Главная страница
Навигация по странице:

  • § 6. Знания о духовно-нравственной жизни

  • Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для вузов методика преподавания обществознания в школе


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов методика преподавания обществознания в школе
    АнкорМетодика преподавания обществознания в школе.docx
    Дата28.01.2017
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодика преподавания обществознания в школе.docx
    ТипУчебник
    #444
    страница10 из 25
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25
    § 5. Знания о политической жизни, государстве и праве
    В прежнем курсе «Обществоведение» эта сфера жизни общества освещалась с классовых позиций. Государство определялось как орудие в руках господствующего класса для подчинения и подавления угнетенных классов. Вводились понятия о трех типах государства (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое), формах правления (монархия, республика), политическом режиме (методы управления – террористические и демократические. Право характеризовалось как совокупность норм (правил поведения), защищающих интересы господствующего класса. Отмечалось, что под демократией понималось такое государственное устройство, которое подразумевает участие народа в управлении и свободу личности. Подчеркивалось, однако, что в классовом обществе демократия не может не носить классовый характер. Наличие демократических институтов отнюдь не устраняет классовых характер государства. Буржуазная демократия, несмотря на классовую ограниченность, создает более благоприятные условия для борьбы за улучшения положения рабочего класса, но подлинная демократия возможна только в условиях социализма. На этой общетеоретической базе далее строилась характеристика политического строя буржуазного общества (для которого на этапе империализма характерен поворот от демократии к реакции), а также политической системы социализма, основанной на принципе демократического централизма, социалистического феодализма, социалистического федерализма, социалистической законности и правопорядка, а также руководства Коммунистической партии. Указывалось, что стратегическая линия развития политической системы, которая была намечена в Программе КПСС, состояла в совершенствовании советской демократии, все более полном осуществлении социалистического самоуправления народа на основе активного и действительного участия трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни.
    ***

    Широкий научный подход, ставший, как уже отмечалось, ведущим принципом построения содержания обществоведческих знаний, позволил в новом курсе обрисовать панораму политических систем современности. Отмечено, что рост экономической интеграции в современном мире сопровождается ростом интеграции политической, - это позволяет говорить о всемирном политическом пространстве. Дается принятое в науке толкование политической системы, как комплекса, состоящего из четырех компонентов политических структур и институтов (организаций), политических отношений, политических норм, а также политических взглядов, идей, теорий, политической культуры. Политические структуры и институты (организации) принято называть организационным компонентом системы, куда входит государство (главный компонент системы), массовые политические движения и партии.

    Отмечается, что политическая жизнь сегодня представляет собой пеструю картину. В науке существует несколько подходов к дифференциации массовых политических движений. Согласно одному из подходов их можно определить как консервативные и реформаторские, революционные и контрреволюционные, согласно другому, - как социал-демократические, коммунистические, национально-освободительные. Кроме того, в настоящее время откровенно политические черты приобретают религиозные движения.

    Подчеркивается, что политические партии организационно более оформлены, менее аморфны и стабильны, однако по своим политическим установкам они столь же условно могут быть подразделены на консервативные и реформаторские, революционные и контрреволюционные. С середины ХХ столетия, когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, на смену классовым партиям (буржуазным, мелкобуржуазным, крестьянским, рабочим и пр.) стали приходить объединенные, общенародные партии, учитывающие общие интересы не только определенного класса, слоя, но и целого блока социальных сил.

    Относительно политических норм говорится, что они устанавливают границы допустимого политического поведения – это правовые нормы (конституция, законы), а также корпоративные, политические обычаи и традиции, нормы морали. Эффективность политики во многом зависит также от политической культуры человека: от того, какие политические и нравственные принципы (ценностные ориентации) избирает личность в процессе политической деятельности. Взаимодействие всех компонентов политической системы складывается в определенный политический режим, которых в истории известно несколько – демократический, авторитарный, тоталитарный.

    Отмечено также, что политические системы на практике существуют как бы на трех уровнях: помимо государственного, существуют региональные (Европейское Сообщество, НАТО и др.) и глобальные, мировые (ООН, ЮНЕСКО, Международный валютный фонд и др.). Конечно же, национальное государство было и остается главным центром, порождающим политическую систему. Отмечаются две характерные черты современных политических систем – их разнообразие и динамизм – постоянные изменения, преобразования, возникновение новых (СНГ, Балтийская ассоциация) и исчезновение прежних (СССР, Варшавский блок, СЭВ, Югославская Федерация, Чехословацкая Федерация).

    Важным элементом нового содержания является введение знаний о сложившемся в последней трети ХХ в. в ряде развитых стран мира правовом государстве, основополагающим признаком которого является верховенство права, закрепленное в конституции страны. Это означает, что закону подчинено и само государство, и его органы, все должностные лица, а также все другие организации и граждане.

    Объясняется роль принципа разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную, судебную – что позволяет осуществлять эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой, ибо ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме; каждая власть осуществляет только свою, присущую ей функцию, и не имеет права подменять деятельность другой власти.

    Понятно, что рассмотрение вопроса о правовом государстве требует раскрытия понятия «право». Оно трактуется как особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения и находит свое выражение в системе юридических норм, закрепляющих исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости. Отмечено, что право может существовать как в виде государственного правового документа, так и в виде образца, идеала. Подчеркивается, что право охватывает все сферы жизни человека и общества, внося в них начала всеобщего согласия, гражданского мира, диалога, договоренности. Объясняется также, что право выступает как мера свободы. Исходя из идеи естественного права, авторы курса проводят мысль об естественных и неотъемлемых правах человека, принадлежащих ему по праву рождения. Ныне права личности закреплены как в целом ряде международных правовых документах, так и в новой Конституции Российской Федерации.

    Раскрывается новое в отечественном политическом лексиконе понятие «политический плюрализм». Изложены мнения ученых политологов о том, что плюрализм, являясь полной противоположностью монополизма, характеризуется помимо такого важного признака как разнородностью общественных элементов, еще и другими чертами: он означает стимулирование многообразия общественной жизни путем создания конкуренции и оппозиции; самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества; отказ от диктатуры и насилия при разрешении конфликтов (противоречий), действия только в рамках закона, мирными способами.

    В новом обогащенном виде представлено понятие «демократия» - не только как способ организации политической систем, но и всей жизни общества. Введено понятие парламентской демократии, показан механизм ее реализации. Причем помимо положительных раскрыты и отрицательные ее стороны, такие, например, как несовершенство систем финансирования избирательной кампании.

    К важнейшим принципам демократии новый курс относит равенство и свободу личности, которые в общественно-политической жизни выступают как права граждан – экономические, политические, личные (гражданские), социальные, культурные. В совокупности же эти права – неразрывно связанные с ответственностью личности перед обществом и государством – характеризуют правовое положение гражданина, т. е. политический статус личности. Отмечено, что динамической стороной статуса является социальная роль, поскольку человек не только занимает определенную нишу в социально-политической структуре общества, но в соответствии со своим положением выполняет определенные функции. Например, политические роли личности весьма разнообразны: роль избирателя, роль депутата, участника какой-либо негосударственной организации, забастовщика, митингующего и проч. Подчеркивается, что эффективное участие в политической жизни требует от гражданина не только разносторонних политических знаний, нужна осознанная ориентация на ценности и нормы жизни демократического общества, а также опыт определенных способов деятельности для выполнения разнообразных политических ролей.
    § 6. Знания о духовно-нравственной жизни
    Вопросы духовно-нравственного развития общества и личности в прежнем курсе «Обществоведение» были отражены в основном в специальной главе «Духовная жизнь социалистического общества. Формирование всесторонне развитой личности». При рассмотрении линии «Человек» мы уже анализировали содержание этой главы. Главная ее особенность – жесткая идеологическая направленность, классовый подход. Так, в разделе «Марксистский атеизм» религия настойчиво и твердо характеризуется как «предрассудок», с которым «нужно вести борьбу». Указано, что «социализм, ликвидировав классовые антагонизмы, подорвал главные социальные корни религии, однако было бы неправильным считать, что в условиях социализма религия стала безвредной, ибо церковь и сегодня продолжает спекулировать на проблемах, еще не решенных наукой, отравляет сознание людей, задерживает их духовное развитие».

