Главная страница
Навигация по странице:

  • Непосредственные

  • Непосредственные умозаключения через преобразование суждений.

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница20 из 37
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   37
    структуру. Она обуслов­лена природой этой формы мышления и ее ролью в познании и общении. В Структуре любого умозаключения различаются два основных более или менее сложных элемента: посылки (одна или несколько) и заключение, между которыми тоже, конечно, существует определенная связь.

    Посылки — это исходное, и притом уже известное, знание, служащее основанием умозаключения.

    Заключение (или вывод) — производное, притом новое, зна­ние, полученное из пбсылок и выступающее их следствием.

    Связь между посылками и умозаключением есть необходи­мое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому, — отношение логического следования. Это ос­новной закон всякого умозаключения, позволяющий раскрыть его самый глубокий и сокровенный «секрет» — принудительность вывода. Если мы признали какие-либо посылки, то хотим мы этого или не хотим, но вынуждены признать и заключение — именно из-за определенной связи между тем и другим. Этот за­кон, в основе которого лежит объективное соотношение самих предметов мысли, проявляется во многих особых правилах, ко­торые специфичны для разных форм умозаключений и которые будут раскрываться в последующих главах.

    Выше говорилось, какую роль играют умозаключения в об­разовании понятий и суждений. А какую роль играют поня­тия и суждения в умозаключениях? Поскольку они входят в структуру умозаключений, важно установить здесь их логи­ческие функции. Так, нетрудно понять, что суждения выпол­няют функции либо посылок, либо заключения. Понятия же, будучи терминами суждения, выполняют здесь функции тер­минов умозаключения. Если рассматривать познание диалек­тически, как процесс перехода с одной ступени знания на дру­гую, более высокую, то не составит труда уяснить себе отно­сительность деления суждений на посылки и заключение. Одно и то же суждение, будучи результатом (выводом) одного по­знавательного акта, становится исходным пунктом (посылкой) другого. Этот процесс можно уподобить строительству дома: один ряд бревен (или кирпичей), положенный на уже имею­щееся основание, превращается тем самым в основание для другого, последующего ряда.

    Аналогично обстоит дело и с понятиями — терминами умо­заключения: одно и то же понятие может выступать то в роли субъекта, то в роли предиката посылки или заключения, то в роли посредствующего звена между ними. Так осуществляет­ся бесконечный процесс познания.

    Подобно всякому суждению, заключение может быть ис­тинным и ложным. Но то и другое определяется здесь, как и в сложных суждениях, непосредственно отношением не к дей­ствительности, а прежде всего к посылкам и их связи.

    Заключение будет истинным при наличии двух необходи­мых условий: 1) если посылки истинны по содержанию и

    1. если умозаключение правильно по своей форме (строению). Например:

    Все художники тонко чувствуют природу.

    И. Левитан — художник.

    Следовательно, И. Левитан тонко чувствовал природу.

    Здесь обе посылки истинны, а умозаключение построено правильно, что явствует из следующей схемы:где А — И. Левитан, В — художники,

    С — тонко чувствующие природу.

    И наоборот, заключение может быть ложным, если: 1) хотя бы одна из посылок ложна или 2) строение умозаключения неправильное.

    Пример:

    Все свидетели правдивы.

    Сидоров — свидетель.

    Следовательно, Сидоров правдив.

    Здесь одна из посылок ложная. Вот почему определенного вывода сделать нельзя. А о том, насколько важно правильное строение умозаключения, свидетельствует известный в логи­ке шутливый пример, когда из обеих истинных посылок вы­вод следует нелепый:

    Все дикари носят перья.

    Все женщины тоже носят перья.

    Следовательно, все женщины — дикари.

    О том, что определенный вывод при подобной конструкции умозаключения невозможен, свидетельствует круговая схема:

    • где А — женщины, В — дикари, С — носящие перья.

    Из ложных посылок или при неправильном строении умо­заключения истинный вывод может получиться чисто случайно. Например:

    Стекло не проводит электричества.

    Железо — не стекло.При подобном строении умозаключения достаточно вместо «железа» подставить «резину», чтобы понять случайность вер­ного вывода. Связь между посылками и заключением должна быть не случайной, а необходимой, однозначной, обоснован­ной: одно должно действительно следовать, вытекать из дру­гого. Если же связь случайна или многозначна и в отношении вывода, как говорят при обмене квартир, «возможны вариан­ты», то такой вывод делать нельзя. Иначе неизбежна ошибка, которая в логике называется «поп sequitur» («не следует»). Продолжая начатое выше сравнение со строительством дома, можно сказать: нельзя построить добротный дом,, если мате­риал негодный (например, бревна гнилые); но и дом из хоро­шего материала может развалиться, если строить его непра­вильно, не соблюдая законов механики.

    1. Умозаключение и связь предложений

    Как и любая другая форма мышления, умозаключение так или иначе воплощается в языке. Если понятие выражает­ся отдельным словом (или словосочетанием), а суждение — отдельным предложением (или сочетанием предложений), то умозаключение всегда есть связь нескольких (двух или более) предложений, хотя не всякая связь двух или более предложе­ний — непременно умозаключение (вспомним сложные суж­дения).

    В русском языке эта связь выражается словами «следова­тельно», «значит», «таким образом» и другими либо словами «потому что», «так как», «ибо» и т.п. Употребление тех или иных языковых средств не произвольно, а определяется по­рядком расположения посылок и заключения. Дело в том, что в живой речи, в отличие от учебника логики, этот порядок тоже является относительным. Умозаключение может завер­шаться заключением (выводом), но может и начинаться с него; наконец, вывод может находиться в середине умозаклю­чения — между его посылками. И это естественно: ведь но­визна заключения не психологическая, а логическая. Она не носит характера какой-то «приятной неожиданности» или «счастливой случайности», когда из произвольного сочетания каких-то суждений вдруг что-то получилось. И она, конечно, не заложена изначально ни в одном из элементов исходного знания в отдельности, но потенциально, скрыто содержится во всей структуре этого знания в целом и проявляется лишь во взаимодействии ее элементов. Это можно сравнить с тем, как огбнь не заключен ни в спичке, ни в коробке, взятых по­рознь, а вспыхивает лишь от трения одной о другую. Как здесь, чтобы получить новое явление, требуется определенное дей­ствие, так и в мышлении, чтобы получить новое знание, тре­буется определенное умственное усилие: это и достигается посредством умозаключения.

    Общее правило языкового выражения умозаключения та­ково: если заключение стоит после посылок, то перед ним ста­вятся слова «следовательно», «значит», «поэтому», «итак», «отсюда следует» и т. п. Если же заключение стоит перед по­сылками, то после него ставятся слова «потому что», «так как», «ибо», «оттого что» и др. Если же, наконец, оно располагается между посылками, то и перед ним, и после него употребляют­ся соответствующие слова одновременно.

    Воспользуемся приведенным выше примером с художника­ми. Здесь возможны следующие логические, а следовательно, и языковые конструкции:

    1. «Все художники тонко чувствуют природу, а И. Леви­тан — художник, следовательно, он тонко чувствовал приро­ду» (заключение в конце);

    2. «И. Левитан тонко чувствовал природу, потому что он — художник, а все художники тонко чувствуют природу» (за­ключение в начале);

    3. «Все художники тонко чувствуют природу, следователь­но, И. Левитан тонко чувствовал природу, потому что он ху­дожник» (заключение в середине).

    Совсем не трудно догадаться, что мы не исчерпали всех воз­можных вариантов (в данном случае их шесть). Их важно знать, чтобы в потоке живой речи — письменной или устной — уметь выделить более или менее устойчивые мыслительные конструк­ции, дабы подвергнуть их строгому логическому анализу во из­бежание возможных или допущенных ошибок и недоразумений.

