Главная страница
Навигация по странице:

  • Тексты для анализа Н.Г. Чернышевский

  • Первый закон о печати

  • «Отечественные записки Некрасова

  • «Дело» и «Неделя»

  • Бесцензурные периодические издания

  • Учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеУчебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только xix в, вышел в 1989 г и стал малодоступным для студентов. Вовторых, с перестройкой всей нашей жизни
    Дата16.10.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаesin.pdf
    ТипУчебник
    #737311
    страница5 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
    «Время»
    В е годы свою журналистскую деятельность начал русский писатель Ф.М.
    Достоевский.
    Вместе с братом Михаилом в 1861—1863 гг. он издавал журнал Время. Здесь были опубликованы Записки из мертвого дома, Униженные и оскорбленные Ф.М.
    Достоевского, Житейские сцены НА. Плещеева, Грех да беда на кого не живет А.Н.
    Островского и др. Большое место отводилось французской уголовной хронике
    мастерски обработанной в редакции в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий. Журнал был разнообразными интересным для публики и собирал до четырех тысяч подписчиков.
    Достоевский вел критику, полемизировал с Добролюбовым по вопросам искусства,
    литературы.
    Существенную роль в журнале играл критик-идеалист Н.Н. Страхов, который с согласия издателей защищал некую особую самобытность русского народа, развивал идеи так называемого почвенничества в противовес западничеству, умозрительному западноевропейскому утопическому социализму. Журнал утверждал, что беда России не в крепостном праве (тем более что оно отменено, а в отрыве интеллигенции от народа.
    Он обвинял Современник в беспочвенности, в стремлении привить русскому народу западноевропейские болезни, и хотя почвенники небыли однородны по своим взглядам, но их объединяло именно несогласие с революционными демократами.
    Страхов особенно горячо возражал против материального подхода к улучшению жизни народа. Изменение положения масс должно идти через моральное, религиозное усовершенствование мир нельзя исцелить ни хлебом, ни порохом, а лишь благой вестью. Терпение русского народа истолковывалось как заслуживающая одобрения добродетель, свою враждебность к нигилистам Страхов, по собственному признанию,
    старался передать и Ф.М. Достоевскому.
    Вместе стем журнал высмеивал консервативные мнения Каткова, его страх перед
    «Современником». Журнал возражал К. Аксакову, оспаривая мысли статьи Публика народ о крайней противоположности идеалов и привычек народа и привилегированной части населения, господ.
    Салтыков-Щедрин, Антонович в Современнике не раз выступали против непоследовательности позиции Времени, консервативности ряда пунктов его социальной программы, отрицания необходимости борьбы.
    В 1863 г. в связи с освещением в журнале причин польского восстания журнал был закрыт правительством. Но Ф.М. Достоевский продолжил свою издательскую деятельность, предприняв ежемесячник под названием Эпоха, который выходил два года (1864—1865). Журнал Эпоха продолжал защищать идеи почвенничества,
    обсуждал новую судебную реформу и активизировал полемику по ряду вопросов с демократическими журналами Современники Русское слово».
    «Искра»
    Эпоха революционного одушевления х годов привела к появлению в стране большого числа сатирических изданий. Наиболее выразительным по форме и по содержанию был еженедельный журнал под названием Искра (1859—1873). Его издателями были известный поэт-переводчик Беранже Василий Курочкин и художник- карикатурист Николай Степанов.
    Журнал выступал как союзник Современника и Колокола. В предреформенные годы критиковал крепостников, либеральные заигрывания царских министров (пользуясь кризисом верхов, отдельные факты беззакония как в столице, таки в провинции.
    «Искра» отличалась хорошим знанием провинциальной жизни, ее сатира была точной по
    адресу и остроумной по форме. Сатирические рисунки и подписи к ним разоблачали многие язвы русской жизни цензурный произвол, недостатки просвещения, паразитизм дворянства, реакционную прессу, бюрократизм. Широко применялись пародии и перифразы известных стихотворений поэтов чистого искусства (Фета и др) для борьбы против реакционных тенденций в литературе и политике. Особенно усилилась антимонархическая направленность материалов Искры после крестьянской реформы г Искра поняла грабительский характер реформы. Это привело к преследованиям цензуры. Министерство внутренних дел заставило некоторых сотрудников отказаться от продолжения сотрудничества в журнале в 1865 гав г.
    журналу было запрещено помещать карикатуры. Это серьезно подорвало популярность издания, хотя журнал продолжал издаваться дог. Авторитет Искры, по свидетельству современников, был чрезвычайно велик, действенность ее материалов высока. Слова Искра" получена были страшны многим крупным чиновникам,
    губернаторам и другим администраторам всех рангов.
    Заслуживают высокой оценки фельетоны в стихах и прозе поэта В.И. Богданова
    (автора известной песни Эй, дубинушка, ухнем, посвященные международным событиям х годов, — революционной борьбе во Франции, освободительной борьбе латиноамериканских стран и др.
    Русские журналисты последующих поколений высоко ценили роль и традиции
    «Искры» как сатирического издания.
    В е годы заслуживают внимания и такие сатирические журналы, как
    «Будильник», Гудок, и некоторые другие.
    Вопросы для повторения. Когда началась самостоятельная редакционно-издательская деятельность М.Н.
    Каткова, аренда газеты Московские ведомости, организация журнала Русский вестник. Какие изменения произошли в журнале Современник НА. Некрасова в конце — начале х годов. Перечислите основные проблемы статей Н.Г. Чернышевского по крестьянскому вопросу. Какой смысл вкладывал НА. Добролюбов в понятие реальная критика. С какой целью был организован отдел Свисток в журнале Современник. Был ли журнал Русское слово Г.Е. Благосветлова союзником Современника. Каковы особенности публицистики Д.И. Писарева?
    8. В чем разница оценки романа И.С. Тургенева Отцы и дети в Современнике ив Русском слове. Какое место занял в системе русской журналистики х годов журнал братьев
    Достоевских Время В чем заключалась теория почвенничества. Полемика Ф.М.Достоевского с НА. Добролюбовым по вопросам искусства

    11. Укажите достоинства сатирического журнала «Искра».
    Тексты для анализа
    Н.Г. Чернышевский. Труден ли выкуп земли Не начало ли перемены?
    Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?
    М.А. Антонович Асмодей нашего времени.
    Д.И. Писарев. Базаров. Реалисты.
    Ф.М. Достоевский Ряд статей о русской литературе.
    Журналистика пореформенной эпохи
    Русское правительство, отменив в 1861 г. крепостное право, перешло к другим реформам земской, судебной, военнойи пр, в числе которых оказалась реформа печати.
    Первый закон о печати
    В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался Временные правила о печати. По своему содержанию реформа печати была либеральной — отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За
    МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев.
    Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения административные меры были удобнее для правительства. Тем не менее, реформа способствовала дальнейшему росту печати,
    особенно либерально-буржуазного толка.
    В судьбе русской журналистики суровую роль сыграл 1866 г. В связи с покушением революционно настроенного молодого человека Д. Каракозова на царя русское правительство перешло к политике особенно жесткой реакции закрыло в 1866 г. два лучших прогрессивных журнала Современники Русское слово».
    Революционная демократия постаралась возродить прогрессивную журналистику, и это ей удалось, преодолев ряд трудностей. Бывший редактор Русского слова»
    Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал Дело, а Некрасов
    — редактор Современника — в 1868 г. приступил к изданию журнала Отечественные записки, взяв его в аренду у Краевского.
    Окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики, рассчитанного на мыслящих людей,
    интеллигенцию. Поэтому история подобных журналов тесно связана с историей общественной мысли. Определенная часть публицистов журналов и газет все чаще
    начинает обращаться к вопросам религиозно-нравственного порядка (Ф.М. Достоевский,
    Вл.С. Соловьев, В.В. Розанов и др. Увеличилась коллегиальность в руководстве журналами, хотя персональная роль лидеров в журналистике сохраняется (Катков,
    Некрасов, Салтыков-Щедрин, Михайловский, Короленко и др.).
    Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа, обеспечивающих потребность в информации растущей аудитории.
    Нужды революционного движения, реакционная политика царизма по отношению к оппозиционному печатному слову вынудили русских революционеров уже в 1868 г.
    приступить к изданию ряда бесцензурных нелегальных революционных газет и журналов, сначала в эмиграции, а затем ив самой России.
    Таким образом, система русской печати стала еще более разветвленной и сложной.
    По-прежнему она складывалась из трех основных направлений консервативно- монархического (Русский вестник, Московские ведомости, Гражданин и др.),
    либерально-буржуазного (Вестник Европы, Голос, «Санкт-Петербургские ведомости, Русские ведомости и др) и демократического (Искра, Отечественные записки, «Дело»).
    Монархическая и позднее буржуазно-монархическая печать стояла на позициях безоговорочной защиты монархии, дворянства, национального и социального угнетения трудящихся. Она была представлена прежде всего изданиями Каткова — лидера русских журналистов-консерваторов-монархистов (Русский вестник, Московские ведомости, князя В.П. Мещерского (Гражданин, АС. Суворина (Новое время) и др.
    Либеральная печать была заявлена, пожалуй, наибольшим числом изданий:
    «Вестник Европы, Голос, «Санкт-Петербургские ведомости, Русские ведомости»,
    «Новости и биржевая газета, значительная часть провинциальной прессы (Одесса,
    Воронеж, Казань, Иркутск).
    К этой группе примыкали появившиеся во второй половине XIX в. массовые,
    дешевые издания для простонародья Петербургский листок, Развлечение. Массовая аудитория вызвала к жизни различные еженедельники (юмористические,
    иллюстрированные, спортивные, театральные. Подобные издания выпускали и либеральные деятели, и люди без ясно осознанной направленности, партийности.
    Развлекательный, коммерческий характер ряда изданий маскировал их буржуазную (а иногда и монархическую) сущность. Но именно развитие капитализма после реформ
    1860-х годов определило интенсивное появление различных типов буржуазной журналистики.
    Однако по-прежнему ведущее положение (конечно, не по числу изданий, а по содержанию) занимала печать демократическая, поскольку она наиболее последовательно защищала интересы основной массы трудящихся города и деревни.
    Борьба против остатков крепостничества, феодализма, против помещиков- латифундистов, национального угнетения, борьба против новых эксплуататоров- капиталистов, кулаков, царской чиновничьей бюрократии, реакционных тенденций в искусстве и литературе составляла главное содержание передовой демократической
    журналистики, и прежде всего Отечественных записок — лучшего журнала пореформенной эпохи.
    «Отечественные записки Некрасова
    Журнал Отечественные записки возглавлял Некрасов. В качестве соредакторов выступали Сал-тыков-Щедрин и Елисеев, Журнал сохранял верность лучшим традициям журналистики х годов. Его демократизм определялся враждой ко всем остаткам крепостнических отношений. Прежде всего он выступал против обезземеливания крестьян, против сословной неравноправности основной массы русского населения,
    высоких налогов, особенно выкупных платежей за землю.
    Вместе стем журнал протестовал против новых эксплуататоров — хищников- предпринимателей, пришедших на смену крепостникам.
    Отметили сотрудники журнала и появление рабочего вопроса в России, хотя много внимания ему не уделяли, оставаясь по преимуществу идеологами трудового крестьянства, сторонниками крестьянской революции, общинного социализма.
    Будучи легальным журналом, Отечественные записки поддерживали тех деятелей,
    которые действовали в подполье, вели мужественную прямую борьбу с самодержавием,
    особенно в годы второй революционной ситуации концах годов. Публикация поэмы
    Некрасова Русские женщины, посвященной декабристами их женам, мужественно разделившим с осужденными сибирскую ссылку, каторгу, была прямой моральной поддержкой тем революционерам, которые непосредственно боролись против самодержавия в е годы.
    Известное внимание Отечественные записки уделяли международному революционному движению, деятельности I Интернационала, марксизму.
    «Отечественные записки уже в 1868 г. дали информацию о выходе книги «Das К. Маркса на немецком языке. После выхода первого тома Капитала в 1872 г. в переводе на русский язык — это был первый перевод Капитала на иностранный язык журнал напечатал несколько статей, связанных с книгой К. Маркса. Авторами этих статей были Н.К. Михайловский, В.И. Покровский и молодой Г.В. Плеханов. Однако всей глубины идей Маркса публицисты журнала не поняли, а Михайловский, будучи народником, выступил по вопросам марксизма, главным образом в полемических целях,
    одновременно используя критику капитализма в трудах Маркса. Как известно, народники отрицали прогрессивность капитализма в России.
    Боевую позицию занял журнал в вопросах литературной критики. Здесь выступали
    Писарев, Салтыков-Щедрин и Михайловский. Все они были сторонниками реализма,
    критиковали теорию чистого искусства, искусства для искусства, натурализм и невзыскательность вкуса литературных ремесленников.
    Журнал Отечественные записки постоянно печатал обозрения иностранной жизни французского публициста Шассена, уделял значительное внимание проблемам славянских стран, особенно Болгарии в связи с войной 1877—1878 гг. Все сотрудники журнала сочувствовали освободительной борьбе болгарского народа, помогали ему и желали победы, но вместе стем использовали болгарскую тему для острой критики русских самодержавных порядков
    Особую роль в журнале Отечественные записки играла сатирическая публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Его публицистика — это подлинная летопись пореформенной России. Все жгучие проблемы русской жизни нашли отражение в публицистических циклах сатирика Дневник провинциала в Петербурге»,
    «Благонамеренные речи, Письма к тетеньке и др.
    Сатирик часто прибегал к гиперболе, фантастике, аллегории, другим формам эзоповского языка, в смешном и нелепом виде изображал представителей официальной бюрократии, много места отводил характеристике рождающегося русского капиталиста
    Дерунова. Много места по традиции Современник уделял разоблачению измени предательств либерализма.
    В связи с критикой либерализма писатель-публицист много внимания уделил характеристике либерально-буржуазной прессы, заклеймив ее продажность в вымышленном, но очень точном названии газеты Чего изволите. Пародии его на содержание статей, фельетонов буржуазной прессы, ее язык, стиль занимают существенное место в сатирических очерках, опубликованных в Отечественных записках (В среде умеренности и аккуратности, Современная идилия» и др.).
    Салтыков-Щедрин был глубоким критиком несовершенств буржуазной демократии,
    немецкого милитаризма, о чем ярко свидетельствует его книга очерков За рубежом».
    После смерти Некрасова в 1877 г. Салтыкову-Щедрину пришлось в сложной борьбе с либеральными народниками отстаивать прежнее направление Отечественных записок, ион с честью выполнял эту задачу вплоть до закрытия царским правительством в 1884 г. передового русского журнала.
    К демократическим изданиям этой поры принадлежит журнал Дело и газета
    «Неделя».
    Оба эти издания шли в русле идей Отечественных записок, что не лишало их своеобразия и оригинальности.
    «Дело» и «Неделя»
    Журнал Дело был менее категоричен в вопросах о развитии капитализма в России.
    Его публицистика признавала прогрессивный характер свободной промышленности»,
    хотя капиталистическая эксплуатация была не легче феодальной. Журнал уделял больше внимания вопросам науки, молодежи и женской эмансипации, положению рабочего класса.
    Иностранную хронику успешно вел Эли Реклю — французский публицист- демократ, участник двух революций 1848 и 1871 гг. Его сообщения передавались из горячих мест Европы, Северной Африки (Испания, Франция, Египет) и несли на себе яркий репортерский отпечаток. Преемственность с журналом Русское слово была очевидна.
    Преодолевая особенно жесткие цензурные условия (материалы Дела подвергались вопреки закону предварительной цензуре, журнал сохранил демократическое направление дог Газета Неделя была прообразом позднейших газетных еженедельников. В 1868 гона собрала интересный состав сотрудников из людей как радикального (ПЛ. Лавров,
    Е.И. Конради, АИ. Герцен), таки умеренно-либерального лагеря (ПА. Гайдебуров). Под давлением цензуры постепенно состав сотрудников сменился, и с середины х годов газета оказалась среди умеренно-либеральных, либерально-народнических изданий,
    развивавших культуртрегерскую программу малых дел».
    Вся демократическая печать последней трети XIX в. испытывала сильное влияние народнических идей. Народники отрицали развитие капитализма в России, видели зачатки социализма в крестьянской общине, не придавали значения классовой борьбе пролетариата, преувеличивали роль личности в истории. Нов е годы они искренне сочувствовали угнетенному крестьянству, были в массе своей революционно настроены по отношению к самодержавию, искали пути насильственного свержения царизма,
    ликвидации пережитков крепостничества.
    Бесцензурные периодические издания
    Само революционное народничество, ушедшее в подполье, разделялось на несколько групп, отличавшихся друг от друга в основном тактическими установками на революцию. Это — бакунисты, или анархисты, лавристы, или пропагандисты, и группа
    П.Н. Ткачева, которая придерживалась бланкистских установок. Каждое из этих направлений стремилось к созданию своего печатного органа. Бакунисты уже в 1868 г. заграницей организовали журнал Народное дело. История этого журнала особенно интересна в связи стем, что после выхода первого номера в редакции наметились разногласия и лидеру анархизма МА. Бакунину, организовавшему журнал, пришлось его покинуть. Руководство Народным делом перешло в руки группы русских эмигрантов во главе с Н. Утиным, учеником и последователем Чернышевского. Группа Утина,
    ознакомившись с программой и деятельностью I Интернационала, порвала с Бакуниным и продолжила издание Народного дела как органа Русской секции I Интернационала.
    Утинская группа не перешла на позиции марксизма, но идея международной солидарности трудящихся, борьба с социальным угнетением привлекали их в деятельности Интернационала и их издание сыграло определенную роль в пропаганде на русской почве принципов международной революционной организации.
    Просуществовало издание до 1870 г.
    Бакунисты издавали еще два периодических органа заграницей журнал
    «Община» и первую революционную газету для народа «Работник».
    П. Лавров и его сторонники издавали в 1873—1875 гг. журнал и газету под названием Вперед. В этих изданиях защищалась идея подготовительной пропаганды социализма и революции в России силами народнической интеллигенции. Заслуга изданий Лаврова в широкой информации русского читателя о новых формах революционной борьбы в западноевропейских странах, публикации запрещенных в
    России произведений. Особенно выделяются две статьи Лаврова в газете «Вперед!»,
    посвященные Парижской коммуне. Уделял внимание издатель и развитию социалистического движения в славянских странах.
    Группа Ткачева издавала журнал-газету Набат. Публицистическая деятельность
    Ткачева обратила на себя внимание Ф. Энгельса, который в работе Эмигрантская
    литература подверг серьезной критике социолого-теоретические и тактические представления этой группы русских народников.
    Однако революционно-народническая печать в эмиграции не удовлетворяла нужды революционного движения в стране, и с 1878 г. делаются серьезные попытки создать тайные типографии и нелегальные периодические органы в самой России. Газета
    «Начало» была первой революционной газетой, издававшейся на территории страны. Ее преемницей стала газета Земля и воля. Газета собрала лучшие силы революционного народничества. Здесь сотрудничали СМ. Кравчинский, НА. Морозов, молодой Г.В.
    Плеханов. Плеханов начинал свою революционную деятельность в рядах народничества,
    но позднее в е годы перешел на позиции марксизма и, создав группу Освобождение труда, стал первым пропагандистом революционного учения Маркса в России. Газета
    «Земля и воля просуществовала недолго. Разногласия в рядах народников по проблемам политической борьбы и тактики индивидуального террора привели к расколу Земли и воли, и вместо нее были созданы две организации и два издания Черный передел и
    «Народная воля».
    «Народная воля — газета целенаправленная. Она отличалась тем, что ее основное содержание отражало жизнь и деятельность революционеров-террористов. Факты революционной борьбы подавались с налетом сенсационности. Газета издавалась с по 1885 г. Всего вышло 12 номеров и несколько Листков Народной воли. Члены этой организации (АИ. Желябов) издали три номера Рабочей газеты с целью привлечения на свою сторону людей из народа. Народовольцам, державшимся тактики индивидуального террора, удалось 1 марта 1881 г. покушение на Александра II, но именно их тактика в наибольшей степени обнаружила негодность народнических методов борьбы за социальную справедливость.
    Покушение на Александра II позволило правительству расправиться с самим революционно-народническим движением и перейти снова к политике реакции,
    удушению всей демократической печати в России.
    В последующие годы правительству удалось существенно ослабить легальную демократическую прессу. Особенно ухудшилось ее положение после введения новых
    Временных правило печати 1882 г.
    После закрытия в 1884 г. Отечественных записок и фактического прекращения журнала Дела всем демократическим журналистам, оставшимся на свободе,
    приходилось вплоть до революции 1905 г. печататься в изданиях, направление которых часто не соответствовало их мировоззрению, и через эти органы влиять на читателя. Это относится к Г. Успенскому, Н. Шелгунову, М. Горькому и др.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта