Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.6.2. Каноническое право

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница34 из 87
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   87
    301
    3.6. Êàòîëè÷åñêàÿ öåðêîâü è åå âëèÿíèå íà... ðàçâèòèå ñòðàí Çàïàäà
    Запада, примаса Италии, архиепископа и митрополита
    Римской провинции, суверена, Верховного понтифика. Его богатства стремительно возрастали в силу обложения веру- ющих налогом в 1/10 часть дохода со двора и за счет продажи индульгенций (специальных грамот об отпущении грехов).
    С начала XI в. папу стали избирать пожизненно. Уча- стие в выборах могли принимать уже не все епископы, а самые почетные из них — кардиналы. Для выбора папы они собирались на конклав (собрание). Резиденцией папы стал Ватикан — предместье Рима, но его власть простира- лась далеко за пределами Рима. На местах папу представ- ляли его наместники (нунции), им подчинялись епископы и аббаты, возглавлявшие монастыри.
    В распоряжении папы были и собственные войска — монашеские военно-политические отряды, состоявшие из крестоносцев, чьи ордены возглавляли магистры, командовавшие капитулами — отрядами монахов во главе со старшинами.
    В X—XI вв. христианская церковь переживала упадок.
    Притязания Западной церкви на особую политическую роль вызвали отрицательное отношение византийских императоров и духовенства.
    В 1054 г. единая христианская церковь разделилась на за пад ную (римско-католическую) и восточную (право- славную) церкви
    1
    Проблемы, с которыми столкнулась церковь, вынудили папу Григория VII осуществить важные реформы, направ- ленные на укрепление его власти: монархи оказались отстраненными от процедуры назначения папы.
    Во все государства папа направлял своих представите- лей, легатов, уполномоченных способствовать объедине- нию вокруг Рима местных церквей. Он опирался на сеть подвластных ему аббатств
    2
    При Григории VII была разработана теория двух мечей.
    Утверждалось, что папство получило от Бога два меча
    (символа власти): духовный и мирской. Первый меч пап- ство оставило у себя, а второй вручило монархам, которые
    1
    Хотя формально раскол вытекал из расхождений по чисто религи- озным вопросам (догмату о происхождении Святого духа, учению о бла- годати, порядку причащения и т.д.), в основе раскола лежали прежде всего политические противоречия — борьба за руководство христианским миром и светской государственной властью.
    2
    См.: Рулан Н. Историческое введение в право. С. 232.

    302
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    должны были пользоваться им под присмотром церкви.
    Считалось, что монархи не имели права навязывать свою власть папам. Об этом свидетельствует тот факт, что в XII и XIII вв. короли Польши, Венгрии и Болгарии согласились рассматривать свои королевства как ленное владение папы и приносили ему клятву верности. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь рас- полагала территориями, на которых она осуществляла госу- дарственную власть.
    Григорий VII, заставивший императора Священной
    Римской империи германской нации Генриха IV простоять перед своим замком в Каноссе (Северная Италия) три дня босым в одежде кающегося грешника и сделать заявление о том, что папы могут низлагать императоров, что никто им не судья, что не считается католиком тот, кто не согласен с римским папой, и что папа римский может освобождать от присяги неугодных владыкам. Папа Иннокентий III, победитель в конфликте с английским королем Иоанном
    Безземельным, утверждал: «Мы (папы) призваны господ- ствовать над всеми народами и царствами».
    В XII и XIII вв., будучи на вершине могущества, рим- ский престол вмешивался во внутренние дела государств в качестве высшего судьи и арбитра, могущего «связывать и разрешать». Папы прибегали к отлучению от церкви коро- лей, когда те выходили из подчинения.
    Могущество Римской католической церкви позволило папам налагать интердикты (от лат. interdictum — запреще- ние) на богослужение. В 1155 г. интердикту за грехи был подвергнут Рим, в 1180 г. — Шотландия, в 1200 г. — Фран- ция, в 1208 г. — Англия.
    Римские папы активно претендовали на руководство всем христианским миром. Католическая церковь превра- щалась в надтерриториальную, общеевропейскую теократи- ческую монархию со своими политическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органами. «Христианиза- ция» стала характерной чертой средневековой западноев- ропейской государственности.
    Католическая церковь не ограничивалась в своих поли- тических притязаниях территорией Европы, стремясь к мировому господству. Папа Иннокентий VIII организо- вал и финансировал экспедицию Х. Колумба. На него была возложена миссия открыть новые земли и найти кратчай- ший путь в Индию.

    303
    3.6. Êàòîëè÷åñêàÿ öåðêîâü è åå âëèÿíèå íà... ðàçâèòèå ñòðàí Çàïàäà
    Изначально оправдывавшая право убийства на войне, католическая церковь со временем стала выступать за смяг- чение правил ведения войн. По ее инициативе объявлялись дни перемирий. Так, Эльнский собор 1027 г. ввел запрет на ведение военных действий во время христианских празд- ников и с 15 часов субботы до 6 часов понедельника. Изда- вались приказы, запрещавшие убивать женщин, детей и ста- риков, а также раненых. Зародился институт военного плена: пленных не убивали, их могли отпустить за выкуп.
    Церковь выступала инициатором запрета использова- ния отдельных видов оружия. Так, Вторым Латеранским собором 1139 г. было запрещено использование арбалетов и ядов, правда, только против христианских народов.
    Гуманистические идеи, которые находили отражение в правилах ведения войн, основывались на осознании един- ства христианских народов Европы. Однако возникновение в XVI в. протестантского движения привело к тому, что войны в Европе приобрели религиозный характер и идея единства христианских народов была предана забвению.
    Самой опустошительной войной на религиозной почве была Тридцатилетняя война 1618—1648 гг., завершившаяся заключением Вестфальского мира 1648 г.
    1
    В результате усиления националистических настроений и возвышения власти королей с XIV в. начинается упадок власти пап над светскими правителями.
    3.6.2. Каноническое право
    С ХII в. под контролем церкви начи- нают развиваться различные отрасли права. Именно это делало католическую церковь силой, проникающей во все сферы жизни средневекового общества и поэтому особенно могущественной.
    А. Ю. Соломатин
    Каноническое (церковное) право возникло одновре- менно с христианской церковью, но оформление получило не сразу. Предмет канонического права оформился к XI в.
    Им стали прежде всего внутрицерковные отношения.
    1
    История европейского международного права. М. : Международ- ные отношения, 2005. С. 13.

    304
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    Но оно также оказывало воздействие и на внецерковную жизнь прихожан (мирян). Так, церковные суды рассматри- вали дела о браке и семье, клевете, лжесвидетельстве, под- делке монет, т.е. дела, так или иначе связанные с «грехопа- дением».
    Церковь очень рано стала вносить свою лепту в разви- тие права
    1
    . Начиная с первых веков нашей эры она накапли- вала огромное количество церковных законов (канонов), постановлений церковных соборов и синодов, декретов и решений отдельных епископов, действовавших в пределах регионов их влияния. Источниками канонического права стали постановления церковных соборов (съездов католи- ческого духовенства), санкционированные папой римским,
    Священное Писание, папские нормативные акты — консти- туции, энциклики, буллы.
    В конце IV в. толкования Священного Писания, при- нятые Вселенским собором, были собраны в Апостольские конституции, состоявшие из нескольких десятков правил, определявших основные обряды и догматы церкви, обязан- ности священников, критерии канонизации святых, таин- ства брака, признаки вероотступничества и ереси. В это же время (в IV в.) появились декреталии — постановления папы, призванные регулировать отношения в церковном государстве.
    После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 г.) нормы церковного права закреплялись в императорских законах. В XI—XII вв. закон- чился процесс складывания канонического права в каче- стве самостоятельной правовой системы западноевропей- ского общества. Утвердилось само понятие «каноническое право», более четким стало его юридическое содержание.
    Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140—1141 гг. декрет Граци- ана, в котором было сведено воедино около 3800 канони- ческих текстов. В последующем путем толкования и ком-
    1
    Идейное обоснование канонического права дал Августин Блажен- ный (354—430 гг.). Он делил мир на царство Бога и царство сатаны, цар- ство добрых и царство злых, порочных, на небесную и земную общины.
    Согласно доктрине Августина, верные должны были победить неверных в силу превосходства церкви над светским государством. Особенностью канонического права стало то, что его основные принципы были сфор- мированы под влиянием светских текстов, восходящих к дохристианским источникам.

    305
    3.6. Êàòîëè÷åñêàÿ öåðêîâü è åå âëèÿíèå íà... ðàçâèòèå ñòðàí Çàïàäà
    ментирования декрета значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли профессора кано- нического права (канонисты).
    В XII—XIII вв. правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. По ука- занию папы Григория IX в 1234 г. был составлен сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и объединен- ных в пяти книгах.
    Средневековое каноническое право охватывало широ- кий круг вопросов. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на цер- ковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со свет- ской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д.
    На протяжении XII—XIII вв. из монополии церкви на совершение таинств возникло церковное регулирование
    брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завеща- ниями — регулирование наследственных прав, из юрисдик- ции над церковными бенефициями — имущественных прав, из юрисдикции над клятвами — договорных прав, из юрис- дикции над грехами — карательных канонических прав.
    Регулирование брачно-семейных отношений составляло специфическую и важную область канонического права, определявшую вопросы препятствий к заключению брака, законнорожденности детей, расторжения брачных уз.
    На протяжении многих столетий христианские нормы, регулировавшие семейные отношения, заменяли националь- ное брачно-семейное право. Каноническое право базирова- лось на идее моногамного брака, основанного на взаимном согласии супругов. Брак рассматривался как божественная связь и заключался путем проведения таинства. Брачные узы считались нерасторжимыми и могли быть прекращены только со смертью одного из супругов. Однако церковь допускала раздельное проживание супругов в случае дока- занной измены или проявления жестокости. Со временем каноническое право признало возможность развода, раз- решаемого церковной властью. Каноническое право суще- ственно улучшило положение женщины в браке, так как перед Богом оба супруга были равны. Хотя муж являлся

    306
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    главой дома, он мог руководить женой только в разумных пределах. Имущество жены (приданое, дары) передавалось под опеку мужа, но не в его собственность.
    Каноническое право существенно изменило институт
    наследования. Запрещалось уничтожать имущество умер- шего, предлагалось направлять его на богоугодные дела.
    Каноническое право внесло коррективы в институт заве- щания, которое стало рассматриваться как последняя воля, направленная на спасение души. Смерть без завещания рас- сматривалась как разновидность греха. Был введен новый порядок составления завещания: в форме письменного документа, скрепленного подписями свидетелей и насле- додателя в присутствии священника. Впоследствии были признаны устные завещания — последняя воля, выражен- ная священнику или свидетелям. Священник мог рас- порядиться частью имущества (вплоть до 1/3) на благо души умершего, 2/3 имущества резервировалось за род- ственниками умершего. Наследник имел право отказаться от наследства.
    Церковное право тесно соприкасалось с религиозными нравственными предписаниями, с теологическими доктри- нами и литургическими формулами. Его отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреждений и регулировали области церковных финансов и собствен- ности, вопросы благотворительных завещаний и отказов имущества, права владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями.
    В сфере гражданско-правовых отношений канониче- ское право детально разработало институт доверитель- ной собственности (имущества, переданного в дар церкви, которое использовалось священниками — доверенными лицами — во благо прихожан) и институт защиты владе- ния. Были введены понятие клятвенного заверения (нару- шение клятвы рассматривалось как нарушение религиозной морали, поэтому отсутствие письменной формы договора не служило оправданием невыполнения обязательств) и принцип эквивалентного обмена или справедливой цены
    (осуждались чрезмерная, постыдная прибыль при заключе- нии договоров, ростовщичество).
    В каноническом праве содержались нормы, относивши- еся к уголовному праву. В частности, в нем предусматри-

    307
    3.6. Êàòîëè÷åñêàÿ öåðêîâü è åå âëèÿíèå íà... ðàçâèòèå ñòðàí Çàïàäà
    вался список епитимий (религиозных искуплений), нала- гаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления.
    В уголовных нормахканонического права первоначально не различались понятия преступления и греха. Впослед- ствии стали различаться грехи и мирские преступ ления, подсудные светской власти, однако церковь продолжала вмешиваться в сферу уголовного права. Появилось понятие преступного греха (наносящего вред церкви и обществу).
    В основе лежали преступления мирян против религии
    (ересь, святотатство, колдовство), клевета, половые и брач- ные преступления.
    Каноническое право детализировало понятие вины: было проведено различие между умыслом и неосторожно- стью, давалась классификация умыслов. Сформировалось представление о причинной связи в уголовном праве: выде- лялись отдаленные и непосредственные, привходящие при- чины.
    Была разработана система наказаний. Церковь выпу- стила большое число уложений о наказаниях, в которых перечислялись грехи и указывались наказания за них, опи- сывались не столько греховные действия, сколько образы мышления, побуждения.
    Различались санкции против духовных лиц (разжало- вание, лишение сана, обязанность совершать богоугодные дела, отлучение) и санкции против мирян (пост, возмеще- ние вреда, совершение богоугодных дел). Одним из самых тяжелых наказаний было отлучение от церкви. Оно могло быть временным (интердикт) и вечным (анафема). Интер- дикт заключался во временном запрещении совершать обряды и богослужения (в том числе на территории целого государства). Он фактически исключал человека из системы общественных связей. Отлученный от церкви не допу- скался в храм или допускался только в определенную его часть. Подданные освобождались от присяги отлученному государю. Анафема лишала человека всех гражданских прав и ставила его вне закона. К церковным наказаниям отно- силось также публичное церковное покаяние в виде битья поклонов, чтения молитв, раздачи милостыни. Публичное покаяние могло быть пожизненным.
    Церковная и светская юрисдикции тесно переплелись.
    Не проводились явные различия и в самой природе греха и преступления, тех проступков, которые надо было иску-

    308
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    пать церковным покаянием, или тех, которые подлежали улаживанию переговорами с родичами, выплатой вергельда, штрафа и пр. Все преступления объявлялись грехами.
    В XI в., только после того как церковь утвердила свою относительную независимость от светских властей, она узаконила отпущение грехов. Церковь отрицала колдов- ство, ставила под вопрос сакральный характер обычая, выс- шую святость рода, природы, воды и огня. Она не высту- пала прямо против кровной мести, ордалий, но учила, что они не принесут спасения, которое приобретается верой и добрыми делами.
    Духовенство играло большую роль в светском судо-
    производстве. В соответствии с каноническим правом папа Иннокентий III (1198—1216 гг.) учредил инквизицию
    (от лат. inquisition — розыск, преследование).
    В 1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание специ- альных церковных трибуналов для борьбы с еретиками, врагами церкви и религии, а также для защиты устоев хри- стианства.
    На местах действовали специальные комиссии, состояв- шие из епископа и двух монахов-инквизиторов. В аппарат суда входили нотариус, понятые, врач, палач, а с середины
    ХVI в. — юристы-квалификаторы, оценивавшие улики и определявшие виновность подследственного.
    Первыми инквизиторами-судьями стали монахи, убеж- денные в греховности любого человека и потому в его изна- чальной виновности.Инквизиторы наделялись неограни- ченными полномочиями и подчинялись непосредственно папе. В случае неповиновения инквизиторам местные епи- скопы и светские власти могли быть преданы проклятию
    1
    В 1232 г. папа римский распорядился, чтобы всеми делами о ереси занимался орден монахов-доминиканцев.
    Те быстро овладели искусством преследования всех, чьи помыслы и действия выходили за пределы их понимания, в силу чего вызывали подозрение. Доминиканцы были фанатичны, невежественны, неразборчивы в средствах.
    С 1252 г. инквизиция добилась права пытать всякого подо- зреваемого, попавшего в ее руки.
    Официальным поводом к возбуждению процесса был донос. Донос тайно проверялся соответствующим духов-
    1
    См.: Абдурахманова И. В., Орлова Н. Е. История государства и права зарубежных стран. Ростов н/Д, 2002. С. 114.

    309
    3.6. Êàòîëè÷åñêàÿ öåðêîâü è åå âëèÿíèå íà... ðàçâèòèå ñòðàí Çàïàäà
    ным лицом (производилось расследование — инквизито).
    Донос считался обязанностью каждого верующего. Пресле- дование инквизиция могла возбуждать и на основании слу- хов. Поводом для возбуждения дела могла стать людская молва.
    Хотя инквизиционный процесс был прогрессивнее обвинительного процесса, он уступал цивилизованному правовому процессу: защита и состязательность отсут- ствовали. Суд исходил из презумпции виновности обви- няемого, бремя доказывания его невиновности возлагалось на самого обвиняемого. Как правило, судебные заседания были закрытыми, жалобы не предусматривались. Возмо- жен бы пересмотр приговора по инициативе определенных должностных лиц государства. Инквизиционное судопро- изводство в некоторой степени способствовало развитию процессуальной техники. Инквизиционный процесс пред- усматривал обязательное письменное делопроизводство, дачу показаний под присягой и ответственность за лжес- видетельство, институт представительства обвиняемого
    (адвокаты), поддержание обвинения особым лицом — обви- нителем. В системе доказательств на первый план вышли собственное признание (в том числе добытое под пыткой) и письменные доказательства.
    Пытка могла начаться на любой стадии процесса и закан- чивалась, когда инквизитор добивался признания или когда его жертва умирала, не вынеся мучений.
    При этом в протоколе пытки непременно указывалось, что в случае, если у пытаемого «сломается какой-либо орган» или он умрет, в этом он будет виноват сам. «При- знавшийся» приговаривался к публичному сожжению, его имущество конфисковывалось в пользу церкви, причем упорство еретика приводило к сожжению всех его род- ственников.
    Таким образом, инквизиция создавала и поддержи- вала обстановку всеобщего ужаса, что позволяло церкви властвовать неограниченно. Один из самых жестоких гонителей духа Конрад Марбурский (XIII в.), пославший на смерть сотни людей только по подозрению, считал, что лучше убить 60 невиновных, чем дать ускользнуть одному виновному.
    Последнее сожжение на костре по приговору инквизици- онного суда состоялось в Испании в 1826 г. В 2000 г. папа

    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   87


    написать администратору сайта