Главная страница
Навигация по странице:

  • Направление, течение, школа

  • Художественные направления как составляющие литературного процесса

  • Сентиментализм Романтизм Критический реализм

  • Социалистический реализм Модернизм

  • Натуральная школа Гоголя Озерная школа романтиков Школа писателей деревенщиков

  • Производственная драма Концептуалисты

  • Введение в литературоведение. Лекции. Учебник для вузов Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др. под общей ред. Л. М. Крупчанова. М. Издание оникс, 2009


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Н. Л. Вершинина, Е. В. Волкова, А. А. Илюшин и др. под общей ред. Л. М. Крупчанова. М. Издание оникс, 2009
    АнкорВведение в литературоведение. Лекции.doc
    Дата21.03.2017
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в литературоведение. Лекции.doc
    ТипУчебник
    #4032
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Художественное направление – Оценка

    Обобщение

    Художественное воплощение
    Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе в искусстве XVII– нач. XVIII веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Как целостная художественная система классицизм сформировался во Франции в период укрепления и расцвета абсолютизма. Законченно-системное выражение классицизм получает в «Поэтическом искусстве» (1674) Н. Буало, обобщающего художественный опыт французской литературы XVII века. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма, соответствующие философским идеям картезианства. Они утверждают взгляд на художественное произведение как создание искусственное – сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип «подражания природе», классицисты считают непременным его условием строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики (Аристотеля, Горация) искусства и определяют законы художественной формы, превращающей жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства.

    Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт ее высшего познания – искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало «высокомерное» по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Классицистический образ тяготеет к образцу, он особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирикой жизни. Это отвечало и общественно-воспитательной функции искусства, которой эстетика классицизма придавала огромное значение.

    Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифы, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня), изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий. Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями. В этой коллизии наметилась поляризация общественного и частного бытия человека, определявшая и структуру образа.
    Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII–первой половины XIX веков, получившее всемирное значение и распространение. Романтизм явился высшей точкой антипросветительского движения. Его основные социально-идеологические предпосылки – разочарование в результатах Великой французской революции и в буржуазной цивилизации вообще. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство – враждебным природе человека и его личностной свободе.

    Неверие в социальный, промышленный, политический и научный прогресс, принесший новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности, разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали лучшие умы (как самое «естественное» и «разумное») Европы, постепенно разрасталось до космического пессимизма. Принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби» («болезнь века», присущая героям Шатобриана, Мюссе, Байрона). Тема «лежащего во зле» «страшного мира» (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни) прошла через всю историю романтической литературы, воплотившись наиболее явственно в «драме рока», в произведениях Дж. Байрона, Э. Гофмана, Э. По и других. Вместе с тем романтизму свойственно чувство сопричастности стремительно развивающемуся и обновляющемуся миру, включенности в поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение скрытого богатства и беспредельных возможностей бытия. «Энтузиазм», основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная, всезахватывающая жажда обновления – одна из характерных особенностей романтического мироощущения (см. об этом работу Н.Я. Берковского «Романтизм в Германии». С. 25–26).

    Глубине и всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается романтическая тяга к «бесконечному», к идеалам абсолютным и универсальным. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания, народное творчество, минувшие исторические эпохи, экзотические картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов. Низменной материальной практике они противопоставляли возвышенные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, высшими проявлениями которого для романтиков были искусство, религия, философия.

    Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них – малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Столь же характерны для романтиков защита свободы, суверенности, самоценности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Апология личности служила как бы самозащитой от безжалостного хода истории и нараставшей нивелировки самого человека в буржуазном обществе.

    Требование историзма и народности искусства (главным образом в смысле верного воссоздания колорита места и времени) – одно из непреходящих завоеваний романтической теории искусства. Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определенный философский смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого – универсума. В области эстетики романтизм противопоставил классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой особый мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, чем эмпирическая действительность, так как само искусство и является высшей реальностью. Романтики яростно защищали творческую свободу художников, отвергали нормативность в эстетике, что, впрочем, не исключало создание собственных романтических канонов.

    С точки зрения принципов художественной изобразительности романтики тяготели к фантастике, сатирическому гротеску, демонстративной условности формы, фрагментарности, отрывочности, вершинности композиции, они смело смешивали обыденное и необычное, трагическое и комическое.
    Реализм, художественное направление в искусстве, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. Утверждая значение реализма как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все стороны жизни без ограничений. Искусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. В широком смысле категория реализма служит для определения отношения произведений литературы к действительности, независимо от принадлежности писателя к тому или иному течению. У истоков реализма в России стояли И.А.Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пуш-кин (в западной литературе реализм возникает несколько позже, первыми представителями его были Стендаль и Бальзак).

    Основные черты реализма. 1. Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, – основной критерий художественности. 2. Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм – основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития. В реалистической литературе внутренний мир и поведение героев несут на себе, как правило, неизгладимую печать времени. Писатель нередко показывает прямую зависимость их социальных, нравственных, религиозных представлений от условий существования в данном обществе, уделяет большое внимание социально-бытовому фону времени. В то же время в зрелом реалистическом искусстве обстоятельства изображаются лишь как необходимая предпосылка раскрытия душевного мира людей. 3. Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на их обличении. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы – сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека. 4. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, то есть характеры изображаются в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях. 5. Взаимоотношения личности и общества – ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, выламывающиеся из своего окружения, но это не означает, что реалистов не интересуют люди незаметные, сливающиеся со своей средой, представители масс (тип маленького человека у Гоголя и Чехова). 6. Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики. 7. Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного языка. 8. Разнообразие жанров (эпических, лироэпических, драматических, сатирических). 9. Отражение реальной действительности не исключает вымысла и фантастику, хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.

    Направление, течение, школа
    Литературное направление – объединение писателей, сходных по типу своего художественного мышления, но далеко не всегда совпадающих по своим идеологическим воззрениям. Борьба и смена литературных направлений составляют содержание литературного процесса. Они стали осознаваться лишь тогда, когда эстетическая теория достигла определенного уровня. Каждое литературное направление так или иначе объявляет о себе теоретическим манифестом. К примеру, теоретические основания классицизма сформулированы в «Поэтическом искусстве» Н. Буало, а романтизма – в знаменитом «Предисловии к «Кромвелю» В. Гюго. Литературные направления, в свою очередь, подразделяются на течения, представляющие общности писателей как по эстетическим, так и по общественно-политическим взглядам. Скажем, романтизм имел два противоположных по своим идеологическим установкам течения. Еще более частные подразделения литературного процесса составляют литературные группировки и школы, где писатели ассоциируются согласно организационным установкам. Литературные школы образуются на основании общности эстетических устремлений («серапионовы братья»), вокруг авторитетных лидеров («поэты некрасовской школы»), по региональному принципу («вологодская школа в русской поэзии»), наконец, по совокупности указанных признаков («натуральная школа Гоголя»).
    Художественные направления как составляющие литературного процесса


    Ренессанс

    Барокко

    Классицизм

    Просвещение

    Сентиментализм

    Романтизм




    Критический реализм

    Натурализм

    Социалистический реализм

    Модернизм





    Течение – подразделение литературного направления

    Модернизм


    символизм

    акмеизм

    кубофутуризм

    эгофутуризм

    имажинизм

    конструктивизм

    сюрреализм

    экспрессионизм

    дадаизм

    «поток сознания»

    драма абсурда

    «новый роман»


    Школа

    Общность


    по лидеру

    по региону

    по тематике

    по эстетической

    ориентации

    Натуральная школа Гоголя

    Озерная школа романтиков

    Школа писателей деревенщиков

    «Серапионовы братья»

    Поэты Некрасовской школы

    Вологодская школа

    Производственная драма

    Концептуалисты


    Родовое и жанрово-видовое деление художественной

    литературы

    Художественная литература как динамическая, исторически изменяющаяся система жанров, ассоциирующихся в виды и роды

    Рождение, развитие и упадок жанровых и видовых образований – это процесс, который имеет свои закономерности. Существуют объективные трудности классификации родов литературы. Система признаков родового членения: 1) предмет изображения; 2) отношение к нему речевой структуры; 3) способы организации художественного времени и пространства (хронотопа). Таким образом, род – «ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения» (М.Н. Эпштейн). Традиционно выделяются три рода литературы, каждый из которых определяет функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику: 1) эпос, охватывающий бытие в его пластичной объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность); 2) лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность); 3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, то есть в их двойственной эспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы слияние черт лирики и эпоса. Понятие рода сформировалось на определенном этапе развития художественной культуры. А.Н. Веселовский рассматривал вопрос о синкретизме древнейшей поэзии и начале дифференциации поэтических родов. Теория подражания («мимезис») и система литературных родов была разработана в трактате Аристотеля «Об искусстве поэзии». Он выделял три способа подражания в поэзии. Продолжателями формальной родовой дифференциации в немецкой эстетике на рубеже XVIII – XIX вв. были Гете, Шиллер, Авг. Шлегель и Шеллинг. Родовое и жанрово-видовое деление литературы в теории классицизма было предложено Н. Буало. Романтики подвергли критике жанровую теорию классицизма (В. Гюго). Содержательный принцип родового членения выдвинул Гегель. В России значительную роль сыграло учение Белинского о жанровой систематизации литературных произведений.

    Ф. Гегель, предложивший содержательный принцип родового членения, разграничил их в соответствии с предметом изображения: в основе эпоса находится событие, в основе драмы – действие, а лирики – чувства, ощущения, настроения. В одном случае возникает эпическая дистанция, в другом – драматическая коллизия, в третьем – лирическая изоляция. Все это воплощает эстетический комплекс разобщенности и противостояния человека и мира.

    Род определяет меру, состав и связь частей в произведении. Эпос предполагает просторность, неограниченность объема, драма скована в объеме временем театральной постановки, лирика – необходимостью передать чувство в сжатой, компактной форме (отсюда то, что Ю. Тынянов назвал «теснотой стихового ряда»). Род литературы диктует состав произведения, то есть те композиционно-речевые формы, которые являются доминирующими в нем: диалог в драме, монолог в лирике, диалог и монолог – в эпосе. Что касается связи, то отдельные части эпического произведения могут быть относительно автономными, автор свободен в объединении отдельных частей. В драматическом произведении существует жесткая связь между частями, так как в происходящем на глазах зрителей действии одна ситуация должна быть причиной следующей. Лирику отличает точечность. Можно говорить об избирательной способности каждого из родов к синтезу с другими видами искусства: например, лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой и живописью (театр и картины), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта