Главная страница
Навигация по странице:

  • "Для чего нужен закон об эвтаназии

  • Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более

  • Какие требования должной тщательности должны при

  • Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии

  • Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­

  • Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии

  • Антропология права. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо
    АнкорАнтропология права
    Дата20.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКовлер А.И. Антропология права.doc
    ТипУчебник
    #605787
    страница35 из 37
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37
    Глава 15. Эвтаназия: право на достойную смерть или убийство?

    Эвтаназия (от лат. euthanazia (ей — хорошо и thanatos— смерть) — хорошая, "блаженная" смерть) — относительно безболезненная смерть, когда применение обезболивающих средств облегчает умирание при неизлечимых и мучитель­ных болезнях. Понятие эвтаназии в последнее время приме­няется и к прекращению существования новорожденных с явными физическими аномалиями (как не вспомнить обычай древних спартанцев сбрасывать со скалы хилых и больных младенцев!). Различают пассивную эвтаназию (уход за боль­ными в виде паллиативного лечения, не приводящего к выз­доровлению) и активную эвтаназию (безболезненное умерщ­вление больного по его просьбе и с согласия родственни­ков)1.

    По проблеме эвтаназии общественное мнение раско­лото на два непримиримых лагеря. Одни напоминают о введенной в действие Гитлером программе "Эвтаназия" по умерщвлению умственно отсталых, психически боль­ных, парализованных (а затем и просто неарийцев) в га­зовых камерах или о серийном "убийце-гуманисте" Дже­ке Геворкяне из Калифорнии, другие — о мучительной смерти родных и близких, умолявших прекратить их стра­дания2.

    Есть незримый религиозный, моральный, этический ру­беж, перейти который страшно... Священник Георгий Чистя­ков пишет: "Беда сегодняшней цивилизации заключается в том, что в большинстве случаев наши родные и друзья, а потом и мы сами умираем в больнице, в изоляции от реаль­ности, вдали от родных и друзей. В страшном одиночестве больницы. Сегодня человек умирает неуслышанным..."3 Ис-

    1 См.: Рейчеле Дж. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль.
    Научно-публицистические чтения. М., 1990.

    2См.: Миллард Д. У. Эвтаназия: дебаты в Британии // Социальная и
    клиническая психиатрия. 1996. № 4.

    3Чистяков Г. Умирание или эвтаназия? // Русская мысль. 1998. 3—9 дек.
    С. 19.

    Глава 15. Эвтаназия

    тинный гуманизм, по его мнению, — помочь человеку, пре­одолевая боль и страдания, "пережить огромный духовный рост" в последние дни своей жизни, преодолеть тот потолок, которым он, казалось, уже навсегда был ограничен: "Не дать человеку пережить это — недопустимо"1.

    Признаться, нам понятнее логика испанского христиан­ского философа и антрополога Карлоса Вильверде:

    "Человек страдает больше животных, потому что сознает свое страдание. Он страдает и знает, что страдает. Но, с дру­гой стороны, страдание усиливает неотъемлемое сознание собственного "Я". Телесное и тем более душевное страдание убеждает нас в том, что ни тело, ни душа не суть объекты, а также в том, что страдание затрагивает всего человека. Можно поделиться своей болью с другими, и это доставляет облегчение, как и всякое человеческое сочувствие, которое рождается в общении с другими. Но страдание имеет настолько личный характер, что убеждает нас: каждый должен жить, сознавая свою ответственность за собственную уникальность. В последнем счете каждый остается наедине с Бытием, то есть с Богом"2.

    Здесь, по крайней мере, признается личный характер страдания и осознание человеком ответственности за свою уникальность. К. Вильверде осуждает "западное отношение к смерти" как нарушению процесса наслаждения жизнью: "Теперь стараются не говорить о тяжести болезни или о смерти ни с больным, ни с его близкими, потому что в "сча­стливом мире" это неприятно". Безболезненная смерть и до­веденный до абсурдной банальности обряд погребения ста­новятся общепринятым стандартом, поставленным на ком­мерческий поток: "Все, к чему прикасается капитализм, он дегуманизирует и превращает в способ извлечения макси­мальной выгоды"3.

    1 Схожие мысли высказывают и другие христианские мыслители: Ха-
    ратсас С. Православие и биоэтика // Человек. 1994. № 2.

    2 Вилъверде К. Философская антропология. Пер. с исп. Глава "Страдание
    и смерть". М., 2000. С. 330.

    :( Там же. С. 340—341.

    446 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    Кыргызским врачам, живущим в обществе, далеко не достигшем стадии "наслаждения жизнью", проблема эвтана­зии видится под другим углом зрения:

    "В условиях развития современной медицины еще сохра­няются, а также появляются новые заболевания, не излечи­мые в настоящее время (рак, саркома, СПИД и т. д.). Кроме того, уровень развития экономики государств не обеспечива­ет возможности полноценного лечения. Экономическое состо­яние семьи как ячейки общества также не дает возможности оплатить дорогостоящее лечение. Поэтому эвтаназия на се­годняшний день приобретает определенную актуальность.

    Развитие эвтаназии связывается с: а) социально-эконо­мической проблемой. Как отмечалось выше, при отсутствии эффективных методов лечения, тяжелом экономическом со­стоянии населения эвтаназия могла бы разрешить эту про­блему (но, с другой стороны, может ли общество, пропове­дующее всеобщую гуманность, не дать права на жизнь даже обреченным?); б) моральной проблемой. Готовы ли врачи со­знательно умерщвлять неизлечимых больных, не вызовет ли снижения ответственности за тяжелобольных массовое увлечение этим? С другой стороны, не будет ли на них накладываться печать "палачей"? К этой моральной про­блеме причастны и родственники больного, которые согла­шаются на эвтаназию, чтобы снять обузу со своих плеч (т. е. уход за ним). Но какой смысл в продолжении жизни не­излечимо больных, уставших от боли, если они сами молят о смерти? Какой смысл в существовании детей-идиотов, из-за которых нет и никогда не будет нормальной жизни у их родителей?

    Однако больных нужно лечить несмотря ни на что, если есть хоть один шанс из тысячи на спасение. С момента, когда эта надежда утрачена, со всей остротой встает вопрос о ми­лосердии в его высшем проявлении. И в этом случае им будет только эвтаназия. Врач, имеющий право принять жизнь, дол­жен иметь право и забрать ее у больного, который вправе сам решать вопрос о собственном существовании. При обна­ружении же неизлечимых заболеваний у новорожденных про­блему об эвтаназии должны решать родители. Что лучше:


    447
    Глава 15. Эвтаназия

    тратить деньги, и немалые, на лечение, выхаживание неиз­лечимых больных, олигофренов или пустить их на лечение пациентов, у которых есть хоть один шанс выжить? Но, с другой стороны, это может выглядеть негуманно"1. Правовую оценку праву человека на осуществление эв­таназии, как зеркальному отражению его конституционного права на жизнь, дают Ю. А. Дмитриев и Е. В. Шленова:

    "...в случае наступления потребности в эвтаназии, т. е. сознательном, добровольном, волевом уходе человека из жизни, основание для реализации конституционного права на охрану здоровья оказывается исчерпанным, поскольку данная цель (охрана здоровья) уже не может быть достиг­нута. Дальнейшее оказание больному медицинской помощи только усугубляет его страдания. Поэтому в данном случае используется более общая по кругу регулируемых ею отно­шений конституционная норма ст. 20, закрепляющая право на жизнь.

    Это право предполагает возможность человека самостоятель­но распорядиться своей жизнью, в том числе добровольно при­нять решение о сроках и способах ухода из нее. Полагаем, что можно даже вести речь, что право на жизнь юридически за­крепляет и ее пределы, т. е. право на самоубийство.

    Вместе с тем возникают ситуации, когда человек, решив­ший покончить счеты с жизнью, не в силах (физически и/или морально) сделать это самостоятельно, но активно желает на­ступления собственной смерти. Это — проблема эвтаназии. <...>

    Биолого-медицинский аспект проблемы заключается преж­де всего в установлении категорий пациентов, по отношению к которым может рассматриваться возможность применения эв­таназии. Среди таковых можно отметить пациентов, биологи­ческая смерть которых неминуема и которые, умирая, испыты­вают тяжелые физические страдания. Вопрос о прерывании жизни больного, физические страдания которого преходящи и могут быть ликвидированы применением соответствующих ме­дицинских средств, вообще не должен рассматриваться. Другая категория больных — это больные, находящиеся в устойчивом

    1 Мукашев М. Ш., Набиев В. В. Указ. соч. С. 113.

    448 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    вегетативном состоянии. В таком контексте медицинская сторо­на вопроса заключается в проблеме определения степени тяже­сти заболевания, насколько оно неизлечимо; достижения такой стадии в процессе лечения, когда все возможные медицинские средства оказываются исчерпанными; установления необрати­мости устойчивого вегетативного состояния"1. Разработка процедурно-юридических вопросов, касаю­щихся эвтаназии, уже ведется российскими юристами2. С другой стороны, новая формулировка клятвы врача, внесен­ная 20 декабря 1999 г. в текст Основ законодательства Рос­сийской Федерации об охране здоровья граждан, содержит прямой запрет "никогда не прибегать к осуществлению эв­таназии". Ю. Дмитриев, критикующий эту законодательную поправку как неконституционный акт, нарушающий челове­ческое достоинство больного, пишет: "Очевидно, что вопрос

    0 юридическом обосновании эвтаназии, как и любой другой
    этический вопрос (запрещение или разрешение разводов, абор­
    тов и т. п.), должен прежде всего решать сам гражданин, а
    затем уже законодатель, как это принято в большинстве
    цивилизованных стран мира"
    3.

    Представляется, что задача современного законодателя состоит в том, чтобы учитывать изменения представлений о гуманизме: если раньше гуманизмом считалось поддержа­ние жизни человека любой ценой, даже ценой его страда­ний, то сейчас, видимо, имеет право на существование и понятие о гуманизме как об облегчении страданий неизле­чимо больного по его просьбе: вопрос в расширении преде­лов свободы выбора человека, особенно если он атеист4.

    1 Дмитриев Ю. А., Шленова Е. В. Право человека в Российской Федера­
    ции на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. № 11. С. 53.

    2 См., например: Ардашева Н. А. Эвтаназия как метод искусственного
    прерывания жизни: Правовые условия ее применения // Вестник Рос­
    сийской академии медицинских наук. 1996. № 2; Ковалев М. И. Право
    на жизнь и на смерть // Государство и право. 1992. № 7.

    3 Дмитриев Ю. А. Конституционное право человека в Российской Федера­
    ции на осуществление эвтаназии // Право и политика. 2000. № 7. С. 130.

    4 См.: Сибирский В. Право на легкую смерть // Литературная газета.
    1989. № 33. 16 авг.; Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). Гл. III. "Право
    на легкую смерть". СПб., 1994.


    449
    Глава 15. Эвтаназия

    В заключение, для того чтобы дать представление о движении законодателей в этом направлении, приведем ин­тересный документ, подготовленный Министерством иност­ранных дел Нидерландов: "Вопросы и ответы о нидерланд­ском законе "Проверка случаев окончания жизни по просьбе пациента и оказания помощи при самоубийстве" (законопроект рассмотрен Первой Палатой парламента 10 апреля 2001 г.)1. Считаем при этом, что осваивающие курс антропологии права имеют право на свободный доступ к такой информации. "Для чего нужен закон об эвтаназии? В Нидерландах под эвтаназией понимается окончание жиз­ни пациента при помощи врача по просьбе пациента. Нидер­ландские власти не закрывают глаза на факт применения эвтаназии. Вопрос о том, следует ли ограничить наказуемость эвтаназии, и если да, то как — уже почти тридцать лет яв­ляется предметом широкой политической и общественной дис­куссии.

    Вследствие включения в Уголовный кодекс специального основания для исключения наказуемости врач, который осу­ществляет прекращение жизни по просьбе или оказывает помощь при самоубийстве, уже не подлежит наказанию, если им выполнены установленные законом требования должной тщательности и он уведомил о происшедшей неестественным путем смерти региональную комиссию по эвтаназии.

    Главная цель такого подхода к решению существующих проблем — обеспечить максимальную осторожность и тща­тельность при совершении этого акта путем гласности и еди­нообразного контроля за действиями по окончанию жизни ме­дицинскими средствами.

    Боли, потеря интереса к жизни и стремление умереть до­стойным образом - - главные мотивы пациентов, обращаю­щихся с просьбой об эвтаназии. Врачи как в Нидерландах, так и в других странах все чаще сталкиваются с вопросами принятия решений, связанных с окончанием жизни. Это свя­зано, в частности, со старением населения, с прогрессом

    1 Текст передан судьей Европейского Суда по правам человека, из­бранной от Нидерландов, Вильгельминой Томассен, которой выражаем искреннюю благодарность.

    450 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    медицинской технологии продления жизни и с увеличением доли смертности от рака. Под эвтаназией не следует пони­мать отказ от лечения в тех случаях, когда (последующее) лечение не имеет смысла. В этом случае врач в рамках нор­мальной медицинской практики прекращает лечение и пре­доставляет природе делать свое дело. Это же относится и к предписанию больному принимать болеутоляющие средства, побочным результатом чего является более быстрое наступ­ление смерти. В Нидерландах проблемы, связанные с опла­той лечения, не являются поводом для обращения с просьба­ми об эвтаназии. Благодаря системе социального страхова­ния каждому жителю Нидерландов обеспечено медицинское обслуживание.

    Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?

    Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он не выполнил при этих действиях все требования должной тщательности, сформулированные в законе. Для этого в Уголовный кодекс включено специальное основание для исключения наказу­емости. Действия врача по окончанию жизни пациента про­веряются контрольной комиссией (назначаемой Министром юстиции и Министром народного здравоохранения, благо­состояния и спорта). При проверке главное внимание уде­ляется медицинскому аспекту действий врача и тому, ка­ким образом принималось решение о применении эвтана­зии. Если врач уведомил о своих действиях по окончанию жизни пациента и контрольная комиссия, изучив досье, пришла к заключению, что действия врача были выполне­ны с соблюдением должной тщательности, то врач не под­лежит преследованию. В этом случае информация в Госу­дарственную прокуратуру не поступает. Если же обнару­живается, что действия врача не были достаточно тщательными ввиду того, что он не выполнил существую­щие требования в отношении надлежащей тщательности, то дело передается в Государственную прокуратуру и в


    451
    Глава 15. Эвтаназия

    Инспекцию по здравоохранению. Обе инстанции рассмат­ривают вопрос о привлечении врача к уголовной ответствен­ности.

    Цель снятия наказуемости заключается в том, чтобы вра­чи, которые соблюдают все предписанные правила надлежа­щей тщательности, не чувствовали себя преступниками при принятии решений и при осуществлении самого акта, а от­крыто и честно отвечали за свои действия. Предварительные консультация и методика проверки являются важными гаран­тиями защиты прав пациента, переносящего неизлечимые и невыносимые страдания и обращающегося по собственной воле с просьбой об окончании жизни.

    Какие требования должной тщательности должны при этом выполняться?

    Когда к врачу обращаются с просьбой об эвтаназии, он должен принимать во внимание критерии надлежащей тща­тельности. Врач должен:

    а) быть убежденным в том, что речь идет о сделанной по
    собственной воле и тщательно взвешенной просьбе пациента;

    б) быть убежденным в том, что пациент терпит неизлечи­
    мые и невыносимые страдания;

    в) информировать пациента о ситуации, в которой он на­
    ходится, и ожидаемом ее развитии;

    г) прийти вместе с пациентом к заключению, что в ситуа­
    ции, в которой он находится, не существует никакого друго­
    го разумного решения;

    д) провести консультацию по меньшей мере с одним неза­
    висимым врачом, который должен обследовать пациента и
    вынести письменное заключение относительно выполнения
    требований надлежащей тщательности, указанных в первых
    четырех пунктах;

    е) выполнить действия по окончанию жизни пациента или
    по оказанию помощи при самоубийстве с тщательным соблю­
    дением медицинских норм.

    С 1 ноября 1998 г. региональные комиссии осуществляют проверку действий врачей в отношении выполнения назван­ных требований. Эти требования включены в статью 2 Закона о проверке выполнения требований к порядку осуществле-

    452 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

    ния окончания жизни по просьбе пациента или оказания по­мощи при самоубийстве.

    Другим важным фундаментальным принципом для право­судия является наличие доверительных отношений между врачом и пациентом. Врач, принимающий решение об эвтана­зии, должен быть лечащим врачом пациента. Он должен до­статочно хорошо знать пациента, чтобы быть в состоянии сделать заключение о том, действительно ли просьба об эв­таназии представляет собой свободное волеизъявление и глу­боко продуманна и действительно ли речь идет о неизлечи­мых и невыносимых страданиях.

    Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?

    Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до принятия решения по его просьбе.

    Врачи не обязаны удовлетворять просьбу об эвтаназии. Практика показывает, впрочем, что многие пациенты нахо­дят успокоение в том, что врач, возможно, готов осуществить эвтаназию, и, в конечном счете, умирают, не обращаясь к врачу с соответствующей просьбой.

    Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?

    Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни младший и средний медицин­ский персонал ни при каких условиях не могут привлекаться к ответственности за отказ в удовлетворении просьбы об эвта­назии.

    Возможность отказать в удовлетворении просьбы об эвта­назии гарантирует врачу то, что он не обязан действовать вопреки собственной системе норм и ценностей. Закон исхо­дит из того, что не существует права пациента на эвтаназию и что врач не обязан применять эвтаназию.

    Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?


    453
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


    написать администратору сайта