история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
310 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû Иоанн Павел II извинился перед всем миром за злодеяния инквизиции и ошибки католической церкви. По мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права сужалась. В XVI в. были приняты королевские акты, запрещавшие церковным судам рассма- тривать дела в отношении светских лиц. Духовный кризис католицизма породил Реформацию. 31 декабря 1517 г. Мартин Лютер, монах и церковный музы- кант, в германском городе Виттенберге прибил на двери церкви грамоту с 95 тезисами, обличавшими папу и като- лицизм как слуг дьявола. Началась эпоха протестантизма (от лат. protestantis — публично доказывающий). Таким образом, в XVI в. Реформация подорвала позиции католи- ческой церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (середина ХVI в.) нормы канониче- ского права были коренным образом пересмотрены. Однако потесненное Реформацией каноническое право продол- жало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказывавшим непосред- ственное воздействие на правовую культуру. В 1582 г. был составлен Свод канонического права. В него помимо традиционных источников права — канонов Вселенских соборов и постановлений пап — вошли нормы о строе и организации церкви. Церковное право—более точное название для этого собрания, нежели каноническое. На протяжении XVI в. неоднократно переиздавались про- изведения юристов, специализировавшихся на канониче- ском праве, и теологов, что свидетельствует о значимости их учений. Последующие кодификации целиком относятся только к XX столетию. Так, в 1917 г. была произведена очередная кодификация Свода канонического права, а в 1983-м — еще одна. В 1990 г. был создан Канонический кодекс восточного права церковных общин католической ориентации. Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Как возникла католическая церковь? 2. Какую роль в средневековом обществе играли те, кто «моли- лись за всех»? Почему духовенство считалось первым и главным сословием? 311 Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 3. Охарактеризуйте положение римского папы в католической церкви. 4. Что такое клир? 5. Оцените значение реформ папы Григория VII. 6. Раскройте основные положения трактата Грациана. 7. Какие преимущества давали церкви богатства, которыми она владела? 8. Каковы причины духовного кризиса католицизма в ХV— ХVI вв.? 9. Конкретизируйте роль церкви в становлении средневековой государственности. 10. Раскройте основные положения канонического права. 11. Что такое инквизиция? Почему инквизиция оставила в па- мяти европейских народов мрачные воспоминания? Ãëàâà 4 ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÅ È ÏÐÀÂÎÂÛÅ ÑÈÑÒÅÌÛ ÂÈÇÀÍÒÈÈ È ÑËÀÂßÍÑÊÈÕ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂ В результате освоения данной темы студент должен знать: • историю становления и развития Византии, ее влияние на славянский мир, роль в государственном строительстве идеи о преемственности Византии по отношению к Римской империи; • наиболее важные государственно-правовые институты Византии, основные элементы этих институтов (социальная структура, правовой статус жителей, органы государства, государственный аппарат); • основные своды законов Византии, их воздействие на право славянских стран; • причины обособления ветвей славянских народов (южных, западных и восточных славян); • основные формы государства и права у славянских народов; • понятийный аппарат, лексико-грамматический минимум по юриспруденции славянских государств, характерные черты славянского правопонимания; уметь: • оперировать историко-юридическими понятиями Византий- ского государства и славянских народов; • сравнивать государственные и правовые системы западных, южных и восточных славян; • выражать и аргументировать свою точку зрения по государ- ственно-правовой истории Византии и славянских народов; • использовать богатый историко-правовой материал из жизни западных и южных славян для оценки государственно-правовых яв- лений в восточнославянских странах (России, Украине, Белоруссии); владеть: • методологией анализа специфического исторического прошло- го Византии и славянских народов, умением выделять общее и осо- бенное в государственно-правовой жизни различных ветвей славян; • навыками сбора и обработки историко-правовой информации; 313 4.1. Âèçàíòèéñêàÿ èìïåðèÿ: îñîáåííîñòè ...ïðàâîâîãî ðàçâèòèÿ • юридической терминологией Византии, оказавшей влияние на славянское право, в том числе российское право; • навыками использования полученных историко-правовых знаний в соответствующей профессиональной деятельности. 4.1. Âèçàíòèéñêàÿ èìïåðèÿ: îñîáåííîñòè ãîñóäàðñòâåííî- ïðàâîâîãî ðàçâèòèÿ В 395 г. Римская империя была разделена на две импе- рии — Восточную (Византию) со столицей Константинопо- лем и Западную с центром в Риме. В Восточную империю вошли Балканский полуостров, Египет и римские владе- ния в Азии.Восточная Римская империя просуществовала 1058 лет, на 977 лет дольше, чем Западная Римская империя, государственная жизнь которой продолжалась всего 81 год. Жители Византии были приобщены к греческой культуре, но их национальный состав не был полностью греческим. Иногда их отождествляют с римлянами. Однако сами визан- тийцы отличали себя от римлян, называли «ромеями», тем не менее считая себя прямыми наследниками Древнего Рима. Византия оказала значительное влияние на полити- ческое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия Антич- ности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии и другими славянскими государствами обширного культурного наследия Византийского государства способ- ствовало их прогрессивному развитию. 4.1.1. Общественный и государственный строй Византия продлила жизнь Рима до 1453 г., но при всей видимости процветания и мощи это была лишь агония мира. Жак Ле Гофф, французский историк Становление Византийского государства прошло не - сколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя и зарож- 314 Ãëàâà 4. Ãîñóäàðñòâåííûå è ïðàâîâûå ñèñòåìû Âèçàíòèè... дения элементов раннефеодальных отношений. Государ- ство этого периода представляло собой централизованную монархию. Второй этап (конец VII — конец XII в.) стал периодом формирования феодальных порядков. В это время госу- дарство приобрело законченные черты неограниченной монархии, отличной от деспотических монархий Востока и монархий феодального Запада. Наконец, на третьем этапе (XIII—XV вв.) произошло углубление политиче- ского кризиса византийского общества, вызванного усиле- нием кризисных явлений внутри византийского общества в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период истории Византии характеризовался резким ослаб- лением византийского государства и его фактическим рас- падом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели. Уже на первом этапе развития в Византии стал склады- ваться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения). Развитие феодализма шло отличным от Западной Европы путем — через медленное преобразование рабовладельче- ских отношений. В VI—VII вв. в Византию вторглись славянские пле- мена. Они привнесли на завоеванные территории свои общинные порядки, что поспособствовало возрождению местного свободного населения: исчезли прикрепленные к земле крестьяне. Господствующий класс Византии того времени был неод- нороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая аристократия и провинциаль- ная знать, основу господства которых составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала верхушка крупных горо- дов империи. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Существовали различные категории свободных граждан (большая их часть относилась к свободным крестьянам- землевладельцам). Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они уплачивали поземельную подать и несли разного рода повинности. Был распространен колонат. Вынужденные арендовать землю у крупных землевладель- 315 4.1. Âèçàíòèéñêàÿ èìïåðèÿ: îñîáåííîñòè ...ïðàâîâîãî ðàçâèòèÿ цев, колоны находились в зависимости от своих господ и несли разнообразные повинности. Нашествия варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение многих городов ускорили ломку рабовладельческих и образование феодальных порядков в Византии. Вместе с тем сохранение государственных форм собственности, общинного земле- владения серьезно замедляли формирование новой фео- дальной собственности. Создавалась сеньориальная система. Основными фор- мами феодального землевладения были условные земель- ные пожалования. Произошло изменение состава господствующего класса. Он состоял из разнородных социальных слоев: светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного кре- стьянства. Все эти силы долгое время не были консолиди- рованы и не складывались в замкнутые сословия. Это про- изошло в Византии только к XI—XII вв. Сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. Форми- рование класса феодально-зависимого крестьянства рас- тянулось на длительное время. По-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государственных крестьян. Обе эти категории крестьян эксплуатировались главным обра- зом посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне, сидевшие на государственных землях, в это время фактически превратились в крепостных. В IX—XI вв. крупные землевладельцы и знать Визан- тии, захватывая крестьянские земли, добились нового при- крепления крестьянства к земле. В городах устанавливается мелочный контроль над ремесленниками. Практиковалась раздача земель за службу, которые превращались в неот- чуждаемые вотчины. Их владельцы приобретали админи- стративную и судебную власть над населением. Был принят ряд законов, направленных на приостано- вление процесса обнищания крестьян. Им предоставля- лось право в рассрочку выкупать проданную или заложен- ную ими землю. Крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянские участки. 316 Ãëàâà 4. Ãîñóäàðñòâåííûå è ïðàâîâûå ñèñòåìû Âèçàíòèè... С XI—XII вв. начался неуклонный рост числа частно- владельческих крестьян (париков), что свидетельствовало о формировании землевладения феодального типа. Они рас- сматривались как наследственные держатели своих наде- лов, были обязаны выплачивать ренту в виде отработки, в натуральной и денежной формах. Характерную черту общественного строя Византии составляло длительное сохранение рабовладения. Оно отличалось от классического рабства. Так, рабы получили право заключать церковный брак. Пресекалось обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводили на поло- жение париков. В целом развитие феодальных отношений характеризо- валось следующими особенностями: средневековые города становились центрами ремесла и торговли; существо- вала централизованная налоговая система; отсутствовали сословная замкнутость господствующего класса и развитая вассально-ленная система; торгово-ремесленные корпора- ции и общины были непрочны. Особенностями отличался и государственный строй Византии. Одна из них заключалась в сохранении сильной власти императора (василевса). Это объяснялось рядом фак- торов: постоянной внешнеполитической опасностью, исхо- дящей от соседей; угрозой восстаний подвластных народов; остротой сословной борьбы между господству ющим и зави- симым населением; поддержкой императора церковью, при- знававшей единственной властью светскую власть. Император считался наследником власти римских цеза- рей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть счита- лась божественной. Он являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Церковь освятила официальную доктрину божествен- ного происхождения императорской власти и проповедо- вала единение государства и церкви. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Укрепление основ императорской власти в VIII—IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византий- скими императорами окончательно утвердились грече- ские титулы василевса (царя-самодержца). Культ импера- тора достиг невиданных ранее размеров. Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назна- 317 4.1. Âèçàíòèéñêàÿ èìïåðèÿ: îñîáåííîñòè ...ïðàâîâîãî ðàçâèòèÿ чал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом. При всей широте полномочий императора он должен был следовать «общим законам» империи. Система пре- столонаследия у византийцев длительное время отсут- ствовала: сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а «божественное избрание». Поэтому импера- торы широко практиковали институт соправителей, выби- рая таким образом наследника еще при жизни. С IX в. трон начал передаваться по наследству. Наследник также назна- чался соправителем еще при жизни императора. Ему при- сваивался титул цезаря (царя). Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» 1 и армией. Фактором, сдерживавшим самовластие императора, явля- лось и наличие особого государственного органа византий- ской аристократии — константинопольского сената, где могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечи- валось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от других феодальных государств Европы. Крупной политической силой в Византийском государ- стве оставалась православная (греческая) церковь. Ее авто- ритет и влияние росли. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вме- шивались в политическую борьбу за трон. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независи- мости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. Церковь в значительной степени зави- села от государства, от пожалований императора. 1 Важным фактором политической жизни Византийского государ- ства этого времени было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». Еще в IV в. императорским указом «народу Кон- стантинополя» — различным социальным слоям и группировкам насе- ления столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять импера- тору требования. 318 Ãëàâà 4. Ãîñóäàðñòâåííûå è ïðàâîâûå ñèñòåìû Âèçàíòèè... Под влиянием христианской религии в Византии выра- боталось представление о государстве как о наиболее при- ближенном к небесному идеалу образце. Императорская власть опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления, построенный на началах строгой иерархии. Все византийское чиновни- чество было разделено на ранги (титулы). В Х в. в визан- тийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточива- лось в Государственном совете (консистории) — высшем органе при императоре, руководившем текущими делами государства. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближай- шими помощниками императора и обладавшими обшир- ными полномочиями, в том числе судебными. В их число входили оба префекта, начальник дворца, квестор (главный юрист дворца), председатель Государственного совета и др. К высшим ведомствам империи относились министер- ства внутренних и иностранных дел, военное и финансо- вое министерства. Высокие должности занимали лишь представители высшего сословия. Существовали долж- ности эпарха столицы (глава городской администрации), презида (глава гражданского управления в провинции) и др. Параллельно действовал аппарат церкви. Высшую администрацию церкви представляли великий эконом, ведавший всем церковным хозяйством, верховный упра- витель монастырей, верховный смотритель священных даров, дефенсор, выполнявшие судебно-юридические функции, и др. (рис. 21). Служащие относились к 18 разрядам. Представители каждого разряда замещали строго определенные должности. Отдельные государственные функции зачастую распы- лялись между ними. Дворцовая администрация все чаще вторгалась в руководство общегосударственными делами. В IV—VII вв. империя делилась на префектуры, диоцезы и провинции. Гражданская власть была отделена от воен- ной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два пре- фекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обла- дали широкой административной, судебной и финансовой властью. Префектам непосредственно подчинялись граж- данские правители диоцезов и провинций. 319 4.1. Âèçàíòèéñêàÿ èìïåðèÿ: îñîáåííîñòè ...ïðàâîâîãî ðàçâèòèÿ В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как воен- ные округа и первоначально были гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объ- единяли в своих руках всю полноту военной и граждан- ской власти. Им были поднадзорны налоговые и судебные органы. Постепенно из военачальников стратиги превраща- лись в верховных правителей провинций. Для улучшения контроля над ведомствами была введена должность сакеллария — чиновника с широкими контроль- Синклит (Сенат) Император Местное управление Квестор дворца Презид Префекты Чиновничий аппарат Консисторий (Государственный совет) Препозит «священных покоев» Магистраты армии (пехота, кавалерия) Комитеты финансов («священных щедрот и частных дел») Аппарат церкви Церковные соборы Синод Верховный смотритель священных даров Великий эконом Верховный управитель монастырей Дефенсор Великий интендат монастырей Военная система Судебная система Рис. 21. |