    1. Типология умозаключений

    Выступая в качестве более сложной, чем понятие и сужде­ние, формы мышления, умозаключение представляет собой в то же время более богатую по своим проявлениям форму. И в этом ecjb определенная закономерность.

    Обозревая практику мышления, можно обнаружить вели­кое множество самых разнообразных видов и разновидностей умозаключений. Они различаются числом посылок — одна, две и более; типом суждений — простое или сложное; видом суж­дений — атрибутивное или реляционное; степенью вероятности вывода — достоверный или вероятный и т. д. и т. п. Какой же из признаков положить в основу деления умозаключений на типы? Думается, мы поступим разумно, если.будем исходить прежде всего из самой глубокой сущности этой формы мыш­ления. Поскольку всякое умозаключение вообще, безотноси­тельно к его формам, представляет собой логическое следова­ние одних знаний из других, то в зависимости от характера этого следования, от направленности хода мысли в умозаклю­чении можно выделить три коренных, фундаментальных типа, которые и будут положены в основу всего последующего ана­лиза выводного знания. Это дедукция, индукция и традукция.

    Дедукция (от лат. deductio — выведение) — это умозаклю­чение от более общего знания к менее общему. Типичный при­мер дедукции, идущий от древности:

    Все люди смертны.

    Сократ — человек.

    Следовательно, Сократ смертен.

    Индукция (от лат. inductio — наведение) — умозаключение от менее общего знания к более общему. Например: наблюдая за движением каждой из планет Солнечной системы, можно сде­лать общий вывод: «Все планеты движутся с Запада на Восток».

    Традукция (от лат. traductio — перевод, перемещение, пе­ренос) — умозаключение, в котором посылки и заключение — одной и той же степени общности.

    Пример: «На Земле, где есть атмосфера, смена дня и ночи, времен года, есть также и жизнь. На Марсе, подобно Земле, есть атмосфера, смена дня и ночи, смена времен года. Воз­можно, что на Марсе тоже есть жизнь» (вывод, как будет по­казано в соответствующей главе, не подтвердился).

    В подобной типологии — отправной пункт для понимания всего многообразия умозаключений. Каждый из типов, в свою очередь, имеет особые виды и разновидности. К их последова­тельному рассмотрению мы и переходим.В зависимости от числа посылок, из которых можно сде­лать тот или иной вывод, дедуктивные умозаключения под­разделяются прежде всего на непосредственные и опосредо­ванные. Учитывая, что эти выражения уже употреблялись нами в предыдущей главе при характеристике умозаключений в целом, подчеркнем во избежание недоразумений: там речь шла о непосредственном и опосредованном знании, а в настоящей главе речь идет о непосредственном и опосредованном умо­заключении, т. е. о видах исключительно выводного, опосре­дованного знания. Этим и исчерпываются неудобства данной Терминологии.

    Непосредственные умозаключения — это такие, которые делаются из одной посылки.

    Опосредованные — те, которые делаются из нескольких (двух и более) посылок.

    Перейдем к их конкретной характеристике.

    1. Непосредственные умозаключения из простых суждений

    Непосредственные умозаключения можно получать прежде всего из простых суждений — как атрибутивных, так и реля­ционных. Применительно к атрибутивным суждениям это до­стигается двояким путем: 1) через преобразование суждений и 2) через отношение суждений (в «логическом квадрате»).

    Непосредственные умозаключения через преобразование суждений. Как отмечалось выше, преобразование суждений происходит в формах'обращения и превращения, на основе сочетания которых возможны противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

    В силу чего возможно здесь умозаключение? В силу того, что нам известно отношение субъекта (S) суждения к преди­кату (Р). На этой основе можно вывести новое знание о целой гамме других отношений этих структурных элементов сужде­ния — Р к S, S к не-Р, Р к не-S, не-Р к S.

    Общее правило непосредственного умозаключения гласит:
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   37


    написать администратору сайта