Главная страница
Навигация по странице:

  • Текстология и атрибуция

  • Историография литературоведения

  • Литературоведение в России

  • Введение в литературоведение. Лекции. Учебник для вузов Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др. под общей ред. Л. М. Крупчанова. М. Издание оникс, 2009


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др. под общей ред. Л. М. Крупчанова. М. Издание оникс, 2009
    АнкорВведение в литературоведение. Лекции.doc
    Дата21.03.2017
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в литературоведение. Лекции.doc
    ТипУчебник
    #4032
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Программа курса
    Вводная лекция:
    Состав науки о литературе, основные и вспомогательные

    Дисциплины
    Литература:

    1) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987;

    2) Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 1997;

    3) Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998;

    4) Введение в литературоведение: Учебник для вузов / Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.; под общей ред. Л.М. Крупчанова. М.: Издание ОНИКС, 2009.
    Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии. Современная литература – сложная и подвижная система дисциплин. Три главные отрасли – теория литературы, история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы (метод, направление, стиль, жанр, композиция, сюжет, автор и т. д.), предметом истории литературы является преимущественно прошлое литературы как процесс или как момент этого процесса. Литературную критику интересует единовременное, сегодняшнее состояние литературы, для нее характерна интерпретация прошлого с точки зрения современного общества и художественных задач. Принадлежность литературной критики к литературоведению не считается общепризнанной.

    Важнейшей частью литературоведения является поэтика – наука о структуре произведения и их комплексов, творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи («Поэтика “Братьев Карамазовых”» Е.В. Ветловской, «Поэтика Достоевского М.М. Бахтина, «Поэтика романтизма» Е.А. Маймина), наука о художественной структуре произведений. Поэтика соотносится с основными отраслями литературоведения: в области теории литературы она дает общую поэтику, то есть науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.); применение принципов поэтики в литературной критике проявляется в идейно-художественном анализе отдельных произведений, в выявлении особенностей его структуры.

    Для литературоведения как системы дисциплин характерна не только тесная взаимозависимость всех ее отраслей (литературная критика опирается на данные истории литературы и теории литературы, а последние осмысляют опыт литературной критики), но и возникновение дисциплин второго ряда. Например, история литературной критики, теория литературной критики, история поэтики (не путать с исторической поэтикой).

    Существует и множество вспомогательных дисциплин: литературоведческое архивоведение, библиография художественная и литературоведческая, палеография, текстология, комментирование текста, теория и практика эдиционного (издательского) дела.

    Начнем с определения библиографии.

    Это отрасль научной и практической деятельности, основными задачами которой является информация о художественной литературе и литературоведческих трудах, помощь историкам в исследовательской работе. Существует два вида библиографии: научно-вспомогательная и рекомендательная. Типы указателей – общие (посвященные отдельным литературам) и персональные (посвященные одному писателю), тематические (литература о войне, о детстве и т. д.).

    Библиографические указатели выпускают центральные и республиканские указатели. Издания, которые помещают текущую библиографическую информацию: «Книжное обозрение», «Новые книги», «Летопись журнальных статей», «Книжная летопись».

    После Октябрьской революции возникает литературоведческая библиография – история библиографии (возникновение и развитие библиографического дела), теория (исследование общих проблем данной дисциплины), методика литературоведческой библиографии, библиографическое источниковедение (состояние литературной библиографии отдельных литератур и писателей).

    Среди известных работ по библиографическому источниковедению, в которых содержится перечень библиографических трудов, можно назвать следующие: А.Г. Фомин «Путеводитель по библиографии, биобиблиографии, историографии, хронологии и энциклопедиям литературы. Систематический указатель» (1934), Е. Рыскин «Библиографические указатели русской литературы XIX века» (1949), указатели Кауфмана, Канделя. Наиболее известны указатели по русской дореволюционной литературе – К.Д. Муратова «История русской литературы XIX века» (1962), «История русской литературы конца XIX – начала XX века» (1963).

    Советские издания сочинений дореволюционных русских писателей и работы советских литературоведов о дореволюционной литературе зарегистрированы в указателях Н.И. Мацуева «Художественная литература, русская и переводная» (1926–1959). Созданы персональные библиографии А.С. Пушкина (Межов, Фомин, Берков), М.Ю. Лермонтова (О. Миллер). Существует словарь псевдонимов И.Ф. Масанова. Мацуевым созданы указатели по творчеству советских писателей.

    Другими вспомогательными дисциплинами являются палеография и текстология.

    Палеография (palaios–древний, grapho–пишу) – историко-филологическая дисциплина, задачей которой является изучение истории письма, а также изучение памятников древней письменности с целью их прочтения и определения времени и места создания. Возникла в XVII веке в связи с необходимостью определения подлинности исторических документов и выявления подделок. Палеография прежде всего изучает датированные и локализованные памятники письменности, когда рассматриваются особенности материала, на которых написан памятник, его внешний вид, украшения, что позволяет затем путем сопоставления определить время и место написания других, недатированных и нелокализованных памятников.

    Текстология и атрибуция
    Текстология – текст +слово, понятие – отрасль филологии, занимающаяся изучением и изданием текстов литературных произведений в целях их критической проверки и дальнейшего литературоведческого исследования. Текстология связана с историей литературы и теорией литературы и составляет их источниковедческую базу.

    В помощь текстологам привлекаются 1) библиография; 2) источниковедение; 3) палеография, 4) герменевтика (наука о принципах интерпретации текста; 4) историческая поэтика; 5) стилистика.

    Задачи текстолога: 1) изучение истории текста и его источников; 2) датировка; 3) атрибуция текста.

    Практические задачи изучения текста: а) установление основного текста; б) подготовка справочного аппарата; в) комменти-рование текста.

    Главное – это точность текста, полнота его состава, точность и полнота справочного материала и комментариев.

    Основной метод – филологический анализ.

    Текстологический анализ предполагает историзм, хорошее знание историко-литературного контекста, изучение других произведений автора, их исследование, поиски следов влияния данного текста на другие и наоборот, исследование произведения как единого целого.

    Для установления основного текста текстолог обращается к воле автора. Имеется в виду последняя творческая воля автора. При жизни художника главным является взгляд самого автора. Недаром А.С. Пушкин с горечью писал Бестужеву: «Грустно видеть, что со мной поступают, как с умершим, не уважая ни моей воли, ни бедной собственности». Встречаются ситуации, когда автор сам указывает, как печатать его произведения после смерти. Незадолго до смерти Н. Заболоцкий написал: «Тексты настоящей рукописи проверены, исправлены и установлены окончательно: прежде публиковавшиеся варианты многих стихов следует заменить текстами, приведенными здесь».

    В общем виде решение вопроса может быть сформулировано так: мы принимаем за основной тот текст, в котором наиболее полно выразилась последняя творческая воля автора. Обычно она наиболее последовательно бывает выражена в последнем прижизненном издании.

    Не всегда тем не менее последнее прижизненное издание является наилучшим в художественном отношении.

    1) Последний прижизненный текст может быть искалечен цензурой (Н. Лесков «На ножах»). Понятие автоцензуры.

    2) Автор проявляет равнодушие к собственному тексту (Л. Толстой – Страхову: «Марайте»).

    3) Начатая автором правка не завершена (В. Короленко «Глушь»). Нельзя печатать наполовину переработанный текст.

    К тому же писатели, как правило, плохие правщики собственного текста.

    До сих пор остается дискуссионным вопрос об основном тексте завершающей части «Кому на Руси жить хорошо?» «Пира на весь мир».

    Очень часто текстолог сталкивается с проблемой атрибуции текста.

    Атрибуция – установление автора художественного произведения или времени и места его создания. Очень важна атрибуция при изучении древнерусской литературы, произведения которой вплоть до XVII века были в большой части анонимными. Атрибуция осуществляется в следующих направлениях: поиски фактически документальных доказательств (автографы писателей, их переписка, мемуары, архивные документы), раскрытие идейно-образного содержания текста (конкретного сопоставления идей анонимного сочинения и бесспорно принадлежавших предполагаемому автору текстов), анализ языка и стиля произведения. Необходимо комплексное использование этих элементов.

    Атрибуция необходима и для многих текстов литературы нового времени.

    Возникают подделки, многочисленные мистификации. В 1911 году журнал «Надежда» напечатал «Соловья» Пушкина («Песни западных славян») со странной подписью С. Тетик. В том же году журнал «Звезда» под фамилией К. Сидорчук напечатал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный». Достаточно часто писатели выступают под разными псевдонимами:

    Андрей Белый – Борис Бугаев.

    Черубина де Габриак (Елизавета Васильева, урожд. Дмитриева). Псевдоним придумал М. Волошин. Трудно точно определить, какие стихи принадлежат ей, какие ему.

    Библиограф Пономарев – Граф Библио.

    А.Гольденберг (пародист) – Первомай Пленумов, Сельпедей Волобухин. Много информации о псевдонимах можно получить в книге В.Г. Дмитриева «Скрывшие имя свое».

    Атрибутировать трудно журнальные статьи, незавершенные произведения. Многие авторы предпочитали выступать или под псевдонимами или анонимно (из цензурных соображений, а также в силу других причин: чиновники, офицеры и гимназисты в XIX веке не имели права печататься).
    Историография литературоведения
    Фактически все эстетические категории, с помощью которых пытались обозначить основные свойства искусства, берут начало в античности. Эстетические категории – это наиболее общие правила, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.

    Широко известна образная модель Платона, в соответствии с которой художественная деятельность есть только тень, которая воспроизводит средствами искусства все то, что воплотилось в конкретных формах реальностей. Но, по Платону, и сам видимый мир существует как тень скрытых сущностей. Следовательно, художественное произведение – это тень теней.

    В античности же разрабатывалась теория катарсиса. Когда в результате художественного восприятия мы получаем чувство удовлетворения, мы переживаем состояние катарсиса. Гесиод: «Голос певца утоляет печаль растерзанного сердца».

    Аристотель (384–322 до н. э.) разрабатывал теорию катарсиса как одного из важнейших компонентов искусства трагедии. Катарсис – это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию. Теория катарсиса разрабатывается и в последующем развитии науки. (Лессинг: через переживание катарсиса человек способен укрепить себя и обрести некие новые силы устойчивости).

    Античность обращается к определению таких понятий эстетики, как прекрасное, комическое, трагическое, возвышенное. Аристотель считал, что художественное – это осуществленное эстетическое; художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ явлений окружающего мира.

    Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве – выше правдоподобия. Она олицетворяет собой художественный смысл, на выражение которого и направлены усилия художника. Размышления о соотношении выразительных качеств действительности и искусства нашли воплощение в аристотелевской теории мимезиса (подражания). По мнению философа, правда художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого актуализирует связанную с ним память, рождает сопоставления. Вместе с тем творческая способность не сводится к копированию. Художник производит отбор явлений видимого мира, добывая невидимые смыслы. Необходимо множество набросков, черновиков, прежде чем он остановится на единственном решении. Итоговое решение зачастую представляет собой собирательный образ, в действительности в таком виде не существующий. Художник может поступиться точностью деталей, если этим обеспечивается выразительность произведения.

    Аристотель одним из первых заметил, что, будучи перемещенными в сферу искусства, знакомые предметы и явления обнаруживают в себе новый смысл. Аристотель сравнивает познавательный потенциал истории и поэзии. Историк говорит о том, что было, в то время как поэт обладает возможностью говорить и о том, что может случиться. «Поэзия серьезнее и философичнее истории, поэзия говорит более об общем, история – о единичном».

    Средневековье не оставило после себя специальных эстетических трактатов, отдельные взгляды рассыпаны по суммам – сводам знаний.

    Фома Аквинский («Сумма теологии») пишет о незаинтересованном характере переживания прекрасного. Если при восприятии музыки или живописи мы ощущаем чувство одержимости или умиротворенности, то эти наши эстетические реакции представляют ценность уже сами по себе вне их возможной утилитарности.

    Новое время выдвинуло ряд таких крупных теоретиков, как Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии». Действия составляют предмет поэзии, предметом живописи являются тела. Поэзия – временной вид искусства, живопись – пространственный.

    Георг Фридрих Гегель (1770–1831). В трудах этого ученого мы сталкиваемся со стремлением представить целостное знание о всех аспектах существующего мира в рамках всеобъемлющей теоретической системы. «Все существующее истинно лишь постольку, поскольку оно является существованием абсолютной идеи» – такова исходная посылка гегелевской философии. Одно из важнейших свойств прекрасного состоит, по Гегелю, в том, что оно выступает как всеобщее понятие в чувственном образе (абсолютная идея в ее внешнем инобытии). Один из важнейших вопросов – вопрос о цели искусства. Гегель считал, что ошибка многих теорий заключается в том, что цель искусства ищут вне самого искусства. Вопрос о цели искусства не равнозначен вопросу о его пользе. Искусство может быть понято только исходя из себя самого.
    Литературоведение в России



    Литературоведение как единый научный комплекс, включающий в себя теорию и историю литературы, а также ряд вспомогательных дисциплин – библиографию, источниковедение, текстологию, – сформировалось в России во второй половине XIX века, пройдя в процессе своего рождения большой исторический путь.

    Среди важнейших европейских источников можно назвать поэтику Аристотеля («Об искусстве»), послание к Пизонам, об искусстве поэзии Горация («Наука поэзии»); поэтику Скалигера (1561), «Искусство поэзии» Н. Буало (1674). Особое значение имеет аристотелевская поэтика, которая является одним из первых систематизированных научных трудов по литературоведению: его учение об эпосе, лирике, драме является основанием, на котором создается научная теория литературы. Первые рассуждения хранятся еще в древнерусской литературе. Работы Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, посвященные просодии, епископа Макария [о трех видах глаголания – высоком (художественная литература), мерном (книжно-деловой), смиренном (разговорный)]. То есть это было учение о трех видах речи вообще – метафорической (образной, художественной), разговорной, деловой.

    Крупнейшим событием стала «Риторика» Феофана Прокоповича (учение о стилях и система прозаических жанров).

    Но перед русской литературой и литературоведением стояла задача – занять достойное место в системе общеевропейской науки и культуры. Создание самих произведений, а на их основе – и самой науки. Основные литературоведческие идеи и положения Тредиаковского и Ломоносова в значительной степени опирались на их собственные произведения. Необходимо было переключиться на национальную художественную практику.

    1735 год. Работа Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий». Эта работа имела во многом основополагающее значение для развития русской поэзии.

    Тредиаковский раскрывает содержательную сущность таких форм поэзии, как рондо, мадригал, эпиграмма, эпистола, элегия.

    Но главное, Тредиаковский попытался дать представление о новой просодии. Русская поэзия, опираясь на тоническую основу, может освоить любую существующую тогда поэтическую форму.

    Огромное значение для развития литературоведения имеет «Риторика» Ломоносова (1748). Там были сформулированы следующие положения:

    1) признание за прозой равных с поэзией возможностей;

    2) знаменитая теория трех стилей: высокий – героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях, средний – театральные сочинения, сатиры, эклоги и элегии, низкие – комедии, увеселительные эпиграммы, дружеские письма.

    Ломоносову вкупе с Тредиаковским принадлежит реформа русского стихосложения.

    К концу XVIII века в самой структуре русского литературоведческого мышления произошли изменения, отражающие процесс определенного развития и углубления знаний и представлений о литературе (словесности). Происходит включение критики в разряд словесных наук. Ее задача – «узнавать красоту сочинений».

    Русское литературоведение первой половины XIX века. Что характерно для этого времени? Прежде всего официальное признание древнерусской литературы предметом исследования.

    Две задачи, которые ставило литературоведение того времени: 1) задача построения курса истории русской литературы (важнейшая проблема – проблема периодизации); 2) проблема выявления основных закономерностей в развитии новой русской литературы (то есть литератур послепетровской эпохи).

    Одним из первых возникает понятие историко-литературного периода.

    И.М. Борн «Краткое руководство российской словесности» (1808). Он выделяет три периода в развитии русской литературы. Первый период от X до пол.XV в. (после освобождения от татаро-монгольского ига), второй: до начала XVIII в., третий – теперь. Им уже осознается проблема несовпадения границ периодов эстетического развития литературы с границами исторических периодов. Так возникает понятие «эпоха» в литературном развитии. Для Борна новую эпоху начинает Фонвизин. О чем говорили исследователю понятия «период», «эпоха»? Литература меняется не только количественно, но и качественно, по содержанию, в зависимости от исторической жизни народа. Это движение и образует определенные периоды в историческом развитии литературы. Но бывает и так, что историческая жизнь не претерпевает каких-либо существенных изменений, а произведения говорят о рождении нового художественного качества. Качественные изменения в историческом движении литературы, непосредственно не связанные с качественным изменением жизни самого народа, составляют определенные, уже собственно художественные эпохи. Борн, Язвицкий пытались дать общую историческую картину развития русской литературы.

    Ал. Мерзляков (1811) «Рассуждения о российской словесности в нынешнем ее состоянии». Обращение к нынешнему состоянию литературы (послепетровский период).

    Попытку раскрыть определенные закономерности русской литературы в XVIII веке делает Николай Иванович Греч в «Обозрении русской литературы». Он не только считал, что дух народа отражается в литературе, но и показал, что история народа отражается в его литературе, а состояние литературы характеризует свойства, добродетели и недостатки народа. Греч первым начинает рассматривать литературу как общественное явление. Главный источник развития, по Гречу, сами явления жизни. Работа Н.И. Греча «Опыт краткой истории русской литературы» (1822) – фундаментальный библиографический свод произведений русской словесности. Он выделил в развитии русской литературы 4 периода:

    1) до введения христианства на Руси (X в.);

    2) XI – конец XIV вв.;

    3) нач. XV – нач.XVIII вв.;

    4) от царя Петра до второго десятилетия XIX века.

    Последний период он подразделяет на три эпохи: до Ломоносова; от Ломоносова до Карамзина, от Карамзина до времени, в котором жил сам Греч.

    Появляется также понятие «литературное направление». Кюхельбекер: «О направлении нашей поэзии, особенно лирической». Пафос этой работы: «Долой подражательное направление, да здравствует самобытное русское направление!».

    В понятии «литературное направление» нашла отражение та сторона литературного движения, которая заключалась в сознательном стремлении литературы к достижению определенной цели. Первое учение о национальном развитии – верность произведений ведущему направлению литературы на данном этапе ее развития. Познавать литературные произведения можно лишь тогда, когда они не отрываются от текущего процесса. Понятие «литературное направление» приобретает важное методологическое значение.

    Мерзляков в работе «О вернейшем способе разбирать и судить сочинения, особливо стихотворные, по их существенным достоинствам» (1822) утверждал: «Выявить успехи словесности можно, только определив направление ее развития».

    Критика сохраняет лидирующее положение вплоть до формирования в середине века первых литературоведческих школ.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта