Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Развитие (1739—1919 гг.)

  • 3. Доктрина

  • Lukashuk01_международ.право. Lukashuk01_международ. Учебник для студентов юридических факультетов и вузов Издание 3е, переработанное и дополненное


    Скачать 11.81 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов юридических факультетов и вузов Издание 3е, переработанное и дополненное
    АнкорLukashuk01_международ.право.pdf
    Дата28.07.2018
    Размер11.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLukashuk01_международ.право.pdf
    ТипУчебник
    #22132
    страница8 из 31
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31
    § 3. Классическое международное право
    1. Формирование (XVI—XVIII вв.)
    С конца Средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. Образовались крупные национальные государства с централизованной властью, способной установить порядок. В новых условиях примитивное феодальное право оказалось непригодным. Вместо него использовали римское право, приспособив его к этим условиям. Оно рассматривалось как «писаный разум», как право, присущее любому цивилизованному государству.
    Утверждение внутреннего правопорядка имело большое значение для появления идеи международного права.
    После распада Священной Римской империи и ослабления верховной власти Папы осуществлявшееся ими регулирование отношений между государствами Западной Европы утрачивает былое значение. Создается вакуум нормативного регулирования. Но и всего этого оказалось недостаточно для появления идеи международного права. Ее появление стимулировалось и общей атмосферой растущего хаоса и страданий от непрерывных войн, последовавших после краха Римской империи. К. Ван Волленховен пишет, что к концу XVI в. сложились «адские условия жизни».
    Лишь взаимное истощение католических и протестантских государств в ходе Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.) побудило правителей заключить Вестфальский мир. Мирный договор закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. В этих условиях и возникла идея использовать право для ограничения произвола во взаимоотношениях государств.
    Подчеркиваю эти моменты, с тем чтобы показать, с каким трудом прокладывала себе путь сама идея международного права. Лишь по настоятельному требованию жизни возникла мысль перенести позитивный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг с другом. Эта
    мысль явно просматривается в трудах Ж. Ж. Руссо и Дж. Локка. При этом следует учитывать, что, как пишет В.С. Нерсесянц, «в общеисторическом плане первой формой светской идеологии, которая оттеснила религию и заняла господствующие позиции, было юридическое мировоззрение — классическое мировоззрение буржуазии»
    1
    Как и внутри государств, в международных отношениях нормы формировались с использованием римского права. Межгосударственные отношения регулировались по аналогии с отношениями частных лиц. Субъектом международных правовых отношений был монарх. Международно правовые концепции еще долгое время носили преимущественно цивилистический характер. В основе римского права лежало равноправие частных лиц, в основе международного права — равноправие государств.
    Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI—XVII вв.
    Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583—1654 гг.). В своем труде «О праве войны и мира» (1625 г.) он впервые детально обосновал существование «права, которое определяет отношения между народами или их правителями». В практике государств ему не удалось найти доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, Боге, морали. Вместе с тем он допускает, что
    «известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их»
    1
    . Те же причины определили доминирование естественно правового направления в доктрине международного права в XVII и XVIII вв.
    В рассматриваемый период юристы не проводили четкого различия между внутренним и международным правом ни по сфере действия, ни по нормативному материалу. Лишь в дальнейшем начинают доказывать, что даже естественное право не может применяться к суверенным государствам без учета их природы.
    Труды юристов сыграли, пожалуй, главную роль в зарождении международно правового сознания. Что же касается практики государств того времени, то о ней этого не скажешь. Она долгое время не воспринимала идею международного права, хотя юридическая аргументация использовалась дипломатией. Показательна в этом плане книга П.П. Шафирова, вице канцлера при
    Петре I. Книга посвящена обоснованию законных причин для войны против Швеции и содержит ссылки на право натуральное. Сам Петр I считал, что договоры соблюдаются в силу чести данного слова, т.е. в силу морали.
    Нормы аристократической морали продолжали оставаться важным регулятором межгосударственных отношений, которые рассматривались как межличностные связи суверенов.
    Характер политической морали того времени описан итальянским политическим деятелем и историком Н. Макиавелли (1469—1527 гг.) в его труде «Государь» (1513 г.). Превыше всего, по
    Макиавелли, стоит «государственный интерес», во имя которого допустимо использовать любые средства. Не могу в связи с этим не заметить, что и сегодня государства продолжают выдвигать на первый план свои национальные интересы, не отдавая себе отчета в том, что в условиях глобализации обеспечить национальные интересы можно лишь совместными усилиями во взаимосвязи с общими интересами. Макиавелли утверждал, что великие дела творили как раз те государи, которые мало считались с обещаниями, умели обманывать. Они одолевали тех, кто полагался на честность.
    Дипломатия рассматривалась как искусство лжи и вероломства
    1
    Все это стояло на пути утверждения международного права. Тем не менее развитие международных отношений требовало своего. Возникают все новые обычаи, за которыми в большей или меньшей мере признается правовой характер. В частности, закрепляется правовой статус дипломатов. Формируется институт консулов под влиянием требований торговли. Под тем же влиянием улучшалось правовое положение иностранцев. Развитие морской торговли привело к признанию принципа свободы открытого моря.
    Что же касается военных обычаев, то они, пожалуй, стали еще более жестокими. Наемные армии содержались в значительной мере за счет грабежа. Населенные пункты рассматривались как добыча и подвергались разграблению. Военнопленных считали преступниками. Даже собственных раненых оставляли без помощи.
    Сказанное ранее дает основания для вывода, что классическое международное право начало складываться в XVI—XVII вв. Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юридическая аргументация использовалась дипломатией. Однако в целом процесс становления международного права протекал трудно. Признание правового характера международных норм на словах не привело к уважению их на деле. Свидетельством тому могут служить и труды таких авторитетов, как И. Кант и В.Ф. Малиновский, написанные на рубеже XVIII и
    XIX вв. Из них видно, что к этому времени идея международного права обрела признание. Однако состояние войны было постоянным. Международному праву отказывают во всяком уважении.
    «Удивительно, — писал И. Кант, — что слово „право“ не изгнано еще полностью из военной политики»
    2