    В разделе “Марксистская этика” разъясняется, что, согласно: марксистско-ленинскому учению, мораль в классовом обществе носит классовый характер, каждый класс вырабатывает свою систему моральных норм и ценностей и, если ему принадлежит политическое господство, утверждает свою мораль как господствующую. Вместе с тем не отрицается, что в системах морали есть общечеловеческое содержание, представленное элементарными нормами поведения людей в обществе, без которых не смог бы существовать ни один общественный порядок. Но суть дела в том, i говорилось в учебнике, что классовое содержание накладывает: свой неизгладимый отпечаток на общечеловеческие нормы. Подчеркивается, что мораль рабочего класса коренным образом отличается от предшествующих систем морали именно тем, что она исходит из интересов трудящихся.

    В тексте раздела “Утверждение коммунистической морали” изложены нормы коммунистической морали как самой человечной и справедливой это мораль коллективистская, это мораль гуманистическая, это мораль активная, деятельная. Отмечается, что нравственное здоровье общества во многом определяет культура – социалистическая по содержанию, интернационалистская по духу, многообразная по национальным формам.

    ***

    Опора на широкую научную базу — культурологическую, этическую, религиоведческую и т. д. — позволила в новом курсе представить духовную культуру как своеобразную целостность искусства, науки, нравственности, религии. Раскрывается сущность культуры, ее элементы, место в жизни человека и общества. Объясняется, что в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Культура является существенной характеристикой жизни общества и неотделима от человека как социального существа: биологически человеку дается лишь организм, в процессе жизнедеятельности он формируется как культурно-историческое существо, его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к социальным ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. В этом смысле культуру можно определить как меру человеческого в человеке.

    Раскрыты особенности накопления культурных ценностей: по вертикали — связанные с преемственностью в культуре, культурными традициями, и по горизонтали — наиболее отчетливо проявляющиеся в художественной культуре. Отмечено наличие разных культур: интернациональной и национальной, светской и религиозной, взрослой и молодежной, западной и восточной, а также “массовой” и “элитарной”, играющих значительную роль в современном обществе. Подчеркивается особое значение диалога разных культур, ведущего к взаимопроникновению и взаимообогащению культур и даже возникновению качественно нового образования — транскультуры.

    Раскрывается особенность научных знаний как одной из форм духовной культуры, фактора обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Важным новым моментом является характеристика этических норм науки, включающих общечеловеческие требования и запреты, нормы, утверждающие и защищающие специфические ценности науки (такие, как бескорыстный поиск и отстаивание истины), нормы, связанные со свободой научного поиска и социальной ответственностью ученого.

    Внимание к специфическим чертам современного образования как части духовной культуры — важная позиция нового обществоведческого курса. Объясняется современная стратегия в данной области — достижение качества, отвечающего требованиям - XXI в. Для этого осуществляется гуманизация образования, предполагающая большое внимание общества к личности — ее психологии, интересам. запросам, а также гуманитаризация — усиление внимания общества к изучению человеческих дисциплин (философской антропологии, социологии, политологии, права, этики и др.) и, наконец, интернационализация, т. е. создание единой системы образования для разных стран.

    Новый курс подходит к религии как к одной из древнейших форм культуры, воздействующих на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Отмечается непреходящий, извечный характер моральных правил, их общечеловеческая ценность. Характеризуется многообразие религиозных верований и, прежде всего, мировые религии — буддизм, христианство, ислам. Подчеркнуто, что сердцевину этих учений составляет мораль, моральные нормы поведения человека. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий, он находит выражение, как в веротерпимости, так и в свободе совести — праве личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

    Обращение к личности, как мы уже отмечали, — характерная черта нового содержания. Курс касается проблем духовной жизни человека, куда, как правило, относят знания, веру, чувства, потребности, стремления, цели людей, их переживания — радости, оптимизм или уныние, веру или разочарование. Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию — принципиальное отличие человека от всех других живых существ. Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ориентиров, ценностей. В такой "пестрой среде" культурного воздействия человеку важно сохранить свою неповторимость, остаться самим собой, быть личностью, выступая одновременно и как носитель, ретранслятор духовной культуры, и как её творец, и как ее критик.

    Объясняется роль мировоззрения личности, означающего не только знания (теоретические, практические) об окружающем мире, но и его обращенность на человека, на его проблемы. Названы основные пути формирования мировоззрения личности: воздействие, среды, личный опыт, образование, воспитание и т. д., отмечен его динамический, постоянно меняющийся характер, отражающий изменения в мире и в знаниях о нем.

    Новый курс утверждает также, что полнота духовной культуры человека не может быть охарактеризована, если не затрагивать проблем морали. Раскрывается ее сущность как особого регулятора отношения человека к окружающим, к самому себе, к миру, ее принципы (гуманизм, справедливость, милосердие), ценности (общечеловеческие, национальные), идеалы (моральный образец), нормы (правила), роль морального выбора — состояния, в котором постоянно находится человек, и связанной с выбором моральной ответственностью личности, над которой всегда стоит внутренний контролер - совесть. Отказавшись от релятивистского подхода к морали, авторы нового курса характеризуют ее как вечную, общечеловеческую ценность, главная заслуга которой (морали) в том, что, несмотря на мировоззренческое многообразие и поистине “вавилонское столпотворение” норм и принципов общежития, человечество все-таки существует, развивается, что его не захлестнула с головой волна агрессии. Подчеркивается важнейшее положение, что регулирующая роль морали нацелена на соединение воли каждого человека с бесчисленным количеством других человеческих воль.
    Указано, что антиподом духовности является бездуховность – равнодушное или презрительное отношение человека к культуре, к духовным, особенно моральным ценностям.

    ***

    Подведя итог, еще раз подчеркнем, что к наиболее важным чертам нового содержания обществоведческого образования следует, прежде всего, отнести:

    гуманизацию содержания нового курса, отвечающую потребностям формирования взрослеющей личности, процессу ее ной социализации;

    — отказ от подчинения содержания курса идеологическим или политическим установкам, ориентация на гуманистические и демократические ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации;

    — опора на широкий круг современных общественных наук, интеграция в курсе знаний о человеке и обществе из истории, философии, социологии, политологии, правоведения, этики, культурологии, психологии, религиоведения, экономической теории, социальной экологии и др.;

    плюралистический подход к отбору знаний, предъявление разнообразных мировоззренческих позиций, взглядов, точек зрения по проблемам развития человека и общества, показ того или иного явления в различных аспектах; такой подход, во-первых, помогает убедить учащихся в том, что никто не обладает монополией на истину и что к ней нет простых, накатанных путей, а во-вторых, гарантирует от навязывания готовых взглядов, способствует формированию личной позиции ученика посредством его собственных размышлений, поисков, оценок:

    человековедческий отбор знаний, имеющий целью, с одной стороны, представить многоаспектный, многоуровневый “портрет” человека, рассматривать именно его (человека) в качестве главного критерия социального прогресса, а с другой, - оказать помощь процессу социализации взрослеющей личности, создать для учащегося возможность быть не только объектом воспитания, но и его активным субъектом, вырабатывающим умение рефлексировать собственное внутреннее состояние, и, познавая себя, осуществлять самосозидание;

    — введение знаний о российской цивилизации, позволившее приобщать учащихся к национальным ценностям, охарактеризовать место России в современном общецивилизационном процессе; вместе с тем учащимся дана возможность задуматься над многими проблемами, характерными для переходного периода, в котором находится страна, видеть как позитивные, так и негативные стороны нашего развития, принять решение относительно своей личной позиции в этом процессе;

    — изложение содержания нового курса не в форме набора готовых ответов, а в виде определенной совокупности социалъно-гуманитарных проблем, уже решенных или требующих решения, что позволило избежать упрощенных решений и схем в изображении жизни человека и общества.

    Кроме того, поскольку новое содержание знаний воплощено в различных вариантах учебных программ и учебных пособий, учитель получил действительную возможность реализовать свое право выбора привлекая для работы тот или иной вариант.

    Все сказанное, думается, позволяет сделать вывод о том, что в современной российской школе идет активный процесс становления нового содержания обществоведческих знаний.

    Современные цели и новое содержание обществоведческого образования требуют обновления и многообразия форм и методов обучения. Об этом речь пойдет в следующих главах.

    Глава 4

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Рассмотрение психологических аспектов социально-гуманитарного образования охватывает большой круг вопросов. Автору, касающемуся данной темы, приходится определять приоритеты, выбор которых связан, прежде всего, с его позицией, системой ценностей. Для нас это в первую очередь ценности гуманизации образования, ориентации его как в содержании, так и в методах на личности ученика и учителя. Применительно к обществоведению идея гуманизации имеет свою специфику.

    Принципиальной особенностью современного содержания обществоведческого образования, важной с психологической точки зрения, является включение в него человековедческих знаний. Философские, социологические, психологические знания о человеке призваны обеспечить возможность формирования гуманистического мировоззрения, а также создать условия для самосозидания развивающейся личности, для эффективного взаимодействия с другими людьми. Содержание обществоведческого образования определяется, прежде всего, исходя из потребностей самой личности, живущей в условиях коренных перемен в жизни общества.

    Специфика социально-гуманитарного образования заключается также в особом отношении школьников к объему изучения: обществу и человеку. Такое отношение может быть охарактеризовано как состояние психологической вовлеченности в объект, непрекращающегося взаимодействия с ним. Это является, с одной стороны, источником трудностей и проблем современного обществоведческого образования, с другой стороны, определяет его потенциал в плане перестройки содержания и методов образования, расширения возможностей развития личности. Эти возможности и рассмотрены в данной главе.

    Нет надобности доказывать, что успешность обучения во многом определяется знанием психологических особенностей учащихся, которым оно адресовано. Выбор временных параметров для введения того или иного содержания образования должен опираться на осмысление возрастных возможностей учащихся, с одной стороны, и их специфических потребностей, с другой. Психологические особенности школьников в значительной степени определяют также формы и методы преподавания. Наконец, без обращения к ученику, без знания его внутреннего мира, чувств, мыслей и поступков невозможна конкретная педагогическая деятельность каждого учителя. Поэтому анализ возрастно-психологических особенностей школьников с учетом специфики социализации в современных условиях является важной составляющей вопроса о психологических аспектах обществоведческого образования.

    Возможны два подхода к обучению: познавательный и личностно-ориентированный. Ниже мы охарактеризуем особенности личностно-ориентированного обучения обществоведению, а также психологическую специфику работы учителя. В современных условиях невозможна простая трансляция знаний от учителя к ученику, а тем более — навязывание, как знаний, так и определенных точек зрения, оценочных выводов. Новая информация должна быть соотнесена с личностным (субъектным) опытом тех, кто ее усваивает. Этот опыт формируется под влиянием семьи, национальной и социокультурной принадлежности, в результате повседневной жизнедеятельности, общения, а также под влиянием предшествующего обучения.

    В содержании обществоведческого образования приоритетны научные знания. Они должны стать достоянием личностного опыта школьников, использоваться в ситуациях повседневной жизни, а не только для ответов на уроках и экзаменах. Решение этой задачи служит личностно-ориентированное обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъектный опыт, который сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием, задаваемым обучением. В связи с этим меняется роль и функции учителя. Из наставника он становится сотрудником своих учеников, не только помогает развиваться им, но и сам растет как личность вместе со своими учениками.

    На данный момент научно обоснованы и практически проверены оптимальные возрастные границы систематического обществоведческого образования. Это 8—11 классы школы, что соответствует 1 ступеням старшего подросткового возраста (13—15 лет) и ранней юности (15—17 лет). При этом подростковый возраст совпадает с обучением в основной школе, а ранняя юность — с обучением в средней, что придает определенную самостоятельность соответствующим разделам курса.

    Современные исследователи характеризуют подростковый и ранний юношеский возраст как период, с одной стороны, социализации: врастания в мир культуры и человеческих ценностей, с другой стороны, — индивидуализации: открытия и утверждения своего уникального и неповторимого “Я”. Достижение гармонии того и другого, нелегкое само по себе, усложняется в современном обществе, когда процессы социализации и индивидуализации становятся равно трудными. Первый — в связи с разрушением тех ориентиров социальной жизни, которые еще недавно казались незыблемыми и самоочевидными, с противоречивым процессом утверждения нового. Второй — в связи с тем, что долгое время игнорировавшаяся ценность индивидуальности и сегодня во многом является декларацией и пожеланием.

    Между тем старший подростковый и ранний юношеский возраст имеют собственную психологическую специфику, определяющую характер основных проблем возраста. Рассмотрим подробнее особенности старшего подросткового и юношеского возраста под углом зрения потребностей и возможностей влияния на развитие личности со стороны социально-гуманитарного образования.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25


    написать администратору сайта