история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
уголовного права в шариате были разработаны слабо. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соуча- стие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Все преступления подразделялись на три группы. В первую были включены преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следовали точно определенные наказания — хадд. К ним относились пре- жде всего вероотступничество и богохульство, наказывавши- еся смертной казнью. Смертной казнью наказывались также все выступления против государственной власти. К этой же группе преступлений, объявлявшихся тяжким грехом, отно- сились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбоде- яние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии. Вторая группа объединяла преступления против отдельных лиц. Наиболее детально были разработаны нормы, посвященные умышленному убийству, за которое предусматривались альтернативные наказания. Родствен- никам убитого предлагалось выбрать одно из трех: смерт- ную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размеры выкупа обычно приравнивались к стои- мости 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убий- ство, выплачивало выкуп и несло религиозное искупление. За другие преступления данной группы, в частности за телесные повреждения, возникала ответственность, основанная на принципе талиона, закрепленном в Коране 357 5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî («Душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб»). В третью группу входили правонарушения, включая и преступления, наказания за которые не были строго уста- новлены и могли быть выбраны судом (тазир). Наказывались в судебном порядке такие действия, как неуплата закята (обязательный ежегодный налог в пользу бедных), несоблюдение поста, нанесение легких телесных повреждений, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государствен- ных средств, азартные игры и т.п. Предусматривались типичные для Средневековья жес- токие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся за совершение целого ряда преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или чет- вертования), тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и теле- сные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Как мера наказаня использовалось и тюремное заключение. Могло назначаться пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Право знало иму- щественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.), позо- рящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т.д.), ссылку. Судебные функции в халифате были отделены от адми- нистративных. Верховным судьей считался глава государ- ства — халиф. Управители отдельных областей лично рас- сматривали судебные дела. Впоследствии право вершить суд делегировалось зна- токам шариата, составившим вскоре влиятельную группу профессиональных судей — кадиев. Правомочия кадиев были обширны. Они рассматри- вали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распреде- ляли наследство, проверяли законность землепользования. Мусульманские (шариатские) суды рассматривали все дела (гражданские и уголовные), но только в том случае, где обеими сторонами являлись мусульмане. Они были вправе назначать все виды наказаний. Роль высшего судьи 358 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà принадлежала имаму (религиозному наследнику пророка Мухаммеда). Кроме духовного суда кадиев в халифате существовали и светские суды. В них чаще всего рассматривались уго- ловные дела. Назначал светских судей визирь. В светском суде можно было обжаловать решение суда кадиев. Выс- шей инстанцией светской юстиции считался придворный суд. Нередко суд творили визири, управляющие дворца. Светский суд был менее связан рамками Корана и традиций. В основном он руководствовался нормами местного права. Основными чертами судопроизводства были непрерыв- ность судебного процесса, единоличное решение судебных споров. Дела рассматривались публично (обычно в мече- тях). Процесс проводился в устной форме, как правило, он носил обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересован- ными лицами (за исключением преступлений, направлен- ных против государственной власти). Процессуальных раз- личий между рассмотрением уголовных и гражданских дел практически не было. Мусульманское право не содержало каких-либо общих процессуальных правил. В разбирательстве гражданских споров могли принимать участие представители сторон. Сто- роны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Было возможно заключение мировых сделок. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. Судебный про- цесс превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатые и бедные были в неравном положении. Судья обладал большой свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и предпочтениями. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не считалось окончательным и бес- поворотным. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли судейские реше- ния. При обнаружении новых фактов допускался пересмотр вынесенного решения. Судья мог пересматривать собствен- ное решение. При оценке доказательств в суде господство- вал формализм. Так, достаточным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидете- лей-мусульман. Показания женщин рассматривались как «половинные» доказательства. 359 Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ При отсутствии достоверных или убедительных доказа- тельств применялась клятва, которую обычно должен был произносить ответчик или обвиняемый. Клятва со ссылкой на Аллаха принималась в судебном процессе как веское доказательство. Она освобождала обвиняемого от ответ- ственности или смягчала наказание. Признание обвиня- емого рассматривалось в качестве доказательства, достаточ- ного для вынесения решения суда 1 Осуществляя правосудие, судьи руководствовались пре- жде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Охарактеризуйте природные условия Аравийского полу- острова. Как его климат повлиял на процесс образования единой государственности? 2.Какие факторы сыграли основную роль в создании единого арабского государства? 3. Какое влияние оказал ислам на исторический путь арабских племен? 4. Охарактеризуйте общественный строй Арабского халифата. 5. Какова была форма правления и территориального устройства Арабского халифата? 6. Назовите основные органы государственного управления Араб ского халифата. 7. Какие факторы обеспечили относительное единство Араб- ского халифата? Почему тем не менее халифат довольно быстро распался? 8. Расскажите о возникновении ислама. Какую роль он сыграл в складывании арабского государства? 9. Перечислите основные источники мусульманского права в по- рядке их возникновения и официального признания. 10. Охарактеризуйте право собственности и обязательственное право по мусульманскому праву. 11. В чем своеобразие брачно-семейных отношений по мусуль- манскому праву? 12. Назовите основные виды правонарушений и юридической ответственности в мусульманском праве. 13. Расскажите о системе судоустройства в Арабском халифате. 14. Охарактеризуйте основные черты мусульманского судопро- изводства. 1 См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 623. 360 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà 5.3. Êèòàé: îò äèíàñòèè Õàíü äî äèíàñòèè Ìèí Стойкая многоукладность экономики, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отноше- ний, неравномерность хозяйственного и социального разви- тия различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, которым можно датировать начало средневековой истории Китая. При периодизации истории государственности средне- векового Китая необходимо учитывать смены царствующих династий и становление крупных империй. Государство испытывало на себе влияние частых в то время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в государственных и правовых институтах 1 В средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в Древнем Китае. 5.3.1. Управление империями По уровню цивилизации с Китаем могла сравниться только Римская империя. К. Е. Ливанцев По преобладающему среди историков мнению, начало средневековой эпохи в Китае было связано с гибелью импе- рии Хань и наступлением периода Троецарствия. Распад Ханьской империи в III в. в результате концентрации земли в руках частных собственников и мощных народных движе- ний II—III вв. привел к столетней внутренней смуте. Вос- становить государственное единство Китая удалось самому сильному из трех царств — Вэйскому. В 265 г. установилось правление династии Цзинь. Так началась эпоха Цзиньской империи (с 265 г.). В эти годы в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю, получила развитие система надельного землевладения 1 См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 515. 361 5.3. Êèòàé: îò äèíàñòèè Õàíü äî äèíàñòèè Ìèí на государственных землях. Еще в Древнем Китае склады- валось крупное частное землевладение, основанное на раз- личных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое раз- витие приобрела и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога. Традиционные основы системы высших и местных орга- нов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций отдельных органов управления: общеадмини- стративных, надзорно-контрольных, судебных и военно- командных. Те или иные звенья этой системы подвергались перестройке, менялись их полномочия и названия в связи с изменением задач, стоящих перед государством. Местные правители вели междоусобную борьбу, кото- рая крайне ослабила силы империи. Это дало возмож- ность кочевникам, жившим на северо-восточных и северо- западных границах Китая, усилить натиск. Наиболее сильными из племен кочевников были гунны: они образо- вали в Северном Китае свое государство. Большая часть цзиньской знати бежала на юг, за реку Янцзы, бывшую непреодолимым рубежом для конницы кочевников. В этом регионе династия Цзинь сохраняла власть до 420 г. На отдельных территориях Китая попере- менно устанавливалось господство тех или иных династий. Первая попытка объединения Китая была связана с дина- стией Суй, которая подчинила себе Северный и Южный Китай. Объединение разрозненных мелких непрочных царств в единую империю было вызвано необходимостью прекратить внутренние войны, а также содержать крупную ирригационную сеть, которая требовала наличия единой централизованной власти. В период правления династии Суй стала восстанав- ливаться разрушенная экономика государства, расшири- лась площадь посевов, выросла численность населения; отстраивались города, оживилась торговля. Был прорыт канал, со единивший реки Хуанхэ и Янцзы, велись работы по ремонту Великой китайской стены и строительству дорог. Крупные затраты, необходимость противостояния кочевникам, народные восстания требовали от империи больших усилий и истощали ее силы. В результате в начале VII в. в Китае установилось прав- ление новой династии Тан, правление которой длилось 362 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà около 300 лет. В этот период было создано сильное центра- лизованное государство. Танские императоры пытались расширить фонд государ- ственных земель и увеличить число крестьян — подданных государства. Все города Китая строились на государствен- ной земле; в них жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники, купцы, монахи и ремесленники. Порядок в городах обеспечивали специальные конные отряды. В китайском обществе сложилась строгая иерархия 1 , осо- бенностью которой было то, что все считались вассалами императора. Представители знати и чиновники делились на многочисленные группы и ранги. Каждому рангу назна- чалась определенная оплата в виде земельного владения или жалованья. Каждая социальная группа вела прису- щий только ей образ жизни, имела свое материальное обе- спечение, правила поведения, особую одежду, украшения и жилища. Высшую группу господствующего класса феодалов составляла наследственная аристократия, среди которой тоже не было равенства, так как знать делилась на девять рангов (титулов). Каждый титул обеспечивался соответ- ствующим размером пожалованной земли. Значительную часть господствующего класса состав- ляли чиновники, также принадлежавшие к девяти рангам, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие группы. Они не могли передавать по наследству ни свои должности, ни ранги, ни права на пожалованное земле- владение. Продвижение по служебной лестнице было воз- можно при условии сдачи экзаменов (существовала целая система соответствующих экзаменов). Зависимые слои населения не были едиными. Бо льшая часть крестьян относилась к так называемому доброму народу (лянминь), обязанностью которого были обработка земли и выполнение предусмотренных повинностей. При этом некоторые разбогатевшие семьи использовали труд «пришлых» и рабов. Подавляющую массу «доброго народа» 1 Китай не знал европейской концепции субъективных прав лично- сти, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности определялось принадлежностью индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями. Сословные различия свято охранялись законом и традицией. 363 5.3. Êèòàé: îò äèíàñòèè Õàíü äî äèíàñòèè Ìèí составляли бедняки. Жизнь крестьян была подчинена раз- личным регламентам; нарушение традиций и правил влекло за собой суровые кары. К «доброму народу» причисляли и ремесленников, и купцов, облагаемых податями и повин- ностями так же, как и крестьяне. В самом низу социальной лестницы находился «деше- вый народ» (цяньминь) — держатели земли у частных лиц, лично зависимые слуги и рабы. По форме правления танский Китай являлся монархией, в которой верховная власть принадлежала императору. Обладая номинально неограниченными правами и счита- ясь сыном Неба, он должен был править страной на основе традиций и законов, сохраняя преемственность от великих предков.При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены импе- раторского дома и влиятельные сановники. Были введены должности двух канцлеров — левого (старшего) и правого (младшего), зачастую самостоятельно решавших государ- ственные дела (рис. 24). Канцлерам подчинялись шесть ведомств, делившихся на две группы. К первой относились ведомство финансов, ведомство обрядов (наблюдавшее за соблюдением нравственности, обрядов, этикета), ведом- ство, занимавшееся приемом и увольнением чиновников. Ко второй группе — военное ведомство, ведомство наказа- ний (курировавшее суды и тюрьмы), ведомство обществен- ных работ. Важное место занимала палата инспекторов, наблюдавшая за деятельностью центрального и местного аппаратов власти. Империя была разделена на провинции, округа и уезды. В каждом образовании управление осуществляли назнача- емые из центра чиновники. В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполно- моченные чиновники высоких рангов: административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами; воен- ная, ведавшая вооружением и организацией военного дела; надзорно-контрольная, контролирующая весь местный управленческий аппарат. Аналогичные вопросы решались на уровне округа и уезда. Ниже уездных центров стояли деревенские организа- ции, которыми руководили старосты из числа деревенских жителей. Обязанности старост на всех уровнях деревенских организаций (низшей единицей считались объединения 364 Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà пяти дворов) были весьма обширны: учет населения, кон- троль за земледелием и шелководством, за уплатой налогов, трудовой повинностью, порядком в деревне, за отправле- нием религиозных церемоний. Император Ведомства Ведомства Местное управление Военные наместники Государственный совет Левый канцлер Правый канцлер обрядов чинов финансов Наемная конница Пехота Дворцовая гвардия Военная система судебное военное общественных работ Судебная система Провинциальный суд Окружной суд Уездный суд Пограничные округа Столичный суд Рис. 24. Государственный строй Китая в VII — начале Х в. 365 5.3. Êèòàé: îò äèíàñòèè Õàíü äî äèíàñòèè Ìèí Значительную роль играла армия. В рассматриваемый период мужчины до достижения 60 лет считались военно- обязанными и привлекались как на службу в армию, так и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения карались смертной казнью. Главной армейской реформой стало введение рекрут- ской системы набора войска (вместо найма воинов), с помо- щью которой создавалась регулярная армия, находившаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена. Императоры прибегали и к услу- гам наемных отрядов. На первую половину VIII в. пришелся наивысший рас- цвет империи, затем сменившийся кризисом. Реальная власть стала переходить к владельцам феодальных поме- стий. Все прежние повинности были заменены единым налогом с земли, который зависел от размеров земельных участков. В Китае наступил период феодальной раздроб- ленности, и в начале Х в. был низложен последний импе- ратор династии Тан. В конце Х в. произошло новое объединение Китая под властью династии Сун. |