Дергачев Геополитика учебник. Учебник для вузов. М. Юнитидана, 2004. 526 с. Предисловие
Скачать 2.14 Mb.
|
Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности высококвалифицированных и творчески активных работников — профессионалов духовного производства. Современные информационные технологии имеют огромное стратегическое значение: политическое, оборонное, экономическое, социальное и культурное. В отличие от трансакции — адресной передачи информации на расстояние, широкое распространение получает интеракция — интерактивное существование Слова в Сети Интернета. Формирующееся мировое информационное пространство, включающее киберпространство Интернета, называют цивилизацией Мысли. На долю Соединенных Штатов приходится по данным ЮНЕСКО 65 % мирового коммуникационного потока информации. Таким образом, Америка расположена в центре мирового информационного пространства. От американского «информационного империализма» в значительной мере зависит мировое сообщество. Интеллектуальный продукт менее подвержен колебанию курса акций, чем любой материальный товар или объект. Интеллектуал не престанет творить и после падения курса акций. Поэтому американская валютно-финансовая система, экономическим фундаментом которой являются высокие информационные технологии, — самая устойчивая в мире. В многомерном коммуникационном пространстве Земли «срединность» местоположения часто выступает гарантом самосохранения и геополитического могущества. Срединный Китай выделяется в этническом пространстве, Срединная Россия — в природно-географическом пространстве и Срединная Америка (США) — в геополитическом и геоэкономическом пространствах. Попытки «переварить» Китай неоднократно приводили к ассимиляции народов-завоевателей. Россия, пронизанная ширью пространства, трудно «переварима» из-за огромного и незавершенного коммуникационного каркаса. Близость к европейской культуре и одновременная удаленность от мировых военных театров способствовали могуществу Соединенных Штатов. В Древней Греции была создана эксцентрированная система, где центр совмещался с периферией. Здесь политические и экономические полюса располагались в пограничье (контактной зоне) суши и моря. В Евразийской степи-океане сосуществовали кочевые цивилизации и оазисы-острова городских культур Центральной Азии. Коммуникационный каркас государства— исторически сложившееся многомерное пространство государства в результате длительной геополитической трансформации территории в него входящей. Коммуникационный каркас нового независимого государства представляет собой, как правило, часть уже несуществующего геополитического пространства. Поэтому требуется воля государственных деятелей по трансформации геополитического и геоэкономического кода в целях формирования коммуникационного каркаса в соответствии с национальными интересами. В многомерном коммуникационном пространстве Земли встречаются местности, пронизанные союзом географии и истории, где чувственное восприятие природного ландшафта усиливается историческими ассоциациями. Время от времени здесь в результате рубежной коммуникативности геополитических, социокультурных, геоэкономических и других процессов создается энергетика высоких напряжений. Забытая страна пробуждается от долгого летаргического сна и начинается отсчет нового социального времени. Но ничто не вечно под луной. Местность вновь может погрузиться в забвение или сместиться на периферию интенсивной жизни, чтобы опять когда-то возродиться под другим историческим именем в новом геополитическом пространстве. В микрокосмосе молодых государств особенно проявляются геополитические и социокультурные рубежи многомерного коммуникационного пространства, которые могут стать основой консолидации или дезинтеграции. Когда разрушен коммуникационный каркас одного государства и не создан новый, велика опасность центробежных тенденций. Особенно, когда экономически слабое государство предпринимает попытку «сделать всех одинаковыми» на основе одной из традиций без учета культурно-генетического цивилизационного кода. На рубеже рационального и чувственно-осязательного (контактного) восприятия производительные силы коммуникации образуют ландшафты жизни — индивидуальное энергонасыщенное поле эмоционально-ценностной интенсивности. “Движущей силой” коммуникации человека является контраст между природным ландшафтом месторазвития (малой родиной) и другими ландшафтами “дороги жизни”. Социально-психологический фактор через страстную ностальгию создает энергетическое поле эмоционально-ценностной интенсивности независимого мышления (беседы человека с самим собой). В противоположность ландшафта месторазвития выделяется ландшафт-натюрморт (чуждый душе ландшафт). Особо следует выделить исторический ландшафт — материально-вещественный след на местности кристаллизованной пассионарности человека. Например, природно-парковый ландшафт, наполненный воспоминаниями и поэтическими ассоциациями. Многомерное коммуникационное пространство — одно из основных понятий теории БМП, результат стратификации разномасштабных процессов в природе и обществе, образующих рубежное энергоизбыточное напряжение (созидательное или разрушительное). В отличие от географического, преодолеть многомерное пространство можно только умом или сердцем. В результате стратификации разномасштабных процессов в природе и обществе образуются рубежи высокой энергетики. И в самом деле, в реальном мире «поля» природных, политических, экономических, социокультурных, конфессиональных и информационных коммуникаций не совпадают в географическом пространстве и, накладываясь, друг на друга, образуют маргинальные зоны, обладающие энергетикой интенсивных взаимодействий. При этом следует учитывать, что рубежная коммуникативность имеет не только географическую интерпретацию, но и проходит через эмоциональную сферу — «ландшафты души» человека. Таким образом, формируется многомерное пространство, коммуникационная природа которого двояка. Его рубежность может служить стратегическим ресурсом социально-экономического развития и духовного возрождения или, в условиях утраты контактных функций, превратится в непосильное бремя для страны. Тогда коммуникационная природа пространства разрушается, а государство распадается. В результате пространственно-временной стратификации разномасштабных процессов, их динамическое соприкосновение приводит к образованию в многомерном коммуникационном пространстве множества рубежей, в том числе ныне погребенных под «слоем» современности. Однако «реликты» напоминают о себе в период распада государства социально-психологическим дискомфортом, негативностью коммуникаций и выраженной конфликтностью, как реакция на изоляцию пространства от внешнего мира. При этом конфликт выступает и как «возмутитель спокойствия», и в качестве созидательной функции новой коммуникации. Рубежная энергетика «Кантовская проблема — это проблема пограничных состояний, которые в принципе только на границах и существуют. Проблема полей, напряжений, создаваемых существованием самих этих границ». Мераб Мамардашвили С исчезновением последних возможностей для территориальной колонизации и духовной экспансии происходит переход от трансцендентного к преимущественно имманентному мышлению и восприятию множественности миров. Это обусловлено также «исчерпаемостью утопических энергий». Человечество вступает в эпоху Великих открытий рубежной коммуникативности многомерного пространства, когда в центре внимания оказываются «краевые» процессы между цивилизациями, народами, морем и континентом, мир-экономиками, природой и человеком, его внешним и внутренним миром. В природе широко распространены сейсмически активные тектонические зоны разломов, зона Заварницкого-Беньёфа, метеорологические фронты воздушных масс, береговая зона суша — океан, биологически активные экотоны. Особе место занимает рубежная коммуникативность, созданная природой и человеком (цивилизации и великие реки, приморье, подстепье, Сахель, оазисы). Геополитические, геоэкономические и межцивилизационные рубежи, взаимодействуя друг с другом, создают созидательную или разрушительную энергетику. Известна, например, аттрактивность (притягательность) природных рубежей (побережья рек, морей и океанов, леса и степи). Маргинальность в природе и обществе проявляется в интенсификации рубежных процессов (дивергенции и конвергенции, центробежных и центростремительных, созидания и разрушения, затухания одного и усиления другого явления). Природные, геополитические, геоэкономические, геоэкологические, этнические, конфессиональные, культурно-исторические и другие процессы, пересекаясь и накладываясь друг на друга в данном месте и историческом времени, создают вероятностную стратифицированную картину многомерного коммуникационного пространства, обладающего высокой рубежной энергетикой (цивилизационные разломы или социокультурные рубежи, береговая зона морей и океанов, пассионарные оси Льва Гумилева, маргинальные субкультуры и др.). Представления о граничной энергетике многомерного коммуникационного пространства изложены в авторской концепции рубежной коммуникативности (Раскаленные рубежи, 1998). Понятие «рубежный» означает противоположный центральному: «маргинальный» (лат., край), граничный. Функции рубежности проявляются в природных, политических, экономических, этнических, конфессиональных, информационных, конвенциальных и других границах. Философское понятие «границы» сформулировано Гегелем в «Науке логике»: «Лишь в своей границе и благодаря ей нечто есть то, что оно есть. Нельзя, следовательно, рассматривать границу как лишь внешнее наличному бытию; она, наоборот, проникает все наличное бытие». Мераб Мамардашвили называл граничными такого рода состояния, которые в принципе не могут быть никем пережиты как таковые. Они очерчивают мир, в котором могут случаться добрые поступки, любовь, смерть, рождение. Человек не может в чистом виде выполнить состояния, заданного на границе его собственных переживаний. Арнольд Тойнби выделял барьерные и контактные функции границы: «Символически обозначенный рубеж более надежен, чем прочная стена, но непреодолимая преграда есть отрицание природы, а оно всегда грозит человеку злыми последствиями». Наряду с барьерными (затрудняющими связь) и контактными (связующими) выделяются фильтрующие (таможенные) функции границы. Эти функции интегрирует, например, государственная граница, обеспечивающая национальную безопасность. Карл Поппер отмечал отсутствие естественных границ государства, которые меняются и могут быть определены только посредством применения принципа «статус кво», то есть чисто конвенциальной процедурой. Попытка отыскать некоторые «естественные» границы государства приводит к принципу национального государства и романтическим фикциям национализма и расизма. Границав многомерном коммуникационном пространстве означаетзоны повышенной энергетики. В географическом пространстве выделяются контактные, барьерные и транзитные функции границы. Созидательная или разрушительная энергетика многомерной границы (рубежа) государств или цивилизаций (геополитической, геоэкономической, национальной, конфессиональной и т.д.) создает напряжение границы (граничную энергетику). Когда не удается создать обеспечивающий относительное качество жизни интенсивный энергоинформационный и материальный (торговый) обмен на рубежах цивилизаций, границы приходят в движение. Особо велика опасность этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов. Маргинальный — не значит периферийный (провинциальный, отсталый), периферийность есть частный случай маргинальности.Граничный энергоинформационный обмен (межличностный, сословный, этнический, цивилизационный) может быть созидательным и разрушительным. Поэтому термин «маргинальный» может использоваться в положительном и отрицательном значении. Рубежность многомерного коммуникационного пространства обусловлена миром антиподов. В переносном значении слова, антиподы — люди, этносы и цивилизации с различными социокультурными традициями. Мир антиподов является фундаментом геополитики. Об этом свидетельствуют такие концепции как Море — Континент, Запад — Восток, Север — Юг и Центр — Периферия. Общество может быть закрытым и открытым, традиционным и гражданским, индустриальным и постиндустриальным, демократическим и тоталитарным. Экономика подразделяется на рыночную и централизованную, а культура — на национальную и космополитичную. В этносфере различается положительная и отрицательная комплиментарность народов. Пространственная организация Земли включает районирование (выделение целостных систем) и дифференциацию (деление целого на части) земных сфер: биосферы, социосферы, этносферы, литосферы, гидросферы и атмосферы. Как известно, все частные виды районирования осуществляются на основе факторов, отражающих природную и социальную сущность явления: плотность биомассы (распределение живого вещества), ландшафтно-географический, климатический, литосферный, плотность населения. Для пространственной дифференциации земных сфер характерны системы с разными знаками «энергетического заряда» (положительного и отрицательного): циклоны и антициклоны в атмосфере, синоптические вихри и антициклональные круговороты в океане, этносы и суперэтносы в этносфере, континентальные и океанические тектонические плиты в литосфере, ареалы концентрации живого вещества и биологические пустыни в биосфере. Земная поверхность подразделяется на сушу и Мировой океан, далее на материки и континенты, моря и океаны. Однако географическая дифференциация Земли преимущественно конвенциальна — условны границы океанов, Европы и Азии. И эта, на первый взгляд, безобидная условность, возведенная в догму, порой оборачивается бедой. Необходимо различать границы естественные и конвенциальные. Если цивилизации (суперэтносы) и этносы рассматривать по аналогии с человеком как маргинальные (граничные) образования не только социосферы, но и биосферы, то открывается потаенная картина неизвестного мира. Обнаруживаются общие закономерности для земных сфер. Пространственная организация биосферы Земли представляется как выделение целостных систем на основе высокой энергетики живого вещества (биомассы). В Мировом океане — это антициклональные круговороты с циркумграничными энергонасыщенными зонами, а на Континентах — цивилизации с тонкой социальной прослойкой интеллектуальной и духовной элиты, «сейсмически» активными «краевыми» рубежами вражды и мира. Это могут быть зоны этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов, свободной торговли и интенсивного информационного обмена. Когда тонкие энергонасыщенные рубежи «пограничного состояния» рационального и чувственно-осязательного (контактного) восприятия мира разрушаются в результате, например, облучения радиацией воинствующего атеизма, цивилизации гибнут. Обращают на себя внимание следующие совпадения. Численность «естественных» океанов и цивилизаций примерно совпадает. По аналогии с природой, суперэтносы напоминают малоподвижные антициклоны, а этносы — более подвижные циклоны. Не случайно, в качестве рубежей евразийских цивилизаций рассматриваются атмосферные фронты, сейсмически активные зоны разломов, контактная зона суша-океан. Между «подлинными» океанами водообмен и обмен биологическими видами ограничен, а на рубежах цивилизаций характерна отрицательная комплиментарность. Даже длительное проживание на одной территории не приводит к смешанным бракам и ассимиляции. Наибольшая биологическая активность в океанах характерна для экотонов, «закаленных» экстремальными условиями контактной зоны суша-море. В социосфере наибольшая деловая активность характерна для диаспоры, социокультурных, конфессиональных маргиналов. Своеобразной “свечой зажигания” межцивилизационного диалога выступают рубежные субкультуры или культурно-маргинальные кланы (общины) с положительной или отрицательной энергетикой. Этот энергетический ресурс активной деятельности зачастую служит “локомотивом” общественного развития. Страстная ностальгия между внутренним и утраченным внешним миром, острое переживание отъединенности от родины (природного месторазвития), греховного мира и другие социально-психологические факторы создают уверенность в необходимости созидательной деятельности. Страстная ностальгия обусловлена воздействием на человека социокультурной среды с чуждым ритмом этнического поля. Пограничным состоянием разномасштабных процессов, аккумулирующих источники созидательной энергии (пассионарности), обусловлено появление великих людей и география талантов. Благодаря высокой энергетике “пограничных состояний” и открытости были достигнуты вершины маргинальной русской культуры. Одним из трагических итогов ХХ века является восхождение на Олимп власти неукорененных маргиналов-разрушителей. Таким образом, крупнейшие образования земной поверхности имеют не только конвенциальные, но и естественные «контактные» границы, которые, как правило, не совпадают. Но именно естественные границы обладают высокой энергетикой, поэтому любые попытки с позиций силы упразднить их путем искусственного размежевания народов по национальному или конфессиональному признакам грозит непредсказуемыми последствиями. Необходимо всегда помнить биполярную природу цивилизаций, в основе которой и принципы «крови и почвы» и человеческого разума. Нельзя преувеличивать возможности рационалистического мышления, так и недооценивать биологические корни человека. Особенно это актуально для реабилитации геополитики, исходившей в начале ХХ века из принципов природного географического детерминизма и преувеличенной веры в возможности «владения» Миром. В многомерном коммуникационном пространстве в результате стратификации разномасштабных процессов в природе и обществе образуются рубежи высокой энергетики. И в самом деле, в реальном мире «поля» природных, политических, экономических, социокультурных, конфессиональных и информационных коммуникаций не совпадают в географическом пространстве и, накладываясь друг на друга, образуют рубежные зоны, обладающие энергетикой интенсивных взаимодействий. При этом следует учитывать, что рубежная коммуникативность имеет не только географическую интерпретацию, но и проходит через эмоциональную сферу — «ландшафты души» человека. Таким образом, формируется многомерное пространство, коммуникационная природа которого двояка. Его рубежность может служить стратегическим ресурсом материального развития или духовного возрождения, или, в условиях утраты контактных функций превратиться в непосильное бремя для страны. Тогда коммуникационная природа пространства разрушается, а государство распадается. В результате пространственно-временной стратификации разномасштабных процессов, их динамическое соприкосновение приводит к образованию в многомерном коммуникационном пространстве множества рубежей, в том числе ныне погребенных под «слоем» современности. Однако «реликты» напоминают о себе в период распада государства социально-психологическим дискомфортом, негативностью коммуникаций и выраженной конфликтностью, как реакция на изоляцию пространства от внешнего мира. При этом конфликт выступает и как “возмутитель спокойствия”, и в качестве созидательной функции новой коммуникации. Познать различия от места к месту в реальном многомерном пространстве возможно на основе целостного образа, через чувство целого, не сводимого к сумме его частей (факультативных параметров). Идеологические ограничения советской науки не позволяли в полной мере использовать эмпирический подход к изучению объектов реального географического пространства, основанного на “пограничном” восприятии мысли и чувства, ума и сердца. Исключительный рационализм приводил к тупиковым административным решениям региональных социально-экономических проблем. Уникальное экономико-географическое положение могло “компенсироваться” некомпетентностью власти, несовершенством территориально-административного устройства, где приоритет принадлежал партийному и производственному принципам. Разномасштабные географические пространства, физико- и экономико-географическое положение страны, региона, города или другого объекта являются важным, но недостаточным условием исследования. Вне человека нельзя рассматривать время его существования (последовательные одно за другим события), в котором неоднократно изменяется положение объекта в многомерном пространстве. Коммуникационная природа объекта “раскрывается” через его рубежную (контактную и конфликтную) структуру. Здесь рубежность выступает как ресурс развития и главной функцией места географического объекта, одновременно расположенного в разных коммуникационных полях. Познать его настоящее возможно через энергетику пограничных состояний (рубежей). Разномасштабные геополитические, геоэкономические, геоэкологические, социокультурные и другие процессы, накладываясь друг на друга, образуют геостраты— стратифицированные многомерные коммуникационные пространства. Геостраты — результат пространственно-временной стратификации разномасштабных процессов многомерного пространства. Геострат характеризуется энергетическим полем и собственным временем местности, насыщенной событиями в данном геополитическом, геоэкономическом и других пространствах. В геострате отражается материализованная (в экономике или политике) или кристаллизованная (в культуре) пассионарность. Образование геостратов обусловлено периодическими и непериодическими циклами эволюции и развития. Известны геологические «слои» или «страты» различных эпох. В этногенезе происходит чередование процессов интеграции и дезинтеграции. В экономике выделяют большие и малые циклы, например, 50-летние конъюнктурные циклы Кондратьева. Освальд Шпенглер выделял непериодические циклы развития культур, а Арнольд Тойнби историю человечества представлял как совокупность циклов локальных цивилизаций. Разновидностью геострат являются геополитические «острова» — территории входящие за относительно небольшой промежуток времени в разные геополитические пространства (платформы). Испытывают наибольшую трансформацию при смене геополитического пространства, часто сопровождающуюся этнонациональными и этноконфессиональными конфликтами. В крайних случаях здесь проявляется геноцид по отношению к одной из этнических групп местного населения. Геополитические острова представляют местность, долго сохраняющую коммуникационную энергетику разрушенного политического пространства. Когда связанность многомерного коммуникационного пространства государства снижается из-за утраты геополитической мощи, пограничные территории приходят в движение. Например, Крым, Приднестровье, Абхазия, Карабах и др. На пространственно-временных рубежах геострат возникают геомары — энергоизбыточные (энергонасыщенные) граничные коммуникационные поля, позволяющие преодолевать дистанцию между геостратами. Здесь прошлое, настоящее и будущее, сополагаясь друг с другом, соприкасаясь и активно взаимодействуя, умножают энергетику объекта, например, «удваивают» её по Бахтину посредством диалогического мышления. В результате создается импульс новой парадигмы или «картины мира». Геомары представляют множество рубежных «страт» с высокой энергетикой. Духовный мир формирует энергетическое поле маргинальной культуры. Геологические «страты» создают природные поля концентрации энергетических ресурсов. Эта «законсервированная» энергия (например, девонская нефть) вскрывается и используется человеком. Выделяются природные, геополитические, социокультурные, экономические, этнические, информационные, социопсихологические и другие энергетические поля, образующие геомары на пространственно-временных рубежах геострат. Когда происходит «вскрытие» верхнего «страта» в данном месте и социальном времени, высвобождается «спящая» историческая энергия. Например, при разрушении существующего верхнего «слоя» геополитического пространства, возникают этнонациональные и этноконфессиональные конфликты, питаемые энергетикой вскрывшихся исторических «страт». В геополитике крупнейшими геомарами являются Евразийская маргинальная зона цивилизаций (ЕВРАМАР) и контактная зона суша-море (МОРЕМАР). Таким образом, рубежная коммуникативность может рассматриваться по аналогии с первичными (природными) и вторичными (созданные человеком) материальными ресурсами как стратегический ресурс, обладающий энергетикой созидания или разрушения. Например, высокая оборачиваемость капитала в свободных экономических зонах есть, как правило, результат сочетания геополитической экономики (местных преференций и зарубежных технологий) и социобиоэнергетики этнического и психологического факторов (наличие диаспоры и ностальгии по утраченной родине). Через рубежную коммуникативность происходит передача механической и наследственной информации (традиции), реализуемой в потомстве или памятниках культуры (кристаллизованной пассионарности). Как результат пространственно-временной стратификации многомерного коммуникационного пространства формируются полифункциональные геомары и полюса рубежной коммуникативности. Широкое распространение получили геомары (граничные зоны), в основе которых бинарные отношения, такие как природно-этнические, природно-экономические, геополитические, этнополитические и этноконфессиональные. Человек — Маргинал природы и общества. Своеобразный образец рубежной коммуникативности человека и природы — сады и парки, очеловеченная и поэтизированная природа. Природно-этнические контактные зоны являются месторазвитием многочисленных этносов. Этническая рубежность отражена в народах-маргиналах, среди которых латиноамериканцы, африканеры, ангоканадцы, франкоканадцы, американцы, англоавстралийцы и англоновозеландцы. Выделяются государства на рубежах цивилизаций (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) или рубежные полиэтнические государства (Швейцария, Люксембург). В истории известны мировые империи, объединившие природно-этнические рубежи Средиземноморья, Евразийской и Афразийской степей (Римская, Тюркская, Монгольская и Российская империи, Арабский халифат). Своеобразной “свечой зажигания” межцивилизационного диалога — колонизации земель, заселения, хозяйственного освоения и изменения природной среды — выступают маргинальные субкультуры или культурно-маргинальные кланы (общины). Этот энергетический ресурс активной деятельности зачастую служит “локомотивом” общественного развития. Страстная ностальгия между внутренним и утраченным внешним миром, острое переживание отъединенности от родины (природного месторазвития), греховного мира и другие социально-психологические факторы создают уверенность в необходимости созидательной деятельности. Страстная ностальгия обусловлена воздействием на человека социокультурной среды с чуждым ритмом этнического поля. Духовная рубежная комуникативность отражена в протестантизме — конфессиональной свободной зоне между человеком и богом. Широкое распространение получили социальные маргиналы. Бикультурал — носитель двух культур, как правило, представитель национальных культур диаспоры. Американские социологи, исследуя проблему акультурации (ассимиляции), выявили четыре поколения превращения монолингов (одноязычников) и монокультуралов (носителей одной, исходной культуры) в монокультуралы, носителей новой культуры и языка. Маргиналы-люмпены составляют беспризорное «сословие», деклассированную социальную прослойку общества. Люмпены в определенных исторических условиях становятся разрушителями существующих общественных отношений. В ХХ веке осуществлен мировой общественно-политический эксперимент на рубежах двух общественно-политических систем, где были созданы государства-антиподы: Восточная и Западная Германия, Северная и Южная Корея, коммунистический Китай и Тайвань. Упразднение геополитического барьера Берлинской стены стало началом краха мировой социалистической системы. Крупнейшими историческими полюсами рубежной коммуникативности являются открытые города. Прослеживается следующая последовательность смены этих полюсов: древнегреческий полис — средневековый вольный город (центр борьбы за совесть) — мировой «космополитичный» город. В средневековье борьба за понимание идей эпохи велась между «почвенным» духом крестьянина (дворянства и духовенства) и «светским» патрицианским духом старинных и прославленных больших самоуправляемых городов (Флоренция, Нюрнберг, Брюгге, Прага и др.). С развитием капитализма основными понятиями цивилизации стали, наряду с провинцией, мировые города с их космополитизмом вместо «отчизны». К мировому городу принадлежит не народ, а масса, отрицающая традиции и культуру. Поэтому Шпенглер считал, что мировые города ведут к гибели цивилизации. Своеобразными духовными полюсами кристализованной пассионарности служат мировые центры религий — Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина и другие. Пожалуй, самой необычной является маргинальная зона между внутренним и утраченным внешним миром человека — ностальгия, тоска по родине, когда нет непосредственного контакта с отечеством. Человек в мыслях остается с ней, испытывает сильную боль, определяющую поведение, в том числе предпринимательский риск. И так, прежде чем отправимся к неведомым и загадочным «берегам» цивилизаций, перечислим принципы рубежной коммуникативности:
Выделяются следующие основные типологические объекты исследования рубежной коммуникативности: геополитические (Море и Континент, Римленд и Хартленд), геоэкономические (свободные экономические зоны, международные транспортные коридоры), социокультурные (мировые космополитичные города, маргинальная культура, диаспора, бикультуралы), геоэкологические (контактная зона суша-море, экотоны). Они выступают в качестве коммуникационных коридоров, образующих на пересечении узлы (полюса) многомерного пространства. В цивилизационной геополитике в качестве объекта исследования рассматриваются энергонасыщенные рубежи многомерного коммуникационного пространства имманентного мира Земли. Среди главных геополитических объектов выделяются контактные зоны на рубежах цивилизаций (ЕВРАМАР), Континента и Мирового океана (МОРЕМАР). Рубежная коммуникативность отражает двоякую (рациональную и чувственную) природу человека и может служить стратегическим ресурсом разрушения социума или создания эффективного Большого многомерного пространства сопряженности |