    2. Развитие (1739—1919 гг.)
    Принято считать, что XIX в. дал человечеству цивилизацию и культуру. Элементом этой цивилизации и культуры явилось международное право. Наиболее прогрессивные взгляды на международные отношения и право того времени известны как идеи Великой французской революции 1789 г. Основами внешней политики Франции были провозглашены всеобщий мир и принципы справедливости, отказ от всякой войны с целью завоевания.
    Революция заменила суверенитет монарха верховной властью нации, что имело важное значение для утверждения международно правовой субъектности государства. Коль скоро народ — хозяин территории, то монарх не вправе ею распоряжаться. В практику вводится плебисцит. При присоединении к Франции Авиньона и Савойи в 1791 г. было проведено голосование на присоединяемых территориях.
    В известной декларации аббата Грегуара, подготовленной по заданию Конвента, но так и не принятой им, провозглашался принцип равноправия государств независимо от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось, что договоры должны соблюдаться. Вместе с тем в Конвенте было заявлено, что договоры тиранов не могут связывать суверенитет народа.
    Были сформулированы новые основы права войны. Согласно этим основам, допустима лишь война оборонительная, война в защиту попранных прав. Врагом может быть только государство, а не люди. Отсюда — требование гуманного обращения с пленными, неприкосновенность частной собственности, уважение прав мирного населения.
    В конституционном праве обнаруживаются свидетельства того, что международные договоры расцениваются как акты юридические. Конституция Франции 1795 г. содержала формулу: «Договоры вступают в силу». А Конституция 1791 г., установив, что иностранцы подчинены французским законам наравне с местными гражданами, оговорила, что соглашения с иностранными державами могут предусматривать исключения из этого правила.
    Ссылку на нечто близкое международному праву можно обнаружить в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей право народа занять независимое положение, «на которое ему дают право естественные и божеские законы». Особо отмечу, что Конституция США 1787 г. явно признала юридическую силу договоров в национальном праве и поставила их на один уровень с федеральными законами.
    Наличие прогресса очевидно, но шел он трудным путем. Наполеон солдатским сапогом растоптал благородные принципы революции. Государства, которые вели против него войну, говорили о верности принципам справедливости, невмешательства и даже самоопределения, но, одержав победу, отреклись от них. В 1815 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали Акт о Священном союзе, к которому присоединились и другие государства. Отбросив самоопределение, равноправие, невмешательство, во главу угла поставив принцип легитимизма, согласно которому лишь законная династия была вправе занимать престол, эти державы присвоили себе право вмешиваться во внутренние дела суверенных государств. Был создан союз международных жандармов.
    Вместе с тем были приняты и документы, которые нельзя не оценить позитивно (о свободе торгового судоходства по международным рекам, о запрещении негроторговли, о рангах дипломатических представителей).
    В политической сфере международно правовое регулирование оставалось фикцией. Механизм действия договоров в этой области был политическим. В международном праве не было общих целей и принципов, необходимых для объединения норм в систему. Право было широко диспозитивным, т. е. предоставляло неограниченный простор для отступления от его общих норм путем соглашений между отдельными государствами. Господствовала свобода договоров — договор с любым содержанием был правомерен.
    Во второй половине XIX в. остро встал вопрос о правовом регулировании международного транспорта и связи. Парижская декларация 1856 г. определила режим торгового судоходства во время войны. Сформировался режим свободы торгового судоходства по международным рекам: Рейн,
    Дунай, Эльба — в Европе, Миссисипи и Св. Лаврентия — в Америке, Конго и Нигер — в Африке.
    В 1874 г. подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, который установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя железнодорожная конвенция. Развитие международных экономических связей потребовало активизации правового регулирования в этой области.
    К концу XIX в. завершился раздел мира между колониальными державами. Кроме колоний, которые непосредственно управлялись чиновниками метрополий, существовали также полуколонии и зависимые государства, которым были навязаны кабальные договоры. Некоторые формально
    независимые страны, например Китай, были разделены на сферы влияния. В оформлении колониальной зависимости использовались те или иные международно правовые акты.
    В целом же колониальные и зависимые страны стали объектом сделок колониальных держав.
    В начале века британский юрист Г. Дженкинс писал: «Общепризнанно, что нормы международного права применяются только к христианским странам в Европе и Америке». А если некоторые из них «вообще применимы к нехристианским государствам, то применяются со значительной модификацией»
    1
    . Таким образом, международное право служило далеко не всем и не всем одинаково. Большинство населения планеты было отстранено от международного права.
    В конце XIX в. стало ощутимым дыхание приближающейся большой войны. В 1899 г. по инициативе России была созвана первая Гаагская конференция мира. Россия предложила заморозить размеры вооруженных сил и военного бюджета, так как особенно остро ощущала это бремя.
    Поддержки предложение не получило, и идея ограничения гонки вооружений провалилась. Вместо этого была осуществлена кодификация законов и обычаев войны. Еще более полная кодификация в этой области была совершена второй Гаагской конференцией мира в 1907 г. Конференции стали значительным шагом в развитии международного права. Особо отмечу принятие конвенции о мирном разрешении споров и учреждение Постоянной палаты третейского суда.
    Таким образом, в рассматриваемый период международное право предоставляло широкие возможности для применения силы, война считалась законным средством политики. В значительной мере оно было правом войны. Право отражало реальности времени, но противоречило самой идее права. На это обращали внимание мыслители того времени. Оно расходилось и с представлениями о морали, справедливости.
    Правовое регулирование медленно выделялось в самостоятельный вид регулирования международных отношений. Большей частью оно сливалось с иными видами регулирования
    (политическим, религиозным, моральным). Механизм действия международного права находился в зачаточном состоянии. Внутреннее право государств не создало механизм реализации международных норм.
