Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Возникновение международного права и периодизация его истории

  • § 2. Международное право периода Древнего мира

  • § 3. Международное право Средних веков

  • Ануфриева Бекяшев международное право. Учебник ответственный редактор Заслуженный юрист рф, доктор юридическихнаук, профессор


    Скачать 5.52 Mb.
    НазваниеУчебник ответственный редактор Заслуженный юрист рф, доктор юридическихнаук, профессор
    АнкорАнуфриева Бекяшев международное право.doc
    Дата29.01.2017
    Размер5.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнуфриева Бекяшев международное право.doc
    ТипУчебник
    #1136
    страница5 из 73
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73
    ГЛАВА II. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
    § 1. Возникновение международного права и периодизация его

    истории

    Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних лю­дей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сло­жились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, ко­торые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовав­ший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно преврати­лось в международное право.

    Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то вре­мя роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались за­ключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права вой­ны и мира, посольского права, права договоров и др.

    С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отноше­ний. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает «право народов» (jus gentium). Оно представ­ляло собой совокупность правил, которые регулировали отношения по поводу ведения войн, основания царств, разделения имущества, уста­новления границ полей, построения зданий, торговли, купли-продажи и др. «Право народов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосударственные отношения, поскольку на начальном этапе становления межгосударственного права не было четкого различия между внутригосударственным и международным правом.

    В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политическо­го, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных свя­зей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеоло­гии, культуры, военного потенциала и т. д.

    Ни одно государство ни в какую эпоху не могло существовать дли­тельное время абсолютно изолированным от других государств. Тысяча­ми нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т. д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуника­ционных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов госу­дарственно разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким обра­зом, международное право является естественным продуктом историче­ского развития, существует объективно и реально, и, возникнув однаж­ды на определенной стадии человеческого общества, оно будет разви­ваться и далее по законам диатектики.

    История — калейдоскоп дат, имен, названий. Она имеет свою пе­риодизацию, которая в значительной мере условна. В качестве критери­ев, отделяющих один исторический период от другого, берутся конкрет­ные даты, связанные с тем или иным событием или лицом. Уже в этом аспекте любая периодизация условна, поскольку несет на себе печать конкретной субъективной личности, определяющей ту или иную дату. Периодизация условна и в том, что любая дата не является «китайской стеной», напрочь отделяющей один исторический этап от другого. В не­драх одного исторического этапа зарождаются характеристики после­дующего этапа, а тот еще долго несет в себе некоторые черты ушедшего периода.

    История международного права — неотъемлемая часть истории об­щества. Периодизацию развития международного права можно предста­вить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общест­венно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущ­ность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соот­ветствующую надстройку (государство, право, международное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).

    Исходя из этого, в данном учебнике предлагается следующая перио­дизация истории международного права:

    1. 4 тыс. до н. э. — 476 г. н. э. — международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-эко­номической формации;

    2. 476—1648 гг. — международное право Средних веков. Этот пери­од соответствует феодальной общественно-экономической формации;

    3) гг. — классическое международное право. Этот пери-
    од соответствует становлению капиталистического способа производст-
    ва;

    4) международное право XX—XXI вв. Этот период включает проме-
    жуток времени с 1919 г. по начало XXI в.

    Наиболее значительные даты в истории общества отмечены и в пе­риодизации истории международного права. Так, период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. — время распада родоплеменных отношений и образова­ния ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права.

    476 год н. э. является годом падения Западной Римской империи, с которого отмечено бурное развитие феодальных отношений. Этот но­вый этап (476—1648 гг.) в истории общества приводит к развитию и норм феодального международного права.

    Центральным событием XVII в. стала Английская буржуазная ре­волюция (1642—1649 гг.). Она дала простор установлению буржуаз­ных отношений. В историю международного права 1648 г. вошел как год подписания Вестфальского мира после Тридцатилетней войны

    § 1. Возникновение международного права и периодизация его истории

    53


    (1618—1648 гг.) и начала нового периода (с 1648 по 1919 г.) международ­ного права. XVIII век дал миру Декларацию независимости США (1776 г.) и Декларацию прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), заложившие основы права наций и народов на самоопределение, вплоть до образования нового самостоятельного государства, а также основы прав и свобод человека.

    Конец XIX — начало XX в. ознаменовались существенными дости­жениями в области международно-правового регулирования. Важными вехами в этом направлении явились Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., созванные по инициативе России. Принятые на них докумен­ты кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения спо­ров, явились значительной вехой в формировании международного гу­манитарного права. Этот период завершается окончанием Первой миро­вой войны и созданием Лиги Наций.

    В развитии общества наступает период социалистических преобразо­ваний, начало которому дала Октябрьская революция 1917 г., а 1919 г. вошел в историю международного права как год подписания Версаль­ского договора, юридически оформившего результаты Первой мировой войны. В промежутке времени с 1917 по 1991 г. наряду с действующими нормами международного права возникли нормы, позволившие регули­ровать отношения между капиталистическим и социалистическим ми­ром.

    Середина XX в. отмечена сосуществованием так называемых трех миров, т. е. стран, ставших на путь социалистических преобразований, стран с уже сложившимися капиталистическими отношениями и разви­вающихся стран, еще до конца не определивших свое место в мировом сообществе. В это время совершенствуются институты международного права, а также заметен процесс объединения государств в различные ор­ганизации, свидетельствующий о стремлении людей к мирному сосуще­ствованию на планете Земля. Так, появился Совет Экономической Взаи­мопомощи (1949 г.), Организация Североатлантического договора (1949 г.), Организация африканского единства (1963 г.), и, конечно же, достижением истории человечества явился 1945 г., в котором была за­вершена Вторая мировая война и основана Организация Объединенных Наций, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопас­ности и развития сотрудничества между государствами.

    В связи с научно-технической революцией, ростом обобществления капиталистического производства в 50-х годах XX в. возникла так назы­ваемая теория конвергенции, которая свидетельствовала о происходя­щем постепенном сглаживании экономических, политических, идеоло­гических и иных различий между капиталистическими и социалистиче­скими общественными системами. Рубеж 80—90-х годов XX в. показал бурный переходный период к конвергенции, связанный, по всей види­мости, с крушением мировой социалистической системы и распадом СССР. Сейчас трудно даже предположить, когда закончится конверген­ция. Очевидно, человечество наконец осознает, что оно принадлежит «общему дому» — планете Земля. Это повлечет за собой постепенное стирание границ и установление более тесных связей между государства­ми. Здесь немаловажную роль будут играть и нормы международного права.

    Государства постепенно станут однородными в политическом, эко­номическом, идеологическом смысле, где будет господствовать фактор права, сотрудничества, а не соперничества. Вследствие этого возникнет иной качественный характер международных отношений, что приведет к трансформации международного права и переходу к новому историче­скому типу общества. Каким оно будет — вопрос будущего.

    § 2. Международное право периода Древнего мира

    Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения го­сударств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

    Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Ро­диной международного права явился Ближний Восток, долины рек Ти­гра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тыс. до н. э. образовались древней­шие государства. В процессе взаимодействия между ними формирова­лись первые межгосударственные правовые нормы.

    Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

    1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» пра-
    вила, закрепленные в обычаях и договорах:

    1. религиозность;

    2. регионализм;

    3. обычай как главный источник международного права.

    В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Аф­рики), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родо­вом строе. В различных географических районах имели место свои цен­тры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

    Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-пра­вовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный меж­ду правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По до­говору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

    К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хет­тского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

    В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, по­лучившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних де­лах. В Древней Греции (VI—IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис1, что предполагало его собственное гражданст­во и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вес­ти дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

    Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча пе­реходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенно­стью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служите­ли. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли пер­вые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (II—I тыс, до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание зе­мель соседей», получил здесь наибольшее значение.

    Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граж­дан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ог­раничивающих применение определенного оружия, было не столь вели­ко. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подверг­нуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтра­литет был возможен только во время войны, а невмешательство — и в мирное время.

    А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были свя­заны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов — храмы подвергались опустошению.

    Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сло­жившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

    Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный ха­рактер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом
    ' Полис — город-государство, форма социально-экономической и политиче­ской организации общества в Древней Греции.

    (отсюда и возникновение слова «дипломатия»).

    послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаим­НОЙ ПОМОЩИ.

    Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в раз­витии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Гре­ция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся за­щитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса — должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребы­ванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из ука­занных институтов сформировалось консульское право.

    В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

    Заканчивается период международного права Древнего мира с паде­нием Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим во­брал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не закан­чивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предвари­тельную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и за­ложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом ме­ждународного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал за­ключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

    Период зарождения международного права плавно переходит в сле­дующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных от­ношений.

    § 3. Международное право Средних веков

    Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи и низложение вож­дем германских наемников Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дали простор развитию феодальных отношений. Начали быстро складываться феодальная общественно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридиче­ских принципов и норм, постепенно сложившихся в V—XVII вв. и регу­лировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Средних веков.

    Отличительными чертами этого периода являлись:

    1) регионализм;

    2) преобладание обычных норм над договорными;

    3) значительное влияние церкви на процесс формирования норм
    международного права.

    Единого для всех государств международного права, как и в древно­сти, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Араб­ский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиоз­ные организации — рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ган­зейский союз и др.).

    Первые века феодализма отмечены многочисленными устными до­говорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные (от 1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны. В ту эпоху появились новые виды международных догово­ров: торговые, о плавании по рекам (Феррарский пакт итальянских го­родов о свободном плавании по реке По 1117 г.), консульские, валютные и другие соглашения. Феодальные договоры были в основном двусто­ронними сделками, но в истории известно заключение и многосторон­них договоров. Как правило, это были мирные договоры. Так, договор 1648 г. вошел в историю как Вестфальский трактат, которым закончи­лась Тридцатилетняя война. В основе этого трактата лежал принцип по­литического равновесия, и с тех пор решение европейских проблем осу­ществлялось не на религиозной, а на светской основе. Как же стоял во­прос разрешения международных споров? Наибольшее распространение получили третейские суды. В качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, папа римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора.

    Как и в период зарождения международного права, так и в Средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимуществен­но обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из прин­ципа: «посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись осо­быми привилегиями и иммунитетами, как-то: невозможность задержа­ния их властями государства и наложения ареста на имущество, освобо­ждение от уплаты пошлин и т. д. Они могли рассчитывать на особые по­чести церемониального характера.

    Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них начали появляться в X в. в Средиземноморье. Консулы первоначально представ­ляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными вла­стями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов по­степенно приводит к появлению соответствующих государственных уч­реждений.

    Тяжелым оставалось положение иностранцев. Они находились в полной зависимости от феодала. Их личная безопасность и имущество не были каким-либо образом обеспечены. Имущество умершего ино­странца переходило не к его наследникам, а к феодалу. Существовало так называемое береговое право. В соответствии с ним все имущество, выброшенное на берег в случае кораблекрушения, переходило в собст­венность феодала. С течением времени этот режим несколько смягчает­ся, и вопросы о положении граждан, проживающих за границей, стано­вятся предметом международных договоров.

    Дальнейшее развитие получили нормы права войны. Участниками войны считались все взрослые (обычно с 14 лет) мужчины. В мусульман­ских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны той эпохи оставались по-прежнему суровыми. На основе их не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, города и се­ления подвергались разграблениям. А вот на Руси существовал обычай объявления войны заранее («иду на вы» — предупреждение киевских князей), а также неприкосновенности мирных жителей. В более позднее время той эпохи зарождается так называемое попечение о раненых и больных.

    Хотя режим нейтралитета и был явлением редким, но уже тогда за­метны были более строгие права и обязанности нейтральных государств, а также и их гарантии в этом.

    Нельзя не сказать о значении идеи суверенитета и равноправия госу­дарств. Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем. Подтвержде­нием тому служит изречение французского короля Людовика XIV (1638—1715): «Государство — это я». Равенство государств сводилось к равенству монархов («равный над равным власти не имеет»).

    Возникает наука международного права. Ее основоположником при­нято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583—1645). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

    Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к форми­рованию общего для всех уголков планеты международного права. Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.

    Следующим шагом в истории является этап классического междуна­родного права, связанный с зарождением капиталистического уклада
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73


    написать администратору сайта