Учебник допущен Учебнометодическим объединением
Скачать 33.71 Mb.
|
§ 7. Особенности исследования рукописей, выполненных с подражанием почерку другого лица Виды подражания почерку другого лица и признаки, свидетельствующие о выполнении рукописи данным способом умышленного изменения почерка, описаны ранее1. Методические же особенности исследования рукописей, выполненных с подражанием почерку другого лица, будут схематически изложены в рамках данного параграфа применительно к следующим трем ситуациям:
Особенности предварительной стадии исследования объектов При проведении предварительного исследования на этапе ознакомления с материалами экспертизы эксперт, изучая соответствующее постановление следователя и просматривая объекты исследования, определяет ситуацию решения поставленной перед ним задачи. При этом в обстоятельствах дела может быть изложена версия следователя о выполнении спорного текста не тем лицом, которое должно было это сделать. Факт подражания почерку одного лица другим так же может быть указан в данной части постановления о назначении экспертизы. Изучение таких сведений позволяет эксперту получить значимую информацию, необходимую для выдвижения наиболее обоснованных версий. Однако, данное обстоятельство может привести и к экспертной ошибке, если эксперт будет работать только «под версию следователя». Предварительный осмотр и изучение спорной рукописи традиционно включает установление вида, характера, содержания, объема, информативности (общей, специальной), способа и условий выполнения рукописи, наличие общих и частных идентификационных признаков, на основании чего эксперт приходит к выводу о пригодности объекта для идентификационного исследования и выдвигает ту или иную версию. Как уже было указано выше, предварительное изучение любой спорной рукописи должно начинаться с установления наличия или отсутствия признаков необычности выполнения рукописи, которые, в данном случае проявляются в первую очередь как признаки нарушения пространственной ориентации движений и динамической организации рукописи (темпа движений): извилистости, дугообразности, ступенчатости формы линии письма, одновременном наличии в тексте поднимающегося, горизонтального и опускающегося направления линии письма, неустойчивости интервалов между строками; наличии тупых начал и окончаний движений, необоснованных остановок пишущего прибора, достаточно большом количестве исправлений как отдельных элементов букв, так и всего знака в целом, сильном недифференцированном нажиме. Признаки снижения координации движений 1-й и 2-й групп могут быть выражены как существенно, так и в небольшом количестве: в значительной или некоторой извилистости и угловатости при выполнении элементов букв, в существенных или небольших колебаниях размера, разгона, наклона и расстановки письменных знаков. Таким образом, при подражании почерку другого лица «классические» признаки снижения темпа и координации движений могут быть ярко выражены, проявляться в незначительном объеме или полностью отсутствовать. Поэтому, при их наличии в первых двух вариантах, могут быть выдвинуты следующие версии:
При отсутствии признаков необычности выполнения формируются две противоположные версии:
После предварительного диагностического изучения спорной рукописи эксперт переходит к ее предварительному идентификационному исследованию. В основном это касается осмотра частных признаков почерка, так как первоначальное ознакомление эксперта с общими признаками фактически происходит при анализе им диагностических признаков письма. Определяя степень отклонения букв от нормы прописи, локализацию и выраженность частных признаков, их устойчивость и вариационность, а также (при наличии) объем и характер признаков необычности выполнения текста, эксперт приходит к выводу о пригодности (или непригодности) спорной рукописи для идентификации ее исполнителя. Предварительный осмотр и изучение сравнительного материала. Сравнительный материал при исследовании рукописей, выполненных с подражанием почерку другого лица, как было указано выше, может быть трех видов:
В первых двух случаях среди образцов почерка лица, которому подражали, могут быть представлены в качестве сравнительного материала именно те рукописи, которые были скопированы в исследуемом тексте. В такой ситуации становится возможным даже установление вида подражания: «на глаз» или по памяти. Иногда указанные рукописи выступают в роли второго исследуемого объекта. В таких случаях перед экспертом ставится вопрос: «Одно и то же или разные лица выполнили рукописный текст в оригинале и копии заявления на имя прокурора города Н-ска?». В других случаях образцы почерка лица, которому подражали, могут быть представлены только ограниченными свободными образцами почерка. Это наблюдается при исследовании рукописных записей в различных завещаниях от имени умерших лиц. В остальном к сравнительному материалу предъявляются все общепринятые требования: достаточность по объему и сопоставимость по качеству (виду документа, языку, материалу письма, времени и другим условиям выполнения рукописи). При наличии следственной версии о выполнении спорной рукописи Б. с подражанием почерку А. и поступлению на исследование образцов почерка предполагаемого подражателя Б., последние обычно представлены только «родным» неизмененным почерком. Как показывает практика, выполнять рукопись с подражанием почерку другого лица предполагаемые исполнители отказываются. Процесс предварительного сравнения и оценки признаков почерка также зависит от выше рассматриваемых ситуаций проведения экспертизы. 1. При наличии только образцов почерка лица, которому, предположительно, удачно подражали, в процессе сравнения с ними спорного текста, могут совпасть большинство общих и частных идентификационных признаков. В таком случае сравниваемые почерка воспринимаются как схожие. Однако, эксперта должны «насторожить»:
2. При наличии образцов почерка лица, которому предположительно подражали, и образцов почерка предполагаемого исполнителя, сравнение проводят в два этапа: сначала сравнивают исследуемый текст с образцами почерка лица, которому подражали, затем — с образцами почерка предполагаемого исполнителя. Второй этап сравнения может отсутствовать в случае выдвижения версии (и в дальнейшем ее подтверждения) о подлинности исследуемого текста. В противоположном случае после первого этапа сравнения и оценки признаков почерка все диагностические, общие и частные идентификационные признаки предварительно сравнивают и оцениваютсв спорной рукописи и образцах почерка предполагаемого подражателя. Здесь могут складываться сложные экспертные ситуации, так как в случае влияния определенных факторов (выполнения небольшого по объему текста, совпадения степени выработанности и большинства других общих признаков почерков подражаемого лица и подражателя, хорошей способности второго лица подражать почерку первого и др.) почти все признаки «родного» почерка исполнителя будут умышленно изменены на признаки почерка другого лица. 3. Третья ситуация — исследование рукописи, выполненной с подражанием почерку другого лица при наличии только образцов почерка предполагаемого подражателя — достаточно редкая для экспертной практики. В такой ситуации могут наблюдаться самые разнообразные различия диагностических признаков (от незначительной неустойчивости направления линии письма до существенной деформации букв вследствие резко выраженного снижения координации движений 1-й и 2-й групп), общих признаков (степени сложности почерка, преобладающей формы движений, наклона, размера, разгона, степени связности букв) и идентификационных частных признаков почерка, обусловленных умышленным подражанием их признакам почерка другого лица. Таким образом, версия о выполнении исследуемой рукописи с подражанием почерку другого лица в первой ситуации может быть выдвинута на основе наличия в ней самых разнообразных диагностических признаков почерка, различия в спорном тексте и образцах некоторых общих признаков почерка (чаще всего признаков I-й группы) и наличия неточных и неполных совпадений частных признаков почерка в одинаковых по конструкции буквах. Версию во второй ситуации при установлении исполнителя неподлинной рукописи в случае положительного решения вопроса выдвигают на основе различного проявления диагностических признаков в спорном тексте и образцах почерка предполагаемого исполнителя, совпадения большинства общих признаков почерка (различия наблюдаются только в признаках, подвергшихся умышленному изменению подражателем), а также совпадения мелких детальных частных признаков почерка даже в разных по конструкции буквах и редких, но полных и точных совпадениях признаков при выполнении «не поддавшихся изменению» письменных знаков. В третьей ситуации версия о подражании почерку другого лица может быть выдвинута как одна из альтернативных версий наряду с другими, например, версиями о различных видах скорописной маскировки почерка. Идентификационная версия выдвигается аналогично версии, рассмотренной во второй ситуации. Детальная стадии исследования объектов После выдвижения версий эксперт приступает ко второму уровню исследования объектов, который заключается в более глубоком и тщательном исследовании всех диагностических