Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Б. Петрищев

  • Ф.И. ШАЛЯПИН (1873—1938) Пресса и я Мнение Фед. Ив. Шаляпина

  • Несвоевременные мысли

  • Курсовые работы

  • Учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеУчебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни
    Дата16.10.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаesin.pdf
    ТипУчебник
    #737311
    страница39 из 39
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39
    Героическая жизнь
    2
    Того же формата, на такой же бумаге и со столь же роскошными иллюстрациями выходит м второй двухнедельник — Армия и флот АД. Далматова. И тут наряду с внешней роскошью много неприбранного и торопливого, что объясняется первым дебютом. По своей изящной внешности, по обилию прекрасных иллюстраций Армия и флот, конечно, выше всех военных изданий, — и если издатели хотели заинтересовать невоенное общество, то цель эта будет достигнута. Журнал по содержанию общедоступен, он легко читается и просматривается. Но сама идея издавать военно- морской журнал для невоенных и для не моряков мне представляется сомнительной. Яне знаю, на какой предмет помещику изучать минное дело или скотоводу — артиллерию. У
    каждого обывателя, занимающегося каким-либо серьезным трудом, есть своя специальная литература, за которой он должен следить помещик — по сельскому хозяйству, скотовод — по скотоводству и т.д. В России, правда, есть обычай интересоваться иногда всем на свете, кроме собственного ремесла, — но дальше верхоглядства это ник чему не ведет. Если скажут, что пора политически мыслящему обществу знакомиться с такими важными сторонами государственности, как армия и флот, и знакомиться не из одних газет, то я спорить с этим не буду. Но много ли у нас людей, серьезно увлеченных политикой Мне кажется, современный военный журнал должен поменьше иметь ввиду штатскую публику и побольше — военную. Бросьте,
    господа, насаждать воинственность в штатской публике — озаботьтесь, чтобы воинственной была армия, — и это за глаза будет достаточно. Мы, как народ
    принадлежим уже от рождения к мужественной расе. Храбрость русского народа на протяжении тысячелетия засвидетельствована в тысяче сражений. Наконец, мы вовсе неравнодушны к армии и флоту. Наоборот, пока они были победоносными, то были нашими народными идолами, наиболее любимыми, пред которыми мы не жалели никаких курений. Последние войны — и особенно та, бесславная, о которой вспоминать не хочется, — конечно, пошатнули это идолопоклонство, и прежнего обаяния у нас уже нет.
    Но обаяние — вещь тонкая, оно создается и исчезает помимо воли. Как влюбленность, восхищения к военной среде не подскажешь и не внушишь. Нужно ждать новых победоносных войн — только они в состоянии вернуть ореол армии и флоту.
    Никогда, до последнего своего вздоха, великий народ, каков русский, не помирится с поражением его, и пока клеймо это не снято с него, он будет глядеть народное детище свое — армию и флот — иначе, чем смотрел прежде. Пусть вы, военные, молодцы из молодцов, пусть вы внушаете большие надежды, но оправдайте же их Дайте победу и тогда не будет границ нашей благодарности, не будет предела восторга и поклонения пред вами!
    Вы скажете для победы нужна моральная поддержка. Да. Она и есть. Она всегда есть, и была в последнюю войну, как во времена суворовских походов. Моральною поддержкой на войне служат негромкие фразы и не дутые похвалы, оскорбительные,
    если они не заслужены. Моральною поддержкой воина служит бодрствующий в нем дух народный, вера родного Бога, глубокая жалость к родине, решимость умереть за нее.
    Моральною поддержкой воина служат гордость народная и государственная честь,
    которую чувствует каждый солдат, если армия не деморализована своими собственными начальниками. В них-то вся и суть. С тех пор как на свете стоит, считалась истиной аксиома лучше армия баранов под предводительством льва, чем армия львов под руководством барана. Эта банальная истина записана вовсе учебники военного дела и входят даже в прописи. Ужасно подумать, если наша армия и наш флот станут искать внушений не в собственном мужестве, а в воинственности нас, штатский обывателей.
    <...>
    Всуе строить столицы и усадьбы, всуе мечтать о высокой культуре, народном и человеческом счастье, если это грозный день Господень, вдень войны, — нельзя отстоять с победою и славою.
    О.М. Меньшиков. Из писем к ближним.
    М., 1991, с. 179—184.
    1
    Впервые напечатано в газете Новое время, 1914 г, 10 февраля Впервые напечатано там же.
    А. Б. Петрищев

    А.Б. ПЕТРИЩЕВ
    (1872—1938)
    Каламбуристы
    (отрывок)
    Когда конституционно-демократическая партия полупереименовала себя в партию народной свободы»,
    признаюсь, мне лично очень хотелось сказать Вот люди, которые знают толк в каламбурах.
    Под каламбуром понимают обыкновенно забавную игру словами. Но каламбур не только забава и не только игра.
    Гораздо чаще это очень серьёзная вещь, которая давно нуждается в большом историко-психологическом исследовании. Номы истории не пишем — также, как не пишем и психологии. А общий смысл, надеюсь, уловить нетрудно стоит лишь сравнить кадета, который говорит:
    «граждане,
    подавайте голоса за нашу к.-д. партию, с другим или тем же кадетом, который взывает граждане, подавайте голоса за народную свободу. И положение гражданина,
    подающего свой голос, тоже может весьма зависеть от каламбура одно настроение, если просто опускаешь в урну
    «кадетский бюллетень, и другое, если можно сказать с гордостью я за народную свободу. В газетах к.-д. партии мне приходилось читать, что избиратели даже крестились при этом благоговейно Сподобил, моли меня Господь за народную свободу потрудиться...
    «Русское богатство, 1905, № 8, с. ФИ. Шаляпин

    Ф.И. ШАЛЯПИН
    (1873—1938)
    Пресса и я
    Мнение Фед. Ив. Шаляпина

    — Выпросите меня сказать мое мнение о прессе. Извольте Одного гимназиста учитель спросил на экзамене Что он может сказать о Юлии Цезаре И гимназист ответил Ничего, кроме хорошего, г. учитель!
    Вот и мне во избежание дальнейших разговоров очень хотелось бы ответить на вопрос Что я думаю о прессе — все тем же Ничего, кроме хорошего, г. учитель!..
    Однако я сам чувствую, что этот сакраментальный ответ не исчерпывает вопроса и как ни вертись — нужно сказать еще что-то.
    Пресса, пресса!!
    Иногда — это мощная, великолепная сила, потрясающая умы сотен тысяч человек,
    свергающая тиранов и меняющая границы государств и судьбы народов. Эта сила в неделю делает человека всемирной знаменитостью ив три дня сбрасывает его с пьедестала.
    Но иногда, пресса мне представляется милой купчихой, которая каждое утро за чаем занимается разгадыванием и толкованием снов, — и сидит эта милая купчиха,
    разгадывает сонные мечтания, и кажется ей, что все это важно, нужно и замечательно.
    Расскажу для иллюстрации характерный факт, ничего не прибавляя и не убавляя.
    Какая-то провинциальная газета преподнесла однажды утром такое сонное мечтание «Шаляпин собирается писать свои мемуары».
    Я в то время пел заграницей, а если бы даже и был в России, то, конечно, не взялся бы за перо писать опровержения.
    Мемуары и мемуары. Собираюсь и собираюсь. Пусть таки будет. Им лучше знать.
    А, пожалуй, даже в душе и поблагодарил бы газету за эту, данную мне, идею.
    Другая газета, делая обычные вырезки, наткнулась на эту сенсацию и перепечатала ее, прибавив для округления Мемуары пишутся на итальянском языке».
    Третья газета весьма резонно рассудила, что раз мемуары на итальянском языке их итальянцы и должны издавать. Приписала:
    «Мемуары издаются известной издательской фирмой Рикорди». Четвертая газета сообразила Издаются, издаются Раз издаются, значит, проданы. Аза сколько Такие мемуары должны цениться не менее ста тысяч лир!»
    Приписала: Мемуары проданы за 100 тысяч лир
    Пятая газета — было очень веселое издание сангвинического темперамента Обыкновенная, сухая, ничего не говорящая, никого не интересующая заметка!
    Надо к ней что-нибудь этакое. иллюстрировать ее.
    И прибавила, дав волю своему темпераменту Нам сообщают из достоверного источника, что рукопись Шаляпина украдена у автора неизвестными злоумышленниками. Горе несчастного автора — лучшего исполнителя Олоферна и Бориса Годунова — не подлежит описанию.
    И вот эта последняя заметка попала в руки большой, солидной газеты. Повертела ее в руках большая, солидная, серьезная газета, пожала плечами и написала До чего доходит саморекламирование наших знаменитостей. Газеты сообщают о том, что мемуары Федора Шаляпина украдены у автора какими-то разбойниками».
    Почему бы Шаляпину заодно уж не сообщить, что при похищении произошла кровавая битва, в которой убито десять человек с обеих сторон. Стыдно такому хорошему артисту пускаться на такие грубые американские штучки Неужели лавры Собинова,
    объевшегося омарами, не дают ему спать?»
    Меня же и выругали.
    И не только меня, но за компанию и Собинова, виновного в том, что он десять лет тому назад поел несвежих омаров и заболел (об этом в то время сообщили газеты же).
    Было бы хорошо, если б этим дело и кончилось. Ну, выругали и выругали. Мало ли кого ругают.
    Однако кончилось вот чем:
    Одна московская газета стала печатать статьи Моя жизнь, — за подписью(!)
    «Федор Шаляпин». Печатали один день, два дня, три дня. Идея, очевидно, оказалась жизнеспособной.
    Но когда я запротестовал, не желая чтобы читатель вводился в заблуждение газета пообещала сделать мне с одним лицом (?) очную ставку (?!), утверждая, что мемуары я, действительно, писали пишу, что перед очной ставкой бледнеют самые закоренелые сахалинские преступники и что ей очень интересно будет узнать,
    побледнею ли я (Что я скажу о прессе?
    Есть пресса вдумчивая, деликатная, осторожно подходящая к личной жизни артиста,
    а есть и такая пресса, которая подойдет к тебе, осмотрит с головы до ног и,
    призадумавшись, скажет Гм. Поешь Тысячные гонорары получаешь Вот тебе раза хорошенько, так не запоешь...
    Не знаю — может быть, это болезненное извращение вкуса — но меня почему-то больше тянет к первой прессе.
    И к этой серьезной прессе я обращаюсь с серьезной просьбой

    — Не браните меня зато, что разбойники украли у меня рукопись мемуаров;
    разберитесь раньше, чем осуждать меня за перебранку с директором того или другого театра и не объявляйте поспешно мне бойкота зато, что я украл у своего лучшего друга велосипед, проплясал набойкой городской улице камаринского, а потом поджег дом бедной вдовы и т.д. Многое в этом может быть и преувеличено.
    В заключение скажу вот что все, кто когда-либо слушал меня, кому я доставлял какое-либо удовольствие своим пением, и, наконец, все, кто писал обо мне, и читал обо мне, — поймите мое курьезное, странное, юмористическое положение в таком хотя бы простом, бытовом случае:
    Я зашел поужинать в ресторан. Уселся. Сижу, меня узнали.
    Пошатываясь, ко мне подходит Он, опирается на стол Гссс...ин Ш...ляпин? Да Федор Иванович Очень рад. Люблю тебя, шельму,
    преклоняюсь. Преклоняюсь. Поцелуй меня А Ну, поц...луй. Слышишь Почему не хочешь Зазнался, да Потому что ты Федор Шаляпин, а я только Никифор Шупаков?!
    Тебе я говорю или нет?..
    И вот он со зловещим видом тянется влажными руками ко мне, стараясь половчее зажать мою голову и запечатлеть на моих губах поцелуй.
    Теперь, если, выведенный из терпения, оттолкну его, — знаете, что обо мне скажут Один из поклонников известного баса и еще более известного грубого драчуна
    Ф. Шаляпина подошел к последнему с целью выказать свое восхищение перед его талантом. И что же В ответ на это искреннее душевное движение — Шаляпин поколотил его. Поколотил человека, который хотел приласкаться. Вот они жрецы русской сцены!!»
    «Синий журнал, 1912 г, А. М. Горький

    Несвоевременные мысли
    1
    Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных,
    оторваны от великого дела жизни — от развития производительных сил земли — и посланы убивать друг друга.
    Зарывшись в землю, они живут под дождем и снегом, в грязи, в тесноте, изнуряемые болезнями, пожираемые паразитами, — живут, как звери, подстерегая друг друга для того, чтобы убить.
    Убивают на сушена морях, истребляя ежедневно сотни и сотни самых культурных людей нашей планеты, — людей, которые создали драгоценнейшее земли европейскую культуру
    Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты,
    в прахе и пепле сокровища земли, созданные упорным, мучительным трудом человека,
    Плодоносный слой земли уничтожен взрывами фугасов, мин, снарядов, изрыт окопами,
    обнажена бесплодная подпочва, вся земля исковеркана, осквернена гниющим мясом невинно убитых. Насилуют женщин, убивают детей, — нет гнусности, которая не допускалась бы войной, нет преступления, которое не оправдывалось бы ею.
    Третий год мы живем в кровавом кошмаре и — озверели, обезумели. Искусство возбуждает жажду крови, убийства, разрушения наука, изнасилованная милитаризмом,
    покорно служит массовому уничтожению людей.
    Эта война самоубийство Европы!
    Подумайте, — сколько здорового, прекрасно мыслящего мозга выплеснуто на грязную землю за время этой войны, сколько остановилось чутких сердец!
    Это бессмысленное истребление человеком человека, уничтожение великих трудов людских не ограничивается только материальным ущербом — нет!
    Десятки тысяч изуродованных солдат долго, до самой смерти не забудут о своих врагах. В рассказах о войне они передадут свою ненависть детям, воспитанным впечатлениями трехлетнего ежедневного ужаса. За эти годы много посеяно на земле вражды, пышные всходы дает этот посев!
    А ведь так давно и красноречиво говорилось нам о братстве людей, о единстве интересов человечества Кто же виноват в дьявольском обмане, в создании кровавого хаоса?
    Не будем искать виновных в стороне от самих себя. Скажем горькую правду все мы виноваты в этом преступлении, все и каждый.
    Представьте себе на минуту, что в мире живут разумные люди, искренно озабоченные благоустройством жизни, уверенные в своих творческих силах,
    представьте, например, что нам русским нужно, в интересах развития нашей промышленности, прорыть Риго-Херсонский канал, чтобы соединить Балтийское море с
    Черным — дело, о котором мечтал еще Петр Великий. И вот, вместо того, чтобы посылать на убой миллионы людей, мы посылаем часть их на эту работу, нужную стране, всему ее народу. Я уверен, что люди, убитые затри года войны, сумели бы в это время осушить тысячеверстные болота нашей родины, оросить Голодную степь и другие пустыни, соединить реки Зауралья с Камой, проложить дорогу сквозь Кавказский хребет и совершить целый ряд великих подвигов труда для блага нашей родины.
    Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение. Изготовляются массы страшно дорогих взрывчатых веществ,
    уничтожая сотни тысяч жизней, эти вещества бесследно тают в воздухе. От разорвавшегося снаряда все-таки остаются куски металла, из которых мы со временем хоть гвоздей накуем, а все эти мелиниты, лидиты, динитролуолы — действительно
    «пускают по ветру богатства страны. Речь идет не о миллиардах рублей, а о миллионах жизней, бессмысленно истребляемых чудовищем Жадности и Глупости
    Когда подумаешь об этом — холодное отчаяние сжимает сердце, и хочется бешено крикнуть людям Несчастные, пожалейте себя!
    М.Горький. Несвоевременные мысли.
    Заметки о революции и культуре.
    М. 1990. С. Не дождавшись решения Совета Солдатских Депутатов по вопросу об отправке на фронт артистов, художников, музыкантов, — Батальонный комитет Измайловского полка отправляет в окопы 43 человека артистов, среди которых есть чрезвычайно талантливые, культурно-ценные люди.
    Все эти люди не знают воинской службы, не обучались строевому делу. Они не умеют стрелять — только сегодня впервые их ведут на стрельбище, а в среду они должны уже уехать. Таким образом, эти ценные люди пойдут на бойню, не умея защищаться.
    Я не знаю, из кого состоит Батальонный комитет Измайловского полка, ноя уверен,
    что эти люди не ведают, что творят».
    Потому что посылать на войну талантливых художников — такая же расточительность и глупость, как золотые подковы для ломовой лошади. А посылать их,
    не обучив военному делу, это уж — смертельный приговор невинным людям. За такое отношение к человеку мы проклинаем царскую власть, именно за это мы ее свергли.
    Демагоги и лакеи толпы, наверное, кричат мне А равенство?
    Конечно, я помню об этом. Я тоже немало затратил сил на доказательство необходимости для людей политического и экономического равенства, я знаю, что только при наличии этих равенств человек получает возможность быть честнее, добрее,
    человечнее. Революция сделана для того, чтобы человеку лучше жилось и чтоб сам он стал лучше.
    Но я должен сказать, что для меня писатель Лев Толстой или музыкант Сергей
    Рахманинов, а равно и каждый талантливый человек, неравен Батальонному комитету измайловцев.
    Если Толстой сам почувствовал бы желание всадить пулю в лоб человеку или штык в живот ему, — тогда, разумеется, дьявол будет хохотать, идиоты возликуют вместе с дьяволом, а люди, для которых талант — чудеснейший дар природы, основа культуры и гордость страны, — эти люди еще раз заплачут кровью
    Нет, я всей душой протестую против того, чтобы из талантливых людей делать скверных солдат.
    Обращаясь к Совету Солдатских Депутатов, я спрашиваю его считает ли он правильным постановление Батальонного комитета Измайловского полка Согласен ли он стем, что Россия должна бросать в ненасытную пасть войны лучшие куски своего сердца — своих художников, своих талантливых людей?
    И — с чем мы будем жить, израсходовав свой лучший мозг?
    Там же, с. Нельзя молчать!
    3
    Все настойчивее распространяются слухи о том, что го октября предстоит
    «выступление большевиков — иными словами могут быть повторены отвратительные сцены 3—5 июля. Значит — снова грузовые автомобили, тесно набитые людьми с винтовками и револьверами в дрожащих от страха руках, и эти винтовки будут стрелять в стекла магазинов, в людей — куда попало Будут стрелять только потому, что люди,
    вооруженные ими, захотят убить свой страх. Вспыхнут и начнут чадить, отравляя злобой, ненавистью, местью, все темные инстинкты толпы, раздраженной разрухою жизни, ложью и грязью политики — люди будут убивать друг друга, не умея уничтожить своей звериной глупости.
    На улицу выползет неорганизованная толпа, плохо понимающая, чего она хочет, и,
    прикрываясь ею, авантюристы, воры, профессиональные убийцы начнут творить историю русской революции».
    Одним словом — повторится та кровавая бессмысленная бойня, которую мы уже видели и которая подорвала во всей стране моральное значение революции, пошатнула ее культурный смысл.
    Весьма вероятно, что на сей раз события примут еще более кровавый и погромный характер, нанесут еще более тяжкий удар революции.
    Кому и для чего нужно все это Центральный Комитет с.-д. большевиков, очевидно не принимает участия в предполагаемой авантюре, ибо до сегодня он ничем не подтвердил слухов о предстоящем выступлении, хотя и не опровергает их.
    Уместно спросить неужели есть авантюристы, которые, видя упадок революционной энергии сознательной части пролетариата, думают возбудить эту энергию путем обильного кровопускания Или эти авантюристы желают ускорить удар контрреволюции и ради этой цели стремятся дезорганизовать с трудом организуемые силы?
    Центральный комитет большевиков обязан опровергнуть слухи о выступлении 20- го, он должен сделать это, если он действительно является сильными свободно действующим политическим органом, способным управлять массами, а не безвольной
    игрушкой настроений одичавшей толпы, не орудием в руках бесстыднейших авантюристов или обезумевших фанатиков.
    М. Горький Несовременные мысли. Там же, с. 148.
    1
    Впервые опубликовано в газете Новая жизнь, 1917 г, 22 апреля Впервые опубликовано в газете Новая жизнь, 1917 г, 2(15) мая Впервые опубликовано в газете Новая жизнь, 1917 г, 18 октября Имеется ввиду Июльский политический кризис, столкновения демонстрантов с войсками, верными Временному правительству.
    Курсовые работы
    По учебному плану факультетов и отделений журналистики вузов предусмотрено на третьем и четвертом годах обучения написание курсовых работ по истории русской журналистики.
    Курсовая работа представляет собой небольшое самостоятельное исследование какого-либо частного вопроса с целью углубленного его изучения, приобретения навыков научной работы с источниками, критической литературой,
    биобиблиографическими словарями, энциклопедиями, а иногда и с архивами.
    Приступая к написанию курсовой работы следует прежде всего составить библиографию (воспользовавшись списками литературы, приложенными к учебному пособию и консультацией преподавателя. Затем надо приступить к изучению и обдумыванию анализируемых текстов. Используя в дальнейшем критическую литературу, следует сохранять самостоятельность в решении темы и анализе текстов.
    При написании работы не следует злоупотреблять цитатами, при цитировании необходимо аккуратно ставить кавычки и указывать источник цитат.
    Курсовая работа должна показать творческие возможности студента и уменье связать содержание сочинения с современными в средствах массовой информации
    (СМИ).
    Иногда серьезная разработка темы курсовой работы может стать подготовленным этапом дипломного сочинения.
    Ниже приводятся примерные темы курсовых работ.
    Темы курсовых работ. Личный дифирамб (похвала) как прием сатирической журналистики XVIII века

    2. Функция жанра письмо, открытое письмо в журналах И.А. Крылова.
    3. Профессиональный и гражданский кодексы журналиста по статьям М.В.
    Ломоносова и АН. Радищева.
    4. Конституционные идеи декабристов. (Русская правда и др 5. Фельетонный характер статей АС. Пушкина против Ф. Булгарина и Н. Греча 6. Сходство во взглядах на печать в статьях В.Г. Белинского Ничто о ничем. «и
    Н.В. Гоголя О движении журнальной литературы в 1835—1836 гг.»
    7. АИ. Герцен в полемике с Русским человеком (Письмо из провинции 8. Смысл аллегорий в статье Н.Г. Чернышевского Русский человек на randez- vous».
    9. Д.И. Писарев защищает Герцена (О брошюре Шедо-Ферроти»).
    10. Сходство и различие в характеристике народничества у В.И. Ленина (От какого наследства мы отказываемся) и НА. Бердяева (Истоки и смысл русского коммунизма 11. Проблематика письма К. Маркса в редакцию журнала Отечественные записки и очерка Г. Успенского Горький упрек 12. Легко листать предпринимателем Салтыков-Щедрин Благонамеренные речи (гл. Столп игл. Превращение 13. Письмо одиннадцатое из Писем к тетеньке М.Е. Салтыкова-Щедрина и наше время 14. Отрицательный ли тип журналист Подхалимов (Салтыков-Щедрин. Пестрые письма, гл. 5).
    15. Что за человек Иван Никитич в рассказе А.П. Чехова Корреспондент. А.П. Чехов. Хорошие люди (очерки Из Сибири, статья «Н.М.
    Пржевальский»).
    17. В.Г. Короленко Павловские очерки. О чем говорит павловский колокол 18. В.Г. Короленко и Л.Н. Толстой против смертной казни (Ст. Бытовое явление»
    и Не могу молчать 19. Полемика о войне. О каких аргументах умолчал Ф.М. Достоевский (очерк
    «Парадоксалист». Дневник писателя. 1876 г, апрель, гл. II).
    20. Журналист на войне по очеркам М.П. Салтыкова-Щедрина В среде умеренности и аккуратности (Гл. Тряпичкины-очевидцы).
    21. В.В. Стасов. Статья Художественная статистика и оценка им передвижников 22. Парадоксы Вл.С. Соловьева (Судьба Пушкина или Идолы и идеалы по выбору

    23. Фельетоны В.М. Дорошевича о печати в газете Русское слово (Старый палач, Дело о людоедстве 24. Журнал Мир искусств — как новый тип русского журнала 25. Художественная жизнь Москвы и Петербурга в журнале Золотое руно 26. Статьи A.M. Горького в газете Наша жизнь о первой империалистической войне 1914 г. (Несвоевременные мысли 27. Начальная история первой местной (губернской или городской) газеты
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


    написать администратору сайта