Главная страница
Навигация по странице:

  • Чего тебе недостает

  • Встречать тебе восход Ярила-Солнца

  • СЦЕНИЧЕСКАЯ (1). Учебник для студентов театральных учебных заведений


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов театральных учебных заведений
    АнкорСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    Дата27.11.2017
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСЦЕНИЧЕСКАЯ (1).docx
    ТипУчебник
    #10478
    страница20 из 42
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   42

    И мелкие пичужки, — вы озябли?

    Хоть стыдно мне, а надо признаваться

    Пред птицами. Сама я виновата,

    Что холодно и мне, Весне, и вам.

    Шестнадцать лет тому, как я для шутки

    И теша свой непостоянный нрав,

    Изменчивый и прихотливый, стала

    Заигрывать с Морозом, старым дедом,

    Проказником седым; и с той поры

    В неволе я у старого. Мужчина

    Всегда таков: немножко воли дай,

    А он и всю возьмет; уж так ведется

    От древности. Оставить бы седого,

    Да вот беда, у нас со старым дочка —

    Снегурочка. В глухих лесных трущобах,

    В нетающих лядинах возращает

    Старик свое дитя. Любя Снегурку,

    Жалеючи ее в несчастной доле,

    Со старым я поссориться боюсь;

    А он и рад тому — знобит, морозит

    Меня, Весну, и берендеев. Солнце,

    Ревнивое, на нас сердито смотрит

    И хмурится на всех; и вот причина

    Жестоких зим и холодов весенних.

    Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,

    Согреетесь! Видала я не раз,

    Что пляскою отогревались люди.

    Хоть нехотя, хоть с холоду, а с пляской

    Отпразднуем прилет на новоселье.

    Действительно, зритель еще ничего не знает о пьесе и монолог Весны-Красны как

    бы вводит в "предлагаемые обстоятельства": "угрюмая страна" берендеев встречает Весну

    "нерадостно и холодно", но Весна любит "полунощные страны", ей любо пробуждать их

    от сна. Обращаясь к озябшим птицам, Весна рассказывает, что у нее с Морозом здесь

    растет дочка — Снегурочка, и потому Весна боится ссориться с Морозом, а он и рад

    тому — знобит, морозит."

    Но в пьесе не может быть лишь сообщения, информации о чем-либо. Любая репли-

    ка, а тем более монолог, будучи включенными в пьесу, приобретают действенность, за-

    ключают в себе развитие, борьбу. Исполнительница роли Весны "выходит" из монолога

    иная, чем "входит" в него, с ней должно нечто произойти. Что же происходит в этом

    монологе? О чем он? Но если монолог — часть целого, то в нем должно быть выражено

    и это целое.

    "Снегурочка" — поэтическая сказка о любви — животворящем начале природы и

    человека, о горении, созидании. Любовь — "благое чувство, Великий дар природы, сча-

    стье жизни, Весенний цвет ее!" И Весна — носительница любви, ее владычица, щедро

    дарящая людям красоту мира, его краски, звуки, полноту жизни: "На свете все живое

    Должно любить!" Но есть Мороз, и "холодная Снегурочка — Мороза порожденье", ко-

    206

    торая любви не знает; и есть берендеи, забывшие "любовную горячность". Царь беренде-

    ев немало этим обеспокоен:

    "... Сердечная остуда

    Повсюдная, — сердца охолодели,

    И вот тебе разгадка наших бедствий

    И холода: за стужу наших чувств

    И сердится на нас Ярило-Солнце

    И стужей мстит."

    Так вот почему "нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна", —

    "стужа чувств", "остуда сердечная" сковала берендеев! Не может с этим примириться

    Весна-Красна. Она и Снегурочку вырвет из неволи отца Мороза, одарит ее любовью,

    хоть знает, что любовь для дочки — гибельна. А уж берендеям не простит ни полей

    остылых, ни лесов безмолвных, ни земли с пуховою порошей. Нрав у Весны горячий, не

    рассудочный. И потому, перечисляя приметы "печального вида" страны берендеев, она

    не констатирует, не сообщает, не повествует, но упрекает, стыдит, обвиняет берендеев в

    нерадивости, равнодушии, холодности.

    Таким образом, с самого начала через монолог Весны заявлена тема пьесы — "сер-

    дечная остуда", "стужа чувств" поселились в стране берендеев, "пятнадцать лет не ка-

    жется Ярило", ушла жизнь, любовь, радость. И Весна сразу вступает в конфликт с бе-

    рендеями. Это они виноваты, они — лично — недосмотрели за тем, что нерадиво встре-

    чает их страна Весну!

    Здесь сразу стоит уточнить объект внимания исполнительницы монолога. Вполне

    допустимо, что объектом ее внимания станут зрители, присутствующие на экзамене — к

    примеру, ее однокурсники. Они будут для Весны и берендеями, а в дальнейшем и пти-

    цами, дрожащими от холода, и Морозом. Это даст студентке возможность конкретного

    общения, живого рождения слова, уведет от повествовательной интонации.

    "В урочный час обычной чередою Являюсь я на землю берендеев." В подтексте:

    "я ведь не пришла самозванкой, вы все знали заранее, я "по расписанию" явилась".

    Межстиховая пауза здесь очень выразительна. Я, Весна, жду, что вы, берендеи, можете

    мне возразить? Ничего. И тогда я могу открыто высказать свое недовольство, упрекнуть

    в холодности, неготовности к встрече: "Нерадостно и холодно встречает | Весну свою

    угрюмая страна". И дальше — "каждой сестре по серьге". Один виноват, что до сих пор

    "под снежной пеленою (...) лежат поля остылые". Другой недоглядел за ручьями; тре-

    тий — за лесами, где сгустились потемки, где все еще под снегом лапы елей. Кончается

    это звено репликой-упреком ко всем берендеям: "И все лишь свет, и все лишь блеск

    холодный. И нет тепла."

    Затем идет новое звено: "Не так меня встречают | Счастливые долины юга" до

    "...на тополях и кипарисах черных". Может быть, Весна как бы в подтексте грозит,

    предупреждая: "уйду от вас, уйду к тем, кто меня любит, ждет, зовет, кто готовит мне

    праздничную встречу". Конечно, не надо понимать здесь угрозу, как бытовой, житейски-

    лобовой, "кухонный" раздор между равными партнерами. Нет, власть Весны так безгра-

    нична, так велика, что и мягкое предупреждены; будет очень весомым.

    В межстиховой паузе после этого текста Весна, наверное поняла, что огорчила, ис-

    пугала этим "беспечных берендеев". И тогда рождается следующий текст: "Но я люблю

    полунощные страны..." до "...Шелковыми коврами трав цветных". Весна, скорее, не

    207

    успокаивает оерендеев, что останется с ними, нет, — она оросает им

    от сна, разбужу ваши силы, обогрею для радостей любви, уберу, расцвечу травами кус-

    тарники и рощи, — как бы вы ни сопротивлялись! В слове "любо", повторенном дваж-

    ды, слышится этот радостный вызов к состязанию, борению, который бросает Весна

    берендеям.

    И, обращаясь к дрожащим от холода птицам, Весна-Красна признается, что сама

    отдала власть "старому деду", "проказнику седому" — Морозу. Не может она "оставить

    седого" не только потому, что у них "со старым дочка — | Снегурочка": "В неволе я у

    старого" — это желанная, добровольная неволя любящей женщины. "Уж так ведется |

    От древности". Но больно уж много власти забрал Мороз. "Мужчина | Всегда таков:

    немножко воли дай, | А он и всю возьмет", "знобит, морозит, Меня, Весну, и берен-

    деев". А раз так, то пора и о своей силе напомнить, восстановить порядок, за мной,

    Весной, сейчас права, пора и природе и человеку проснуться!

    И, может быть, Весна видит Мороза, которого не видит никто, кроме нее. И к нему

    направлен ее упрек: "Солнце, | Ревнивое, на нас сердито смотрит | И хмурится на

    всех". Это упрек женщины, которая знает и свою власть над любимым. В подтексте как

    бы звучит: пошутил и хватит, это я, Весна, тебя прошу, усмири метели, смени гнев на

    милость! И вновь, может быть, возникнет действенная пауза — Весна ждет согласия

    Мороза.