    Трезво оценивая недостатки международного права того времени, надо сказать, что едва ли можно было ожидать чего то иного. Каково общество, таково и право. Тем не менее прогресс был ощутимым. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Был накоплен нормативный материал, заложены начала международно правового сознания. Наметились сдвиги и во внутреннем праве, которое, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев. В некоторых странах утверждается доктрина «общепризнанные нормы международного права — часть права страны».
    3. Доктрина
    В рассматриваемый период доктрина международного права получила значительное развитие.
    Международное право начинают изучать в университетах. Оно привлекает к себе внимание философов. Идеи международного права пустили корни в общественном сознании.
    Рост практического значения международного права потребовал разработки конкретных вопросов и более точного определения содержания его норм. В результате снизился удельный вес естественно правового направления в доктрине и возросло влияние школы позитивного права.
    Особое место в ней заняли британские и американские юристы (Г. Уитон, Р. Филлимор, Дж. Кент,
    Дж. Мур и др.). Они в основном собирали материалы практики, не доказывая необходимость существования соответствующих норм и воздерживаясь от критического анализа. При этом изучалась и возводилась в право преимущественно практика собственных стран
    1
    . Национализм был в той или иной мере присущ юристам и других стран.
    Доминирующим направлением стало смешанное, сочетающее естественно правовой и позитивно правовой подход. Практика содержала недостаточно материала. Поэтому даже крайние позитивисты вынуждены были искать иные источники для восполнения пробелов. Нормы выводили не только из практики, но и из «природы международного общества».
    В практике государств нормы международного права утверждались с трудом. В результате получила развитие типичная для доктрины тенденция: желаемое выдавалось за действительное.
    Международное право описывали таким, каким оно должно было быть по мнению автора, что снижало ценность трудов как исторических свидетельств.
    Довольно медленно происходило формирование понятия международного права как явления самостоятельного относительно национального права. В этом одна из причин появления концепции
    внешнего государственного права. Ее наиболее видным представителем был Г. Гегель, а в России —
    Н.А. Безобразов
    1
    . Согласно этой концепции, государство само создает и отменяет правовые нормы,
    регулирующие его внешние связи. В целом концепция относится к категории нигилистических, т.е. отрицающих международное право как таковое.
    Другой нигилистической концепцией была та, согласно которой международное право не имеет юридической силы и в лучшем случае его можно считать позитивной моралью. Нет механизма, подобного тому, что имеется у национального права, нет и права.
    В связи с этим хочу обратить особое внимание на интересную мысль Ж. Ж. Руссо. Он писал о противоречии устройства человечества, которое он видел в том, что каждый человек подчиняется законам общества; народы же пользуются естественной свободой, что чревато самыми негативными последствиями. «Что же касается того, что обычно называют правом народов, то ясно, что его нормы при отсутствии наказания за их нарушение, суть химеры...»
    2
    Единственный выход Ж. Ж.Руссо видел в создании конфедерации европейских государств.
    Во второй половине XIX в. получает распространение концепция реализма, которая довольно влиятельна и в наши дни в ряде стран. Единственным законом международной жизни ее сторонники считали силу. Видный немецкий юрист Р. Иеринг утверждал, что «право — это политика силы». Его последователи юристы международники других стран подтверждали, что право без силы — мечта
    3
    Все эти концепции имели основу в реальной жизни. Те, что отстаивали юридический характер международного права, отражали потребность международных отношений в правовом регулировании. Нигилисты отражали господство силы и неразвитость механизма действия международного права. Характерно, что нигилистические концепции не получили распространения в литературе. Зато среди юристов практиков и дипломатов такого рода концепции были распространены. В целом доктрина сыграла существенную роль в становлении международного права, в признании за ним юридической силы.
    С расширением участия России в международной жизни в стране начинает изучаться международное право. Оно привлекало внимание не только юристов. Из трудов А.Н. Радищева видно, что в его время о международном праве немало пишут, часто на него ссылаются. Но когда между народами возникает вражда, «судия их есть меч».
    Первым фундаментальным произведением был труд В.Ф. Малиновского (1765—1814 гг.)
    «Рассуждение о мире и войне». В нем есть раздел «Общенародные законы», в котором говорится, что народы, подобно подданным одной державы, должны сообразовываться с непременными правилами.
    Предлагалось создать общий союз Европы со своими законами и с органом контроля за их соблюдением государствами.
    В начале XIX в. открывается ряд новых университетов (в Петербурге, Харькове, Казани, Киеве и др.), в которых преподается международное право. Публикуется довольно много работ по международно правовым вопросам. В 1873 г. профессор Московского университета М.Н. Капустин издал «Краткий курс международного права», в котором излагалась система международного права.
    Автором более 200 работ был его коллега по университету граф Л.А. Камаровский. Подлинным источником международного права он считал правосознание наиболее образованной части общества.
    На этой основе он и предложил кодифицировать международное право.
    Особо отмечу уже не раз упоминавшегося профессора Петербургского университета Ф.Ф. Мартенса. Его главный труд — «Современное международное право цивилизованных народов» в двух томах. С 1882 г. он выдержал несколько изданий в России и переведен на языки многих стран мира. После этого труда некоторые современные работы читать неинтересно. Ф.Ф. Мартенс исходил из того, что в основе всех правовых отношений лежит сама жизнь.
    Международное право только тогда обретет прочный фундамент, «когда естественные и исторические законы развития народов будут выяснены». Серьезное значение придавалось таким факторам, как мораль, справедливость, которые должны лежать в основе международного права.
    Особого внимания заслуживает подход к правовому регулированию как к разновидности управления. В международном управлении Ф.Ф. Мартенс различал две стороны:

