Главная страница

СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


Скачать 0.85 Mb.
НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
Дата27.11.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
ТипУчебник
#10478
страница39 из 42
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42
— Что тебе милей всего, сосна?

— Высота — вот страсть моя и гордость!


— Что тебе милей всего, скала?

— Твердость!

467


— Море, что тебе всего милей?

— Широта земли, моя безбрежность!


— Что тебе, весна, всего милей?

— Нежность!


— Что тебе, зима, милей всего?

— Белизна на белоснежном поле!


— Птица, что тебе милей всего?

— Воля!

Автор видит во всех явлениях окружающего мира свойства человеческого характе-

ра. Он как бы впитывает в себя все то, что дает ему природа. В форме своей беседы с

природой он горячо призывает человека стремиться к высоким идеалам, обладать без-

брежностью знаний, быть добрым, честным и свободным. Основная мысль стихотворе-

ния — о связи человека с природой, о любви к природе. Автор как бы говорит: посмот-

ри вокруг себя и научись у природы всему, что тебе нужно для жизни.

Исполнителю необходимо оценить красоту окружающей природы, чтобы проник-

нуться авторским отношением к ней и передать содержание этого стихотворения в выра-

зительной форме.

В стихотворении много вопросов. Вопросы эти обращены к различным объектам.

Следовательно, они не могут звучать монотонно. Они не могут звучать одинаково и по-

тому, что мысль стихотворения все время движется, развивается. Ответы тоже разные.

Надо подумать, как они должны звучать.

Донося различные оттенки содержания, необходимо использовать всю палитру свое-

го голоса.

Или можно выбрать отрывок из стихотворения Э. Котляр "Радость", небольшой по

объему, но предельно насыщенный внутренним ритмом. Он как бы звенит от напряже-

ния чувств лирического героя:

Как бы мне высказать И, как школьница,

эту радость? убежать!

Брызнуть в окна, Нет!

Охапкой подкинуть к Что-то такое сделать надо,

небу? Чтобы

Что бы такое сделать, Рекой в половодье — радость,

правда? Чтобы вышла из берегов

Может, чуть-чуть Совсем.

созорничать: В дома,

Подойти к незнакомому, В двери.

поздороваться Всем! Всем! Всем!

От взволнованных, как бы затаенных чувств первых строк голос поэта вырывается в

безграничное пространство человеческого общения и находит исход в восклицании:

"Всем! Всем! Всем!"

Этот текст также дает возможность студенту, освоившему содержание, применить

разнообразные средства голосовой выразительности, чтобы донести до слушателей всю

полноту авторских чувств.

Как видим, во всех разделах курса техническое совершенствование речи, голоса

происходит в неразрывной связи с освоением содержания, с задачей передать как можно

выразительнее смысл текста, убедить и взволновать слушателя, использовав для этого все

богатство голосовых выразительных средств.

468

Задание. Разберитесь в содержании стихотворения Р. Гамзатова "Океан". Найдите

нужные оценки отображенных автором явлений. Постарайтесь использовать приобретен-

ные вами в процессе тренировки выразительные средства голоса (диапазон, силу, высоту,

широту, звучность, полетность).

Подкрепите рождающиеся в процессе работы эмоции соответствующими оттенками

для создания емкого образа, предложенного автором.

Океан

Ха-хаа! Ха-хаа!

Хохочет утром рано

Ширь океана в солнечном кругу,

А в полдень слышен рокот океана:

— Ха-ха-ха-хаа! Гу-гу-гу-гу! Гу-гуу!

Смеркается.

И океан грохочет:

Бу-буу! Бу-буу!

Он, как пушкарь, оглох.

Но, потемнев и утомившись к ночи,

Вздыхает тяжко: Ох! Ох-ох! Ох-ох!

А ночью в океанской колыбели

Качает звезды лунная вода:

— Ла-ла! Ла-ла! —

Жизнь наша в самом деле,

Как океан... Да-да! Да-да! Да-да!

Приводим тексты, содержание, ритмическая структура которых "провоцирует" ис-

пользование всех выразительных голосовых средств студента. Здесь возможно и приме-

нение движения (бег, прыжки, кувырки), использование мячей, скакалок, обручей, па-

лок, всевозможных аксессуаров (тростей, шляп, шарфов и пр.). Соединение голосорече-

вого звучания с движением осуществляется с самого начала тренировки, на 1- м курсе.

Но если на 1- м курсе даются движения, помогающие звучанию, то на старших курсах

учащиеся должны научиться звучать верно, выразительно и в сложных мизансценах, и в

динамике, в сложном пластическом рисунке.

Вот орешки! Сама летает!

Хорошие орешки, Сама свищет,

Вкусные, на меду, Сама и покупателя ищет!

Давай в шапку накладу! Сама клюет,

Сама питается,

Сами мы рязанские! Сама и деточками забавляется!

Сельди-астраханские!

Давай — покупай! Аи да мяч!

Забирай — выбирай! Прыгает, скачет!

Упадет — не плачет!

Кому пирожки,

Горячие пирожки? Есть ниточки!

С пылу, с жару — Есть катушечки!

Гривенник за пару! Подходите покупать,

Нажарила, напекла Девки-душечки!

Акулина для Петра!

Давай — наскакивай! Иголки не ломки,

Нитки, тесемки,

Аи да квас! Румяна, помада!

469

С медком,

С ледком!

С винной брагой!

И густой,

И забористой!

Аи да сбитень-сбитенек!

Кушай, девки, паренек!

Кушайте и пейте,

Денег не жалейте!

Сбитень сладкий на меду,

На-ка, меду подкладу!

А как буду-то варить,

Его все будут хвалить!

Аи да птичка!

Кому чего надо?!

Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок

Плати пятачок!

У дедушки Марка

Товару барка:

Мыла пахучие!

Ситца нелинючие!

У дедушки Якова

Товару хватит всякого!

Тары-бары, растабары!

Расторговываем товары!

("Русский фольклор", М., "Художественная

литература", 1986, с.199—201)

Вот доподлинные крики

Всех парижских выкликал:

"Кто желает ежевики?"

"А кому кремней, кресал?"

— Дрова вязанками! — Сводим пятна!

— Старье берем!

— Ко мне за добрым белым винцом!

— Сапоги начищу — глянуть приятно!

— Ленты, тесьма!

— Чернила для письма!

— Копченые селедки!

— Хорошенькие четки!

— Острый сыр!


— Не угодно ли водицы?

— Апельсин — лимон — гранат!


— Кто забыл купить горчицы?


— Вот салат, кому салат?

— Чищу трубы, печи, дымоходы!

— А вот воронки, коловороты!

— Продаю подержанное снаряженье

И вооруженье!

— Фарфор — стекло!

— Груши "серто"!

— Белая капуста!

— Молоко!

— Все ко мне за спелой вишней!


— Вот кудель, кому кудель?

— Хлеб румяный, мягкий, пышный!

— Дыни, дыни! Лучший хмель!

— Колодцы чистить! чистить колодцы!

— Деревянная утварь, грабли, светцы!

— Покупаю обувь, сколько найдется!

— Огурцы!

— Точить ножи-ножницы!

— Рассада и саженцы!

— Живые устрицы — отменная еда:

Отведайте, добрые господа!

470

.ГМуц! ОТОЛЬ,

Три рубля мешок — почитай задарма!

— Мелкий песок для храненья вина!

— Крышки к стиральным чанам!

— Виноградный сок!

— Чернильный порошок!

— Винный камень!

— А вот и я, продавец радостей:

Розыгрыш сладостей!

— Смерть мышам, погибель крысам!

— Старые монеты, серебряный лом!

— Колосистая пшеница!

— Метлы с длинным черенком!

— Живые карпы, свежая рыба!

— Всем тыквам тыква, скажете спасибо!


— Кому зелени в пучках?


— Кому новый альманах?

Предсказанья не хуже, чем у метра Жана Тибо!

— Шампанское вино!

— Цветики-букетики, ах, хороши!

— Сладкие пряники для души!

— Королевская корона!

— Спаржа свежая! — Лук-порей!

— Жареный филей!

— Чистая солома!

— Свекла! — Фиги из Марселя!

— Починяю ведра и меха!

— Сельди, свежие макрели,

Вяленая требуха!

— Хворост, хворост, сухой как трут!

— Персики румяные! — Свежее яйцо!

— Всего за тридцать экю изумруд

И дорогое кольцо!

— Лук зеленый!

— Молодой орех!

— Жир топленый!

— Кроличий мех!

— Два лиарда за куплеты!

— Сыр! — Морковь! — Айва! — Шпинат!

Полновесные монеты!

— Иглы! — Сладкий виноград!

— Фасоль горячая, фасоль вареная!

— Репа сладкая, репа ядреная!

— Лудить, паять!

— Есть бобы, зеленый горошек!


— Кому улиток самых хороших?


— Кто желает дамасских слив?

— Турский чернослив!

— Самшитовый гребень, к вашим услугам:

Не улизнет ни вошь, ни блоха!

Вот так крича, проходят друг за другом

По улицам Парижа все цеха.

(Неизв. автор "Крики Парижа")

471

А-та-та, да а-ту-ту!

Как во нашем во свету

Дива разные творятся:

В чугунах змеи варятся,

Леший ходит по лесам,

Не дает покоя нам,

Ведьмы ездят на ухвате.

Черти скачут на лопате,

От рассвета до зари

Бой ведут богатыри,

Петухи между собою

Тоже склонны очень к бою,

Между всем, что лишь живет,

Драка вечная идет.

Рыба ищет там, где глубже,

Человек, где жить получше,

И обычной чередой

Все проходит под луной...

А-та-та, да а-ту-ту!

Сказку дальше поведу...

(Н. А. Некрасов. "Баба-яга, костяная нога.

Русская народная сказка в стихах в осьми главах")

Цып, цып, цып! Ко мне, малютки,

Слушать сказки, прибаутки!

Уж чего мне навеку


Не случилось, старику?

Дай бог памяти! Гисторий

Слышал пропасть! Как Егорий

С волком дрался, как солдат

Вдруг попал ни в рай, ни в ад;

Как Руслан с Бовой сражался,

Как на черте Карп катался,

Как, не для ради чего,

Черт взял душу у него!

Как Егору да Вавиле

Ведьмы ребра изломили,

Как пяток богатырев

Полонили сто полков,

Как Ягу прибил Данилыч,

Сатана Сатанаилыч

Как на землю нисходил,

Души добрые мутил!..

Как Иван коня-горбатку

Заставлял плясать вприсядку,

Как бесстрашный царь Макар

Полонить ходил татар...

Как по щучьему веленью,

По Иванову прошенью

Ведра на гору взошли

На потеху всей земли...

Как он ездил на лежанке.

Как держал колдунью в банке

Чернокнижник Змеулан,

Страх для всех окольных стран...

Знаю все, но не об этом

472

Речь теперь мы поведем.

Поведем мы речь про царство,

Про большое государство,

Где во время сказки сей

Государь был Елисей.

(Н. А. Некрасов. "Сказка о царевне ясносвете")

Шарики, шарики!

Шарики детские!

Деньги отецкие!

Покупайте, сударики, шарики!

Эй, лисья шуба, коли есть лишни,

Не пожалей пятишни:

Запущу под самое нёбо —

Два часа потом глазей, да в оба!

Хорошо ведь, говорят, на воле,


Чирикнуть, ваше степенство, что ли?

Прикажите для общего восторгу,

Три семьдесят пять — без торгу!

Ужели же менее


За освободительное движение?

Что? Пасуешь?..


Эй, тетка! Который торгуешь?

Мал?

Извините, какого поймал...

Бывает —

Другой и вырастает,

А наш Тит

Так себя понимает,

Что брюха не растит,

А все по верхам глядит

От больших от дум!..


Ты который торгуешь?

Да не мни, не кум,

Наблудишь — не надуешь...

Шарики детские,

Красны, лиловы,

Очень дешевы!

Шарики детские!


Эй, воротник, говоришь по-немецки?

Так бери десять штук по парам,

Остальные даром...

Жалко, ты по-немецки слабенек,

А не то — уговор лучше денег!

Пожалте, старичок!

Как вы — чок в чок —

Вот этот пузатенький,

Желтоватенький

И на сердце с Катенькой...

Цена не цена —

Всего пятак,

Да разве еще четвертак,

А прибавишь гривенник для барства -

Бери с гербом государства!

Шарики детски, шарики!

473

Вам, сударики, шарики,

А нам бы, сударики, на шкалики!..

(И. Анненский. "Детские шарики")

Там, на море Океяне,

Там, на острове Буяне,

Светит камень Алатырь,

А кругом и даль и ширь.

На огне там есть доска,

На доске лежит тоска,

Не одна тоска, смотри,

Не одна, а тридцать три.

И мечутся тоски,

Кидаются тоски,

И бросаются тоски,

Вдоль дороги, вдоль реки.

Через все пути-дороги,

Через горы крутороги,

Перепутьем и путем,

Мчатся ночью, мчатся днем.

Дева смотрит вдоль реки,

Вы мечитесь к ней, тоски,

К деве киньтесь вы, тоски,

Опрокиньтесь вы, тоски,

Киньтесь в очи, бросьтесь в лик,

Чтобы мир в глазах поник,

И в сахарные уста,

Чтоб страдала красота.

Чтобы молодец был ей

Света белого милей,

Чтобы Солнце ослепил,

Чтобы Месяцем ей был.

Так, не поняв ничего,

Чтоб плясала для него,

Чтобы тридцать три тоски

Были в пляске позвонки.

Чтоб кидалася она,

И металася она,

И бросалася она,

И покорна, и нежна.

(К. Бальмонт. "Заговор на 33 тоски")

Шорох стеблей, еле слышно шуршащих,

Чёткое в чащах чириканье птиц,

Сказка о девах, в заклятии спящих,

Шелест седых, обветшавших страниц.

Лепет криницы в лесистом просторе,

Сонные воды бесшумных озёр,

Взоры и взоры, в немом разговоре —


Чей это, чей это, чей это хор?

Не узнаешь,

Не поймёшь —

Это волны

Или рожь.

Это лес

474

Или камыш,

Иль с небес

Струится тишь.

Или кто-то

Точит нож.

Не узнаешь,

Не поймёшь.

Видны взоры —

Взор во взор,

Слышны споры,

Разговор.

Слышны вздохи,

Да и нет.

В сером мохе —

Алый цвет.


Тает. Таешь?


Что ж ты? Что ж?

Не узнаешь,

Не поймешь.

(К. Бальмонт. "Шорохи")

Чёрная ягода — имя твоё,

Птица багряная — имя моё.

"Майя!" — пропел я. Внемли,

Мысли ко мне все пошли.

Мною пребудь зажжена,

Любишь и будь влюблена.

Будь как потеряна ночью и днём,

Будь вся затеряна в сердце моём.

Днём семикратно смутись,

В ночь семикратно проснись.

Быстро домой воротись.

Я говорю: "Ты моя!"

В месяц ли глянь, — это я.

(К.Бальмонт. "Заговорлюбовный"

из цикла "Малайские заговоры")

Чей это топот? — Чей это шепот? — Чей это светится

глаз?

Кто это в круге? — в бешеной вьюге — пляшет и путает

нас?

Чьи это крылья — в дрожи бессилья — бьются и снова

летят?

Чьи это хоры? — Чьи это взоры? — Чей это блещущий


взгляд?

Чье это слово — вечно и ново — в сердце поет, как

гроза?

Чьи неотступно — может, преступно — смотрят


и смотрят в глаза?

Кто изменился — кто это свился — в полный змеиности

жгут?


Чьи это кони — белые кони — в дикой погоне — бегут?

(К. Бальмонт. "Погоня")

475

Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит,

Звон стеблей, ковыль, поет, поет, поет,

Серп времен горит сквозь сон, горит, горит,

Слезный стон растет, растет, растет, растет.

Даль степей — не миг, не час, не день, не год,

Ширь степей — но нет, но нет, но нет путей,

Тьма ночей — немой, немой тот звездный свод,


Ровность дней — в них зов, но чей, но чей, но чей?


Мать, отец, где все, где все — семьи моей?

Сон весны — блеснул, но спит, но спит, но спит,

Даль зовет — за ней, за ней, за ней, за ней,

Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит.

(К. Бальмонт. "Тоска степей")

— Кто ты? — Кормщик корабля.

— Где корабль твой? — Вся Земля.

— Верный руль твой? — В сердце, здесь.

— Сине Море? — Разум весь.


— Весь? Добро и рядом Зло?

— Сильно каждое весло.

— Пристань? — Сон. — Маяк? — Мечта.

— Достиженье? — Полнота.


— Полноводье, а затем?

— Ширь пустынь — услада всем.


— Сладость, сон, а наяву?

— В безоглядности — плыву.

(К. Бальмонт. "Кормщик")


Отчего душа болит, а уму не говорит?

Я люблю. Я люблю.


Отчего огонь в крови, хоть зови, хоть не зови?

Я люблю. Я люблю.


Отчего на небесах звезды ясные в венцах?

Я люблю. Я люблю.


Отчего из темноты дышат пьяные цветы?

Я люблю. Я люблю.


Отчего в журчанье струй так и бьется поцелуй?

Я люблю. Я люблю.


Отчего к цветку цветок посылает лепесток?

Я люблю. Я люблю.


Отчего в твоих глазах и желание и страх?

Я люблю. Я люблю.


Отчего ж ты, отчего не у сердца моего?

Я люблю. Я люблю.

(К. Бальмонт. "Отчего?")


— Что было у нас за пирами?

— Цветочные чаши, любовь.

— Что выше? — Все звезды над нами.

— Что в чашах? — Поющая кровь.

— Своя иль чужая? — Смешались.

476

— А песни? — Всегда об одном.


— В какой же стране вы остались?

— Осанну, осанну поем.

(К. Бальмонт. "Осанна")

Двое тихо говорили,

Расставались и корили:

— Ты такая ...

— Ты такой!..

— Ты плохая...

— Ты плохой!..

— Уезжаю в Ленинград... Как я рада!

— Как я рад!!!

Дело было на вокзале.

Дело было этим летом.

Все решили. Все сказали.

Были куплены билеты.

Паровоз в дыму по пояс

Бил копытом на пути:

Голубой курьерский поезд

Вот-вот думал отойти.

— Уезжаю в Ленинград... Как я рада!

— Как я рад!

Но когда...

Чудак в фуражке

Поднял маленький флажок,

Паровоз пустил барашки,

Семафор огонь зажег...

Но когда...

Двенадцать двадцать

Бьет звонок. Один. Другой.

Надо было расставаться...

— Др-ро-гая!

— До-ро-гой...

— Я такая!

— Я такой!

— Я плохая!

— Я плохой!

— Я не еду в Ленинград... Как я рада!

— Как я рад!!!

(И. Уткин. "Типичный случай")

Если

были

вы картавы —

значит,

знали

муки рта вы!

Я был

в юности

картав,

ныла

477

бедная

гортань.

Шарахались

красавицы

прославленной

картавости.

Не раскрываю

рта я,

и исхудал,

Писал стихи:

"О, Русь! О, Русь!"

Произносил:

— О, Гусь, о, Гусь! —

И приходил на зов —

о, грусть! —

соседский гусь,

картавый гусь...

От соклассников —

свист:

— Медное пузо,

гимназист,

гимназист,

скажи:

кукуруза!

Вместо "Карл, офицер" —

ныло "Кагл, офицег".

Перерыл

медицинские книги,

я ищу тебя, эР,

я зову тебя, эР,

в обессиленной глотке

возникни!

И актер из театрика

"Гамаюн"

изливал над картавостью

ругань,

заставлял повторять:

— Теде-дюм, теде-дюм,

теде-дюм, теде-дюм —

ррюмка!

Рамка!

Коррунд!

Карборунд!

Боррона!

Как горошинка,

буква забилась,

виноградною косточкой

силилась вылезть,

и горела на небе она.

Хорохорилась буква

жемчужиной черной,

478

рассыпанный перл...

я ходил, прополаскивал

горло, как борной,

изумительной буквою

зР.

И, гортань растворивши

расщелиной трубной,

я провыл над столицей

трикрат:

— На горе

Арарат

растет

красный

и крупный

виноград,

ВИНОГРАД,

ВИНОГРАД!"

(С. Кирсанов. "Буква Р")

МАЛИНОВОЕ М —

мое метро,

метро Москвы.

Май, музыка, много молодых москвичек,

метростроевцев,

мечутся, мнутся:


— Мало местов?

— Милые, масса места,

мягко, мух мало!

Можете! Мерси... —

Мрамор, морской малахит, молочная мозаика —

мечта!

Михаил Максимыч молвит механику:

— Магарыч! Магарыч! —

Мотнулся мизинец манометра.

Минута молчания...

Метро мощно мычит

мотором.

Мелькает, мелькает, мелькает

магнием, метеорами, молнией.

Мать моя мамочка!

Мирово!

Мурлычет мотор — могучая музыка машины.

Моховая!

Митя моргнул мечтательной Марусе:

— Марь Михална, метро мы мастерили!

— Молодцы, мастерски! —

Мелькает, мелькает, мелькает...

Махонький мальчик маму молит:

— Мама, ма, можно мне, ма?.. —

Минута молчания...

Мучаюсь. Мысли мну...

Слов не хватает на букву эту...

(Музыка... Муха.,. Мечта... Между тем...)

Мелочи механизма! Внимайте поэту —

479

я заставлю

слова

начинаться

на букву эМ:

МЕТИ МОЕЗД МЕТРО МОД МОСТИНИЦЕЙ

МОССОВЕТА

МИМО МОЗДВИЖЕНКИ

К МОГОЛЕВСКОМУ МУЛЬВАРУ!

МОЖАЛУЙСТА!

(С. Кирсанов. "Буква М")

Жил-был — я.

(Стоит ли об этом?)

Шторм бил в мол.

(Молод был и мил...)

В порт плыл флот.

(С выигрышным билетом

жил-был я.)

Помнится, что жил.

Зной, дождь, гром.

(Мокрые бульвары...)

Ночь. Свет глаз.

(Локон у плеча...)

Шли всю ночь.

(Листья обрывали...)

"Мы", "ты", "я"

нежно лепеча.

Знал соль слез.

(Пустоту постели...)

Ночь без сна.

(Сердце без тепла) —

час как газ

город опустелый.

(Взгляд без глаз,

окна без стекла.)


Где ж тот снег?

(Как скользили лыжи!)


Где ж тот пляж?

(С золотым песком!)


Где тот лес?

(С шепотом — "поближе".)


Где тот дождь?

("Вместе, босиком!")

Встань. Сбрось сон.

(Не смотри, не надо...)

Сон не жизнь.

(Снилось и забыл.)

Сон как мох

в древних колоннадах.

(Жил-был я...)

Вспомнилось, что жил.

(С. Кирсанов. "Строки в скобках")

480

Вопросы по постановке дыхания и голоса

В конце третьего года обучения можно провести контрольный урок. Цель его состо-

ит в том, чтобы узнать, насколько сознательно, осмысленно выполняет свой речеголосо-

вой тренинг будущий актер. На контрольном уроке студенты отвечают на вопросы педа-

гога, сопровождая свой ответ практическими упражнениями*.

1. Что означает подготовка речевого аппарата к звучанию? Какие вы знаете упраж-

нения?

2. Что такое массаж и какую он преследует цель? Покажите массажи, применяемые

на занятиях по сценической речи.

3. В чем преимущество носового дыхания? Покажите упражнения на развитие носо-

вого дыхания.

4. Что такое артикуляция внешняя и внутриглоточная? Какие вы знаете упражне-

ния, их цель.

5. Какой тип дыхания лежит в основе речевой и вокальной постановки голоса? В

чем его преимущество? Покажите, как вы проверяете правильность вдоха и выдоха.

6. Какое влияние оказывает осанка на дыхание и звучание? Что такое осанка? По-

кажите упражнения для выработки правильной осанки.

7. Назовите основные мышцы вдоха и выдоха. Как вы проверяете их работу? Какие


упражнения помогают этому?

8. Зачем нужна тренировка поясничных, межреберных мышц? Какие вы знаете уп-


ражнения?


9. Что такое "опора" дыхания и голоса? Какими упражнениями вы ее проверяете?

10. Где и каким образом зарождается звук голоса, где он оформляется? Покажите

упражнения.

11. Что такое резонатор? Какие резонаторы вы знаете? Объясните, при помощи ка-


ких ощущений вы проверяете резонирование?

12. Что такое "посыл" звука, его полетность? Какими ощущениями вы определяете

верное звучание? Покажите знакомые вам упражнения, направляющие звук в "маску".

13. Что такое диапазон голоса? При помощи каких упражнений вы работаете над


измерением и расширением его?

14. Что такое регистр и сколько их? Встречаете ли вы трудности при переходе из


регистра в регистр? Каким образом вы их сглаживаете?

15. Что является причиной носового (гнусавого) звучания? Какие вы знаете упраж-


нения, снимающие его?

16. Что такое "фиксированный" выдох и "мысленная" речь? В чем их польза? По-

кажите, как вы ими пользуетесь.

17. Что такое одышечное дыхание? Какие вы знаете упражнения для его устранения


и предупреждения?

18. Где возникают мышечные зажимы при фонации? Каковы их причины и способы

устранения? Упражнения "косвенные" и "отвлекающие".


19. Что такое голосовой тренинг? Каким циклом упражнений вы владеете?


20. Какие артикуляционно-фонетические упражнения вы знаете? В чем их цель?

Вопросы составлены проф. И. П. Козляниновой.

481

1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


написать администратору сайта