    И что же? Не отвечает Мороз, стоит на своем, по прежнему все сковано льдом, по-

    прежнему дрожат озябшие птицы. Ну что ж, тогда померяемся силой, не склоним голо-

    вы: "Дрожите вы, бедняжки?.Попляшите, | Согреетесь!" В подтексте как бы слышится:

    а у меня есть "лекарство" от холода, стужи чувств, холодных сердец, равнодушия, апа-

    тии, душевной спячки — пляска! Она растопит льды, согреет птиц, разбудит, развеселит

    хмурых берендеев! Весна как бы "бросает перчатку" Морозу, начинает сражение за

    "горячность души", жизнь, любовь.

    Монолог, как и вся пьеса, написан белым стихом, пятистопным ямбом. Следова-

    тельно, возрастает значимость межстиховых пауз. Обратите внимание на переносы, они,

    как правило, выделяют важные в смысловом отношении слова. Например:

    ... В оковах

    Игривые ручьи...;

    ... под снегами

    Опущены густые лапы елей;

    ... стеснились

    Холодные потемки, ледяными

    Сосульками янтарная смола

    Висит с прямых стволов...

    Вероятно, вам покажется существенным, что само ритмическое движение стиха де-

    лает весомыми, значимыми приметы холода, затаенности, которые встречают Весну —

    "под снегами", "Холодные потемки", "ледяными | сосульками..." и т. д. Постарайтесь

    сделать творчески необходимыми для себя все межстиховые паузы. И помните, что вы-

    явление наиболее значимых слов не требует лишь силового, динамического ударения на

    них. Здесь и замедление темпа, и мелодические изменения интонации, которые выразят

    ваши внутренние видения, представления.

    208

    В монологе последовательно выдержаны и цезуры после второй стопы в каждой

    строке. Подумайте, что нового, интересного, содержательного внесут они в вашу работу.

    Например:

    В обычный час ' обычной чередою

    Являюсь я ' на землю берендеев.

    Нерадостно ' и холодно встречает

    Весну свою ' угрюмая страна.

    Если Весна обвиняет берендеев за нерадивость встречи, как говорилось выше, то

    важно подчеркнуть — да, в обычный час (пауза: я всегда прихожу в этот час, я не при-

    шла самозванкой, я не могла застать вас врасплох), обычной чередою (пауза — да, да, я

    не нарушила порядка, пришла после зимы), "являюсь я" — пауза после этого речевого

    такта выделит очень ярко — "на землю берендеев". Ведь только здесь ее так холодно,

    равнодушно встречают, — "Не так меня встречают | Счастливые долины юга". Уже в

    начале монолога Весна как бы внутренне противопоставляет "землю берендеев" южной

    стране с ароматами акаций и коврами лугов. Пренебрегите цезурами, и будет лишь пе-

    речисление примет зимней стужи, фразы будут звучать плавно, кантиленно.

    И в воздухе повисли те же искры,

    Колеблются, не падая, мерцают.

    И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,

    И нет тепла.

    А если будут цезуры после "И в воздухе", "Колеблются", "И все лишь свет"? Тогда

    фразы станут действеннее, Весна находит конкретные и разнообразные проявления "ос-

    тылости", холодного мерцания. Мысль будет развиваться, крепнуть, конфликт — заост-

    ряться. Или, например, цезуры после "Но я люблю", "Мне любо", "Будить от сна" помо-

    гут очень явно, рельефно передать смену характера общения Весны с берендеями. Она

    уже не обвиняет их. Весна уверена, что вернет на эту остывшую землю тепло, и радости

    любви, и ковры цветущих трав.

    А словесные ударения вы подчинили ритму? "Угрюмые грачи и жаворонки" — да,

    такого ударения требует здесь инерция пятистопного ямба.

    А теперь приведем в качестве примера событийно-действенный стихоритмический

    анализ сцены из 4 действия "Снегурочки".

    Снегурочка

    (обращаясь к озеру)

    Родимая, в слезах тоски и горя

    Зовет тебя покинутая дочь.

    Из тихих вод явись услышать стоны

    И жалобы Снегурочки твоей.

    (Из озера поднимается Весна, окруженная цветами.)

    Весна

    Снегурочка, дитя мое, о чем

    Мольбы твои? Великими дарами

    Могу тебя утешить на прощанье.

    Последний час Весна с тобой проводит.

    С рассветом дня вступает бог Ярило

    В свои права и начинает лето.

    209

    (подходит к Снегурочке)


    Чего тебе недостает?

    Снегурочка

    Любви.

    Кругом меня все любят, все счастливы

    И радостны, а я одна тоскую;

    Завидно мне чужое счастье, мама.

    Хочу любить; но слов любви не знаю,

    И чувства нет в груди; начну ласкаться —

    Услышу брань, насмешки и укоры

    За детскую застенчивость, за сердце

    Холодное. Мучительную ревность

    Узнала я, любви еще не зная.

    Отец Мороз, и ты, Весна-Красна,

    Дурное мне, завистливое чувство

    Взамен любви в наследство уделили;

    В приданое для дочки положили

    Бессонные томительные ночи

    И встречу дня без радости. Сегодня,

    На ключике холодном умываясь,

    Взглянула я в зеркальные струи

    И вижу в них лицо свое в слезах,

    Измятое тоской бессонной ночи.

    И страшно мне: краса моя увянет

    Без радости. О мама, дай любви!

    Любви прошу, любви девичей.

    Весна

    Дочка,

    Забыла ты отцовы спасенья.

    Любовь тебе погибель будет.

    Снегурочка

    Мама,

    Пусть гибну я, любви одно мгновенье

    Дороже мне годов тоски и слез.

    Весна

    Изволь, дитя, — любовью поделиться

    Готова я; родник неистощимый

    Любовных сил в венке моем цветном.

    Сними его! присядь ко мне поближе!

    (Весна садится на траву. Снегурочка подле нее.

    Цветы окружают их.)

    Смотри, дитя, какое сочетанье

    Цветов и трав, какие переливы

    Цветной игры и запахов приятных!

    Один цветок, который ни возьми.

    Души твоей дремоту пробуждая,

    Зажжет в тебе одно из новых чувств,

    Незнаемых тобой , — одно желанье,

    Отрадное для молодого сердца;

    А вместе все, в один цветок душистый

    Сплетясь пестро, сливая ароматы

    210

    В одну струю, — зажгут все чувства разом.

    И вспыхнет кровь, и очи загорятся,

    Окрасится лицо живым румянцем,

    Играющим, — и заколышет грудь

    Желанная тобой любовь девичья.

    Зорь весенних цвет душистый

    Белизну твоих ланит,

    Белый ландыш, ландыш чистый,

    Томной негой озарит.

    Барской спеси бархат алый

    Опушит твои уста,

    Даст улыбку цветик малый —

    Незабудка-красота.

    Роза розой заалеет

    На груди и на плечах,

    Василечек засинеет

    И просветится в очах.

    Кашки мед из уст польется

    Чарованием ума,

    Незаметно проберется

    В душу липкая Дрема.

    Мак сердечко отуманит,

    Мак рассудок усыпит,

    Хмель ланиты нарумянит

    И головку закружит.

    (Действие четвертое, явление второе)

    Для того, чтобы определить событие сцены, важно вспомнить все обстоятельства,

    которые привели Снегурочку к озеру.

    На протяжении всей пьесы ее оберегают от палящих лучей любви и Мороз, и Вес-

    на. Мороз уверен, что

    ... Солнце

    Сбирается сгубить Снегурку; только

    И ждет того, чтоб заронить ей в сердце

    Лучом своим огонь любви; тогда

    Спасенья нет Снегурочке...

    Даже песни Леля запрещено Снегурочке слушать: ведь звуки его песен те же "па-

    лящие лучи". Для Весны смысл жизни в любви: "На свете все живое | Должно любить".

    Но Весна вынуждена подчиниться требованиям Мороза — сохранить Снегурочку холод-

    ной, лишенной дара любить, а не то Ярило "умертвит" дочь, "сожжет ее, испепелит,

    растопит".

    Но вот Снегурочка оказалась среди берендеев. Ей, выросшей в лесном тереме, вда-

    ли от людей, неведомо не только чувство любви, но и само слово "любовь":

    Толкуют все, что есть любовь на свете,

    Что девушке любви не миновать;

    А я любви не знаю; что за слово

    Сердечный друг и что такое милый,

    Не ведаю.

    Казалось бы, Снегурочке ничто не грозит, "злой бог" Ярило-Солнце над ней не вла-

    стен. Но постепенно "холодная Снегурочка — Мороза порожденье" начинает понимать,

    211

    что, лишив ее дара любить, отец-Мороз и мать-Весна обделили ее чем-то бесконечно

    дорогим, обрекли на одиночество, страданья, слезы, насмешки — на жизнь без радости.

    Вот Лель, не дождавшись от нее ласки, бросает на землю цветок — подарок Снегуроч-

    ки — и убегает, оставляя ее одну. "Покинута и брошена" Снегурочка, ее сердечко, хо-

    лодное для всех, не забилось и для "пригожего Леля". И рождается упрек: "Отец Мороз,

    обидел ты Снегурку". Возникает надежда на мать-Весну. Может быть, даст она все же

    хоть

    ... немного

    Немножечко сердечного тепла,

    Чтоб только лишь чуть теплилось сердечко.

    Но не дано Снегурочке "сердечного тепла", не может она и "словом приласкать по-

    ласковей". Любовь Мизгиря страшит ее, ей не надо ни его поцелуев, ни страстных при-

    знаний, ни "бесценного жемчуга":

    Слова твои пугают, слезы страшны;

    Чего-то я боюсь с тобой. Уйди!

    Оставь меня, прошу! Пусти!

    В страхе бросается Снегурочка к Лелю: он успокоит ее, спасет от Мизгиря, а когда

    Румяная забрезжится заря,

    Народ с царем пойдет на встречу Солнца,

    Лель перед царем и всем народом изберет ее своей подружкой, он обещал. Но Лелю

    "не детская любовь" нужна, его манит Купава, ее избирает он своей подругой, с ней

    встретит восход Ярила-Солнца. Снегурочка слышит "горячие Купавы речи":

    ... Снегурочка, да чем же


    Встречать тебе восход Ярила-Солнца?

    Когда его встречаем, жизни сила,

    Огонь любви горит у нас в очах.

    Любовь и жизнь — дары Ярила-Солнца:

    Его ж дары ему приносят девы

    И юноши; а ты сплела венок,

    Надела бус на шейку, причесалась,

    Пригладилась — и запон, и коты

    Новехоньки — тебе одна забота,

    Как глупому ребенку, любоваться

    На свой наряд да забегать вперед,

    Поодаль стать, — в глазах людей вертеться

    И хвастаться обновками.

    Упрекает ее и Лель:

    ... Время

    Узнать тебе, как сердце говорит,

    Когда оно любовью загорится.

    И вновь Снегурочка "обманута, обижена, убита". Невозможно больше оставаться

    одинокой, никому не нужной, холодной. Третье действие заканчивается решением Сне-

    гурочки — добиться у Весны дара любви:

    Любви прошу, хочу любить. Отдай

    Снегурочке девичье сердце, мама!

    Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

    212

    Снегурочка поняла, что жизнь без любви — не жизнь, она предпочитает смерть

    тоскливому, безрадостному существованию, уготованному для нее отцом Морозом и

    матерью Весной. "Отдай любовь иль жизнь мою возьми", "Пусть гибну я, любви одно

    мгновенье | Дороже мне годов тоски и слез", — эти слова выстраданы Снегурочкой. Она

    "несется, едва касаясь земли", к Весне. Это кульминационный момент в жизни героини.

    Снегурочка не просит, а требует великого дара. Ее монолог, обращенный к Весне, дол-

    жен быть сказан так, что Весна не сможет не согласиться нарушить запрет Мороза.

    Согласие Весны дать Снегурочке счастье любить — событие приведенной выше сцены.

    Но как приходит Весна к этому согласию? Интересно проследить, с чего начинает-

    ся встреча Весны и Снегурочки и что именно заставляет Весну дать дочери опасный —

    смертельный для нее — дар любви? Весна, услышав требование дочери, вначале реши-

    тельно отказывается его выполнить, прерывает Снегурочку, Весна знает: ничто не спасет

    дочь от лучей Ярилы-Солнца. И потому реплику Весны "Дочка" надо произнести без

    паузы, сразу после слов Снегурочки "Любви прошу, любви девичей".

    Этого требует и ритм стиха. Пьеса написана пятистопным ямбом. "Любви прошу,

    любви девичей. Дочка" — это одна строка, и потому реплики, принадлежащие двум

    действующим лицам, должны быть произнесены так, чтобы строка не оказалась разру-

    шенной. Здесь необходимо помнить о законе единства стихотворной строки. А потом,

    может быть, возникнет пауза — она не только сохранит ритм стиха (потому что возник-

    нет на месте межстиховой паузы), но поможет исполнительнице роли Весны остановить

    поток упреков, жалоб и слез Снегурочки, поможет собрать ее внимание на том, что

    Весна скажет ей дальше, как станет отговаривать дочь от такой просьбы — "Забыла ты

    отцовы спасенья". И вновь пауза — Весна проверяет, вспомнила ли Снегурочка, чего

    именно опасается отец? Снегурочка молчит, и в этом молчанье Весна угадывает непре-

    клонность дочери. И тогда весомее прозвучит для Снегурочки угроза, может быть, хоть

    она отрезвит дочь: "Любовь тебе погибель будет".

    В конце каждой строки — точки, делающие реплики Весны весомыми, значитель-

    ными. Значительность предупреждений Весны усилена здесь и цезурами, стоящими, как

    того требует пятистопный ямб, после второй стопы: "Забыла ты ' отцовы спасенья,

    Любовь тебе ' погибель будет". Цезура помогает дополнительно выделить "отцовы опасе-

    нья", "погибель" — это главные слова, которыми Весна пытается отрезвить дочь. Цезура

    здесь может быть выражена или временной паузой, или перепадом тона — паузой инто-

    национной. Это уже зависит от студентки, играющей Весну. И, конечно, большая пауза

    нужна перед словами Весны — "Изволь, дитя, — любовью поделиться | Готова я...",

    поскольку в них — поворот действия, изменение отношений Весны и Снегурочки. Ритм

    стиха это позволяет. Здесь пауза возникнет не внутри строки, а между строками, между

    репликами двух действующих лиц. Возможна здесь и смена мизансцены (при сцениче-

    ском воплощении диалога).

    Ритм монолога Снегурочки чрезвычайно напряженный, он совпадает с темпом про-

    изнесения его вслух, то есть темп также должен быть активным и энергичным. Тем не

    менее, очень ярко должны звучать слова на месте переносов, ни в коем случае их нельзя

    сливать в единый речевой поток с другой строкой. Переносы помогут выявить то глав-

    ное, чем живет сейчас Снегурочка:

    ... начну ласкаться —

    Услышу брань, насмешки и укоры

    213

    За детскую застенчивость, за сердце

    Холодное.

    После слова "сердце" идет межстиховая пауза, она как бы готовит слово "холод-

    ное". Это определение не должно прозвучать нейтрально, ведь именно сердечный холод

    делает Снегурочку несчастной. Или:

    "И страшно мне: краса моя увянет

    Без радости."

    Межстиховая пауза после "увянет" отделит перенесенное на другую строку "без ра-

    дости" и подчеркнет важное по смыслу слово в роли героини пьесы. Этому способствует

    и цезура пятистопного ямба, усиленная логическими паузами:

    ... за сердце

    Холодное. ' Мучительную ревность...

    ... краса моя увянет

    Без радости. ' О мама, дай любви!

    Любви прошу, ' любви девичей.

    Помогают выделить логическое ударение в монологе и инверсии, и многократный

    повтор наиболее значимых, "мохнатых" (Н. П. Хмелев) слов:

    ... Мучительную ревность

    Узнала я, любви еще не не зная...

    ... О мама, дай любви!

    Любви прошу, любви девичей!

    Очень выразительно, определенно, исчерпывающе звучит и ответ Снегурочки на во-

    прос Весны: "Чего тебе не достает?" — "Любви". Слово стоит в конце строки, значи-

    тельная часть которой (четыре стопы пятистопного ямба) принадлежит Весне. Внутри

    строки между репликами не может возникнуть большой паузы или же длинной по вре-

    мени смены мизансцены. Снегурочка знает, какой "великий дар" ей сейчас нужен, слово

    вырывается из ее души , его не надо подыскивать, оно найдено, "выстрадано" всем хо-

    дом предшествующих событий, с ним Снегурочка прибегает к Весне. Большая пауза

    перед словом "Любви" неоправданна психологически и неверна ритмически.