    управление внешними сношениями государства с помощью законода тельной, административной и судебной властей;

    управление международными отношениями совместными усилиями го сударств
    1
    Ощутимый вклад в развитие доктрины международного права внесли ученые Харьковского университета. Используя исторический подход, профессор Д.И. Каченовский обосновал перспективы развития ряда институтов международного права. Особое внимание было уделено кодификации. В 1859 г. Д.И. Каченовский выступил с докладом в Лондонском юридическом обществе, где обосновал необходимость интернационального объединения усилий ученых для кодификации международного права. Инициатива увенчалась успехом.
    В 1873 г. был учрежден Институт международного права с участием ученых многих стран, который действует и поныне.
    В 1875 г. в Харькове издается фундаментальный труд профессора А.Н. Стоянова «Очерки истории и догматики международного права». В 1892 г. профессор В.П. Даневский публикует «Пособие по истории и системе международного права». Задача международного права видится ему в правильном
    сочетании суверенитета с международно правовым общением. Автор доказывал несовместимость с международным правом проектов создания надгосударственной власти.
    Видные юристы международники работали в Киевском университете. Среди них наиболее крупной фигурой был, пожалуй, В.А. Незабитовский, занявший кафедру международного права в
    1853 г. и остававшийся на ней в течение 30 лет. Особенно основательно им разработана проблема международно правовой субъектности государства. В.Э. Грабарь писал о нем: «Ученый, по дарованиям своим не имеющий равного среди русских международников»
    2
    Можно заключить, что в целом доктрина международного права в России находилась на общеевропейском уровне. Ее представители внесли ощутимый вклад в подготовку специалистов в области международного права и в формирование правосознания.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


    написать администратору сайта