Учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни
Скачать 2.13 Mb.
|
Радищев В год Великой французской революции Радищев, работая над своей знаменитой книгой Путешествие из Петербурга в Москву, в которой он поднялся дореволюционного убеждения о неизбежности насильственного свержения самодержавия, уничтожения крепостничества, выступил в журнале дворянской молодежи «Беседующий гражданин». В передовой русской публицистике конца XVIII — начала XIX вв. большое место отводилось воспитанию гражданских доблестей, гражданского достоинства и патриотизма. И одним из основоположников этого направления был Радищев. В 1789 г. в декабрьском номере журнала Беседующий гражданин он опубликовал статью, которая называлась Беседа о том, что есть сын Отечества». Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота. Находящиеся под игом рабства недостойны украшаться сим именем, утверждал публицист. Уже в этом заключении сказывается требование борьбы с угнетением, крепостничеством, которое насаждалось и охранялось самодержавием и помещиками-феодалами. Особенно сожалеет писатель о положении крестьян, которые уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу, и призывает образованную молодежь воспитывать себя в духе благородства и свободолюбия, те. в духе сочувствия угнетенным. В конце века заметную роль в журналистике стал играть НМ. Карамзин. Свои первые шаги в журналистике он сделал в изданиях Н. Новикова Московские ведомости, Детский журнал. В 1791 гон сам стал издавать литературный ежемесячник под названием Московский журнал. Карамзин не отличался радикальностью своих суждений, но он сумел в легкой увлекательной форме передать современные политические и литературные новости, оценить интересные события. Просвещение читателя и воспитание эстетического вкуса — заслуги Карамзина- журналиста этого периода. Его произведение Письма русского путешественника» познакомили аудиторию с Европой, швейцарской демократичностью, немецким научным просветительством, знаменитыми учеными и поэтами, комфортабельностью европейской жизни. При всей ограниченности круга читателей, прежде всего из-за низкой грамотности населения, политическая информация из Франции, критика крепостнических отношений, угнетения крестьян в России, порицание паразитизма помещиков, высмеивание чиновничьего аппарата не могли не пугать правящие классы. Вначале г. подобная информация резко сокращается. Екатерина, напуганная Французской революцией, крестьянскими выступлениями против помещиков, переходит к преследованию передовых людей своего времени Радищева, Новикова, наступает реакция, которую усугубил Павел I, сменивший на престоле Екатерину в 1796 г. При нем еще больше ограничиваются возможности независимой передовой журналистики устанавливаются цензурные учреждения в столице и на пограничных переходах. Но потенциально русская журналистика, особенно частные журналы, несмотря на вмешательство царского правительства, которое предписывало следить не только за изданиями, но и за писателями, пресекать не только революционные, но и либеральные идеи, показала, что журналы могут стоять и стоят на страже народных интересов. И это был главный итог развития русской журналистики в XVIII в * В целом, к концу XVIII столетия сложилась система печати, достаточно гибкая, чтобы удовлетворить потребности читателя. Появились частные издания прогрессивного направления, установилась тесная связь литературы и журналистики. Из общего числа изданий обособились специальные журналы хозяйственные, медицинские, детские и некоторые другие. Родилось совершенно оригинальное явление — русская сатирическая журналистика. Появились первые журналы в провинции (Ежемесячные сочинения в Ярославле и др.). Определились две основные линии монархическая, крепостническая и оппозиционная, антикрепостническая и частично даже антимонархическая (Радищев). Оппозиционная печать по связям с общественным движением, передовой идеологией, несмотря на царскую цензуру, встала вровень с возникшей раньше ее повремени западноевропейской журналистикой. Журналистика XVIII в. дала образцы язвительного памфлета, памфлета-пародии («Письма Фалалею» Новикова, Похвальная речь в память моему дедушке Крылова). Она показала богатые возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин). Карамзин предпринял попытки в области интервью. Устами Ломоносова и Радищева сформулирован первый кодекс передового журналиста, журналиста-гражданина. XVIII в. в лице своих лучших представителей завещал последующим поколениям журналистов правдивость, гражданское достоинство, скромность как непременные профессиональные качества. Таким образом, XVIII в. сделал много. Но общерусская печать нуждалась еще в значительном совершенствовании. Газеты носили казенно-официальный характер, их было мало. Сама история журналистики складывается поэтому как история журналов по преимуществу. Журналы часто не умели обеспечить единство направления — важнейшее требование к прессе. Отсюда тяготение к моножурналу, те. журналу одного лица. Надо было осмыслить ив дальнейшем преодолеть исключительную связь общественно-политического журнала с литературой. Много предстояло сделать по разработке типов журнала, развитию газетного дела. Впереди было еще совершенствование многих жанров, разработка журнальной теории, видов и форм общения с аудиторией массовым читателем, дифференциации журналистского труда, преодоление цензурных ограничений Вопросы для повторения. Каково было значение петровских Ведомостей для русской журналистики? Какой характер носила информация в Ведомостях Назовите первых журналистов- профессионалов. Какова была роль МВ. Ломоносова в развитии русской журналистики XVIII в.? Проанализируйте статью Ломоносова Рассуждение об обязанностях журналистов...» (основные идеи, нравственные требования к журналисту. Назовите наиболее значительныесатирическиежурналы НИ. Новикова и И.А. Крылова. В чем разница во взглядахна сатиру Новикова и Екатерины II? 4. Перечислите основные жанры сатирических изданий XVIII в. Какие нравственные качества хотел бы видеть НА. Радищев у граждан отечества? Тексты для анализа Петровские Ведомости. № МВ. Ломоносов. Рассуждение об обязанностях журналистов... Н.И. Новиков. Рецепт для Безрассуда. Копия с отписки. Копия с помещичьего указа. Письмо уездного дворянина. И.А. Крылов. Похвальная речь в память моему дедушке. Н.А. Радищев. Беседа о том, что есть сын Отечества. Д.И. Фонвизин. Вопросы к издателю «Былей и небылиц». Русская журналистика вначале века Мрачный режим павловской империи, деспотизм его правления, авантюризм во внешней политике вызывали неудовольствие даже среди части дворянства. В результате дворянского заговора в 1801 г. Павел I был убит, и престол занял его сын Александр При нем наступило некоторое оживление общественной жизни. Молодой царь высказывал либеральные идеи, а политический произвол предыдущего царствования, деспотизм Павла I заставляли говорить самых высокопоставленных дворян о необходимости твердых законов и даже конституции. В этих условиях несколько смягчается положение прессы и литературы. Количество журналов и альманахов увеличивается. Оппозиционные и либеральные настроения действительно передовой немногочисленной дворянской интеллигенции нашли известное выражение в организации ряда дружеских литературных обществ, в издании ими периодических и непериодических печатных органов (Вольное общество любителей словесности, науки художеств и др. Тем не менее вся журналистика по-прежнему фактически делилась на два направления консервативно-монархическое и либерально-просветительское, демократическое. «Вестник Европы Наибольшего внимания в первое десятилетие заслуживает новый журнал Карамзина «Вестник Европы с 1802 г. Несмотря на политический консерватизм Карамзина, его журнал — явление примечательное. Прежде всего потому, что в нем появился отдел «Политика». Журнал носил характер литературно-политического, что было ново и перспективно. В момент нарастания агрессивных намерений Наполеона Карамзин успешно вел отдел иностранных новостей. Во внутриполитических вопросах его позиция укладывалась в либеральную платформу царя Александра I: Карамзин требовал более гуманного отношения к крепостным, осуждал жестокосердие помещиков, ноне более. Руководящая роль русского дворянства в делах государства для него была несомненна. Карамзин хорошо знал свою аудиторию — грамотного провинциального помещика, дворянина-горожанина — и успешно удовлетворял их интересы. В литературном отделе печатал произведения сентиментального направления, чем обеспечивал симпатии грамотных женщин-дворянок. При этом Карамзин ориентировался на высокие эстетические нормы, и журнал его был интересен для образованного общества. Внешнеполитический комментарий, мелкие заметки исторического характера, повести наиболее интересные материалы его журнала. Он создал своего постоянного читателя, добился живости изложения, усовершенствовал русский литературный язык. Однако с уходом Карамзина в 1803 г. из журнала Вестник Европы потерял значение, оригинальность. За Карамзиным не оказалось сплоченной группы журналистов- единомышленников, которые продолжили бы его дело. Скоро журнал сделался сухим научно-литературным органом, защищавшим позиции классицизма. Подлинно коллегиальные издания либерально-просветительской ориентации попытались издавать вначале века так называемые радищевцы. Это была группа наиболее оппозиционно настроенных дворянских писателей, среди которых выделялся И.