Учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни
Скачать 2.13 Mb.
|
«Современник» Пушкина В 1836 г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнала тем более газету, хотя он стремился к этому. Тем не менее орган печати, организованный поэтом, примечательное явление. Пушкин повел Современник в традициях Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам. В журнал был привлечен Н.В. Гоголь как писатель и публицист. Статья Гоголя «О движении журнальной литературы в первом номере Современника является ярким документом журнальной полемики передовой журналистики против журнального триумвирата. Пушкин печатает несколько полемических заметок, отбирает только оригинальные произведения отечественных авторов, широко публикует материалы об Отечественной войне 1812 г закладывает основы русского очерка, публикуя главы из «Путешествия в Арзерум»; высоко оценивает факт присоединения Кавказа к России, а не к Турции. Читатели возлагали большие надежды на пушкинский «Современник». Положительно отозвался о первом номере журнала Белинский. Пушкин мечтал расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта. Вопросы для повторения. Охарактеризуйте журнал НМ. Карамзина Вестник Европы. Какой журнал был ведущим в период Отечественной войны 1812 г. Перечислите издания, где сотрудничали декабристы. Какова роль А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева в журналистике декабристов. Расскажите об участии в журналистике х гг. Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча. 5. Почему журнал Московский телеграф назывался энциклопедическим. В каком университетском журнале начал журналистскую деятельность В.Г. Белинский? Каковы были его взгляды на журнал как орган направления. Чем поразило современников Философическое письмо П.Я. Чаадаева? 8. Что представлял собой пушкинский журнал «Современник»? Тексты для анализа А.П. Куницын. Замечания на нынешнюю войну. К.Ф. Рылеев. К временщику. А.А. Бестужев. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов. А.С. Пушкин. О журнальной критике. Несколько слово мизинце г. Булгарина и о прочем. От редакции. П.Я. Чаадаев. Философическое письмо. Письмо первое В.Г. Белинский. Ничто о ничем, или Отчет г. издателю Телескопа за последнее полугодие (1835) русской литературы. Николай Алексеевич Полевой. Журналистика х годов Журналистика х годов XIX в. ознаменовалась важным шагом впереди связано это прежде всего с деятельным участием в ней Белинского. Белинский первым, исходя из реальной обстановки х годов, серьезно двинул вперед принципы журнализма. Он прекрасно изучили оценил опыт Карамзина, Пушкина и Полевого — наиболее ярких журналистов первой трети XIX в. В условиях нарастания противоречий крепостного уклада, усиления крестьянских бунтов против помещиков острее, чем при декабристах, встал вопрос о путях дальнейшего прогресса, путях развития России, о выработке правильной революционной теории. В этих условиях сформировались такие идеологические течения, как официальная народность (М.П. Погодин, С.П. Швырев), славянофилы (ИВ. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др, западники (В.П. Боткин, Т.Н. Грановский). В рядах «западников» очень скоро выделилась группа революционных демократов (Белинский, Герцен). «Отечественные записки Краевского Каждое течение стремилось к изданию своих печатных органов ради изложения программных положений. Сторонники официальной народности были консервативны: ничего не хотели менять в жизни, только укреплять настоящее, те. самодержавие и православие. Славянофилы, критикуя многие недостатки русской жизни, пытались искать идеал общественного устройства в отдаленном прошлом, представляемом в идеализированном виде, отстаивая самобытность России. Западники видели образец общественного устройства в развитии мирным путем европейских буржуазных отношений. И только революционеры-демократы, желая европеизации России, не останавливались на буржуазном правопорядке, стремились к социализму, к справедливому обществу без эксплуатации и частной собственности. Однако в условиях 40-х годов, когда надо было еще подготовить широкое общественное мнение в пользу отмены крепостного права, просвещения и прогресса, «западники-либералы и революционные демократы могли сотрудничать вместе в таких изданиях, как журнал «Отечественные записки. Журнал Отечественные записки, издававшийся с 1818 г. как исторический, далекий от злобы дня, обрел новую жизнь с 1838 г. под редакцией А.А. Краевского. Первоначальный успех журнала был построен на противопоставлении Библиотеке для чтения. Все, кто пострадал от бесцеремонности Сенковского и его союзников по триумвирату, объединились вокруг нового журнала и вступили в конкурентную борьбу с полуофициозной и подчас пошлой журналистикой, стоявшей на пути прогресса Главная сила популярности Отечественных записок связана с именем Белинского, который переехал из Москвы в Петербург и с 1839 г. начал активно сотрудничать в журнале как литературный критики публицист. При нем энциклопедический журнал Краевского приобрел четкое направление, которое проводилось через все отделы журнала, но прежде всего через отдел критики и библиографии. Отсутствие в России других форм проявления общественной деятельности предопределяло в XIX в. такое значение литературы, литературной критики и библиографии. Вскоре в журнале приняли участие такие выдающиеся русские литераторы и журналисты, как НА. Некрасов, А.И. Герцен, И.И. Панаев, Н.П. Огарев. Здесь печатаются МЮ. Лермонтов, И.С. Тургенев и другие писатели. Постепенно журнал становится рупором борьбы против крепостничества, рутины, застоя, азиатчины. Большую роль здесь сыграла защита гоголевского направления в литературе как направления критического реализма. Не менее важным оказалось критическое отношение к идеализму в области философии. Статьи Герцена по философским вопросам Дилетантизм в науке, Письма об изучении природы», опубликованные в журнале, были высоко оценены современниками как защита передового, материалистического мировоззрения. Белинский и Герцен истолковывают философию как алгебру революции. Белинский выступает как активный полемист против всех противников прогресса, а также против апологетов буржуазных отношений, начинается полемика со славянофилами. Памятниками этой борьбы являются статьи Белинского «Педант», «Парижские тайны, Ответ "Москвитянину"», годичные обзоры литературы и др. Белинский превратил Отечественные записки в политическую трибуну борьбы против крепостничества, подготовки общественного сознания к неизбежности отмены крепостного права. Разбирая произведения Лермонтова, Пушкина, Гоголя, он выстроил свою систему ценностей в русской литературе, дал глубокое истолкование их творчества. Статьи Белинского были проникнуты горячей любовью к родине. Критик-публицист защищает человеческое достоинство в людях, просвещение, высокую нравственность; проповедует передовое искусство и литературу. Особенно удачно работает критик в жанре обозрений. Его статьи, по свидетельству современников, читали с жадностью. Были случаи, когда молодые люди перекупали право первому прочитать журнал с материалами Белинского. Отечественные записки скоро стали самым популярным журналом. В 1846 гони имели 4 тысячи подписчиков. В условиях кризиса крепостнического строя публицистика Белинского и Герцена, стихи Некрасова явились важным фактором общественной жизни, борьбы за прогресс, социализм. Однако политическая осторожность и эксплуататорские склонности Краевского заставили в 1846 г. уйти из журнала Белинского, Некрасова, Герцена и других. «Современник» Некрасова В 1846 г. Некрасов и Панаев приобретают у ПА. Плетнева журнал «Современник», основанный Пушкиным. Идейным руководителем журнала становится Белинский. 1847—1848 гг. — короткий, но самый замечательный период в журналистской и общественно-политической деятельности Белинского. Понять его можно только в свете знаменитого Письма к Гоголю — единственного произведения Белинского, написанного без оглядки на цензуру и известного долгое время только в рукописных списках. В этом произведении публицист выступил в защиту гражданского значения литературы, против крепостников и самодержавной формы правления, против догматов православной церкви. Самыми важными, насущными задачами своей страны он провозгласил уничтожение крепостного права, отмену телесного наказания и введение элементарной законности. Осуществление этих требований обеспечило бы прогресс России. С этих позиций и оценивает Белинский состояние литературы, журналистики, ведет полемику со всеми, кто мешает общественному и социальному прогрессу страны. Его обозрения русской литературы за 1846 и 1847 гг., статьи по поводу последних произведений Гоголя (Выбранные места из переписки с друзьями) стали манифестом передового движения России, хотя многие литераторы не согласились с оценкой Белинского Выбранных мест из переписки с друзьями Гоголя, увидев в этой книге важные религиозно-нравственные искания русского писателя. После ухода Белинского из Отечественных записок журнал Краевского занял умеренно-либеральную позицию. «Москвитянин» Умеренную позицию занимали и возникавшие славянофильские журналы. Они издавались преимущественно в Москве — Московский наблюдатель, «Москвитянин» и другие. Наиболее крупный из них «Москвитянин» в е годы имел отдел Духовное красноречие, защищал национальную самобытность России, печатал сербских, болгарских, чешских авторов. Ведущую роль в нем играли братья Аксаковы, Хомяков, И. Киреевский и другие. Славянофилы пытались оспаривать взгляды Белинского на поэму Гоголя Мертвые души, его представления о прогрессе. В е годы в журнале печатался драматург НА. Островский, оригинальный критик Ап.А. Григорьев. Объективная оценка купечества, высоких нравственных качеств купцов, их жен, дочерей существенно дополняла привычную негативную картину жизни этого сословия. Ап. Григорьев (позднее работавший в журналах братьев Достоевских Время и «Эпоха») как критик не примыкал ник лагерю Белинского, ник сторонникам аристократического, эстетического направления, считая, что литература, искусство отражают жизнь, передают цвет и запах эпохи, а критика ищет в произведениях искусства связь с действительностью. Однако идеалом считал не прогресса патриархальную самобытность, нравственную чистоту героев. Григорьев был проникновенным истолкователем пьес Островского, женских образов русской литературы. Позднее славянофилы издавали несколько газет Молва (1857), Парус (1859) и др. К сожалению, они быстро закрывались правительством за противопоставление жизни простого народа и господ (статья К. Аксакова Опыт синонимов Публика — народ в газете Молва, затребование славянофилами свободы слова, гласности. Вопросы для повторения. Что делало Отечественные записки лучшим журналом х годов 2. В каких статьях В. Г. Белинский защищает прогресс и гоголевское направление в литературе. Какими средствами в Современнике НА. Некрасова велась подготовка общественного сознания к отмене крепостничества. Вспомните, какие журналы отмечены участием славянофилов в е годы. К чему сводилась полемика славянофилов и В.Г. Белинского вокруг Мертвых душ Н.В. Гоголя? Тексты для анализа В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1846 г. Ответ «Москвитянину» К.С. Аксаков. Несколько слово поэме Гоголя Похождения Чичикова, или Мертвые души. Опыт синонимов Публика—народ. Вольная русская пресса заграницей. Полярная звезда и Колокол АИ. Герцена А.И. Герцен, зарекомендовавший себя как талантливый публицист, философ и беллетрист уже в Отечественных записках, оказался первым, кто сделал прорыв в области свободного слова в России. Убедившись, что на родине нет настоящей свободы слова, и стремясь открыто поставить вопрос об отмене крепостного права, уничтожении старой бюрократии, журналист решил в конце х годов уехать из России и стать эмигрантом. Герцен оказался заграницей в Канун революции 1848 г. Он полагал, что европейская революция выведет и Россию на путь прогресса. Однако этого не произошло. Сама революция 1848 г. не увенчалась успехом, буржуазия осталась у власти, и трудящиеся не получили ожидаемого освобождения от власти аристократов и буржуазии. Буржуазные порядки оказались живучими. Герцен очень тяжело переживал крах своих надежд на успех в революции 1848 г. Писатель испытал определенную «духовную драму, разочаровавшись в результатах борьбы народных масс во Франции. Тем не менее он остается заграницей, постепенно преодолевает свою душевную травму, свой духовный кризис. Вскоре Герцен приходит к мысли, что Россия раньше других стран сможет прийти к социализму, опираясь на свои революционные традиции, используя в качестве ячейки социализма русскую земельную общину. Добившись освобождения крестьян от крепостного состояния, наделив их землей, передавим всю землю, Герцен полагал достигнуть социалистического правопорядка. Идея русского утопического социализма поддерживает Герцена в его дальнейшей практической деятельности. Он надеется, что и другие славянские народы с помощью великого русского народа, сбросившего иго самодержавия, также пойдут по пути прогресса и процветания. Герцен все больше укрепляется в мысли, что слово есть тоже Дело. Уже в 1849 г. у него возникает план организации русской свободной печати заграницей, но осуществлено это намерение было только в 1853 г Первоначально Герцен решил ознакомить Европу с положением дел в царской России, показать и нелепость крепостнических отношений, и наличие революционных сил, традиций в русском народе. Он печатает брошюры Россия, Русский народи социализм, большую книгу на французском языке О развитии революционных идей в России». Затем выдвигает новую задачу — издание революционной литературы для России. Публикует листовку-воззвание Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси. Герцен убеждает русских передовых людей воспользоваться его типографией, призывает к сотрудничеству. Все, написанное в духе свободы, будет напечатано, — обещает он. Вскоре Герцен печатает листовки и брошюры Юрьев день! Юрьев день, Крещеная собственность. В них он порицает крепостничество, защищает идею общинной солидарности, выдвигает требование передачи земли крестьянству. Если дворяне не поймут необходимости отмены крепостного права, утверждает он, то дело будет решено топором мужика. Значительным документом революционной пропаганды была прокламация Поляки прощают нас, выпущенная Герценом. Здесь речь шла о законности борьбы польского народа против царизма, об общности революционного дела польского и русского народов. Русские революционеры, заявляет Герцен, будут бороться за польскую свободу вместе с поляками. «Полярная звезда Герцена Наконец в 1855 г. было предпринято издание периодического альманаха «Полярная звезда». Создание революционной печати было наиболее важной задачей Вольной русской типографии в Лондоне. И в названии альманаха (Полярная звезда — так назывался альманах декабристов, ив его обложке, на которой были изображены под сияющей звездой профили пятерых казненных декабристов, ив содержании номеров Герцен подчеркивал связь своего революционного издания с декабристами. В первом номере Полярной звезды были опубликованы Письмо Белинского к Гоголю», запрещенные стихи Пушкина Вольность, Деревня, стихотворение Лермонтова Насмерть поэта, стихии воспоминания декабристов, произведения самого издателя. Полярной звезде была предпослана программа. Главным в программе было «Распространение в России свободного образа мыслей. Эта программа должна была объединить вокруг Герцена все передовое общество в стране. Всего вышло семь номеров «Полярной звезды». «Колокол» В 1856 г. в Лондон приезжает друг Герцена Н.П. Огарев, чтобы принять участие в деятельности Вольной русской типографии. Учитывая оживление демократического движения после окончания Крымской войны, они вдвоем принимают решение издавать периодический орган, который будет выходить значительно чаще Полярной звезды, и дают ему название Колокол. Колокол стал выходить с июля 1857 г. Это была газета, которую печатали один-два раза в месяц, но иногда периодичность меняли те. Зову живых провозглашали Герцен и Огарев в эпиграфе своей газеты. Позднее к нему присоединился еще один Земля и воля, что выражало главное требование Колокола по крестьянскому вопросу. В программе издания выдвигались три основных требования: «Освобождения слова от цензуры! Освобождение крестьян от помещиков! Освобождение податного сословия те. крестьян — от побоев!» Герцен с первых же номеров развернул в Колоколе критику крепостников- помещиков, всего государственного строя царской России. Особенно остро критикует он помещиков, их жестокое отношение к крестьянам, царских сановников-казнокрадов, глухих к страданиям народных масс. Вместе стем Герцен еще надеется в среде передового дворянства найти по примеру декабристов людей, способных заставить правительство отказаться от своей жестокой политики по отношению к собственному народу. Герцен много сделал для развития газетно-журнальных жанров революционного издания. У него появился прообраз передовой статьи. Он ввел много рубрик Под суд», «Правда ли, Под спудом, очень ярким сделал отдел мелких критических корреспонденции под названием Смесь, успешно использовал памфлет, мастерски вел комментирование сообщений из России. Горячий патриотизм был основой всех разоблачений Герцена, его критики. Однако Герцену присущи в это время были и определенные иллюзии. Он еще верил в добрые намерения дворянского царя Александра II, он еще полагал возможным прогресс страны по доброй воле дворян, надеялся на отмену крепостничества сверху. В конце х годов Герцен обращается с рядом открытых писем к царю, где выражает свою надежду, что царь не позволит дальше обманывать себя и даст свободу крестьянам. Надо сказать, что уже сам факт обращения частного лица, журналиста, к царю- самодержцу всея Руси как равному гражданину было невиданной дерзостью. Такое обращение Герцена несло в себе революционный заряд, заряд непочтения. Но все же это была слабость Герцена, что было проявлением либеральных колебаний, надежд на добрую волю царя. Такая позиция Герцена вызвала протест со стороны последовательных русских демократов, какими были Чернышевский и Добролюбов. Но, конечно, эти либеральные ноты у Герцена были лишь отступлением от демократической линии, а не выражением существа его издания. Главная причина этих колебаний пояснена В.И. Лениным в статье Памяти Герцена». Герцен, выехавший из России в г, не мог еще видеть в ней революционного народа народ спал, задавленный веками крепостнического гнета. Но стоило Герцену увидеть революционный народ в шестидесятые годы, он твердо встал за революцию. Реформа 1861 г, которую царское правительство все же вынуждено было провести и отменить крепостное право, сначала обрадовала Герцена, но анализ условий освобождения еще раз раскрыл глаза Герцену на антинародную политику в крестьянском вопросе правительства. Восстания крестьян против условий освобождения, которые снова закабаляли, обезземеливали их, заставили Герцена повести более решительно пропаганду революционной борьбы за волю и землю Герцен и особенно Огарев критикуют крестьянскую реформу 1861 г. Народ царем обманут, — пишет Колокол в июле 1861 г. Герцен дает широкую информацию и комментарий к восстаниям в России против реформы. Русская кровь льется, — пишет Герцен о карательных мерах царского правительства. Особенно его потрясло восстание в селе Бездна, где были расстреляны крестьяне и убит их предводитель Антон Петров. Теперь Герцен и Огарев прямо обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия. Герцен осуждает правительство за арест и ссылку вождя русской демократии — Н.Г. Чернышевского. Огарев пишет ряд прокламаций, обращенных к войску, молодежи. Заводите типографии, — советуют они революционерам в России. Герцен решительно рвет с либералами (Тургеневым и др, которые встали на сторону правительства. Особенно ярко революционные убеждения Герцена и Огарева проявились в связи с польским восстанием 1863 г. Русское общество, в том числе либеральное, было охвачено патриотическим шовинизмом, царские войска жестоко расправлялись с повстанцами. В этих условиях Герцен принял сторону повстанцев. Он привлек в Колокол В. Гюго для поддержки польского восстания. В. Гюго написал обращенные к русским войскам пламенные слова Перед вами не неприятель, а пример. Резко осудил «Колокол» главаря консервативной русской журналистики Каткова, который требовал расправы с мятежными поляками. Катков, в свою очередь, начал публичную дискредитацию идей Герцена. Успех Колокола все годы издания был чрезвычайным. Россия, по свидетельству современников, была наводнена этой революционной газетой. Однако в России революционная ситуация концах началах годов не переросла в революцию — стихийные крестьянские бунты не могли привести к успеху. Царизму удалось справиться с кризисом, изолировать вождя русской революционной демократии Чернышевского, сослав его в далекую Сибирь. В связи с таким положением в стране Колокол стал выходить реже ив г. перестает издаваться вовсе. Испытав сожаление, что революция в России не осуществилась, Герцен в последний год издания Колокола начинает все чаще обращаться к фактам революционной борьбы европейского пролетариата, деятельности Интернационала, организованного К. Марксом. Особенно интересными в этом отношении являются Письма к старому товарищу, написанные уже после закрытия «Колокола». Это обращение к концу жизни (Герцен умер в 1870 г) к I Интернационалу подчеркивает чуткость русского журналиста ко всем новым фактам революционной деятельности на Западе. Но главная боль Герцена была в России ни свободы, ни демократии в ней не осуществилось. Следует отметить, что идеи Белинского и Герцена оказали большое воздействие на многих общественных и литературных деятелей народов России и славянских стран последующих десятилетий. |