Главная страница
Навигация по странице:

  • Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача

  • Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии

  • Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления

  • Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях

  • Включает ли понятие "невыносимые страдания" также и психические страдания

  • Не является ли делом врача сохранение жизни

  • Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды

  • Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний

  • Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь

  • юр. антропология. Учебник для вузов Издательство норма (Издательская группа нормаинфра М) Москва, 2002 удк 340. 15 Ббк 67. 0 К 86


    Скачать 2.79 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Издательство норма (Издательская группа нормаинфра М) Москва, 2002 удк 340. 15 Ббк 67. 0 К 86
    Анкорюр. антропология.doc
    Дата20.05.2017
    Размер2.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаюр. антропология.doc
    ТипУчебник
    #7974
    страница32 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
    Глава 15. Эвтаназия

    Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти. В слу­чае применения эвтаназии или оказания помощи при само­убийстве врач составляет отчет в соответствии с образцом формы отчета.

    Патологоанатом составляет собственный отчет, в котором им устанавливается факт неестественной смерти пациента. Он направляет свой отчет прокурору, который должен давать разрешение на погребение.

    В региональную контрольную комиссию поступают как от­чет врача, так и отчет патологоанатома. Контрольная комис­сия получает также заключение консультанта и письмен­ное волеизъявление умершего пациента, если таковое име­ется.

    Комиссия проверяет действия врача по критериям долж­ной тщательности. Если комиссия приходит к заключению, что врач действовал с должной тщательностью, то врач пре­следованию не подлежит.

    Если врач, по мнению комиссии, действовал, не выпол­няя требований должной тщательности, комиссия направля­ет свое заключение для ознакомления в Государственную прокуратуру и региональному инспектору по здравоохране­нию. Как Государственная прокуратура, так и региональный инспектор взвешивают, должны ли в отношении данного врача быть предприняты какие-либо меры, и если да, то какие.

    Важным аспектом закона об эвтаназии является то, что региональные контрольные комиссии (в заседаниях которых принимает участие и сам врач) должны сами решать, выпол­нил ли врач в своих действиях требования должной тщатель­ности. Такой подход выбран потому, что, как показало иссле­дование, готовность врачей уведомлять о случаях примене­ния эвтаназии может возрасти, если проверка в первой инстанции проводится группой профессионалов, благодаря чему угроза принятия решения непосредственно Государствен­ной прокуратурой и только ею отпадает.

    Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?

    454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от него врача, который не участвовал в лечении данного па­циента. Независимый врач (консультант) должен обследовать пациента и сделать заключение о ходе болезни. Консультант оценивает также, является ли просьба об эвтаназии добро­вольной и тщательно взвешенной, и направляет коллеге свое письменное заключение.

    В Нидерландах создана сеть (участковых) врачей, прошед­ших специальную подготовку для того, чтобы быть в состоя­нии давать компетентное заключение по тем вопросам, с ко­торыми сталкиваются врачи при необходимости принятия ре­шения относительно окончания жизни пациента (проект SCEN). Желательно, чтобы лечащий врач выбирал в качестве кон­сультанта кого-либо из этой группы подготовленных специа­листов.

    Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?

    В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного числа членов, среди которых, во всяком случае, должен присутствовать юрист, являющий­ся председателем комиссии, врач и эксперт по вопросам эти­ки. Таким образом, в каждом случае применения эвтаназии производится проверка с точки зрения юридической процеду­ры, с точки зрения медицинских норм и в отношении норм и ценностей, действующих в обществе. Комиссия выносит свое решение большинством голосов. Как председатель, так и чле­ны комиссий назначаются Министром юстиции и Министром народного здравоохранения, благосостояния и спорта на пе­риод в шесть лет.

    Эти пять региональных контрольных комиссий действуют уже с 1 ноября 1998 г. В соответствии с новым законом реги­ональные контрольные комиссии уже не должны более на­правлять свое авторитетное заключение по тому или иному случаю применения эвтаназии в Государственную прокурату-


    455
    Глава 15. Эвтаназия

    ру, если они считают, что требования должной тщательнос­ти при применении эвтаназии или при оказании помощи при самоубийстве были выполнены. Комиссии несут также ответ­ственность за регистрацию вынесенных на рассмотрение слу­чаев окончания жизни по просьбе пациента или оказания по­мощи при самоубийстве. Это не означает, что региональные контрольные комиссии взяли на себя функцию Государствен­ной прокуратуры, поскольку они лишь высказывают свое мне­ние о соблюдении требований должной тщательности. Госу­дарственная прокуратура вправе подать запрос о расследо­вании во всех тех случаях, когда имеется резонное подозрение в совершении наказуемого деяния.

    Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления?

    Согласно закону признается как устное, так и письменное волеизъявление. Обе формы волеизъявления могут рассмат­риваться врачом как легитимная просьба о применении эвта­назии. Признание легитимности письменного волеизъявления имеет значение прежде всего тогда, когда врач принимает решение об удовлетворении просьбы о применении эвтана­зии в том случае, если пациент уже не хочет устного обще­ния. Письменное волеизъявление считается в этом случае хорошо взвешенной просьбой о применении эвтаназии. Одна­ко наличие такого волеизъявления не освобождает врача от обязанности произвести свою оценку положения в свете тре­бований должной тщательности при принятии решения об окончании жизни по просьбе пациента.

    Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?

    Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

    Невыносимость страданий пациента трудно установить объективно. В каждом конкретном случае контрольная комис­сия определяет, мог ли врач прийти к справедливому заклю­чению о невыносимости страданий пациента.

    456 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    Врачом и пациентом должны быть основательно обсужде­ны все альтернативные методы лечения. До тех пор, пока в распоряжении имеется еще какой-либо реально возможный альтернативный вид лечения, нельзя говорить о неизлечимо­сти с медицинской точки зрения.

    Невыносимость страданий, в противоположность неизле­чимости страданий, — понятие в значительной мере субъек­тивное, с трудом поддающееся объективной оценке. Тем не менее врач в тех случаях, когда страдания не очевидны ни для него самого, ни для близких, ни для лиц, обеспечиваю­щих уход, должен быть в состоянии ощущать и — исходя из своего врачебного опыта — давать оценку ситуации с опреде­ленной степенью объективности.

    Включает ли понятие "невыносимые страдания" также и психические страдания?

    Трудно объективно оценить, обращается ли пациент с просьбой о применении эвтаназии действительно по собствен­ной воле и хорошо ее взвесив, когда речь идет о психичес­ки больном пациенте, чьи страдания вызваны не в первую очередь каким-либо соматическим заболеванием. В подоб­ном случае при поступлении просьбы о применении эвтана­зии врач должен запросить мнение не одного, а двух неза­висимых специалистов, из которых по крайней мере один является психиатром. Они должны лично осмотреть пациен­та и побеседовать с ним. Ссылка на наличие чрезвычайных обстоятельств/ крайней необходимости не исключается, хотя рассмотрение таковой производится с предельной сдержан­ностью. Обычно в этой ситуации Государственная прокура­тура возбуждает процедуру уголовного преследования. В таком случае решение об обоснованности ссылки на нали­чие чрезвычайных обстоятельств/крайней необходимости выносится судом.

    В 1994 г. был осужден без вынесения наказания психи­атр, оказавший помощь при самоубийстве, так как он удов­летворил просьбу пациентки, страдавшей психическим за­болеванием (постановление суда по делу Шабо). Верховный суд Нидерландов подтвердил это решение и постановил, что в тех случаях, когда страдания пациента вызваны психи-


    457
    Глава 15. Эвтаназия

    ческими причинами, суд при выяснении наличия чрезвы­чайных обстоятельств/крайней необходимости должен про­являть исключительно большую осмотрительность. Вынесен­ное Дисциплинарной комиссией врачебного надзора в апре­ле 1995 г. по этому же делу решение совпадало в содержательной части с постановлением Верховного суда. Психиатру за совершенные им действия было вынесено по­рицание.

    Не является ли делом врача сохранение жизни?

    Если лечение не имеет результата, то обязанностью вра­ча является облегчение страданий пациента.

    Опубликованные в 1996 г. результаты независимого ис­следования показали, что врачи в Нидерландах с должной тщательностью подходят к принятию решений в вопросах окон­чания жизни пациента.

    Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?

    Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы просьба пациента о примене­нии эвтаназии была сделана им по собственной воле и была им хорошо взвешена, при этом речь также должна идти о неизлечимых и невыносимых страданиях, испытываемых па­циентом. Чтобы быть в состоянии дать свою оценку этим ас­пектам, врач должен хорошо знать пациента. Это означает, что пациент должен в течение определенного периода нахо­диться под наблюдением данного врача.

    Удовлетворение просьбы о применении эвтаназии пред­ставляет для врача тяжелую эмоциональную нагрузку. Врачи принимают такое решение не без раздумий. Также и с этой точки зрения время, в течение которого пациент находится под наблюдением, играет важную роль для установления лич­ного контакта между пациентом и лечащим врачом.

    Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?

    В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении эвтаназии или

    458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    Глава 15. Эвтаназия

    459


    об оказании помощи при самоубийстве. Это положение согла­суется в том, что касается разделения на возрастные катего­рии, с существующими правилами о врачебном уходе для несовершеннолетних. Пациенты от двенадцати до шестнадца­ти лет могут обращаться с просьбой о применении эвтаназии, однако при этом требуется также согласие родителей или опекуна. Шестнадцати-семнадцатилетние принимают такое решение, в принципе, самостоятельно, но их родители дол­жны участвовать в формировании этого решения. В случаях, когда речь идет о пациентах-подростках, также может иметь место ситуация неизлечимых и невыносимых страданий. При удовлетворении просьбы несовершеннолетнего о применении эвтаназии врач также должен выполнять указанные требо­вания должной тщательности.

    На практике выяснилось, что эвтаназия применяется, в первую очередь, к больным раком в терминальной стадии (90%). Также и в случаях обращения несовершеннолетних с просьба­ми о применении эвтаназии речь идет большей частью о се­рьезно больных подростках, страдающих от рака. В этих очень редких случаях родители или опекун могут присоединиться к такой просьбе. На практике всегда имеет место детальное обсуждение ситуации между лечащим врачом, пациентом и родителями или опекуном. Почти всегда в этих особых случа­ях удается достичь консенсуса.

    Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?

    Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или граждан.

    Это обязательство изложено, в частности, в ст. 6 Пакта ООН о гражданских и политических правах и в ст. 2 Европей­ской конвенции о правах человека. В основе этих положений лежит уважение феномена жизни. Эти договоры отказывают властям и другим институтам и лицам в праве лишать кого-либо жизни против его воли (за исключением известных чрез­вычайных ситуаций).

    Эти положения не ориентированы на сохранение состоя­ния неизлечимых и невыносимых страданий. Они представля­ют индивидууму защиту от посягательств на его право на жизнь. Ни из текста, ни из предыстории закона не следует наличия неправомерного нарушения этого права. Государ­ства — участники договоров обладают большой степенью сво­боды для обеспечения охраны жизни в рамках своих собствен­ных правовых систем — таково общепринятое понимание ука­занных сформулированных в общих выражениях положений. Универсальный запрет применения эвтаназии и оказания по­мощи при самоубийстве не может быть, таким образом, осу­ществлен исходя из этих договоров, однако охранный аспект этого закона должен выдерживать проверку на выполнение нормы "уважение жизни". Закон использует эту норму как исходный пункт. Применение эвтаназии по собственной просьбе пациента не представляет собой какой-либо формы преднамеренного лишения жизни в том смысле, как об этом говорится в вышеуказанных статьях договоров.

    Закон об эвтаназии не противоречит международным до­говорам и изложенным в них фундаментальным правам че­ловека. Нидерландское правительство самым активным об­разом поддерживает эти права, но в рамках этой поддерж­ки оно не считает, что индивидуум не имеет возможности принять собственное решение о том, стоит ли свою жизнь продолжать или нет. Самоубийство в Нидерландах, в проти­воположность некоторым другим странам, также не нака­зуемо".

    Завершим этот скорбный сюжет еще одним вопросом, который задает Ю. А. Дмитриев: можно ли защитить права человека после его смерти?1 Мы бы поставили проблему еще в более широком смысле: обладает ли человек правами и после физиологической смерти?

    Напомним, что Всеобщая исламская декларация прав человека в первой же статье "Право на жизнь" (во второй ее части) предписывает: "После смерти, как и при жизни,

    1 См.: Дмитриев Ю. А. Можно ли защитить права человека после его смерти? // Право и политика. 2001. № 6.

    460 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    неприкосновенным остается священный характер тела чело­века. Верующие должны следить за тем, чтобы с телом скон­чавшегося человека обходились с должной торжественнос­тью". Нет нужды приводить вопиющие факты надругатель­ства над памятью усопшего и чувствами его родственников, в которое превращается нередко так называемый погре­бальный обряд — эти факты, увы, может привести каж­дый. Мало кто даже из юристов знает о существовании Федерального закона 1996 г. "О погребении и похоронном деле" (который, правда, не устанавливает обязанности го­сударства предать земле останки покойного, а переклады­вает ее на "специализированные службы по вопросам по­хоронного дела"). Между тем право на достойное погребе­ние в соответствии с традициями, волей покойного или его родственников свято соблюдалось в обычном праве всех времен и народов. Коль скоро законодатель счел возмож­ным вмешаться в святая святых бытия человека, граждане вправе ожидать если не помощи государства, то хотя бы установления более жесткой ответственности, вплоть до уголовной, за нарушение достоинства личности при погре­бении, например, установив эту ответственность по анало­гии с таким уголовно наказуемым деянием, как разврат­ные действия. Пока что ст. 244 УК РФ устанавливает ответ­ственность только за надругательство над телами умерших и местами их захоронения. (В этой связи возникает вопрос об оценке, как правовой, так и моральной, действий влас­тей в отношении тел погибших моряков атомной подводной лодки "Курск", когда морской обычай отдавать морю тела погибших моряков вступил в острое противоречие с необ­ходимостью установления причин катастрофы и желанием воздать необходимые почести мученикам.)

    Современная правовая доктрина прекращает правоспо­собность граждан моментом смерти1, и это логично, так же как и логично ограничивать дееспособность граждани-

    1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малъко. М., 1997. С. 484.


    461
    Глава 15. Эвтаназия

    на его совершеннолетием, а в отдельных случаях по ре­шению суда и другими условиями (душевная болезнь, ис­полнение вступившего в законную силу приговора суда и т. д.).

    Но вот такая категория, как правосубъектность, т. е. воз­можность и способность лица быть субъектом права, вряд ли укладывается в жесткую логику "нет человека — нет про­блемы". Срочная и бессрочная охрана гражданским законо­дательством ряда имущественных и неимущественных прав граждан после их смерти, таких, как исполнение завеща­тельной воли умершего, охрана авторских прав и т. п., долж­на, по нашему убеждению, распространяться и на права, обеспечивающие индивидуализацию личности (право на честь, достоинство, деловую репутацию), ее автономию (пра­во на неприкосновенность частной жизни) — еще одно пер­спективное направление исследований как антропологии пра­ва, так и конституционного и гражданского права. При этом представляется, что проблема посмертных прав личности должна решаться совместными усилиями юристов, филосо­фов, медиков1.

    Итак, мы завершили свой обзор личностных прав чело­века в том виде, в каком они сформулированы на пороге но­вого века и нового тысячелетия. Согласимся: эти права пред­стают сегодня совсем в ином виде, чем, скажем, два-три десятилетия назад. Решать новые проблемы, связанные с этими правами, традиционными подходами позитивного права представляется малопродуктивным. Следовательно, современ­ное право должно искать ответ на них в тесном сотрудниче­стве с антропологами, медиками, биологами, философами, ведь сегодня как никогда проблемы права тесно переплелись с вопросами морали и справедливости, свободы и ответствен-

    1 Для более углубленного изучения проблемы рекомендуем: Вигаев И. В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990; Калиновский П. Пе­реход: Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991; Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 1990; Рязанцев С. Указ. соч.

    462 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    ности человека1. Запрет противоречащих традиционной мо­рали проявлений иной морали, ханжеское игнорирование но­вых проблем бытия человека в самых интимных его сферах лишь задержали развитие права, заставили искать иные, неправовые, пути их решения. Следует ли продолжать идти по этому пути? Думается, настало время переходить от раз­говоров о биоэтике к разработке норм биоправа.

    1 Рекомендуем публикации: Инглхарт Р. Постмодерн: Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4; Шацкий Е. Протолиберализм: Автономия личности и гражданское общество // Полис. 1997. № 5—6.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта