Хрестоматия. Петухов. Том 3. Книга 2. Учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения
Скачать 20.88 Mb.
|
Анизейкония Эймс уже в 1925 г. интересовался вопросом изображения глубины, но лишь после того, как ему удалось наблюдать в Дармутской клинике глазных болезней одну редкую аномалию зрения, он взялся за систематическую разработку этой проблемы. Аномалией была анизейкония, что оз- Рис. 1. Увеличивающая линза: 1 — объект; 2 — объект, как он должен видеться наблюдателю; 3 — размерная линза2 1 Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Ми- халевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 335-343. 2 См.: Bartley S.H, Beginning experimental psychology. N. Y.: McGraw-Hill, 1950. Вудвортс Р. [Иллюзии восприятия удаленности и глубины] 187 начает неодинаковые образы. Если предмет кажется одному глазу больше, чем другому, то это чрезвычайно меняет диспаратность изображений, что приводит к неправильному восприятию удаленности. Такая аномалия может быть устранена с помощью линз, меняющих размеры. На рис. 1 показано действие такой линзы на нормальный глаз: анизейконический глаз, для которого предназначена эта линза, дал бы противоположный эффект. Удивительно, что люди, страдающие анизейконией, воспринимают тем не менее окружающий мир нормально. Дома и стены видятся прямыми, несмотря на то, что они должны искажаться в соответствии с законами оптики. Так, человек, рассматривающий комнату через линзу, изображенную на рис. 1, должен видеть правый дальний угол более удаленным, а левый — более близким, несмотря на то, что реальные расстояния до них одинаковы (как это показано на рис. 2). Однако это не всегда так! Если стены комнаты оштукатурены или выложены кирпичом, что для человека нашей культуры обычно связано с прямоугольными формами, то опи- Рис. 2. Задняя стена (вверху) и план (внизу) искаженной комнаты: X ш У — окна; Lи М — левый и правый углы задней стены. Пунктирные линии на нижнем рисунке изображают нормальную прямоугольную комнату, которая дает ту же проекцию на сетчатке, что и искаженная комната: искаженная комната построена путем продолжения основных линий взора (направленных к окнам и углам нормальной комнаты) на желаемую длину. Высота вертикальных линий задней стены пропорциональна измененным расстояниям до них1 1 См.: AmesA. Binocular vision as affected by relations between binoocular stimulus-patterns in commonplace environments // Amer J. Ps. 1946. 59. P. 333-357. 188 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия санный эффект не возникает. Но если стены прямоугольной комнаты разрисованы листьями — знаменитая «лиственная комната», — то углы ведут себя так, как им диктуют законы оптики. Это становится вполне понятным, если учесть, что у наблюдателя, нет никаких оснований полагать, что стены «лиственной комнаты» имеют непременно прямоугольную форму. Поэтому он может видеть их в соответствии с правилами бинокулярной диспаратности. Таким образом, описанные расстройства восприятия просто маскируются опытом контакта со специальными предметами, а не коренным образом исправляются путем перестройки восприятия пространства. Это позволяет думать, что механизмы, лежащие в основе корреспондирующих точек, являются скорее врожденными, чем приобретенными. Если нормальный испытуемый носит описанные линзы в течение недели, то естественная среда перестает казаться ему искаженной, но контрольные ситуации типа «лиственной комнаты» показывают очень незначительные изменения в анизейконии1. Когда нормальный испытуемый только надевает такие линзы, он воспринимает искаженной не только «лиственную комнату», но и другие ситуации. Последнее зависит от ряда факторов, таких, как характер среды и устойчивость предметного восприятия испытуемого2. Таким образом, как нормальные, так и страдающие анизейконией испытуемые должны исследоваться во многих различных ситуациях. Чрезвычайно удобным для этих целей является пространственный эйконометр3. В основе он представляет собой набор натянутых шнуров, образующих плоскость, которая полностью подчиняется законам искажения пространства при описанных выше аномалиях зрения. Рассмотрение таких ситуаций, а также анализ признаков глубины, которые могли бы в них содержаться, побудили Эймса создать ряд демонстраций. Каждая из них выделяет какой-нибудь один признак удаленности; устраняя другие, противоречащие признаки, Эймс сумел вызвать удивительные иллюзии. Эти иллюзии тем более впечатляют, что восприятие часто расходится с реальными характеристиками объектов. Эти иллюзии были описаны в популярных журналах, технической литературе, а также составили основу отдельного недорогого выпуска, организованного и широко распространенного научной службой <...>. Пожалуй, самое полное описание этих иллюзий содержится в руководстве Ительсона4. 1 См.: Burian H.M. Influence of prolonged wearing of meridional size lenses on spatial localization // Arch. Ophth. 1943. 30. P. 645-666; Ogle K.N, Researches in binocular vision. Phila.: Saunders, I960. 2 См.: Ames A. Binocular vision as affected by relations between binoocular stimulus- patterns in commonplace environments // Amer J. Ps. 1946. 59. P. 333-357; Bartiey S.H. Beginning experimental psychology. N. Y.: McGraw-Hill, 1950. 3 См.: Ogle K.N. Theory of the space-eikonometer // J. opt. Soc. Amer. 1946. 36. P. 20-32. * См.: Ittelson W.H. The Ames demonstrations in perception. Princeton: Princeton Univ. Press, 1952. Вудвортс Р. [Иллюзии восприятия удаленности и глубины] 189 Искаженная комната В большинстве демонстраций Эймса исключаются возможные признаки глубины, связанные с конвергенцией, диспаратностью и двигательным параллаксом, путем введения отверстия, через которое должен смотреть испытуемый. Так, в одной из демонстраций испытуемый смотрит через глазок на комнату, которая имеет 3 ж в ширину, 1,8 м в длину и 1,5 ж в высоту. Он видит два обыкновенных окна, расположенных на противоположной стене. Затем ему предлагается через другое отверстие с помощью длинной указки дотронуться до дальнего правого угла потолка. К своему огромному удивлению испытуемый чувствует, что рука его очень коротка и что он не может даже дотянуться до угла. Затем ему предлагается таким же образом дотронуться до дальнего левого угла. На сей раз он буквально таранит угол указкой: на самом деле угол оказывается куда более близким, чем это казалось испытуемому. Наконец, ему разрешают рассмотреть комнату двумя глазами, поворачивая голову: она кажется ему явно перекошенной. Все сказанное можно хорошо понять, рассмотрев рис. 8, изображающий планы пола и дальней стены такой комнаты; боковые стены и потолок искажены соответственно этим проекциям. На самом деле правый угол (М) в три раза более удален от наблюдателя, чем левый (L). Однако наблюдатель лишен прямых физиологических признаков глубины, так как смотрит одним глазом, не имея возможности им двигать; аккомодация же на таких расстояниях является неэффективной. При таком дефиците признаков Dиспытуемый должен решать уравнение с = A/D, пользуясь заданным а (сетчаточный образ) и предполагаемым А (обычные размеры знакомого предмета). Рассмотрим окна X и У. Оба они дают одно и то же значение а и, кроме того, предполагаются одинакового размера (А) как два окна, расположенные рядом. Поэтому они кажутся удаленными на одинаковое расстояние. То же рассуждение можно применить к вертикальным сторонам одного окна или двух углов комнаты, Lи М. Короче говоря, целое семейство уравнений решается на основе знакомой прямоугольной схемы комнаты. Наблюдатель соответственно воспринимает комнату прямоугольной, как это показано на плане пола пунктирной линией. На рисунке изображена только одна из целой группы нормальных и искаженных комнат, которые дают один и тот же сетчаточный образ, или один и тот же фотографический снимок; наблюдатель же видит наиболее приемлемый вариант. В этом смысле восприятие есть вероятностная оценка данной части окружающего мира, а не ее точная копия. Эта мораль демонстраций Эймса чрезвычайно важна для тех, кто интересуется влиянием социальных норм на восприятие человека1. Она может рас- 1 См.: Cantrll H. Understanding man's social behavior. Princeton: Office Public Opinion Research, 1947; Cantrii H. The «why» of man's experience. N. Y.: Macmillan, I960. 190 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия сматриваться как отправной пункт нового подхода к науке вообще1. С другой стороны, такой взгляд на восприятие не кажется очень новым экспериментальному психологу, поскольку он известен со времен Гельм-гольца2. Действительно, интересным для нас в демонстрациях Эймса является то, что ему удалось исключительно изящно показать роль некоторых известных признаков удаленности, сняв с них маскирующее влияние других признаков. Рассмотрим поэтому еще несколько других демонстраций Эймса. Другие демонстрации Эймса
1 См.: Cantrll Я., Ames A.Jr., Hastorf A.H., Ittelson W.H Psychology and scientific research // Science. 1949. 110. P. 461-464, 491-497, 617-622. 2 См.: Helmholtz H. Handbuch der physiologischen Optik. Trane. J. P. С Southall, 1924-1925. 3 vols. Rochester; N. Y.: Opt. Soc. of Amer., 1856-1866. Вудвортс Р. [Иллюзии восприятия удаленности и глубины] 191 этого наклона на противоположное. Конечно, демонстрация должна делаться на достаточно большом расстоянии, чтобы устранить противоречащие иллюзии признаки удаленности от аккомодации, конвергенции и других источников. Однако, в общем, эта иллюзия удивительно сильная. Можно еще усилить впечатление от иллюзии, если прикрепить к «окну» предмет вроде карты, мячика или трубки. Будет правильно казаться, что эти предметы делают полный оборот. Это, в свою очередь, создаст впечатление, что они проходят «сквозь» колеблющуюся раму. Подробно эта демонстрация описана Эймсом и Ительсоном1. В общем, она напоминает иллюзию ветряной мельницы — пример обращающейся перспективы, известный уже в течение двух столетий2. 3. Воздушные шары. Есть ряд других интересных демонстраций, но мы остановимся еще только на одной. Два неполностью надутых освещенных воздушных шара находятся в темной комнате. Наблюдатель бино-кулярно рассматривает их с расстояния 6 ж. Простые сдвоенные мехи одновременно увеличивают один шар и уменьшают другой. Если в течение двух секунд размеры шаров меняются приблизительно на 50%, кажется, что один из них быстро приближается, а второй удаляется. Этот частный случай отношения величины сетчаточного образа и реальной величины объекта: увеличение сетчаточного образа обычно связано с приближением объекта и наоборот. Признак увеличения сетчаточного размера оказывается более сильным, чем признак диспаратности, особенно в условиях слабой освещенности и плохо различимых контуров, характерных для этой ситуации. Можно вызывать также впечатление изменения относительного расстояния до шаров, увеличивая освещенность одного из них и уменьшая освещенность другого. Почему именно увеличение освещенности предмета создает иллюзию его приближения, не вполне ясно с функциональной или с какой-либо другой точки зрения. Для уточнения условий появления этого эффекта необходимы специальные опыты. Эксперимент с биллиардным шаром Один из наиболее впечатляющих экспериментов, навеянных описанными выше демонстрациями, был поставлен Хасторфом3. В этом эксперименте наблюдатель устанавливал размер светового пятна так, чтобы 1 См.: AmesA. Visual perception and the rotating trapezoidal window // Ps. Monogr. 1951. P. 324; Ittelson W.H. The Ames demonstrations in perception. Princeton: Princeton Univ. Press, 1952. 2 См.: Boring E.G. Sensation and perception in the history of experimental psychology. N. Y.: Appleton-Century, 1942. P. 270, 305; Miles W.R. Movement interpretations of the silhouette of a revolving fan // Amer. J. Ps. 1931. 43. P. 392-405. 3 См.: Hastorf A.H. The influence of suggestion on the relationship between stimulus size and perceived distance // J. Ps. 1950. 29. P. 195-217. 192 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия оно на заданном специальной отметкой расстоянии походило на шарик для настольного тенниса. Во второй серии наблюдатель должен был выполнять аналогичную задачу, приравнивая пятно к биллиардному шару. В обеих сериях размеры пятна оказались точно соответствующими размерам сетчаточных проекций обоих шаров. В конце второй серии экспериментатор устанавливал пятно в положение, соответствующее среднему из всех значений, полученных в первой серии (когда испытуемый приравнивал пятно к размерам мяча для настольного тенниса), и предлагал наблюдателю оценить удаленность пятна относительно отметки. Наблюдатель отмечал, что пятно находится позади отметки. Другая группа начинала с «биллиардного шара», а еще две группы устанавливали световые пятна прямоугольной формы, которые должны были изображать визитную карточку или конверт. Для всех групп были получены хорошо согласующиеся результаты. Рассмотрим теперь эти результаты с точки зрения уже известного нам уравнения. В первой серии испытуемым Хасторфа были известны А (размер шарика для настольного тенниса) и D(расстояние до специальной отметки) и необходимо было найти с (размер сетчаточного образа). Независимо от того, какую субъективную задачу они решали, единственной переменной, доступной регулированию, был размер светового пятна, в результате чего изменялся размер сетчаточного образа. Аналогичным образом в первой части второй серии испытуемым давалось другое значение А (биллиардный шар), и они придавали большее значение а. Затем без изменения инструкции относительно А им предлагалось меньшее значение а. Единственный способ сохранить отношения, заданные нашим уравнением, было увидеть большее D, что и обнаруживалось в отчетах испытуемых. В эксперименте Хасторфа один из факторов, а именно а (размер сетчаточного образа), однозначно определялся стимулом. Второй фактор D (удаленность воспринимаемого объекта) мог оцениваться лишь косвенным образом на основе сопоставления с удаленностью другого объекта, который, в свою очередь, локализовался на основе системы признаков, как при обычном восприятии удаленности. Третий фактор А (размеры воспринимаемого объекта) определялся путем словесного отнесения к объекту известных размеров. Пожалуй, самым удивительным во всем эксперименте является то, что испытуемый оказывался в состоянии выполнять свою задачу в столь сложной ситуации. Ключ к объяснению этого обстоятельства лежит в том, что люди воспринимают предметы локализованными в пространстве, а не «свободно взвешенными» в воздухе. Короче говоря, по мере возможности они решают наше уравнение. Если характеры стимула и (или) экспериментальной ситуации таковы, что значения двух переменных А и D заданы однозначно, наблюдатель может довольно легко «найти» значение третьей переменной а. Если же он не имеет возможности точно определить зна- Вудвортс Р. [Иллюзии восприятия удаленности и глубины] 193 чение А и D, он хватается за любые доступные средства, как, например, инструкции или установки. Иначе говоря, именно отсутствие более сильных признаков подчеркивает влияние словесных инструкций. Фактически многие демонстрации Эймса могут быть лучше поняты, если учесть, что они содержат относительно двусмысленные ситуации, которые позволяют желаемому фактору проявиться в полную силу1. Описанные выше исследования приводят к важному обобщению: чем в меньшей степени процесс восприятия детерминируется стимулами, тем менее стабильным он является и тем в большей мере испытывает влияние со стороны факторов, связанных с наблюдателем. Именно это лежит в основе таких фактов, как влияние бедности на оценку размеров монеты2 и клинических данных, относящихся к наиболее неопределенным из всех перцептивных стимулов — пятнам Роршаха. 1 См.: Ames A. Depth in pictorial art // Art Bull. 1925. 8. P. 5-14. 2 См.: Bruner J.S., Goodman C.C. Value and need as organizing factors in perception // J. abnor. soc. Ps. 1947. 42. P. 33-44; Pastore N. Need as a determinant of perception // J. Ps. 1949. 28. P. 45T-475. Б.М. Величковский, В. П. Зинченко, А.Р. Лурия [МЕХАНИЗМЫ СТЕРЕОЗРЕНИЯ]1 Лучшим доказательством роли диспаратности в восприятии глубины служат эксперименты с изменением этого фактора, проводимые с помощью оптических устройств — стереоскопа и его разновидностей. Первый стереоскоп был сконструирован в 1838 г. английским физиком Ч.Уитстоном. Одна из его поздних модификаций показана на рис. 1. Рис. 1. Схема призматического стереоскопа2 1 Величковский Б.М., Зинченко В.П., ЛурияА.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 143-147. 2 См.: Woodworth R.S., Schlosberg Я. Experimental psychology. N. Y.: Henry Holt, 1954. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Аурия А.Р. [Механизмы стереозрения] 195 А Б Рис. 2. Стереопары: В случае А воспринимается усеченная призма, в случае Б — уходящий вдаль коридор Это устройство позволяет независимо предъявлять каждому глазу несколько различные изображения одного и того же объекта, называемые стереопарами. При этом наблюдатель видит единый трехмерный объект. Напротив, когда стереопары идентичны, воспринимается всего лишь плоская картина. Если поменять мастаки правую и левую стереопары, то выступавшие вперед части трехмерного объекта станут казаться расположенными дальше и наоборот (рис. 2). Телестереоскоп и иконоскоп представляют собой варианты стереоскопа Ч.Уитстона, позволяющие видеть один и тот же объект под различными углами зрения. Если эти углы велики (рис. 3), то диспарат-ность оказывается завышенной. Это соответствует рассматриванию более далекого и более вытянутого в глубину предмета. Таким образом, телестереоскоп утрирует действительные различия в удаленности. Рис. 3. Зеркальный телестереоскоп В случае иконоскопа диспаратность искусственно занижается и объемный предмет выглядит плоским, как икона (рис. 4). 196 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия Псевдоскоп позволяет предъявить левому глазу то, что обычно видит правый глаз и наоборот (рис. 5). При этом диспаратность оказывается обратной, так что удаленные детали объекта должны восприниматься ближе, а близкие — дальше. <...> Этот эффект имеет место не всегда1. В зависимости от величины диспарат-ности наблюдаются следующие качественно различные эффекты. Когда диспаратность невелика и объект проецируется практически на корреспондирующие точки сетчаток, то он воспринимается на том же расстоянии, что и фиксируемый объект. Минимальная диспаратность, приводящая к восприятию различий в удаленности, характеризует стереоскопическую остроту зрения. Обычно она равна примерно 15 угловым сек. Вплоть до значений диспаратности 15—30 угловых мин. воспринимается единый объект, расстояние которого до ядерной плоскости возрастает с увеличением диспаратности. Эта область значений диспаратности называется зоной Панума, по имени определившего ее в 1853 г. немецкого физиолога П.Панума. При еще больших значениях диспаратности фузия оказывается невозможной и возникает своеобразное явление, называемое бинокулярным соревнованием. Оно заключается в попеременном восприятии то одного, то другого изображения или их частей. Восприятие становится в этом случае необыкновенно лабильным, и на продолжительность видения одной из двух картин могут оказывать влияние такие факторы, как относительная яркость, количество деталей, значимость, степень внимания и т.п. 1 См.: Кампанейский Б.Н. Псевдоскопические эффекты // Ученые записки Ленингр. ун-та. 1940. Т. XXXIV. С. 151-161. |