и идентификационных признаков почерка сначала, как правило, в спорной рукописи, затем — в образцах почерка предполагаемых исполнителей. Раздельный этап детальной стадии исследования Указанный этап, как правило, начинается с изучения диагностических признаков почерка в спорной рукописи. Как было указано выше, признаки необычности выполнения рукописи в рассматриваемом случае могут отсутствовать вообще, а при их наличии — очень сильно варьироваться от незначительного проявления признаков снижения координации движений 2-й группы до существенной деформации букв. Разработка диагностических признаков делается по усмотрению эксперта при наличии их и в образцах почерка предполагаемых исполнителей. Более глубокое и тщательное изучение идентификационных общих признаков почерка возможно при составлении специальных таблиц-разработок. Если диагностические признаки являются разновидностью общих (извилистая форма линии письма, неустойчивость наклона, размера или разгона букв, наличие одновременно двух или трех видов направления линии письма), то указанные таблицы могут включать в себя и разработку признаков необычности выполнения рукописи. Разработки частных признаков и в исследуемой рукописи, и во всех образцах почерка делаются самые глубокие, с учетом разброса признаков. В процессе их составления должны быть дифференцированы диагностические и идентификационные признаки почерка. Последние в спорной рукописи могут быть более вариационными, чем в образцах. Это объясняется, во-первых, наличием в рукописи подражаемого и собственного вариантов письменного знака, во-вторых, присутствием нескольких вариантов подражаемого знака. Такое наблюдается при неточности определения признака буквы, как правило, в начале текста. В дальнейшем подражатель может исправить вариант знака на соответствующий копируемому. Диагностические признаки, в основном, проявляются в «подражаемых» конструкциях знаков, в «своих» буквах они фактически отсутствуют. При составлении разработок частных признаков в образцах почерка подозреваемых лиц при наличии образцов почерка подражаемого лица и подражателя обычно наблюдается следующее: в образцах почерка лица, которому подражали, фигурирует как основной, наиболее часто повторяющийся в спорном тексте вариант исследуемой буквы, в образцах почерка предполагаемого подражателя — редкий вариант этого же знака. Причем, в первом случае вариант знака будет приблизительным, во втором — точным соответствующим вариантам буквы в исследуемом тексте. Сравнительный этап детальной стадии исследования Как известно, процесс сравнения постоянно сопровождает изучение признаков почерка на всех уровнях, этапах и стадиях их исследования. На втором, основном уровне решения идентификационной задачи сравнение признаков сначала проводят по их разработкам, затем результаты его проверяют по исследуемым рукописям и образцам почерка подозреваемых лиц. Сравнение диагностических признаков почерка проводят при их наличии в спорном тексте и образцах почерка предполагаемых исполнителей. При поступлении на исследование высоко- или средневыработанных образцов «родных» почерков лица, которому предположительно подражали, и лица — предполагаемого подражателя, диагностические признаки почерка могут наблюдаться только в спорном тексте. При этом, как было указано выше, признаки необычности выполнения рукописи могут быть как незначительно, так и ярко выраженными, как признаками снижения координации движений 1-й, так и 2-й группы. При сравнении общих признаков почерка важно установить, какие именно из общих признаков как совпали (полностью или частично, точно или приблизительно) и с какими образцами почерка (которому подражали или предполагаемого подражателя), а какие — различаются (как, в чем и в какой степени). Например, при сравнении почерка в спорной рукописи и почерка, которому подражали, могут совпасть: степень сложности почерка, преобладающие форма и направление движений, размер и разгон букв, наклон и степень связности почерка. При этом могут различаться: размещение самостоятельных фрагментов рукописи; наличие, размер, конфигурация линии левых и правых полей, наличие или размер красной строки, размер интервалов между строками и словами, размещение линии письма относительно бланковой строки, форма и направление линии письма, размещение знаков препинания и переноса слов, а также степень выработанности почерка. Как видно из приведенного примера, в основном копируются общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории. Признаки же пространственной ориентации и размещения движений в рукописях, выполненных с подражанием почерку другого лица, в основном, не воспроизводятся исполнителем. Однако, как было указано выше (см. § 2 настоящей главы), успех подражания почерку другого лица во многом зависит от целого ряда факторов, к которым относятся: вид подражания; степень сходства почерка, которому подражали, с почерком подражателя; время наблюдения почерка другого лица и степень тренировки в подражании этому почерку; объем подделываемого текста; индивидуальные особенности, профессия подражателя и многое другое. При сравнении же исследуемой рукописи, выполненной с подражанием почерку другого лица, с почерком самого подражателя могут наблюдаться совпадения почти всех признаков, характеризующих пространственную ориентацию движений. Исключением являются форма и направление линии письма. Как правило, прямолинейные и горизонтальные линии письма в данном виде изменения почерка, как и в других, становятся извилистыми по форме и неустойчивыми по направлению. Сравнение частных признаков почерка, в основном, проводится по их таблицам-разработкам (с проверкой признаков по объектам исследования). При этом, сначала сравнивают признаки спорной рукописи с признаками почерка, которому подражали, затем — с признаками почерка самого подражателя. В данной ситуации наиболее часто повторяющийся в исследуемом тексте вариант буквы будет совпадать с основным вариантом этой буквы в образцах почерка, которому подражали, а наименее устойчивый — с основным вариантом знака в образцах почерка подражателя. В таблице-разработке частных признаков почерка, в первом варианте буквы (наиболее часто повторяющемся в исследуемом тексте и совпадающем с основным вариантом почерка, которому подражали) имеются в значительном количестве диагностические признаки почерка, в данном случае — признаки снижения координации движений 1-й группы, указывающие, наряду с другими, на необычность выполнения рукописи. Эти признаки, в зависимости от влияния различных факторов, могут быть как незначительно, так и существенно выраженными. В соответствующем же варианте этой буквы почерка, которому подражали, указанные диагностические признаки, естественно, отсутствуют. Второй редко повторяющийся в исследуемом тексте вариант знака, как правило, совпадает с основным вариантом буквы в образцах почерка предполагаемого исполнителя. В этом «родном» варианте буквы почерка подражателя, имеющемся в спорной рукописи, диагностические признаки полностью отсутствуют. Кроме того, при сравнении копируемого варианта знака с соответствующим вариантом буквы в подражаемом почерке наблюдается только совпадение конструкции знака и, в лучшем случае, общей формы, направления движений и наклона знака (при условии совпадения указанных признаков подражаемого почерка с признаками почерка самого подражателя). Все более мелкие детальные признаки, а в некоторых случаях и указанные выше частные признаки почерка (кроме конструкции знака), будут различаться. Во втором «родном» варианте буквы подражателя будут наблюдаться совпадения во всех проявлениях вариационности признаков и даже их разброса. Отсюда в первом случае наблюдаются неполные и неточные, полные и неточные, полные и приблизительные, неполные и приблизительные совпадения, а во втором — только полные и точные совпадения частных признаков почерка. Помимо указанных выше вариантов букв, совпадающих по конструкции, в одном случае, с основным вариантом знака подражаемого почерка, в другом — почерка подражателя, в исследуемой рукописи могут присутствовать «комбинированные» варианты знаков, часть признаков которых совпадает с признаками подражаемого почерка, а часть — с признаками почерка подражателя. Иногда в таких конструкциях букв встречаются признаки, не присущие ни тому, ни другому почерку. Это, как правило, измененные признаки почерка подражателя, которые в той или иной степени могут проявиться как в текстах, выполненных в каких-либо необычных условиях письма, так и в умышленно измененных рукописях. Поэтому, для проведения рассматриваемого вида почерковедческой экспертизы желательно наличие не только «родных» неизмененных образцов почерка предполагаемого исполнителя, но и разного рода образцов его измененного почерка. А, учитывая такое основное криминалистическое свойство почерка, как его избирательная изменчивость, идеальным вариантом для проведения данной экспертизы будет представление на исследование образцов почерка подозреваемого лица, выполненных с тем же видом подражания и тому же почерку, что и в спорной рукописи. Заключительная оценка результатов сравнения После проведения процесса экспертного исследования все выявленные диагностические и идентификационные признаки оценивают в совокупности и взаимосвязи. На этой стадии все самые разнообразные диагностические признаки почерка объясняются наличием такого факта изменения «родного» почерка исполнителя, как подражание почерку другого лица. Все различия общих и частных признаков почерка исследуемой рукописи и образцов почерка предполагаемого исполнителя (тем более при совпадении указанных различий с признаками подражаемого почерка) объясняются самим фактом подражания почерку другого лица. Библиографический список
Глава 6 ГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДПИСЕЙ § 1. Подпись как объект судебно-почерковедческого исследования Являясь одним из реквизитов документов, подпись получила широкое распространение в качестве личного удостоверительного знака. Именно это обстоятельство сделало ее и одним из наиболее распространенных объектов судебно-почерковедческой экспертизы как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Сложности, связанные с исследованием подписи, обусловлены спецификой данного почеркового материала, состоящей в дефиците полезной информации и единичном проявлении признаков. Влияние на процесс письма объективных и субъективных сбивающих факторов, применение технических средств при исполнении подписи затрудняют эффективное решение как диагностических, так и идентификационных задач, что, в конечном счете, приводит к недостаточно обоснованным либо ошибочным выводам, а также к выводам о невозможности решения вопроса по существу. Перечисленные обстоятельства требуют от эксперта глубоких знаний свойств подписного почерка и особенностей методики его исследования. Связанная с почерком единством психофизиологических основ, графических и технических навыков письма, подпись представляет собой особый вид почерковых объектов. Это касается понятия подписи как специфического почеркового образования, особенностей ее формирования, основных свойств подписного почерка и базирующейся на них системы признаков, а также общей и частных методик исследования, повышающих надежность принятия решений в отношении данной почерковой реализации. Понятие подписи как объекта графического исследования связано с ее назначением, особенностями выполнения и составом. Подпись наносится на документ собственноручно конкретным лицом с целью удостоверения содержащихся в нем фактических данных. Принадлежность подписи определенному лицу подтверждается полным или частичным отображением фамилии, имени, отчества либо условным графическим начертанием в виде письменных знаков, не образующих букв. Таким образом, подпись можно определить как собственноручно выполненное полное или частичное графическое изображение фамилии, имени, отчества конкретного лица или условное графическое начертание в виде письменных знаков, не образующих букв, нанесенное на документ в удостоверительных целях. В подписи условно выделяются четыре составные части: 1. Начальная часть подписи представляет собой одну или несколько прописных букв фамилии, имени, отчества или монограмму. Под монограммой понимают сочетание двух-трех заглавных букв, объединенных совместным элементом. Следует отметить, что в отдельных случаях инициалы и монограмма могут располагаться в других частях подписи: средней, заключительной. Рис. 76. Размещение инициалов в начальной и заключительной частях подписи 2. Средняя (или строчная) часть подписи состоит из строчных букв и безбуквенных элементов, исключая заглавные буквы и росчерк. 3. Росчерк — это заключительная часть подписи, выполняемая в виде деформированных букв или безбуквенных элементов различной конфигурации, сложности и увеличенной протяженности, служащая для усложнения либо украшения подписи. Росчерк, как правило, выполняется в максимально быстром темпе, слитно с предыдущей частью подписи. Рис. 77. Виды росчерков 4. Дополнительные штрихи представляют собой безбуквенные элементы, находящиеся за пределами материальной части подписи и выполняемые, в основном, интервально от нее. Рис. 78. Составные части подписи: А — монограмма букв «ТК»; Б — строчная часть; В — росчерк; Г — дополнительные штрихи Несмотря на то, что подпись является разновидностью почеркового материала, процесс ее формирования имеет существенные особенности, которые во многом предопределяют структуру и характер отображающихся в ней признаков. Формирование подписи происходит совместно с почерком на базе частично сформированного письменно-двигательного навыка и связанно с ним единством психофизиологических основ и приобретенных к тому времени графических и технических навыков письма. Условно процесс формирования подписи можно разделить на три этапа: I. Обучение в школе.
Начальный этап формирования подписи приходится, в основном, на 6—7 классы средней школы. В это время проявляется сознательный, волевой характер конструирования подписи. Основой для строения будущей подписи служит графический материал, содержащийся в фамилии, имени, отчестве. Отсутствие каких-либо специальных правил и норм предполагает различные направления создания подписи: сокращается буквенный состав, добавляются к полному или сокращенному составу инициалы или монограммы, вводится росчерк. Примером для подражания могут служить подписи родителей, учителей. В связи с произвольным характером придумывания подписи и отсутствием практики подписывания состав подписи в это время может претерпевать значительные изменения. Только к завершению школьного периода признаки подписи приобретают некоторую стабильность. На данном этапе подписной почерк практически не отличается от обычной скорописи. Дальнейшее формирование подписи происходит в процессе овладения специальностью и связано со значительным увеличением практики подписывания различного рода документов в связи с достижением полной дееспособности. Изменение подписи определяется как желанием придать ей бóльшую индивидуальность, так и необходимостью выполнять ее в быстром темпе как единый структурный комплекс, что влечет за собой трансформацию общих и частных признаков. В составе подписи нередко появляются усложненные монограммы и росчерки, дополнительные штрихи различной конфигурации. В то же время, для увеличения скорости выполнения, часть буквенного состава может заменяться безбуквенными цикличными элементами. К завершению второго этапа транскрипция (или состав) подписи приобретает достаточную стабильность. Это, в свою очередь, влечет ускорение ее формирования как слова с постоянным буквосочетанием. Большинство общих и частных признаков становятся устойчивыми. Третий этап связан с характером трудовой деятельности, определяющим практику подписывания различного рода документов. Наибольшие изменения происходят в подписях лиц, имеющих высокую письменную практику. Это ведет к дальнейшему упрощению конструкции подписи, а также к появлению новых устойчивых вариантов подписи в целом. Выбор варианта зависит от значимости документа, его целевого назначения, иногда от места, отведенного для подписи и т. п. Окончательное формирование подписи завершается к 25—30 годам. § 2. Идентификационные признаки подписи Поскольку подпись является одним из видов почерковых объектов, для ее исследования применима система идентификационных признаков, разработанная для почерка. Однако надо отметить, что эти признаки изучаются, принимая во внимание специфичность их выражение в подписи. Кроме того, в подписи представлен ряд новых признаков, отражающих особенности ее формирования и некоторые свойства как удостоверительного знака. Идентификационные признаки подписи делят на общие и частные. Общие признаки включают в себя четыре группы: I. Характеризующие построение подписи. II. Характеризующие степень и характер сформированности письменно- двигательного навыка. III. Отражающие структуру движений по их траектории. IV. Отражающие пространственную ориентацию подписи и движений, которыми она выполняется. Общие признаки, характеризующие построение подписи Первая группа общих признаков подписи отражает особенности ее формирования и своеобразные навыки выполнения. Группа включает в себя три признака: транскрипцию, общий вид, четкость. Под транскрипцией понимают общее построение графического изображения подписи, включающее в себя ее качественный и количественный состав с учетом последовательности выполнения. Качественный состав подписи определяется наличием монограммы, инициалов, строчных и заглавных букв, безбуквенных штрихов, росчерка и дополнительных штрихов. Транскрипция подписи может быть: — буквенной, состоящей из заглавных и строчных букв, включая монограмму (для определения буквенной транскрипции росчерк и дополнительные штрихи не учитываются); — безбуквенной (или штриховой), состоящей только из безбуквенных нечитаемых штрихов; — смешанной, состоящей из букв и безбуквенных штрихов. а б в Рис. 79. Подписи: а — буквенной; б — безбуквенной; в — смешанной транскрипции В заключении эксперта, кроме определения вида транскрипции, необходимо указывать конкретный состав подписи в последовательности исполнения букв и штрихов. Безбуквенные элементы в штриховых и смешанных подписях описываются с учетом их положения относительно строки или геометрической формы. Рис. 80. Транскрипция подписи от имени Дононова В. С. смешанная, состоит из прописных букв «В», «С», надстрочно-подстрочного безбуквенного элемента, строчных букв «о», «н», «о» и росчерка Общий вид подписи образуется путем соединения условной линией наиболее выступающих частей подписи, включая росчерк и дополнительные штрихи. Данный признак отражает взаиморазмещение и взаимопротяженность наиболее выступающих элементов подписи. Общий вид определяется в соответствии с контурами простейших геометрических фигур и может представлять собой треугольник, ромб, окружность, трапецию, различные неправильные многоугольники и др. Рис. 81. Общий вид подписи — неправильный пятиугольник Четкость подписи означает возможность определения направления движений и последовательности выполнения всех ее элементов с точки начала и до точки окончания. Подписи могут быть четкими, где последовательность их выполнения легко определяется визуально и не требует специальных технических средств, и нечеткими, в которых точки начала, окончания и направление движений определить затруднительно. Данный признак может проявляться неравномерно в отдельных частях подписи, например, нечеткая монограмма сопровождается четкой строчной частью и росчерком. а б в Рис. 82. Подпись: а — четкая; б, в — нечеткие Не следует отождествлять четкость с «читаемостью» подписи. Подпись может быть нечитаемой, т. е. безбуквенной, но четкой. Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка Состав признаков группы остается традиционным и включает в себя два основных признака: степень выработанности и конструктивную сложность подписи. Однако такие показатели степени выработанности, как темп и координация движений, при исследовании подписи приобретают существенное значение и изучаются самостоятельно. Степень выработанности отражает способность пишущего выполнять подпись максимально координированными движениями в привычном для исполнителя темпе. Показателями степени выработанности, кроме темпа и координации движений, являются устойчивость признаков подписи во времени и к действию сбивающих факторов, а также наличие вариационности подписного почерка как средства приспособления к различным условиям письма. Выделяют три основных и две промежуточных группы подписей по степени выработанности: высокую, средней, малую, выше средне и ниже средней. Высокой степени выработанности соответствует выполнение подписи в быстром темпе высококоординированными (или близкими к ним) стереотипными движениями. Для высоковыработанных подписей характерна относительная устойчивость к действию как естественных, так и умышленных сбивающих факторов, а наряду со стереотипностью в них наблюдается устойчивая вариационность. Строение букв и безбуквенных штрихов самое разнообразное: от упрощенного до усложненного. Рис. 83. Высоковыработанные подписи Средневыработанные подписи представляют собой не вполне сформировавшиеся подписи, отличающиеся некоторыми нарушениями координации движений (в основном, 2-й группы), относительно малой стереотипностью и средним темпом исполнения. Буквы по строению близки к нормам прописи. Такие подписи менее устойчивы к различным сбивающим факторам. При письме в необычных условиях в них могут произойти существенные изменения, выражающиеся в многовариантности признаков, что затрудняет проведение идентификации. Рис. 84. Средневыработанные подписи. Маловыработанные подписи соответствуют начальной стадии освоения подписного почерка. Для них характерны медленный темп исполнения, низкая координация движений 1-й и 2-й групп, отсутствие вариационности. Строение букв простое, близкое к нормам прописи. Такие подписи малоустойчивы к воздействию даже незначительных сбивающих факторов. Среди маловыработанных различают школьные, практические маловыработанные и старческие, атаксические подписи. а б в Рис. 85. Маловыработанные подписи: а — школьная; б — практическая; в — старческая Координация движений в подписи определяется так же, как и в почерке, и оценивается с точки зрения степени точности и согласованности движений при письме. Показателями координации являются:
В координации движений выделяют две степени точности. К первой группе (первой степени точности) относят соблюдение параметров мелких движений в пределах элементов букв и штрихов. Снижение координации движений первой степени проявляется в извилистости, угловатости, изломах элементов, неправильности овалов и полуовалов, ретуши, неустойчивости в размещении точек начала и окончания движений. Рис. 86. Подписи с признаками снижения координации движений 1-й группы Координация движений второй степени связана с соблюдением параметров более крупных движений при выполнении букв и безбуквенных штрихов, их взаиморазмещением и взаимопротяженностью. К снижению координации движений второй группы относятся неравномерность размера, разгона, наклона букв и нечитаемых штрихов, неустойчивость их размещения по вертикали и горизонтали. Рис. 87. Подписи с признаками снижения координации движений 2-й группы С учетом вышеуказанного, координацию движений можно определить как: — высокую (обладающую устойчивостью всех перечисленных параметров); — среднюю (с некоторыми нарушениями точности и согласованности движений при письме); — низкую (характеризующуюся неустойчивостью большинства показателей). Как уже отмечалось, при исследовании подписей пользуются более дробной градацией характеристик признаков, выделяя две дополнительные промежуточные группы: выше и ниже средней. Снижение координации движений может явиться следствием недостаточно сформированного письменно-двигательного навыка или результатом воздействия различных сбивающих факторов. Темп движений отражает скорость выполнения подписи. Различают привычный и непривычный темп. Привычный темп может быть быстрым, средним и медленным. Критерии его определения не отличаются от установленных в скорописи. Признак интегративный: показателями темпа являются:
Привычный темп, особенно в группе высоковыработанных почерков, обладает определенным резервом вариативности, что проявляется в зависимости от установки пишущего в старательном (сохраняющем максимальную координацию движений) или более быстром, небрежном письме. Непривычный темп может быть замедленным, ускоренным и неравномерным. Для замедленного темпа характерны необоснованные остановки пишущего прибора, замена слитных соединений примыканием, сильный недифференцированный или неравномерный нажим, возвращение к привычному темпу в отдельных частях. Замедленный темп обычно сопровождается снижением координации движений первой группы. Не следует путать замедленный темп исполнения подписи и старательное письмо, выполняемое в привычном, в пределах собственной вариационности темпе. Ускоренный темп связан с непривычной установкой пишущего на максимально быстрое письмо. Признаки ускоренного темпа: сокращение буквенного состава подписи, замена части строчных букв безбуквенными штрихами, упрощение движений, утрата отдельных элементов, увеличение разгона букв и штрихов, увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении заключительных элементов. Как правило, ускоренный темп сочетается со снижением координации движений второй группы. Неравномерный темп характеризуется неодинаковой скоростью выполнения различных фрагментов подписи. При этом темп может быть более медленным в начальной части подписи (что свойственно и подлинным подписям, поскольку происходят некоторые приспособления к конкретным условиям письма), либо замедляться в средней и заключительной части (что наиболее присуще подписям, выполненным с подражанием). Конструктивная сложность подписи определяется анализом строения входящих в нее прописных и строчных букв, безбуквенных элементов, росчерка, дополнительных штрихов. Конструктивно простые подписи включают в себя буквы, по строению близкие к нормам прописи, и безбуквенные штрихи относительно простой конфигурации. Рис. 88. Конструктивная сложность подписи — простая Для конструктивно упрощенных подписей характерны наличие упрощений при выполнении буквенной части подписи, увеличение цикличности буквенной и безбуквенной частей, в результате чего подпись может стать условно-читаемой. Рис. 89. Конструктивная сложность подписей — упрощенная Конструктивно усложненные подписи отличаются сложными монограммами, усложненным строением букв, безбуквенными штрихами различной конфигурации, направления и протяженности, элементами украшательства. Рис. 90. Конструктивная сложность подписей — усложненная Если эксперт затрудняется однозначно определить конструктивную сложность подписи в целом, рекомендуется изучать ее отдельные составные части. |