Главная страница
Навигация по странице:

  • В чем же особенности нового содержания знаний об обществе

  • § 2. Знание о человеке

  • Знания человека о самом себе.

  • Знания о взаимодействии человека с природой.

  • Знания человека о ближайшем окружении.

  • Знания о человеке в широком социальном контексте. В новом курсе показано, что человек, помимо ближайшего окружения, включен также в большие общественные группы

  • слой

  • Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для вузов методика преподавания обществознания в школе


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов методика преподавания обществознания в школе
    АнкорМетодика преподавания обществознания в школе.docx
    Дата28.01.2017
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодика преподавания обществознания в школе.docx
    ТипУчебник
    #444
    страница8 из 25
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   25
    §1. Знания об обществе и его развитии
    Прежний курс «Обществоведение» главной задачей ставил именно изучение общества. Во введении к учебнику было написано, что обществоведение – сводный учебный курс, содержащий основные выводы марксистско-ленинской науки об обществе и законах его развития, о социализме и коммунизме.

    Весь комплекс знаний об обществе излагался через призму марксистского учения о законах общества – исторический материализм, который характеризовался как цельная и стройная научная теория показывающая, как из одного уклада общественной жизни развивается вследствие роста производительных сил, другой, более высокий. Раскрывался коренной принцип материалистического понимания истории – первичность общественного бытия (материальной жизни общества) и вторичность общественного сознания.

    Подробное изучение марксистского учения об общественно-экономической формации как закономерной ступени исторического развития, основанной на определенном способе производства, подводило учащихся к теоретическому положению о том, история общества есть история смены общественно-экономических формаций. Делалось заключение о характере развития общества: его движение идет не по кругу, а поступательно, от низшего к высшему. Это означает, утверждал учебник, что в истории имеет место общественный прогресс, критерием которого выступает уровень развития производительных сил. Однако смена общественных формаций, хотя и есть объективный процесс, являющийся результатом разрешения конфликта между производительными силами и устаревшими производственными отношениями, не может произойти самотеком. Движущей силой всех эксплуататорских формаций является классовая борьба, без которой в антагонистическом обществе невозможен социальный прогресс.

    Относительно роли человека в историческом процессе было сказано, что люди сами, вполне целенаправленно, творят свою историю, и законы истории прокладывают себе дорогу только через их деятельность. Поэтому люди не являются слепым орудием исторической необходимости: развитие производства лишь создает объективные материальные потребности, побуждающие большие группы людей действовать в определенном направлении – в этом суть исторической необходимости. Однако в жизнь она претворяется только через борьбу классов. Отсюда проистекло важнейшее идеологическое положение о значении активной революционной борьбы, революционной теории и роли партии в этой борьбе.

    Далее на основе общих положений исторического материализма конкретно характеризовались капитализм как последняя антагонистическая формация и социализм – первая фаза коммунистической формации.
    ***

    В чем же особенности нового содержания знаний об обществе?

    Новый курс основан на современных научных знаниях – комплексе общественных наук – истории, философии, социологии, политологии, культурологи, экономической теории, религиоведении, правоведении, этики, социальной экологии, психологии. Научный подход позволил представить общество – а это исходное понятие курса – в самом широком смысле, как часть материального мира, неразрывно связанную с природой, включающую в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Естественно, что это многогранное понятие (общество) раскрывается постепенно, через аспекты понятия, каждый из которых обстоятельно рассматривается в курсе: связь общества и природы, взаимодействие социальных групп, особенности и взаимодействие различных сфер общественной жизни. Учащимся сообщается, что в философской литературе общество определяется как динамическая, развивающаяся система, как целое, состоящее из частей, как совокупность этих частей. Выделены также подсистемы - это, прежде всего, сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная. При этом отмечено, что каждая сфера также является сложным образованием.

    В целом же общественная жизнь представлена в развитии, движении, постоянном изменении. Для того чтобы у учащихся не возникало впечатления, будто эти изменения имеют хаотический характер, вводиться ряд сквозных проблем, которые проходят через весь курс: причины социальных изменений, критерии прогресса, соотношение материальных и духовных факторов общественного развития. При этом поставленные проблемы не получают однозначных ответов. Авторы курса стремятся представить различные взгляды на ключевые проблемы общественного развития, отразить научную полемику по наиболее сложным и важным вопросам. Учащимся же предлагается определить свое отношение к приведенным точкам зрения. Так, например, поставив вопрос о том, что же выступает критерием общественного прогресса и, предъявив три различные научные концепции (развитие разума, нравственность, уровень развития производительность сил), авторы обращаются к учащимся с проблемным заданием: возможны ли, на ваш взгляд, другие критерии общественного прогресса? может ли служит мерилом развития один показатель или они должны выступить в комплексе?

    В связи со сказанным выше подчеркнем еще одну особенность нового содержания курса - соблюдение принципа научного плюрализма. Помимо возможности показать реальное положение дел в науке и общественной мысли, такой подход предостерегает от однозначных суждений и оценок, способствует выработке личной позиции. Развитие знаний об обществе в новом содержании обществоведческого образования представлено со времени зарождения мифологических представлений о социуме вплоть до нашего столетия. Учащиеся знакомятся со многими выдающимися именами. В их числе: древнейшие мыслители Конфуций, Платон и Аристотель; представители теории «естественного права» и «общественного договора» английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк; французские философы Вольтер и Ж.-Ж. Руссо; английский экономист, обогативший обществознание идеями «трудового общества» А. Смит, социалисты-утописты, мечтавшие о справедливом обществе А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; французский историк Ф. Гизо, считавший, что отношение между государством и обществом есть отношение между властью и индивидуальной свободой, впервые вставшие на путь научной социологии французский философ и социолог О. Конт и английский философ и социолог Г. Спенсер и др. Не следует, однако, думать, что содержание новых курсов заполнено обширными биографическими сведениями или, хуже того, сделана попытка изложить все научное наследие того или иного мыслителя. В рамках школьного курса такие опыты были бы обречены на неудачу.

    Новая концепция предполагает иной подход. Целенаправленно и кратко рассматриваются лишь те идеи, которые связаны с развитием знаний об обществе, формированием общецивилизационных ценностей. Например, из всей многосложной и обширной философской системы Ф. Гегеля, учащимся в доступной форме предъявлены лишь отдельные ее стороны: взгляд на ход всемирной истории, элементы учения о диалектике, понятие «гражданское общество».

    Аналогичным образом изложена и марксистская концепция общественного развития. Учащиеся узнают, как марксизм зародился, что нового внесли в науку его создатели, на какое идейное наследие опирались, что из этого наследия и почему подвергли критике. Освещены также причины появления в дальнейшем на месте единого учения нескольких разновидностей «марксизма». Определяется место марксизма в истории общественной мысли, его роль в современном мире.

    Столь же целенаправленно отобран материал о развитии обществознания в ХХ столетии. Учащиеся знакомятся с некоторыми чертами развития западной социально-философской мысли. Их внимание сосредоточено на одном из главных вопросов, который занимал и занимает философов, социологов, политологов: что лежит в основе изменений общественной жизни, преобразования в каких сферах общества оказывают решающее воздействие на сдвиги в других областях общественной жизни? Заметим, что ответы на этот фундаментальный вопрос дают разные. Учащимся предоставляется возможность самим делать выводы и выбирать позицию - что, несомненно, является одним из решающих отличий нового курса.

    Учащиеся знакомятся со взглядами сторонников технократического подхода, полагавших, что прогресс техники выступает решающим фактором общественного развития, в частности, с идеями американского экономиста Дж. Гелбрейта, считавшего, что именно на базе развития производства возможна конвергенция (сближение) двух систем - капитализма и социализма с последующим синтезом в «смешанное общество».

    По мнению ряда западных философов и социологов, ценностные установки во многом определяют уклад жизни общества и логичности, влияют на характер отношений между людьми. Включение этого понятия в содержание курса, безусловно, можно отнести к его новым чертам. Учащиеся узнают, что есть разные подходы к определению ценностей. Их внимание привлекается прежде всего, к взглядам немецкого социолога М. Вебера, видевшего в ценностях осознанные интересы, которые определяются интересом эпохи, т. е. имеют исторически конкретный характер, актуальный лишь для определенного времени, а затем утрачивают свое значение.

    Поиски ответов на вопрос о сущности общества приводят к постановке проблемы о направлении его развития - откуда и куда движется человечество? Учащиеся знакомятся с идеями английского историка и социолога А. Тойнби, создавшего теорию круговорота локальных цивилизаций, сменяющих друг друга. Отмечается вместе с тем, что большинство тех, кто разделяет идею общественного прогресса, беря за основу изменения в материальной культуре, выделяют определенные этапы исторического пути, пройденного человечеством. Так, американский социолог У. Ростоу выдвигает идею пяти стадий экономического роста, а его соотечественник философ и публицист О. Тоффлер выделяет три стадии в развитии человеческой цивилизации - аграрную, индустриальную и стадию, которой он пока не дал названия, но связал с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу.

    Таким образом, раскрыв перед учащимися многоцветную панораму науки об обществе, новый курс подводит их к выводу о том, что эта наука может успешно развиваться, только преодолевая односторонность и крайности различных течений, опираясь на все ценное, что создано мировой общественной мыслью.

    Отметим еще одну новую черту курса - введение понятия «цивилизация». Сочетая формационный и цивилизованный подходы к истории, авторы стремятся уйти от упрощенного взгляда на цивилизации прошлого как исключительно на ступени, ведущие к высшей формации. Перед учащимися разворачивается широкая панорама цивилизаций, предшествовавших современной: традиционные общества Индии, Китая, мусульманского Востока, Вавилона. Древнего Египта, древние цивилизации Европы, цивилизации эпохи Средневековья, индустриальная цивилизация. Поскольку в науке нет единого взгляда на вопрос, что такое цивилизация, авторы дают учащимся ключ к расшифровке этого понятия: нельзя понять цивилизацию, не поняв ее культуру, а культуру нельзя понять, не изучив ее ценностей. Таким образом, ориентиром для расшифровки любой цивилизации является определенная совокупность ценностей, присущая ей.

    И наконец, новым моментом содержания является введение знаний о цивилизации России. Делается попытка показать особый путь России в мировом цивилизованном процессе. Изложены различные, порой научно не устоявшиеся, зачастую противоречивые взгляды на теорию отечественного исторического прогресса. Ознакомление с этими взглядами в сочетании со знаниями, полученными из курса истории, по мнению авторов, помогает учащимся вырабатывать свою точку зрения.
    § 2. Знание о человеке
    Содержательная линия, которую мы условно назвали «Человек», в прежнем курсе «Обществоведение» просматривалась слабо.

    Безусловно, в старом тексте есть понятия «человек», «личность». В параграфе «Сознание-свойство высокоорганизованной материи» говорится о свойстве человеческого мозга отражать внешний мир в духовных образах, о том, как человек познает мир. А в параграфе «Материалистическое понимании истории» речь заходит о роли труда в жизни человека и упоминается о роли самого человека в процессе производства. Но, пожалуй, только в главе «Духовная жизнь социалистического общества. Формирование всесторонне развитой личности» тема человека начала звучать более выразительно. Здесь изложена марксистская концепция формирования «нового человека», смысл которой состоит в перестройке его психики, отношения к труду, к обществу, к семье. Изложены важнейшие исходные позиции этой концепции: поскольку личность формируется под решающим воздействием общества, социальной среды (хотя существует и обратное воздействие личности на общество), то главным условием перевоспитания является изменение уродливых общественных порядков, основанных на частной собственности и эксплуатации человека человеком. Цель коммунистического воспитания определяется как формирование всесторонне развитой личности, сочетающей моральную чистоту, высокие нравственные качества и физическое совершенство. Показаны направления воспитательной работы: идейное, трудовое, экономическое, политическое, патриотическое, интернациональное, нравственное, правовое, эстетическое. Все они нацелены на формирование марксистско-ленинского мировоззрения, классового подхода к явлениям общественной жизни, верности Коммунистической партии, на понимание ее политики, выработку четкой жизненной позиции.

    Таким образом, проблема человека освещалась в основном лишь в двух аспектах: каким человек должен быть и как этого достигнуть. При этом обращает на себя внимание, во-первых, монистический подход в разъяснении взглядов на человека, их крайняя заидеологизированность, вытеснившие научность, а во-вторых, представление человека по большой части лишь в роли социального объекта, на который воздействует различного рода факторы - объективные законы, общество, политика партии, общественно- политические организации, трудовые коллективы, семья и т. д.

    ***

    Иной подход характерен для нового обществоведческого образования: на первый план содержания выдвигаются научные знания о человеке, его индивидуальности и самоценности, правах и свободах, приоритетах его жизни и интересов. Это концептуальная, принципиальная позиция авторов. Поэтому новый курс вполне правомерно можно было бы назвать и «человековедением».

    Для более четкой характеристики предъявленных знаний о человеке можно выделить несколько составляющих: 1) знания человека о самом себе; 2) знания о взаимодействии человека с природой; 3) знания о человеке в его ближайшем окружении; 4) знания о человеке в широком социальном контексте.

    Рассмотрим подробнее каждую составляющих.

    1. Знания человека о самом себе. Новый курс знакомит учащихся с одной из вечных проблем науки, философии, религии - проблемной сущности человека.