    Интересна смена ритма в речи Весны. Сначала текст Весны написан, как и вся пье-

    са, пятистопным ямбом и носит разговорный характер. Разговорная интонация создается

    за счет смены коротких фраз длинными, как это бывает в живой непринужденной речи,

    за счет переносов, за счет так называемых интонационных жестов: "сними его! присядь

    ко мне поближе!", "смотри, дитя...". Цезура, стоящая после второй стопы, делит строку

    на две неравные части. Помимо цезуры в строке часто встречаются внутристиховые

    паузы, причем в любом месте строки — в начале, в конце:

    Снегурочка, ' дитя мое, | о чем |

    Мольбы твои? ' Великими дарами и т. д.

    — после обращения "Снегурочка" идет цезура, перед "о чем" — пауза, после "о чем" —

    межстиховая пауза, после "мольбы твои?" — цезура, совпадающая с паузой. Такая не-

    упорядоченность пауз в сочетании с перечисленными выше факторами и создает здесь

    интонацию говорного стиха.

    214

    Однако, когда Весна соглашается одарить Снегурочку любовью, речь ее постепенно

    приближается к стиху напевному. Уходят повседневность, будничность, разговорность

    интонаций, которые, к примеру, присутствовали в ее речи в диалоге с Морозом — "про-

    казником седым" (1 действие). Сейчас начнется колдовство Весны, что-то таинственное,

    прекрасное, неземное. И это отражено в мелодике речи Весны — появляется некоторая

    приподнятость, поэтичность лексики (ланиты, очи, уста, чарование); пока еще присутст-

    вует пятистопный ямб, есть еще и переносы, но исчезли неупорядоченные внутристихо-

    вые паузы, остались лишь цезуры.

    Смотри, дитя, ' какое сочетанье [

    Цветов и трав, ' какие переливы

    Цветной игры ' и запахов приятных! и т. д.

    И вот началось само чудо — колдовство Весны. И зазвучала интонация напевного

    стиха. Ее создает появившийся здесь четырехстопный рифмованный хорей, и перекрест-

    ная рифмовка с чередованием женских и мужских клаузул, и поэтичность лексики, и

    совпадение метрического и интонационного членения (отсутствие переносов). Каждый

    стих — интонационно обособлен, в нем нет внутристиховых пауз, строка произносится

    на одном дыхании, что создает впечатление речи музыкальной, плавной.

    Если исполнительница роли Весны отнесется формально к появлению в речи ее ге-

    роини напевного стиха, не овладеет его эмоциональной певучестью, произнесет текст

    бытовым говорком, то исчезнет не только форма стиха — обеднится его содержание.

    Исчезнет "чародейство" гадания, получится, будто Весна только и знает, что наполнять

    души "любовным ароматом", "кипучим восторгом страстей", что любовь — дело житей-

    ское, заурядное, а не "сокровище души", которое дарит жизнь далеко не каждому.

    Вчитываясь в текст пьесы, вслушиваясь в ритмомелодику стиха, надо задавать себе

    вопросы: почему здесь у автора точка, а здесь восклицательный знак, почему именно

    здесь сменился ритм стиха, чем обогатит мысль пауза при переносе. Причем решение,

    трактовка диалога, "расшифровка" закономерности того или другого ритмического эле-

    мента могут не совпадать с трактовкой педагога. Цель анализа состоит не в том, чтобы

    "стричь всех под одну скобку", а в том, чтобы воспитать в ученике органическую по-

    требность чутко вслушиваться в звучание текста пьесы, улавливать тонкие стилистиче-

    ские оттенки ее; тогда замысел спектакля будет лежать в русле авторского замысла, а

    его выразительные средства будут соотнесены с природой и закономерностями стиха.

    Мы рассказали о том, как начинает будущий актер, режиссер работать над стихо-

    творной драматургией, как начинает постигать он особую поэтическую реальность, соз-

    данную поэтом и живущую по своим, особым, законам. Законы стиха должны стать для

    них мощным средством раскрытия творческого замысла. Приобщая студентов к этим

    законам, мы стремимся развить в них чувство ритма стиха, стремимся не ограничивать

    их возможности, а, наоборот, обогатить их, разбудить способность мыслить, действовать

    и говорить в "стихии стиха" упоенно, раскованно, свободно.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   42


    написать администратору сайта