Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.1.2. Государственный строй: теократически- авторитарная форма правления

  • 5.1.3. Правовое развитие средневекового Востока: альтернативное представление о праве

  • 5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница38 из 87
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   87
    339
    5.1. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ... â ñòðàíàõ ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    время уживались даже с первобытнообщинными укладами.
    Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существо- вать и в Средние века.
    Большую роль играла сельская община. Замкнутое натуральное хозяйство позволяло ей сохранять пережитки первобытнообщинного строя во взаимоотношениях между ее членами и в организации управления общиной. Государ- ство и религия, ставшая идеологией господствующих клас- сов, поддерживали и укрепляли общины — эти замкнутые и разрозненные мирки, над которыми возвышалась огром- ная бюрократическая государственная машина.
    Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока оказало широкое распространение госу- дарственной собственности на землю, которая сочеталась с другой формой собственности — общинной — и с част- ным землевладением общинников-крестьян.
    Государственная собственность (в ее узком понимании) включала землевладение монарха и государственной казны.
    В широком же смысле она охватывала и земельные пожа- лования, осуществлявшиеся из государственного фонда, лицам, причастным к власти.
    Государство всемерно охраняло свою собственность на землю, сдерживало развитие частной собственности.
    Сочетание различных форм земельной собственно- сти, особая контрольно-регулирующая роль государства в экономике находили выражение прежде всего в особой структуре господствующего класса. Если в средневековой
    Западной Европе сформировавшийся класс земельных соб- ственников опирался на государство, объективно выражав- шее его волю, то господствующий класс в странах Востока состоял из бюрократического социального слоя, причаст- ного к власти, который жил за счет ренты-налога, взима- емого с зависимого населения.
    Для средневековых обществ Востока (по сравнению с европейскими странами) была характерна и меньшая степень зависимости крестьян от господ. Отсутствие бар- щины привело к тому, что крестьяне не были прикреплены к земле феодалов. Зависимое положение крестьян в вос- точных странах определялось их связанностью налоговым бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта зависимость скреплялась правом, религией, общинными порядками.

    340
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    Отличным было и положение средневековых восточных городов. Низкий уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что города здесь не стали организующей и направляющей силой обще- ственного прогресса. Они жили за счет перераспределения ренты-налога, поскольку прибавочный продукт, концентри- ровавшийся в руках отдельных социальных групп, не стано- вился капиталом. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих кругов.
    Сельская община тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан. Это определило порядки, существовавшие в восточных городах. Ремесленники нахо- дились под жестким контролем государственного аппарата, были скованы правовыми, религиозными предписаниями, сословными и кастовыми ограничениями. Правовой статус горожан не отличался от статуса жителей деревни. В отли- чие от европейских восточные города не стали опорой цен- тральной власти в ее борьбе с раздробленностью государства.
    5.1.2. Государственный строй: теократически-
    авторитарная форма правления
    Опора земли — горы, опора народа — правители.
    Древнетюркская пословица
    Специфические черты политического развития стран
    Востока определялись тем обстоятельством, что здесь не сло- жились государственные формы, свойственные феодальной
    Западной Европе. Здесь не было сеньориальной монархии — своеобразного союза феодалов-сеньоров, обладающих суве- ренными правами в пределах территорий своих доменов. Эта форма правления могла сложиться в обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер. На Вос- токе классообразование носило замедленный характер.
    В обществе, в котором город был лишен какой бы то ни было самостоятельности, где не сформировалось сословие горо- жан, готовое отстаивать свои сословные цели и интересы, не могла сложиться и сословно-представительная монархия.
    Типичной формой правления восточного средневеко- вого государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали правовые формы ограничения власти прави-

    341
    5.1. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ... â ñòðàíàõ ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    теля. Применение военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти, всесилие бюрокра- тического аппарата во главе с императором, централизация, тотальный полицейский контроль над личностью, широта функций государства стали характерными чертами восточ- ной государственности.
    Государства Востока были непосредственно связаны с религией. Так, ислам исходил из неделимости духовной и светской власти. Ислам определял в мусульманском мире характер государственных учреждений.
    В восточном мире духовенство не могло притязать на свет- скую власть, не могло здесь возникнуть, как в средневековой
    Европе, и конфликта между духовной и светской властью. Так, ислам исключал ересь, против него нельзя было выступить ни прямо, ни косвенно. А основополага ющая идея мусульман- ской идеологии и политической теории о слитности духовного и светского определила и особое место государства в ислам- ском обществе, его безусловное абсолютное господство над обществом, его теократическо-авторитарную форму.
    Характерные черты общественного развития средневе- кового Востока определяли особый тип восточного госу- дарственного аппарата. Можно выявить ряд общих черт: громоздкость, дублирование функций, нечеткость в опреде- лении функциональных обязанностей, наличие неофициаль- ных звеньев управленческой структуры из представителей правящего класса. Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата.
    5.1.3. Правовое развитие средневекового Востока:
    альтернативное представление о праве
    Консерватизм и стабильность форм хозяйствования и быта в странах средневекового Востока содейство- вали сохранению традиционных форм права и морали, обновляемых только под воздействием перемен в области религиозных верований и ритуалов.
    В. Г. Графский, российский историк
    государства и права
    Развитие права на Востоке отличалось самобытно- стью. При всем разнообразии правовым системам средне-

    342
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    вековых стран Востока было присуще много общих черт.
    Общественные отношения здесь регулировались не только и не столько правом, сколько при посредстве норм нрав- ственности, религии, традиций. Существовали альтерна- тивные представления о праве.
    Следует отметить прежде всего консерватизм и стабиль- ность норм восточного права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономиче- ского строя, создавала у людей убежденность в извечности, завершенности правил общественного поведения, мораль- ных норм, в их высшей мудрости.
    В самом отношении членов восточного общества к тра- диционным нормам права, восприятии их наравне с нор- мами морали была заложена одна из важных причин их тормозящего воздействия на общественную и социально- экономическую сферу.
    Проявлением консерватизма норм права была и их тес- ная связь с религией (индуизмом, исламом, конфуциан- ством), а также внутренняя нерасчлененность религиозных, нравственных и правовых предписаний.
    В Индии дхарма, санкционируемая и обеспечиваемая государственным принуждением, была одновременно нор- мой морали, следование которой освящалось авторитетом религии. Индийской дхарме в основном соответствовали японские гири, предписывающие индивидам нормы пове- дения на все случаи жизни.
    В Арабском халифате, как и во всех мусульманских государствах, основным источником права был Коран. Тео- ретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания
    Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских бого- словов.
    В Китае важными источниками права были законы и императорские указы. Однако сами указы, в свою оче- редь, были основаны на конфуцианской традиции, отобран- ных конфуцианскими идеологами и возведенных в импера- тив, в догму образцах поведения, нормах конфуцианской морали. «Неизменяемым» считалось и основанное на «свя- щенных Ведах» право дхармашастр у индусов.
    Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, семейное, по признакам пола. Поведение людей строго регламенти- ровалось.

    343
    5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî
    Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ
    1. Каковы особенности развития феодальных общественных отношений в странах Востока?
    2. В чем сходство и в чем различие в развитии государственности в средневековых странах Запада и Востока?
    3. Какова роль религии в становлении восточных средневековых государств и их властных структур?
    4. В чем выражались альтернативные представления о праве в странах средневекового Востока?
    5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî
    Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древно- сти. Кочевники-бедуины делились на множество племен и родов. Племя сообща владело пастбищами, но сами стада принадлежали отдельным семьям. Кочевники, торговцы, земледельцы объединялись посемейно в большие кланы, кланы — в племена. Главами племен считались старей- шины — сеиды (шейхи). Они были и верховными судьями, и военными вождями, и общими руководителями собраний кланов. Они руководили воинами во время набегов, выби- рали места для кочевья, судили родичей. Существовали и собрания старейшин — меджлисы.
    Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животно- водства могли существовать лишь возле немногочисленных оазисов. Из-за лучших пастбищ часто происходили столкно- вения между племенами. Борьба шла за контроль над источ- никами воды. Целью войн был также захват женщин,рабов и скота. Особой ценностью при этом считались верблюды.
    Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род. Каждое племя поклонялось своим божествам, что еще более усиливало рознь среди арабов.
    Знатные бедуины владели большими стадами скота.
    На вождей и их близких родственников работали рабы из пленников: рыли в оазисах колодцы и каналы для оро- шения полей, в степях пасли стада. В каждом племени было много бедняков, вынужденных работать на своих богатых родичей.

    344
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    5.2.1. Возникновение централизованной теократической
    монархии
    Арабский халифат, опираясь на привлекательность новой моно- теистической религии, продемон- стрировал консолидирующую силу религиозного фактора.
    А. Ю. Соломатин
    К началу VII в. родовой строй у арабов пришел в упадок.
    Происходил процесс объединения племен, ускорившийся перед лицом противостояния внешней угрозе. В конце VI в.
    Иран захватил южную часть Аравии, а позднее север полу- острова подпал под влияние Византии. Знать стремилась объединить арабские племена, чтобы укрепить свою власть над бедняками и начать завоевания соседних стран.
    Объединению арабов способствовала новая религия — ислам (в переводе с арабского — «предание себя Богу»).
    Ее основателем стал житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет)
    1
    , считавшийся посланником Бога, его пророком. Он призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, т.е. покорными Богу.
    В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение («Терпите, ведь Аллах с терпеливыми!»). Коран оправдывает нера- венство («Не засматривайся очами своими на те богатства, которыми мы наделяем некоторые семьи»). Как бы тяжело ни жилось бедняку, он должен терпеть и молиться. Покор- ным ислам обещал сытую и веселую жизнь в раю.
    Ислам предписывал верующим без рассуждения под- чиняться властям, которые будто бы поставлены на землю
    Богом («Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас»). Тем самым ислам сдер- живал социальный протест против правящих режимов, являлся его опорой.
    1
    Пророк Мухаммед (570—632 гг.) по преданию рано остался сиро- той, сопровождал в путешествиях торговые караваны, позднее стал куп- цом. Около 610 г. Мухаммеду стали являться видения, а позже он стал слышать речения Аллаха, которые впоследствии были записаны и соста- вили Коран — священную книгу.

    345
    5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî
    Мухаммед утверждал, что исламское учение не противо- речит двум уже распространенным ранее религиям — иуда- изму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жест- кость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть.
    Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней.
    В 622 г. Мухаммед со своими сторонниками переме- стился в Медину. Этот момент стал считаться началом соз- дания исламского государства и отправной точкой мусуль- манского календаря.
    Около 630 г. большинство арабских племен приняло ислам и признало власть Мухаммеда. Сопротивление непо- корных было подавлено посланными против них отрядами.
    Мекка, родной город Мухаммеда, превратилась в центр мусульманской религии, «священный город» мусульман.
    Ко времени своей смерти в 632 г. Мухаммед был общепри- знанным среди арабов пророком, которому подчинялась значительная часть Аравии.
    Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники консолидиро- вались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых вождей мусульман — халифов («замести- телей» пророка), а государство стало называться Арабским халифатом.
    При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Они двига- лись на верблюдах, лошадях и пешком. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы обрушились на Византию и Иран, истощенные длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжелых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие визан- тийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство. Арабское войско несколько раз осаждало Константинополь, но взять его не смогло.
    В начале VIII в. арабы покорили Северную Африку.
    В 711 г. они переправились через Гибралтарский пролив

    346
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Затем арабская конница перешла через
    Пиренеи и напала на Королевство франков. Но в жестоком бою у города Пуатье в 732 г. франки нанесли арабам пора- жение и отбросили их на юг.
    На востоке арабы встретили упорное сопротивление народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на вос- ток, арабы проникли в Северо-Западную Индию.
    За столетие после смерти Мухаммеда его последователи создали самую обширную из всех известных империй, про- стиравшуюся от Атлантики на Западе до границ Индии и Китая на Востоке
    1
    В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно- корпоративных групп. По мусульманскому праву юридиче- ское положение лица определялось его вероисповеданием.
    Полноправным личным статусом по шариату обладали только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в при- ниженном положении. Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусуль- манами или совершали преступления.
    Не все жители захваченных государств приняли ислам.
    Однако насильно в свою веру завоеватели не обращали.
    Иноверцы получили не только защиту, но и свободу веро- исповедания. Тем не менее как «неверным» им запрещалось иметь оружие, они не могли вступать в браки с мусульма- нами, должны были носить отличающую их одежду, упла- чивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.
    Были рабы. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые опе- рации и приобретать имущество. Вместе с тем отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугод- ное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату также являлось неравенство мужчины и жен- щины.
    1
    См.: Всемирная история : пер. с англ. М. : Ридерз Дайджест, 2001.
    С. 267.

    347
    5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî
    Сами арабы обычно держались обособленно от поко- ренных народов, предпочитая жить в военных лагерях.
    Слоя феодалов — рыцарей, схожего с западноевропейским, в исламских странах не сложилось.
    Только после 750 г. бо́льшая часть покоренных народов стала переходить в ислам. Постепенно он распространялся и за пределы империи.
    Арабский халифат можно было назвать достаточно централизованным государством (см. рис. 23). Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная (имамат) и светская
    (эмират) — находилась в руках халифа. Арабское госу- дарство приобрело формы централизованной теократи- ческой монархии. Власть халифа в принципе признава- лась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, кото- рые нередко организовывали дворцовые перевороты, свер- гали неугодных им правителей.
    Высшие чиновники назначались халифом и были непо- средственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визири постепенно сосредоточили в своих руках управление страной.
    Визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практико- валось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также началь- ник личной охраны халифа, заведующий полицией и осо- бый чиновник, осуществлявший надзор за другими долж- ностными лицами.
    Центральными
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   87


    написать администратору сайта