    Приводятся выводы великих мыслителей, что человек существо биосоциальное, что в отличие от животных он умеет производить орудия труда, обладает сложно организованным мозгом, мышлением и речью, способен к целенаправленной творческой деятельности. Вместе с тем подчеркивается, что современная наука продолжает биться над проблемой «Что есть человек?», ибо вопросов больше, чем ответов, и никому неизвестно, можно ли разгадать тайну человека. Однако можно стремиться к разгадке тайны, постепенно, шаг за шагом, приближаясь к истине. Расширяя далее знания о человеке, авторы курса включают в содержание материалы о его потребностях и возможностях. Изучение этих вопросов подготавливает учащихся к познанию собственного «Я».

    Затем дается развернутая программа, нацеленная на то, чтобы учащийся обратился к изучению своего характера, индивидуальных особенностей и на этой основе – к самовоспитанию. Столь прямое обращение к личности учащегося, приучение его к саморефлексии – безусловно, одна из характерных черт нового курса.

    Знакомятся учащиеся и с такими сложными понятиями, как нравственность, культура. Эти понятия для нового содержания – сквозные, работа по их обогащению, углублению идет на протяжении всего курса. Затрагиваются такие «вечные вопросы» - о цели и смысле жизни. Приводится мнение, что призвание, назначение, задача каждого человека – всесторонне развивать свои способности. Учащимся предлагается самим обдумать эти мысли.

    1. Знания о взаимодействии человека с природой.

    Новый курс ставит вопрос о месте человека в мире природы и влиянии на окружающую среду. Даны два значения понятия «природа», которое употребляется в науке: более широкое – как окружающий человека мир во всем бесконечном многообразии и более узкое – как биосфера, земная оболочка, охваченная жизнью. Приводится важнейшее положение научного знания – о единстве мира, взаимодействии всего живого на Земле. Подчеркивается мысль о том, как легко бывает нарушить связи, существующие в природе, и к каким порой необратимым последствиям это может привести.

    В новом курсе изложена идея В. И. Вернадского о развитии биосферы, постепенно превращающийся в ноосферу – область планеты, охваченную разумной деятельностью человека, ставится важнейшая проблема современности: значит ли, что человек будет безраздельно господствовать над природой?

    Какое же место занимает человек в мире природы, на «лестнице живых существ»? Может быть, он и есть «царь природы», «венец творения», способный распоряжаться ею по своему усмотрению? Все эти вопросы ставятся перед учащимися, и авторы не торопятся дать готовые ответы. Напротив, приводятся разные аргументы, различные точки зрения. Учащимся предлагается самим определить свою позицию.

    Курс помогает учащимся задуматься над проблемами экологии. Приводятся печальные аргументы, которые позволяют назвать современное состояние природной среды, подвергнувшееся активной хозяйственной деятельности человека, надвигающимся всеобщим экологическим кризисом. Делается обоснованный вывод: человечество оказалось у роковой черты. Переступит ее человек или нет? Что нужно сделать человеку, чтобы преодолеть кризис, и можно ли его преодолеть? Учащиеся знакомятся с прогнозами ученых о будущем, которое ожидает род человеческий, если люди не изменят своего отношения к природе. Подчеркивается мнение ученых-экологов: условием выживание стало экологически грамотное поведение каждого.

    1. Знания человека о ближайшем окружении.

    Эта составляющая часть нового курса знакомит учащихся с одним из аспектов разнообразных отношений человека к окружающему миру – с межличностными отношениями, т. е. отношениями, характеризующими взаимосвязи отдельных людей. Отмечается, что отношения могут быть деловыми и личными, приятельскими. товарищескими, семейными, причем для каждого вида характерны определенные чувства, особенности поведения. Раскрывается также роль общения в межличностных отношениях. При этом авторы не только знакомят учащихся с самим понятием, но и стремятся помочь формированию настоящей культуры общения в различных ситуациях, например, в конфликтной. Для этого специально моделируется конфликтная ситуация, и на конкретном примере показываются правила общения, пригодные в данной ситуации.

    Подготовив, таким образом, учащихся, авторы далее знакомят их с особенностями общения в малой группе, с различными ролями человека, в том числе и ролью лидера. Естественно, что от малых групп разговор приводит к неисчерпаемым темам дружбы, а затем любви, психологического климата в семье.

    1. Знания о человеке в широком социальном контексте.

    В новом курсе показано, что человек, помимо ближайшего окружения, включен также в большие общественные группы – социальный слой (группу), класс, нацию. Человек, как уже говорилось, неизбежно вступает в общественные отношения. Поскольку общество можно подразделить на четыре сферы – экономическую, социальную, политическую и духовную, - поскольку человек является также основным субъектом отношений в каждой из этих сфер. При анализе других содержательных линий мы еще будем возвращаться к данной теме.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   25


    написать администратору сайта