Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственный строй Арабского халифата 349 5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî

  • Система обязательств

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница39 из 87
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   87
    органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны): диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; диван-ал- харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну; диван-ал-барид, управлявший доро- гами и почтой, руководивший также строительством дорог, колодцев и т.д. Это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения.

    348
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    Важную роль играла арабская армия. Вначале она пред- ставляла собой племенное ополчение. Однако необходи- мость ее укрепления и централизации вызвала ряд военных реформ конца VII — середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей: постоянного войска и добровольцев. Наемничество в это время почти не прак- тиковалось. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в основном пополнялась за счет ополченцев.
    Территория халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или
    Халиф
    Визирь с широкой властью с ограниченной властью
    Диваны ал-джунд ал-харадж ал-барид
    Шурта
    (полиция)
    Местное управление
    Судебная система
    Халиф
    Коллегия богословов
    Кади
    Светские суды
    Военная система
    Постоянное войско
    Добровольцы
    (ополчение)
    Наемники
    Мамлюки
    (IX в.)
    Рис. 23. Государственный строй Арабского халифата

    349
    5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî
    областей. Управляли ими, как правило, военные намест- ники — эмиры, ответственные только перед халифом.
    Эмиры осуществляли административно-финансовое управ- ление, возглавляли местные административные аппараты, в их ведении находились вооруженные силы. Полицейскую службу несли специальные отряды наемников.
    Система местных органов власти на протяжении
    VII—VIII вв. претерпевала значительные изменения. Вна- чале система местного чиновничьего аппарата в поко- ренных странах сохранялась, так же как и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей хали- фата произошло упорядочение местной администрации.
    Мелкие административные подразделения (города, селе- ния) управлялись должностными лицами различных ран- гов. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — шейхов.
    Огромный Арабский халифат был непрочным государ- ством. Состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющую ее религию и авто- ритарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централи- зованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата произошли значительные изменения.
    Во-первых, произошло фактическое ограничение свет- ской власти халифа. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государ- ственных чиновников.
    Во-вторых, в государственном механизме халифата воз- росла роль армии и ее влияние на политическую жизнь.
    Военачальники расправлялись с неугодными халифами и возводили на престол своих ставленников.
    В-третьих, усилились сепаратистские тенденции в про- винциях. Власть эмиров, а также местных племенных вож- дей становилась все более независимой от центра, факти- чески наследственной. Стали возникать целые династии эмиров. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли эмирам огромные права для подавления восстаний покоренных народов. Все это подта- чивало силы Арабского халифата.
    Раскол халифата на отдельные независимые госу- дарства (эмираты и султанаты)стал вопросом времени.
    Во второй половине VIII в. от него отделился Кордов-

    350
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    ский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX в. отделился Египет. Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии. Впо- следствии эти земли были захвачены татаро-монголами и турками.
    5.2.2. Характерные черты мусульманского права
    В мусульманском праве представ- лены начала (традиции)… естествен- ного и позитивного права.
    В. К. Самигуллин,
    российский ученый-юрист
    Мусульманское право — цивилизационный феномен.
    В нем соединены два начала: религиозное (ислам), ирраци- ональное, и светское, рациональное. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, воз- никла и оформилась в рамках Арабского халифата. Про- цесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности.
    Источники мусульманского права (шариата) были весьма разнообразны. Важнейшим из них считается Коран.
    Он состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов
    (аятов). Бо́льшая часть этих стихов имеет мифологический характер. Предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман, содержат лишь 500 стихов, при этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно право- вые
    1
    , остальные касаются религиозного поведения и обя- занностей.
    Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования.
    Но многие установления имеют неопределенный смысл и могут приобретать разный вид в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.
    Нормы Корана — это писаное право, которое регули- рует отношения между человеком и Богом, между людьми, между людьми и государством. Предписания носят харак- тер религиозно-моральных направляющих установок.
    1
    История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 611.

    351
    5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî
    Еще одним ведущим источникоммусульманского права является Сунна («священное предание»), включавшая в себя предания (хадисы) о поступках и изречениях Мухам- меда, изложенные его сподвижниками. В хадисах также представлены различные правовые воззрения, отражающие развитие социально-политических отношений в арабском государстве. Значительная часть сунны содержит пред- писания, касающиеся брачно-семейного, наследственного и судебного права.
    Следующим источником мусульманского права явля- ется Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне, и впоследствии получившие признание выдающихся правоведов-теологов. Это общее мнение тео- логов, которое включает в себя акты первых четырех пра- ведных халифов, принятых после консультации с теоло- гами.
    К источникам мусульманского права относятся также
    фикх (правовая наука, доктрина), кияс (умозаключение по аналогии, правовой прецедент), фетва (письменные заключения высших религиозных авторитетов по реше- ниям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни, принимаемые авторитетными теоло- гами и являющиеся для остальных мусульман обязатель- ными) и адат (мусульманский обычай).
    В дальнейшем по мере распространения ислама появи- лись другие источники права — указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу.
    Мусульманское право вобрало в себя многие элементы правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие на завоеванных арабами терри- ториях.
    Исключительно важную роль в становлении мусуль- манского права сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов
    1
    , при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —
    Коран и Сунна.
    1
    Особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели
    Абу Ханифа ибн Сабит, получивший титул «великого учителя» (умер в 767 г.), Малик ибн Анас (умер в 795 г.), Мухаммед ибн Идрис Шафии
    (умер в 820 г.), Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 г.).

    352
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном счете определяется «боже- ственным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направ- ленность своих поступков. Соответственно, отказ от над- лежащего поведения рассматривается не только как юри- дическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие.
    Особенностью мусульманского права является то, что оно ориентировано на человека. В нем в своеобразной форме реализуется идея равенства: все люди — рабы Аллаха, и никого более. Рожденные мусульманами и сохранившие веру на протяжении всей жизни, умирают также мусульма- нами. При этом все взрослые мужчины мусульмане равны перед Аллахом и законом.
    Ислам жестко регламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг правоверного мусульманина должен был соответствовать требованиям Корана. Их нарушение рассматривалось не только как грех перед Богом, но и как наказуемое преступление. Действия каждого лица опре- делялись как строго обязательные, желательные, разре- шаемые, нежелательные, но ненаказуемые, запрещенные и строго наказуемые.
    Для шариата, особенно на первых этапах его развития, было характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содер- жавшие такие обязанности, определяли всю жизнь право- верного мусульманина. Лишь в той мере, в какой мусуль- манин соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на юридические возможности. По этому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопросы о правоспособности, сколько о дееспособно- сти лица. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения иму- щественных прав. В полном объеме дееспособностью наде- лялись лица, достигшие совершеннолетия и находившиеся в здравом рассудке. Было известно также понятие ограни- ченной дееспособности для малолетних, слабоумных и т.д.
    В системе мусульманского права правовые и этические нормы не отделялись друг от друга, составляя единое целое.
    При этом шариат требует скорее уважения буквы, чем духа закона, внешние обстоятельства имеют большее зна-

    353
    5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî
    чение, нежели мотивы действия. Отсюда проистекают два различных следствия — правовой формализм и широкая свобода усмотрения.
    Важное место в мусульманской правовой доктрине зани- мали нормы, регламентировавшие имущественные отно- шения. Прежде всего, было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую катего- рию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина: воздух, море, пустыня, мечети и т.п. Не признавалась собствен- ность мусульман и на так называемые нечистые вещи: вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недви- жимые, заменимые и незаменимые, характеризу ющиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д.
    Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельной собственности. В особые группы выделялись земли, принадлежащие частным лицам, бро- шенные земли, земли, непригодные для обработки, и т.п.
    Землевладельцу разрешалось при этом сдавать землю непосредственному производителю — крестьянину. Со вто- рой половины VIII в. появилось условное землевладение, схожее с западноевропейским бенефицием. Было положено начало формированию основных правовых земельных ста- тусов — хиджаза (земель, где по преданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим),
    вакуфа (земель, переданных мечетям, мусульманским шко- лам и другим организациям на религиозные и благотвори- тельные цели, освобождавшихся от налогов и считавшихся неотчуждаемыми), мулька (земель, которые по характеру правомочий их держателей могут быть отождествлены с частнособственническими), икты (временных пожало- ваний земли вместе с проживавшим на ней населением за службу).
    Отношения собственности тщательно регламентирова- лись нормами шариата. Праву частной собственности при- писывалось божественное происхождение, оно рассматрива- лось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.
    Система обязательств мусульманского права отличалась большой разработанностью. Обязательства из договоров

    354
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    распадались на две группы. К первой группе догово- ров, связанной с передачей вещи, относились договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи, ко второй группе — договоры товарищества, поклажи, поручения.
    Детальную разработку получил договор купли-продажи.
    Его заключение допускалось в основном в отношении реально существующих вещей. В случае обнаружения скрытых недостатков купленных вещей покупатель мог расторгнуть договор. Своеобразие мусульманского права выражалось в норме, согласно которой риск случайной гибели вещи лежал на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора.
    Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего аренды земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам взимания арендной платы в пользу собственника.
    Распространение в арабском обществе получили дого-
    воры товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов.
    Положения формировавшегося договорного права определяли ряд важных принципов: запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества.
    Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные.
    Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе или устно. Договоры считались незыблемыми.
    Обязанность их соблюдать рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заклю- ченные с безнравственными целями с использованием
    «нечистых» или изъятых из оборота вещей.
    Особое внимание мусульманская религия и шариат уделяли регулированию брачно-семейных отношений.
    Безбрачие рассматривалось как нежелательное состояние, а брак считался религиозной обязанностью мусульма- нина. Формально для брака требовалось согласие сторон.
    Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выра- зить ее родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически вопрос о замужестве дочери решал отец. Так как, согласно преданию, Мухаммед женился на Айше, когда ей исполни- лось девять лет, этот возраст был признан достаточным для

    355
    5.2. Àðàáñêèé õàëèôàò. Ìóñóëüìàíñêîå ïðàâî
    вступления в брак женщин
    1
    . Допускался временный брак, заключенный на определенный срок. Мусульманину раз- решалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию. Женщине-мусульманке было запрещено выхо- дить замуж за иноверца.
    Брачный документ составлялся кадием (судьей) и удо- стоверялся не менее чем двумя свидетелями мужского пола.
    Препятствием к браку считалось кровное родство или свой- ство брачующихся, идолопоклонство.
    За мусульманином признавалось право иметь до четы- рех жен, а также наложниц из числа рабынь. Жена имела право на содержание, на отдельное помещение, на выде- ляемое мужем имущество. Она не участвовала в расходах по дому, которые лежали на муже, и должна была зани- маться домашним хозяйством и воспитанием детей.
    Муж считался главой семьи. Для него существовала сво- бода развода, он мог подвергать жену телесным наказаниям.
    Жена могла требовать развод только через суд и только в случае, если муж не исполнял своих обязанностей (не давал жене содержания, имел физические недостатки, не состоял с ней в супружеских отношениях) или если он жестоко обра- щался с ней. Развод мог иметь место в случаях взаимного проклятия (лиана). Оно произносилось мужем перед судьей, когда он считал, что родившийся у жены ребенок являлся результатом нарушения ею супружеской верности, но был не в состоянии этого доказать. Жена, со своей стороны, могла клятвой отрицать данное заявление. Брак по причине лиана расторгался окончательно (при разводе по другим основа- ниям брак мог быть заключен вторично).
    Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по процедуре, так и по их юридическим последствиям.
    Так, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для раз- вода были точно определены (например, отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объ- яснения причин, в упрощенной форме (талак), произнеся фразу: «Ты отлучена». При разводе муж должен был выдать жене часть имущества. Существовала возможность развода по инициативе жены, когда она по договоренности с мужем предоставляла ему определенное вознаграждение (ивад).
    1
    История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 618.

    356
    Ãëàâà 5. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîãî Âîñòîêà
    Шариат знал наследование по закону и завещанию.
    Завещание не могло затрагивать более 1/3 имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. Правами наследников по закону пользовались многие родственники умершего (дети, внуки, отец, мать, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, супруги и др.).
    Шариат устанавливал очередность наследования. Из круга наследников исключались рабы, лица, хотя бы и неумыш- ленно, причинившие смерть наследодателю, вероотступ- ники, разведенные супруги. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.
    Из имущества умершего прежде всего покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачива- лись все его долги. Наследованию подлежали только иму- щественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.
    Вопросы
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   87


    написать администратору сайта