П. Пнин. Они пытались возродить гуманистические принципы Радищева, хотя до прямой революционности Радищева не поднимались. Их издания Свиток муз», «Периодическое издание, Журнал российской словесности (1802—1805) — важная веха в истории журналистики начала XIX в. В изданиях радищевцев широко культивируют обозрение, инвективу, сатирические жанры. Нов целом журналистика не получает все еще достаточно мощного стимула для развития оппозиционные журналы по-прежнему остаются исключительно литературными и к тому же недолговечными. «Сын отечества» Не стала таким стимулом и Отечественная война 1812 г, хотя журналистика периода войны заслуживает внимания. Общее сокращение количества изданий вовремя войны компенсировалось появлением журнала Сын отечества, издаваемого НИ. Гречем. Он соединил в себе известные достижения как журналов того времени, таки газет. Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны (особенно выделяются обозрения проф. А.П. Куницына «Послание к русским, Замечания на нынешнюю войну. Гражданский патриотизм отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне («Ворона и курица, Волк на псарне, впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.). Замечательным явлением в журналистике начала XIX в. явилась журналистика декабристов, дворянских революционеров, впервые поднявшихся с оружием в руках против царского самодержавия. Конец XVIII — начало XIX в. было временем ломки феодально-абсолютистских учреждений в Европе. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия. Передовые, лучшие люди из дворян понимали необходимость уничтожения крепостничества и самодержавной формы правления для дальнейшего прогресса России. Поэтому всю свою литературную и общественную деятельность они подчинили задаче обновления России, ограничения или свержения монархии. Для пропаганды своих идей, воспитания гражданского мужества у современников они использовали многие легальные журналы того времени Сын отечества, Невский зритель, «Соревнователь благотворения и просвещения». Здесь они печатали свои литературные произведения, насыщенные острой социальной мыслью, направленные против института самодержавия (К временщику» Рылеева и др.). «Полярная звезда» Однако литературную и политическую программу им удалось в наиболее яркой форме осуществить не в журнале (журналы оставались под строгим надзором цензуры, а в альманахе, получившем название Полярная звезда (1823—1825). Издателями его были А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев. Принципы, на которых строился их ежегодный альманах, были очень близки журнальным принципам строго соблюдалась коллегиальность, была учреждена так называемая внутренняя цензура, те. редколлегия, строго выдерживалось направление материалов, печатались только оригинальные произведения отечественных литераторов, было введено распределение доходов от издания в виде гонорара. Политические идеи проводились исключительно через литературные материалы. Направление альманаху придавали аналитические обозрения русской литературы Бестужева. Они цементировали каждую книжку альманаха. Национальная самобытность и гражданская наполненность прежде всего требовались от произведений литературы. Воспитанию гражданских доблестей современников посвящались Думы Рылеева: «Рогнеда», Иван Сусанин» и др. В альманахе печатались молодой АС. Пушкин и другие поэты-романтики. По оригинальности суждений о русской литературе, достоинству поэтических произведений альманах обратил на себя внимание в Европе. Переводы и перепечатки из «Полярной звезды появлялись во Франции, Германии, Польше. Успех Полярной звезды в России породил множество подражаний. Среди русских альманахов заслуживают внимания «Мнемозина» декабриста В.К. Кюхельбекера, Русская старина» и др. Альманахам суждено было ив дальнейшем, вплоть до начала XX в, играть роль литературных и общественно-политических манифестов. Декабристы-журналисты, декабристы-литераторы пытались использовать в целях революционной пропаганды и некоторые нелегальные формы публицистики проект конституции под названием Русская правда, агитационные песни революционного содержания и др. Некоторые из них были обращены к солдатам тех полков, где служили офицерами декабристы. Восстание декабристов в 1824 г. не увенчалось успехом. Многие декабристы были сосланы, а пять человек были повешены Николаем Деятельность русской журналистики после подавления правительством восстания декабристов протекала в тяжелых политических и цензурных условиях. Кроме того, передовой журналистике пришлось преодолевать серьезное политическое противоборство консервативной печати во главе с Ф.В. Булгариным, НИ. Гречем и О.И. Сенковским, которые в е годы как бы составили реакционный триумвират в журналистике. Их издания — газета Северная пчела, журналы Сын отечества (после г) и Библиотека для чтения с 1833 г) — составляли сильную конкуренцию передовой прессе А. Пушкина, Н. Полевого, Н. Надеждина и В. Белинского. «Московский телеграф» Первым среди прогрессивных журналов второй половины 20—30 гг. был «Московский телеграф НА. Полевого. Начал издаваться он в канун восстания декабристов. Издателем его был выходец из купеческого звания, человек в высшей степени одаренный журналистскими способностями, получивший необходимые знания путем самообразования. «Московский телеграф был одним из наиболее удачных и популярных журналов после Вестника Европы Карамзина. В.Г. Белинский считал его лучшим от начала журналистики в России. По содержанию Московский телеграф носил энциклопедический характер. Полевой правильно понял, что время чисто литературного журнала проходит. Грамотный читатель интересовался уже и литературой, и политикой, и торговлей, и вопросами хозяйства. Надо было идти навстречу этому читателю. Еще Карамзин понимал, что успех журнала зависит от числа подписчиков, а это, в свою очередь, зависит от содержания журнала. Но одни журналисты шли навстречу читателю по пути приспособления к его невысоким еще вкусам. Так делали Булгарин, Сенковский. Другие шли сознательно на разрыв с массовым читателем, опираясь на узкий круг образованного дворянства. Так поступали дворянские аристократы. Полевой же принял заказ читателя на массовый разнообразный журнал, не отказавшись оттого, чтобы идти впереди читателя, воспитывать его. Журналиста он называл «колонновожатым». Полевой зарекомендовал себя как страстный адепт романтизма, как защитник раннего творчества АС. Пушкина. В политическом отношении Полевой добивался уравнения в правах дворян с купечеством. Памятник двум героям борьбы против интервенции 1612 г. купцу Минину и князю Пожарскому, установленный в Москве на Красной площади, он считал символом русского государственного устройства. Однако дворянство не собиралось с кем бы тони было делить государственную власть. Поэтому критика Полевым дворянства как класса, как сословия вызывала враждебное отношение правительства к журналу. Ив г, придравшись к критической рецензии на пьесу драматурга Н.В. Кукольника Рука всевышнего отечество спасла, правительство закрыло журнал Полевого. «Телескоп» В 1831 г. возник прогрессивный журнал Телескоп. Издатель журнала профессор Московского университета НИ. Надеждин сумел преодолеть односторонность эстетической теории романтизма и выдвигал в своем журнале идею нового искусства искусства, близкого к действительной жизни, что позднее было определено как программа реализма. Надеждин придавал огромное значение литературному отделу журнала, пропаганде творчества Пушкина-реалиста. Но и его журнал был энциклопедическим по своему содержанию, структуре. Одной из заслуг Надеждина было приглашение в журнал молодого В.Г. Белинского, с приходом которого особого успеха достиг литературно-критический отдел «Телескопа». Белинский обратил внимание на творчество молодого Н.В. Гоголя как родоначальника, яркого представителя нового направления в русской литературе. Одновременно Белинский смело критиковал бездарность и эпигонство в литературе. Это вызывало нескрываемый интерес к журналу, где он печатался. Дебют Белинского в «Телескопе» был настолько удачным, что Надеждин, уезжая заграницу, поручил редактирование журнала молодому критику. Работая в Телескопе, Белинский приступил к созданию передовой теории журналистики в России. В статье Ничто о ничем он выдвинул как главное условие успеха прогрессивного журнала его направление. Журнал без направления есть вещь нелепая, — заявил он, анализируя популярный в е годы журнал Сенковского «Библиотека для чтения. Он провозгласил критику ведущим отделом общественного журнала своего времени, поскольку литература была доступна широким читательским кругами через критику публицист получал возможность влиять на публику, а кроме того, в критике по цензурным условиям легче можно было поставить вопросы социального развития и борьбы с крепостническим угнетением, самодержавием. Без критики журнал есть образ без лица, — говорил он. Н.Г. Чернышевский позднее высоко оценил те номера Телескопа, которые издавались при Белинском. Орган Надеждина был закрыт правительством в 1836 г. за резко критический пафос по отношению к самодержавной России Философического письма П.Я. Чаадаева, опубликованного в журнале. Причем Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Надеждин был сослан без права заниматься журналистикой. Важную роль в журналистике х годов сыграл АС. Пушкин. Он принял самое активное участие в изданиях своего времени и как поэт, и как публицист. Особенно ценной была его причастность к борьбе против Булгарина и Греча — приспособленцев- журналистов, служивших негласными агентами жандармерии и царского правительства. Пушкин плодотворно сотрудничал в Литературной газете А.А. Дельвига, сам редактировал несколько номеров этой газеты. Против Булгарина и Греча он выступал также в московском журнале Телескоп. Его фельетоны О записках Видока», «О мизинце господина Булгарина и о прочем были важным вкладом в борьбу прогрессивной печати с печатью проправительственной, какой были органы Булгарина и Греча (Северная пчела и др, обывательской литературой и саморекламой. |