Главная страница

история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


Скачать 1.86 Mb.
НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Анкористория государства и права
Дата28.11.2021
Размер1.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
ТипУчебник
#284876
страница41 из 87
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   87
Сунская империя была слабее Тан- ской; объединение Китая не стало полным. Так, например, тюркские, монгольские и другие западные кочевые племена не подчинились империи.
Социальные отношения в Сунской империи в XI в. отли- чались глубоким антагонизмом. Это было связано с тем, что государство получало налоги меньше чем с половины земель, так как бо́льшая их часть была захвачена высшими чиновниками-феодалами. Положение крестьян, на которых лежало бремя поборов и налогов, становилось катастро- фическим: голод, эпидемии, вымирание целых деревень и волостей стали постоянным явлением.
Попытка вывести Китай из кризиса была предпринята министром Ван Аньши (1068—1073 гг.). В соответствии с его реформами была проведена новая земельная пере- пись и обложены налогами земли служилой знати. Кре- стьяне были освобождены от государственной трудовой повинности; налоги за землю они должны были уплачивать частично продуктами, частично деньгами. Были созданы государственные хлебные амбары, из которых населению в голодные годы выдавался паек. Был также учрежден госу- дарственный банк, где крестьяне могли получать ссуды.

366
Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
Чиновники и феодалы выступили против реформ, а потому многие из них так и не были претворены в жизнь.
Империя Сун в границах Южного Китая просущество- вала чуть более 300 лет, а в 1279 г. была разгромлена вну- ком Чингисхана Хубилаем, который основал новую мон- гольскую династию, называвшуюся по-китайски «Юань».
При Хубилае был обновлен состав чиновников. При этом на многие высшие должности назначались чужеземцы (так, знаменитый Марко Поло — венецианец — занимал разные посты в Китае).
Монгольское завоевание имело для Китая такие же тяже- лые последствия, как и для других стран Азии и Европы.
Монголы опустошали китайские поля, превращали многие из них в пастбища для своих стад; города и села были раз- граблены и разорены. На китайский народ были наложены тяжелые поборы
1
Покорение Китая монголами повлекло и расширение рабовладения. Лишь небольшая часть крестьян осталась держателями государственных земель; большинство из них стали лично-зависимыми или рабами, которые обязаны были строить плотины, дороги, вносить налог за тех, кто служил в армии, кормить и обеспечивать постоем воинов.
Положение горожан оказалось особенно тяжелым. Мон- гольские феодалы захватывали ремесленников, переселяли их и превращали в своих рабов. Цеховые ремесленники облагались тяжелыми поборами; кроме того, их заставляли бесплатно работать на солдат гарнизона.
Китайские купцы и их организации были также обложены тяжелой податью. Они платили специаль- ные пошлины, не имели права свободно передвигаться по стране.
В начале XIV в. обстановка в стране была исключи- тельно напряженной. Почти во всех провинциях вспыхи- вали восстания. В 1351 г. вспыхнуло мощное восстание
«красных повязок», в котором участвовали крестьянские отряды («красные войска»), жители городов, представи- тели мелких феодалов. Это движение сразу же приняло антимонгольскую направленность: его главной целью было свержение власти династии Юань.
1
Монголы и сами подверглись сильному китайскому влиянию: усвоив китайский язык и письменность, они воспринимали также и систему китайского управления.

367
5.3. Êèòàé: îò äèíàñòèè Õàíü äî äèíàñòèè Ìèí
Основной силой национального движения стало кре- стьянство. Один из руководителей крестьянской армии
Чжу Юаньчэн (буддийский монах) в 1368 г. был провоз- глашен императором и основал новую династию Мин.
Новая династия, основанная представителем крестьян- ства, на первых порах проводила политику, несколько облег- чающую положение народа. Так, в целях более равномерного распределения налогов были пересмотрены податные спи- ски. В результате конфискации земель монгольской знати значительно увеличилось число государственных крестьян; издавались указы о списании недоимок. Горожане также получили некоторые льготы: ремесленникам дали возмож- ность работать и продавать свои товары, а купцам — свободно ездить по стране и торговать. Налоговый гнет был несколько ослаблен и в отношении городских ремесленников. Однако феодальный строй сохранялся незыблемо. Крупные землев- ладельцы и привилегированное чиновничество сохранили свое господству ющее поло жение.
По форме правления Минская империя была феодаль- ной деспотией с характерным для нее сложным бюрократи- ческим аппаратом. Вся полнота власти находилась в руках императора. В провинциях гражданские, военные и судеб- ные функции выполняли разные лица. Были созданы осо- бые органы контроля и надзора по отношению ко всем звеньям государственного аппарата. Господствующей иде- ологией и религией в этот период стало реформированное конфуцианство. Император постоянно пользовался сове- тами ученых конфуцианцев, но это не привело к преследо- ванию других религий (буддийской, мусульманской).
В Минской империи сохранилась старая система «войск округов» и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел и несших службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти.
Во все времена регулярные войска опирались на под- держку местных военных отрядов, общинных формирова- ний, призванных охранять порядок. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формиро- ваниям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах.
К концу правления династии Мин армия насчитывала
4 млн человек. Региональные военные соединения распола- гались в провинциях и стратегически важных военных обла- стях. Из базовых военных соединений периодически отбира-

368
Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
лись и специально готовились особые войска, несшие службу в столице. Среди них выделялись отряды личной император- ской гвардии, призванной охранять императорский дворец.
В целях упрощения управления все воинские соеди- нения были распределены между пятью военными окру- гами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-тер- риториальными округами, входили в правительство.
Постоянного главнокомандующего в армии не было.
В случае начала военных действий один из высших воен- ных чинов или сановников назначался военачальником или даже генералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.
В начале ХV в. в стране наблюдался экономический и культурный подъем, расширялись внешние связи государ- ства. Именно тогда было составлено всеобъемлющее собра- ние трудов по различным отраслям знаний. Одновременно все более укреплялись феодальные порядки, в результате чего к концу XV в. непомерно возросли богатство и поли- тическое влияние крупных феодалов, усилилось угнетение простого населения. Чрезмерно расширился бюрократиче- ский аппарат, возросли расходы на содержание пышного императорского двора, увеличились налоги. В конце XVI в. империя Мин пришла в упадок.
В начале XVII в. произошло объединение маньчжурских племен, создавших мощную державу, которая стала совер- шать набеги на северные провинции Китая.
Многие провинции были охвачены крестьянскими вос- станиями. Главной целью борьбы было лишение власти императора, уничтожение крупных феодалов, сановников, наиболее жестоких угнетателей народа. Восставшие заняли
Пекин, последний император династии Мин покончил жизнь самоубийством.
Свергнутая знать начала собирать силы для борьбы против повстанцев, при этом она пошла на прямую измену, обратившись к маньчжурским князьям с просьбой о помощи. Повстанцы были разгромлены. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. С этого времени в китай- ской столице утвердилась новая династия Цин.

369
5.3. Êèòàé: îò äèíàñòèè Õàíü äî äèíàñòèè Ìèí
5.3.2. Право. Династийные своды законов
В династийных сводах законов костяк норм создавался основателем династии
(эти нормы со временем приобретали черты божественного установления), и его преемники раширяли, дополняли этот костяк своими законадательными постановлениями, совершенствуя их.
Л. С. Васильев,
российский ученый-историк
Основным источником китайского феодального права являлся закон, и прежде всего императорский указ. С иск- лючительной широтой велись кодификационные работы.
Почти каждая феодальная династия при вступлении на пре- стол ставила задачу упорядочения и обновления действу- ющих сводов законов.
Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налого- вых повинностей населения, обязанностей различных кате- горий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственно- сти, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сво- дов законов, получивших название кодексов.
Китайское феодальное законодательство отличалось сложностью и специфическим построением уложений.
Воцарение на китайском престоле династии Цзинь озна- меновалось появлением в 268 г. нового свода законов, состо- явшего из 60 глав и 2926 статей. Обширные уложения соз- давались и во времена правления последующих династий
В 654 г. было закончено составление свода законов импе- рии Тан. В нем содержались пояснения к каждой статье, и, кроме того, в вопросах и ответах предлагались решения конкретных случаев, которые, хотя прямо и не были пред- усмотрены теми или иными статьями, должны были прини- маться на их основании. Были установлены четыре разряда законов: люй (уголовные законы), лин (административные законы), ко (дополнения и изменения к уголовным и адми- нистративным законам), ши (положения о применении

370
Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
законов). Своды законов и уложения были необычайно велики по объему, насчитывали десятки томов.
Большая работа по систематизации правового материала была проведена династией Суй (589—617 гг.). Как свиде- тельствуют хроники, «законы были четкими и ясными».
Суйское уложение было положено в основу всей дальней- шей кодификации.
В конце XIV в. был составлен свод законов династии
Мин. В соответствии с ним законы были разбиты на шесть разделов, по числу ведомств центрального управления.
Минский свод законов был положен в основу работы комис- сии по составлению уложения уже при династии Цин.
Основными формами собственности,предусмотренными правом Китая, были государственная и частная. Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древ- ности. Верховным собственником всей земли считался император. Преобладающей в раннефеодальный период была государственная феодальная собственность на землю.
Государство передавало земельные наделы в пользование крестьян. В случае смерти крестьянина — держателя госу- дарственного надела или достижения им преклонного воз- раста земельный надел возвращался в казну.
Одновременно с государственной существовала и раз- вивалась и другая форма феодальной собственности на землю — условная собственность. Так, военным чиновни- кам государственные земли жаловались в качестве наслед- ственного владения при условии обязательного несения ими военной службы. Практиковалась и передача земли во временное владение чиновникам с тем, чтобы доход с земельного надела шел в счет их ежегодного жалованья.
Существовала собственность чиновников в форме наделов, пожалованных за службу. Их размер зависел от ранга вла- дельца или занимаемой им должности.
Развивалась и крепла частная земельная собственность.
К числу частных землевладельцев относились различные группы населения: феодальная знать, богатые купцы, лица, занимавшиеся различными промыслами. Частными полями владело и крестьянство. Крестьяне — собственники земли были немногочисленны и владели, как правило, крошеч- ными участками.
Получило развитие и договорное право. Среди раз- личных договоров, известных феодальному Китаю, осо- бое место занимал договор купли-продажи. Его объектом

371
5.3. Êèòàé: îò äèíàñòèè Õàíü äî äèíàñòèè Ìèí
могло выступать самое различное имущество. Могла про- даваться и земля (навечно или на срок). Иногда продава- лось право аренды. Главным условием действительности договора купли-продажи являлось соглашение сторон.
Купля-продажа обычной вещи, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Ее отсутствие наказывалось битьем палками.
Праву Китая были хорошо известны договоры дарения,
мены, хранения.
Широкое распространение получил договор займа. Его объектом могли быть деньги, зерно. Проценты по займам были велики. В качестве обеспечения договора займа прак- тиковались поручительство и залог. В залог принимались дома, дворы, сады, мельницы, рабы, одежда и т.д. В слу- чае невозвращения долга в срок заложенное имущество переходило к кредитору. При закладе земли залогодатель длительное время не терял права собственности на зало- женную землю, сохраняя право выкупа земли после исте- чения срока уплаты долга. Часто использовали передачу в пользование конкретно определенной вещи, невозвраще- ние которой влекло за собой уголовную ответственность.
Особое значение приобрел в Китае договор земельной
аренды. В аренду сдавались государственные и частно- владельческие земли. Действовала пожизненная и даже наследственная аренда на основе принципа «одно поле — два хозяина». Это означало, что феодал не имел права ото- брать участок у своего постоянного арендатора. Вначале арендная плата взималась продуктами и составляла, как правило, не менее половины урожая.
С развитием товарно-денежных отношений все большее значение получал договор личного найма. Частично труд наемных работников использовался в казенном ремесле, но основной сферой его применения были частные мастер- ские и мануфактуры.
В области регулирования брачно-семейных отноше-
ний в феодальном Китае по сравнению с предыдущим периодом особенных изменений не произошло. Сохрани- лись большая патриархальная семья, власть родителей над детьми, почитание старших, культ предков. Семейное право базировалось на принципах конфуцианской морали. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно было служить интересам семьи, соответствовать требова- ниям культа предков. Возраст брачного совершеннолетия

372
Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
не закреплялся, но обычно он составлял 15—16 лет для мужчин и 14—15 лет для женщин. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты. Согласия молодых не требовалось. Запрещалось заключение браков между родственниками (до четвертой степени родства), однофа- мильцами, между маньчжурами и китайцами.
Власть главы семьи была необычайно велика. Он мог наказать и даже продать в рабство своих детей. В его рас- поряжении находились дом и хозяйство. Дети, внуки не имели отдельного имущества, их попытки выделиться и вести самостоятельное хозяйство при жизни родителей квалифицировались как преступление. Особая роль в семье принадлежала также старшим родственникам.
Только одна жена в китайской семье признавалась закон- ной, кроме нее муж мог иметь наложниц. Муж главенство- вал в семье, имел право наказать жену, однако запрещалось низводить ее до положения наложницы. Развод в Китае совершался по обоюдному согласию супругов. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, ее измены, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтли- вости и др. Жена могла требовать развода, если муж поки- дал ее на срок более трех месяцев, принуждал к амораль- ному поведению. Мужчина имел возможность жениться вторично. Если же вдова намеревалась вновь выйти замуж, то старейшины рода ее мужа могли отобрать у нее не только имущество умершего супруга, но и ее приданое.
В случае побега мужа местные власти по истечении трех лет давали женщине позволение на вторичное замужество.
Но жена, сбежавшая от мужа, подлежала телесному нака- занию, и муж имел право продать ее. Если же, сбежав, она выходила замуж, то подвергалась смертной казни.
После смерти родителей наследство получали сыно- вья. Дом, земля и другое имущество делились между ними поровну, незаконнорожденные дети получали только поло- вину доли. Если наследодатель умирал, не оставив сыно- вей, то одного из его родственников признавали усынов- ленным. Если же после смерти наследодателя не оставалось ни сыновей, ни родственников, пригодных к усыновлению, имущество переходило к дочери, а при отсутствии доче- рей — казне. Замужние дочери не имели права на наслед- ство, незамужние получали половину доли братьев.
Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников

373
5.3. Êèòàé: îò äèíàñòèè Õàíü äî äèíàñòèè Ìèí
за долги умершего. Наследовались как имущество умер- шего, так и его должность, которая могла быть унаследо- вана только старшим сыном.
Средневековое уголовное право Китая, его династийные кодексы создавались в условиях сложившихся в древности стереотипов массового правосознания китайцев.
Китайцы верили в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа). В танском кодексе содер- жится более 60 прямых ссылок на моральные нормы ли, на конфуцианские произведения. Вместе с тем кодекс исхо- дил из легистских требований о коллективной ответствен- ности, о поощрении доносов.
С действием этого стереотипа была связана и другая черта массового сознания, восходившая к легизму. «Глав- ной целью закона, — справедливо считает Н. А. Краше- нинникова, — считалась репрессия, санкция, дополняющая традиционные принципы повиновения старшим, воле пра- вителя, а не регулирование сферы свободы личности. Более того, в массовом сознании с правом как таковым ассоци- ировалось лишь уголовное право. Доминирующие нормы китайского уголовного права применялись не только в слу- чае совершения преступления, но и при простом нарушении норм морали». Примером может служить одно из показа- тельных положений танского кодекса, предусматривавшее наказание в виде битья палками за абстрактное нарушение моральной нормы, «за то, что не следует делать»
1
Преступник как субъект преступления мог быть и сво- бодным, и рабом. Но это обстоятельство не исключало сугубо сословного принципа применения наказания за мно- гие виды преступлений.
Китайское право в ряде случаев учитывало формы вины: умысел и неосторожность, хотя и не всегда последо- вательно. В III—IV вв. главным показателем преднамерен- ности преступления стали считать составление плана его совершения. При вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небреж- ность, забывчивость, ошибка. Эти понятия применялись в качестве оснований для помилования.
1
История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 627.

1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   87


написать администратору сайта