Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпические жанры Автобиография

  • Антиутопия

  • Вводная новелла

  • Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры

  • Лирический герой

  • Исторический принцип классификации лирики

  • Введение в литературоведение. Лекции. Учебник для вузов Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др. под общей ред. Л. М. Крупчанова. М. Издание оникс, 2009


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др. под общей ред. Л. М. Крупчанова. М. Издание оникс, 2009
    АнкорВведение в литературоведение. Лекции.doc
    Дата21.03.2017
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в литературоведение. Лекции.doc
    ТипУчебник
    #4032
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Драматические жанры

    Водевиль (от франц. vaudeville от Vau de Vire – назв. в Нормандии, где зародился этот жанр), один из жанров драматического произведения, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами. Вначале водевилем называли песенки-куплеты в ярмарочных комедиях первой половины XVIII века. Как самостоятельный театральный жанр оформился в годы Великой французской революции, впоследствии, утратив политическую злободневность, водевиль стал развлекательным жанром и получил общеевропейское распространение. Классики франц. водевиля – О.Э. Скриб, Э. Лабиш – сохранили многие черты жанра «как народного произведения французов»: задорное веселье, злободневные намеки. Во второй половине XIX века вытесняется опереттой. В России водевиль получил распространение в начале XIX века, унаследовав от комической оперы XVIII века интерес к национальным сюжетам. Известны водевили Н.И. Хмельницкого, А.С. Грибоедова, А.А. Шаховского, Д.Т. Ленского. Одноактные пьесы А.П. Чехова продолжили традицию водевиля (без куплетов).

    Драма (от греч. drama – букв. действие) 1) один из родов литературы. Принадлежит одновременно литературе и театру, являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Предназначенная для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам и в самых ярких образцах становилась народной: ее основа – социально-исторические противоречия или извечные человеческие антиномии (см. Конфликт художественный); 2) Один из основных жанров драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит в основном частную жизнь людей, но ее главная цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь неизбывны и напряжены и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны. Как самостоятельный жанр драма сложилась во второй половине XVIII века у просветителей (мещанская драма во Франции и Германии), ее интерес к социальному укладу и быту, нравственному идеалам демократической среды, к психологии среднего человека способствовал укреплению реалистических начал в европейском искусстве. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается реже, герой остается обычно в разладе с обществом и самим собой («Гроза», «Бесприданница» А.Н. Островского, пьесы Ибсена, Чехова, Горького).

    Интермедия (от лат. intermedius – находящийся посреди), небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между актами основной пьесы. Возникла в XV веке как бытовая сценка-фарс, входивший в состав мистерии, затем школьной драмы (позднее трагедии и комедии). В Англии называлась интерлюдией (от лат. inter – между и ludus – игра). Получила распространение в Зап. Европе XVI – XVII веков (в Испании как самостоятельный жанр народного театра), в русском театре XVII – XVIII веков. Интермедия сохранилась как вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле.

    Комедия (лат. comoedia, греч. komodia, от komos – веселая процессия и ode – песня), вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом; ее герои были, как правило, из низшего сословия. Во многих поэтиках (в том числе Н. Буало) комедия определялась как низший жанр. В литературе Просвещения это соотношение было нарушено признанием среднего жанра – так называемой мещанской драмы.

    Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (недолжного, противоречащего общественному идеалу или норме), герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию. Диапазон комедии необычайно широк – от политической сатиры до легкого водевильного юмора. «Честное лицо» всякой комедии – смех. Существуют комедия характеров, комедия положений, бытовая комедия, комедия интриги, лирическая комедия, сатирическая комедия.

    Важнейшее средство комического эффекта – речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, пародия, ирония, в новейшей комедии – остроумие и игра парадоксами). Отцом комедии считают Аристофана, создателя общественно-политической сатирической комедии.

    В России комедия представлена в творчестве Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Островского.
    Мелодрама (от греч. melos – песня, drama – действие), 1) жанр драматургии, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Мелодрама возникла в 90-е годы XVIII века во Франции (пьесы Ж.М. Монвеля). В России мелодрама появилась в конце 20-х годов XIX века (пьесы Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого).

    Трагедия (от греч. tragodia, букв. козлиная песнь), драматургический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе, исполненный патетики. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами. Исторически трагедия существовала в разных проявлениях, однако сама суть трагедии, как и эстетическая категория трагического, была задана европейским литературам древнегреческой трагедией и поэтикой.

    Греч. трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, являлась воспроизведением, сценическим разыгрыванием мифа; она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Совершенные образцы законченных, органических произведений трагического искусства дали Эсхил, Софокл; безусловной реальностью происходящего оно потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса).

    Новый расцвет трагедии наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и барокко. Шекспировская трагедия изображает бесконечную реальность, глубокую кризисность человеческого мира. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой все, как и сама действительность; личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги.

    Образцы трагедии классицизма представлены произведениями П. Корнеля, Ж. Расина. Это трагедии высокого стиля с соблюдением трех единств; эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.

    На рубеже XVIII–XIX веков Ф. Шиллер создает трагедию, обновляя «классический» стиль. В эпоху романтизма трагедия «обратна» античной – залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой.

    В трагедии обозначается возможность человека вступать в борьбу с неудовлетворяющим исходным положением.

    Эпические жанры

    Автобиография (от греч. autos сам, bios – жизнь, grapho – пишу), лит. прозаический жанр, как правило, последовательное описание автором собственной жизни. Ранние образчики жанра – «Исповедь» Блаженного Августина, более поздний образец – «Исповедь» Жана Жака Руссо. Для автобиографического жизнеописания характерно стремление осмыслить прожитую жизнь как целое, придать эмпирическому существованию оформленность и связность. Пишущий литературную автобиографию нередко прибегает к вымыслу, он «дописывает» и «переписывает» свою жизнь, делая ее логичнее, целенаправленнее. А. – это всегда акт преодоления уходящего времени, попытка вернуться в собственное детство, юность, попытка воскресить наиболее значительные и памятные отрезки жизни – как бы прожить жизнь сначала: А. поэтому пишутся, как правило, в зрелые годы, когда большая часть жизненного пути уже позади.

    Антиутопия, дистопия, негативная утопия, изображение (обычно в художественной прозе) опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Антиутопия зарождается и развивается по мере закрепления утопической традиции общественной мысли (см. Утопия), зачастую выполняя роль по-своему необходимого динамического корректива утопии, всегда несколько статичной и замкнутой.

    Басня, жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Краткая басня иногда называется апологом. Повествовательной частью басня сближается со сказками (особенно о животных), новеллами, анекдотами; моралистической частью – с пословицами и сентенциями, один и тот же материал свободно перетекает между басней и этими смежными жанрами. В отличие от притчи, которая бытует только в контексте (по поводу), басня бытует самостоятельно (применяясь к разным поводам) и вырабатывает свой традиционный круг образов и мотивов (животные, растения, схематические образы людей, сюжеты по типу «как некто хотел сделать себе лучше, а сделал только хуже»). Часто в басне присутствует комизм, часто – мотивы социальной критики. В России главными этапами ее развития была потешная басня А.П. Сумарокова, наставительная И. Хемницера, изящная И.И. Дмитриева, лукаво-умудренная И.А. Крылова. С середины XIX века басенное творчество в России и Европе угасает.

    Вводная новелла (вводная повесть), новелла или повесть, включенная в большое сюжетное художественное произведение, обладает обычно сюжетом, не связанным с общим повествованием, Таковы, например, многочисленные истории, рассказываемые персонажами «Дон Кихота» М.Сервантеса, «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, поэма о Великом Инквизиторе в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. В худо-жественном произведении В. н. обычно подчинена главной мысли произведения.

    Дилогия (от греч.di – в сложных словах дважды и logos – слово, рассказ, повествование), соединение двух композиционно самостоятельных произведений, связанных между собой общностью замысла, сюжета и действующих лиц (напр. «романы И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев»).

    Новелла (итал.novella – букв. новость), малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла обнажает ядро сюжета – центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. Новеллистический сюжет построен на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную. Расцвет новеллы происходит в эпоху романтизма (Э.Т.А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н.В. Гоголь). К жанру новеллы в конце XIX века – начале XX века обращаются Ги де Мопассан, О. Генри, А.П. Чехов, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев. В советской литературе жанр новеллы представлен в творчестве И.Э. Бабеля, А. Грина, М.М. Зощенко.

    Очерк, разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Очерк затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях) и обладает большим познавательным разнообразием. Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике. Существуют нравоописательные очерки («Записки охотника» И.С. Тургенева), очерки-мемуары («Дневные звезды» О. Берггольц), путевые очерки (напр., у Г. Гейне), лирико-философский очерк (у М.М. Пришвина).

    Повесть, средняя форма эпического рода. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статические компоненты произведения – положения, душевные состояния, пейзажи, описания («Семейная хроника» Аксакова, «Степь» А.П. Чехова), сами действенные моменты застывают в точке наивысшего напряжения, ибо единого сквозного действия нет, эпизоды нередко следуют друг за другом по принципу хроники.

    Рассказ, малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объему изображенных явлений, а отсюда по объему текста, прозаическое произведение. В основе рассказа находится случай, раскрывающий становление характера главного героя. Обычно в рассказе речь идет об отдельном событии, одном эпизоде в жизни человека, в котором, как в фокусе, сосредоточивается большой мир. Однако в рассказе может быть воссоздан период из жизни человека и даже вся судьба его («Ионыч» А.П. Чехова).

    Роман, эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени, достаточном для передачи «организации» личности. Являясь эпосом частной жизни, роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии, и в этом состоит определяющая особенность его жанрового содержания. История индивидуальной судьбы обретает субстанциальный смысл. Вместе с тем у романического героя приобщение к коллектив-ным – народным, национальным, общественным – идеалам и целям выступает обычно конечным, кульминационным моментом в развитии его самосознания, и попытка изображать действенно-сю-жетные результаты этой кульминации приводит к существенной трансформации как содержательной природы, так и структуры романа.

    Трактовка характера в романе находит выражение в том, что в романе «человек до конца невоплотим в существующую реально историческую плоть» (М. Бахтин). Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Человек или больше судьбы, или меньше своей человечности.
    Эпопея – монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики. На ранних стадиях развития словесности – преобладающая разновидность героического эпоса; изображала наиболее существенные (по Гегелю, «субстанциальные») события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения народов и племен. Древние и средневековые эпопеи – большие стихотворные произведения – возникали посредством либо объединения коротких эпических сказаний, либо развития центрального события. Позднее народным эпопеям подражали некоторые поэты в своем индивидуальном творчестве («Энеида» Вергилия). В «нравоописательной» эпической литературе, раскрывающей не героическое становление национального общества, а его комическое состояние, возникали комические эпопеи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Мертвые души Н.В. Гоголя). В романах-эпопеях («Война и мир» Л. Толстого) становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-истори-ческого масштаба.

    Виды поэзии, лирические и лиро-эпические жанры

    Лирика (от греч. lyra – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни), род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам его создатель, и прежде всего его внутренний мир. Это объективация лирического переживания в форме лирического переживания (отчуждение личного состояния, но снова в личных формах).

    Лирический герой, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный двойник автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика. Это понятие впервые сформулировано Ю. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А. Блока. Лирический герой – это «я» сотворенное» (М. Пришвин). Вместе с тем такому образу сопутствуют особая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. При обращении к образу лирического героя необходимо помнить о его: 1) целостности; 2) неадекватности его автору. Внимание к внутренней жизни лирического героя, переменам, состояниям, ощущениям.

    В литературоведении существует классификация лирики по жанрам и темам (любовная, гражданская, философская, пейзажная).

    Выделяют также лирику медитативную (размышления над вечными проблемами бытия) и суггестивную (внушающую, сосредоточенную на передаче эмоционального состояния).

    Лирические жанры: дифирамбы, гимны, ямбы, песни, элегии, сатиры, причитания, плачи, тенсоны, альбы, баллады, пастореллы, сирвенты, канцоны, мадригалы, сонеты, триолеты, послания.

    Исторический принцип классификации лирики:

    В народном творчестве лирические произведения различались либо по бытовой функции (причитания: свадебные, похоронные, рекрутские, песни: плясовые, игровые, хороводные, свадебные, колядные), либо по напеву (протяжные, частые).

    В античной литературе – по характеру исполнения: хоровая и монодическая, декламационная и песенная, элегическая и сатирическая; гимн, дифирамб, пеан, ода, схолия, френос, элегия, энкомия, эпиталама, эпиграмма, эпитафия, ямбы.

    Средневековье – трубадуры (альба, баллада, романс, пастореллла, канцона, сирвента, тенсона, плач), труверы (песни о крестовых походах, ткацкие песни, песни о неудачном замужестве).

    Ренессанс – канцона, сонет, мадригал, триолет, рондо, рондель.

    Альба (прованс alba, букв. рассвет) жанр средневековой куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалог. Сложилась у трубадуров. Ср. серена: «вечерняя песня» – приглашение к свиданию (см. Серенада).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта