Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
Скачать 4.76 Mb.
|
III Международной олимпиаде рабочего спорта в Антверпене (Бельгия. Они выиграли как общекомандное первенство среди мужчин и женщин, таки личное, победив гимнастов Швейцарии, Чехословакии, Финляндии и Швеции, занимавших видное место на международной спортивной арене в спортивной гимнастике. Победителями этой Олимпиады стали Н. Серый и М. Тышко. Эти соревнования показали, что залет Советской власти в результате совершенствования системы физического воспитания, а также благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства о развитии спорта в нашей стране мастерство советских спортсменов значительно выросло. 3-й этап с 1941 по 1945 г. Этот период занимает в истории нашего государства особое место. Гимнастика в эти трудные для страны годы Великой Отечественной войны сыграла огромную роль, являясь средством допризывной подготовки и лечебным средством для скорейшего возвращения встрой раненых и больных воинов. Несмотря на то что война еще не окончилась, в 1943 г. было проведено личное первенство СССР по спортивной гимнастике, причем программа его стала более трудной, чем на первенстве СССР 1940 г. Такое же первенство состоялось ив г его программа была еще труднее, а уже первенство СССР 1945 г. (лично-командное) проведено по программе, не уступавшей по трудности программе первенства мира. К концу 1945 г. советская спортивная гимнастика, несмотря на перенесенные страной невероятные лишения, стала быстро развиваться. 4-й этап — с 1945 по 1951 г. Характерной чертой этого этапа является окончательное восстановление довоенных масштабов советской гимнастики и выход ее на международную спортивную арену, а в связи с этими изменение содержания женской спортивной гим- настики. Историческое постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 г. сыграло решающую роль в развитии всех видов гимнастики в послевоенный период. Серьезное значение для практики работы имела II всесоюзная конференция по гимнастике, решившая ряд важных организационных и методических вопросов. Гимнастика со спортивной направленностью была уже разделена натри самостоятельных вида — спортивная, художественная и акробатика. На матчевых встречах с гимнастами не только стран социалистического содружества (ВНР, ГДР, ВНР, СРР, ПНР), но и с гимнастами капиталистических стран (Бельгия, Финляндия, Австрия, Швеция, Норвегия, Франция) и на показательных выступлениях в этих странах советские гимнасты и гимнастки продемонстрировали высокий уровень спортивно-технической подготовки. Встречи кончались победой советских спортсменов, а выступления принимались с восхищением. В 1949 г. в Стокгольме на очередном конгрессе Федерация гимнастики СССР была принята в ФИЖ, и советские гимнасты стали готовиться уже к официальным выступлениям на международных спортивных турнирах. 5-й этап с 1952 по 1959 г. В эти годы широко использовали все виды гимнастики, а спортивная гимнастика завоевала передовые позиции на международной спортивной арене год был особенно знаменательным. Выступив впервые на Олимпийских играх в Хельсинки (Финляндия, наша мужская и женская команды добились блестящей победы, завоевав командное первенство. Абсолютными чемпионами Игр стали советские гимнасты В. Чукарин и М. Гороховская. Обобщение нашей передовой практики гимнастики и теоретические исследования позволили добиться поистине огромных успехов на XIV первенстве мира в 1954 г. в Риме (Италия. Здесь также в командном и личных зачетах первыми стали советские гимнасты В. Чукарин и В. Муратов разделили славу абсолютных чемпионов мира абсолютной чемпионкой мира среди женщин стала Г. Рудько (Шамрай) Хороших результатов добились наши гимнасты ив г. на Олимпийских играх в Мельбурне (Австралия) ив г. на XV первенстве мира в Москве. Победителями в личном первенстве в 1956 г. стали В. Чукарин и Л. Латынина, а абсолютными чемпионами мира в 1958 г. — Б. Шахлин и Л. Латынина. Наряду с собственно спортивной гимнастикой в этот период широкое распространение получают два других вида спорта художественная гимнастика и акробатика. В коллективах физкультуры предприятий и учреждений, при ДСО и ДЮСШ организуются группы спортсменок, тренирующихся и выступающих на соревнованиях по художественной гимнастике, — окончательно складывается программа этого красивого вида спорта, призванного не только физически, но и -эстетически воспитывать девочек, девушек и женщин. Вместе с художественной гимнастикой все большую популярность приобретает спортивная акробатика — прекрасный вид спорта, воспитывающий мужество, смелость, решительность, ловкость. Средства акробатики имеют особую значимость в военно-приклад- ном, профессионально-прикладном и спортивно-прикладном видах гимнастики. В этом периоде проводятся первые международные соревнования по художественной гимнастике и акробатике. 6-й этап — с 1960 г. по настоящее время — характерен резким ростом соперничества на международной спортивной арене между советскими и зарубежными спортсменами. Следует, однако, отметить, что спортивная борьба у гимнастов и у гимнасток протекала по- разному У мужчин стали намечаться соперники, как уже было сказано, в 1956 г. на Олимпийских играх в Мельбурне (Австралия) в лице японских гимнастов. Однако первая неудача постигла наших гимнастов в 1960 г. на Олимпийских играх в Риме, где они проиграли японским спортсменам золотую медаль в командной борьбе. Все жена этих Играх Б. Шахлин успешно сохранил за собой звание абсолютного чемпиона он же победил в упражнениях на брусьях, коне ив прыжке. А. Азарян получил золотую медаль за упражнения на кольцах. Таким образом, наши мужчины увезли домой большой багаж медалей 5 золотых, 3 серебряные и 3 бронзовые. Через 4 года, в 1964 г, на Олимпийских играх в Токио наши спортсмены выступили неудачно. Золотой медалью на этот раз был награжден лишь один Б. Шахлин за упражнения на перекладине кроме того, гимнастам достались 3 серебряные медали (из них 1 за командное первенство) и 3 бронзовые (из них 1 за многоборье. На этот раз Б. Шахлин в многоборье завоевал лишь бронзовую медаль. В 1968 г. на Олимпийских-играх в Мехико М. Воронин завоевал 2 золотые медали — за упражнения на перекладине и за опорный прыжок, серебряная медаль досталась ему же за многоборье, и такую же медаль получила команда за е место. Кроме того, М. Воронин завоевал 2 серебряные медали за выступление на кольцах и брусьях, бронзовую медаль за выступление. на коне. Бронзовые медали получили также М. Диомидов — за опорный прыжок и В. Клименко — за выступление на брусьях. В Мехико М. Воронин показал себя настоящим бойцом в борьбе с сильнейшей шестеркой японских гимнастов, которой вновь досталось е место в командных соревнованиях. Не менее острая спортивная борьба, чем на Олимпиаде 1968 г, развернулась среди мужчин на XX Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г. Здесь выступило полных 16 команд. Всего приняло участие в этих состязаниях 113 гимнастов из 26 стран. При этом Япония набрала в сумме 571,250 балла, СССР — 564,050 балла. Вместе, стем больших успехов добились команды ГДР, ПНР, ФРГ и КНДР. Средняя сумма баллов члена японской команды составила 114,250. Лучший спортсмен команды — чемпион олимпийских игр С. Като набрала худший — С. Касамацу—113,700 балла. Разница в сумме баллов между первыми пятым спортсменами составила всего 0,950 балла. Несмотря на то что наша команда, выступавшая на XX Олимпийских играх, за исключением М. Воронина, состояла из молодых гимнастов, она. в целом показала неплохие результаты. Однако средняя сумма баллов члена нашей команды была равна лишь 112,800 балла. Разница между результатами первого и пятого спортсменов составила 3,550 балла. Эти данные свидетельствуют о том, что состав японской команды оказался более ровным. Интересно при этом отметить, что средний возраст команды Японии составил 25 лета нашей команды — 22,14 года. В табл. 1 показано соотношение количества медалей и очков, 28 Как видно из таблицы, наши гимнасты за период с iyoo по 1972 г. выступали хуже, чем японские. Это можно объяснить недостаточным вниманием к подготовке резервов, а также слабым внедрением научных данных в систему подготовки ведущих гимнастов страны. В последнее время учебной работе с молодыми гимнастами уделяется большое внимание. Можно предполагать, что это принесет свои результаты. У женщин на этом этапе все складывалось по-иному. В 1956 г. Л. Латынина завоевала в Мельбурне на XVI Олимпийских играх золотые медали в многоборье, за опорные прыжки и вольные упражнения. Наши спортсменки также выиграли золотую медаль в командном зачете. Серебряные медали получили Л. Латынина за выступление на брусьях, Т. Манина за выступление на бревне и за прыжок. Бронзовые медали достались С. Муратовой за победу в многоборье и на брусьях. В 1960 г. в Риме Л. Латынина сохранила за собой звание абсолютной чемпионки, а также победила в вольных упражнениях, П. Астахова была лучшей на брусьях, М. Николаева — в прыжке. Команда вновь завоевала золотую медаль. С. Муратова получила серебряные медали за победу в многоборье, прыжке, Л. Латынина — за выступление на брусьях и бревне, П. Астахова — за исполнение вольных упражнений бронзовые медали у П. Астаховой — за победу в многоборье, у Т. Люхиной — за исполнение комбинации на брусьях и вольные упражнения, у С. Муратовой — за упражнения на бревне и у Л. Латыниной — за прыжок. В 1964 г. советская команда сохранила за собой звание сильнейшей в мире, однако золотую медаль абсолютной чемпионки получила представительница чехословацкой команды. Л. Латынина завоевала золотую медаль в вольных упражнениях, а П. Астахова— в упражнениях на брусьях. Серебряные медали получили Л. Латынина многоборье, П. Астахова (вольные упражнения, Т. Манина упражнения на бревне бронзовые медали завоевали П. Астахова многоборье) и Л. Латынина (упражнения на брусьях и бревне). 29 набранных советскими и японскими гимнастами на пяти олимпийских играх (с 1956 по 1972 г На Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. наши девушки вновь завоевали золотую медаль в командных соревнованиях по многоборью. Кроме того, Н. Кучинская была лучшей на бревне, а Л. Петрик — в вольных упражнениях. Однако золотая медаль в личном первенстве по многоборью советским гимнасткам не досталась. 3. Воронина получила серебряную медаль в многоборье, Н. Кучинская — бронзовую медаль в многоборье и за вольные упражнения, Л. Петрик — такую же медаль за выступление на бревне, а 3. Воронина — за прыжок и упражнения на брусьях. Так же как и на предыдущих олимпийских играх, на XX Олимпиаде в Мюнхене советские гимнастки добились блестящих успехов. Наши спортсменки набрали 380,50 балла, а их основные соперницы — команда ГДР — 376,55 балла. Хорошо выступили на этих соревнованиях гимнастки ЧССР, ВНР и СРР. Средняя сумма баллов советской гимнастки была равна 76,1 балла. Лучшая гимнастка, завоевавшая золотую медаль в многоборье Л. Турищева), набрала 75,775. Разница в сумме баллов между первой и пятой составила всего 1,250 балла. Средняя сумма баллов участницы женской команды ГДР составляет 75,3, те. на 0,8 балла меньше, чем нашей. Если учесть, что команда ГДР получила меньше нашей всего на 4,05 балла, а также и то, что она отстала от советской команды в неофициальном зачете всего на 22 очка, то можно суверенностью сказать, что как по уровню мастерства команды в целом, таки по результатам лидеров она являлась самой сильной соперницей. В составе советской команды на XX Олимпийских играх были три великолепных лидера Л. Турищева, О. Корбут и Т. Лазако-вич. Фактически каждая из них могла бороться за звание абсолютной чемпионки. Большой вклад в победу нашей команды внесли также Л. Бурда, Э. Саади и А. Кошель. В общей сложности наши гимнастки завоевали 4 золотые, 3 серебряные бронзовые медали и 69 очков в неофициальном зачете. Главными соперницами советских гимнасток на олимпийских играх были в 1956 г. команда ВНР, с 1960 по 1968 г.—ЧССР, ас г.—ГДР (табл. СОСТОЯНИЕ ГИМНАСТИКИ В СССР В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ЗАДАЧИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ В настоящее время гимнастикой занимается большая часть населения нашей страны. Речь идет о выполнении норм комплекса ГТО, утренней зарядке, производственной гимнастике. Гимнастические упражнения входят в программу физического воспитания дошкольников и школьников, учащихся средних специальных учебных заведений и вузов страны. Последние достижения в спортивной гимнастике лучше всего иллюстрируют результаты выступлений советских спортсменов на первенстве мира 1974 г. в Варне (Болгария, где женская команда Советского Союза завоевала вострой спортивной борьбе с гимнастками других стран 5 золотых медалей, 5 серебряных и 1 бронзовую из этого числа 1 золотая медаль была получена за командное первенство, такой же медалью за личное первенство вновь награждена Л. Турищева. Она же получила еще 2 золотые медали—за упражнения на бревне и вольные упражнения. О. Корбут выиграла золотую медаль в прыжках и 4 серебряные в многоборье, упражнениях на брусьях, бревне ив вольных упражнениях. По-иному выглядели итоги выступления нашей мужской сборной команды на последнем, XVIII первенстве мира. Лишь Н. Андрианов получил золотую медаль за упражнения на кольцах. Кроме того, он был награжден еще 3 серебряными медалями за упражнения на коне, брусьях и за прыжок и 1 серебряной за е место в личном первенстве. Бронзовой медалью за упражнения на брусьях был награжден молодой гимнаст В. Марченко. Все советские гимнасты были удостоены серебряных медалей за общекомандное е место. Первенство мира 1974 г. показало, что острая спортивная борьба на международной спортивной арене продолжается как в мужской, таки в женской гимнастике. Медали и очки уже завоевывают не только гимнасты Японии, Советского Союза, но и представители других стран ГДР, СРР, ВНР и ФРГ. В более острой спортивной борьбе проходят соревнования женских команд на первенствах мира и Европы, на олимпийских играх. Здесь наряду с прославленными советскими гимнастками больших успехов добиваются спортсменки ГДР, ЧССР, ВНР, СРР и других стран. Успехи спортивной гимнастики в нашей стране стали возможны благодаря тому, что Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют огромное внимание укреплению здоровья и физическому развитию граждан нашей страны. Наряду со спортивными видами гимнастики широкое распространение получили общеразвивающие и прикладные виды. Все виды гимнастики, культивируемые в Советском Союзе, являясь составной частью нашей системы физического воспитания, призваны готовить граждан к труду и защите Родины. Задача работников физического воспитания заключается не только в том чтобы все больше и больше людей (особенно детей и молодежи) вовлекать в систематические занятия гимнастикой, но и стремиться повышать качество учебно-воспитательной работы. Г лава ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ В гимнастике терминология имеет огромное значение, так как на занятиях различными ее видами применяются специально разработанные упражнения, многие из которых отличаются от естественных, привычных, встречающихся в повседневной деятельности человека. Терминология облегчает общение между специалистами гимнастики и занимающимися. Нельзя обучать гимнастическим упражнениям, не зная точного их названия. В учебном процессе краткие слова — термины — оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, сокращают сроки овладения ими и делают учебно-тренировочный процесс более компактными целенаправленным. Сказанное подтверждается специаль" иыми исследованиями Терминология в широком смысле — это раздел лексики, который охватывает термины различных отраслей производства, науки, искусства, общественной жизни и др. В более узком смысле — система терминов какой-либо научной дисциплины, области искусства или отрасли техники. Г им наст и ческа яте р мин о логи я — это система специальных наименований (терминов, применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также система правил образования и применения условных сокращений и формы записи упражнений. Под термином в гимнастике принято понимать краткое (по возможности однословное) условное обозначение какого-либо двигательного действия (упражнения, понятия или снаряда. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕРМИНОЛОГИИ От слов общепринятой лексики термины отличаются точнс стью и специализированностью своего значения. Слова, становяс терминами, приобретают необходимую однозначность. Например слова-термины: вход, наклон, выпад, мост, оборот, спад, вис, упор и др. При этом термины не только обозначают то или иное понятие, действие, но и уточняют его, отделяя от смежных А. П. Копе ц кий. Значение речевых раздражителей при формирование двигательных навыков у гимнастов. Диссертация, К терминам предъявляются определенные требования: 1. Доступность. Термины должны строиться на основе словарного состава языка и заимствованных, а также интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языкатого народа, для которого предназначаются. Только в этом случае терминология будет доступной, а следовательно, жизненной и устойчивой. Точность. Термин, имеющий одно определенное значение, должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность термина имеет большое значение для создания представления об упражнении, следовательно, содействует более быстрому овладению им. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Этому же служат и правила условных сокращений, облегчающие (сокращающие) наименование и запись упражнений. ПРАВИЛА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ. Способы и правила образования терминов. Наиболее распространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим словам (переосмысливание. К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выходи др. Нередко термины образуются путем словосложения (например, брусья разновысокие прыжки далеко- высокие или высоко-далекие и др, а также с помощью производных слови словосочетаний. Наряду с указанными в гимнастике применяются специальные способы образования терминов: 1. В качестве терминов используются корни отдельных слов, например вис, упор, мах, сед и др. Статические положения определяются в зависимости от условий опоры. Например, упор (риса, упорна предплечьях (рис. 1,6), упорна руках (рис. в, упорна коленях (рис. г, упорна локте (рис. 1,(3); стойка на лопатках (рисе, стойка на голове (рис. ж, стойка на руках (рис. 1,9) и др В некоторых случаях при образовании терминов учитывается положение тела (взаимное расположение его звеньев. Например, вис, вис углом (риса, вис согнувшись (рис. 2,6), вис прогнувшись рис. в, тоже ноги врозь, вис сзади (рис. г, горизонтальный вис рис. 2, д) и др. Термины маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия. Например, подъем махом вперед из упора на предплечьях (риса, подъем разгибом рис. 3,6), подъем двумя или одной (рис. 3, в) и др. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от формы движения в фазе полета. Например, в спортивной гимнастике согнув ноги, ноги врозь, лёт, переворот и др в художественной гимнастике закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной (риса, выпадом (рис. 4,6), подбивной, полукольцом правой (рис. 4, вили кольцом (рис. 4, г) и др. При этом следует всегда учитывать основные требования, предъявляемые к термину, — смысловое содержание термина обусловлено тем понятием, которое данный термин должен выражать. Его значение должно определяться терминологией данной дисциплины (гимнастики) в целом, а не изолированно. В этом случае он термин) станет точным, краткими будет выражать собою . определенное содержание (действие. Иначе термины не будут согласованы с правилами гимнастической терминологии и явятся случайными наименованиями, засоряющими терминологию. Правила применения терминов. Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Так, занимающиеся гимнастикой в режиме трудовой деятельности, утренней гигиенической и другими формами оздоровительной гимнастики применяют лишь отдельные термины общеразвивающих упражнений. Начинающие заниматься спортивными видами гимнастики должны овладевать терминологией одновременно с изучением упражнений. Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным, специальным языком. Все термины целесообразно разделить на две группы: 1. Термины, имеющие собирательный смысл. К ним относятся одноименные, разноименные, последовательные движения руками или ногами обычные и обратные скрещения, одноименные и разноименные перемахи, повороты, равновесия, шпагаты, упоры на колене, мосты и др. Этими терминами пользуются для обозначения целой группы сходных упражнений. 2. Конкретные термины, позволяющие точно определять особенности упражнения. Эти термины, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. Первые отражают главный признак упражнения (подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, прыжок и др, вторые (являясь вспомогательными) уточняют способ выполнения того или иного упражнения (разгибом, дугой, переворотом и т. п, направление (направо, назад и др, условия опоры (упорна правом локте, колене, на предплечьях и др.). Название упражнений должно состоять изо снов ног о термина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняющего движение, его последовательность. В случае необходимости применяют и поясняющие слова, подчеркивающие характерные стороны определяемого. Например, движение рукой выполнять резко, расслабленно, мягко и т. п. Правила условных сокращений опускание отдельных обо значений). В гимнастике для краткости принято не указывать ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова: «спереди» — положение гимнаста передней стороной тела к опоре; «вперед» — указание о направлении движения, выполняемого кратчайшим путем, дугами (дугой) вперед, так как это единственно возможное или обычное направление движения; указание положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, впереди вверх, а также вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты; «туловище» — при наклонах; «нога» — при перемахах, кругах одной ногой; слова выставить, поднять, опустить, когда речь идет о движении руками или ногами; «продольно», поперек — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду. На перекладине, кольцах, брусьях разной высоты, коне опускается термин продольно на параллельных брусьях — термин «поперек»; «хват сверху — как наиболее распространенный, обычный; «перемах внутрь или положение внутри, но всегда указывается противоположный термин — вне. Например, «перемах правой вне». «соскок или прыжок, если это очевидно. Например, на брусьях стойка на руках — переворот вправо — это, естественно, соскок; или через коня в длину «лёт» — прыжок, и указывать это нет смысла; «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это „ положение. Например, на кольцах, брусьях, перекладине махом назад соскок. указание о направлении, если сказано, каким движением выполняется элемент. Например, на кольцах махом назад выкрут (слово вперед может быть опущено) или махом назад выкрути соскок ноги врозь (также слово вперед должно быть опущено); «исходное положение (сокращенно и. п) указывается только вначале упражнения. Путь конечностей и тела указывается лишь в случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем. ТЕРМИНЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Термины общеразвивающих и вольных упражнений Исходные положения ног — стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения. Стойки: основная (сокращенно ос) соответствует строевой стойке, но руки могут находиться в разных положениях (риса, стойка ноги врозь (рис. 5,6), широкая стойка, ноги врозь (рис. 5, в, тоже, но узкая (рис. г, стойка ноги врозь правой (левой, рис. 5, д, сомкнутая, при которой стопы сомкнуты стойка скрестная (рисе, правой (левой) вольно (рис. ж, на правом или левом колене (рис. 5, з) и др. При выполнении стоек на носках добавляется слово на носках. Переход из стоек на коленях, а также из положений сидя, лежа и других в стойку на ногах обозначается термином встать. Седы — положения сидя на полу или на снаряде. Различают сед (риса, сед ноги врозь (рис. 6,6"), седь углом (рис. в, тоже ноги врозь, сед согнувшись (рис. г, сед с захватом (рис. 6,6), сед на бедре рисе, сед на пятках или на правой левой) пятке (рис. б.яе), тоже с наклоном (рис. з) и др. Присед — положение занимающегося на согнутых ногах (риса, полуприсед (рис. 7, б, круглый присед (рис. 7, в, наклонный полуприсед (рис. г, полуприсед с наклоном (образный термин старт пловца, рис. Э, присед на правой (рисе) и др. Выпад — движение (или положение) с выставлением и сгибанием ноги (риса, руки на пояс, наклонный выпад (рис. 8,6), 37 выпад вправо с наклоном (рис. в, глубокий выпад (рис. г. В последнем случае, когда выпад выполняется в разноименную сторону, указывается нога (правая, левая) и направление движения. Например, выпад левой вправо (рис. Упоры — положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают упор присев риса, упорна правом колене (рис.9,б), то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный, упор стоя (рис. в ) , упор лежа на предплечьях (рис. г, упор лежа сзади (рис. 9,), упор лежа на бедрах (рисе, упорна правом колене боком (рис. ж, упор присев на правой на скамейке (рис. 9, з) и др. Движения руками и ногами могут выполняться одновременно, поочередно, последовательно. Различают одноименные (правая рука, нога начинает движение вправо, разноименные (начало движения в противоположную сторону, параллельные (обеими руками, симметричные и несимметричные движения. Они выполняются в основных, промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется слово согнуть. Например, согнуть руки назад (риса, согнуть правую в сторону или обе (рис. 10,6) и др. Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. в, согнуть правую вперед рис. г, согнуть правую назад (рис. 10,5), согнуть правую, колено в сторону (рисе) и др. Основные исходные положения рук руки на пояс (рис. о, к плечам (рис. 11,6), за голову (рис. вперед грудью 38 (рис. г, за спину (рис. 11,5), перед собой (рисе, скрестно (рис. 11, ж) и др. Направление движения руками и ногами определяется по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве. Движения руками. На рис. 12 показаны движения руками а — правую руку вниз б — правую руку в сторону-книзу; в — правую' в сторону в, з — руки в стороны г — правую вверх- наружу г, ж — руки вверх- наружу д — правую вверх де руки вверх ж — левую вверх-наружу; з — левую в сторону з, и — руки влево клевую в сторону-книзу; а, л — руки вниз. Движения ногами. На рис. 13 показаны движения ногами (в боковой плоскости а — вперед на носок б вперед-книзу; в — вперед г — вперед-кверху; д — назад на носок е — назад-книзу; ж назад. Направление движений указаны на рис. 14. В лицевой плоскости а — книзу б кверху в — внутрь г — д — наружу. В боковой плоскости а — вперед б книзу в — кверху г — вперед де назад. В горизонтальной плоскости а — внутрь б наружу в — вперед г — назад д — вперед е — назад. Круг — круговое движение руками, ногами, туловищем, головой, а также ногами (ногой) над снарядом или его частью. Наклон — термин, обозначающий сгибание тела. Различают наклон (риса, наклон прогнувшись (рис. 15,6), полунаклон Основные положения с гимнастической палкой палку вниз (риса, палку на грудь (рис. 17,6), палку вперед, вверх (рис. в, палку за голову, наголову, на лопатки и др. Несимметричные положения с палкой принято называть так палку к плечу (риса, с палкой вольно (рис. 18,6), палку к (рис. в, наклон вперед-книзу (рис. г, наклон назад (сгибание тела в сторону спины, например наклон назад касаясь (рис. 15,6), наклон в широкой стойке (рисе, наклон с захватом (рис. 15, ж) и др. Равновесие — горизонтальное положение занимающегося в стойке на одной ноге, а также в висе или упоре. Различают равновесия на правой (риса, с наклоном (рис. 16,6), боковое (рис. в, заднее (рис. г, фронтальное (рис. д, с захватом рисе, шпагатом (рис. 16, ж, кольцом (рис. 16, з, на локте (рис. 16, и, крестообразное риски др. При наименовании упражнений с предметами основным признаком служит положение предмета (его направление) и совершаемый им путь. 40 плечу или наголову вправо (рис. в, за голову вправо и др. Если рука и палка не составляют прямой линии, то называть так правую в сторону, палку вверх (рис. г, вниз, впереди др. Другие способы держания палки указываются дополнительно. Например, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 18, д) и др. При названии упражнений с булавами указывается: а) радиус выполняемого движения; б) плоскость, в которой выполняется движение (боковая, го ризонтальная); в) название движения (круг, дуга); г) направление движения (вправо, внутрь, наружу и др.); д) положение булавы по отношению к руке или телу исполнителя (за рукой, за телом). Учитывая правила сокращения, можно не указывать слова большой, лицевой, перед телом, перед рукой, над рукой, но обязательно указывать противоположные им значения. Основные термины для упражнений со скакалкой Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продви- жением. Двойной подскок два пружинящих подскока. Первый — основной, второй — дополнительный (меньше по амплитуде). Подскок скрест но — выполняется из стойки скрестно (рис. 19, а Подскок петлей (рис. 19,6), подскок с правой на левую (рис. в, подскок меняя ногу (рис. г, подскок с двойным вращением скакалка вращается дважды при одном подскоке, подскок с поворотом, подскок в полуприседе, в приседе, подскоки с передачей скакалки и др. Термины упражнений на снарядах Хват — способ держания за снаряд. Применяются хваты сверху наиболее распространенный обычный — он опускается, снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый (кисти рядом, глубокий. Вис — положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают висы простые, при которых занимающийся держится за снаряд какой-либо одной частью тела чаще руками, и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.). Висы* (простые вис (риса, вис на согнутых руках (рис. 20,6), вис согнувшись (рис. 20, в, вис прогнувшись (рис. 20, г). Висы (смешанные вис присев (риса, б, вис стоя согнувшись рис. 21, в, вис лежа (рис. 21, г, вис на правой вне (рис. 21,(3), вис стоя (рисе, вис лежа (рис. ж. Иные положения принято обозначать с уточнением их особенностей. Например, вис на согнутых ногах (рис. 21,з). Упор — положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные. Упоры (слово про В определении «виса», упора указывается лишь главный признак, так как положение тела, рук, ног само собою понятно, 42 стые» не указывается упор, упорна предплечьях, на руках (см. риса, б, в, упорна руках согнувшись (риса, упор сзади (рис. 22,6), упор правой вне (рис. 22, в, упор углом (рис. 22, г) или угол в упоре, а в случаях очевидного положения в упоре применяется только одно слово угол. Например, на брусьях подъем махом назад — махом вперед угол — обозначить или перемахом правой (над правой жердью) угол — держать и др упор ноги врозь рис. 22, д) и др. Упоры смешанные упор присев на правой, левую назад (рис. а, упор лежа боком правой с опорой на правую (рис. 23,6), упор лежа на левой с опорой на левую (рис. 23,в). Сед — положение сидя на снаряде. Различают сед ноги врозь на брусьях (риса, сед на бедре (рис. 24,6) и др. Начало упражнения на снаряде принято определять терминами с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях (для краткости) можно сразу называть начальное движение (первый элемент. Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом — оборот назад и т. д. Подъем — переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий (движение выполняется головой вперед. Различают подъем силой поочередно (риса, махом одной подъем переворотом (рис. в, подъем силой (рис. 25,6), тоже махом или силой, подъем правой или двумя (рис. г, подъем разгибом и др. Спад — движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием Оборот — круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладины, жерди и др, выполняемое из упора. Различают оборот на правой (левой, оборот вперед, назад, большой оборот, тоже в висе сзади и др. Поворот — движение тела вокруг вертикальной оси. Различают повороты махом вперед, назад, в стойке, тоже вокруг опорной руки — диамидовский, поворот в стойку на руках и др. Крест крестообразное положение занимающегося на кольцах. Различают крест, крест углом, боковой крест (азаряновский),• крест в стойке на руках, крест в равновесии. Стойка — положение гимнаста ногами кверху с опорой какой- либо частью тела. Различают стойка на плечах, на руках, на правой левой) руке, хватом за одну жердь и др. Способы выполнения стоек силой, махом, согнувшись, прогнувшись, прогнувшись прямыми руками и др. Мах — свободное движение тела относительно оси вращения. Способы размахивания силой, изгибами, с прыжка. Размахивание — мах, выполненный несколько раз. Мах дугой — переход из упора в вис дугообразным движением. Кач — однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами. Несколько качей принято называть раскачиванием. Способы раскачивания одновременным или неодновременным толчком ногами, с помощью партнера и др. Выкрут — оборот тела вокруг фронтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут впереди назад, а также мах, которым он вы- полняется. Термины для обозначения маховых движений ногами (махов) Перемах — движение ногой (ногами) под снарядом или его ча- стью. Круг — целостное круговое движение ногой (ногами. Различают круг правой, правой влево, влево (вправо)-назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами круг поперек, круг прогнувшись и др. Скрещение — два перемаха, выполненные навстречу друг другу. Обычное скрещение обозначается одним словом скрещение. Разновидности уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скрещение, скрещение с поворотом и др. Вход — переход гимнаста из и. п. у коня круговым движением' с поворотом вокруг опорной руки в упорна ручках. Кроме того, выполняется на перекладине (обычно махом назад, на брусьях. Переход — смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента, соединения). Выход — движение, противоположное входу, нона другую часть коня (обычно из упора на ручках в упорна теле коня). Перелет — перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с отпусканием хвата (перелет углом согнувшись — перелет Воронина», ноги врозь и др, а также с одного снаряда на Другой. Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают соскок махом вперед, назад, тоже с поворотами, дугой, оборотом, выкрутом, переворотом, сальто, сальто с поворотами кругом, на 360°, образно — пируэт и др. Соскоки с брусьев. Кроме того, называются сальто назад-вправо или вперед-влево; с перекладины, колец, брусьев — двойное сальто и др. Прыжок — преодоление расстояния (длины, высоты) или препятствия (снаряда) свободным полетом после отталкивания ногами. В гимнастике применяются опорные прыжки (с дополнительной опорой руками. Различают прыжок прогнувшись, согнувшись, группируясь согнув ноги, углом, боком, ноги врозь, согнув ноги назад, переворот, переворот в сторону (вправо, влево, переворот согнувшись (иногда именуют образно сгиб — разгиб) и др. Замах — предварительный мах ногами назад после толчка о мостик. Термины акробатических упражнений Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову. Различают перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнувшись (выполняемый из стойки) и др. Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка (риса, с фазой полета до опоры руками, лет—-кувырок, кувырок с поворотом, заканчивающийся лицом в противоположную сторону, кувырок назад, кувырок назад в упорна колене (рис. 26, б, кувырок назад Согнувшись (с прямыми ногами, кувырок назад через плечо, кувырок назад в стойку на голове, на руках, кувырок назад через стойку на руках и др. Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или теми другим) с одной или двумя фазами полета. Различают переворот в сторону (вправо, влево, переворот с головы (с опорой головой, переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др. Переворот назад — вращательное движение тела назад с опорой на руки. Перекидка — равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, предплечьями) без фазы полета. Рондат — переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги. Курбет прыжок назад с рук (из стойки на руках) на ноги.. Неполный переворот — вращательное движение тела прыжком с одной его части на другую. Подъем разгибом — подъем (вскок), выполненный из упора согнувшись (с лопаток) на ноги. Выполняется в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д. В перечисленных случаях надо указывать конечное положение. Поворот разгибом — выполняется движением подъема с поворотом кругом в упор лежа выполнение с поворотом наука- зывается особо. Сальто * — свободное переворачивание тела в воздухе. Различают переднее сальто, маховое сальто (рис. 27), заднее сальто, боковое, затяжное, сальто с поворотами (кругом, на 360°, обозначаемое гимнастами термином пируэт, с поворотами на 720° и др, а также двойное, тройное сальто и др. Темповой подскок (сокращенно —- подскок небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике Приводятся термины, принятые Федерацией акробатики СССР. 46 Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают мост (риса, мост на одной руке (рис. 28,6), мост на одной ноге (рис. в, мост на предплечьях (рис. г, разноименный мост, например с опорой левой ногой и правой рукой рис. 28,5), и др. Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги. Различают прямой шпагат ■(рис. а, шпагат правой (рис. 29,6) или левой (указывается нога, находящаяся впереди, одноименный (рис. в, разноименный, шпагат с наклоном, с наклоном назад и др. Полушпагат — аналогичное положение, нос согнутой ногой, находящейся спереди (рис. 29, г, полушпагат с наклоном (рис. 29, д, с наклоном назад и др. Стойка — вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки на лопатках (см. рисе, на голове (см. рис. 1,яе), на руках (см. рис. з. В последнем случае стойка может быть узкой кисти наполовину ширины плеч, сомкнутой (кисти рядом, на одной (правой, левой) руке, тоже, но ноги врозь и т. п. Способы выхода в стойки принято кратко обозначать такс и-лой руки сгибаются в локтевых суставах, ноги в тазобедренных, перекатом (вращательным движением с последовательной опорой махом правой или левой ногой согнувшись (руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах, прогнувшись (руки сгибаются, тело держится прогнутым, прогнувшись прямыми руками (выполняется через горизонтальный упор, прыжком (на руки, переворотом назад и др. В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное положение и конечное каждого участника, какой частью тела верхний акробат опирается на ту или иную часть тела нижнего Термины упражнений художественной гимнастики 'Шаги — различные виды передвижения. Различают обычный шаг, шаг сноска (риса, на носках, острый шаг, выпадами (рис. 30,6), высокий шаг, шаг галопа (рис. в, пружинный шаг (рис. г, приставной, переменный, скользящий, шаг польки, вальсовый, шаг плечом вперед, шаг в приседе (полуприседе) и др. Бег — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы. Поворот — вращательное движение вокруг вертикальной оси тела или вокруг продольной оси конечностей. Например, поворот руки, ноги. Различают повороты переступанием одноименный, разноименный, на носках, скрестный, поворот махом одноименный выполняемый на'левой опорной ноге, разноименный, спиральный, винт, круговой поворот на 540, 720°, поворот с наклоном, в приседе (полуприседе), поворот в равновесии с сохранением того или иного равновесия, поворот на коленях и др. Прыжок — свободный полет после отталкивания ногами. В зависимости от амплитуды движения и положения исполнителя в воздухе (в полете) различают прямой прыжок, прогнувшись, открытый, закрытый, прыжок шагом, скачок, перекидной, прыжок выпадом, подбивной, полукольцом, кольцом, в группировке, согнувшись, шпагатом и др. Пружинное движение руками — целостное пружинное движение с одновременным сгибанием во всех суставах. Волна — сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают волну вперед (или просто волну, волну вправо, влево боковая волна, волна книзу и др. Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками, начинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем следует разгибание (от себя) с одновременным подниманием кисти. Положение кисти обычное (не указывается, кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята. 48 ПРАВИЛА И ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи конкретную, сокращенную или графическую, а также их сочетания. Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам (изложенным выше) и установленным формам. К правилам записи относится порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рассмотрим эти правила: Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать: 1. Исходное положение, из которого начинается движение (и. п. Название движения (наклон, мах, поворот, присед, выпади др. Направление (вправо, назад и т. п. Конечное положение (если необходимо. При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать тоже, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами, а затем остальные движения. Например, и. п стойка ноги врозь, руки к плечам. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх риса. И. п. Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет, записываются в той последовательности, в которой они (движения) протекают. Например, и. п стойка ноги врозь, руки в стороны. Дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед. 2. Стать на правое колено (или стойка на правом колене, руки вверх, голову наклонить назад (рис. 31, б Цифры перед описанием упражнения обозначают счет Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении, но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и». Если же движения совмещаются (например, наклони поворот одновременно, то следует принять предлог «с». Если движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи. Например 1. Руки плавно вперед, кисти расслаблены. Запись вольных упражнений. Вольное упражнение должно записываться в определенной последовательности. 1. Название упражнения (для кого предназначается. Музыкальное сопровождение. Указывается произведение, размер. Исходное положение. Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения — по восьмеркам. Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах помимо названия самого снаряда принято указывать: 1. Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание подъем. Название движения (подъем, спад, перелет, оборот, выкрути др. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом вперед, переворотом. Направление (влево, назад и др. Конечное положение (в вис, в упор сзади, если самодвижение не указывает на него. При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой. При записи комбинаций на снарядах (в строчку) основные элементы или соединения отделяются знаком тире. Например, на перекладине подъем махом назад — оборот назад — мах дугой с поворотом налево в вис разным хватом и т. д. При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записывается с новой строчки (с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность. Для краткого обозначения перемахов касаясь применяется предлог по, а не касаясь — над. Например, на брусьях подъем махом вперед — махом назад перемах правой над правой жердью и угол ... и т. д. Слитность двух и более элементов обозначается союзом и, а совмещение их водно движение — предлогом с. Например, на перекладине подъем правой и поворот налево кругом — спад назад с перемахом левой и подъем разгибом с поворотом в упор сзади. В интересах краткости и более удобного произношения отдельные определения можно опускать, а также иногда несколько отклоняться от указанной выше последовательности, если этим улучшается понимание упражнения (его доходчивость). Запись акробатических упражнений. При записи акробатических упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей: 1. При выполнении элементов нес полным переворачиванием например, кувырков) следует указывать конечное положение. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина. Например, из равновесия на правой стойка на голове или из стойки на руках стойка на голове и др. Учитывается, что положение исполнителя после того или иного элемента (движения) предопределяет форму выполнения последующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках и др. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по описанию это неясно. Запись упражнений художественной гимнастики. При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого, учитывая специфические особенности художественной гимнастики, в записи следует указывать характер движений, их оттенки, динамику и выразительность. Основные формы записи гимнастических упражнений: 1. О боб щенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо перечислить содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точность каждого движения. Например, одноименные и разноименные круги или перемахи из упора или упора сзади на коне. 2. К он кр е т на яте р мин о логическая запись предусматривает точное обозначение каждого упражнения в соответствии с правилами терминологии (примеры этой записи см. выше. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (полусловами или условными сокращениями. Например эл.— элемент соед соединение об обозначить в/ж — верхняя жердь сп. гимн спортивная гимнастика акр акробатика упр упражнение и. п. — исходное положение ос основная стойка и др. Графическая запись может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись чертиками, полуконтурная и контурная. Первая наиболее доступная, наглядная и экономная. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной практической работе по гимнастике. Сочетание текстовой игра фи ческой записи это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике. Например Чтобы различать номера упражнений и счет, первые лучше записывать римскими цифрами, а вторые — арабскими. Помимо указанных форм в настоящее время все шире применяется киносъемка упражнений (классификационные программы, контрольные съемки на тренировках, соревнованиях и т. п. С ее помощью удобнее всего передать все оттенки многообразных движений, применяемых в современной гимнастике. Наряду с этим действующую терминологию надо обогащать точными, краткими словами-терминами, ярко отражающими специфику тех или иных упражнений, а также добиваться значительных сокращений (с применением условных обозначений ряда упражнений, стем чтобы обеспечить быстроту записи элементов и соединений походу их исполнения. |