Главная страница
Навигация по странице:

  • Макароническая поэзии

  • Стиховедческие термины Акростих

  • Амфимакр

  • Анжанбеман

  • Введение в литературоведение. Лекции. Учебник для вузов Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др. под общей ред. Л. М. Крупчанова. М. Издание оникс, 2009


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др. под общей ред. Л. М. Крупчанова. М. Издание оникс, 2009
    АнкорВведение в литературоведение. Лекции.doc
    Дата21.03.2017
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в литературоведение. Лекции.doc
    ТипУчебник
    #4032
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Анакреонтическая поэзия, легкая жизнерадостная лирика, распространенная в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреческий сборник стихов «Анакреонтика», созданных в подражание древне-греческому поэту Анакреонту и позднее ошибочно ему приписанных. Основные мотивы анакреонтики – земные радости, вино, любовь, реже – политическое свободомыслие. Анакреонтические стихи в России писали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков.

    Баллада (франц. ballade, от прованс. ballada – танцевальная песня), 1) твердая форма франц. поэзии XIV–XV веков: три строфы на одинаковые рифмы (ababbcbc – для 8-сложного и ababbccdcd для 10-сложного стиха) с рефреном и заключительной полустрофой – «посылкой» (обращением адресату). Яркие образцы – в поэзии Фр. Вийона. Распространение за пределами французской поэзии получила лишь в стилизациях (В. Брюсов, М. Кузмин). 2) Лиро-эпический жанр англ.-шотл. народной поэзии XIV–XVI века на исторические (позднее даже на сказочные и бытовые) темы – о пограничных войнах, о нац. народном легендарном герое – Робине Гуде – обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом. Интерес к народной балладе в эпоху предромантизма и романтизма породил аналогичный жанр литературной баллады (В. Скотт, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, А. Мицкевич, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Толстой); здесь обычно разрабатывалась сказочная или историческая тематика, современные темы привлекались редко, обычно с целью героизации события или, наоборот, иронически (Г. Гейне). В советской поэзии форму баллады часто получали стихи о подвигах в годы Великой Отечественной войны (Н. Тихонов, К. Симонов).

    Буколическая поэзия (греч. bukolika, от bukolikos – пастушеский) жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III век до н.э. – V век нашей эры), небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов, их простого быта, нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Произведения буколической поэзии назывались идиллиями (букв. – картинка) или эклогами (букв. – выборка), впоследствии условно считалось, что идиллия требует больше чувства, а эклога – больше действия. Зачинателем и классиком греческой буколической поэзии был Феокрит, римской – Вергилий. В новоевропейской литературе буколическая поэзия, скрестившись со средневековым фольклором в пастореле XII – XIII веков, породила разнообразные жанры пасторали XIV – XVIII веков. К буколической поэзии примыкает роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

    Газель (арабская газаль), вид моноримического лирического стихотворения (обычно 12-15 бейтов). Распространена в поэзии Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Скорее всего, возникла из доисламской персидской народной лирической песни и окончательно сформировалась к XIII – XIV веку. В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее идет рифмовка по схеме ba, ca, da… В последнем бейте должен быть упомянут тахаллус автора. Каждый бейт газели, как правило, содержит законченную мысль и имеет как бы самостоятельное значение. Высокой степени совершенства жанр достиг в творчестве персидских и таджикских поэтов Рудаки, Саади, Хафиза.

    Гимн (греч. gymnos – хвала), торжеств. песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, религиозные, в честь исторических событий и т.д. Древнейшие гимны восходят к литературе ранних государственных образований Египта, Месопотамии, Индии (напр., гимн «Ригведы»). В гимне усматривают зачатки эпоса, лирики, драмы.

    Дифирамб (греч. dithyrambos), жанр античной лирики, возникший (видимо, в Др. Греции) как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса или Вакха, позднее – в честь других богов и героев. Сопровождался оргаистическим танцем; имел зачатки диалога (между запевалой и хором), способствовал возникновению античной драмы. Литературно оформился в VII веке до н. э., расцвет в V – VI векa до нашей эры (поэзия Симонида Киосского, Пиндара). В новой европейской литературе встречаются подражания древнему дифирамбу (например, у Ф. Шиллера, И. Гердера, сатирич. – у Ф. Ницше).

    Кантата (от итал. cantata, от лат. canto – пою). 1) Крупное стихотворное произведение, рассчитанное на музыкальное сопровождение, обычно в форме чередования арий, речетативов и хоров, написанных разными размерами; по содержанию – обычно праздничные стихи на случай, высокого аллегорического стиля, близкие к пиндарической оде. Различались кантаты более религиозного и эпического содержания (оратории) и более светского и лирического (собственно кантаты). Разрабатывались в искусстве барокко и классицизма XVII – XVIII веков (Ж.Б. Руссо, Г.Р. Державин).

    2) Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного или лиро-эпического характера, состоящее из сольных (арии, речетативы), ансамблевых и хоровых частей. Русские композиторы второй половины XIX–XX веков сочиняли кантаты на поэтические тексты, специально для этой цели не предназначавшиеся («Москва» П. Чайковского на стихи А. Майкова, «На поле Куликовом» Ю. Шапорина на стихи А. Блока).
    Мадригал (франц. Madrigal, итал. Madrigale, от позднелат. Matricale – песня на родном материнском языке), небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим мадригал с эпиграммой). Сложился в итальянской поэзии XVI веков на основе мадригала XIV–XV веков – короткой любовной песни (под музыку) с мотивами буколической поэзии; был популярен в салонной культуре Европы XVII–XVIII века (в России – Н. Карамзин).
    Макароническая поэзии (итал. poesia maccheronica), сатирическая или шуточная поэзия, в которой комизм достигается смешением слов и форм из разных языков. Русская макароническая поэзия была основана главным образом на пародировании речи дворян-французоманов.
    Послание, эпистола (греч. epistole), лит. жанр, стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появилось у Горация, живет в латинской новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма XVII–XVIII вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А.П. Сумароков). В эпоху романтизма теряет жанровые признаки (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин «Послание цензору»), а к середине XIX века исчезает как жанр.

    Формальный признак послания – наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелание, увещевание. Содержание послания по традиции – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между посланием и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков стиралась, поэтому многие послания близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (А. Поп), лирическим стихам неопределенного жанра («Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина).
    Ода (от греч. ode – песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «ода» вначале не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVI–XVII века) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар). В поэзии классицизма ода (XVII–XVIII века) – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости), приемами (тихий или стремительный приступ, наличие отступлений, дозволенный лирический беспорядок) и видами (оды духовные торжественные – пиндарические, нравоучительные – горацианские, любовные – анакреонтические). Классики жанра – Ф. Малерб, Ж.Б. Руссо. В России – М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков (соответственно «восторженный» и «ясный» типы). В эпоху предромантизма (конец XVIII века) жанровые признаки оды расшатываются (Г.Р. Державин).

    Твердые формы – это стихотворные формы, в которых традицией более или менее твердо определены и объем, и строфическое строение стихотворения. По предсказуемости формальных элементов твердые формы близки к строфам, но в строфах повторение тождественных форм совершается внутри одного стихотворения, а в твердых формах – между разными стихотворениями одной традиции.

    По строгости организации различаются твердые формы, в которых 1) и объем, и строфика фиксированы (сонет, триолет, рондо, рондель, секстина; 2) объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель; 3) ни объем, ни строфика не фиксированы (канцона, виреле, глосса).

    Вилланель (франц. Villanelle – сел. песня) – твердая стихотворная форма: 6 строф с рифмовкой А1bA2 abA1 abA 2 abA1 abA 2 abA1A2, где А1 и А2 – повторяющиеся припевы. Сложилась во французской поэзии XVI века по образцу имитаций итальянских народных песен, распространение получила лишь в стилизациях («Все это было сон мгновенный…» В.Я. Брюсова).

    Виреле (франц. virelai – рефрен, припев, основанный на звукоподражании) – песенная форма в средневековой французской поэзии: припев + 2-членная строфа нетождественного с припевом строения + 1-членная строфа тождественного с припевом строения +припев: АВВА +(сd +cd+ аbba+АВВА).

    Глосса – твердая форма в испанской поэзии XIV–XVII веков: стих из нескольких строф (обычно 4 децимы), последние строки которых составляют особую строфу (вводное мотто), комментируемую последующими строфами (пример см. в романе Сервантеса «Дон Кихот», ч.II, гл.18). В других литературах малоупотребительна; ср., например, аналогично построенные стихотворения В. Брюсова «Витраж-триптих» и «Парки бабье лепетанье…».

    Канцона (от итал. canzone – песня) – полутвердая форма итал. поэзии. Строфа классической канцоны состоит из восходящей части (два члена с тождественным расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей части (один член, кода {итал. coda, букв. хвост: 1) нисходящая часть строф песенно-плясового происхождения, замыкающая двучленную часть; 2) дополнительные строки, т. е. сверх 14-ти в конце шуточного сонета}). Целое стихотворение состоит из 5-7 строф и еще одной коды. В других литературах употребительна в стилизациях. Пример строфы канцоны (Вяч. Иванов по схеме Петрарки: AbC+AbС+сDdEE, где большие буквы длинные, а малые – короткие стихи):

    Великий Колокол на богомолье

    Тебя позвал …Тоской

    Затрепетала вдруг нетерпеливой

    И вырвалась душа в свое приволье

    (На подвиг иль покой?)

    Из ласковых оков любви ревнивой…

    И вновь над тонкой нивой

    Тебя я вижу сирою Церерой:

    С печалию и верой

    Зовешь ты дождь и солнце на поля,

    Где пленный дождь еще таит земля.

    Стиховедческие термины

    Акростих (от греч. akrostichis, букв. краестишие) стихи, в которых начальные буквы (реже слоги или слова) составляют слово или фразу, обычно – имя автора или адресата. Рассчитан на зрительное восприятие. Родился из магических текстов, популярен в поэзии поздней античности, средневековья, барокко. Акростих из последних букв называется телестих, из средних – месостих. Пример, сонет Кузмина, посвященный В. Брюсову:

    Валы стремят свой яростный прибой,

    А скалы все стоят неколебимо,

    Летит орел, прицелов жалких мимо.

    Акцентный стих, основная форма тонического стихосложения, в котором урегулировано только количество ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русск. яз. обычно 0-4 слога). Самые употребительные размеры – 4- и3-ударный А.с. Наиболее строго организован А.с. с парной рифмовкой (раешный стих), наиболее вольно – А.с. нерифмованный (свободный стих). В русской поэзии акцентный стих господствует в народном говорном стихе, в досиллабическом стихе 17 века, занимает видное место у В.В. Маяковского (наряду с дольником и вольным хореем) и др. поэтов 1910-20-х годов.

    Александрийский стих (назв. От франц. поэмы об Александре Македонском, 12 в), во франц. стихосложении 12-сложный стих с ударениями на 6-ом и 12-ом и цезурой после 6-го слога, обычно с парной рифмовкой, в нем. и русск. стихосложении передается 6-стопным ямбом с цезурой после 3-ей стопы. В эпоху классицизма – осн. размер эпоса, трагедии, элегии, сатиры и др. высоких и средних жанров. Пример стих. Рылеева «К временщику»:

    Надменный временщик, и подлый и коварный,

    Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

    Неистовый тиран родной страны своей,

    Взнесенный в высший сан пронырствами злодей!..

    Аллитерация (ср.- век. лат. Alliteratio от лат. ad –к, при и littera – буква), повторение согласных звуков, преим. в начале слов, основный элемент фоники. Это орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов («Пора, перо покоя просит…»).

    Альтернанс (франц. Alternance- чередование), правило чередования рифмованных стихов с мужскими и женскими окончаниями (клаузулами), мужские и женские стихи обязательно должны быть связаны рифмой, стык нерифмующихся однородных стихов недопустим.

    Амфибрахий (греч. amphibraсhys – с двух сторон кратный), в силлабо-тоническом стихосложении: метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на 2.-м. Сильное место заполняется ударным, слабое – двумя безударными.

    Амфимакр (от греч. amphimakros – c двух сторон долгий), или кретик в античном стихосложении: стопа из 5 мор строения – V –, употреблялась преимущественно в песнях комедий.

    Анакруза (от греч. anacrusis – букв. отталкивание назад), слабое место в начале стиха до первого икта. В хорее и дактиле – нулевая, в ямбе и амфибрахии – односложная, в анапесте – двусложная. Возможны размеры с переменной анакрузой («Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной» М.Ю.Лермонтов).

    Анапест (от греч. anapaistos – обратный дактилю, букв. отраженный назад). В античном стихосложении стопа из 4 мор, употреблялась в маршевых лирических песнях. В силлабо-тоническом стихосложении – метр, образованный стопами из 3 слогов с сильным местом на 3-ем., сильное место заполняется обязательным ударным.

    Анжанбеман (от франц. enjambement – перенос), то же, что и перенос.

    Астрофизм, отсутствие строфического строения в стихотворном произведении.

    Белый стих (англ. blank verse), нерифмованный стих в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении. (Б.с. в узком смысле слова – «Борис Годунов» А.С. Пушкина).

    Вольный стих, в русском силлабо-тоническом стихосложении – неравностопный ямб с неурегулированным чередованием строк разной длины (преим. 4- и 6-, а потом 6- и 5-стопных). Употреблялся с 18 века в баснях, сказках («Душенька» Богдановича), пиндарической лирике, в 19 веке в посланиях, элегиях («Погасло дневное светило» А.С.Пушкина), драме («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), в 20 веке выходит из употребления. По аналогии вольным стихом иногда называются неямбические неравностопные размеры: хореи («Товарищу Нетте» - В.В.Маяковского), анапесты («Рыцарь на час» - Н.Некрасова).

    Верлибр (франц. vers libre – свободный стих), стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, в устном – напевом). Известен в средневековой литургической поэзии (в т.ч. старославян-ской, где он развился при разложении силлабического антифонного стиха), был возрожден немецкими предромантиками, У.Уитменом и франц. символистами. В 20 веке получил распространение в мировой литературе. В русской поэзии свободный стих появляется в переводах и стилизациях середины 19 века. Классические образцы – у Блока («Она пришла с мороза…» и М.А.Кузмина («Александрийские песни»), разрабатывается В.А.Солоухиным, Е.А. Винокуровым и др. совр. поэтами. Русский свободный стих обычно имеет вид вольного (т.е. неравноударного) белого (т.е. нерифмованного) акцентного стиха, но иногда дает и более строгие формы (вольный белый дольник у Фета).

    Дактиль (греч.daktylos – букв. палец), в античном стихосложении стопа из 4 мор, употреблялось преимущественно в гекзаметре и пентаметре. В силлабо-тоническом стихосложении – метр, образуемый стопами из трех слогов с сильным местом на 1-ом, сильное место заполняется обязательно ударным слогом и только начальный слог строки, часто пропускающий ударения, может считаться произвольным. В русском стихе 18 века преобладали 2-стопные и 4-стопные дактили «Суетен будешь /Ты человек» А.П.Сумароков), в 19 веке – 4-стопные и 3-стопные («Где твое личико смуглое» Н.А.Некрасов).

    Диссонанс (франц. dissonance- разнозвучие), реже консонанс (франц. consonance- созвучие), неточная рифма, в которой согласные звуки совпадают, а ударные гласные не совпадают: Грига –нега-сага- бога юга (И.Северянин), тающая – лик – веющая –снег (а.Блок. В русской поэзии малоупотребителен.

    Звукопись в стихосложении, то же, что и система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. («Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши» К.Бальмонт).

    Клаузула (лат. clausula – заключение), окончание стиха или прозаического колона, обычно отличается повышенной ритмической урегулированностью (в силлабическом стихосложении – тенденция к твердому расположению долгот или ударений, в силлабо-тоническом стихе – к обязательной ударности последнего икта), часто рифмой. По числу безударных слогов после последнего ударения различаются клаузулы мужские (молодой), женские (молодая), дактилические (молодеющий), гипердактилические (молодеющие).

    Метр (от греч. metron – мера, размер), самая общая схема звукового ритма стиха, то есть предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определенных позициях.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта