Главная страница
Навигация по странице:

  • Первая русская печатная газета Ведомости (1703—1727)

  • М. В. Ломоносов

  • Н. И. НОВИКОВ 1(1744—1818) Ведомости Из Кронштадта

  • Подряды В некоторое судебное место потребно правосудие до 10 пуд желающие в поставке оного подрядиться, могут явиться в оном месте.Продажа

  • Государю Григорию Сидоровичу!

  • Человеку нашему Семену Григорьевичу! Ехать тебе в наши деревни, и по приезде исправитьследующее:1

  • Учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеУчебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни
    Дата16.10.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаesin.pdf
    ТипУчебник
    #737311
    страница9 из 39
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   39
    Вольная русская пресса заграницей. Полярная звезда и «Колокол»
    Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. М Высшая школа, 1989.
    История русской журналистики XVIII—XIX вв. М Высшая школа, 1973.
    Герцен АИ. Крещеная собственность // Собр. соч Вт. Т. 12. С. 97—112.
    Герцен АИ. Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ Там же. Т. 15. С. 135—138.
    Герцен АИ. VII лет // Там же. Т. 18. С. 238—244.
    Герцен АИ. К старому товарищу. Письмо е // Там же. Т. 20. Кн. 2. С. Ленин В.И. Памяти Герцена // Полн. собр. соч. Т. 21. С. Материалы Герцена и Огарева из Полярной звезды и Колокола // История русской журналистики. Хрестоматия. М Высшая школа, 1991. С. 135—175, или
    Русская журналистика XVIII—XIX веков Тексты. М Изд-во Моск. гос. унта, 1986. С.
    138—165.
    Сборник материалов к изучению истории русской журналистики. М, 1952. Вып. С. 289—356 (тексты из Полярной звезды и «Колокола»).
    Татаринова Л.Е. АИ. Герцен. М, Мысль, 1980.
    Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. М Мысль, Колокол (1857—1867). Факсимильное издание. Вып. 1—4. М Наука, Журналистика эпохи реформ х годов

    Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. М, История русской журналистики XVIII—XIX вв. М, Очерки по истории русской журналистики и критики. Л, 1965. Т. Горячим словом убежденья. Современник Некрасова и Чернышевского. М, Кузнецов Ф.Ф. Журнал Русское слово. М Худ. лит, 1965.
    Лебедева ГМ. Сатирический журнал Искра (1859—1873). М Сов. Россия, 1959.
    Нечаева B.C. Журнал ММ. и Ф.М. Достоевских Время, 1861—1863. М Наука,
    1972.
    Нечаева B.C. Журнал ММ. и Ф.М. Достоевских Эпоха, 1864—1865. М Наука,
    1975.
    Нечкина МВ. Н.Г. Чернышевский в борьбе за сплочение сил русского демократического движения в годы революционной ситуации // Встреча двух поколений.
    М.: Наука, 1980. С. Поэты Искры Вт. Л Сов. писатель, 1955. Т. 2. (Большая серия Библиотеки поэта»).
    Прокламации х годов. МЛ Моск. рабочий, 1926.
    Ямпольский И.Г. Сатирическая журналистика 1860 года (Искра, М ГИХЛ, 1964.

    Ямпольский И.Т. Сатирический журнал Гудок (1862) // Рус. лит, 1962. №3. С. Журнал Современник за Журнал Русское слово за Журналы Ф.М. и ММ. Достоевских Время (1861—1863) и Эпоха (1864—1865).
    * * Антонович МА.
    Асмодей нашего времени // Литературно-критические статьи. МЛ ГИХЛ, 1961.
    Григорьев An. Стихотворения Н. Некрасова // Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова. М Детская литература, 1989.
    Добролюбов НА. Литературные мелочи прошлого года // Собр. соч Вт. М Л.:
    ГИХЛ, 1962. Т. 4. С. 48—112.
    Добролюбов НА. Что такое обломовщина // Там же. С. 307—343.
    Добролюбов НА. Когда же придет настоящий день // Там же. Т. 6. С. 96—140.
    Добролюбов НА. От Москвы до Лейпцига // Там же. Т. 5. С. 452—470.
    Добролюбов НА. Письмо Славутинскому // Там же. Т. 9. С. 407—408, или Сборник материалов к изучению истории русской журналистики. Вып. 2. М, Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе // Полн. собр. соч В 30 т.Т. Л, 1978, Катков МН. Передовые статьи из газеты Московские ведомости за 1863 г. //
    Смолкина НС. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века. М, 1995. Т. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся // Полн. собр. соч. Т. 2. С. 505—
    550.
    Некрасов НА. Размышления у парадного подъезда // Полн. собр. соч Вт. М.:
    ГИХЛ, 1948. Т. 2. С. 52—55. Поэт и гражданин // Там же С. 7—15. Отрывки из путевых записок графа Гаранского // Там же. Т. 1. С. 95—98. Родина // Там же. С. 28—29.
    Писарев Д.И. Московские мыслители // Соч Вт. М ГИХЛ, 1955. Т. I.C. 274—
    319.
    Писарев ДМ. О брошюре Шедо-Ферроти // Там же. Т. 2. С. 120—126.
    Писарев Д.И. Пчелы // Там же. С. 98—119.
    Писарев Д.И. Базаров // Там же. С. 7—51.
    Писарев Д.И. Реалисты // Там же. Т. 3. С. 7—138.
    Писарев Д.И. Французский крестьянин в 1789 году // Там же. Т. 4. С. 398—422.
    Чернышевский Н.Г. Устройство быта помещичьих крестьян // Полн. собр. соч Вт. Т. 5. М ГИХЛ, 1950. С. 500—570.

    Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez vous // Там же. С. 156—174.
    Чернышевский Н.Г. Г. Чичерин как публицист // Там же. Св отрывках).
    Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены // Там же. С. 855—889.
    Чернышевский Н.Г. Новые периодические издания // Там же. Т. 7. С. 934—956.
    Чернышевский Н.Г. Письма без адреса // Там же. Т. 10. С. 99—116.
    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Несколько полемических предположений // Полн.
    собр. соч Вт. М ГИХЛ, 1937. Т. 5. С. 223—230.
    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Гг. семейству ММ. Достоевского, издающему журнал
    «Эпоха», Стрижам // Там же. Т. 6. С. Журналистика пореформенной эпохи

    Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. М, 1989. История русской журналистики XVIII—XIX вв. М, 1973. Очерки по истории русской журналистики и критики. Л, 1965. Т. Сборник материалов к изучению истории русской журналистики. М, 1956. Вып. С. 84-104.
    Бушмин АС. Сатира Салтыкова-Щедрина. М Изд. АН СССР, 1959.
    Гиляровский В.А. Москва газетная // Собр. соч Вт. Т. 3. М Правда, 1989.
    Горячкина МС. Салтыков-Щедрин и русская демократическая литература. Л, Емельянов Н.П. Отечественные записки НА. Некрасова (1868—1884). Л Худ.
    лит., 1986.
    Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. М Изд-во Моск. гос. унта, 1971.
    Есин Б.И. Чехов-журналист. М Изд. Моск. унта, 1977.
    Есин Б.И. Демократический журнал Дело. М Изд-во Моск. гос. унта. 1959.
    Есин Б.И. Н.В. Шелгунов. М Мысль, 1977.
    Лапшина ГС. Русская пореформенная печать х годов XIX века. М Изд-во
    Моск. гос. унта, 1985.
    Лаптева ТА. Публицистическая деятельность Вл.С. Соловьева. М, Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся // Полн. собр. соч. Т. 2. С. Ленин Р.И. Народники о Н.К. Михайловском // Полн. собр. соч. Т. 24. С. Ленин В.И. Карьера // Полн. собр. соч. Т. 22. С. Литература партии Народная воля. М Изд-во Общества политкаторжан. 1930.
    Маркс К. Письмо в редакцию Отечественных записок // Маркс К, Энгельс Ф. Соч.
    2-е изд. Т. 19. С. Сборник Из истории русской журналистики. М Изд-во Моск. гос. унта. Отделение Материалы. С. Турков A.M.
    M.E. Салтыков-Щедрин. М, 1979.
    Теплинский М.В.
    «Отечественные записки 1868—1884. Южно-Сахалинск:
    Дальневост. кн. изд-во, Штурманы будущей бури. М, Сов. Россия, 1987.
    Энгельс Ф. Эмигрантская литература // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. е изд. Т. 18. С.
    518—548.
    Журнал Отечественные записки (1868—1884).
    * * *
    Михайловский Н.К. Статьи о русской литературе XIX — начала XX вв. М, 1989.
    Плеханов Г.В. С новой бумагопрядильни. Волнение в среде фабричного населения.
    Закон экономического общества и задачи социализма в России // Собр. соч. Т. I, ч. 1, 2.
    СПб.: ГИЗ, 1920.
    Плеханов Г.В. Современные задачи русских рабочих (письмо к петербургским рабочим кружкам) // Соч. Т. 2. С. 363—372 или История русской журналистики:
    Хрестоматия. М, Соловьев Вл.С. Литературная критика. М, Успенский Г.И. Книжка чеков // Собр. соч Вт. М ГИХЛ, 1959. Т. 3. С. Успенский Г.И. Равнение под одно // Собр. соч Вт. Т. 8. С. Успенский Г.И. Дополнение к рассказу Квитанция // Там же. Т. 7. С. Успенский Г.И. Горький упрек. // Там же. Т. 9. С. Чехов АЛ. Остров Сахалин // Собр. соч Вт. М Худ. лит, 1978. Т. 14. С. Чехов А.П. Из Сибири // Там же. Т. 15. С. Чехов А.П. Корреспондент // Там же. Т. 1. С. Чехов А.П. Два газетчика // Там же. Т. 4. С. 156—159.
    Шелгунов Н.В. Очерки русской жизни. СПб.: Изд-во ОН. Поповой, 1895.
    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Дневник провинциала в Петербурге // Полн. собр. соч.:
    В т. М ГИХЛ, 1937. Т. 10. С. 371—422, 474—494.
    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Письма к тетеньке (письмо одиннадцатое) // Там же. Т. С. 450—462.

    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). За рубежом // Там же. Т. 14. С. 61—286.
    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Пестрые письма // Там же. Т. 16. С. 298—320.
    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Мелочи жизни // Там же. С. 134—154, 209—260, 313—
    327.
    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Сказки // Там же. С. 197—206.
    Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Напрасные опасения // Там же. Т. 9. С. Прессах годов
    Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. М, История русской журналистики XVIII—XIX вв. М, Из истории русской журналистики конца XIX — начала XX в. М Изд-во Моск. гос.
    ун-та, Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века. 1890-
    1904. М Наука, 1981, Очерки по истории русской журналистики и критики. Л, 1965. Т. Сборник материалов к изучению истории русской журналистики В 3 вып. М, Вып. 3. С. Федосеев НЕ. Письма Н.К. Михайловскому // Я. Федосеев. Статьи и письма. М.:
    ГИХЛ, 1958. С. Русское богатство. 1876—1918. Ред.-издатель А. Злобин. М, 1991. № 1.
    * * *
    Короленко В.Г. Павловские очерки. В голодный год (Вместо предисловия, гл. 1.)
    Мултанское жертвоприношение // Собр. соч Вт. М ГИХЛ, 1955. Т. 9. С. 7—11, 21—
    27, 100—111, Горький М. На арене борьбы за правду и добро. Очерки и наброски. Между прочим.
    Поль Верлен и декаденты. Беглые заметки. Машинный отдел. С Всероссийской выставки Собр. соч Вт. М ГИХЛ, 1953. Т. 23. С. 5—7, 91—107, 13—78, 124—138, 139—
    187, 198— 212, Журналистика начала XX в.
    Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы первой мировой войны. Л Изд-во
    Ленингр. унта, 1975.
    Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. М Изд-во Моск. гос. унта, 1971.
    Есин Б. И. Правительственная газета для народа Сельский вестник // Путешествие в прошлое. М Изд-во Моск. гос. унта, Из истории русской журналистики начала XX века. М, 1984.
    Левицкий Д. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. М Русский путь, 1999.
    Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века. Социал-демократические и общедемократические издания. М Наука, Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М Наука, 1982.
    Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905—1914). М Изд-во Моск.
    гос. унта, Русская литература и журналистика начала XX века. 1905—1917. Большевистские и общедемократические издания. М Наука, Русская литература и журналистика начала XX века. 1905—1917. Буржуазно- либеральные и модернистские издания. М Наука, 1984.
    Смирнов СВ. Легальная печать в годы первой русской революции. Л Изд-во
    Ленингр. унта, 1981.
    Спиридонова Л.А. Русская сатирическая литература начала XX в. М Наука, 1977.
    Сытин И.Д. Русское слово // Жизнь для книги. М ГИПЛ, 1985. С. 183—209.
    * * *
    Амфитеатров А.В. Господа Обмановы // Русский фельетон. М ГИПЛ, 1958.
    Гиляровский В.А. Репортажи // В.А. Гиляровский. Соч Вт. Т. 2. М, Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М, 1990.
    Дорошевич В.М. Очерки и фельетоны // Рассказы и очерки. М Моск. рабочий, 1986.
    Короленко В.Г. Бытовое явление, Сорочинская трагедия (Открытое письмо статскому советнику Филонову) // Короленко В. Г. Собр. соч Вт. М, 1955. Т. Ленин В.И. О Вехах // Полн. собр. соч. Т. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Полн. собр. соч. Т. 12.
    Мякотин В.А. Годовщина. Размышления об уроках февральской революции и октябрьского переворота // Русское богатство. 1876—1918. М Изд-во Л. Злобина, 1991.
    № 1.
    Петрищев А. В гриме и без грима // Русское богатство. 1876—1918. М, 1991. № Толстой Л.Н. Страшный вопрос. Не могу молчать // Л. Толстой. Не могу молчать.
    М., 1985.
    СПРАВОЧНИКИ
    Беляева Л.Н. и др. Библиография периодических изданий России 1901—1916. Т. 1—
    4, Л, История русской литературы XIX века. Библиография. М, История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиография. М, 1963.

    Лисовский НМ. Библиография русской периодической печати 1703—1900 гг. Пг.,
    1915.
    Машкова МВ, Сокурова МВ. Общие библиографии русских периодических изданий. 1703—1954. Л, 1956.
    Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов. Т. 1—4. М, Русская периодическая печать. 1702—1894. Справочник. М, Русская периодическая печать. 1895—1917. М, Русские писатели. Библиографический словарь. М, 1990. Т. Предисловие к хрестоматии
    Материалы хрестоматии сопровождаются краткими примечаниями, которые носят обучающий характер. Примечания, сделанные авторами текстов, включенных в хрестоматию, обозначены знаком *. Примечания, сделанные составителем отмечены цифрами и отнесены к комментариям по каждому автору. Названия, данные составителем или исследователями, заключаются в угловые скобки, сокращения обозначены знаком <...> Правописание текстов XIX, начала XX в. приближено к современному, для текстов XVIII и начала XIX в. сохранены некоторые особенности старой орфографии.
    Хрестоматия История русской журналистики включает в себя образцы публицистических текстов XVIII, XIX и начала XX в, входящих в программу курса истории русской журналистики для факультетов и отделений журналистики высших учебных заведений.
    Отбор текстов определялся их значимостью, а в отдельных случаях труднодоступностью (статьи НМ. Карамзина, А.П. Куницына, МН. Каткова, Г.З.
    Елисеева, Г.В. Плеханова и др.).
    Новым для подобной хрестоматии является раздел, посвященный публицистике начала XX в. До последнего времени изучение истории русской журналистики заканчивалось 1895—1896 га изучение журналистики 1900—1917 гг. ограничивалось только историей большевистской печати (см, например, кн. А.Ф. Бережного История партийно-советской печати, Мг. и др. Данная хрестоматия знакомит с текстами,
    взятыми из общедемократической и либеральной прессы 1900—1917 гг. (А.В.
    Амфитеатров, В.Я. Брюсов, В.Г. Короленко, Л.З. Слонимский, ФИ. Шаляпин и др.).
    Хрестоматия дает возможность студенту оперативно следить заходом лекционного курса, готовиться к практическим занятиями отвечать на контрольные вопросы,
    указанные в учебном пособии.
    Следует иметь ввиду, что Хрестоматия многие тексты представляет в отрывках или с сокращениями. Поэтому наличие Хрестоматии не исключает чтения программных произведений в полном объеме по собраниям сочинений русских писателей, критиков и
    публицистов. Их чтение поможет формированию профессиональных навыков, поскольку они являются законченными самостоятельными произведениями политического и художественного значения. В конце текстов указаны год и место первой публикации произведения.
    Первая русская печатная газета Ведомости (1703—1727)
    2 января 1703 года
    На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром попои по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, трех и двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит.
    Повелением его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.
    В математической штюрманской школе больше 300 учатся и добре науку приемлют.
    На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 386
    человек.
    Из Персиды пишут Индейский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.
    Из Казани пишут На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, отчего чают немалую быть прибыль Московскому государству.
    Из Сибири пишут В Китайском государстве езуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены.
    Из Олонца пишут Города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские Ругозенскую, и
    Гиппонскую, и Сумерскую и Керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число и взял рейтарское знамя, барабаны и шпаг, фузей и лошадей довольно, а что взял запасов и пожитков он, поп, и тем удовольствовал солдат своих На Москве, 1703, генваря вдень июля 1708 года
    Донской казак, вор и богоотступник Кондрашка Булавин
    1
    умыслил во украинских городах ив донских казаках учинить бунт. Собрал к себе несколько воров и единомысленников и посылал прелестные письма во многие города и села, призывая к своему воровскому единомыслию, и многие таковые ж воры и все донские казаки иные по нужде, а иные по прелести его к нему пристали. И собравшиеся многолюдством
    ходили под городы ив села для разорения и призывания иных в свое единомыслие, итого ради царское величество указал послать свои войска под командою господина
    Долгорукова, дабы того вора Булавина поймать и злый их воровский совет разорить. И
    ныне по письмам из полков и городов подлинно ведомость получена что они, воры булавинцы, не во едином месте многие, а главнейший его товарищ вор Стенька Драной во многом своем собрании убит и единомысленников их немалое число побито. Также и под Саратовом и Азовом посланные воровские его товарищи, с немалым собранием побиты, и видя он, Булавин, что не может от войска царского величества уйти, убил сам себя до смерти. А единомысленники его многие побиты, иные же переловлены и сидят окованы. А донские казаки всех городов принесли повинные. И ныне милостию божиею то Булавина и единомысленников его воровство прииде во искоренение. А в которых числах и где и сколько их воров побито и переловлено, и то объявлено будет впредь.
    На Москве, лета господня 1708, иуля вдень июля 1709 года
    Из лагару от Полтавы в двадцать седьмый день июня, в письме власныя руки его царского величества ко благороднейшему государю царевичу писано:
    Объявляю Вам о зело превеликой и неначаемой виктории, которую господь бог нам чрез неописанную храбрость наших солдат даровати изволили с малою войск наших кровию таковым образом.
    Сего дня на самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армеею конною и пешею отаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однакоже принуждена была уступить токмож с великим убытком неприятелю. Потом неприятель стал во фронт против нашего лагару, против которого тотчас всю пехоту из странжемента
    4
    вывели, и перед очи неприятелю поставили. А конница на обоих фланках. Что неприятель увидя,
    тотчас пошел отаковать нас. Против которого наши встречу пошли, и тако оного встретили, что тотчас с поля збили, знамени пушек множество взяли. Також генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы, а имянно Шлиппенбахом,
    Штакенберхом, Гамольтоном и Розеном, також первый министр граф Пипер с секретарми Емерлином и Цидергермом в полон взяты, при которых несколько тысяч офицеров и рядовых взято, о чем подробну вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно. И единым словом сказать, вся неприятельская армея фаетонов конец восприяла
    5
    . А о короле еще не можем ведать, снами ли или со отцы нашими обретается.
    А за достальными розбитыми неприятельми посланы господа генералы порутчики, князь
    Голицын и Боур с конницей. Ио сей у нас неслыханной новине воздаем мы должное благодарение победодателю богу, а вас и господ министров и всех наших сею викториею поздравляем.
    Приведен еще князь Виртельбергской, сродственник самого короля шведского.
    Получено и печатано в Москве го, иуля вдень Ведомости времени Петра Великого.
    М., 1903. Вып. 1. С. 3; Вып. 2. С. 5, Первая русская печатная газета Ведомости организована на основании указов
    Петра I в декабре 1702 г. Пробные номера Ведомостей были выпущены 16 и декабря, ноне сохранились в печатном виде, со 2 января 1703 г. Ведомости начали выходить более или менее регулярно.
    Газета издавалась в Москве и Петербурге одновременно. Дог. она печаталась церковнославянским шрифтом, с 1710 г. — частично гражданским шрифтом, ас г.
    новый шрифт окончательно вытеснил церковнославянский. Носила преимущественно информационный характер. Ведомости выходили тиражом 150—4000 экз. и продавались, а иногда выдавались народу безденежно».
    Редактором ряда номеров ее был Петр I, первыми литературными сотрудниками Борис Волков и Яков Синявич.
    В 1728 году издание Ведомостей было передано Академии наук, газета выходила под названием «Санкт-Петербургские ведомости Булавин, Кондратий — руководитель народного восстания 1707 г. на юге России.
    Восстание вспыхнуло в ответ на попытку правительства Петра I вернуть с Дона беглых людей, те. крестьян, рабочих, дезертиров-солдат, скрывавшихся от непомерных царских налогов, гнета крепостников и офицеров. Летом 1708 г. восстание было подавлено.
    Булавин застрелился Прелестные письма (от слова прельщать) — тексты, подобные листовкам,
    прокламациям.
    3
    Власный — собственный Странжемент — испорченный ретраншемент, те. внутренняя оборонительная ограда Фаэтонов конец — Фаэтон (греч. пылающий) в древнегреческой мифологии сын бога солнца, не справившийся с огненной колесницей отца и убитый молнией Зевса.
    М. В. Ломоносов
    М. В. ЛОМОНОСОВ
    (1711—1765)
    Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими
    сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии
    Всем известно, сколь значительны и быстры были успехи наук, достигнутые ими с тех пор, как сброшено ярмо рабства и его сменила свобода философии. Но нельзя не знать итого, что злоупотребление этой свободой причинило очень неприятные беды,
    количество которых было бы далеко не так велико, если бы большинство пишущих не превращало писание своих сочинений в ремесло и орудие для заработка средств к жизни,
    вместо того чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскивание истины Журналы могли бы <...> очень благотворно влиять на приращение человеческих знаний, если бы их сотрудники были в состоянии выполнить целиком взятую ими на себя задачу и согласились не переступать надлежащих граней, определяемых этой задачей.
    Силы и добрая воля — вот что от них требуется. Силы — чтобы основательно и сознанием дела обсуждать те многочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план воля — для того, чтобы иметь ввиду одну только истину Вот правила, которыми, думается, мы должны закончить это Рассуждение.
    Лейпцигского журналиста и всех подобных ему просим хорошо запомнить их. Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен прежде всего взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах, и непросто об общих местах, но схватывать тоновое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения — значит сделать себя предметом презрения и насмешки это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы. Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотреть на них, как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну. Сочинения, о которых дается отчет, должны быть разделены на две группы.
    Первая включает в себя сочинения одного автора, который написал их в качестве частного лица вторая — те, которые публикуются целыми учеными обществами с общего согласия и после тщательного рассмотрения. И те и другие, разумеется,
    заслуживают со стороны рецензентов всякой осмотрительности и внимательности. Нет сочинений, по отношению к которым не следовало бы соблюдать естественные законы справедливости и благопристойности. Однако надо согласиться стем, что осторожность следует удвоить, когда дело идет о сочинениях, уже отмеченных печатью одобрения,
    внушающего почтение, сочинениях, просмотренных и признанных достойными опубликования людьми, соединенные познания которых, естественно, должны превосходить познания журналиста. Прежде чем бранить и осуждать, следует не один раз взвесить то, что скажешь, для того чтобы быть в состоянии, если потребуется, защитить и оправдать свои слова. Так как сочинения этого рода обычно обрабатываются с тщательностью и предмет разбирается в них в систематическом порядке, то малейшие упущения и невнимательность могут повести к опрометчивым суждениям, которые уже сами по себе постыдны, но становятся еще гораздо более постыдными, если в них
    скрываются небрежность, невежество, поспешность, дух пристрастия и
    недобросовестность.
    4. Журналист не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это — нечто вроде порыва,
    который делает их способными достигнуть знаний, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе. Главным образом пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последними мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя, тогда как ему едва известны заглавия тех книг, которые он терзает. Это часто бывает с дерзким писателем,
    вздумавшим делать извлечения из сочинений по естественным науками медицине. Журналисту позволительно опровергнуть в новых сочинениях то, что, по его мнению, заслуживает этого, хотя не в том заключается его прямая задача и его призвание в собственном смысле но раз уж он занялся этим, он должен хорошо усвоить учение автора, проанализировать все его доказательства и противопоставить им действительные возражения и основательные рассуждения, прежде чем присвоить себе право осудить его.
    Простые сомнения или произвольно поставленные вопросы не дают такого права ибо нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек. Особенно не следует журналисту воображать, будто то, чего не понимает и не может объяснить он, является таким же для автора, у которого могли быть свои основания сокращать и опускать некоторые подробности. Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценностях своих суждений. Ввиду того,
    что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех,
    на кого она распространяется, он оказался бы совершенно неправ, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять на свет его несостоятельность.
    Ломоносов М. В.
    Избр. произв. Вт. М, 1986. Т. 1. С. 217—218, МВ. Ломоносов был тесно связан с русской журналистикой как организатор и литератор. Кроме того, ему приходилось как публицисту и ученому отстаивать труды отечественных ученых, собственные научные открытия от искажения их зарубежными рецензентами. В 1754 г. Ломоносов написал на латинском языке (как тогда было принято) Рассуждение об обязанностях журналистов в ответ наряд рецензий с необоснованной критикой его работ по физике в немецких изданиях 1752—1754 гг. Не ограничиваясь изложением специальных научных проблем, Ломоносов затрагивает в статье вопрос оправах и обязанностях журналистов, этике научных публикаций, говорит о большой ответственности журналиста при рецензировании научных трудов.
    Статья Ломоносова была напечатана в 1755 г. при содействии немецкого ученого Л.
    Эйлера на французском языке в научном амстердамском журнале без подписи автора на русском языке впервые опубликована в Сборнике материалов для истории Академии наук в XVIII веке. (СПб 1865. Ч. 2).
    НИ. Новиков
    Н. И. НОВИКОВ
    1
    (1744—1818)
    Ведомости
    Из Кронштадта
    2
    На сих днях прибыли в здешний порт корабли 1. Trompeur из Руана в 18 дней 2.
    Vetilles из Марселя в 23 дни. На них следующие нужные нам привезены товары шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные, кружевы,
    блонды, бохромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи перья голландские в пучках чиненые и нечиненые,
    булавки разных сортов и прочие модные мелочные товары, а из петербургского порта нате корабли грузить будут разные домашние наши безделицы, как то пеньку, железо,
    юфть, сало, свечи, полотны и проч. Многие наши молодые дворяне смеются глупости господ французов, что они ездят так далеко и меняют модные свои товары на наши безделицы * Молодого Российского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенною свиньею, желающие смотреть могут его видеть безденежно по многим улицам сего города.
    Подряды
    В некоторое судебное место потребно правосудие до 10 пуд желающие в поставке оного подрядиться, могут явиться в оном месте.
    Продажа
    Недавно пожалованной воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть желающие купить могут его сыскать в здешнем городе.
    Сатирические журналы НИ. Новикова.
    М.; Л, 1951. С. Рецепт для г. Безрассуда
    3
    Безрассуд болен мнением, что крестьяне не суть человеки, но крестьяне а что такое крестьяне, о том знает он только потому, что они крепостные его рабы. Он сними точно таки поступает, собирая с них тяжкую дань, называемую оброк. Никогда сними не только что не говорит ни слова, но и не удостаивает их наклонением своей головы, когда
    они по восточному обыкновению пред ним по земле распростираются. Он тогда думает:
    Я господин, они мои рабы, они для того и сотворены, чтобы, претерпевая всякие нужды,
    и день и ночь работать и исполнять мою волю исправным платежом оброка они, памятуя мое и свое состояние, должны трепетать моего взора. В дополнение к сему прибавляет он, что точно о крестьянах сказано в поте лица твоего снеси хлеб твой. Бедные крестьяне любить его как отца не смеют, но, почитая в нем своего тирана, его трепещут.
    Они работают день и ночь, но совсем тем едва-едва имеют дневное пропитание, затем,
    что насилу могут платить господские поборы. Они и думать не смеют, что у них есть что- нибудь собственное, но говорят это немое, но божие и господское. Всевышний благославляет их труды и награждает, а Безрассуд их обирает. Безрассудной разве забыл то, что ты сотворен человеком, неужели ты гнушаешься самим собою, во образе крестьян, рабов твоих Разве не знаешь ты, что между твоими рабами и человеками больше сходства, нежели между тобою и человеком. Вообрази рабов твоих состояние,
    оно и без отягощения тягостно когда ж ты гнушаешься теми, которые для удовольствования страстей твоих трудятся почти без отдохновения, они не смеют и мыслить, что они человеки, но почитают себя осужденниками за грехи отец своих, видя,
    что прочие их братия у помещиков отцов наслаждаются вожделенным спокойствием, не завидуя никакому на свете щастию, ради тово, что они в своем звании благополучны то подумай, как должны гнушаться тобою истинные человеки господа, господа — отцы своих детей, а не тираны своих, как ты, рабов. Они гнушаются тобою, яко извергом человечества, преобращающим нужное подчинение в несносное иго рабства. Но
    Безрассуд всегда твердит я господин, они мои рабы я человек, они крестьяне. Отсей вредной болезни
    Рецепт:
    Безрассуд должен всякой день по два раза рассматривать кости господские и крестьянские до тех пор, покуда найдет он различие между господином и крестьянином.
    Сатирические журналы НИ. Новикова. С. Копия с отписки
    4
    Государю Григорию Сидоровичу!
    Бьют челом *** отчины твоей староста Андрюшка совсем миром.
    Указ твой господской мы получили, и денег оброчных со крестьян на нынешнюю треть собрали с сельских ста душ, сто двадцать три рубли двадцать алтын с деревенских с пятидесяти душ, шестьдесят один рубль семнадцать алтына в недоимке за нынешнюю треть осталось на сельских двадцать шесть рублев четыре гривны, на деревенских тринадцать рублев сорок девять копеек, да послано к тебе, государь, прошлой трети недоборных денег с сельских и деревенских сорок три рубли двадцать копеек, а больше собрать не могли крестьяне скудны, взять негде, нынешним годом хлеб не родился,
    насилу могли семена в гумны собрать. Да бог посетил нас скотским падежом, скотина почти вся повалилась а которая и осталась, таки ту кормить нечем, сена были худые, да соломы мало, и крестьяне твои, государь, многие пошли по миру. Неплательщиков по указу твоему господскому на сходе сек нещадно, только они оброку не заплатили
    говорят, что негде взять. С Филаткою, государь, как позволишь денег не платит,
    говорит, что взять негде он сам все лето прохворала сын большой помер, остались маленькие робятишки; ион нынешним летом хлеба не сеял, некому было землю пахать,
    во всем дворе одна была сноха, а старуха его и с печи не сходит. Подушные деньги за него заплатил мир, видя его скудость аза твою, государь, недоимку по указу твоему продано его две клети затри рубли за десять алтын корова за полтора рубли, а лошади у него все пали, другая коровенка оставлена для робятишек, кормить их нечем миром сказали, буде ты его в том не простишь, то они за ту корову деньги отдадут а робятишек поморить и его вконец разорить не хотят. При сем послана к милости твоей Филаткина челобитная, как с ним сам поволишь, то и делай а он уже неплательщик, покуда не подрастут робятишки; без скотины, да без детей наш брат твоему здоровью не слуга.
    Миром, государь, тебе бьют челом о завладенной у нас Нахрапцовым земле, прикажи ходить заделом он нас раззоряет, и землю отрезал по самые наши гумна, некуда и курицы выпустить а надело по указу твоему господскому собрано тридцать рублев, и к тебе посланы без доимки; за неплательщиков положили тяглые, только прикажи,
    государь, добиваться по делу. Нахрапцов на нас в городе подал явочную челобитную,
    будто мы у него гусями хлеб потравили, и потому его челобитью за мною из города посылка. Меня вотчине тогда не было, посыльные забрали в город шесть человек крестьян, в самую рабочую пору и я, государь, в город ездил, просил секретаря и воеводу, и крестьян ваших выпустили, только потому делу стало миру денег шесть рублев, воз хлеба, да пять возов сена. Нахрапцов попался нам по дороге и грозился нас опять засадить в тюрьму. Секретарь ему родня, ион нас очень обижает. Отпиши,
    государь, к прокурору он боярин доброй, ничего не берет, когда к нему на поклон придешь, ион твою милость знает, авось либо он за нас вступится и секретаря уймет, а воевода никаких дел не делает, ездит с собаками, а дела все знает секретарь. Вступись,
    государь, за нас, своих сирот коли ты за нас не вступишься, так нас совсем разорят и
    Нахрапцов всех нас пустит в мир. Да еще твоему здоровью всем миром бьют челом о сбавке оброчных денег, нам уже стало невмоготу после переписи у нас в селе ив деревне померло больше тридцати душа мы оброк платим все тот же покуда смогли, так мы таки твоей милости тянулись, а нынче стало уже невмочь. Буде не помилуешь, государь,
    то мы все вконец разоримся неплательщики все прибавляются, и я по указу твоему сбор делал всякое воскресение, и неплательщиков секу на сходе, только им взять негде, как тыс ними ни поволишь. Еще твоей милости доношу, ягоды и грибы нынешним летом не родились, бабы просят, чтобы изволил ты взять деньгами, почему укажешь за фунт да еще просят, чтобы за пряжу и за холстину изволил ты взять деньгами. Лесу твоего господского продано крестьянам на дрова на семь рублев с полтиною дана две избы, по пяти рублев за избу. И деньги, государь, все с Антошкою посланы. При сем еще послано штрафных денег с Ипатки на то, что он в челобитье своем тебя, государь, оболгали на племянника сказал, будто он его не слушался, и затем с ним разошелся, взято по указу твоему тридцать рублев. С Антошки зато, что он тебя в челобитной назвал отцом, а не господином, взято пять рублев. Ион на сходе высечен. Он сказал яде ето сказал с

    глупости, и напредки он тебя, государя, отцом называть не будет. Дьячку при всем мире приказ твой объявлен, чтобы он впредь так не писал. Остаемся рабы твои староста
    Андрюшка совсем миром, земно кланяемся.
    Сатирические журналы НИ. Новикова. С. 141—142.
    Копия с другой отписки Государю Григорью Сидоровичу!
    Бьет челом и плачется сирота твой Филатка.
    По указу твоему господскому я, сирота твой, на сходе высечен, и клети мои проданы за бесценок, также и корова, а деньги взяты в оброки с меня староста правит остальных,
    только мне взять негде, остался с четверыми робятишками, мал мала меньше, и мне,
    государь, ни их, ни себя кормить нечем над робятишками и надомною сжалился мир,
    видя нашу бедность им дал корову, аза меня заплатили подушные деньги, а то бы пришло последнюю шубенку с плеч продать. Нынешним летом хлеба не сеял, да и на будущий земли не пахал нечем подняться. Робята мои большие и лошади померли, и мне хлеба достать не на чем и нес кем, пришло пойти по миру, буде ты, государь, не сжалишься над моим сиротством. Прикажи, государь, в недоимке меня простить, и дать вашу господскую лошадь, хотя бы мне мало-помалу исправиться, и быть опять твоей милости тяглым крестьянином. За мною, покуда на меня боги ты, государь, не прогневались, недоимки никогда не бывало, я всегда первый клал в оброк. Нынече на меня невзгодье, и я поневоле сделался твоей милости неплательщиком. Буде твоя милость до меня будет, и ты оботрешь мои сиротские и бедных моих робятишек слезы, и дашь исправиться, таки я опять твоей милости буду крестьянина как подростут робятишки, так я и доброй буду тебе слуга. Буде же ты, государь, надомною не сжалишься, то я сирота твой и с малыми моими сиротишками поневоле пойду питаться христовым имянем. Помилуй, государь наш, Григорей Сидорович кому женам плакаться, как не тебе Ты у нас вместо отца и мы тебе всей душой ради служить. Да как пришло невмочь такты над нами смилуйся наше дело крестьянское, у ково нам просить милости, как не у тебя. У нас в крестьянстве пословица до бога высоко, а до царя далеко,

    так мы таки все твоей милости кланяемся. Неужто у твоей милости каменное сердце, что ты над моим сиротством не сжалишься Помилуй, государь прикажи мне дать кляченку и от оброка на год уволить, мне без того никак подняться невозможно ты сам, родимой,
    человек умной, и ты сам ведаешь, что как твоя милость без нашей братьи крестьян так мы без детей да без лошадей никуда не годимся. Умилосердися, государь, над бедными своими сиротами. О сем просит со слезами крестьянин твой Филатка и земно и с робятишками кланяется.
    Сатирические журналы НИ. Новикова. С. Копия с помещичьего указа
    6
    Человеку нашему Семену Григорьевичу!
    Ехать тебе в наши деревни, и по приезде исправитьследующее:
    1
    Проезд отсюда до деревень наших и оттуда обратно иметь за счет старосты Андрея
    Лазарева.
    Приехав туда, старосту при собрании всех крестьян высечь нещадно зато, что он за крестьянами имел худое смотрение и запускал оброки недоимку, и после из старост его сменить а сверх того взыскать с него штрафу сто рублев.
    3
    Сыскать в самую истинную правду, как староста, и за какия взятки оболгал нас ложным своим докладом Зато прежде всего его высечь, а потом начинать следствием порученное тебе дело.
    4
    Старосты Андрюшки и крестьянина Панфила Данилова, покоем староста учинил ложный донос, обоих их домы опечатать и определить караула их самих отдать под караул в другой дом.
    5
    Естьлиж в чем-либо будут они чинить запирательство, то объяви им, что они будут отданы в город для наказания по указам.
    6
    И как нет сумнения, что староста донос учинил ложной, то за оное перевесть его к нам на житье в село ***; буде же он за дальным расстоянием перевозиться и раззорять себя не похочет, то взыскать с него за оное еще пятьдесят рублей.
    7
    Сколько пожитков всякого звания осталося после крестьянина Анисима Иванова и получено крестьянином Панфилом Даниловым, то все с него Данилова взыскать и взять в господский двор, учиня всему тому опись.
    8
    Крестьян в разделе земли по просьбе их поровнять по твоему благорассуждению, но притом однакож объявить им, что збавки с них оброку не будет, и чтобы они, не делая никаких отговорок, оной платили без доимочно; неплательщиков же при собрании всех крестьян сечь нещадно.
    9
    Объявить всем крестьянам, что к будущему размежеванию земель потребно взять выпись; и для того на оное собрать тебе со крестьян, сколько потребно будет на взятье выписи.
    10
    В начавшийся рекрутский набор с наших деревень рекрута не ставить, ибо здесь за них поставлен в рекруты Гришка Федоров зачиненные им неоднократно пьянствы и воровствы вместо наказания, а со крестьян за поставку того рекрута собрать по два рубли с души
    За ложное показание Панфила Данилова и утайку свойства других взять с него,
    вменяя в штраф, сто рублев; и его перевесть к нам в село *** на житье а когда он просить будет, чтобы полученные им неправильно пожитки оставить у него и его оставить на прежнем жилище, то за оное взыскать с него опричь штрафных двести рублев.
    12
    По просьбе крестьян у Филатки корову оставить, а взыскать за нее деньги с них а чтобы они и впредь таким ленивцам потачки не делали, то купить Филатке лошадь на мирские деньги, а Филатке объявить, чтобы он впредь пустыми своими челобитными не утруждали платил бы оброк без всяких отговорок без доимочно.
    13
    Старосту выбрать миром и подтвердить ему, чтобы оно сборе оброчных денег имел неусыпное попечение и неплательщиков бы сек нещадно буде же какие впредь явятся недоимки, то оное взыскано будет все со старосты.
    14
    За грибы, ягоды и протч. взять с крестьян деньгами.
    15
    Выбрать шесть человек из молодых крестьян и привесть с собою для обучения разным мастерствам.
    16
    По исправлении всего вышеописанного ехать тебе обратно а старосте накрепко приказать неусыпное иметь попечение о сборе оброчных денег.
    Сатирические журналы НИ. Новикова. С. Отрывок путешествия в И Т***
    7
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   39


    написать администратору сайта