рефлекса. После многократного повторения артикуляционных уп-

ражнений, включающих элементы нужного речевого уклада, вырабатываются кинестети-

ческие ощущения упражняемого движения, оно постепенно автоматизируется. Первона-

чально пробуем поставить звук по подражанию с учетом его произносительных особен-

ностей. Взрослым это почти всегда удается, особенно если человек произносит верно

мягкий вариант звука (например, очень часто при правильном произнесении звука л',

бывает искажено произнесение звука л). Если попытки не увенчаются успехом, звук

приходится ставить косвенным путем, используя определенные приемы, о которых пой-

дет речь при рассмотрении частных случаев дислалий. В период работы на этом этапе

необходимо помнить о трех целях, которые нужно достичь для того, чтобы звук был

правильно сформирован: мы должны выработать верную форму органов артикуляции, за-

крепить место и способ образования звука.

Этап автоматизации (закрепления) звука в речи — самый длительный. С точки

зрения высшей нервной деятельности на этом этапе происходит затормаживание и уст-

ранение старых, неправильных, динамических стереотипов и выработка новых. Вновь со-

зданная и закрепленная относительно простая связь — речевой звук — последовательно

вводится в более сложные речевые структуры: слоги, слова, фразы, — вытесняя неверный

звук, произносившийся в них ранее. Эта работа достаточно сложна и трудна для нервной

системы, поэтому необходимо соблюдение определенных правил: речевой материал дол-

жен быть доступен и систематизирован, переход от одного этапа автоматизации к другому

должен быть постепенен. Последовательность работы на этапе автоматизации такова:

1. Закрепление звука в слогах

— прямых (типа с*г)* в ударном и безударном слоге: с*ы, р*а, ш*а;

— обратных (типа гс*) в ударном и безударном слоге: ас* ар*, аш*;

— в позиции между гласными (типа гс*г) с ударением на первом гласном и на вто-

ром: ас*а, ар*а, аш*а;

— в слогах со стечением согласных (типа с*сг и сс*г) с*ка и вс*а.

При отработке слоговых сочетаний используются двух-, трех-, четырехсложные

структуры с разноместным ударением, например: ры ба и ша ры; ра ду га, во ро на и

то по ры и т. д.

Вначале работа по закреплению звука в слогах проводится в статике, затем в дина-

мике: слоговые комбинации произносятся в сочетании с движением — наклонами, пово-

ротами, ходьбой и т. п. Приведем примеры.

Движение по прямой. Определить цель движения. После короткого вдоха

через нос, двигаться по направлению к цели, произнося на одном выдохе слоговую це-

почку. При ходьбе каждые 3 —4 шага можно делать поворот и следующие 3—4 шага

двигаться задом наперед, затем (через поворот) возвращаться к обычному принципу дви-

жения.

Движение восьмеркой. Может выполняться одним человеком или двумя.

Если участников двое, они должны стоять спиной друг к другу в центре воображаемой

восьмерки. Движение начинается одновременно с правой ноги (правое плечо вперед).

Здесь и далее в скобках с — согласный звук, с* — закрепляемый согласный звук, г — гласный.

344

Вначале нужно выполнить одну окружность восьмерки, двигаясь слева направо, затем,

после встречи с партнером в центре, другую окружность — справа налево (левое плечо

вперед). Выполнив полностью рисунок движения, участники вновь встречаются в цент-

ре восьмерки в исходной позиции. Движение начинается после короткого вдоха через

нос, и слоговые цепочки произносятся на одном выдохе. Добора воздуха делать нельзя,

так же, как и в предыдущем упражнении.

Эти упражнения помогают экономно расходовать воздушную струю, способствуют

удлинению речевого выдоха. Если запаса воздуха не хватает на все движение, необходи-

мо сократить на первое время протяженность маршрута и увеличивать его постепенно,

стараясь более экономно и рационально расходовать воздушную струю.

Положительный эффект дают слоговые задания, включающие элементы речевого

взаимодействия, воспитывающие внимание и слух. После отработки цепочек слоговых

комбинаций переходим к "чтению" стихотворений, вернее, к воспроизведению их рит-

мико-мелодических рисунков: заменяем авторский текст на свой собственный, состоя-

щий из слогов с тренируемым звуком. Слушающие это "слоготворчество" должны уга-

дать, кому принадлежит первоисточник и воспроизвести правильный текст.

К процессу произнесения слоговых цепочек или "чтению" стихотворений можно

добавлять какие-либо отвлекающие действия, например манипулирование с воображае-

мыми предметами (швейной иглой, кисточкой от лака для ногтей и т. п.). Перед учащи-

мися могут ставиться несложные актерские задачи, требующие речевого взаимодействия.

Ограничение речи рамками определенного звукового наполнения фраз (используются

только нужные слоговые сочетания) открывает в то же время большие возможности для

использования мелодико-интонационных богатств языка. Это упражнение называется

" Тарабарщина".

После отработки каждого типа слогов звук закрепляется в слове, включающем его.

Схема закрепления звука в слове повторяет схему закрепления звука в слоге.

2. Закрепление звука в словах:

— включающих звук в позиции прямого слога (ударного и безударного) в начале

слова: р*адость, р*абота\

— включающих звук в позиции обратного слога (ударного и безударного) на конце

слова: ананас*, голос*;

— включающих звук в позиции между гласными с ударением на первом гласном и

на втором (в ударном и безударном слоге): хорош*ий, порош*ок;

— включающих звук в слогах со стечением согласных (в ударном и безударном сло-

ге): задание, з*доровье, ее* ыпать, вс*ыпать\

— максимально насыщенных закрепляемым звуком: р*аспр*остр*анение.

Закрепляя звук в словах, максимально насыщенных им, отрабатываем чистоту и

четкость их произнесения на ускорении темпа — как в скороговорках.

3. Закрепление звука в тексте (стихотворном

и прозаическом) и в скороговорках

Из нескольких скороговорок рекомендуем составлять специальные тренировочные

тексты самостоятельно.

345

В период постановки звука и его автоматизации можно

внешней механической помощи различные предметы: ложки, карандаши, спички, проб-

ки. Подробнее об этом мы будем говорить, рассматривая каждый частный случай нару-

шения и способы его устранения. Отметим только, что на этапе закрепления звука по-

лезно в процессе работы над слогом, словом, фразами и скороговорками использовать

пробку. В зависимости от артикуляционного уклада каждого конкретного звука пробка

помещается над языком (например, свистящие звуки с, з, ц) или под языком (шипящие

звуки: ш, ж, щ, ч) и закусывается между зубами. Использование пробки преследует две

цели. Во-первых, пробка помогает закрепить верную позицию языка, выступая внешним

элементом контроля за его положением. Во-вторых, наличие постороннего предмета в

полости рта заставляет органы артикуляции, и прежде всего язык, работать с повышен-

ной мышечной активностью. После того как внешняя помеха устраняется, установка на

более активную работу остается и произношение звука значительно улучшается.

Важным условием относительно быстрого закрепления звука является частота его

употребления в обыденной речи. С первого момента появления верного звучания следует

стараться проговаривать звук в словах и фразах. Необходимо контролировать свою речь,

исправлять неверно произнесенное слово. Постепенно необходимость в контроле отпа-

дет — звук полностью автоматизируется и свободно войдет в речь. При желании и серь-

езной, систематической работе речевое нарушение обязательно будет устранено.

ВИДЫ ОСНОВНЫХ ДИКЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ

И МЕТОДИКА ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ

1. Дефекты произношения звука л — ламбдацизм.

Вспомним речевой уклад органов артикуляции при произнесении звука л: корень

языка приподнят, средняя часть опущена, передняя часть в форме "ковша" поднята квер-

ху, средней своей частью он соприкасается с альвеолами верхних резцов. Боковые края

языка не касаются верхних зубов, оставляя щели для выхода воздушной струи. Звук л —

единственный согласный звук, при произнесении которого боковая направленность воз-

душной струи является необходимым условием верного звучания, а не причиной его ис-

кажения (воздушная струя при произнесении других согласных звуков обязательно долж-

на иметь центральную направленность). При мягком варианте — звуке л' — корень язы-

ка опущен, а передняя часть спинки языка более поднята, напряжена и упирается в вер-

хние зубы (более подробно см. в главе "Дикция").

Нарушения произношения звука л возникают в результате неправильного направле-

ния воздушной струи или неверного положения языка, который в таких случаях может

вообще не принимать участия в произнесении звука, эту функцию берут на себя губы.

Среди ламбдацизмов выделим наиболее часто встречающиеся.

1) Отсутствие звука л или призвук гласного вместо него:

ампа (вместо лампа)

2) Двугубное или губно-зубное произношение:

пампа или вампа

346

Цель работы по исправлению дефектов — выработка и закрепление верного поло-

жения языка и верного направления воздушной струи.

Подготовительный этап. Используйте комплекс упражнений общеукрепляющего ха-

рактера, предложенный выше. Особое внимание обращаем на упражнения, помогающие

закрепить верхнее положение языка, развить его возможности по формированию формы

"ковша" и удерживания ее длительное время ("Чистим зубы", "Маляр", "Печем пирога",

"Коврик", "Вкусное варенье", "Прилипала", "Экскаватор", "Болтушка"). Для выработки

правильного направления воздушной струи используем упражнение "Ветерок". Закусив

кончик языка между зубами, выдыхаем воздух так, чтобы он выходил между боковыми

краями языка и зубами. Правильность направления воздушной струи можно проверить,

поднося ко рту ватку или тонкую полоску бумаги. Если в произнесении звука л участву-

ют губы, необходимо выполнять упражнение "Улыбка-хоботок" и в период постановки

звука удерживать их в положении "улыбка", не давая смыкаться.

Этап постановки звука. Первоначально пробуем поставить звук по подражанию,

ориентируясь на знание верного речевого уклада. Обычно это удается, если в речи ис-

пользуется мягкий вариант звука — звук л'. Если попытки не увенчаются успехом, ста-

вим звук косвенным путём.

Предлагаем два варианта постановки звука л:

1. Беззвучно "жуем" распластанный кончик языка, широко открывая рот, как при

произнесении звука а. Затем "включаем" голос. В момент соприкосновения зубов с язы-

ком будет слышаться звук л: а ... ла ... ла ... ла ...

2. Произносим долгий звук ы — "гудок" — и медленно выдвигаем кончик языка

между зубами, легко прикусываем его, не прекращая произносить звук ы — будет слы-

шаться звук л. Можно попытаться произнести звук л не между зубами, а поставив язык в

нужную позицию за верхние зубы на фоне непрекращающегося звучания звука ы.

При носовом произношении звука л необходимо акцентировать внимание на пра-

вильном направлении воздушной струи (по бокам языка) и закреплять верную позицию

языка, отрабатывая приемы выдвижения его вперед (при носовом звучании кончик языка

обычно оттянут назад).

Этап закрепления звука. Если от межзубного варианта произнесения звука не удает-

ся сразу перейти к зазубному, первоначально проводится закрепление межзубного л в

словах, фразах и текстах. Постепенно язык сам будет стремиться занять более удобную

позицию за верхними зубами.

Звук закрепляем последовательно по вышеприведенной схеме. Вначале соединяем

его с согласными (ы э а о у — для твердого варианта произнесения звука, и е я ё ю —

для мягкого варианта), затем отрабатываем звук в слоговых сочетаниях, словах, словосо-

четаниях, фразах, скороговорках и текстах. На первых порах можно использовать проб-

ку, положив ее под язык. Обращаем ваше внимание на то, что работа над твердым и

мягким вариантами произнесения звука ведется не параллельно, а последовательно: вна-

чале автоматизируется более удобный, более легкий звук (в зависимости от каждого кон-

кретного случая) в слогах, словах, фразах и скороговорках, затем в таком же порядке за-

крепляется другой вариант. После этого оба звука (и твердый, и мягкий) включаются в

одни и те же слога и слова, проводится их дифференциация и закрепление в предложе-

ниях, скороговорках, стихотворных и прозаических текстах.

347

2. Дефекты произношения звука р — ротацизм.

При произнесении звука р передняя часть языка в форме ковша поднята за верхние

зубы, боковые края плотно прилегают к верхнему зубному ряду, средняя часть и спинка

напряжены и неподвижны. Мощная воздушная струя, проходящая по центру языка, за-

ставляет его кончик колебаться, вибрировать на уровне альвеол. При произнесении звука

р' язык несколько продвинут вперед, вибрация менее интенсивна и возникает на уровне

лунок верхнего зубного ряда.

Виды нарушений произношения звука р очень разнообразны, и, к сожалению, часто

встречаются среди абитуриентов, принимаемых в институт. Возникают они как результат

неверного способа произнесения (например, вместо вибрирующего звука может наблю-

даться так называемый "проторный" звук — щелевой по способу образования и напоми-

нающий английский звук г) или ошибочного места произнесения (когда в формировании

звука участвует, например, не язык, а мягкое нёбо). Выделим несколько основных групп

нарушений звука р:

1) Отсутствие звука р или призвук гласного вместо него: аду га (вместо радуга)

2) Замена звука р на одноударный (невибрирующий) р (средний по звучанию между д и р)

3) Замена звукар на английский звук г (невибрирующий), называемый "проторный" р.

4) Замена звука р на французский (горловой, вибрирующий) г, возникающий в результа-

те дрожания маленького язычка или мягкого нёба.

5) Боковое произнесение звука р (когда вибрирует не кончик языка, а его боковой край).

Иногда дефект звучания связан с мышечной вялостью языка, в результате чего сни-

жена сила вибрации, звук как бы "смазывается". В этом случае необходимо систематиче-

ски проводить занятия артикуляционной гимнастикой, направленные на укрепление мы-

шечной активности всех частей языка, и особенно его кончика.

Цели работы по исправлению дефектов произношения звука р определяем в зависи-

мости от вида ротацизма.

Подготовительный этап. Используется весь комплекс артикуляционных упражнений

с участием языка. Особое внимание обращаем на упражнения, вырабатывающие пра-

вильную форму и позицию языка ("ковш" за верхними зубами) и развивающие силу кон-

чика языка. Обязательно используем упражнение "Барабанщик" и "Дырявый барабан".

Дополните упражнения на развитие мышечной силы языка упражнением "Мотор".

"Мотор". Открыв рот, поднимаем язык в форме ковша за верхние зубы на уровень

альвеол и длительно произносим звук, средний между з и ж (как в упражнении

"Дырявый барабан"). Воздушная струя должна быть сильной, в языке должна

ощущаться легкая вибрация. Используя шарик на спице, соску, туго набитую

ватой, или обыкновенную ручку с неострым концом (чтобы не поранить язык),

проводим очень быстро из стороны в сторону предметом под кончиком языка,

добиваясь появления рокота.

Такой же вибрации можно добиваться и в упражнении "Барабанщик" от це-

почки звуков д!д!д!д!

Поскольку хорошая вибрация возможна только при сильной воздушной струе, обя-

зательно используйте упражнения типа "Футбол", "Пушинка" и другие.

Этап постановки звука имеет свои особенности в зависимости от характера наруше-

ния. Так, например, если в речи присутствует мягкий вариант звука р — звук р', цель

348

нашей работы — добиться более активной вибрации кончика языка при незначительной

корректировке места произношения звука (при произнесении твердой пары звука язык

находится немного глубже, на уровне альвеол, по сравнению с произнесением мягкой

пары на уровне лунок верхнего зубного ряда). В этом случае нам нужно "раскатать" виб-

рант на долгом выдохе, отрабатывая как бы "перетекание" звука р' в звук р и обратно.

Далее приступаем к этапу автоматизации.

Если произношение звука страдает из-за отсутствия вибрации кончика языка, хотя

язык поднимается за верхние зубы (вариант "проторного", "одноударного" или "англий-

ского" звука г), наша цель — выработать вибрацию. Если звук полностью отсутствует

или в его формировании язык участия не принимает (например, при горловом произне-

сении), нам необходимо помимо вибрации вырабатывать навык подъема языка за верх-

ние зубы в момент произнесения звука р. В связи с этим работа над постановкой пра-

вильного звука усложняется: мы должны сформировать правильную форму языка, уточ-

нить и закрепить место произнесения звука и отработать механизм его образования. По-

этому в данном случае мы работаем параллельно над "проторным" звуком р (для выра-

ботки правильной позиции языка) и вибрантом.

Предлагаем два варианта постановки вибранта:

1. Используем приведенные выше упражнения "Барабанщик", "Дырявый барабан",

"Мотор". Появившаяся при их выполнении вибрация фактически свидетельствует о воз-

никновении верного звучания р. Добивайтесь четкой и длительной вибрации вначале с

механической помощью, затем без нее.

2. Используем упражнение "Прилипала" ("Грибок"). Во время выполнения упражне-

ния следует попытаться резко выдохнуть воздух по центру языка, удерживая его боковые

края плотно прижатыми к верхнему зубному ряду. Под действием воздушной струи рас-

пластанный кончик языка должен задрожать. Если боковые края отлипают, помогите им

удержаться, прижав их большими пальцами обеих рук. При этом обязательно следите,

чтобы не оказалась прижатой к небу центральная часть языка, иначе вы заблокируете

выход воздушной струе, а значит, лишите кончик языка возможности вибрировать.

Закрепление звука в речи начинается сразу же, как только появится вибрация кон-

чика языка. Рокот соединяем с гласными ы э а о у (для твердого варианта звука); затем

закрепляем звук по нашей схеме в слогах, словах, фразах и т. д. При этом старайтесь не

акцентировать внимание на том, что произносится именно звук р. Пусть поначалу это

будет просто вибрирующий звук, имитирующий рокот мотора. Иначе сработает много-

летний рефлекс и возникнет горловая вибрация. Иногда, несмотря на все усилия, от

этой горловой вибрации не удается избавиться даже при наличии поставленного звука р:

обе вибрации формируют звук одновременно. Это связано с тем, что при включении в

работу голосовых складок происходит иррадиация (распространение) раздражения с них

на мягкое нёбо и корень языка. В этих случаях рекомендуется отрабатывать вибрант в

сочетаниях с глухим звуком т и закреплять его в шепотной речи. Если кончик языка в

процессе формирования звука не участвует, на этапе закрепления правильного звучания

необходимо параллельно с автоматизацией вибранта работать над закреплением "про-

торного" звука р в слогах, словах, словосочетаниях и фразах, что приучит язык к верно-

му местоположению и облегчит в дальнейшем ввод звука в активную речь.

При постановке звука р от упражнения "Прилипала" и "Барабанщик" ("Дырявый ба-

рабан") может сохраняться незначительный призвук т и д. В этом случае рекомендуем

349

отрабатывать сочетания тр и др с согласными в слогах, затем в словах, сочетаниях и

фразах, а затем уже переходить к автоматизации отдельного вибранта по схеме.

Наиболее стойким дефектом является случай бокового произношения звука р, обыч-

но сочетающегося с таким же произношением шипящих звуков (ш, ж, щ, ч). Как прави-

ло, это вызвано причинами не функционального, а органического характера - — дефекта-

ми строения органов артикуляции (массивная, короткая подъязычная уздечка, высокое

нёбо, неправильное расположение зубов верхней челюсти) и парезами языка*. В резуль-

тате перечисленных дефектов становится невозможной вибрационная активность кончи-

ка языка за верхними зубами, поэтому включаются компенсаторные механизмы, позволя-

ющие воспроизвести приблизительное звучание за счет вибрации одного из краев языка

в соприкосновении с верхним зубным рядом. Эти случаи требуют длительной системати-

ческой работы. При короткой подъязычной уздечке можно обратиться к хирургу-стома-

тологу и подрезать ее, но можно и растянуть уздечку, используя специальные упражне-

ния ("Маляр", "Коврик", "Прилипала"). Этот дефект может наблюдаться не только при

боковом произнесении звука р, но и при других формах ротацизма.

Если в речи отсутствуют и твердый и мягкий звук р, иногда более легкой оказывает-

ся постановка мягкого звука, так как он требует меньшего раската и меньшего подъема

языка. В этом случае начинаем автоматизацию звука р', параллельно работая над поста-

новкой звука р. Если твердый звук р поставлен раньше мягкого р', необходимо вначале

автоматизировать твердый звук и только затем переходить к постановке мягкого. После

отработки обоих вариантов изолированно, проводим их дифференциацию и продолжаем

закрепление звуков в активной речи уже одновременно на различном речевом материале.

3. Дефекты произношения свистящих

и шипящих звуков — сигаатизм

Сигматизм — один из самых распространенных видов неправильного звукопроизно-

шения (свистящие — с, з, ц; шипящие — ш, ж, щ, ч). Свистящие (с, з) и шипящие (ш,

ж, ш) звуки одинаковы по способу образования — щелевые, то есть возникают в резуль-

тате трения воздушной струи о стенки щели, образованной между языком и твердым

нёбом. В смычных слитных (или аффрикатах) ц и ч щель следует мгновенно за смычкой

языка с нёбом. И в том, и в другом случае воздушная струя стекает по желобу, образо-

ванному по центру языка. Однако свистящие и шипящие звуки имеют прямо противопо-

ложное место артикуляции: свистящие произносятся за нижними зубами, шипящие — за

верхними. Именно поэтому при нечеткости позиции языка в момент произношения

этих звуков происходит их уподобление друг другу: свистящие звуки приобретают до-

полнительный шум и шипящий оттенок, а шипящие звуки, наоборот, начитают "подсви-

стывать". Крайняя степень уподобления звуков встречается только в детстве и представ-

ляет собой полную замену одних звуков другими.

Мы рассмотрим только отдельные случаи сигматизмов, наиболее часто встречающи-

еся у студентов.

Прежде всего уточним норму произношения свистящих звуков и связанные с откло-

нениями от нее речевые нарушения.

На возможность пареза языка рекомендуем обратить внимание при приеме абитуриентов в институт.

350

иду» щдлиоп^^шчн оо^ла с Vй оо1Л1л»лч л) 1^чы иалиди 1 \,м ь иилижении неиольшого

оскала, зубы на расстоянии 1 —1,5 мм, спинка языка выгнута, его боковые края плотно

прилегают к верхнему зубному ряду, а кончик опущен за нижние зубы и упирается в

резцы. По центру языка образуется узкий желобок, по которому "стекает" воздушная

струя. При произнесении звука ц язык занимает такое положение, как и при произнесе-

нии сиз, однако вначале спинка языка делает дополнительное движение, смыкаясь с

верхними зубами, после чего мгновенно отходит книзу. В результате один за другим

слышатся два звука: тис, которые сливаются и образуют звук ц.

Теперь обратимся к видам нарушений:

1. Наиболее распространенным среди них является межзубное произношение

звуков. Оно может быть передним — когда кончик языка просовывается между передни-

ми зубами, и боковым — когда один из боковых краев языка просовывается между зуба-

ми сбоку. Боковой сигматизм возникает и при слабости мышц боковых краев языка,

когда края провисают, в результате чего возникает утечка воздушной струи вбок. В пер-

вом случае речь приобретает сюсюкающий, шепелявый оттенок, во втором — неприят-

ный, хлюпающий призвук. Эти дефекты встречаются очень часто у лиц с нарушениями в

строении зубного ряда, неправильным прикусом.

2. Наряду с межзубным сигматизмом встречается призубный:в момент произне-

сения свистящего звука кончик языка приподнимается и упирается не в основание ниж-

него зубного ряда, а в верхние и нижние резцы на уровне их смыкания, мешая свободно-

му выходу воздуха. Желобок при этом не образуется и вместо свиста слышится тупой шум.

Подготовительный этап связан с работой по уточнению правильной формы и пози-

ции языка и формированием центрального направления воздушной струи (это особенно

важно в случаях бокового сигматизма).

Для уточнения позиции используем приведенные выше упражнения "Чистим зубы" и

"Горка". Желобок по центру языка и правильное направление воздушной струи помога-

ют сформировать упражнения "Трубочка", "Свисток", "Футбол". Проверить направление

струи можно тонкой полоской бумаги или ваткой, поднося их ко рту (в месте выхода

воздуха они отклонятся). Используйте соломинку для коктейля, слегка закусив её между

зубами так, чтобы около 2 см находились в желобке по центру языка, а остальная часть

снаружи. Дутье через соломинку, произнесение слогов со звуком с (з) в таком положе-

нии будут способствовать и формированию правильного речевого уклада: соломинка как

элемент внешнего контроля не даст языку подняться выше положенного уровня. В этих

же целях на этапе постановки звука может быть использована спичка.

Помогает в подготовке правильного речевого уклада использование артикуляции

близких по произношению звуков. Так, долгий фиксированный выдох, напоминающий

звук ф, способствует формированию плавной воздушной струи по средней линии языка.

А упражняясь в активном, с напряжением, произнесении сочетания ие, мы подготаагтива-

ем нужную форму языка и вырабатываем концентрированную воздушную струю.

Этап постановки звука имеет свои особенности в зависимости от характера наруше-

ния. В случае бокового сигматизма необходимо вначале поставить передний межзубный

звук, отработать его на речевом материале, а затем уже убрать язык за нижние зубы. В

остальных случаях звук ставится сразу с использованием внешней механической помощи

или без нее. Рассмотрим два способа постановки.

351

1. Постановка звука с использованием механической помощи. При изолированном

произнесении свистящего звука губы должны быть слегка растянуты в улыбке — это яв-

ляется нормой речевого уклада и оправданно с точки зрения физиологии. Поскольку все

органы артикуляции тесно связаны друг с другом нервно-мышечными связями, растяги-

вание губ в улыбку способствует установке кончика языка в нужное положение за ниж-

ними зубами. В качестве внешнего контроля используем спичку (предварительно отло-

мав от нее серную головку). Закусываем спичку между зубами так, чтобы она пролегала

по совпадающим линиям желобка языка и средней линии между верхними и нижними

резцами. Следите, чтобы при этом нижняя челюсть не выдавалась вперед: прикус должен

быть естественным (чтобы он не смещался, для этого нужно внешний кончик спички

слегка опустить). В таком положении (обязательно на улыбке) выполняем упражнение

"Сдувающийся мяч".

"Сдувающийся мяч". Разводим руки в стороны, как будто держим большой мяч. По-

степенно выдыхая воздух (губы в улыбке, между зубами спичка, удерживающая

язык у основания нижних зубов), сближаем руки до касания ладоней. После

многократного выполнения соединяем получаемый при этом свистящий звук с

гласными (ы, э, а, о, у — для твердого варианта звука) в момент соприкоснове-

ния рук. Следим, чтобы между свистящим и гласным не было паузы.

2. Постановка звука от упражнения "Горка" (без внешней помощи). В момент вы-

полнения этого упражнения язык принимает форму, сходную с той, которая обеспечива-

ет произнесение звука с (так же, как и при произнесении сочетания ие). В положении

языка "Горка" прерывисто, порционно выдыхаем воздух, имитируя работу насоса:

с.'с.'с.'с! Звучание можно соединить с движениями пружинящего наклона вперед или по-

переменного касания коленом одной ноги локтя противоположной руки. Полезно трени-

ровать произношение сочетания иес с движением.

Закрепление звука в речи проводится по вышеприведенной схеме. Вначале автома-

тизируем твердый звук с, затем мягкий. После этого переходим к автоматизации звука з

(з). Особой постановки этот звук не требует, для его правильного произношения доста-

точно озвончить (то есть включить в работу голосовые складки) поставленный звук с.

Отрабатывая речевой материал, можно использовать спичку или пробку, положив ее на

язык (приблизительно 1 см) между зубами и придерживая рукой. Постановка и автома-

тизация звука ц практически ничем не отличаются от постановки и автоматизации с (с1)

и з (з1)- Так как звук ц состоит из двух звуков (т и с), при исправлении звука с произне-

сение звука ц иногда тоже корректируется. В случаях, если этого не происходит, ставим

звук от короткого, резкого произнесения сочетания тс! (как будто хотим прекратить ка-

кой-либо спор, разговор, шум). После этого закрепляем звук в слогах, словах, фразах и

т. д. Поскольку в звуке ц есть элемент отрывистости, взрыва, иногда его бывает легче

произнести в обратном слоге (то есть, когда он стоит после гласного: иц, ац). Тогда пер-

воначально звук закрепляется в обратных слогах и словах, их включающих.

Теперь перейдем к шипящим звукам. Уточним их норму произношения и рассмот-

рим отклонения от нее.

Губы при произнесении всех шипящих округлены и выдвинуты немного вперед, зу-

бы сближены на расстояние 1 —1, 5 мм, язык в форме ковша поднят за верхние зубы,

его боковые края плотно прилегают к верхнему ряду. Середина передней части языка

образует щель с нёбом, в которую проходит струя выдыхаемого воздуха. Звуки ж и ш

352

составляют пару по звонкости — глухости и отличаются лишь работой голосовых скла-

док (или ее отсутствием). Звук щ звучит как двойное смягченное ш — шь-шь. При про-

изнесении звука щ язык имеет ту же форму, что и при ш, но несколько продвинут впе-

ред (от альвеол к лункам верхнего зубного ряда) и более напряжен. Звук ч, как и ц,

двойной и состоит из звуков т' и щ. При его произнесении язык находится в таком же

положении, как и при произнесении других шипящих, однако передняя часть языка де-

лает дополнительное движение касания и смычки с нёбом на уровне лунок верхнего зуб-

ного ряда, а затем, после взрыва, отходит к альвеолам, образуя щель.

Виды нарушений произношения шипяших звуков аналогичны нарушениям произно-

шения свистящих. Наиболее часто встречаются следующие:

1. Боковое произношение шипящих. При этом боковой край языка может про-

совываться сбоку между коренными зубами или быть опущенным вниз, из-за слабости

мышц не смыкаясь с верхними зубами. В результате этого происходит утечка воздуха

вбок (с одной стороны или с обеих). О боковом сигматизме шипящих свидетельствует

слышимый при этом хлюпающий призвук. Попробуйте прижать с одной, затем с другой

стороны к зубам щеку. Хлюпающий оттенок звучания исчезнет, так как вы закроете воз-

духу выход через боковую щель между зубами. Межзубное произнесение шипящих,

когда язык просовывается между передними резцами, встречается очень редко.

2. Иногда встречается губно-зубное произношение шипящих, когда звуки ш и

ж уподобляются ф и в.

Очень часто встречаются такие отклонения от произношения шипящих звуков, ко-

торые не относятся к речевой патологии и не рассматриваются в учебниках и пособиях

по логопедии. Однако для лиц речевых профессий очень важно уметь от них избавиться.

Прежде всего это искажение звучания шипящих, возникающее при их нижнем произне-

сении: кончик языка опущен вниз и несколько сдвинут назад, а спинка выгнута (так на-

зываемые шипящие нижнего подъема). Поскольку эта позиция исключает четкое фоку-

сирование воздушной струи (боковые края не имеют опоры, к которой могли бы при-

жаться), звук как бы растекается по всей поверхности языка. Страдает четкость звуча-

ния, может появляться свист (поскольку нижнее положение языка характерно для произ-

ношения свистящих). Обнаружить это нарушение можно, произнося шипящие в сочета-

нии с согласными при открытом рте. Разновидностью подобного произношения шипя-

щих является их формирование при нахождении языка посредине ротовой полости: он

не прижат к нёбу и не опущен к нижним зубам, а как бы зависает между ними (эти

звуки называют шипящими среднего подъема в отличие от шипящих нижнего подъема).

Обычно это нарушение — результат короткой подъязычной уздечки. Помимо отклоне-

ний в звучании шипящих при изменении позиции языка по вертикали встречаются ню-

ансы произношения, вызванные нечеткостью его позиции по горизонтали. При наличии

верной формы и способа произношения звуков язык может несколько смещаться вглубь

рта (тогда слышится глубокий, "полый" звук) или, наоборот, вперед, к верхнему зубному

ряду (при этом звук получает дополнительное смягчение).

Подготовительный этап включает в себя упражнения по укреплению мышц языка

(особенно боковых краев), помогающие сформировать правильную форму языка

("ковш") и закрепить его позицию (за верхними зубами). Если есть необходимость, при

помощи упражнений растягиваем уздечку языка. Используем весь комплекс приведенных

выше упражнений, особое внимание уделяем выполнению следующих: "Чистим зубы",

353

"Маляр", "Прилипала", "Коврик", "Вкусное варенье", "Болтушка", "Лошадка". Для выра-

ботки правильного направления воздушной струи используем упражнения "Трубочка",

"Футбол", "Пушинка".

Постановка звука возможна по подражанию. При наличии правильной формы языка

следует уточнить его местоположение и попытаться пошипеть. При этом нельзя думать о

том, что произносится звук ш, — язык сместится на прежние неверные позиции. Имити-

руйте, например, шипение. Иногда при этом предлагается произнести звук с, подняв

кончик языка вверх, на альвеолы. Поскольку способ образования ш и с одинаков (это

звуки щелевые), такой прием может дать положительный результат. Если языку трудно

удерживаться самостоятельно в нужном положении, можно на первых порах использо-

вать механическую помощь:

1. Постановка звука ш (ж, щ) с механической помощью. Для этого используем

обыкновенный карандаш, закусив его поперек между зубами так, чтобы в полости рта

он находился под языком. В этих же целях можно использовать пробку. Карандаш

(пробка) служит внешним механическим контролем за положением языка, не давая ему

опускаться ниже положенного уровня. В таком положении пытаемся произнести шипя-

щий звук, имитируя шум, шипение, или жужжание (для звука ж).

2. Постановка звука от упражнения "Прилипала". Удерживая боковые края языка

плотно прижатыми к верхним зубам, пытаемся резко выдохнуть воздух по центру языка.

Когда воздушная струя вырывается наружу, отталкивая кончик языка от неба, слышится

звук ш или сочетание тш. Если на вьщохе боковые края языка отходят от зубного ряда,

помогаем им удержаться, прижав большими пальцами обеих рук.

Постановка звука ж возможна не только как озвончение глухого ш, но и от звука р

(при хорошем его произношении).

3. Постановка шипящих от упражнения "Мотор". Этот способ постановки основан

на том, что при произнесении вибранта и шипящих язык имеет форму "ковша", нахо-

дясь за верхними зубами, т. е. эти звуки сходны по месту образования и форме органов

артикуляции. Разница лишь в способе произнесения (р — смычный, дрожащий, ш, ж,

щ — щелевые). Однако эти звуки сближает и их энергетика: шипящие и р — самые

энергичные по затрате воздуха и мышечной активности согласные звуки. Произносим

активно звук р (как бы "заводим мотор") и начинаем "мотогонки": звук р "перетекает" в

звук ж на интенсивных звуковых виражах: ррррррржжжжжжжрррррржжжжжж. При

этом акцентируем внимание на том, что язык не меняет своего положения — меняется

лишь характер его работы: от вибрации к статике. "Жужжание" не должно ассоцииро-

ваться со звуком ж, иначе привычная дефектная установка возобладает и верного звуча-

ния мы не добьемся. Затем можно переходить к постановке звука ш. Используя тот же

прием "перетекания" звуков, "отключаем" голос на звуке ж: рррррржжжжжжшшшшшш...

4. Постановка звука щ обычно осуществляется от звука ш: при этом язык чуть боль-

ше напряжен и продвинут вперед. Для постановки звука щ от звука ш (и для последую-

щей тренировки обоих звуков) предлагаем упражнение "Кобра".

"Кобра". Согните пальцы правой руки под прямым углом к ладони, поднимите руку,

согнув ее в локте. Эта поза руки будет напоминать кобру, сделавшую стойку для

броска. Медленно покачивая рукой вперед-назад, произносите звук ш, периоди-

чески делайте резкие выпады рукой вперед, сочетая их с энергичным, быстрым

движением языка вперед от бугорков к лункам верхнего зубного ряда, что при-

354

ведет к переходу от звука ш к звуку щ. Затем язык возвращается в исходное

положение, опять слышится звук ш. Проделываем эти движения многократно.

5. Постановка звука ч возможна только при наличии хорошего произношения дру-

гих шипящих (особенно звука щ, поскольку он является одним из составляющих звука

ч). Звук ч можно поставить по подражанию, используя карандаш или пробку. Одним из

вариантов является постановка звука ч от звука т'. Поднимаем кончик языка кверху и

произносим цепочку звуков: т'—т-—т'. В это время, используя внешнюю механическую

помощь, отталкиваем кончик языка вглубь рта, после т' слышится щ, в результате чего

и образуется звук ч. Того же результата можно добиться, нажав при произнесении звука

т' двумя пальцами на углы губ, выдвинув их вперед.

В процессе работы необходимо приучать студентов слушать и слышать в чужой и в

своей собственной речи нормальное и искаженное звучание шипящих. Для этого реко-

мендуем использовать упражнение "Старик Хоттабыч" (или "Джин").

"Старик Хоттабыч" ("Джин"). Язык в форме ковша отводим в глубину полости рта

(так глубоко, как возможно). Произносим в таком положении шипящий звук.

При этом воздух ударяет в твердое нёбо, поэтому звук носит глубокий, "по-

лый" характер, как будто возникает на дне полого сосуда. Это отправная точка

движения языка вперед, к кромке верхнего зубного ряда. Представим, что

"джин" вылетает из сосуда. Интенсивность шипения возрастает по мере дви-

жения языка вперед. Меняется характер шипящего звука: от глубокого ш, че-

рез норму произношения ш к звуку щ. На кромке зубного ряда звук обрывает-

ся: "джин" как бы слетает с горлышка сосуда.

Предложите студентам послушать вначале это "перетекание" звуков как образец и

отметить тот момент звучания, который соответствует хорошему произношению звука ш.

После этого необходимо, чтобы студенты выполнили упражнение самостоятельно, опре-

делили в своей речи верное звучание и соотнесли его с положением языка. Если занятия

проводятся в группе, предложите студентам послушать друг друга и определить на слух

верное произношение звука.

Этап закрепления звуков проводится по вышеприведенной схеме. При этом каждый

последующий шипящий звук закрепляется (так же, как и ставится) только после того,

как закреплен предыдущий (ш, ж, щ, ч). Поскольку шипящие имеют сходную артикуля-

цию с вибрантом р, используем последний на этапе автоматизации шипящих в сочетани-

ях рж и рш (жр и шр), тренируя их в слогах, словах, скороговорках и во фразах. Осо-

бенно эффективно использование этих сочетаний в постановке шипящих при незначи-

тельных отклонениях в их звучании. Поскольку в произнесении звука ч имеет место мо-

мент активного выброса воздушной струи (как и при произнесении звука ц — это мож-

но ощутить, поднеся ко рту ладонь), бывает легче закреплять звук первоначально в пози-

ции обратного слога (ач, ич и т. д.), а затем переходить к прямым слогам (чи, ча).

После того как каждый звук отработан изолированно на речевом материале, звуки

объединяются в общей работе над слогами, словами, фразами и текстами, проводится их

дифференциация и совместная автоматизация.

355

Рекомендуемая литература

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984.

Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М., 1979.

Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). М., 1988.

Выготская И. Г., Гегелия Н. А., Кочеровская Т. И. Исправление нарушения звуко-

произношения у подростков. М., 1977.

ГетманскийМ.И. Исправление недосткаков речи у школьников. Минск, 1970.

Козляшнова И. П. Произношение и дикция. М., 1977.

Леонарды Е. И. Дикция и орфоэпия. М., 1967.

Матусевич М. И., Любимова И. А, Альбом артикуляции звуков русского языка. М.,

1963.

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические

формы. Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1985.

Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

Правдина О. В. Логопедия. М., 1973.

Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

Русское сценическое произношение. Под ред. С. М. Кузьминой. М., 1986.

Саричева Е. Ф. Сценическая речь. М., 1955.

Теория и практика сценической речи. Сборник под ред. В. Н. Галендеева, А. Н. Ку-

ницына, В. И. Тарасова. Л., 1985.

Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1959.

ЧАСТЬ IV

ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   42


написать администратору сайта