Главная страница
Навигация по странице:

  • «Русские ведомости»

  • Тексты для анализа М.Е. Салтыков-Щедрин.

  • П.Л. Лавров Вперед Наша программа. П.Н. Ткачев.

  • «Легальный Марксизм»

  • «Русское богатство»

  • М. Горький в провинциальной печати

  • Учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеУчебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни
    Дата16.10.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаesin.pdf
    ТипУчебник
    #737311
    страница6 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
    «Вестник Европы»
    В это время начинают играть заметную роль такие журналы, как буржуазно- либеральный Вестник Европы, журналы либерально-народнической ориентации
    «Русское богатство и Русская мысль. Именно они составили наиболее сильный отряд русских ежемесячников. Эти журналы отстаивали реформаторский путь дальнейших преобразований в стране, стремились к смягчению социальных противоречий. Введение конституции было главным политическим идеалом либеральной журналистики
    Все указанные ежемесячники сохраняли традиционный литературный отдел в своем составе и продолжали играть важную роль в развитии русской литературы и критики.
    Наиболее крупный из них — Вестник Европы, возникнув в 1866 г. как преимущественно исторический журнал, издавался ММ. Стасюлевичем — отставным профессором истории Петербургского университета. Профессия редактора-издателя надолго наложила отпечаток на характер журнала. Однако сгон стал по своей структуре обычным ежемесячником второй половины XIX в. Первую часть каждого номера занимали беллетристика, статьи и очерки научного характера вторая часть под названием Хроника включала в себя традиционные обозрения внутренней,
    иностранной жизни, литературную критику, библиографию и разного рода известия.
    В журнале принимали участие такие видные писатели, как Тургенев, Гончаров,
    Салтыков-Щедрин, Островский, А. Толстой и др.
    Часто помещал в журнале статьи известный искусствовед В.В. Стасов. В е годы к сотрудничеству был привлечен Э. Золя как критики обозреватель французской жизни
    («Парижские письма. В середине х годов стали печататься стихии литературно- критические статьи Вл. Соловьева, в е годы — Д.С. Мережковского и З.И. Гиппиус.
    «Вестник Европы давал высокую оценку всем реформам х годов и считал необходимой дальнейшую реформаторскую деятельность для обеспечения благополучия страны.
    Благосостояние страны не в застое, не в отчуждении от других народов, а,
    наоборот, в следовании за другими народами по их пути развития и рациональной свободы, — утверждал журнал на рубеже х годов. Многие сотрудники признавали трудное положение крестьян в пореформенный период, видели недостаток в отсутствии рабочего законодательства, ограничивающего эксплуатацию, тяжелое финансовое положение страны, недостаток образования, слабость местного самоуправления. Но одновременно журнал отрицал революционный путь преобразований. Все проблемы надеялся решить с помощью реформ сверху и дарованием конституции.
    Наряду с Русской мыслью, Русским богатством Вестник Европы был одним из популярных среди широких слоев интеллигенции изданием. Тираж его в лучшие годы доходил до 14 тысяч экземпляров.
    В пореформенные годы растет газетная печать, но легально могли издаваться газеты только монархические и либерально-буржуазные.
    Издания, независимые от цензуры, администрации, как и раньше, продолжали возникать в эмиграции (Свободная Россия и др.).
    Лидирующую роль среди русских консервативных газет по-прежнему играют
    «Московские ведомости Каткова, авторитет которого вырос благодаря патриотической позиции в 1863 г. вовремя польского восстания и вовремя русско-турецкой войны гг. Катков открыто защищал интересы дворянства, монархии, резко порицал любые проявления свободомыслия, либерализма, осуждал социалистов-нигилистов,
    бунтующих крестьян и рабочих, требовал от правительства крутых мер.
    «Новое время
    Газета не менее преуспевающего журналиста-издателя Суворина Новое время»
    также в период войны 1877—1878 гг. заметно увеличила круг своих читателей.
    Петербургская бюрократия, офицерство, значительная часть интеллигенции стали подписчиками этой газеты. Постоянная критика военного руководства, администрации,
    широкая внутренняя и иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию
    А.П. Чехова создавали несомненный успех изданию. Розничная продажа, реклама способствовали росту тиража. Суворин полностью отрицал необходимость каких бы тони было радикальных выступлений интеллигенции, студентов или рабочих и постепенно,
    сохраняя внешний радикализм, становился идеологом самодержавно-бюрократического,
    буржуазного государства, шел параллельным курсом к правительству и помогал ему.
    «Русские ведомости»
    Среди умеренно-либеральных газет становится все авторитетнее московская газета
    «Русские ведомости. Защита интересов крестьян, а затем и рабочих, не выходящая,
    однако, за рамки государственного законодательства, устойчивые конституционные стремления, хорошая беллетристика создавали ей популярность среди русской интеллигенции (врачи, учителя, земские деятели, помогали постепенно формулировать принципы будущей кадетской партии.
    В е годы в газете сотрудничают Г. Успенский, Михайловский, Короленко,
    революционный эмигрант П. Лавров, крупнейший русский ученый-демократ К.А.
    Тимирязев, академик ДН. Анучин, прогрессивный музыкальный критик ГА. Ларош,
    репортер В.А. Гиляровский и др. Издавалась газета до 1918 г.
    «Осколки»
    В е годы началась литературная и журналистская деятельность А.П. Чехова.
    Первоначально Чехов сотрудничал в юмористических еженедельниках Москвы
    («Стрекоза», Будильники др, но вскоре был приглашен в юмористический петербургский журнал Осколки. Наряду с художественными произведениями писатель вел в Осколках фельетонное обозрение Осколки московской жизни, где затрагивал многие злободневные вопросы, в том числе и положение московской печати, вступившей в полосу предпринимательства. В рассказах Чехова х годов ярко (часто по- щедрински) запечатлен убогий тип журналиста-поденщика, приспособленца,
    утратившего благородные черты работника печати предшествующих десятилетий (Два газетчика, Корреспондент, Сон репортера и др.)
    С 1886 г. Чехов становится сотрудником газеты Новое время. Здесь кроме рассказов им напечатаны такие материалы, как статья о русском путешественнике Н.М.
    Пржевальском, путевые зарисовки Из Сибири, и некоторые другие. Писатель организовал в газете литературные субботники и много способствовал внедрению в практику русской журналистики жанра небольшого рассказа-новеллы.
    После поездки на остров Сахалин в 1890 г. Чехов сотрудничает в журналах Русская мысль, Жизнь и др. В Русской мысли он заведовал отделом беллетристики и впервые опубликовал здесь очерки Остров Сахалин. Эти очерки, вышедшие вскоре в виде отдельной книги, вошли в золотой фонд русской публицистики
    Книга сочетает в себе глубину и точность научного исследования с ненавязчивой публицистичностью. Пренебрежение правительства к богатой окраине России,
    превращенной в каторжную тюрьму, острову Сахалину, Чехову непонятно. Не мог смириться писатель и стем, что жизнь каторжников и населения Сахалина определяется не законом, а произволом администрации. Жизнь на острове напоминает ему крепостничество. Он не мог пройти мимо тяжелого положения женщин, детей, местного туземного населения на Сахалине осуждает недостатки исправительной системы на каторге, экономическую отсталость края, отсутствие налаженной медицинской помощи.
    Проблемы, поднятые в книге, часто оказывались сходными с проблемами всей России. И
    вместе стем Чехов в очерках Из Сибири и книге Остров Сахалин показал высокие моральные качества русского народа, особенно сибиряков-первопроходцев, предсказал большое будущее сибирскому краю.
    Вопросы для повторения. Перескажите основные положения закона о печати 1865 г. Каковы основные положения народнической доктрины. Раскройте демократический характер журнала Отечественные записки, его отношение к народничеству. Какова программа революционно-народнической нелегальной печати в целом,
    разница в тактике революционных действий отдельных изданий народников. Охарактеризуйте политическую и экономическую программу либеральной журналистики (Вестник Европы, Русские ведомости. В чем причина бурного развития газетного дела. Назовите основные темы сатирической публицистики М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    8. Как оценивал М.Е. Салтыков-Щедрин современную ему печать. Особенности очерков Г.И. Успенского о русской деревне. Какое участие принимал в журналистике х — х годов А.П. Чехов?
    Тексты для анализа
    М.Е. Салтыков-Щедрин. Дневник провинциала в Петербурге.
    За рубежом.
    В среде умеренности и аккуратности.
    Письма к тетеньке (письмо одиннадцатое).
    Приключение с Крамольниковым.
    П.Л. Лавров Вперед Наша программа.
    П.Н. Ткачев. Набат (программа журнала).
    Г.И. Успенский Книжка чеков
    Равнение под одно.
    А.П. Чехов Два газетчика.
    Из Сибири.
    Остров Сахалин (глава по выбору).
    Ф. Энгельс. Эмигрантская литература (гл. Прессах годов

    1890-е годы — время промышленного подъема в России. С процессами капитализации всей русской жизни связано дальнейшее развитие периодической печати.
    Продолжается количественный рост прессы, появляются новые типы периодических изданий.
    Наблюдается рост провинциальной частнособственнической газетной печати,
    дальнейшее увеличение числа различных еженедельников, в том числе иллюстрированных.
    «Толстый» русский журнал, сохраняя роль руководителя общественного мнения, как бы выделяет из своего состава журналы по интересам журналы для юношества и самообразования (Мир божий, журналы для семейного чтения (Семья, научно- популярные (Наука и жизнь, Журнал для всех, научно-философские (Научное обозрение, педагогические (Образование, журналы искусств (Искусство и художественная промышленность, Мир искусства. Впрочем, некоторые из них вновь приобретают энциклопедический характер (Журнал для всех»).
    Получают развитие духовно-религиозные и деловые издания.
    В е годы появляются такие значительные общенациональные газеты, как
    «Россия», Русское слово, «Курьер».
    Газеты обзаводятся приложениями, практикуются вторые (дневные) выпуски газет.
    Растут тиражи газет, улучшается информационное обеспечение газет. Формируются первые издательские концерны АС. Суворина, И.Д. Сытина и др.
    Капитализация, индустриализация жизни активизируют поиски закономерностей развития общества, дифференцируются политические направления. Позитивизм овладевает значительной частью интеллигенции. Народничество испытывает серьезные трудности в объяснении исторических судеб России. Растет интерес к марксизму, идеям исторического материализма.
    «Легальный Марксизм»
    Достаточно широкое увлечение марксизмом в либерально-буржуазных кругах публицистов, ученых привело к появлению так называемого легального марксизма».
    Отстаивая интересы капиталистического развития страны, либерально-буржуазные
    публицисты П.Б. Струве, МИ. Туган-Барановский и др. с середины х годов провозгласили себя сторонниками нового учения — экономического материализма, т.е.
    марксизма, и стали критиковать народников. Они широко цитировали Маркса,
    пересказывали на свой лад отдельные положения марксизма, стремились истолковывать некоторые выводы научного социализма в целях упрочения капиталистической формации. Целый ряд периодических органов печати стал выразителем этого течения:
    «Новое слово, Начало, Жизнь и др. В них печатаются от случая к случаю и революционные марксисты, пропагандируя материалы, связанные с именем Маркса и его теорией (Плеханов, Ленин, Засулич и др.).
    Струве, Туган-Барановский пишут статьи о рабочем классе, критикуют народников,
    доказывают жизненность капитализма.
    С.Н. Булгаков в Новом слове утверждал в 1896—1897 гг., что марксизм,
    материалистическое понимание истории вполне объясняет все экономические и социальные процессы в русской жизни.
    Вместе стем эти журналы сохраняли многие черты старых ежемесячников. В них печатались различные обозрения, литературная критика, имелся хороший беллетристический отдел (особенно в журнале Жизнь, где в разные годы печатались
    Чехов, Мережковский, Вересаев, Горький, Серафимовичи др.
    Однако в 1899—1901 гг. многие легальные марксисты, никогда не принимавшие революционности в учении Маркса, — С.Н. Булгаков, АН. Бердяев, П.Б. Струве перешли к критическому анализу марксизма, усмотрев в нем догматизм, пренебрежение нравственными началами, и повернули к идеализму (Против ортодоксии» статья Струве в № 10 журнала Жизнь, 1899 г Борьба за идеализм Бердяева в № 6 журнала Мир божий, 1901 г.).
    Идеализм остается привлекательным для ряда литераторов Вл. С. Соловьев,
    Волынский (А.Л. Флексер), Л.Е. Оболенский, Д.С. Мережковский и др.
    Революционные марксисты, не имея возможности открыть свои издания в России,
    основную деятельность на поприще журналистики должны были дог. развивать заграницей (группа Освобождение труда Плеханова, газета Искра. Создание социал- демократической рабочей партии становится главной задачей революционной печати.
    «Русское богатство»
    Одним из крупных и авторитетных журналов в России становится «Русское
    богатство». Он был организован в 1876 г, но дог. не имел заметного влияния в журналистике. С 1880 по 1881 г. журнал издавался группой (артелью) народнических литераторов во главе с писателем Н.Н. Златовратским. В 1880 г. в журнале сотрудничал
    Плеханов, еще не вполне освободившийся от идей народничества. Однако артельный журнал не оправдал себя. С 1883 по 1891 г. Русское богатство издавалось литератором
    Л.Е. Оболенским как либерально-народнический ежемесячник с философским,
    морально-религиозным уклоном, но большим успехом у читателей не пользовался.
    С 1892 г. Русское богатство перешло в руки авторитетных народнических публицистов С.Н. Кривенко и Н.К. Михайловского.
    Став руководителями журнала, Кривенко и Михайловский с 1894 г. развернули активную полемику с марксистскими идеями. После нескольких критических статей против легального марксизма прежде всего Струве, Михайловский и его сотрудники перешли к критике трудов Маркса, Энгельса и Плеханова. Это обстоятельство увеличивало интерес к журналу. НЕ. Федосеев, Г.В. Плеханов пытались защитить свои позиции. Однако в их распоряжении не было легальных изданий. Достойный ответ
    Михайловскому и Кривенко дал Плеханов в своей книге К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, вышедшей под псевдонимом в 1895 г.
    Однако, претендуя на роль хранителей идейного наследствах годов, идей крестьянской демократии, общинного устройства, сотрудники Русского богатства»
    стремились придать журналу в целом демократический характер. Большую роль в этом сыграл В.Г. Короленко, ставший соредактором журнала в 1895 г.
    Журнал Русское богатство вел постоянную полемику с консервативной печатью по ряду общественных вопросов, выступал с критикой крепостнических пережитков,
    широко освещал внутреннюю жизнь России голод 1893 г, произвол администрации,
    национальную политику правительства, незавидное положение земств, стесненное положение печати. Все это привлекало широкие слои русской интеллигенции к журналу.
    Тираж его достигал в е годы 14 тысяч экземпляров.
    На страницах журнала в эти годы публиковались выступления против философских идей Л. Толстого и Достоевского. Русское богатство выступало против теории чистого искусства, резко критиковало появившееся декадентство (Литература и жизнь»
    Михайловского).
    Прогрессивный характер имел в е годы беллетристический отдел журнала, в котором участвовали Л.Н. Андреев, Н.Г. Гарин-Михайловский, В.В. Вересаев, А.И.
    Куприн, И.А. Бунин, ДН. Мамин-Сибиряк и др. Значительное место принадлежало произведениям замечательного писателя-демократа и публициста конца XIX — начала в. Короленко. В Русском богатстве он выступил впервые в 1886 гс рассказом Лес шумит. Активное сотрудничество Короленко в журнале началось с 1892—1894 гг.
    Короленко был непревзойденным мастером художественного очерка. Яркая публицистическая форма, предельная правдивость, смелость постановки общественно- значимых проблем, гуманизм характеризуют все его выступления в печати. Большинство произведений написано им поличным впечатлениям, хорошо документировано.
    Публицист ставит вопрос о тяжелом положении крестьян, малоземелье, кулачестве в деревне, о беззакониях по отношению к простому народу (В голодный год»,
    «Сорочинская трагедия, протестует против национальной политики русского правительства, направленной на разжигание розни между народами и народностями
    России («Мултанское жертвоприношение, Дом № 13» и др.).
    В статье Знаменитости конца века Короленко осудил французское правосудие по поводу расправы над А. Дрейфусом.
    Посетив в 1893 г. Америку, Короленко печатает в журнале повесть Без языка и очерк Фабрика смерти (о чикагской скотобойне) в Самарской газете, где подвергает
    критике отдельные стороны американской демократии и некоторые нравственные нормы, рассказывает о трудной доле русских и украинских крестьян-эмигрантов.
    Не раз разоблачал он провокационные выступления консервативной журналистики,
    направленные непосредственно против него, против публикации им критических материалов.
    М. Горький в провинциальной печати
    В е годы с развитием провинциальной журналистики все больше крупных авторитетов и начинающих писателей сотрудничают в провинциальной печати. Так произошло и с A.M. Горьким. Весной 1894 г. по рекомендации Короленко он переезжает из Нижнего Новгорода в Самару и становится сотрудником Самарской газеты. Он выступает как обозреватель провинциальной прессы, ведет городской фельетон Между прочим, печатает отдельные статьи, рассказы и художественные произведения
    («Старуха Изергиль», Песнь о Соколе»).
    Пользуясь либеральным характером газеты, Горький остро критикует недостатки самарской жизни приниженное положение жен-шин, отсутствие высоких идеалов уместной интеллигенции, эксплуатацию детского труда, грязь в городе, некультурность городского обывателя, при этом постоянно выступая защитником беднейших слоев населения. Печать он рассматривает как арену борьбы за правду и добро. Так называлась и одна из его статей.
    В 1896 г. журналист возвращается в Нижний Новгород в качестве корреспондента газеты Одесские новости на открывшейся в городе Всероссийской выставке промышленности и художеств. Одновременно пишет статьи и очерки для газеты
    «Нижегородский листок».
    М. Горький оказался одним из немногих русских журналистов, кто скептически отнесся к замыслу и экспозиции выставки. Такие выставки проводились приблизительно разв десять лет начиная с 1872 г. Выставка 1896 г. должна была по замыслу правительства показать особые успехи, достижения русского капитализма за последние годы. Но Горький увидел за размахом, экспонатами выставки многие недостатки,
    несовершенства русской жизни конца XIX в. Машины, представленные в павильонах, не облегчают труд рабочих не машина служит человеку, а человек служит машине. На выставке небыли замаскированы факты эксплуатации рабочих, бросались в глаза засилье в промышленности иностранных предпринимателей-капиталистов, ложный патриотизм устроителей, которые хотели некоторые образцы кустарных производств выставить в качестве национальных достижений (велосипед, пианино, сделанные вручную кустарями-одиночками).
    Не принесла журналисту полного удовлетворения и культурная программа выставки. Горький высоко оценил выступления Малого театра, чешского дирижера
    Главача, русской сказительницы Ирины Федосовой, некоторые картины художников- реалистов (Маковского, Репина, но весьма критически отнесся к представителям
    «нового искусства — импрессионистам, в частности к картинам Врубеля, выставленным в особом павильоне. Изобразительное искусство, по мнению журналиста, как и печать,
    должно непосредственно служить правде и добру, быть понятно простому человеку
    воспитывать оптимизма не повергать его в уныние и недоумение. Негативно оценивал в эти годы писатель и русских поэтов-Декадентов: Мережковского, Гиппиус и др.
    Не мог пройти журналист и мимо того, что купцы, богатые предприниматели,
    съехавшиеся со всей России на выставку, превратили ее в арену пьяного кафешантанного разгула. Разгром — так назвал Горький свой заключительный очерк о закрытии выставки, подчеркнув ее практическую бесполезность. Такая негативная оценка была,
    конечно, односторонней, но Горький стремился оценить выставку и развитие России сточки зрения рядового человека, человека труда.
    Не вполне справедливы были и некоторые упреки публициста в адрес нового искусства, живописи и литературы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта