Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8
Скачать 3.32 Mb.
|
структурой, сходной со структурой других типов умозаключения. Здесь тоже налицо посылки и заключение, находящиеся в определенной логической связи между собой. Но есть и особенности. Посылки в аналогии — это суждения о двух предметах или группах предметов, имеющих не тождественные, а лишь сходные признаки, которые называются уподобляемыми. Один из предметов в этом случае называется моделью, а другой — прототипом или оригиналом. Причем известно, что у модели есть еще признак, относительно которого неизвестно, обладает им оригинал или не обладает. Заключение (или вывод) и есть суждение, в котором утверждается наличие этого признака. Он называется переносимым. Логическим основанием заключения выступает наличие логической связи между посылками — отношение сходства их по содержанию, отражающего объективное сходство самих предметов. Структуру аналогии можно представить схематически следующим образом: S, есть Рр Р2 ... Рп S2 сходен с Sj (Pj, Р2 ... )Бросается в глаза прежде всего определенное сходство аналогии с силлогизмом. Здесь как будто бы тоже три термина, но нельзя сказать, что один из них больший, а другой меньший; средний же термин не тождественный, а лишь сходный. Поэтому и вывод несет с собой как достоверное, так и вероятное знание. Есть некоторое сходство и со строением индукции, поскольку аналогия основана на единичных суждениях (хотя могут быть и частные, и даже общие). Но в выводе речь идет не о классе в целом, а о том или ином отдельном признаке предмета или группы предметов, хотя и здесь и там неизбежна вероятность вывода. Разумеется, и в аналогии степень этой вероятности может быть весьма различной: от смутной догадки до почти твердо установленного положения. Поскольку заключение в аналогии принимает форму суждения, а оно может быть истинным и ложным, то и аналогия может давать как истинное, так и ложное знание. Истинной аналогия оказывается в том случае, если сходство предметов в одних признаках действительно влечет за собой сходство в других. Вот почему многие аналогии, особенно в науке и технике, оказались истинными. Таковы, например, аналогии между распространением теплоты и электричеством, между искусственным и естественным отбором и др. Ложной бывает аналогия, не соответствующая действительному сходству предметов. Так, аналогия Марса с Землей в отношении возможной жизни на нем (которую любили приводить в учебниках логики еще столетие назад) в результате полета космических кораблей к этой планете не подтвердилась. Признаков жизни там не обнаружено. Точно так же оказалась ложной аналогия между организмом и обществом, аналогия между животными сообществами (пчел, муравьев и т. д.) и человеческим обществом. На ложной аналогии основаны многие суеверия, астрологические предсказания, приметы и т. п. Например, рассыпалась соль — к ссоре; найдена монета «решкой» вверх — к тратам, проигрышу; родился под знаком Скорпиона — энергетический вампир и проч. Степень вероятности вывода по аналогии зависит от ряда условий, основными из которых являются следующие:
Аналогия имеет пределы своей применимости, за которыми она оказывается неэффективной или вредной. Она неприменима, если в исследуемом предмете есть признаки, исключающие возможность переносимого признака. В противном случае аналогия будет ложной. Так, Земля и Луна как космические объекты одной Солнечной системы в некоторых отношениях сходны. Но отсюда нельзя умозаключать, что на Луне возможна жизнь, так как там нет ни воды, ни атмосферы, без которых живое существовать не может. Нельзя пользоваться аналогией, если различия слишком велики. Особенно осторожно следует использовать ее в общественной жизни. Общественные явления, поразительно аналогичные, но относящиеся к разным историческим эпохам, могут приводить к совершенно разным результатам, а следовательно, делать аналогию ложной. Так, наемный труд, характерный для капитализма, существовал и в условиях рабовладельческого общества. Но там он носил спорадический характер и не влиял сколь-нибудь существенно на общественную жизнь, а при капитализме он становится господствующей системой труда и определяет облик самого общества. Поэтому проводить аналогию между современным рабочим и наемным работником эпохи рабовладения — дело рискованное.
Аналогия, как и другие типы умозаключения, — многоликое явление. Поэтому в зависимости от признака, положенного в основу деления, виды аналогии будут различными. Виды аналогии по характеру сходства предметов. Если исходить прежде всего из сущности всякой аналогии как умозаключения на основе сходства предметов, то в зависимости от того, о каком логическом сходстве идет речь — о свойствах предметов или об отношениях между самими предметами, можно выделить два ее основных вида: аналогию свойств и аналогию отношений. Апология свойств предметов характеризуется тем, что два предмета (или две группы предметов) имеют некоторые сходные свойства. На этом основании делает9я вывод, что они могут быть сходными и в некоторых других свойствах. Так, упоминавшаяся выше аналогия света со звуком в свое время показала, что свет тоже обладает свойствами распространяться прямолинейно, отражаться, преломляться и т. д. Но звук обладает еще свойством волнового процесса. На этом основании было сделано умозаключение, что и свет есть волновой процесс. Другие примеры, приводившиеся выше, — с атомом, электричеством, естественным отбором — это примеры аналогии свойств. Аналогия отношений между предметами отличается тем, что уподобляемые предметы сами могут не обладать сходными свойствами, а быть даже совершенно различными, в известном смысле «несравнимыми», но у них есть сходные отношения с другими предметами. По этому признаку и возможно соответствующее умозаключение. Так, сравнение отношения между ядром атома и электронами, вращающимися вокруг него, с отношением между Солнцем и планетами и позволило Резерфорду построить планетарную модель атома. Хотя очевидно, что атом и Солнечная система — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Или, например, менаду математикой и логикой имеются весьма существенные различия, поскольку различны сами объекты той и другой науки- Одна исследует пространственные формы и количественные соотношения в реальном мире, а другая — мышление. Но есть удивительное сходство в отношениях между низшей и высшей математикой, с одной стороны, формальной и диалектической логикой — с другой. То и другое есть отношение постоянного и переменного, устойчивого и текучего, покоящегося и движущегося, «готового» и развивающегося. На этом основании, зная другие особенности отношения низшей математики к высшей (не исключают друг друга, одна дополняет другую и проч.), можно умозаключить о соответствующих особенностях отношений формальной и диалектической логики. Виды аналогии по степени сходства предметов. Сходство между свойствами предметов или между взаимоотношениями предметов, в свою очередь, может иметь различные степени. Поэтому и аналогия способна принимать разные формы -— быть строгой или нестрогой. Строгая (или сильная) аналогия (она называется еще нередко научной) особенно распространена в науках. Для нее характерно то, что переносимый признак необходимым образом связан с другими, сходными признаками (будучи, например, их следствием или, наоборот, причиной). В этом случае и вывод может стать достоверным. Нестрогая (слабая) аналогия (называется иногда популярной — по сходству с популярной индукцией) имеет особенно широкую область применения. Она используется там, где переносимый признак непосредственно не связан со сходным, но может иметь место. Разумеется, такая аналогия дает чаще всего вероятное знание, а нередко бывает ложной, ошибочной. Как и другие виды умозаключения, например индукция, аналогия может быть полной и неполной. В полной сходство очевидно превосходит различия, уподобляемые явления имеют ближайший род. В неполной — сходство лишь в некоторых отношениях. Аналогия может быть, как и силлогизм, развернутой и свернутой (энтимематической). Многие сравнения-уподобления, которые не считаются аналогией, в скрытом виде могут содержать вывод или открывать для него возможность. Например: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Здесь содержится мысль о влиянии субъективных интересов на исполнение законов и т. д., об осуждении такого отношения к закону общественным мнением. Иногда в качестве особого вида выделяют еще ложную аналогию, поскольку есть и истинная. Но так же, как нет особых, специальных видов суждений по истинности и ложности (это их сущностнай характеристика), так нет особой, всегда'ложной аналогии. Ложной, как было показано, может оказаться и строгая, и нестрогая аналогия, и аналогия свойств, и аналогия отношений. Истинность и ложность вывода по аналогии, равно как и та или иная степень его вероятности, входит в характеристику познавательного значения аналогии и не имеет прямого отношения к делению ее на виды. Конечно, все рассмотренные виды аналогии имеют лишь относительные различия. Так, выделяя аналогию свойств предметов, необходимо учитывать, что свойства проявляются в отношениях между предметами, а говоря об аналогии отношений — считаться с тем, что эти отношения сходны, а следовательно, уподобляются по своим свойствам. Поэтому в результате умозаключения по аналогии свойств может быть получена новая информация об отношениях предмета к другим и наоборот. Один пример. Аналогия электричества с распространением теплоты — это аналогия свойств двух физических явлений. Но перенос на электричество уравнений, разработанных для теплоты (а уравнение есть отношение), говорит о том, что тут вскрыта и аналогия отношений. В заключение подчеркнем методологически важное положение: о каких бы конкретно видах аналогии ни шла речь, ее наибольшая эффективность достигается лишь во взаимодействии с другими формами умозаключений, в тесной связи с другими формами и методами познания. Сводная таблица Раздел четвертый. Доказательство Получение опосредованных, выводных знаний Происходит не только в форме умозаключения. Другой осивйной формой осуществления этого процесса в мышлении служит доказательство. Оно отличается, пожалуй, наибольшей сложностью по сравнению с понятием, суждением, умозаключением, почему и рассматривается после них. Действительно, если суждение включает в себя понятия, но не сводится к ним, если умозаключение состоит из суждений, но тоже не сводится к ним, то и здесь ситуация аналогичная. Доказательство предполагает умозаключения, опирается на них и т. д., но отнюдь не сводится к ним, не есть их простая арифметическая сумма. Так же как суждение выступает в виде связи понятий, а умозаключение — в форме связи суждений, так и доказательство представляет собой связь умозаключений (а следовательно, суждений и понятий). Структурная сложность этой логической формы — лишь еще одно из свидетельств высокого уровня развития человеческого мышления, способного в интересах постижения истины выстраивать нередко сложнейшие умственные конструкции — цепи умозаключений, их более или менее стройные системы. Какова проблематика логической теории доказательства? Логика отвлекается от конкретного содержания доказательств в каждой отдельной области практики или науки. Доказательство исследуется в ней лишь со стороны формы: рассматривается логическая природа всякого доказательства, выясняются его роль и значение, структура, его виды, аI также правила и ошибки. Однако и в этом качестве рассматриваемая тема имеет огромное значение. В ней раскрывается сложный механизм одной из очень важных логических процедур, которая широко применяется не только в науках, но и при обсуждении практических вопросов, в особенности юридических (и прежде всего судебных). Глава I. Общая характеристика доказательства Выше, говоря об истинности и ложности суждений, мы отмечали, что установление того и другого не составляет труда лишь в простых случаях, что нередко это сложный и длительный процесс. Добавим теперь, что в этом случае он принимает главным образом форму доказательства. 1. Доказательство и всеобщая обусловленность предметов Возникновение и природа доказательства. Объективная |